Программа психолого-педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа психолого-педагогической практики



Пояснительная записка

Психолого-педагогическая практика студентов является составной частью основной программы высшего профессионального образования и, обеспечивая системно-деятельностный подход подготовки студентов, обеспечивает развитие профессиональной компетентности будущего педагога и формирование целостных представлений о современном учебно-воспитательном процессе.

Содержание практики, ее организация и проведение обусловлены государственным стандартом и учебным планом подготовки студентов естественно-технологического факультета ЧГПУ.

Основная цель психолого-педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студента, будущего педагога и педагога-психолога в системе общего образования, личностную и профессиональную готовность к осуществлению основных видов его профессиональной деятельности.

Достижению этой цели в течение психолого-педагогической практики способствует решение конкретных психолого-педагогических и методических задач, соотнесенных с видами и задачами профессиональной деятельности:

– применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов педагогических технологий в процессе решения профессиональных задач;

– изучение и анализ современного состояния учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе, передового педагогического опыта;

– формирование и развитие у будущих педагогов и педагогов-психологов профессионально значимых качеств личности: педагогической направленности, педагогических способностей, общей культуры и профессиональной компетентности;

– выработка у студентов творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности;

– формирование у будущего педагога и педагога-психолога основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности.

Знания, умения и навыки / компетенции, формируемые в ходе практики

В процессе психолого-педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений.

1. Конструктивные умения:

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

- наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах;

- обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;

- проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

- осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.;

- изучать функциональные обязанности классного руководителя;

- проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями;

- осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;

- обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам;

- составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.

2. Коммуникативные умения:

- использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях;

- строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся;

- развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам;

- формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства;

- развить способность к педагогической рефлексии;

- уметь строить гуманные отношения с детьми;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию;

- уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- уметь мотивировать поведение и деятельность;

- владеть эмоциями и чувствами;

- уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.

3. Организаторские умения:

- организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе;

- организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению;

- организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.

4. Исследовательские умения:

- изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода;

- изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения;

- изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники;

- изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе).

Психолого-педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК)

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5).

б) профессиональные (ПК)

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся подросткового возраста (ОПК-4);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9);

- способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся (ПКПП-11).

Места проведения практики – средние образовательные учреждения разных типов (школы, лицеи).

Материально-техническое обеспечение баз практики: школьные классы.

Сроки проведения практики

Курс Время проведения Сроки
    7 семестр 5 недель
    9 семестр 7 недель

 

Ответственная кафедра за психолого-педагогический аспект практики – кафедра психолого-педагогических дисциплин естественно-технологического факультета ЧГПУ.

Содержание психолого-педагогической практики

2.1. Педагогический раздел практики для студентов 4 курса.

1. Составить собственный план воспитательной работы в соответствии с планом классного руководителя на весь период практики.

2. Разработать и провести зачетное воспитательное мероприятие - социальный проект, используя в основе технологию открытого образования «Шесть шляп».

3. Сделать отчет в мультимедийном формате «Творческий портрет учителя МОУ СОШ №___» (биография; звания и награды; научные и учебно-методические направления в педагогической деятельности; формы и методы преподавания на уроках; участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации; публикации; руководство студиями, кружками; педагогический стиль общения с детьми и педагогами; личные увлечения и т.д.) (задание выполняется группой студентов в школе, запись предоставлять на диске);

4. Написать сочинение-эссе на тему «Мои педагогические находки».

 

Задания для студентов 5 курса, педагогический аспект

Задание:

1. Составить в соответствии с планом классного руководителя собственный план воспитательный работы.

2. Провести воспитательное мероприятие патриотического характера с учениками класса.

3. Провести анализ посещенного родительского собрания.

2.2. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса. (Биология-психология)

1. Изучение класса, в котором студент проходит психологическую практику

2. Составление психологической характеристики ученического коллектива

3. Изучение личности нормального и «трудного» подростка (педагогически запущенного) и составление психологической характеристики данных подростков

4. Проведение развивающих, психопрофилактических занятий, направленных на самопознание, саморазвитие, самообразование подростков.

5. Чтение лекции для родителей по проблеме гармонизации родительско-детских отношений.

2.3. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса («Химия», «География», «Технология»)

1. Изучение межличностных отношений и социометрической структуры коллектива учащихся, составление психолого-педагогической характеристики ученического коллектива.

2. Изучение личности подростков. Составление характеристики на подростка (1 характеристика).

3. Психологический анализ собственного урока.

4. Самооценка динамики собственных профессиональных умений.

Ход выполнения заданий практики:

1. Ознакомиться с заданиями, предложенными для изучения учащегося и коллектива класса, и планами-схемами составления характеристики. Составить план проведения исследования (выбрать время, продумать мотивирование учащихся к выполнению диагностической деятельности, выучить инструкции, подготовить стимульный материал).

2. С первых дней педагогической практики следует определить одного учащегося из класса и ученический коллектив в качестве объекта исследования для составления психолого-педагогической характеристики. Возможно выбрать учащегося на основании полученных результатов социометрического исследования.

3. Вести систематическое наблюдение за учащимся и коллективом класса.

4. Проанализировав результаты наблюдения и других методов исследования, составить развернутую психолого-педагогическую характеристику (личности учащихся и коллектива класса).

5. Фиксировать все затруднения, с которыми Вы встретились в период практики, и ответить на вопросы анкеты.

2.5. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (география-природопользование)

1. Психологический анализ урока.

2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивации учащихся с применением следующих диагностических методик.

¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая)

2.6. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (химия-биология)

1. Психологический анализ урока.

2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивацииучащихсяс применением следующих диагностических методик.

¨ Методика определения профессионально ориентированного типа личности (Дж. Холланд).

¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая).

 

3. Технологии, применяемые студентами на производственной/учебной практике (образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные).

Во время психолого-педагогической практики студенты применяют следующие технологии:

1. Образовательные технологии: игровые, развивающего обучения, проектные методики.

2. Научно-исследовательские технологии: технологии сбора и обработки данных, анализ применяемых методик в ходе практики.

3. Научно-производственные технологии: отработка исследовательских подходов к решению производственных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.021 с.)