Воспитания детей с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитания детей с нарушением зрения



воззрениях на мир и место человека в этом мире. Несколько принци­пиально новых научных школ и направлений (психология среды4 инвайроментальная психология, психогеография и др.) пытаются наи­более полно охватить системные взаимосвязи человека и его окру­жения. Объединяет эти направления признанное многими известны­ми специалистами положение о том, что все живущие организмы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости с окружени­ем, в ходе чего они его изменяют и изменяются сами.

Индивидуальное развитие психики и личности происходит под воздействием различных средовых систем (социофизических, соци­альных, межличностных). По мнению Л. С. Выготского, «органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения», так как окружающим приходится иметь дело не с самим дефектом, а с конфликтами, которые возникаюту ребенка с сенсорной недостаточ­ностью при вхождении в жизнь. Ведь органы чувств (и зрения в том числе) служат наиболее точному и тонкому приспособлению организ­ма к среде. Для ребенка со зрительной патологией с первых лет жиз­ни осложняется приспособление к окружающей среде: снижается и изменяется прием информации об окружающем, изменяется процесс познания действительности и создаются предпосылки для ее иска­женного отражения. Нарушается и усложняется общение, что может привести к социальной изоляции84.

Л. С. Выготский уделял особое место проблеме социального вос­питания детей с сенсорной недостаточностью с точки зрения созда­ния особых условий в специализированных образовательных учреж­дениях. «Важнейшим грехом» традиционной школы считал он то, что она «отрывает ребенка от нормальной среды, помещает ребенка в мир, где все приспособлено к дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем». Такая школа, по мнению Л.С. Выготского, «по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность»85.

В настоящее время серьезное внимание уделяется созданию пред­метно-развивающей и образовательной среды в образовательных уч­реждениях компенсирующего типа в соответствии с закономерностями


г ва 5 Л?оспитание слепых и слабовидящих детей школьного возраста

эргономики развивающейся детской деятельности. Разрабатываются дизайн-проекты учреждений и отдельных помещений на основе уче­та возрастных и психологических особенностей детей. Амплифи­кация развития — центральная проблема в научном творчестве А В. Запорожца и всех представителей школы Л.С. Выготского — оста­ется актуальной в настоящее время и в области деструктивных процес­сов, дефектов психики, в том числе, вместе с вопросами восстановле­ния, компенсации и психологической реабилитации.

Что же мы должны включить в окружающие условия, необходи­мые для полного развития всех человеческих возможностей? Сегод­ня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких-то от­дельных обстоятельств, а в целой системе факторов. Это означает, что только такое общество дает возможность для полного самовыра­жения личности, в котором на каждой стадии индивидуального раз­вития человек находит условия для приложения своих способностей и удовлетворения своих потребностей86.

Ребенку с нарушением зрения непросто познавать и обживать окружающий мир. Поэтому очень важно, чтобы общество было гото­во помочь ребенку стать полноценным членом социума, несмотря на физический недостаток.

К сожалению, современные исследования свидетельствуют о не­значительных результатах в области социальной адаптации и инте­грации лиц с нарушением зрения в среду зрячих87. Важное значение имеет качественное обновление процессов обучения, воспитания и развития детей с нарушением зрения в условиях семьи и специализи­рованных образовательных учреждений. Чем раньше будут выявле­ны проблемы в развитии детей и оказана ребенку профессиональная помощь и поддержка, тем успешней будет осуществляться процесс социализации и становления личности. Далеко не всегда возможно полностью восстановить зрение, но подготовить ребенка к максималь­но полноценной жизни в условиях социума — вполне реальная зада­ча при правильной организации воспитательно-образовательной и лечебно-коррекционной работы с детьми.


 


84 Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. —
М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж, НПО «Моздак», 1996.

85 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. — С. 30—31.


86 Фромм Э. Психология человеческой деструктивное™. — М., 1994.

87 Гудонис В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с
нарушением зрения: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1995.


 




Глава


Ь. KUUmidttHC UICIIDIA n


 


В современной отечественной педагогике воспитания большое место также стало отводиться парадигме социального развития де­тей, социально-педагогическим основам развития воспитания как трансляции социального и культурного опыта, его обусловленности дифференциацией социокультурного окружения.

В проблемы воспитания включаются психологическая реабилита­ция личности, использование культурно-антропологического подхо­да к изучению развития личности в изменяющихся социально-эконо­мических условиях, проблемы реабилитации детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Психология воспитания детей с нарушением зрения также приоб­ретает в настоящее время особую остроту в связи с изменением усло­вий жизни и социальным положением слепых и слабовидящих.

На конференции по реабилитации слепых в Международный день слепых депутат Государственной Думы Олег Смолин, ощущающий на себе все проблемы слепых, отметил, что незрячие в настоящее время чувствуют себя хуже, чем в годы советской власти. Им отмечается снижение внимания к инвалидам по зрению со стороны государства: реальная пенсия сократилась более чем в два раза, число работаю­щих также уменьшилось, так как уменьшается число предприятий, использующих труд инвалидов, «Инвалидам сейчас труднее получить образование. Специнтернаты сохранились, но у бюджетов на них не хватает денег»88.

Способность найти свое место в обществе зрячих в настоящее вре­мя зависит от активности не столько специальных учреждений с их воспитателями и учителями, сколько от развивающегося самовоспи­тания, от влияния самого человека с недостатками зрения на измене­ние условий своей жизни и деятельности, активного включения в со­циальную жизнь общества. Огромное значение в общей психологии воспитания придается на современном этапе развития общества «сре­де обитания»89, поскольку сложилась новая ситуация развития само­го человека, «включающая все сферы, ее образующие — социокуль­турного, экономического содержания, как результата исторического развития общества». Изучение психологических аспектов воспитания

ВОС и ныне там. // Российская газета. — 14 нояб. 2002 г. — С. 3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. — М., 1999. — С. 545—554.


детей с нарушением зрения показывает, что вхождение их в самосто­ятельную жизнь подвержено влиянию целого ряда факторов, ослож­няющих этот процесс и влияющих на активность и работоспособность учащихся. При этом не последнюю роль играет этиология дефекта, его сложность и комплицированность.

Начало снижения общей и интеллектуальной активности среди популяции детей с нарушениями зрения в нашей стране выявил пси­хоневролог Чистович (1965). Он показал, что слепота и слабовиде-ние в детском возрасте все более и более приобретают врожденные формы, связанные, как правило, с нарушением деятельности мозга в целом. Это, безусловно, повысило количество детей, страдающих ум­ственной недостаточностью или задержками психического развития, меньшей социальной активностью.

Дальнейшие исследования контингента слепых и слабовидящих (М.С. Певзнер, В.М. Коган, М.И. Земцова) также показали рост этой группы детей в школах для детей с нарушениями зрения. Данные А.В. Хватовой (1995) также свидетельствуют об этой развивающейся тенденции. Ею отмечается от 88 до 92 % врожденных форм детской слепоты и слабовидения, среди которых значительное место занима­ют дети с пониженной работоспособностью и активностью.

Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и на­блюдается также во многих зарубежных странах. Так, по данным не­мецких офтальмологов и психологов, исследовавших контингент школ слепых и слабовидящих в бывшей ГДР, так же как и в странах Запад­ной Европы и Америки, повышается процент детей с диагнозом ре-тролентальная фиброплазия, среди которых большая половина имеет трудности в общем и интеллектуальном развитии.

Среди всей популяции детей с нарушениями зрения в настоящее время увеличилась доля детей, страдающих снижением психической активности, причиной которой являются общие нарушения деятель­ности мозга.

Однако не только для этой группы детей характерна пониженная активность, она выявляется также и у значительной группы детей, ус­ловия жизни и воспитания которых обусловили появление слабой ре­зультативности усвоения школьных знаний и трудностей в поведении.

На составе детей, обучающихся в специальных школах для детей с нарушениями зрения, сказался и общий демографический кризис в


 




психология воспитания детей с нарушением зрения__________

стране, обусловивший и сокращение количества специальных школ для этой категории детей в Российской Федерации, и изменение об­щих условий социального и психологического благополучия жизни детей в семье и школах-интернатах.

Изменение состава школ III и IV видов происходит в настоящее время в связи с практическим слиянием школ слепых и слабовидя­щих. Это объясняется тем, что в целом ряде регионов отсутствуют школы для слепых детей. Специальные школы становятся смешанны­ми. В таких школах нет строгой дифференциации по классам для сле­пых и слабовидящих. В связи с таким объединением учащихся не все учителя владеют спецификой работы с разными категориями детей, многие школы не имеют адекватных наглядных учебных пособий, что приводит к формальному словесному усвоению программного мате­риала, к снижению у школьников интереса к получению знаний.

Это касается также учащихся, интегрированных в массовые школы.

В школы-интернаты для детей с нарушениями зрения также часто направляются нормально видящие, ослабленное зрение которых мо­жет корригироваться с помощью оптических средств, как правило, это дети из домов ребенка, оставшиеся без родителей.

Среди контингента школ для детей с нарушением зрения большое место занимают дети из трудных и неполных семей. Так, в Кемеров­ской школе для слабовидящих детей из 38 учащихся школы — 17 че­ловек из семей с одним родителем, 9 человек — трудных семей, один ребенок-сирота. Все эти дети, как правило, имеют трудности при ус­воении школьных знаний из-за отсутствия у них базы знаний и пред­ставлений о мире, не созданной в дошкольные годы в семье или дет­ском доме. Таким образом, в специальных школах для детей с нарушением зрения появилась и выросла группа детей со сниженной психической активностью и слабым интересом к школьному обуче­нию, его результативности, причиной которых является не болезнь, а социальные условия их воспитания и психологическая неподготов­ленность к восприятию школьной программы обучения.

Обследования детей этой категории в Калужской областной шко­ле показали, что их слабая интеллектуальная активность связана имен­но с недостатками раннего и дошкольного воспитания, которого они были лишены либо в связи с жизнью в домах ребенка, либо в семьях, где они были предоставлены самим себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.013 с.)