Психолого-педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогической практики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

Утверждено

на заседании кафедры

«» г.

зав. кафедрой,

_________ М.Ю. Ветхова

 

 

Учебно-методический комплекс

Психолого-педагогическая практика

студентов 4 и 5 курсов

Степень: бакалавр

Курс: 4,5

Составитель:

Бенгардт А.А., Ветхова М.Ю., Гуслякова Н.И., Дмитриева Е.Ю.

 

 

Челябинск, 2014 г.


 

Содержание

1. Выписка из ГОС ВПО. Требования к содержанию и организации психолого-педагогической практики ……………………………………………………….

2. Программа психолого-педагогической практики ……………………………..

2.1. Пояснительная записка …………………………………………………..

2.2. Содержание практики ……………………………………………………..

2.2.1. Педагогический раздел практики. Перечень, последовательность и объем заданий …………………………………………………………

2.2.2. Психологический раздел практики. Перечень, последовательность и объем заданий …………………………………………………………

3. Технологии, применяемые студентами на практике ………………………………

4. Аттестация по итогам практики ……………………………………………………..

4.1. Итоговая документация ……………………………………………………….

4.2. Критерии оценивания …………………………………………………………

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики ……………….

А) Основная литература ……………………………………………………

Б) Дополнительная литература ……………………………………………….

В) Мультимедийиное программное обеспечение ……………………………

6. Методические рекомендации …………………………………………………

7. Приложения ……………………………………………………………………….

 


 

Выписка из ГОС ВПО. Требования к содержанию и организации

Психолого-педагогической практики

Программа психолого-педагогической практики

Пояснительная записка

Психолого-педагогическая практика студентов является составной частью основной программы высшего профессионального образования и, обеспечивая системно-деятельностный подход подготовки студентов, обеспечивает развитие профессиональной компетентности будущего педагога и формирование целостных представлений о современном учебно-воспитательном процессе.

Содержание практики, ее организация и проведение обусловлены государственным стандартом и учебным планом подготовки студентов естественно-технологического факультета ЧГПУ.

Основная цель психолого-педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студента, будущего педагога и педагога-психолога в системе общего образования, личностную и профессиональную готовность к осуществлению основных видов его профессиональной деятельности.

Достижению этой цели в течение психолого-педагогической практики способствует решение конкретных психолого-педагогических и методических задач, соотнесенных с видами и задачами профессиональной деятельности:

– применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов педагогических технологий в процессе решения профессиональных задач;

– изучение и анализ современного состояния учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе, передового педагогического опыта;

– формирование и развитие у будущих педагогов и педагогов-психологов профессионально значимых качеств личности: педагогической направленности, педагогических способностей, общей культуры и профессиональной компетентности;

– выработка у студентов творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;

– формирование у будущего педагога и педагога-психолога основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности.

Знания, умения и навыки / компетенции, формируемые в ходе практики

В процессе психолого-педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.

1. Конструктивные умения:

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

- наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах;

- обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;

- проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

- осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.;

- изучать функциональные обязанности классного руководителя;

- проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями;

- осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

- обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам;

- составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.

2. Коммуникативные умения:

- использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях;

- строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся;

- развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам;

- формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства;

- развить способность к педагогической рефлексии;

- уметь строить гуманные отношения с детьми;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию;

- уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- уметь мотивировать поведение и деятельность;

- владеть эмоциями и чувствами;

- уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.

3. Организаторские умения:

- организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе;

- организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению;

- организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.

4. Исследовательские умения:

- изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода;

- изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения;

- изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники;

- изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе).

Психолого-педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК)

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).

б) профессиональные (ПК)

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся подросткового возраста (ОПК-4);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9);

- способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся (ПКПП-11).

Места проведения практики – средние образовательные учреждения разных типов (школы, лицеи).

Материально-техническое обеспечение баз практики: школьные классы.

Сроки проведения практики

Курс Время проведения Сроки
    7 семестр 5 недель
    9 семестр 7 недель

 

Ответственная кафедра за психолого-педагогический аспект практики – кафедра психолого-педагогических дисциплин естественно-технологического факультета ЧГПУ.

Содержание психолого-педагогической практики

2.1. Педагогический раздел практики для студентов 4 курса.

1. Составить собственный план воспитательной работы в соответствии с планом классного руководителя на весь период практики.

2. Разработать и провести зачетное воспитательное мероприятие - социальный проект, используя в основе технологию открытого образования «Шесть шляп».

3. Сделать отчет в мультимедийном формате «Творческий портрет учителя МОУ СОШ №___» (биография; звания и награды; научные и учебно-методические направления в педагогической деятельности; формы и методы преподавания на уроках; участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации; публикации; руководство студиями, кружками; педагогический стиль общения с детьми и педагогами; личные увлечения и т.д.) (задание выполняется группой студентов в школе, запись предоставлять на диске);

4. Написать сочинение-эссе на тему «Мои педагогические находки».

 

Задания для студентов 5 курса, педагогический аспект

Задание:

1. Составить в соответствии с планом классного руководителя собственный план воспитательный работы.

2. Провести воспитательное мероприятие патриотического характера с учениками класса.

3. Провести анализ посещенного родительского собрания.

2.2. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса. (Биология-психология)

1. Изучение класса, в котором студент проходит психологическую практику

2. Составление психологической характеристики ученического коллектива

3. Изучение личности нормального и «трудного» подростка (педагогически запущенного) и составление психологической характеристики данных подростков

4. Проведение развивающих, психопрофилактических занятий, направленных на самопознание, саморазвитие, самообразование подростков.

5. Чтение лекции для родителей по проблеме гармонизации родительско-детских отношений.

2.3. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса («Химия», «География», «Технология»)

1. Изучение межличностных отношений и социометрической структуры коллектива учащихся, составление психолого-педагогической характеристики ученического коллектива.

2. Изучение личности подростков. Составление характеристики на подростка (1 характеристика).

3. Психологический анализ собственного урока.

4. Самооценка динамики собственных профессиональных умений.

Ход выполнения заданий практики:

1. Ознакомиться с заданиями, предложенными для изучения учащегося и коллектива класса, и планами-схемами составления характеристики. Составить план проведения исследования (выбрать время, продумать мотивирование учащихся к выполнению диагностической деятельности, выучить инструкции, подготовить стимульный материал).

2. С первых дней педагогической практики следует определить одного учащегося из класса и ученический коллектив в качестве объекта исследования для составления психолого-педагогической характеристики. Возможно выбрать учащегося на основании полученных результатов социометрического исследования.

3. Вести систематическое наблюдение за учащимся и коллективом класса.

4. Проанализировав результаты наблюдения и других методов исследования, составить развернутую психолого-педагогическую характеристику (личности учащихся и коллектива класса).

5. Фиксировать все затруднения, с которыми Вы встретились в период практики, и ответить на вопросы анкеты.

2.5. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (география-природопользование)

1. Психологический анализ урока.

2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивации учащихся с применением следующих диагностических методик.

¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая)

2.6. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (химия-биология)

1. Психологический анализ урока.

2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивацииучащихсяс применением следующих диагностических методик.

¨ Методика определения профессионально ориентированного типа личности (Дж. Холланд).

¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая).

 

3. Технологии, применяемые студентами на производственной/учебной практике (образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные).

Во время психолого-педагогической практики студенты применяют следующие технологии:

1. Образовательные технологии: игровые, развивающего обучения, проектные методики.

2. Научно-исследовательские технологии: технологии сбора и обработки данных, анализ применяемых методик в ходе практики.

3. Научно-производственные технологии: отработка исследовательских подходов к решению производственных задач.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение психолого-педагогической практики.

Основная литература:

1. Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова. Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина. – СПб: Речь, 2002.

2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье/ В.И. Гарбузов. – Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994.

3. Джеймс М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер.с англ. / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.

4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться)/ Ф. Зимбардо. – СПб.: Питер-Пресс, 1995.

5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ Н.И. Козлов. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1996.

6. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 1997.

7. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. – СПб.: Питер, 1993.

8. Лидерс А.Г.Психологический тренинг с подростками: Учебн. пособие для студ.высш.учебн.заведений / А.Г. Лидерс. – М.: «Академия», 2001.

9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б.М. Мастеров. – Рига: ПУ «Эксперимент», 1996.

10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991.

11. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А.С. Прудченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

12. Психогимнастика в тренинге/Под ред.Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: Речь, 2000.

13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995.

14. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Д. Смид. – М.: Генезис, 1999.

15. Снайдер Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. –Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.

 

Дополнительная литература

1. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение, 1991.

2. Болотникова, О.П. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии / О. П. Болотникова, О.В. Порваткина, Э.Ю. Чикирева. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 136 с.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К Бьютнер. – М.: Педагогика, 1991.

4. Винникопт Д.В. Разговор с родителями/ Д.В. Винникопт. – М.: НФ «Класс», 1995.

5. Гамезо М.В. Атлас по психологии/ М.В. Гамезо, И.Я. Домашенко. – М.: Просвещение, 1999.

6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1984.

7. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 1990.

8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы/ А.Н. Лутошкин. – М.: Просвещение, 1981.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.

10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Б.А. Орлов. – М.: Просвещение, 1990.

11. Методы изучения межличностных отношений в классном коллективе (Метод. реком. для студентов-практикантов и классных руководителей) – М.. 1985.

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1998 – 632 с.

13. Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю/ Л.Г. Охитина. – М.: Просвещение, 1977.

14. Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно – методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. – Пятигорск: Изд – во ПГЛУ, 2000 – 40 с.

15. Пидкасистый П.И. Психолого – дидактический справочник преподавателя высшей школы/ П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 354 с.

16. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь: Изд – во СКИУУ, 1995 – 72 с.

17. Помощь родителям в воспитании детей. – М.: Прогресс, 1992.

18. Популярная психология для родителей/Под ред.А.А.Бодалова. – М.: Педагогика, 1989.

19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 – 672 с.

20. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп./ Е.И. Рогов – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999.

22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., 1993.

23. Сарычев С.В. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов/ С.В. Сарычев, И.Н. Логинов. – Курск: Педсервис, 1998.

24. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

25. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников/ Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980.

26. Уманский Л.И. Карта – схема психолого-педагогической характеристики группы школьников/ / Л.И. Уманский, А.С. Чернышев. – Курск, 1971.

27. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М., 1991.

28. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования/ АН. Ходусов. – М.: Курск, 1997.

29. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989.

30. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ А.С. Чернышев. – М.: Российское пед. агентство, 1998.

31. Чернышев А.С. Социально-психологические основы работы классного руководителя / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев. – М.: Просвещение, 1989.


6. Методические рекомендации

1. Оформление плана воспитательной работы

Неделя Дата Содержание деятельности (перечень мероприятий, бесед, др. выполняемой работы) Краткий анализ осуществленной воспитательной работы Оценка и подпись классного рук-ля

2. Примерный вариант плана самоанализа и анализа:

· Достигнута ли цель мероприятия? Что при подготовке и проведении мероприятия снизило (усилило) воспитательный эффект с ожидаемым?

· Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Какие качества личности проявили?

· Повлияло ли проведение мероприятия на: поведение отдельных учащихся, дисциплину, межличностные отношения в классе? Повысился ли авторитет студента-практиканта, проводившего мероприятие? По каким показателям можно судить об этом?

Шесть шляп»

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп.

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с государственным образовательным стандартом и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана лицея (из Положения об индивидуальной образовательной траектории учащегося).

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Основной смысл – в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних — развитие личностных познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств), и внешних – создание своих сочинений, выдвижение гипотез, проведение эксперимента/ исследования и его продукт, составление концепций, понятий и т.п. и дальнейшее сравнение их с существующими культурно-историческими аналогами.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Индивидуальная образовательная траектория предполагает реализацию следующих принципов:

1. Принцип личностного целеполагания. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

3. Принцип метапредметных основ содержания образования: Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного лич-ностного познания их учениками.

4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

6. Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.

7. Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.

Как это происходит

В групповой работе самая распространенная модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи (подробнее об этом можно узнать на тренинге на «Шести шляпам»). Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

4.Основные личностные новообразования подросткового возраста

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в V-VIII классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, автономию. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, характерной чертой которого является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться – весьма существенные факторы в образовании подросткового кризиса, в появлении различных форм протеста.

Существенным признаком нового уровня самосознания является также «открытие» подростком своего внутреннего мира, возникновение интереса к себе, способности и потребности в познании самого себя, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самоанализу. Самооценка подростка зачастую базируется не на оценке взрослых, а на собственной оценке своих личностных свойств и качеств. Подростковый возраст можно считать сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии.

В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к миру взрослых. Возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации часто сочетается с задержками и отклонениями в развитии личности подростка.

Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность – найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к подростковой компании, к усилению реакции группирования и имитации (подражания кому-либо из сверстников). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план.

Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Кризис характеризуется ломкой старых привычек, стереотипов, распадом сформировавшихся ранее структур и построением новых отношений, формированием новых структур и т.п.

В психологической литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, - кризис независимости. Его симптомы – строптивость, своеволие, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собственности (требование подростка не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть в душу»). При этом важно иметь в виду, что интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения достаточно различны.

Другой тип подросткового кризиса – кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Подросток утверждает позицию «Я ребенок и хочу остаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается протекание подросткового кризиса в форме кризиса независимости. Второй тип кризиса может привести к затяжной инфантильной позиции «ребенка», характеризующей человека в период молодости и в зрелом возрасте.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Итак, основные психологические новообразования подростка составляют:

- чувство взрослости, стремление к самостоятельности, становление нового уровня самосознания;

- потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл;

- критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа;

- трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу;

- повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

 

5. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на подростка:

1. Фамилия, имя, отчество, возраст.

2. Образование.

3. Состав семьи.

4. Характер родителей, какое оказывают влияние на ребенка.

5. Особенности воспитания:

- гиперопека (мелочный контроль);

- постоянное восхищение и переоценка подростка;

- воспитание по типу жестких взаимоотношений;

- воспитание по типу «Золушки» (в условиях повышенной требовательности);

- правильное воспитание.

6. Отношения с родителями:

- взаимопонимание, сочувствие, сострадание;

- недоброжелательное, враждебное, агрессивное;

- стремление сделать назло, отсутствие брезгливости, неопрятности;

- утрата интереса к любой продуктивной деятельности.

7. Особенности личности:

- бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения;

- состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка);

- состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и озлобленность);

- наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость;

- стремление «уходить» от любых трудностей, влечение к удовольствиям, лживость, лидерские тенденции;

- «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание любым способом, склонность к фантазиям, капризность;

- замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков;

- общительность, жажда деятельности;

- сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности.

8. Внеклассные интересы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.171 с.)