Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест двадцати утверждений (методика «Кто я?»).

Поиск

Инструкция. «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?», обращенный к самому себе. Пишите первое, что придет Вам в голову в ответ на данный вопрос, не заботясь о логике, грамматике или последовательности ответов. Работайте достаточно быстро, время работы ограничено».

Время работы 12 минут, однако о нем лучше испытуемому не сообщать.

Обработка результатов.

· Подсчитывается количество ответов, выявляющих работоспособность испытуемого и степень его рефлексивности.

· Выделяются и анализируются категории ответов, используемые испытуемым для самоописания. Наиболее часто встречаемые категории: личностные характеристики, увлечения и интересы, родственные узы и семейные взаимоотношения, социальные контакты, деловая (учебная) сфера, пол, возраст, внешность, интеллектуальные характеристики и т.д.

· Оценивается значимость упоминаемых категорий. Существует мнение, что наиболее значимыми для испытуемого являются первые пять ответов. Порядок следования категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако этот тезис не является доказанным. О значимости ответов можно судить также по количеству ответов данной темы и по возврату к ней в самоописании.

· Оценивается временная направленность ответов. Направленность в будущее определяется наличием суждений, касающихся стремлений, желаний испытуемого, а также ответов с прилагательным «будущий» (например, «будущая мать», «будущий филолог»). О ретроспективной направленности свидетельствуют ответы, направленные на анализ прожитой жизни или ответы с прилагательным «бывший» (например, «бывшая отличница»).

· Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу «золотого сечения»: 66% - положительных ответов, 34% - отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

 

Выявление уровня тревожности у подростков. 11

Особенность данной методики состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Ее преимущество заключается в том, что она позволяет выявить области действительности, являющиеся для школьника основным источником тревоги.

Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми Вы часто сталкиваетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружков одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру – 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх, тревогу, обведите цифру – 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 0 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимание 0 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 0 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школу 0 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в следующей таблице.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная                    

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные показатели интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В нижеследующей таблице представлены данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
класс пол общая Школьная самооц. межличн.
1.Нормальный   ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-54 4-17 4-18 5-17
  ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
  ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько повышенный   ж 63-78 20-25 22-26 21-27
м 55-73 18-23 19-25 18-24
  ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
  ж 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий   ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
  ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-43 26-32
  ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий   ж > 94 > 31 > 31 > 33
м > 91 > 30 > 32 > 30
  ж > 90 >26 >32 >33
м > 86 > 25 > 34 >32
  ж > 90 >30 >34 >36
  м > 72 > 24 > 27 > 23
5.«Чрезмерное спокойствие»   м < 30 < 7 <11 < 7
ж < 17 < 4 < 4 < 5
  м < 17 < 2 < 6 < 4
ж < 10 - - < 3
  м < 39 < 5 < 12 < 5
ж < 23 < 5 < 8 < 5

Роль психолога в профилактике педагогической запущенности учащихся

Педагогическая запущенность как устойчивое состояние обусловливает особенности личности ребенка, характеризующейся противоречивостью развития:

а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;

б) особенности поведения, выражающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам (реакциях компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакциях приспособления или подчинения мнению других, реакциях ухода из-под опеки, лишения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;

в) доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным (5).

Показателями педагогической запущенности у подростков являются нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе; нарушения в познавательной сфере (задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности); неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях. Возникая в дошкольном периоде развития ребенка на поведенческом уровне, приобретая новообразование дидактического уровня в младшем школьном возрасте, педагогическая запущенность переходит в социально-педагогическую у подростков.

Основными задачами в профилактической работе с педагогически запущенными подростками являются:

- стимулирующая психодиагностика личности;

- снятие состояния психологического дискомфорта;

- формирование адекватной самооценка;

- развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;

- развитие коммуникативных и поведенческих навыков.

План психологической характеристики учебного коллектива

Количество учащихся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива.

1. История формирования коллектива.

2. Учебная деятельность класса: характеристика взаимоотношений, возникающих в учебной деятельности (успеваемость, поведение на уроках, общение, взаимопомощь, общий уровень умственного развития, ведущие мотивы учения).

3. Психологический климат в коллективе.

4. Межличностные отношения в коллективе:

- характеристика официальной структуры;

- сплоченность группы;

- уровень развития коллектива.

5. Характеристика эмоционально-волевой сферы класса, познавательных особенностей, личностных качеств.

6. Жизнь коллектива вне учебных занятий. Связь родителей с жизнью класса.

7. Личные и профессиональные качества классного руководителя. Управление коллективом.

8. Статус, достижения, особенности класса в масштабе школы. Участие в общественной жизни школы.

9. Конфликты среди учащихся, в системе учащийся-учитель, психологическая природа и способы разрешения конфликтов.

10. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Указать, какие психологические проявления учащихся вы относите к возрастным особенностям.

11. Специфические черты данного коллектива, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала.

12. Предложение по созданию благоприятного психологического климата в данном коллективе учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.006 с.)