Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа психолого-педагогической практикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Психолого-педагогическая практика студентов является составной частью основной программы высшего профессионального образования и, обеспечивая системно-деятельностный подход подготовки студентов, обеспечивает развитие профессиональной компетентности будущего педагога и формирование целостных представлений о современном учебно-воспитательном процессе. Содержание практики, ее организация и проведение обусловлены государственным стандартом и учебным планом подготовки студентов естественно-технологического факультета ЧГПУ. Основная цель психолого-педагогической практики состоит в том, чтобы сформировать у студента, будущего педагога и педагога-психолога в системе общего образования, личностную и профессиональную готовность к осуществлению основных видов его профессиональной деятельности. Достижению этой цели в течение психолого-педагогической практики способствует решение конкретных психолого-педагогических и методических задач, соотнесенных с видами и задачами профессиональной деятельности: – применение на практике усвоенных теоретических знаний и практическое использование элементов педагогических технологий в процессе решения профессиональных задач; – изучение и анализ современного состояния учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе, передового педагогического опыта; – формирование и развитие у будущих педагогов и педагогов-психологов профессионально значимых качеств личности: педагогической направленности, педагогических способностей, общей культуры и профессиональной компетентности; – выработка у студентов творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности; – формирование у будущего педагога и педагога-психолога основ для выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности. Знания, умения и навыки / компетенции, формируемые в ходе практики В процессе психолого-педагогической практики, кроме названных задач, у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений. 1. Конструктивные умения: - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива; - наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах; - обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся; - проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся; - осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.; - изучать функциональные обязанности классного руководителя; - проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями; - осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности; - обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам; - составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности. 2. Коммуникативные умения: - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях; - строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся; - развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам; - формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства; - развить способность к педагогической рефлексии; - уметь строить гуманные отношения с детьми; - уметь выражать и обосновывать свою позицию; - уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - уметь мотивировать поведение и деятельность; - владеть эмоциями и чувствами; - уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп. 3. Организаторские умения: - организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе; - организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению; - организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом. 4. Исследовательские умения: - изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания на основе антропологического подхода; - изучение плана работы классного руководителя, личных дел учащихся, медицинских карт, дневников, классных журналов, методики их ведения; - изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники; - изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе). Психолого-педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций: а) общекультурные (ОК) - владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5). б) профессиональные (ПК) - готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2); - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); - готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся подросткового возраста (ОПК-4); - готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8); - способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3); - способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5); - готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9); - способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся (ПКПП-11). Места проведения практики – средние образовательные учреждения разных типов (школы, лицеи). Материально-техническое обеспечение баз практики: школьные классы. Сроки проведения практики
Ответственная кафедра за психолого-педагогический аспект практики – кафедра психолого-педагогических дисциплин естественно-технологического факультета ЧГПУ. Содержание психолого-педагогической практики 2.1. Педагогический раздел практики для студентов 4 курса. 1. Составить собственный план воспитательной работы в соответствии с планом классного руководителя на весь период практики. 2. Разработать и провести зачетное воспитательное мероприятие - социальный проект, используя в основе технологию открытого образования «Шесть шляп». 3. Сделать отчет в мультимедийном формате «Творческий портрет учителя МОУ СОШ №___» (биография; звания и награды; научные и учебно-методические направления в педагогической деятельности; формы и методы преподавания на уроках; участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации; публикации; руководство студиями, кружками; педагогический стиль общения с детьми и педагогами; личные увлечения и т.д.) (задание выполняется группой студентов в школе, запись предоставлять на диске); 4. Написать сочинение-эссе на тему «Мои педагогические находки».
Задания для студентов 5 курса, педагогический аспект Задание: 1. Составить в соответствии с планом классного руководителя собственный план воспитательный работы. 2. Провести воспитательное мероприятие патриотического характера с учениками класса. 3. Провести анализ посещенного родительского собрания. 2.2. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса. (Биология-психология) 1. Изучение класса, в котором студент проходит психологическую практику 2. Составление психологической характеристики ученического коллектива 3. Изучение личности нормального и «трудного» подростка (педагогически запущенного) и составление психологической характеристики данных подростков 4. Проведение развивающих, психопрофилактических занятий, направленных на самопознание, саморазвитие, самообразование подростков. 5. Чтение лекции для родителей по проблеме гармонизации родительско-детских отношений. 2.3. Задания психологического аспекта практики для студентов 4 курса («Химия», «География», «Технология») 1. Изучение межличностных отношений и социометрической структуры коллектива учащихся, составление психолого-педагогической характеристики ученического коллектива. 2. Изучение личности подростков. Составление характеристики на подростка (1 характеристика). 3. Психологический анализ собственного урока. 4. Самооценка динамики собственных профессиональных умений. Ход выполнения заданий практики: 1. Ознакомиться с заданиями, предложенными для изучения учащегося и коллектива класса, и планами-схемами составления характеристики. Составить план проведения исследования (выбрать время, продумать мотивирование учащихся к выполнению диагностической деятельности, выучить инструкции, подготовить стимульный материал). 2. С первых дней педагогической практики следует определить одного учащегося из класса и ученический коллектив в качестве объекта исследования для составления психолого-педагогической характеристики. Возможно выбрать учащегося на основании полученных результатов социометрического исследования. 3. Вести систематическое наблюдение за учащимся и коллективом класса. 4. Проанализировав результаты наблюдения и других методов исследования, составить развернутую психолого-педагогическую характеристику (личности учащихся и коллектива класса). 5. Фиксировать все затруднения, с которыми Вы встретились в период практики, и ответить на вопросы анкеты. 2.5. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (география-природопользование) 1. Психологический анализ урока. 2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивации учащихся с применением следующих диагностических методик. ¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая) 2.6. Задания психологического аспекта практики для студентов 5 курса (химия-биология) 1. Психологический анализ урока. 2. Организация, проведение и анализ результатов психодиагностического исследования профессиональной направленности и особенностей учебной мотивацииучащихсяс применением следующих диагностических методик. ¨ Методика определения профессионально ориентированного типа личности (Дж. Холланд). ¨ Опросник направленности учебной мотивации (Т.Д. Дубовицкая).
3. Технологии, применяемые студентами на производственной/учебной практике (образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные). Во время психолого-педагогической практики студенты применяют следующие технологии: 1. Образовательные технологии: игровые, развивающего обучения, проектные методики. 2. Научно-исследовательские технологии: технологии сбора и обработки данных, анализ применяемых методик в ходе практики. 3. Научно-производственные технологии: отработка исследовательских подходов к решению производственных задач.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.01 с.) |