Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания детей с нарушением зрения
воззрениях на мир и место человека в этом мире. Несколько принципиально новых научных школ и направлений (психология среды4 инвайроментальная психология, психогеография и др.) пытаются наиболее полно охватить системные взаимосвязи человека и его окружения. Объединяет эти направления признанное многими известными специалистами положение о том, что все живущие организмы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с окружением, в ходе чего они его изменяют и изменяются сами. Индивидуальное развитие психики и личности происходит под воздействием различных средовых систем (социофизических, социальных, межличностных). По мнению Л. С. Выготского, «органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения», так как окружающим приходится иметь дело не с самим дефектом, а с конфликтами, которые возникаюту ребенка с сенсорной недостаточностью при вхождении в жизнь. Ведь органы чувств (и зрения в том числе) служат наиболее точному и тонкому приспособлению организма к среде. Для ребенка со зрительной патологией с первых лет жизни осложняется приспособление к окружающей среде: снижается и изменяется прием информации об окружающем, изменяется процесс познания действительности и создаются предпосылки для ее искаженного отражения. Нарушается и усложняется общение, что может привести к социальной изоляции84. Л. С. Выготский уделял особое место проблеме социального воспитания детей с сенсорной недостаточностью с точки зрения создания особых условий в специализированных образовательных учреждениях. «Важнейшим грехом» традиционной школы считал он то, что она «отрывает ребенка от нормальной среды, помещает ребенка в мир, где все приспособлено к дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем». Такая школа, по мнению Л.С. Выготского, «по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность»85. В настоящее время серьезное внимание уделяется созданию предметно-развивающей и образовательной среды в образовательных учреждениях компенсирующего типа в соответствии с закономерностями г ва 5 Л?оспитание слепых и слабовидящих детей школьного возраста эргономики развивающейся детской деятельности. Разрабатываются дизайн-проекты учреждений и отдельных помещений на основе учета возрастных и психологических особенностей детей. Амплификация развития — центральная проблема в научном творчестве А В. Запорожца и всех представителей школы Л.С. Выготского — остается актуальной в настоящее время и в области деструктивных процессов, дефектов психики, в том числе, вместе с вопросами восстановления, компенсации и психологической реабилитации. Что же мы должны включить в окружающие условия, необходимые для полного развития всех человеческих возможностей? Сегодня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целой системе факторов. Это означает, что только такое общество дает возможность для полного самовыражения личности, в котором на каждой стадии индивидуального развития человек находит условия для приложения своих способностей и удовлетворения своих потребностей86. Ребенку с нарушением зрения непросто познавать и обживать окружающий мир. Поэтому очень важно, чтобы общество было готово помочь ребенку стать полноценным членом социума, несмотря на физический недостаток. К сожалению, современные исследования свидетельствуют о незначительных результатах в области социальной адаптации и интеграции лиц с нарушением зрения в среду зрячих87. Важное значение имеет качественное обновление процессов обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения в условиях семьи и специализированных образовательных учреждений. Чем раньше будут выявлены проблемы в развитии детей и оказана ребенку профессиональная помощь и поддержка, тем успешней будет осуществляться процесс социализации и становления личности. Далеко не всегда возможно полностью восстановить зрение, но подготовить ребенка к максимально полноценной жизни в условиях социума — вполне реальная задача при правильной организации воспитательно-образовательной и лечебно-коррекционной работы с детьми.
84 Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. — 85 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 30—31. 86 Фромм Э. Психология человеческой деструктивное™. — М., 1994. 87 Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с
Глава Ь. KUUmidttHC UICIIDIA n
В современной отечественной педагогике воспитания большое место также стало отводиться парадигме социального развития детей, социально-педагогическим основам развития воспитания как трансляции социального и культурного опыта, его обусловленности дифференциацией социокультурного окружения. В проблемы воспитания включаются психологическая реабилитация личности, использование культурно-антропологического подхода к изучению развития личности в изменяющихся социально-экономических условиях, проблемы реабилитации детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Психология воспитания детей с нарушением зрения также приобретает в настоящее время особую остроту в связи с изменением условий жизни и социальным положением слепых и слабовидящих. На конференции по реабилитации слепых в Международный день слепых депутат Государственной Думы Олег Смолин, ощущающий на себе все проблемы слепых, отметил, что незрячие в настоящее время чувствуют себя хуже, чем в годы советской власти. Им отмечается снижение внимания к инвалидам по зрению со стороны государства: реальная пенсия сократилась более чем в два раза, число работающих также уменьшилось, так как уменьшается число предприятий, использующих труд инвалидов, «Инвалидам сейчас труднее получить образование. Специнтернаты сохранились, но у бюджетов на них не хватает денег»88. Способность найти свое место в обществе зрячих в настоящее время зависит от активности не столько специальных учреждений с их воспитателями и учителями, сколько от развивающегося самовоспитания, от влияния самого человека с недостатками зрения на изменение условий своей жизни и деятельности, активного включения в социальную жизнь общества. Огромное значение в общей психологии воспитания придается на современном этапе развития общества «среде обитания»89, поскольку сложилась новая ситуация развития самого человека, «включающая все сферы, ее образующие — социокультурного, экономического содержания, как результата исторического развития общества». Изучение психологических аспектов воспитания ВОС и ныне там. // Российская газета. — 14 нояб. 2002 г. — С. 3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М., 1999. — С. 545—554. детей с нарушением зрения показывает, что вхождение их в самостоятельную жизнь подвержено влиянию целого ряда факторов, осложняющих этот процесс и влияющих на активность и работоспособность учащихся. При этом не последнюю роль играет этиология дефекта, его сложность и комплицированность. Начало снижения общей и интеллектуальной активности среди популяции детей с нарушениями зрения в нашей стране выявил психоневролог Чистович (1965). Он показал, что слепота и слабовиде-ние в детском возрасте все более и более приобретают врожденные формы, связанные, как правило, с нарушением деятельности мозга в целом. Это, безусловно, повысило количество детей, страдающих умственной недостаточностью или задержками психического развития, меньшей социальной активностью. Дальнейшие исследования контингента слепых и слабовидящих (М.С. Певзнер, В.М. Коган, М.И. Земцова) также показали рост этой группы детей в школах для детей с нарушениями зрения. Данные А.В. Хватовой (1995) также свидетельствуют об этой развивающейся тенденции. Ею отмечается от 88 до 92 % врожденных форм детской слепоты и слабовидения, среди которых значительное место занимают дети с пониженной работоспособностью и активностью. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и наблюдается также во многих зарубежных странах. Так, по данным немецких офтальмологов и психологов, исследовавших контингент школ слепых и слабовидящих в бывшей ГДР, так же как и в странах Западной Европы и Америки, повышается процент детей с диагнозом ре-тролентальная фиброплазия, среди которых большая половина имеет трудности в общем и интеллектуальном развитии. Среди всей популяции детей с нарушениями зрения в настоящее время увеличилась доля детей, страдающих снижением психической активности, причиной которой являются общие нарушения деятельности мозга. Однако не только для этой группы детей характерна пониженная активность, она выявляется также и у значительной группы детей, условия жизни и воспитания которых обусловили появление слабой результативности усвоения школьных знаний и трудностей в поведении. На составе детей, обучающихся в специальных школах для детей с нарушениями зрения, сказался и общий демографический кризис в
психология воспитания детей с нарушением зрения__________ стране, обусловивший и сокращение количества специальных школ для этой категории детей в Российской Федерации, и изменение общих условий социального и психологического благополучия жизни детей в семье и школах-интернатах. Изменение состава школ III и IV видов происходит в настоящее время в связи с практическим слиянием школ слепых и слабовидящих. Это объясняется тем, что в целом ряде регионов отсутствуют школы для слепых детей. Специальные школы становятся смешанными. В таких школах нет строгой дифференциации по классам для слепых и слабовидящих. В связи с таким объединением учащихся не все учителя владеют спецификой работы с разными категориями детей, многие школы не имеют адекватных наглядных учебных пособий, что приводит к формальному словесному усвоению программного материала, к снижению у школьников интереса к получению знаний. Это касается также учащихся, интегрированных в массовые школы. В школы-интернаты для детей с нарушениями зрения также часто направляются нормально видящие, ослабленное зрение которых может корригироваться с помощью оптических средств, как правило, это дети из домов ребенка, оставшиеся без родителей. Среди контингента школ для детей с нарушением зрения большое место занимают дети из трудных и неполных семей. Так, в Кемеровской школе для слабовидящих детей из 38 учащихся школы — 17 человек из семей с одним родителем, 9 человек — трудных семей, один ребенок-сирота. Все эти дети, как правило, имеют трудности при усвоении школьных знаний из-за отсутствия у них базы знаний и представлений о мире, не созданной в дошкольные годы в семье или детском доме. Таким образом, в специальных школах для детей с нарушением зрения появилась и выросла группа детей со сниженной психической активностью и слабым интересом к школьному обучению, его результативности, причиной которых является не болезнь, а социальные условия их воспитания и психологическая неподготовленность к восприятию школьной программы обучения. Обследования детей этой категории в Калужской областной школе показали, что их слабая интеллектуальная активность связана именно с недостатками раннего и дошкольного воспитания, которого они были лишены либо в связи с жизнью в домах ребенка, либо в семьях, где они были предоставлены самим себе.
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.85 (0.007 с.) |