Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В период педагогической практики↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Дошкольной и социальной педагогики и психологии Кафедра Физического и психического здоровья ребенка
УТВЕРЖДАЮ: декан факультета_____________ «___» ____________ 200 __ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРАКТИКИ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОНЫХ, КОМПЕНСИРУЮЩИХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ СУРДОПЕДАГОГА По подготовке специалиста По направлению (специальности) 031015 Специальная (дошкольная) педагогика и психология (специализация логопедия) 5 курс, 9 семестр, 5 недель Нормативная трудоемкость дисциплины
Петрозаводск Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (специальности) 032000 Специальная дошкольная педагогика и психология (2005г.) Рабочая программа разработана на основе (с использованием) Комплекта основополагающих учебных минипрограмм по профессиональной подготовке специалистов высшего и среднего специального образования (соответственно: 032000 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0313 «Специальное дошкольное образование»). / Под ред. В. И. Селиверстова. - МПГУ, МОСУ, 1999. Разработчики программы: _________________________ __________ Гольдфельд И.Л. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) ________________________ __________ Минакова Л.К. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ __________ Сидловская О.П. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ __________ Пушкина Т.В. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ _____ Шельшакова Н.Н. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ __________ Кудряшова Е.М. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.) _________________________ __________ Семенова Н.А. (должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физического и психического здоровья ребенка, номер протокола заседания кафедры, дата его проведения Заведующий кафедрой Сидловская Ольга Павловна «» ____________ 200 г. __________________ (подпись) Настоящая программа не может быть использована другими вузами или подразделениями университета без разрешения разработчика программы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая практика по детской сурдопсихологии и дошкольной сурдопедагогике ориентирована на систему целостной профессиональной подготовки педагогов-дефектологов (подготовки студентов, обучающихся по специальности 032015 «Специальная (дошкольная) педагогика и психология) Содержание педагогической практики соответствует задачам и программному содержанию каждого учебного курса блока сурдодисциплин. Блок сурдодисциплин включает в себя следующие учебные курсы: Детская сурдопсихология, Дошкольная сурдопедагогика, Технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха, Вербальные и невербальные средства коммуникации, Методика развития слухового восприятия детей с нарушением слуха, Методика обучения произношению детей с нарушением слуха, Методика развития речи детей с нарушением слуха. Программное содержание практики согласно учебным курсам предваряет общие требования к профессиональной подготовке студентов. Педагогическая практика дополняет теоретическую подготовку студентов, создавая условия для закрепления полученных знаний и формирования у них практических умений и навыков, которые им необходимы для изучения, воспитания, обучения и развития детей с нарушениями слуха. Главной целью практики является формирование профессиональной компетентности будущего специалиста, практической готовности педагога-дефектолога организовывать, осуществлять и регулировать процесс коррекции и развития ребенка с нарушением слуха. Конкретная цель педагогической практики: познакомить студентов с организацией и содержанием специального дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, с особенностями оказания детям коррекционной психолого-педагогической помощи, подготовке их к школьному обучению и интеграции в общество слышащих сверстников и взрослых. В соответствии с указанными целями содержание программы практики предусматривает решение следующих задач: 1. Способствовать организации у студентов системы знаний о специфике категории детей со снижением слуха (разнообразие причин, степеней, особенностей структуры, в т.ч.со сложной структурой дефекта, и течения нарушения слуха, различные уровней речевого развития). 2. Ознакомить с дифференцированной структурой дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, а также с критериями комплектования групп в дошкольных учреждениях. 3. Ознакомить студентов с особенностями и условиями организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) ДОУ с учетом закономерностей и особенностей психического развития детей, критериев медицинских и педагогических классификаций нарушений слуховой функции у детей; отражение функционального содержания деятельности различных специалистов коррекционного учреждения, их взаимодействия. 4. Способствовать формированию у студентов умения самостоятельно организовывать, проводить и анализировать коррекционную, развивающую работу на основе индивидуального, дифференцированного и комплексного подходов с учетом возможностей слухового восприятия детей и с последующим обоснованием формы работы и используемых дидактических и сурдотехнических средств. 5. Выявить особенности развития психических процессов детей с нарушением слуха, с дальнейшим обоснованием их связи и зависимости с состоянием слухового восприятия. 6. Раскрыть специфику речевого развития детей с нарушенным слухом через практическое изучение: с точки зрения структуры нарушения, диагностики речевого развития, разнообразия средств общения и обучения, условий организации и планирования работы по развитию речи детей с недостатками слуховой функции в образовательном учреждении и семье. 7. Изучить особенности и условия развития слухового восприятия у детей с разной степенью нарушения слуха: обоснование спецификой нарушения, технологические подходы к процессу развития слухового восприятия. 8. Изучить особенности формирования устной речи и правильного произношения у детей с разной степенью нарушения слуха: обоснование характеристикой нарушения, определение психолого-педагогических основ организации соответствующей работы, раскрытие методики обучения произношению. 9. Раскрыть специфику личностного развития детей с нарушением слуха с указанием своеобразия социальной ситуации развития ребенка и педагогических условий. 10. Ознакомить с возможностями интегрированного обучения и интеграции детей с нарушениями слуха в общество; с существующей системой социальной защиты лиц с нарушением слуха в РФ. 11. Ознакомить студентов с методами и техническими средствами диагностики и коррекции нарушений слуха у детей. 12. Ориентировать студентов на практическое овладение дактилологией и жестовым языком. 13. Способствовать формированию у студентов профессиональных качеств сурдопедагога и интереса к профессии педагога-дефектолога.
В процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться с процессом воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, научиться анализировать систему воспитательных и коррекционных мероприятий, направленных на решение основных задач работы дошкольных учреждений: - психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным слухом; - обогащение общего развития; - коррекцию нарушений в развитии; - подготовку к обучению в школе. В ходе практики студенты должны понять и реализовать в собственной работе основные принципы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, отраженные в действующей программно-методической литературе. Важнейшими из которых являются: обеспечение разностороннего развития дошкольников с нарушенным слухом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей; деятельностный подход к воспитанию; организация коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта и индивидуальных возможностей детей, широкое использование и развитие остаточного слуха; формирование речи как средства общения; осуществление преемственные связей между дошкольными учреждениями и соответствующим типом школы. В результате педагогической практики студенты должны: · понимать ведущую роль коррекционно-педагогической работы в развитии дошкольников с нарушениями слуха; · знать педагогические системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха; · понимать задачи, принципы и методы воспитания и обучения; · знать содержание коррекционно-педагогической работы с глухими, слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками, с детьми со сложными недостатками в развитии; · уметь осуществлять коррекционно-педагогическую работу с дошкольниками с нарушениями слуха в учреждениях различного вида (дошкольных учреждениях компенсирующего и общеразвивающего вида); · анализировать программно-методическую литературу; · анализировать занятия и другие формы воспитания и обучения детей; · осуществлять планирование фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы; · уметь планировать и осуществлять работу с родителями. Программа практики имеет следующую структуру: - определяется цель и задачи педагогической практики; - содержание деятельности студентов в период педагогической практики; - основные права и обязанности студентов; - перечень учебных дисциплин, подлежащих освоению в процессе педагогической практики; - содержание программы педагогической практики; - определение критерий оценки деятельности студентов; - учебно-методическое обеспечение педагогической практики: - задания для самостоятельной работы; - литература - приложение.
П. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Ш. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ По содержанию дисциплины студенты должны иметь определенный уровень подготовки к своей профессиональной деятельности. Студенты имеют право: - на обеспечение программой педагогической практики и нормативными документами; - на консультационную помощь со стороны методиста практики и членов педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения; - на участие в психолого-медико-педагогических обсуждениях детей с нарушениями слуха; - на знакомство с необходимым дидактическим материалом, пособиями, литературными источниками по проблемам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха; - посещать занятия сурдопедагога, воспитателя и других специалистов; - проводить наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности; - консультироваться по поводу сбора информации для написания характеристики на ребенка; - знакомиться с методическим оснащением кабинетов специалистов и оборудованием групповых помещений для детей в дошкольном учреждении; - участвовать в организации и проведении занятий, игровых мероприятий и других видов деятельности с детьми с нарушением слуха; - проводить психолого-педагогическую диагностику с целью определения особенностей развития детей с нарушенным слухом; - участвовать во встречах с родителями детей и проводить с ними беседы и анкетирование по вопросам воспитания и обучения их детей. Студенты обязаны: - подчиняться режиму дошкольного образовательного учреждения; - работать по графику, утвержденному программой педагогической практики; - проводить фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия с детьми; - проводить психолого-педагогическое обследование одного ребенка и составить развернутую характеристику; - взаимодействовать с членами педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, знакомить их с результатами обследования; - оформлять отчетную документацию; - отвечать за жизнь и здоровье детей, находящихся на занятии; - соблюдать правила техники безопасности. Студенты должны знать: - историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики воспитания и обучения детей с нарушениями слуха; - дифференцированную систему образовательных учреждений для воспитания и обучения детей с нарушениями слуха; - особенности и условия интегрированного обучения детей с нарушенным слухом; - основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с нарушенным слухом; - особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха; - функциональные обязанности специалистов и сотрудников ДОУ; - организацию и содержание коррекционно-развивающей работы в условиях специальных образовательных учреждений; - психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности; - педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп; - технические средства диагностики и коррекции нарушений слуха, а также методические средства обучения и развития детей данной категории, с учетом компенсаторных, реальных и потенциальных возможностей ребенка; - формы работы, средства для оказания помощи родителям детей с нарушениями слуха. Студенты должны уметь: - применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха; - составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка с нарушением слуха; - применять на практике теоретические знания и дифференцировать методы развития детей с нарушениями слуха; - учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха; - подбирать к занятиям и настраивать необходимую звукоусиливающую аппаратуру и дидактический материал в соответствии со степенью снижения слуха; - использовать дактилологию и жестовый язык как основное или вспомогательное средство общения и обучения с учетом степени снижения слуха, а также с учетом особенностей и уровня речевого и психического развития ребенка; - применять теоретические и практические знания в работе с родителями детей с нарушениями слуха; - анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков; - планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 1. Задачи, методы, принципы осуществления воспитания и обучения детей с нарушением слуха в специальном дошкольном учреждении. Цели и основные задачи процесса воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в специальном дошкольном учреждении. Используемые методы дошкольной сурдопедагогики, комплексный характер их использования. Возможные проблемы и трудности процесса воспитания и обучения детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении. Общедидактические и специальные принципы осуществления коррекционно-педагогической работы. Программы воспитания и обучения детей с нарушением слуха в данном специальном дошкольном учреждении. 2. Контингент детей с нарушениями слуха в специальном дошкольном учреждении. Характеристика контингента детей с нарушенным слухом в дошкольном учреждении: степень снижения слуха, структура нарушения, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения, время наступления нарушения и пр. Определение условий воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Ознакомление с документацией, содержащей сведения о детях с нарушенным слухом. 3. Воспитание и обучение детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста в семье. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Основные направления и организация работы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. Задачи и формы работы сурдопедагога с родителями детей с нарушением слуха. Взаимодействие семей между собой. Особенности семьи ребенка с нарушенным слухом (в т.ч. возможное наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей). Позиция родителей относительно использования дактилологии и жестового языка при обучении ребенка. 4. Система дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха. Интеграция детей с нарушениями слуха со слышащими детьми. Дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха. Комплектование групп в дошкольных учреждениях. Отбор детей с нарушением слуховой функции в специальные дошкольные учреждения. Функции ПМПК. Интегрированное воспитание и обучение детей с нарушениями слуха со слышащими детьми (цели, формы, условия и последствия интеграции, роль педагогов и участие родителей). Реализация интеграции в данном специальном дошкольном учреждении. 5. Ознакомление с организацией и содержанием коррекционно-воспитательной работы в процессе наблюдения и анализа занятий с детьми с нарушенным слухом разного возраста. Нормативная документация по организации специальных дошкольных учреждений и групп. Направления деятельности учреждения (коррекционное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, обучение, подготовка к школе). Распорядок в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха. Занятия как основная форма организации воспитания и обучения детей с нарушением слуха (виды, требования к организации, подготовка педагога). Формы организации воспитания и обучения. Методы и подходы (индивидуальный, дифференцированный, интегративный, комплексный и др.) к организации коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ. Физическое, умственное, эстетическое воспитание, социальное развитие: задачи, содержание, формы, средства и методы работы согласно направлению. Структура занятий. Учет особенностей физического, моторного, умственного, социально-личностного развития детей с нарушением слуха. Изучение сенсорного развития. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности (методы, приемы и средства). Осуществление работы по развитию речи и слухового восприятия детей на занятиях по данным направлениям. Общение со сверстниками и взрослыми. Организация совместной деятельности детей. Эмоциональное развитие детей данной категории. Осуществление работы по развитию слухового восприятия, обучению произношению, развитию речи. Наблюдение и анализ занятий (по различным направлениям работы) сурдопедагога и воспитателя группы с выделением особенностей структурных компонентов занятия, спецификой поведения и реагирования детей с нарушением слуха, уровнем их развития. Подготовка занятий по развитию слухового восприятия, развитию речи и обучению произношению. Подготовка и проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия, развитию речи и обучению произношению. Определение темы, содержания занятия; постановка его цели и задач. Написание конспекта занятия. Подбор и оформление методического материала, выбор сурдотехнических средств и определение степени их использования. Определение методов и приемов работы. Определение средств общения с ребенком с учетом степени снижения слуха и уровня его речевого развития. Опора на сохранные анализаторные системы. Консультация у сурдопедагога и других специалистов. Наблюдение за индивидуальной работой сурдопедагога с ребенком. Проведение фронтальных занятий с детьми с нарушениями зрения по плану педагога. Определение темы, содержания, целевой направленности занятия. Осуществление индивидуального подхода на фронтальных занятиях. Подбор оборудования для фронтальных занятий. Комплексный подход к использованию сохранных анализаторов. Взаимодействие сурдопедагога с воспитателем группы в процессе занятия. Предварительное наблюдение и анализ фронтальных занятий педагога. Учет слуховых и речевых возможностей детей (реальных и потенциальных). Определение средств общения и обучения. Проведение открытого занятия с соответствующей предварительной подготовкой. Последующий качественный устный и письменный анализ занятия (подготовка, ход, результат). Оформление отчетной документации (дневника наблюдений, характеристики на ребенка, разработок занятий, персонального отчета с оценкой практики). Ведение текущей и итоговой отчетной документации по результатам педагогической практики. Оформление дневника педагогической практики (в т.ч. дневника наблюдений), конспектов самостоятельных занятий (индивидуального, фронтального), конспектов проведения режимный мероприятий); характеристики на ребенка; отчета о прохождении практики. Предоставление оформленных методических материалов. Проверка и оценка документации педагогом дошкольного учреждения, руководителем практики. Выставление индивидуальной оценки за практику. Подготовка и проведение отчетной итоговой конференции по педагогической практике. Предварительное определение проблематики конференции. Самоанализ студентов. Подготовка студентов к выступлению на конференции. Сбор группы студентов на итоговую конференцию. Обмен впечатлениями и мнениями по итогам практики. Анализ прохождения практики (выступления студентов). Заключающее выступление по итогам практики руководителя группы. Прием отчетной документации. Оформление индивидуальных оценок за практику студентов в ведомость.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Отчетная документация по педагогической практике: 1. Личный отчет студента (с указанием перечня проделанной работы, качественной самооценкой успешности и становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, с указанием первичной оценки методиста учреждения); 2. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту). 3. Конспекты проведенных открытых занятий, режимных процессов и воспитательного мероприятия (конспект проведенного индивидуальных фронтальных занятий; в двух экземплярах). 4. Протокол психолого-педагогического обследования. 5. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. 6. Аннотированные каталоги (литературных источников и пр.). 7. Каталоги игр и упражнений по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. 8. Материалы по работе с родителями. 9. Доклады с анализом педагогического опыта.
2. Примерная схема дневника педагогической практики: Оформление титульного листа: Дневник педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха студентки Ф.И.О. Вторая страница – указываются номер и вид дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики. Третья страница – фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена сурдопедагога, воспитателей. Следующая страница – состав группы (количество детей, степень снижения слуха, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения в данном учреждении). Далее - режим дня, сетка занятий. Затем в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы. По схеме: · дата и время проведения наблюдения; · цель наблюдения; · вид посещаемых занятий (индивидуальное или фронтальное); · типы увиденных занятий (занятия сурдопедагога, воспитателя, обследование психологом и др.); · условия наблюдения; · материалы, необходимые для наблюдения; · критерии наблюдения; · содержание и ход занятия (или другой формы работы, различных видов деятельности детей); · анализ наблюдаемого; · выводы, интерпретация результатов. · Знакомство с методической литературой и техническим оснащением кабинетов и групп учреждений. · Впечатление от взаимопосещения открытых занятий своих сокурсников. · Участие в анализе занятий сокурсников. · Участие в воспитательских мероприятиях. · Изготовление методических пособий. · Впечатление от общения с детьми и их родителями. · Анализ навыков дактилирования и использования жестового языка. · Сбор материала для курсовой работы (при необходимости). 3. Примерная схема анализа занятия: · тип занятия; · тема занятия; · цель занятия; · задачи программного содержания занятия; · оборудование занятия; · структура занятия (продолжительность; количество и виды заданий и их логическая последовательность выполнения); · соотношение детской активности и активности педагога; · стимулирование проявления активности и мотивации деятельности детей; · соблюдение режима нагрузки в процессе выполнения заданий; · средства общения; · степень опоры на слуховое восприятие детей; · соотношение ориентировки на слуховое, зрительное, слухо-зрительное восприятие; · речевая активность детей; · наличие звукоусиливающей аппаратуры; · соблюдение лечебных и гигиенических рекомендаций; · использование специфических методов и приемов; · учет индивидуальных особенностей детей; · оказание педагогом обоснованной помощи детям, принятие помощи детьми; · подведение итогов занятия; · оценка результатов выполнения заданий детьми; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 4. Примерная схема конспекта фронтального занятия: · тема занятия и его оснащение; · цель и задачи занятия; · структура занятия; · подбор методов для реализации задач; · учет индивидуальных особенностей детей; · взаимодействие детей; · групповое соотношение активности детей; · способность педагога видеть каждого ребенка; · использование звукоусиливающей аппаратуры; · средства общения с детьми (общепринятые, специфические), их соотношение; · подведение итогов занятий с оценкой активности и результативности деятельности детей; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия: · тема занятия и его оснащение; · цель и задачи занятия; · структура занятия; · методы и приемы работы с ребенком; · тип звукоусиливающей аппаратуры; · средство общения, их возможное чередование; · адекватность использования предлагаемых ребенку средств общения, понимание ребенком информации через данные средства общения; · вид восприятия; · использование смены видов деятельности; · итог занятия с оценкой активности и результативности деятельности ребенка; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 6. Примерная схема фотозаписи наблюдения проведения режимных процессов воспитателем: Дата и время наблюдения Возрастная группа
При наблюдении 1 и 2 половины дня фиксировать все компоненты педагогической деятельности. В первой половине дня отследить: прием детей, индивидуальная деятельность, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, умывание, прием пищи, занятия, одевание, прогулка, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон. Во второй половине дня: подъем детей, одевание, прием пищи, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная деятельность, прием пищи, уход домой. Критерии анализа режимных процессов: 1. Планирование компонентов режима дня (форма планирования). 2. Осуществление взаимосвязи компонентов режима дня. 3. Вариативность приемов активизации детей. 4. Место игровых приемов. 5. Оценить своеобразие и целенаправленность применения приемов при переключении детей на другие виды деятельности. 6. Коррекционно-развивающая направленность педагогических приемов. 7. Учет интересов и потребностей детей. 8. Приоритетность индивидуальных или групповых форм взаимодействия с детьми. 9. Распределение времени и его целесообразность на различные виды деятельность. 10. Каким образом педагог учитывает своеобразие поведения детей. 11. Реализация коррекционно-развивающего направления в повседневной деятельности с детьми. 12. Каким образом в деятельности воспитателя отражается взаимосвязь с другими педагогами. 13. Особенности общения педагога с детьми: специфические и общепринятые средства общения, их соотношение, востребованность детьми, целесообразность использования их в данной ситуации. 14. Результативность выполнения режимных процессов. 7. Примерная схема медико-психолого-педагогической характеристики ребенка: · диагноз по степени снижения слуха; · анамнестические данные на ребенка; · сведения о родителях ребенка (в т.ч. наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей, наличие глухих и слабослышащих родственников); · состояние слухового восприятия; · состояние зрительного восприятия; · состояние осязательного восприятия; · состояние вибрационной чувствительности; · состояние восприятия пространства и пространственной ориентировки; · состояние общей моторики; · состояние внимания детей; · состояние памяти; · состояние мышления; · уровень развития речи и общения; · средства общения; · общее заключение о психофизическом развитии ребенка. 8. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики. (оформляется отдельным документом) Оформление титульного листа: ОТЧЕТ О учебно-педагогической практике (указывается вид практике) в образовательном учреждении (указать тип учреждения) Исполнитель: (Ф.И.О. студента, курс, факультет) Руководитель: (Ф.И.О., должность) Преподаватель-методист: (Ф.И.О., должность, звание) ¨ Сроки практики. ¨ Возрастная группа. ¨ Реализация задач педагогической практики. ¨ Объем и содержание проведенной работы: посещение занятий (количество, тема, личный вклад в анализ занятия), проведенные занятия (количество, разделы, их результативность), в том числе открытые занятия (тема, дата, результативность). ¨ Вклад в методическое оснащение педагогического процесса. Личная разработка материалов и пособий. ¨ Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики, количество обследуемых детей, результаты). ¨ Умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность. ¨ Особенности детской группы и общение с детьми. Краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа. ¨ Особенности общения с педагогами коллектива ОУ. ¨ Изменения профессионального уровня. ¨ Место учебно-исследовательских, научно-методических компонентов в профессиональном становлении в период учебно-педагогической практики. ¨ Трудности и их причины. ¨ Пожелания к организации практики. Суждения о полезности практики. Отчет подписывается педагогом, курирующим педагогическую практику в ОУ, преподавателем-методистом, скрепляется печатью учреждения. 9. Примерная схема отчета методиста о проведенной педагогической практике студентов: · соблюдение сроков проведения педпрактики; · критерии выбора общеобразовательного учреждения (разнообразие категории детей с нарушением слуха и состоянию психофизического развития; сложившаяся методическая и техническая база детского учреждения; стабильный опытный коллектив специалистов учреждения); · содержание педагогической практики по срокам ее проведения, направлениям и тематики занятий; · технология педпрактики (методы, средства, организационные формы); · научно-исследовательская работа студентов (сбор материала для курсовых и дипломных работ); · критерии оценки педагогической практики; · особенности и отличительные черты организации педпрактики по сравнению с предыдущими (вид учреждения, состав детей, кадровое обеспечение, наличие современного оборудования и др.); · кадровое обеспечение (количество специалистов в учреждении: сурдопедагогов, психолога, воспитателей и др. специалистов); · научно-методическое обеспечение (использование опорной теоретической и методической специальной литературы, стимульных материалов и специальных технических средств). Примерные темы докладов по проблеме: «Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха»
1. Причины нарушений слуха у детей. Классификации нарушений слуха. 2. Медицинский и педагогический аспект исследования слуха. 3. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК. 4. Методы исследования особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с нарушениями слуха. 5. Методы изучения состояния речи глухих и слабослышащих дошкольников. 6. Особенности сенсорного развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. 7. Состояние речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. 8. Характеристика игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха. 9. Особенности изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями слуха. 10. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье. 11. Принципы, задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. 12. Организация и содержание воспитательно-коррекционной работы в дошкольных учреждениях. 13. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога. 14. Особенности работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом. 15. Особенности работы с детьми с комбинированными нарушениями. 16. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 17. Трудовое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников. 18. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 19. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 20. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 21. Особенности использования наглядного дидактического материала, технических средств в коррекционной работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. 22. Коммуникативно-деятельностная система обучени
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.243.211 (0.011 с.) |