В период педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период педагогической практики



КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии

Кафедра Физического и психического здоровья ребенка

 

УТВЕРЖДАЮ:

декан

факультета_____________

«___» ____________ 200 __ г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПРАКТИКИ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОНЫХ, КОМПЕНСИРУЮЩИХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В КАЧЕСТВЕ СУРДОПЕДАГОГА

По подготовке специалиста

По направлению (специальности) 031015 Специальная (дошкольная) педагогика и психология (специализация логопедия)

5 курс, 9 семестр, 5 недель

Нормативная трудоемкость дисциплины

Семестр Учебные занятия Форма итоговой аттестации (зач., экз.)
Всего часов Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов
семестр 9             Дифференцированная оценка

 

Петрозаводск


Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032000 Специальная дошкольная педагогика и психология (2005г.)

Рабочая программа разработана на основе (с использованием) Комплекта основополагающих учебных минипрограмм по профессиональной подготовке специалистов высшего и среднего специального образования (соответственно: 032000 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0313 «Специальное дошкольное образование»). / Под ред. В. И. Селиверстова. - МПГУ, МОСУ, 1999.

Разработчики программы:

_________________________ __________ Гольдфельд И.Л.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

________________________ __________ Минакова Л.К.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

_________________________ __________ Сидловская О.П.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

_________________________ __________ Пушкина Т.В.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

_________________________ _____ Шельшакова Н.Н.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

_________________________ __________ Кудряшова Е.М.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

_________________________ __________ Семенова Н.А.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физического и психического здоровья ребенка, номер протокола заседания кафедры, дата его проведения

Заведующий кафедрой Сидловская Ольга Павловна

«» ____________ 200 г.

__________________ (подпись)

Настоящая программа не может быть использована

другими вузами или подразделениями университета

без разрешения разработчика программы.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика по детской сурдопсихологии и дошкольной сурдопедагогике ориентирована на систему целостной профессиональной подготовки педагогов-дефектологов (подготовки студентов, обучающихся по специальности 032015 «Специальная (дошкольная) педагогика и психология)

Содержание педагогической практики соответствует задачам и программному содержанию каждого учебного курса блока сурдодисциплин.

Блок сурдодисциплин включает в себя следующие учебные курсы: Детская сурдопсихология, Дошкольная сурдопедагогика, Технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха, Вербальные и невербальные средства коммуникации, Методика развития слухового восприятия детей с нарушением слуха, Методика обучения произношению детей с нарушением слуха, Методика развития речи детей с нарушением слуха.

Программное содержание практики согласно учебным курсам предваряет общие требования к профессиональной подготовке студентов.

Педагогическая практика дополняет теоретическую подготовку студентов, создавая условия для закрепления полученных знаний и формирования у них практических умений и навыков, которые им необходимы для изучения, воспитания, обучения и развития детей с нарушениями слуха.

Главной целью практики является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, практической готовности педагога-дефектолога организовывать, осуществлять и регулировать процесс коррекции и развития ребенка с нарушением слуха.

Конкретная цель педагогической практики: познакомить студентов с организацией и содержанием специального дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, с особенностями оказания детям коррекционной психолого-педагогической помощи, подготовке их к школьному обучению и интеграции в общество слышащих сверстников и взрослых.

В соответствии с указанными целями содержание программы практики предусматривает решение следующих задач:

1. Способствовать организации у студентов системы знаний о специфике категории детей со снижением слуха (разнообразие причин, степеней, особенностей структуры, в т.ч.со сложной структурой дефекта, и течения нарушения слуха, различные уровней речевого развития).

2. Ознакомить с дифференцированной структурой дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, а также с критериями комплектования групп в дошкольных учреждениях.

3. Ознакомить студентов с особенностями и условиями организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) ДОУ с учетом закономерностей и особенностей психического развития детей, критериев медицинских и педагогических классификаций нарушений слуховой функции у детей; отражение функционального содержания деятельности различных специалистов коррекционного учреждения, их взаимодействия.

4. Способствовать формированию у студентов умения самостоятельно организовывать, проводить и анализировать коррекционную, развивающую работу на основе индивидуального, дифференцированного и комплексного подходов с учетом возможностей слухового восприятия детей и с последующим обоснованием формы работы и используемых дидактических и сурдотехнических средств.

5. Выявить особенности развития психических процессов детей с нарушением слуха, с дальнейшим обоснованием их связи и зависимости с состоянием слухового восприятия.

6. Раскрыть специфику речевого развития детей с нарушенным слухом через практическое изучение: с точки зрения структуры нарушения, диагностики речевого развития, разнообразия средств общения и обучения, условий организации и планирования работы по развитию речи детей с недостатками слуховой функции в образовательном учреждении и семье.

7. Изучить особенности и условия развития слухового восприятия у детей с разной степенью нарушения слуха: обоснование спецификой нарушения, технологические подходы к процессу развития слухового восприятия.

8. Изучить особенности формирования устной речи и правильного произношения у детей с разной степенью нарушения слуха: обоснование характеристикой нарушения, определение психолого-педагогических основ организации соответствующей работы, раскрытие методики обучения произношению.

9. Раскрыть специфику личностного развития детей с нарушением слуха с указанием своеобразия социальной ситуации развития ребенка и педагогических условий.

10. Ознакомить с возможностями интегрированного обучения и интеграции детей с нарушениями слуха в общество; с существующей системой социальной защиты лиц с нарушением слуха в РФ.

11. Ознакомить студентов с методами и техническими средствами диагностики и коррекции нарушений слуха у детей.

12. Ориентировать студентов на практическое овладение дактилологией и жестовым языком.

13. Способствовать формированию у студентов профессиональных качеств сурдопедагога и интереса к профессии педагога-дефектолога.

 

В процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться с процессом воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, научиться анализировать систему воспита­тельных и коррекционных мероприятий, направленных на решение основных задач работы дошкольных учреждений:

- психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным слухом;

- обогащение общего развития;

- коррекцию нарушений в развитии;

- подготовку к обучению в школе.

В ходе практики студенты должны понять и реализовать в собственной работе основные принципы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, отраженные в действующей программно-методической литературе. Важнейшими из которых являются: обеспечение разностороннего развития дошкольников с нарушенным слухом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей; деятельностный подход к воспитанию; организация коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта и индивидуальных возможностей детей, широкое использование и развитие остаточного слуха; формирование речи как средства общения; осуществление преемственные связей между дошкольными учреждениями и соответствующим типом школы.

В результате педагогической практики студенты должны:

· понимать ведущую роль коррекционно-педагогической работы в развитии дошкольников с нарушениями слуха;

· знать педагогические системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха;

· понимать задачи, принципы и методы воспитания и обучения;

· знать содержание коррекционно-педагогической работы с глухими, слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками, с детьми со сложными недостатками в развитии;

· уметь осуществлять коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с нарушениями слуха в учреждениях различного вида (дошкольных учреждениях компенсирующего и общеразвивающего вида);

· анализировать программно-методическую литературу;

· анализировать занятия и другие формы воспитания и обучения детей;

· осуществлять планирование фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы;

· уметь планировать и осуществлять работу с родителями.

Программа практики имеет следующую структуру:

- определяется цель и задачи педагогической практики;

- содержание деятельности студентов в период педагогической практики;

- основные права и обязанности студентов;

- перечень учебных дисциплин, подлежащих освоению в процессе педагогической практики;

- содержание программы педагогической практики;

- определение критерий оценки деятельности студентов;

- учебно-методическое обеспечение педагогической практики:

- задания для самостоятельной работы;

- литература

- приложение.

 

П. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ш. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

По содержанию дисциплины студенты должны иметь определенный уровень подготовки к своей профессиональной деятельности.

Студенты имеют право:

- на обеспечение программой педагогической практики и нормативными документами;

- на консультационную помощь со стороны методиста практики и членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения;

- на участие в психолого-медико-педагогических обсуждениях детей с нарушениями слуха;

- на знакомство с необходимым дидактическим материалом, пособиями, литературными источниками по проблемам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха;

- посещать занятия сурдопедагога, воспитателя и других специалистов;

- проводить наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности;

- консультироваться по поводу сбора информации для написания характеристики на ребенка;

- знакомиться с методическим оснащением кабинетов специалистов и оборудованием групповых помещений для детей в дошкольном учреждении;

- участвовать в организации и проведении занятий, игровых мероприятий и других видов деятельности с детьми с нарушением слуха;

- проводить психолого-педагогическую диагностику с целью определения особенностей развития детей с нарушенным слухом;

- участвовать во встречах с родителями детей и проводить с ними беседы и анкетирование по вопросам воспитания и обучения их детей.

Студенты обязаны:

- подчиняться режиму дошкольного образовательного учреждения;

- работать по графику, утвержденному программой педагогической практики;

- проводить фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия с детьми;

- проводить психолого-педагогическое обследование одного ребенка и составить развернутую характеристику;

- взаимодействовать с членами педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, знакомить их с результатами обследования;

- оформлять отчетную документацию;

- отвечать за жизнь и здоровье детей, находящихся на занятии;

- соблюдать правила техники безопасности.

Студенты должны знать:

- историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики воспитания и обучения детей с нарушениями слуха;

- дифференцированную систему образовательных учреждений для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха;

- особенности и условия интегрированного обучения детей с нарушенным слухом;

- основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с нарушенным слухом;

- особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха;

- функциональные обязанности специалистов и сотрудников ДОУ;

- организацию и содержание коррекционно-развивающей работы в условиях специальных образовательных учреждений;

- психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;

- педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп;

- технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха, а также методические средства обучения и развития детей данной категории, с учетом компенсаторных, реальных и потенциальных возможностей ребенка;

- формы работы, средства для оказания помощи родителям детей с нарушениями слуха.

Студенты должны уметь:

- применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха;

- составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с нарушением слуха;

- применять на практике теоретические знания и дифференцировать методы развития детей с нарушениями слуха;

- учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха;

- подбирать к занятиям и настраивать необходимую звукоусиливающую аппаратуру и дидактический материал в соответствии со степенью снижения слуха;

- использовать дактилологию и жестовый язык как основное или вспомогательное средство общения и обучения с учетом степени снижения слуха, а также с учетом особенностей и уровня речевого и психического развития ребенка;

- применять теоретические и практические знания в работе с родителями детей с нарушениями слуха;

- анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков;

- планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Задачи, методы, принципы осуществления воспитания и обучения детей с нарушением слуха в специальном дошкольном учреждении.

Цели и основные задачи процесса воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в специальном дошкольном учреждении. Используемые методы дошкольной сурдопедагогики, комплексный характер их использования. Возможные проблемы и трудности процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении. Общедидактические и специальные принципы осуществления коррекционно-педагогической работы. Программы воспитания и обучения детей с нарушением слуха в данном специальном дошкольном учреждении.

2. Контингент детей с нарушениями слуха в специальном дошкольном учреждении.

Характеристика контингента детей с нарушенным слухом в дошкольном учреждении: степень снижения слуха, структура нарушения, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения, время наступления нарушения и пр. Определение условий воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Ознакомление с документацией, содержащей сведения о детях с нарушенным слухом.

3. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста в семье. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

Основные направления и организация работы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. Задачи и формы работы сурдопедагога с родителями детей с нарушением слуха. Взаимодействие семей между собой. Особенности семьи ребенка с нарушенным слухом (в т.ч. возможное наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей). Позиция родителей относительно использования дактилологии и жестового языка при обучении ребенка.

4. Система дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха. Интеграция детей с нарушениями слуха со слышащими детьми.

Дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха. Комплектование групп в дошкольных учреждениях. Отбор детей с нарушением слуховой функции в специальные дошкольные учреждения. Функции ПМПК.

Интегрированное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха со слышащими детьми (цели, формы, условия и последствия интеграции, роль педагогов и участие родителей). Реализация интеграции в данном специальном дошкольном учреждении.

5. Ознакомление с организацией и содержанием коррекционно-воспитательной работы в процессе наблюдения и анализа занятий с детьми с нарушенным слухом разного возраста.

Нормативная документация по организации специальных дошкольных учреждений и групп. Направления деятельности учреждения (коррекционное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, обучение, подготовка к школе). Распорядок в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха. Занятия как основная форма организации воспитания и обучения детей с нарушением слуха (виды, требования к организации, подготовка педагога). Формы организации воспитания и обучения.

Методы и подходы (индивидуальный, дифференцированный, интегративный, комплексный и др.) к организации коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ.

Физическое, умственное, эстетическое воспитание, социальное развитие: задачи, содержание, формы, средства и методы работы согласно направлению. Структура занятий. Учет особенностей физического, моторного, умственного, социально-личностного развития детей с нарушением слуха. Изучение сенсорного развития. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности (методы, приемы и средства). Осуществление работы по развитию речи и слухового восприятия детей на занятиях по данным направлениям. Общение со сверстниками и взрослыми. Организация совместной деятельности детей. Эмоциональное развитие детей данной категории.

Осуществление работы по развитию слухового восприятия, обучению произношению, развитию речи.

Наблюдение и анализ занятий (по различным направлениям работы) сурдопедагога и воспитателя группы с выделением особенностей структурных компонентов занятия, спецификой поведения и реагирования детей с нарушением слуха, уровнем их развития.

Подготовка занятий по развитию слухового восприятия, развитию речи и обучению произношению.

Подготовка и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, развитию речи и обучению произношению. Определение темы, содержания занятия; постановка его цели и задач. Написание конспекта занятия. Подбор и оформление методического материала, выбор сурдотехнических средств и определение степени их использования. Определение методов и приемов работы. Определение средств общения с ребенком с учетом степени снижения слуха и уровня его речевого развития. Опора на сохранные анализаторные системы. Консультация у сурдопедагога и других специалистов. Наблюдение за индивидуальной работой сурдопедагога с ребенком.

Проведение фронтальных занятий с детьми с нарушениями зрения по плану педагога. Определение темы, содержания, целевой направленности занятия. Осуществление индивидуального подхода на фронтальных занятиях. Подбор оборудования для фронтальных занятий. Комплексный подход к использованию сохранных анализаторов. Взаимодействие сурдопедагога с воспитателем группы в процессе занятия. Предварительное наблюдение и анализ фронтальных занятий педагога. Учет слуховых и речевых возможностей детей (реальных и потенциальных). Определение средств общения и обучения.

Проведение открытого занятия с соответствующей предварительной подготовкой. Последующий качественный устный и письменный анализ занятия (подготовка, ход, результат).

Оформление отчетной документации (дневника наблюдений, характеристики на ребенка, разработок занятий, персонального отчета с оценкой практики).

Ведение текущей и итоговой отчетной документации по результатам педагогической практики. Оформление дневника педагогической практики (в т.ч. дневника наблюдений), конспектов самостоятельных занятий (индивидуального, фронтального), конспектов проведения режимный мероприятий); характеристики на ребенка; отчета о прохождении практики. Предоставление оформленных методических материалов. Проверка и оценка документации педагогом дошкольного учреждения, руководителем практики. Выставление индивидуальной оценки за практику.

Подготовка и проведение отчетной итоговой конференции по педагогической практике.

Предварительное определение проблематики конференции. Самоанализ студентов. Подготовка студентов к выступлению на конференции. Сбор группы студентов на итоговую конференцию. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Отчетная документация по педагогической практике:

1. Личный отчет студента (с указанием перечня проделанной работы, качественной самооценкой успешности и становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, с указанием первичной оценки методиста учреждения);

2. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту).

3. Конспекты проведенных открытых занятий, режимных процессов и воспитательного мероприятия (конспект проведенного индивидуальных фронтальных занятий; в двух экземплярах).

4. Протокол психолого-педагогического обследования.

5. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

6. Аннотированные каталоги (литературных источников и пр.).

7. Каталоги игр и упражнений по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом.

8. Материалы по работе с родителями.

9. Доклады с анализом педагогического опыта.

 

2. Примерная схема дневника педагогической практики:

Оформление титульного листа:

Дневник педагогической практики

в дошкольном образовательном учреждении

для детей с нарушением слуха

студентки Ф.И.О.

Вторая страница – указываются номер и вид дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики.

Третья страница – фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена сурдопедагога, воспитателей.

Следующая страница – состав группы (количество детей, степень снижения слуха, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения в данном учреждении).

Далее - режим дня, сетка занятий.

Затем в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.

По схеме:

· дата и время проведения наблюдения;

· цель наблюдения;

· вид посещаемых занятий (индивидуальное или фронтальное);

· типы увиденных занятий (занятия сурдопедагога, воспитателя, обследование психологом и др.);

· условия наблюдения;

· материалы, необходимые для наблюдения;

· критерии наблюдения;

· содержание и ход занятия (или другой формы работы, различных видов деятельности детей);

· анализ наблюдаемого;

· выводы, интерпретация результатов.

· Знакомство с методической литературой и техническим оснащением кабинетов и групп учреждений.

· Впечатление от взаимопосещения открытых занятий своих сокурсников.

· Участие в анализе занятий сокурсников.

· Участие в воспитательских мероприятиях.

· Изготовление методических пособий.

· Впечатление от общения с детьми и их родителями.

· Анализ навыков дактилирования и использования жестового языка.

· Сбор материала для курсовой работы (при необходимости).

3. Примерная схема анализа занятия:

· тип занятия;

· тема занятия;

· цель занятия;

· задачи программного содержания занятия;

· оборудование занятия;

· структура занятия (продолжительность; количество и виды заданий и их логическая последовательность выполнения);

· соотношение детской активности и активности педагога;

· стимулирование проявления активности и мотивации деятельности детей;

· соблюдение режима нагрузки в процессе выполнения заданий;

· средства общения;

· степень опоры на слуховое восприятие детей;

· соотношение ориентировки на слуховое, зрительное, слухо-зрительное восприятие;

· речевая активность детей;

· наличие звукоусиливающей аппаратуры;

· соблюдение лечебных и гигиенических рекомендаций;

· использование специфических методов и приемов;

· учет индивидуальных особенностей детей;

· оказание педагогом обоснованной помощи детям, принятие помощи детьми;

· подведение итогов занятия;

· оценка результатов выполнения заданий детьми;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

4. Примерная схема конспекта фронтального занятия:

· тема занятия и его оснащение;

· цель и задачи занятия;

· структура занятия;

· подбор методов для реализации задач;

· учет индивидуальных особенностей детей;

· взаимодействие детей;

· групповое соотношение активности детей;

· способность педагога видеть каждого ребенка;

· использование звукоусиливающей аппаратуры;

· средства общения с детьми (общепринятые, специфические), их соотношение;

· подведение итогов занятий с оценкой активности и результативности деятельности детей;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия:

· тема занятия и его оснащение;

· цель и задачи занятия;

· структура занятия;

· методы и приемы работы с ребенком;

· тип звукоусиливающей аппаратуры;

· средство общения, их возможное чередование;

· адекватность использования предлагаемых ребенку средств общения, понимание ребенком информации через данные средства общения;

· вид восприятия;

· использование смены видов деятельности;

· итог занятия с оценкой активности и результативности деятельности ребенка;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

6. Примерная схема фотозаписи наблюдения проведения режимных процессов воспитателем:

Дата и время наблюдения

Возрастная группа

Режимный процесс Содержание деятельности, методические приемы Деятельность педагога (в т.ч. средства общения) Деятельность детей (в т.ч. средства общения, их понимание и применение) Примечания, анализ, выводы.

При наблюдении 1 и 2 половины дня фиксировать все компоненты педагогической деятельности. В первой половине дня отследить: прием детей, индивидуальная деятельность, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, умывание, прием пищи, занятия, одевание, прогулка, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон.

Во второй половине дня: подъем детей, одевание, прием пищи, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная деятельность, прием пищи, уход домой.

Критерии анализа режимных процессов:

1. Планирование компонентов режима дня (форма планирования).

2. Осуществление взаимосвязи компонентов режима дня.

3. Вариативность приемов активизации детей.

4. Место игровых приемов.

5. Оценить своеобразие и целенаправленность применения приемов при переключении детей на другие виды деятельности.

6. Коррекционно-развивающая направленность педагогических приемов.

7. Учет интересов и потребностей детей.

8. Приоритетность индивидуальных или групповых форм взаимодействия с детьми.

9. Распределение времени и его целесообразность на различные виды деятельность.

10. Каким образом педагог учитывает своеобразие поведения детей.

11. Реализация коррекционно-развивающего направления в повседневной деятельности с детьми.

12. Каким образом в деятельности воспитателя отражается взаимосвязь с другими педагогами.

13. Особенности общения педагога с детьми: специфические и общепринятые средства общения, их соотношение, востребованность детьми, целесообразность использования их в данной ситуации.

14. Результативность выполнения режимных процессов.

7. Примерная схема медико-психолого-педагогической характеристики ребенка:

· диагноз по степени снижения слуха;

· анамнестические данные на ребенка;

· сведения о родителях ребенка (в т.ч. наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей, наличие глухих и слабослышащих родственников);

· состояние слухового восприятия;

· состояние зрительного восприятия;

· состояние осязательного восприятия;

· состояние вибрационной чувствительности;

· состояние восприятия пространства и пространственной ориентировки;

· состояние общей моторики;

· состояние внимания детей;

· состояние памяти;

· состояние мышления;

· уровень развития речи и общения;

· средства общения;

· общее заключение о психофизическом развитии ребенка.

8. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики.

(оформляется отдельным документом)

Оформление титульного листа: ОТЧЕТ

О учебно-педагогической практике

(указывается вид практике)

в образовательном учреждении

(указать тип учреждения)

Исполнитель: (Ф.И.О. студента, курс, факультет)

Руководитель: (Ф.И.О., должность)

Преподаватель-методист: (Ф.И.О., должность, звание)

¨ Сроки практики.

¨ Возрастная группа.

¨ Реализация задач педагогической практики.

¨ Объем и содержание проведенной работы: посещение занятий (количество, тема, личный вклад в анализ занятия), проведенные занятия (количество, разделы, их результативность), в том числе открытые занятия (тема, дата, результативность).

¨ Вклад в методическое оснащение педагогического процесса. Личная разработка материалов и пособий.

¨ Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики, количество обследуемых детей, результаты).

¨ Умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность.

¨ Особенности детской группы и общение с детьми. Краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.

¨ Особенности общения с педагогами коллектива ОУ.

¨ Изменения профессионального уровня.

¨ Место учебно-исследовательских, научно-методических компонентов в профессиональном становлении в период учебно-педагогической практики.

¨ Трудности и их причины.

¨ Пожелания к организации практики. Суждения о полезности практики.

Отчет подписывается педагогом, курирующим педагогическую практику в ОУ, преподавателем-методистом, скрепляется печатью учреждения.

9. Примерная схема отчета методиста о проведенной педагогической практике студентов:

· соблюдение сроков проведения педпрактики;

· критерии выбора общеобразовательного учреждения (разнообразие категории детей с нарушением слуха и состоянию психофизического развития; сложившаяся методическая и техническая база детского учреждения; стабильный опытный коллектив специалистов учреждения);

· содержание педагогической практики по срокам ее проведения, направлениям и тематики занятий;

· технология педпрактики (методы, средства, организационные формы);

· научно-исследовательская работа студентов (сбор материала для курсовых и дипломных работ);

· критерии оценки педагогической практики;

· особенности и отличительные черты организации педпрактики по сравнению с предыдущими (вид учреждения, состав детей, кадровое обеспечение, наличие современного оборудования и др.);

· кадровое обеспечение (количество специалистов в учреждении: сурдопедагогов, психолога, воспитателей и др. специалистов);

· научно-методическое обеспечение (использование опорной теоретической и методической специальной литературы, стимульных материалов и специальных технических средств).

Примерные темы докладов по проблеме: «Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха»

 

1. Причины нарушений слуха у детей. Классификации нарушений слуха.

2. Медицинский и педагогический аспект исследования слуха.

3. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК.

4. Методы исследования особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с нарушениями слуха.

5. Методы изучения состояния речи глухих и слабослышащих дошкольников.

6. Особенности сенсорного развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

7. Состояние речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

8. Характеристика игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

9. Особенности изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

10. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье.

11. Принципы, задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

12. Организация и содержание воспитательно-коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

13. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога.

14. Особенности работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом.

15. Особенности работы с детьми с комбинированными нарушениями.

16. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

17. Трудовое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников.

18. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

19. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

20. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

21. Особенности использования наглядного дидактического материала, технических средств в коррекционной работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.222 с.)