Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отчетная документации психологического аспекта для 4 курса (биология-психология)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4.4 Отчетная документация по психологическому аспекту практики для студентов 4 курса («Химия», «География», «Технология»)
4.5. Отчетная документация психологического аспекта практики для студентов 5 курса (география-природопользование)
4.6. Отчетная документации психологического аспекта практики для студентов 5 курса (химия-биология)
4.7. Критерии оценки психолого-педагогической практики студентов по педагогике и психологии Отчеты по результатам практики сдаются студентами в первую неделю после практики. Дата сдачи отчетов устанавливается руководителем практики и объявляется на установочной конференции, несоблюдение сроков влечет за собой снижение оценки вплоть до неудовлетворительной. «Отлично» оценивается работа студента, выполнившего весь объем работы, определенной программой практики, проявившего теоретическую, методическую подготовку и умелое применение полученных знаний в ходе практики, проделавшего анализ работы средствами теоретической рефлексии, творчески оформившего свой отчет. «Хорошо» —работа студента, который полностью выполнил программу практики, проявил самостоятельность, интерес, строго придерживался формальных требований, не проявлял творчества, оригинальности в проведении исследований, поиска новых фактов. «Удовлетворительно» — работа студента, который выполнил программу практики, но при этом не проявил самостоятельности, допустил небрежность в интерпретации данных, формальность в описании фактов, формулировании выводов, не показал интереса к своим испытуемым, небрежно оформил отчет. «Неудовлетворительно» — работа студента, не выполнившего программу практики, или представившего отчет о практике, выполненного на крайне низком уровне. Отчет по практике, имеющий недочеты, может быть возвращен студенту для доработки: устранение неточности или небрежности в интерпретации, формальные отписки, небрежное оформление отчета, неполный перечень требуемых содержанием практики документов и т. д.
Учебно-методическое и информационное обеспечение психолого-педагогической практики. Основная литература: 1. Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова. Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина. – СПб: Речь, 2002. 2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье/ В.И. Гарбузов. – Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994. 3. Джеймс М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер.с англ. / М. Джеймс, Д. Джонгвард. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. 4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться)/ Ф. Зимбардо. – СПб.: Питер-Пресс, 1995. 5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ Н.И. Козлов. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1996. 6. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 1997. 7. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. – СПб.: Питер, 1993. 8. Лидерс А.Г.Психологический тренинг с подростками: Учебн. пособие для студ.высш.учебн.заведений / А.Г. Лидерс. – М.: «Академия», 2001. 9. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б.М. Мастеров. – Рига: ПУ «Эксперимент», 1996. 10. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991. 11. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов / А.С. Прудченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 12. Психогимнастика в тренинге/Под ред.Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: Речь, 2000. 13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. 14. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Д. Смид. – М.: Генезис, 1999. 15. Снайдер Д. Курс выживания для подростков / Д. Снайдер. –Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.
Дополнительная литература 1. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток / Р. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. 2. Болотникова, О.П. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии / О. П. Болотникова, О.В. Порваткина, Э.Ю. Чикирева. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 136 с. 3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К Бьютнер. – М.: Педагогика, 1991. 4. Винникопт Д.В. Разговор с родителями/ Д.В. Винникопт. – М.: НФ «Класс», 1995. 5. Гамезо М.В. Атлас по психологии/ М.В. Гамезо, И.Я. Домашенко. – М.: Просвещение, 1999. 6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1984. 7. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 1990. 8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы/ А.Н. Лутошкин. – М.: Просвещение, 1981. 9. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. 10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Б.А. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. 11. Методы изучения межличностных отношений в классном коллективе (Метод. реком. для студентов-практикантов и классных руководителей) – М.. 1985. 12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1998 – 632 с. 13. Охитина Л.Г. Психологические основы урока: В помощь учителю/ Л.Г. Охитина. – М.: Просвещение, 1977. 14. Педагогическая практика по воспитательной работе. Учебно – методическое пособие для студентов старших курсов, преподавателей, руководителей практикой. – Пятигорск: Изд – во ПГЛУ, 2000 – 40 с. 15. Пидкасистый П.И. Психолого – дидактический справочник преподавателя высшей школы/ П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 354 с. 16. Познай себя: Диагностические методики самопознания. – Ставрополь: Изд – во СКИУУ, 1995 – 72 с. 17. Помощь родителям в воспитании детей. – М.: Прогресс, 1992. 18. Популярная психология для родителей/Под ред.А.А.Бодалова. – М.: Педагогика, 1989. 19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000 – 672 с. 20. Психологические тесты /Под ред. Карелина А.А.: В 2 т. – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999. 21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие: В 2 кн.- 2-е изд., перераб. и доп./ Е.И. Рогов – М.: Гуманит. изд – во ВЛАДОС, 1999. 22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М., 1993. 23. Сарычев С.В. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пос. для студентов выпускных курсов педвузов/ С.В. Сарычев, И.Н. Логинов. – Курск: Педсервис, 1998. 24. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. 25. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников/ Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. 26. Уманский Л.И. Карта – схема психолого-педагогической характеристики группы школьников/ / Л.И. Уманский, А.С. Чернышев. – Курск, 1971. 27. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М., 1991. 28. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования/ АН. Ходусов. – М.: Курск, 1997. 29. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. 30. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ А.С. Чернышев. – М.: Российское пед. агентство, 1998. 31. Чернышев А.С. Социально-психологические основы работы классного руководителя / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев. – М.: Просвещение, 1989. 6. Методические рекомендации 1. Оформление плана воспитательной работы
2. Примерный вариант плана самоанализа и анализа: · Достигнута ли цель мероприятия? Что при подготовке и проведении мероприятия снизило (усилило) воспитательный эффект с ожидаемым? · Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Какие качества личности проявили? · Повлияло ли проведение мероприятия на: поведение отдельных учащихся, дисциплину, межличностные отношения в классе? Повысился ли авторитет студента-практиканта, проводившего мероприятие? По каким показателям можно судить об этом? Шесть шляп» Вот краткое изложение принципов использования шести шляп. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с государственным образовательным стандартом и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана лицея (из Положения об индивидуальной образовательной траектории учащегося). Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором. С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории. Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Основной смысл – в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних — развитие личностных познавательных, творческих, оргдеятельностных качеств), и внешних – создание своих сочинений, выдвижение гипотез, проведение эксперимента/ исследования и его продукт, составление концепций, понятий и т.п. и дальнейшее сравнение их с существующими культурно-историческими аналогами. Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Индивидуальная образовательная траектория предполагает реализацию следующих принципов: 1. Принцип личностного целеполагания. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей 2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. 3. Принцип метапредметных основ содержания образования: Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность субъективного лич-ностного познания их учениками. 4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности. 5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области. 6. Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении. 7. Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Как это происходит В групповой работе самая распространенная модель — определение последовательности шляп в начале сессии. Последовательность определяется исходя из решаемой задачи (подробнее об этом можно узнать на тренинге на «Шести шляпам»). Затем начинается сессия, во время которой все участники одновременно «надевают шляпы» одного цвета, согласно определенной последовательности, и работают в соответствующем режиме. Модератор остается под синей шляпой и следит за процессом. Результаты сессии суммируются под синей шляпой. 4.Основные личностные новообразования подросткового возраста Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в V-VIII классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, автономию. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника: проходить раньше или позже. Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, характерной чертой которого является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться – весьма существенные факторы в образовании подросткового кризиса, в появлении различных форм протеста. Существенным признаком нового уровня самосознания является также «открытие» подростком своего внутреннего мира, возникновение интереса к себе, способности и потребности в познании самого себя, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самоанализу. Самооценка подростка зачастую базируется не на оценке взрослых, а на собственной оценке своих личностных свойств и качеств. Подростковый возраст можно считать сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии. В подростковый период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения. Это, прежде всего, проявляется в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к миру взрослых. Возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ориентации часто сочетается с задержками и отклонениями в развитии личности подростка. Для внутренней позиции подростка становится очень значимой новая потребность – найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к подростковой компании, к усилению реакции группирования и имитации (подражания кому-либо из сверстников). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека. Кризис характеризуется ломкой старых привычек, стереотипов, распадом сформировавшихся ранее структур и построением новых отношений, формированием новых структур и т.п. В психологической литературе описаны два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, - кризис независимости. Его симптомы – строптивость, своеволие, упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, ревность к собственности (требование подростка не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть в душу»). При этом важно иметь в виду, что интенсивность кризисных симптомов и способы их выражения достаточно различны. Другой тип подросткового кризиса – кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Подросток утверждает позицию «Я ребенок и хочу остаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается протекание подросткового кризиса в форме кризиса независимости. Второй тип кризиса может привести к затяжной инфантильной позиции «ребенка», характеризующей человека в период молодости и в зрелом возрасте. Подростковый период знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Итак, основные психологические новообразования подростка составляют: - чувство взрослости, стремление к самостоятельности, становление нового уровня самосознания; - потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл; - критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа; - трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу; - повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
5. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на подростка: 1. Фамилия, имя, отчество, возраст. 2. Образование. 3. Состав семьи. 4. Характер родителей, какое оказывают влияние на ребенка. 5. Особенности воспитания: - гиперопека (мелочный контроль); - постоянное восхищение и переоценка подростка; - воспитание по типу жестких взаимоотношений; - воспитание по типу «Золушки» (в условиях повышенной требовательности); - правильное воспитание. 6. Отношения с родителями: - взаимопонимание, сочувствие, сострадание; - недоброжелательное, враждебное, агрессивное; - стремление сделать назло, отсутствие брезгливости, неопрятности; - утрата интереса к любой продуктивной деятельности. 7. Особенности личности: - бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения; - состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка); - состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и озлобленность); - наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость; - стремление «уходить» от любых трудностей, влечение к удовольствиям, лживость, лидерские тенденции; - «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание любым способом, склонность к фантазиям, капризность; - замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков; - общительность, жажда деятельности; - сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности. 8. Внеклассные интересы: - чтение, дискотеки, вид спорта, азартные игры, коллекционирование; - отношение к животным; - бесцельное времяпровождение; - интерес к предлагаемой профессии; - развитие трудовых навыков. 9. Нарушение поведения (с какого возраста): - поведение и успехи в школе; - отставание в обучении (по каким предметам), повторное обучение (в каких классах и почему); - интеллектуальное развитие, нуждается ли в дополнительной педагогической работе, сравнительная оценка способностей и успеваемости; - отношение к общественной работе, стремление добровольно включаться в дела, необходимые коллективу; - соблюдение нравственно-этических норм, проявление настойчивости в достижении поставленных целей, стремление и умение преодолевать затруднения в учебе и недостатки в личном поведении; - противоправное поведение; - кражи; - уходы и бродяжество (причины, частота, где ночует); - алкоголизация, курение, наркотики и суррогаты; - попытки к самоубийству. 10. Сексуальное поведение: - сквернословие, онанизм, гомосексуализм, порнография, сексуальные эксцессы. 11. Наличие конфликтной ситуации дома, в школе, на работе, с группой подростков. 12. Общие и психологические рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (трудности) формирующейся личности, анализируются их причины, намечаются направления возможного развития, оказания психологической поддержки и помощи.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.106.207 (0.018 с.) |