Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе



Педагогическое взаимодействие, его цели, характеристики. Классификация типов педагогического взаимодействия. Пути развития педагогического взаимодействия.

Воспитательный процесс есть процесс взаимодействия всех включенных в него субъектов: педагог – коллектив воспитанников, педагог – воспитанник, педагог – родители воспитанников и т.д. Взаимодействие участников воспитательного процесса является важнейшим средством, необходимым способом успешного решения поставленных задач.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость. Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия. Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3. По содержанию деятельности: взаимодействие в учебной, трудовой, спортивной и другой деятельности).

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

Кроме этого выделяют случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное или невербальное взаимодействие, продуктивное и непродуктивное. Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон. Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости. Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности. Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга. В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

В школьной практике воспитание не всегда строится на основе взаимодействия, учитель достаточно часто выбирает не демократическое (взаимодействующее), а авторитарно подавляющее поведение. Источниками такого поведения являются: иерархическая организация большинства государственных и общественных структур; собственный опыт воспитания; попытка компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога и др.

В условиях гуманистически ориентированного воспитания каждый педагог должен стремиться к организации воспитания на основе взаимодействия. Путями его развития являются: 1) организация совместной деятельности; 2) объективность и всесторонняя информированность друг о друге участников взаимодействия; 3) овладение способами организации совместной деятельности и общения (психологическая, теоретическая и практическая подготовка).

 

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание основных характеристик взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

2. Приведите примеры, показывающие влияние срабатываемости и совместимости на эффективность воспитательного процесса.

3. Охарактеризуйте типы взаимодействия по их характеру: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

4. Проанализируйте свой опыт школьного воспитания, какой тип поведения педагога был преобладающим? Предположите, почему?

Технологии воспитания

Сущность понятия. Технология организации коллективных творческих дел (И. П. Иванов). Организация групповых форм работы (Н. Е. Щуркова).

 

Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания.

Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А. С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека». Идея технологизации воспитания неоднозначно рассматривается в педагогической науке, так как процесс воспитания - это, в значительной степени, субъектный процесс, поэтому о технологиях можно говорить только условно. Но все же в науке делаются попытки определить сущность воспитательной технологии. Воспитательная технология – система методов и приемов, направленная на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.).

В. В. Сериков под воспитательной технологией понимает некоторую законосообразную деятельность, приводящую к законосообразному результату, реализацию обоснованной модели педагогической ситуации. В идеале технология – это «пакет» методик, прилагаемых к целям; блоки программ совместной деятельности воспитателя и воспитуемых, отражающие индивидуальные варианты развития детей.

В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н. Е. Щурковой), суггестотехнологию.

Технология КТД реализуется в рамках теории коллективного творческого воспитания, разработанной И. П. Ивановым. Основные идеи: наличие привлекательных для детей идеалов; сменяемость актива; чередование творческих поручений; опора на малые группы; коллективное планирование, организация и анализ общего дела; организация обществено и личностно значимой, художественно-инструментованной деятельности; особая позиция педагога как старшего товарища.

Выделяют шесть стадий организации и проведения КТД:

1) предварительная работа или стартовая беседа воспитателя, создание положительной мотивации;

2) коллективное планирование, разработка КТД; выбор совета дела;

3) коллективная подготовка КТД (уточнение программы, распределение поручений, подготовка оформления, творческих сюрпризов);

4) проведение КТД. Выделяют следующие схемы форм проведения КТД: бой, защита, эстафета, путешествие, ролевая игра и др.

5) коллективный анализ (разговор по кругу);

6) ближайшее последействие (выработка дальнейших действий, педагогический анализ отношений в коллективе).

Технология организации групповых форм общения разработана Н. Е. Щурковой. Основная цель такого рода занятий – выработка умения самоанализа, формирования ценностного отношения к человеку. Н.Е. Щурковой разработаны этапы и требования к проведению философических, этических и психологических занятий. Рассмотрим сущность философических занятий.

Содержание философических занятий определяется системой общечеловеческих ценностей: жизнь как наивысшая ценность, красота, проблема счастья и страдания, культура и человек как ее носитель и др. Алгоритм занятия включает следующие этапы:

1) постановка вопроса, имеющего жизненное значение для человека и актуального для детей (например, роль одежды и ее место в жизни человека);

2) осмысливание и фиксация в точных формулировках значения основного понятия (определение одежды из толкового словаря);

3) подбор иллюстративных примеров реального воплощения понятия в действительности (функции тех или иных предметов одежды);

4) подбор особых ситуаций, благодаря которым поставленный вопрос принимает проблематичный характер и иллюстрирует проблему жизни, т.е. становится философским (проблема формы и содержания, например, на свадьбу человек пришел в траурной одежде);

5) изучение того, как данная проблема решается в философии (Гегель: форма – то же содержание), формулировка решения проблемы;

6) проведение ролевой игры, иллюстрирующей данную проблему;

7) организация рефлексии для осмысления каждым участником своих духовных усилий и личностных выводов.

При проведении такого рода занятий необходимо учитывать следующие требования: предоставлять каждому право на свободу мнений и высказываний; обращаться к непосредственному опыту детей, организовывать наглядно-иллюстративную обеспеченность; опираться на игровые ситуации.

Вопросы и задания:

 

1. Дайте определение воспитательной технологии.

2. Если воспитательная технология понимается как система, то, что является элементами этой системы? Чем задается их взаимосвязь и соподчиненность? Что является системообразующим элементом, задающим целостность технологии?

3. Чем отличается воспитательная технология от традиционного воспитательного мероприятия?

4. На основании чего осуществляется выбор технологии воспитания в конкретных условиях?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 5907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.015 с.)