Сущностные характеристики педагогической этики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные характеристики педагогической этики



Любая профессия предполагает конкретные социальные функции, которые определяют систему отношений представителей данной профессиональной группы с другими людьми и накладывают свой отпечаток на них. Поэтому говорят о профессиональной, а в применении к педагогической деятельности — о педагогической этике.

Педагогическая этика как составная часть этики отражает специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса.

В профессиональной морали на первое место выдвигается де-онтологическая, т. е. нормативная, сторона универсальной общественной морали. Соотношение педагогической морали с универсальной общественной моралью следует рассматривать как соотношение части и целого. Педагогическая мораль более полно и глубоко отражает характеристики нравственных взглядов, чувств и убеждений, которые формируются и взаимодействуют с общими в конкретной педагогической среде.

Педагогическая мораль отражает нравственные отношения, пронизывающие все стороны деятельности преподавателя. Она является объективной необходимостью, направлена на корректировку его поведения в рамках педагогической деятельности и оберегает, с одной стороны, физический и духовный мир студента, ребенка, учащегося от несправедливости взрослых, с другой стороны, авторитет педагога как важнейшее условие успешной работы учебного заведения.

Педагогическая мораль как форма общественного сознания регулирует поведение людей в сфере педагогической деятельности посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения.

Функции морали.Педагогическая мораль реализует общие функции морали. Их три: регулятивная, отражательная, или теоретико-познавательная, воспитательная, или гуманистическая.
Кроме общих функций, есть еще и специфические: педагогической корректировки, воспроизводства моральных знаний, нейтрализации аморальных поступков воспитанников.

Регулятивную функцию разделяют на нормативно-установочную, моральной регламентации, нравственной субординации и нравственной координации. Общество устанавливает меру, оптимум качеств личности, направленных действий людей, характер их взаимоотношений, обеспечивающих регулирование поведения в различных сферах социума. Так, в своей деятельности люди следуют определенным социальным установкам, веками выработанным нормам общения и поведения: жить и благоденствовать за счет других безнравственно; предавать близких, пользуясь их доверием, подло; попирать человеческое достоинство низко.

Педагогическая мораль по-особому регламентирует взаимоотношения педагога с другими людьми. Эта регламентация выражается в субординации, причем правила субординации лишь отчасти зафиксированы в официальных документах. Существенную роль здесь играют традиции, моральный авторитет педагога, его нравственный опыт, который невозможно зафиксировать в официальных документах. Так как сфера педагогического труда менее иерархична, чем другие сферы, то регулирование со всеми его особенностями выступает на первый план и является инструментом педагогического труда.

Отражательная функция фиксирует то, что мораль — это форма общественного сознания социальной действительности. Познавательное ее направление выражается двояко: она имеет, с одной стороны, прикладной, практический характер, с другой — познавательно-преобразующий. Это выражается в том, что, выполняя социальный заказ общества, педагог всегда ориентируется на нравственную перспективу — в этом его профессиональный долг.

Воспитательная функция — это универсальная функция и общественной, и педагогической морали, так как моральные нормы, ценности, установки, стимулы, ориентации в совокупности служат нравственному воспитанию личности. Ее содержание дополняет ценностно-ориентирующая функция, сущность которой состоит в том, что подавляющее большинство общественных действий людей подвергается моральной оценке.

Педагогическая мораль действует через кодекс профессиональной педагогической этики, представляющей собой свод правил, предъявляющих конкретное требование к форме поведения педагога в процессе педагогического труда на основе любви к детям.

Любовь — нравственное чувство. Характерной ее особенностью является абсолютное принятие другого человека. Любовь — вершина нравственного отношения.

В педагогическом аспекте любовь к детям — это нравственно-эмоциональное чувство, выражающее степень нравственного сознания педагога. Мотивом выступает потребность педагога самореализоваться в личности ребенка, что и придает особый смысл его деятельности. Ведь не случайно, когда ученики с гордостью говорят: «Это мой любимый учитель», видно, что ученик несет в себе личностные особенности учителя.

Однако любовь — это не просто положительное эмоциональное отношение преподавателя к воспитанникам, воспитателя к но это и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке. Поэтому педагогическая любовь может быть представлена как система умений педагога: вникать в проблемы воспитанника, вслушиваться в настроение, проникать в тайны детского общества и быть принятым им, своевременно позитивно разрешать возникающие педагогические конфликты, сопереживать миру ребенка и видеть перспективыего развития.

Любовь должна быть безусловной, так как настоящая любовь границ не ставит. Мы любим ребенка таким, какой он есть на самом деле, за то, что он просто есть. Безусловная любовь — это высшая форма ее проявления. Такая любовь не может привести к вседозволенности, так как уверенность ребенка в том, что его любят, что он нужен, заставляет его прислушиваться к словам взрослых, ведь дети чаще всего страдают от невнимания взрослых.

Взрослый может выражать свою любовь к детям на том языке, который они могут понять, т. е. через поступки.

Выражение детям любви осуществляется пятью способами (К. Росс): прикосновением, словами поощрения, уделяемым временем, подарками и помощью. Прикосновения — это поцелуи, объятия. Поощрение проявляется через ласковые слова «я тебя люблю» или ободряющие слова «умница», «молодец», похвалу с помощью разных способов. Уделяемое время — это девиз «Быть вместе!», необходимость смотреть в глаза друг другу, делиться с ребенком своими мыслями и чувствами. Подарки должны отвечать эмоциональной потребности ребенка, а не быть бессмысленными. Необходимо избегать подарков-манипуляторов.

Педагогическая интерпретация перечисленных выше способов такова:

· визуальный контакт, или контакт глаз, проявляется в любящем взгляде, который снижает уровень тревожности воспитанника и укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Любящий взгляд — это умение смотреть в глаза воспитаннику при контакте с ним;

· кинестетический, или физический, контакт осуществляется через ласковые прикосновения к воспитаннику в зависимости от ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей;

· психологический контакт означает внимательное отношение преподавателя к эмоциональному состоянию воспитанника, устранение различных дискомфортных ситуаций и создание ситуаций успеха;

· педагогический контакт выражается в педагогическом такте преподавателя, умении оценить по достоинству действия воспитанника, искренности и открытости в отношениях с ним.

Следует отметить, что все способы любви к ребенку базируются на безраздельном внимании, которое позволяет ребенку с полной уверенностью ощутить себя любимым, почувствовать, что за ним признают его право на признание и безоговорочное уважение со стороны взрослого.

Чтобы признаться своему воспитаннику в любви, нелишне вспомнить такие заповеди: «Воспитай в себе, в детях, в родителях щедрость души!», «Педагогический талант — это умение сочетать игру с глубиной проявления любви и свободы!», «Выводи себя и детей на оптимистические рубежи!», «Обращайся к подсознательным силам любви!», «Помни! Если ты утратил радость любования детством, природой, искусством, ты утратил дар творить!» (Ю. П. Азаров).

Педагогическая мораль как регулятор поведения участников педагогического процесса определяется уровнем этических знаний, теми моральными принципами, нормами и требованиями, которые определяют стратегию и тактику морального поведения педагога.

Этические знания представляют собой распространенные мнения и суждения о моральных идеалах, личностных образцах, принципах, качествах, нормах, требованиях, регулирующих поведение людей в обществе. Принципы отражают содержание и социальную сущность морали, направленность моральных требований преподавателя.

Моральное требование как конкретизированное предписание предполагает четкое следование педагогом принятому в обществе характеру поведения, согласующемуся с профессиональным долгом, и касается моральных качеств педагога, его отношения к обществу, своей профессии, обучаемым, своим коллегам и к себе как к преподавателю.

Следует выделить три правила следования моральным требованиям, которые звучат как своеобразные заповеди нравственного поведения и отношения педагога (А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян):

· поступай одинаково в отношении других людей в одинаковой ситуации;

· поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях;

· исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как и ты, в отношении данного человека или данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой поступил бы так же.

Моральные требования определяют характер моральных норм, регламентирующих и конкретизирующих поведение педагога в отношениях с коллегами, студентами, родителями. В моральных нормах зафиксированы стереотипы действий, однако они всегда реализуются с учетом конкретной обстановки.

Поскольку моральная норма синтезирует в себе духовную и практическую стороны морали, то ее надо рассматривать во взаимосвязи нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений преподавателя.

Нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, воли, потребностей и идеалов, отражающих моральные отношения в сфере педагогической деятельности, влияет на проявление нравственной культуры педагога, которая соответственно включает в себя культуру этического мышления, культуру чувств, поведения, а также этикет как показатель проявления этой культуры.

Педагогическое сознание определяется степенью моральной свободы педагога, когда социально-профессиональные требования совпадают с внутренними мотивами, внутренним самопринуждением педагога благодаря личной сознательности.

Следует обратить внимание на содержательную сторону нравственного сознания преподавателя, основу которого составляют нравственные взгляды и убеждения преподавателя.

Нравственные взгляды педагога базируются на знании идеалов детства, отрочества и юности; принципах диалогового взаимодействия педагога со студентами; осознании преподавателем своего профессионального долга; понимании таких моральных категорий, как добро и зло, применительно к педагогической деятельности.

Убеждения проявляются в уверенности преподавателя в том, что приобретенные знания соответствуют его жизненным целям и стремлениям, это те идеи, которые управляют его нравственным поведением. Они складываются из глубокого знания преподавателем своего предмета, из отношения к этому знанию и готовности участвовать в нравственной деятельности в соответствии со своими желаниями и знаниями. Нравственные чувства выражают личностное отношение педагога к участникам педагогического процесса, когда он проявляет по отношению к ним симпатию или антипатию, привязанность или отчужденность, уважение или презрение, любовь или ненависть, справедливость или несправедливость.

Нравственные отношения преподаватель строит на основе практической реализации категорий педагогической этики, которые вытекают из общих моральных категорий: добро, долг, совесть, честь, справедливость.

Педагогическая справедливость является следствием развитости морального сознания преподавателя и выражает должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности, а также позволяет достигать баланса в соотношении между достоинствами всех участников педагогического процесса, их правами и обязанностями.

Профессиональный педагогический долг определяется как превращение требований нравственности, относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретного учителя, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующуюся на общенормативных требованиях педагогической деятельности.

В моральной деятельности педагога интерпретируется его ответственность, совестливость, самосознание, безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса.

Следует подробнее остановиться на сущностной характеристике долга, который реализует повелительную, императивную функцию морали. Долг как упорядочение индивидуальных проявлений осознается личностью как необходимость совершения определенных действий, как внутренняя необходимость, побуждение. Он основывается на безусловности и категоричности, ведь человек следует ему несмотря ни на что, однако конкретное свое действие совершает во исполнение долга всегда обусловлено, т. е. оно всегда такое, каковы требования обстоятельств.

Профессиональная совесть — субъективное осознание своего долга и ответственности перед своими воспитанниками; способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания; она независима от мнения окружающих, но зависима от развитости чувства долга. Совесть указывает на соответствие или несоответствие поступка долгу. Субъективно совесть воспринимается как внутренний голос «Я». Совесть — это проявление ответственности человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей. В обиходе часто употребляются выражения «чистая совесть», «спокойная совесть», означающие, что человеком осознан факт исполнения долга, конкретных обязательств перед кем-то.

Профессиональная честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Эта категория связана с моральными заслугами в профессиональной деятельности.

Все категории педагогической этики педагог воплощает в нравственной деятельности. В основе ее лежат три аксиомы.

1. Педагог должен относиться к студентам (детям) с уважением.

2. Педагог должен уметь любить студентов (детей).

3. Студент (ребенок) имеет право на незнание.

Перечисленные аксиомы могут быть дополнены еще одной, весьма важной, являющейся, по сути, показателем культуры преподавателя и своеобразным руководством к действию. Она гласит: «Злой преподаватель — не профессионал».

В связи с этим утверждением следует обратиться к моральным качествам педагога. Среди них особо выделяются эмпатия, толерантность, симпатия, доброта, милосердие, искусство ценить других.

Данные качества личности преподавателя позволяют ему организовать педагогическое взаимодействие со студентами, построить такие нравственные отношения, которые в полной мере способствовали бы реализации всех аксиом педагогической этики на основе моральных принципов: ненасилия, паритетности взаимоотношений, уважения самобытности студента, безусловной любви педагога к воспитаннику, опоры на положительное в студенте (ребенке).

Уважение и любовь воплощаются в педагогическом такте преподавателя по отношению к своим студентам в процессе раз-разных видов педагогической деятельности.

Педагогический такт проявляется в умении педагога предвидеть объективные и субъективные последствия поступка, т. е. эмоциональную и поведенческую стороны действий студента (ребенка).

Педагогический такт как моральный регулятор педагогического процесса основывается на нравственно-психологических качествах педагога (самообладание, чуткость, внимательность, требовательность, уважительность и т. д.) и является уровнем проявления профессиональной компетентности. Для него характерны естественность, простота, отсутствие фамильярности, деловитость — без раздражения, требовательность — без мелочной придирчивости, серьезность — без натянутости, юмор — без насмешки.

Деятельность преподавателя протекает во взаимосвязи этического и эстетического, поскольку эти понятия представляют собой две специфические сферы явлений общественной жизни и формы их оценок, которые проявляются в эстетических чувствах, отношениях, вкусах, идеалах и ценностях. Педагог как транслятор культуры передает их своим воспитанникам с помощью разных средств. Воспитание всесторонне развитой личности строится на принципах гармоничности, целостности, гуманности. Так, моральное воздействие на личность воспитанника осуществляется двояко: с помощью примера нравственного поведения и силой эстетического переживания поступка, побуждающего ребенка, учащегося, студента к рефлексии. Красота как выразитель удовольствия и наслаждения приносит и моральное удовлетворение, тем самым выступает как регулятор человеческих взаимоотношений. Благодаря ей люди интуитивно тянутся к добру, любви.

Педагогическая деятельность преподавателя невозможна без выражения творческой индивидуальности, стремления к профессиональному совершенству и красоте. Эстетическая организация среды, юмор как прием педагогического воздействия, использование различных видов искусства, элементов актерского мастерства, выразительных средств педагогической техники преподавателя для повышения интереса к учебной информации, ее чувственному восприятию в значительной мере способствуют эффективности процесса обучения.

Следует заметить, что мастерство человека, в том числе и педагога, всегда вызывает эстетическое восхищение и в разных проявлениях оказывается источником красоты, поэтому не случайно педагогическое мастерство сравнивают с искусством. Деятельность педагога, его поступки нередко вызывают у окружающих чувство преклонения, а у самого преподавателя удовлетворенность.

Эстетическое воспитание в разнообразии разных методов, средств и форм учебно-воспитательной работы формирует у подрастающего поколения эстетическое отношение ко всему в мире, что обладает эстетической ценностью, — к природе, другим людям, самим себе, ко всем формам человеческой жизнедеятельности. Педагог же, организуя процесс эстетического воспитания, сам развивается эстетически.

Таким образом, благодаря эстетическому воспитанию преподаватель и студенты как субъекты педагогической деятельности развивают свои духовные способности на основе эстетическо-ценностной ориентации личности и эстетическо-творческих потенций.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.015 с.)