Анкета для выявления психологического климата в классе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета для выявления психологического климата в классе.



Инструкция. Просим Вас на каждую из характеристик класса выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует Вашему мнению:

а – совершенно согласен с этим - 5 баллов,

б – согласен с этим - 4 балла,

в – согласен, но не совсем - 3 балла,

г - не согласен с этим - 2 балла,

д – совершенно не согласен с этим - 1 балл.

 

1. Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе

а б в г д

2. Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

а б в г д

3. Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

а б в г д

4. Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

а б в г д

5. Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

а б в г д

6. Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время а б в г д

7. Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

а б в г д

8. Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

а б в г д

 

9. Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

а б в г д

10. Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе а б в г д

11. Ученики нашего класса дружбы и доброжелательны

а б в г д

Суждение   Количество ответов Сумма
а Б в г д  
1. Ученики любят и хотят учиться            
11. Ученики дружны и доброжелательны            
количество ответов            
количество баллов            

 

На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе, по формуле:

 

К = (n - 11 N):44N,

где: n – общее число баллов;

N – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Если коэффициент К больше или равен 0,5 можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера. Если коэффициент К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначных выводов делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если коэффициент К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе.

Рекомендации по составлению психологической характеристики ученического коллектива

1. Количество учащихся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива.

2. История формирования коллектива.

3. Учебная деятельность класса: характеристика взаимоотношений, возникающих в учебной деятельности (успеваемость, поведение на уроках, общение, взаимопомощь, общий уровень умственного развития, ведущие мотивы учения).

3. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Указать, какие психологические проявления учащихся вы относите к возрастным особенностям.

4. Межличностные отношения в коллективе:

- характеристика официальной структуры;

- сплоченность группы;

- уровень развития коллектива.

5. Конфликты среди учащихся, в системе учащийся-учитель, психологическая природа и способы разрешения конфликтов.

6. Статус, достижения, особенности класса в масштабе школы. Участие в общественной жизни школы.

7. Жизнь коллектива вне учебных занятий. Связь родителей с жизнью класса.

8. Личные и профессиональные качества классного руководителя. Управление коллективом.

9. Рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в данном коллективе учащихся.

15. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на подростка:

1. Фамилия, имя, отчество, возраст.

2. Класс.

3. Состав семьи.

4. Интересы:

4.1. Учебная сфера

-Предпочитаемые школьные предметы

-Успеваемость

-Факультаты, спецкурсы, индивидуально-групповые занятия по предметам

4.2. Внеучебные интересы

- чтение, дискотеки, вид спорта, азартные игры, коллекционирование;

- отношение к животным;

- бесцельное времяпровождение;

- интерес к предлагаемой профессии;

- развитие трудовых навыков,

-др.

5. Результаты диагностики:

5.1. Особенности адаптации (карта наблюдения Стотта, беседа с педагогами)

5.2. Особенности эмоциональной сферы (методика СПС Г.Айзенка)

5.3. Сфера межличностных отношений (социометрия)

6. Нарушение поведения (с какого возраста):

- поведение и успехи в школе;

- отставание в обучении (по каким предметам), повторное обучение (в каких классах и почему);

-интеллектуальное развитие, нуждается ли в дополнительной педагогической работе, сравнительная оценка способностей и успеваемости;

- отношение к общественной работе, стремление добровольно включаться в дела, необходимые коллективу;

- соблюдение нравственно-этических норм, проявление настойчивости в достижении поставленных целей, стремление и умение преодолевать затруднения в учебе и недостатки в личном поведении;

- противоправное поведение;

- кражи;

- уходы и бродяжество (причины, частота, где ночует);

- алкоголизация, курение, наркотики и суррогаты;

- попытки к самоубийству.

7. Наличие конфликтной ситуации дома, в школе, с группой подростков.

8.Психолого-педагогические рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (трудности) формирующейся личности, анализируются их возможные причины, намечаются направления развития, оказания психолого-педагогической поддержки и помощи.

 

16. Самооценка психических состояний (Г.Ю. Айзенк)

Назначение методики: выявление уровеня тревоги, фрустрации и агрессивности личности.

Инструкция: Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ подходит   подхдит, но не очень не подходит  
       
1. Не чувствую в себе уверенности      
2. Часто из-за пустяков краснею      
3. Мой сон беспокоен      
4. Легко впадаю в уныние      
5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях      
6. Меня пугают трудности      
7. Люблю копаться в своих недостатках      
8. Меня легко убедить      
9. Я мнительный      
10. С трудом переношу время ожидания      
11 Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход      
12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом      
13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя      
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат      
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной      
16. Я нередко чувствую себя беззащитным      
17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния      
18. Чувствую растерянность перед трудностями      
19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели      
20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми      
21. Оставляю за собой последнее слово      
22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника      
23. Меня легко рассердить      
24. Люблю делать замечания другим      
25. Хочу быть авторитетом для окружающих      
26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего      
27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю      
28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться      
29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция      
30. Я мстителен      

Обработка результатов: Подсчитайте сумму баллов за каждую из трех групп вопросов:

I Тревожность – 1–10 вопросы 0 – 7 баллов не тревожные
8 – 14 баллов тревожность средняя, допустимого уровня
15 – 20 баллов очень тревожные
II Фрустрация– 11–20 вопросы   0 – 7 баллов имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам и не боится трудностей
8 – 14 баллов   средний уровень, фрустрация имеет место
15 – 20 баллов   низкая самооценка, избегает трудностей, боится неудач
III Агрессивность 21–30 вопросы 0 – 7 баллов   спокоен, выдержан
8 – 14 баллов   средний уровень агрессивности
15 – 20 баллов   агрессивен, невыдержан, есть трудности в общении

 


 

17. Карта наблюдения Дж. Стотта

Инструкция: Данная КН предназначена для регистрирования форм дезадаптивного поведения детей по результатам длительного наблюдения за ребенком. КН включает 190 фрагментов таких форм поведения. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов.

Вам предлагается полный текст КН и регистрационный бланк. В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют тем или иным формам поведения, наиболее характерным для данного ребенка.

 

I НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

1. Разговаривает с педагогом только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, н/р, во время игры бегает за мячом, в то время, как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет без боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит педагогу цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не показывает педагогу найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. занимается с педагогом только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не приходит к педагогу по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (например, о помощи).

14. Легко становиться нервным, плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит не выразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

 

II. Д – депрессия

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4. В играх активен, иногда апатичен.

5. В свободное время иногда проявляет отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный впадает в бешенство.

9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться, и следовательно, ни к кому не обращается за помощью.

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

 

III. У – уход в себя.

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не проявляет дружелюбия, доброжелательности к другим людям.

4. Избегает разговоров, замкнут в себе.

5. Мечтает и занимается чем – либо иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6. Совершенно не проявляет интерес к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как - будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

 

IV. ТВ – тревожность по отношению ко взрослым.

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки педагогу.

5. Очень часто приносит и показывает педагогу рисунки, модели, найденные им предметы и т.п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к педагогам.

7. Преувеличенно много рассказывает педагогу о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.

9. Всегда находит предлог занять педагога своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи, контроле со стороны педагога.

11. Добивается симпатии педагога. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» педагога (занимать его исключительно своей особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести симпатию.

16. Полностью устраняется, если его усилия не увенчаются успехом.

 

V. ВВ – враждебность по отношению ко взрослым

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находиться в хорошем настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с педагогом.

7. Когда о чем-то просит педагог, то бывает иногда очень сердечен, а иногда равнодушен.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет свою работу.

11. Портит общественную или личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, рисунки, стихи.

13. Неприятен, особенно когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14. Бормочет под нос, если чем-то не доволен.

15. Негативно относиться к замечаниям.

16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

 

VI. ТД – тревога по отношению к детям.

1. Играет «героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Склонен «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет (общается) исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с ним.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда педагога нет в классе.

12. Одевается вызывающе.

13. Со страстью портит общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе сверстников.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

 

VII. А – недостаток социальной нормальности (асоциальность).

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопрос педагога.

5. Не застенчив, но никогда не просит помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с педагогом, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает педагога, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашнее задание.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги.

13. В играх (в общении) с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

 

VIII. ВД – враждебность к детям.

1. Мешает другим детям в играх, посмеивается над ними, любит пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).

 

IX. Н – неугомонность.

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контактов с другими детьми неприятным для них образом.

3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет собой.

5. Не пунктуален, не старателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, др. предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может быть внимателен и длительно на чем-нибудь сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

 

X. ЭН – эмоциональное напряжение

1. Играет в игры, слишком детские для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен (примитивен в речи).

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет (общается) исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что – либо.

7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).

8. Его часто подозревают в том, что он нарушает дисциплину, хотя на самом деле, он пытался это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный.

 

XI. НС – невротические симптомы.

1. Заикается, запинается, трудно вытянуть из него слово.

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные тики.

5. Грызет ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).


XII. С – неблагоприятные условия среды.

1. Часто отсутствует в школе.

2. Не бывает в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, грязнуля.

6. Выглядит так, как будто плохо питается.

7. Значительно некрасивее других детей.

 

XIII. С Р – сексуальное развитие.

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.

2. Задержка полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

 

XIV. УО – умственная отсталость.

1. Сильно отстает в учебе.

2. «Туп» для своего возраста.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему как к дурачку.

7. Попросту глуп.

 

XV. Б – болезни и органические нарушения.

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонен к ушным заболеваниям.

6. Склонен к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть и краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений

14. Неестественные позы ела.

 

XVI. Ф – физические дефекты.

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рот.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные особенности телосложения.

 

 

Карта наблюдения

Имя, фамилия ___________________________________________________________

Возраст__________ Дата ______________ Школа____________ Класс____________

 

НД                                                    
Д                                                    
У                                                    
ТВ                                                    
ВВ                                                    
ТД                                                    
А                                                    
Н                                                    
ВД                                                    
ЭН                                                    
НС                                                    
С                                                    
СР                                                    
УО                                                    
Б                                                    
Ф                                                    

18.Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента

1. ФИО______________________________________________________________________

2. Образовательное учреждение, в котором проходила практика _____________________

3. Оцените степень овладения профессионально-педагогическими умениями. При оценке используйте следующую шкалу: 0 баллов – не овладел умениями, 1 балл – овладел в минимальной степени, 2 балла – в средней степени, 3 балла – овладел умениями в высокой степени.

В соответствующей графе проставьте балл, который определяет степень овладения следующими умениями.

 

  Перечень умений Уровень умений до практики Уровень умений к концу практики
Само оценка Оценка учителя Само оценка Оценка учителя
         
Проектировочно-прогностические умения
1. Умение прогнозировать результаты учебно-воспитательной работы        
2.Умение ставить цели и формулировать задачи воспитательной работы с учащимися        
3.Умение планировать учебно-воспитательную работу        
Организаторские умения
1.Умение организовать, координировать работу учащихся        
2. Умение организовать работу методического кабинета        
3.Умение вести обсуждение открытых вопросов        
4.Умение организовать коллективные формы работы с родителями        
Диагностические умения
1. Умение изучать: -личность ребенка -коллектив детей -деятельность детей -условия и оснащенность педагогического процесса -личность педагога и его профессиональную деятельность -документацию        
2. Умение анализировать: –деятельность воспитателя, учителя -продукты детской деятельности -методическую работу -гигиеническое, педагогическое, эстетическое состояние оборудования и помещений -собственную деятельность        
3. Умение определять уровень развития: -физического -умственного -нравственного -эстетического        
4. Умение делать выводы и предложения по совершенствованию педагогического процесса        
5. Умение документально оформлять результаты педагогического анализа        
Коммуникативные умения
1. Умение целенаправленно организовать общение с учителями и управлять им        
2. Умение регулировать взаимоотношения, своевременно и разумно перестраивать их с учетом ответной реакции        
3. Умение публично выступать перед педагогическими коллективом, родителями        
4. Умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества, сорадости        
5. Умение разрешать конфликтные ситуации в педагогическом коллективе        
6. Умение управлять своим поведением и настроением        
7. Умение четко и убедительно выражать свои мысли        
6. Умение моделировать общение: -с педагогами -с родителями        
7. Владение демократическим стилем руководства        
Исследовательские умения
1. Владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности: -наблюдение -анкетирование, интервьюирование -эксперимент -обработка и обобщение результатов        
2. Умение изучать, обобщать и внедрять передовой опыт в практику работы педагогов и свою деятельность        
3. Умение составить доклад, сообщение на основе изученной литературы и обобщения опыта работы        
4. Владение педагогической рефлексией        
Прикладные умения
1. Умение оформить выставки, газеты и др.        
2. Умение эстетически и педагогически грамотно оформить помещения и участок образовательного учреждения        
3. Умение целесообразно расположить и эстетично оформить материалы методического кабинета        
               

Анкета по итогам практики

1. Какие трудности возникали в процессы практики?

2. Каковы причины затруднений:

А. Недостаток знаний (по каким дисциплинам?)

Б.Недостаток практических умений (каких?)

В.Свойства и качества личности

Е.Другое (напишите)

3. Готовы ли вы к работе в качестве педагога-психолога?

А.Да

Б.Не вполне

В. Нет

4. Если Вы ответили «Нет», то укажите причины

5. В чем Вы видите положительное влияние практики?

А. В возможности применять знания, полученные в вузе

Б.В получении практических умений

В.В возможности проверить правильность выбора профессии

Г. Другое (напишите)

6. В чем вы видите недостатки практики?

 

7. Довольны ли Вы практикой?

А.Вполне

Б.Скорее доволен, чем нет

В.Скорее нет, чем да

Г.Недоволен

8. Ваши предложения по совершенствованию практики.

 

План психологического анализа урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1872; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.217 с.)