Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания детей с нарушением зрения
воззрениях на мир и место человека в этом мире. Несколько принципиально новых научных школ и направлений (психология среды4 инвайроментальная психология, психогеография и др.) пытаются наиболее полно охватить системные взаимосвязи человека и его окружения. Объединяет эти направления признанное многими известными специалистами положение о том, что все живущие организмы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с окружением, в ходе чего они его изменяют и изменяются сами. Индивидуальное развитие психики и личности происходит под воздействием различных средовых систем (социофизических, социальных, межличностных). По мнению Л. С. Выготского, «органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения», так как окружающим приходится иметь дело не с самим дефектом, а с конфликтами, которые возникаюту ребенка с сенсорной недостаточностью при вхождении в жизнь. Ведь органы чувств (и зрения в том числе) служат наиболее точному и тонкому приспособлению организма к среде. Для ребенка со зрительной патологией с первых лет жизни осложняется приспособление к окружающей среде: снижается и изменяется прием информации об окружающем, изменяется процесс познания действительности и создаются предпосылки для ее искаженного отражения. Нарушается и усложняется общение, что может привести к социальной изоляции84. Л. С. Выготский уделял особое место проблеме социального воспитания детей с сенсорной недостаточностью с точки зрения создания особых условий в специализированных образовательных учреждениях. «Важнейшим грехом» традиционной школы считал он то, что она «отрывает ребенка от нормальной среды, помещает ребенка в мир, где все приспособлено к дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем». Такая школа, по мнению Л.С. Выготского, «по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность»85. В настоящее время серьезное внимание уделяется созданию предметно-развивающей и образовательной среды в образовательных учреждениях компенсирующего типа в соответствии с закономерностями г ва 5 Л?оспитание слепых и слабовидящих детей школьного возраста эргономики развивающейся детской деятельности. Разрабатываются дизайн-проекты учреждений и отдельных помещений на основе учета возрастных и психологических особенностей детей. Амплификация развития — центральная проблема в научном творчестве А В. Запорожца и всех представителей школы Л.С. Выготского — остается актуальной в настоящее время и в области деструктивных процессов, дефектов психики, в том числе, вместе с вопросами восстановления, компенсации и психологической реабилитации. Что же мы должны включить в окружающие условия, необходимые для полного развития всех человеческих возможностей? Сегодня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целой системе факторов. Это означает, что только такое общество дает возможность для полного самовыражения личности, в котором на каждой стадии индивидуального развития человек находит условия для приложения своих способностей и удовлетворения своих потребностей86. Ребенку с нарушением зрения непросто познавать и обживать окружающий мир. Поэтому очень важно, чтобы общество было готово помочь ребенку стать полноценным членом социума, несмотря на физический недостаток. К сожалению, современные исследования свидетельствуют о незначительных результатах в области социальной адаптации и интеграции лиц с нарушением зрения в среду зрячих87. Важное значение имеет качественное обновление процессов обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения в условиях семьи и специализированных образовательных учреждений. Чем раньше будут выявлены проблемы в развитии детей и оказана ребенку профессиональная помощь и поддержка, тем успешней будет осуществляться процесс социализации и становления личности. Далеко не всегда возможно полностью восстановить зрение, но подготовить ребенка к максимально полноценной жизни в условиях социума — вполне реальная задача при правильной организации воспитательно-образовательной и лечебно-коррекционной работы с детьми.
84 Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — 85 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 30—31. 86 Фромм Э. Психология человеческой деструктивное™. — М., 1994. 87 Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с
Глава Ь. KUUmidttHC UICIIDIA n
В современной отечественной педагогике воспитания большое место также стало отводиться парадигме социального развития детей, социально-педагогическим основам развития воспитания как трансляции социального и культурного опыта, его обусловленности дифференциацией социокультурного окружения. В проблемы воспитания включаются психологическая реабилитация личности, использование культурно-антропологического подхода к изучению развития личности в изменяющихся социально-экономических условиях, проблемы реабилитации детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Психология воспитания детей с нарушением зрения также приобретает в настоящее время особую остроту в связи с изменением условий жизни и социальным положением слепых и слабовидящих. На конференции по реабилитации слепых в Международный день слепых депутат Государственной Думы Олег Смолин, ощущающий на себе все проблемы слепых, отметил, что незрячие в настоящее время чувствуют себя хуже, чем в годы советской власти. Им отмечается снижение внимания к инвалидам по зрению со стороны государства: реальная пенсия сократилась более чем в два раза, число работающих также уменьшилось, так как уменьшается число предприятий, использующих труд инвалидов, «Инвалидам сейчас труднее получить образование. Специнтернаты сохранились, но у бюджетов на них не хватает денег»88. Способность найти свое место в обществе зрячих в настоящее время зависит от активности не столько специальных учреждений с их воспитателями и учителями, сколько от развивающегося самовоспитания, от влияния самого человека с недостатками зрения на изменение условий своей жизни и деятельности, активного включения в социальную жизнь общества. Огромное значение в общей психологии воспитания придается на современном этапе развития общества «среде обитания»89, поскольку сложилась новая ситуация развития самого человека, «включающая все сферы, ее образующие — социокультурного, экономического содержания, как результата исторического развития общества». Изучение психологических аспектов воспитания ВОС и ныне там. // Российская газета. — 14 нояб. 2002 г. — С. 3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М., 1999. — С. 545—554. детей с нарушением зрения показывает, что вхождение их в самостоятельную жизнь подвержено влиянию целого ряда факторов, осложняющих этот процесс и влияющих на активность и работоспособность учащихся. При этом не последнюю роль играет этиология дефекта, его сложность и комплицированность. Начало снижения общей и интеллектуальной активности среди популяции детей с нарушениями зрения в нашей стране выявил психоневролог Чистович (1965). Он показал, что слепота и слабовиде-ние в детском возрасте все более и более приобретают врожденные формы, связанные, как правило, с нарушением деятельности мозга в целом. Это, безусловно, повысило количество детей, страдающих умственной недостаточностью или задержками психического развития, меньшей социальной активностью. Дальнейшие исследования контингента слепых и слабовидящих (М.С. Певзнер, В.М. Коган, М.И. Земцова) также показали рост этой группы детей в школах для детей с нарушениями зрения. Данные А.В. Хватовой (1995) также свидетельствуют об этой развивающейся тенденции. Ею отмечается от 88 до 92 % врожденных форм детской слепоты и слабовидения, среди которых значительное место занимают дети с пониженной работоспособностью и активностью. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и наблюдается также во многих зарубежных странах. Так, по данным немецких офтальмологов и психологов, исследовавших контингент школ слепых и слабовидящих в бывшей ГДР, так же как и в странах Западной Европы и Америки, повышается процент детей с диагнозом ре-тролентальная фиброплазия, среди которых большая половина имеет трудности в общем и интеллектуальном развитии. Среди всей популяции детей с нарушениями зрения в настоящее время увеличилась доля детей, страдающих снижением психической активности, причиной которой являются общие нарушения деятельности мозга. Однако не только для этой группы детей характерна пониженная активность, она выявляется также и у значительной группы детей, условия жизни и воспитания которых обусловили появление слабой результативности усвоения школьных знаний и трудностей в поведении. На составе детей, обучающихся в специальных школах для детей с нарушениями зрения, сказался и общий демографический кризис в
психология воспитания детей с нарушением зрения__________ стране, обусловивший и сокращение количества специальных школ для этой категории детей в Российской Федерации, и изменение общих условий социального и психологического благополучия жизни детей в семье и школах-интернатах. Изменение состава школ III и IV видов происходит в настоящее время в связи с практическим слиянием школ слепых и слабовидящих. Это объясняется тем, что в целом ряде регионов отсутствуют школы для слепых детей. Специальные школы становятся смешанными. В таких школах нет строгой дифференциации по классам для слепых и слабовидящих. В связи с таким объединением учащихся не все учителя владеют спецификой работы с разными категориями детей, многие школы не имеют адекватных наглядных учебных пособий, что приводит к формальному словесному усвоению программного материала, к снижению у школьников интереса к получению знаний. Это касается также учащихся, интегрированных в массовые школы. В школы-интернаты для детей с нарушениями зрения также часто направляются нормально видящие, ослабленное зрение которых может корригироваться с помощью оптических средств, как правило, это дети из домов ребенка, оставшиеся без родителей. Среди контингента школ для детей с нарушением зрения большое место занимают дети из трудных и неполных семей. Так, в Кемеровской школе для слабовидящих детей из 38 учащихся школы — 17 человек из семей с одним родителем, 9 человек — трудных семей, один ребенок-сирота. Все эти дети, как правило, имеют трудности при усвоении школьных знаний из-за отсутствия у них базы знаний и представлений о мире, не созданной в дошкольные годы в семье или детском доме. Таким образом, в специальных школах для детей с нарушением зрения появилась и выросла группа детей со сниженной психической активностью и слабым интересом к школьному обучению, его результативности, причиной которых является не болезнь, а социальные условия их воспитания и психологическая неподготовленность к восприятию школьной программы обучения. Обследования детей этой категории в Калужской областной школе показали, что их слабая интеллектуальная активность связана именно с недостатками раннего и дошкольного воспитания, которого они были лишены либо в связи с жизнью в домах ребенка, либо в семьях, где они были предоставлены самим себе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.23 (0.01 с.) |