Краткий словарь педагогических терминов (глоссарий)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий словарь педагогических терминов (глоссарий)



авторские школы – экспериментальные учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором и авторским коллективом. Статус авторской школы присваивается соответствующим органом управления образованием после проведения специальной общественно-государственной экспертизы.

активизация учебной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации, повышения эффективности. аксиология педагогическая – учение о педагогических ценностях (предпочтениях, идеалах, свойствах, качествах, значимых для человека и общества), исследующее содержание ведущих педагогических идей и теорий в различные исторические периоды.

аксиология педагогическая – учение о педагогических ценностях (предпочтениях, идеалах, свойствах, качествах, значимых для человека и общества), исследующее содержание ведущих педагогических идей и теорий в различные исторические периоды.

актуальность темы исследования –1)структурная часть текста, представляющая собой обоснование выбора изучаемого явления, имеющая цель показать, почему необходим поиск научного решения вопроса, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать; 2) методологическая характеристика научной работы; как правило, актуальность темы связана с тем, что, во-первых, решение научной задачи отвечает насущной потребности практики, во-вторых, восполняет определенный пробел в научных знаниях в той или иной области.

анализ продуктов деятельности -в педагогике метод исследования, выражающийся в аналитическом изучении разнообразных предметных данных: детских рисунков, поделок, сочинений, дневниковых записей, стенгазет, презентаций и иных продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности.

анализ системно-структурный — метод исследования, основанный на принципе системного подхода, состоящий из нескольких этапов: уточнение, какой научный феномен берется для анализа как целое; выявление возможно большего числа элементов целого; группирование элементов в необходимое и достаточное число подструктур; установление различных связей и отношений между элементами, подструктурами и целым.

аналогия — общенаучный метод исследования, вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим.

анкетирование– исследовательский метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения).

беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, протекающих вне сознания.

введение — структурная часть основного текста, представляющая собой начальную главу, ориентирующая читателя в дальнейшем изложении, подготовить к усвоению основного текста. Оформление педагогического исследования в виде курсовой работы, дипломного исследования и т.п. начинается с введения, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, описываются методы исследования.

 

взаимодействие педагогическоеличностный контакт педагога и учащегося, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

влияние педагогическое — воздействие педагога в процессе взаимодействия с обучающимся, воспитанником, приводящее к изменению каких-либо его личностных качеств, поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяются четыре основных способа влияния педагогического: убеждение, внушение, «заражение» и подражание; все они тесно переплетаются в каждом акте личностного общения.

влияние среды - совокупность стимулов, воздействующх на организм, как благоприятных, так и неблагоприятных для развития индивида, личности или отдельных его черт.

 

внушение - воздействие на подсознательное в психике и поведение учащегося с целью добиться от него определенных установок и действий.

воздействие педагогическое –влияние педагога на сознание, волю, эмоции учащегося, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и успешного достижения педагогических задач.

воспитательная работацеленаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через воспитательную работу реализуется воспитательный процесс.

воспитательная системаэто целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

воспитательные отношенияразновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленное на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.

гипотеза исследования– методологическая характеристика исследования; научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием. От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений. В содержании гипотезы отражаются как выдвижение некоторого положения, так и последующее логическое и практическое доказательство. Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие.

готовность к деятельностисложная динамическая система, включающая интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые стороны психики. Включает осознанные и неосознанные установки, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями и необходимости достижения определенного результата.

готовность профессиональная — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Она не обязательно согласуется с объективной профессиональной подготовленностью. Профессиональная готовность к педагогической деятельности — совокупность профессионально обусловленных требований к учителю, в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой — научно-теоретическая и практическая подготовка.

грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру грамотности компьютерной входят: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

 

общественное объединение - особый тип социальной группы; созданное на добровольной основе самостоятельное общественное формирование детей и взрослых для совместной деятельности в целях удовлетворения социальных потребностей и интересов (направленной на удовлетворение интересов, ожиданий детей, их максимальное самопроявление, актуализацию возможностей, развитие способностей). Воспитательный потенциал детского общественного объединения - определенная целостность социально-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих личности в жизнедеятельности объединения позицию субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.

 

деятельность педагогическая –профессиональная деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого действия.

деятельностный подход -теоретико-методологическая основа психолого-педагогических исследований, согласно которой личность изучается в соответствии с принципом единства сознания и деятельности, а психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а также как реализация самой деятельности.

дидактическая играформа учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию, специально предназначенное для реализации целей обучения.

дискуссия метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины.

заражение - взаимообмен эмоциональными состояниями, которые происходят вне сознательного контроля.

индивидуальный стиль педагогической деятельности – совокупность характерных и устойчивых для данного учителя задач, средств и способов педагогической деятельности и общения.

игра – форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации.

игра деловая – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Игра деловая применяется для обучения и исследовательских идей.

игра имитационная – свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

игра сюжетно-ролевая — основная форма игры сюжетно-ролевой детей дошкольного возраста, возникшая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Игра сюжетно-ролевая — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают их действия и взаимоотношения. Особенностью является игровое применение предметов, т.е. значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с новым значением.

индивидуальный стиль деятельности - характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требования какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

индоктринация – целенаправленное распространение в обществе какой-либо теории или учения (доктрины) для формирования определенного общественного сознания, формирования социальных стереотипов, изменения морально-нравственных ориентиров и ценностей.

 

информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) – совокупность методов, программного обеспечения (компьютерные программы, Интернет-ресурсы, электронные базы данных), технических средств (компьютеры, мультимедийные материалы, электронные учебники и др.), интегрированная с целью сбора, обработки, хранения и использования информации в процессе обучения.

исследовательский метод в обучении – метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности.

клубы детские — общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения по интересам, а также для отдыха и развлечения. К ним относятся: детские внешкольные учреждения (клуб юных моряков и др.), самодеятельные объединения — клубы в общеобразовательных учреждениях и других учебных заведениях (клуб любителей джаза). В некоторых концепциях авторских школ понятие «клуб детский» объединяет внеурочную, внеклассную и внешкольную работу и рассматривается как перспективное направление совершенствования жизни школьного коллектива.

коллективного творческого воспитания методика (коммунарская методика, «орлятская педагогика») – разновидность коммунарской методики, опирающаяся на следующиеосновные положения: 1) создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе повседневной гуманной воспитательной работы педагогов и в результате участия воспитанников в социально значимых делах; 2) организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы); 3) построение самоуправления в коллективе на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятельность; 4) гуманные отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища, в его успехах. И.П. Ивановым разработаны условия педагогического обеспечения коллективного творческого дела (КТД). Эта методика является составной частью педагогики сотрудничества.

коллективное творческое дело (КТД) форма работы в коммунарской методике, адаптированная к условиям обычной школы и внешкольных воспитательных учреждений (И.П.Иванов); состоит в коллективном принятии идеи и добровольном коллективном ее воплощении; выполнение «дела» предполагает свободное, добровольное творческое участие всех членов коллектива. В процессе выполнения КТД формируется чувство коллективизма, которое становится неотъемлемой чертой личности ребенка, измеряясь не количеством совместно проведенных часов или дел, а личным вкладом каждого в жизнедеятельность коллектива, чувством ответственности за себя и товарищей, проявленной в КТД инициативой.

компетентность– 1) уровень образованности личности, обеспечивающий возможность на основе полученных знаний принимать самостоятельные решения и действовать; компетентность определяется степенью владения теоретическими знаниями и практическими навыками в определенной области; 2) личные возможности лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать решения и осуществлять действия в определенной области.

компетентность коммуникативная – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; совокупность знаний и умений их применять для построения эффективной коммуникации.

компетентность учителя профессиональная – совокупность профессиональных и гуманистических ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, определяющих сформированность педагогической позиции учителя, уровень педагогического общения и зрелость личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

компетенции ключевые –основные компетенции, характеризующие подготовку личности к самостоятельной жизни. Преимущественно выделяется набор ключевых компетенций: компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетенции в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива); компетенции в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т. д.); компетенции в бытовой сфере (в том числе подготовка к семейной жизни, сохранению и укреплению здоровья и т. д.); компетенции в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

компетенция– 1) круг полномочий, прав и обязанностей, в котором должностное обладает познаниями, опытом; 2) совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

 

 

компетентность учителя профессиональная – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.

критерии педагогической технологии – основные показатели и характеристики, по которым оценивается разрабатываемый вариант педагогической деятельности: результативность (достижение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).

культура общения — система знаний, умений и навыков адекватного этичного поведения в различных ситуациях общения и степень проявления этих знаний и навыков в коммуникативных ситуациях.

 

культура речи — 1) такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить эффективное достижение поставленных коммуникативных задач; 2) степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выразительности, лексическим богатством, образностью и выразительностью. Правильность речи достигается изучением фонетических, лексико-морфологических и синтаксических норм русского литературного языка, предупреждением речевых ошибок.

личностно-ориентированные технологии –педагогические технологии, ставящие в центр учебно-воспитательного процесса личность ребенка как ценность, цель и результат педагогического взаимодействия(а не средство достижения какой-либо отвлеченной цели, что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях).Личностно-ориентированные технологии призваны обеспечить благоприятные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности, реализации ее природного потенциала; характеризуются антропоцентричностью, гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие личности.

 

личностный подход –последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

мастерство педагогическоевысокий уровень овладения педагогической деятельностью, достигнутый на основе глубоких профессиональных и общих знаний, определенного опыта, гибких умений и навыков и творческого подхода, обеспечивающий ее успешность.

магистр -академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях. В Средние века в Западной Европе магистрами были преподаватели «семи свободных искусств», впоследствии - выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень магистра после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень появилась с начала 90-х г. XX столетия, отражает вторую ступень (после бакалавриата) получения высшего образования.

 

медиа-образование – направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиа-образования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и обработке различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику.

 

менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

 

методы педагогического исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов педагогического исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

метод анализа документов— исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т.п.

метод анкетирования —письменный опрос, который осуществляется разными способами: контактное анкетирование (осуществляется при непосредственном общении с испытуемым), заочное анкетирование (организуется посредством корреспондентских связей, по почте или через газету).

метод беседы —получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

метод изучения продуктов творчества — один из проективных методов исследования личности, заключающийся в диагностике ее психических особенностей путем изучения результатов заранее стандартизированной творческой деятельности человека. Метод психологический, но широко используется в педагогических исследованиях и в процессе изучения воспитанников учителем или воспитателем.

метод интервью— вопросно-ответная форма общения, проводимая в обстановке доверительности, в ходе которой выясняется точка зрения и оценки испытуемого по изучаемому вопросу.

метод проектов – метод обучения, при котором знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной (или вузовской) программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Отличительными признаками метода проектов являются: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование этнокультурных особенностей воспитания в разных регионах и т.д.); практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

мозговой штурм (мозговая атака) -способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

мониторинг –контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью.

мультимедийные средства обучения - обучающие средства, которые сочетают в себе звуковые, текстовые и цифровые сигналы, а также способны воспроизводить неподвижные и движущиеся образы (дидактические аудиовидеоролики, электронные презентации и др.).

образовательный процесс –совокупность целенаправленного учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным стандартом.

образование личностно-ориентированное – концепция образования, определяющая отбор его содержания, организации и характер взаимодействия субъектов процесса, в которой сотрудничество, а не руководство в процессе педагогического общения признается определяющим принципом, а также предусматривается создание оптимальных условий для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, удовлетворения личностных образовательных, духовных, культурных потребностей и запросов. Характеризуется отношением к ребенку как человеку, субъекту жизни, имеющему право на создание самобытного личностного образа, готового к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

образование поликультурное - образование, направленное на приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе толерантного сознания, формирование готовности жить в многонациональном мире. Предусматривает на основе принципа культурного плюрализма и признания равноценности всех этнических и социальных групп создание такой школьной среды, которая бы отвечала интересам разных этнокультурных общностей и удовлетворяла их образовательные потребности.

 

общение педагогическое –профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления.

организационно-деятельностные игры - разновидность игры как метода и формы обучения, представляющая собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленной на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

парадигма– модель научной деятельности как совокупность теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев. Теория (или модель постановки проблем) принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

 

парадигма педагогическая - совокупность теоретических, методологических и иных установок, отправных положений, принятых педагогическим сообществом в качестве образца (модели) решения педагогических проблем.

 

педагог - специалист педагогической сферы деятельности; лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения (учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель вуза, преподаватель учреждения дополнительного образования) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки.

педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлены духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

 

педагогическая культура народа – культура, представляющая общечеловеческие ценности, обеспечивающая организацию и совершенствование процесса воспитания и образования с учетом этнопедагогических, энтопсихологических черт, традиций, обычаев, духовных ценностей того или иного народа. Выполняет функции сохранения, передачи, стимулирования, развития человеческой культуры в целом.

 

педагогическая теория – система обобщенных достоверных знаний, которые описывают и объясняют явления, относящиеся к воспитанию, образованию и обучению, а также предписывает, как правильно управлять этими явлениями.

 

педагогический процессцелостный педагогический процесс – или целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения - это совместное специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников (их сотрудничество как субъектов процесса), способствующее наиболее полному развитию и самореализации личности и решению развивающих и образовательных задач.

 

позиция педагогическая– система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к ребенку и детству, педагогическая действительность и педагогическая деятельности.

профессионально-педагогическая культураважная составная часть общей культуры, которая проявляется в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности; система общепедагогических идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

проективные методы — методы, направленные на исследование личности, в основе к-рых лежит принцип психологической проекции. Эти методы построены главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, напр., специфику мотивации или систему личностных смыслов и т. д. Методы обеспечиваются совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами, среди которых различают: ассоциативные (тест Роршаха и др.); тест завершения неоконченных предложений; экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.).

 

рекреация - восстановление ребенком духовных и физических сил, израсходованных в процессе учебного труда или другой деятельности. Осуществляется сменой видов деятельности занятий в любительских объединениях по интересам, участием в досуговых мероприятиях школ, внешкольных учреждений, в неформальном общении.

 

рефлексия педагогическая – способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку и понять, как тебя воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.

социометрия — способ исследования структуры межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты принимают вид социометрической матрицы или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив, или малые группы, так и на отдельных его членов. Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. Социометрический тест — распространенное название стандартизованной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для учителя в понимании процессов формирования внутриколлективных отношений в детских группах.

средства обучения современные (информационные) – средства обучения, функционирующие на базе информационных и коммуникационных технологии, создающих предпосылки для интенсификации образовательного процесса и обеспечивающие: незамедлительную обратную связь; компьютерную визуализацию информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью доступа к центральному банку данных; автоматизацию информационно-поисковой деятельности; автоматизацию управления учебной деятельностью и контроль результатов управления.

техника педагогическая – совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях.

технология воспитательной деятельности- это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса воспитания личного состава.

 

технология гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили — педагогическая система, ориентированная на гуманное отношение к ребенку, ставящая в центр системы личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа со своими сложными проблемами и переживаниями, к-рые должны пониматься и приниматься педагогом. Основные установки — Законы учителя:любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Принципы:очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка. Заповеди:верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке:стремлениек развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя:доброта, откровенность и искренность, преданность. Это технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Развиваться ребенку педагог помогает, как считает Ш. А. Амонашвили, лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает — это взаимосвязанные и целенаправленные действия. Широкое использование вариативности выбора действий, паритетное включение ребенка в учебный процесс, высокий потенциал творческих заданий. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

 

технология педаго



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.130.97 (0.02 с.)