Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Vп. Учебно – методическое обеспечение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа педагогической практики предусматривает организацию самостоятельной работы студентов. Задания для самостоятельной работы, которые расширяют, дополняют и систематизируют практическую деятельность сурдопедагога, в программе практики систематизированы по блокам. Время выполнения задания является примерным. Блоки определены в зависимости от направлений профессиональной деятельности специалиста. Результаты самостоятельной работы являются обязательными для выполнения. Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах: · согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу; · консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания; · инструктаж по методике выполнения задания; · промежуточный контроль хода выполнения задания; · оценка результатов выполнения заданий. Таблица распределения заданий самостоятельной работы по практике в качестве сурдопедагога
ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. – М.: Академия, 2005, 576 с. 2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002, 224 с. 3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988, 128 с. 4. Венгер А.А. Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей) // Сб. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М., 1968. 5. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1972, 168 с. 6. Власова Т.Н., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1998 (1989) 7. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975, 174 с. 8. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2004, 96 с. 9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2001, 304 с. 10. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Методическое пособие. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005, 126 с. 11. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 160 с. 12. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М.: Академия, 2002, 176 с. 13. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003, 200 с. 14. Исследование личности детей с нарушением слуха / Под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1981. 15. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха. / Под ред. И.А. Михайленковой. СПб., 1999. 16. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М.: Педагогика, 1970, 190 с. 17. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1969. 18. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. – М.: Просвещение, 1991. 19. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 168 с. 20. Права глухих / Сост. В.З. Базоев. – М., 1996. 21. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 128 с. 22. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. 23. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. 24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 25. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха. М., 1983. 26. Рау Ф.А., Рау Е.Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. – М.: Учпедгиз, 1958, 66 с. 27. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000, 192 с. 28. Семья может все: Материалы 4-й Всесоюзной конференции родителей детей с нарушениями слуха / Под ред. Э.И. Леонгард. – СПб., 1992. 29. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М.: Просвещение, 1995, 126 с. 30. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. – М.: Академия, 2003, 248 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Отчетная документация по педагогической практике: 1. Личный отчет студента (с указанием перечня проделанной работы, качественной самооценкой успешности и становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, с указанием первичной оценки методиста учреждения); 2. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту). 3. Конспекты проведенных открытых занятий, режимных процессов и воспитательного мероприятия (конспект проведенного индивидуальных фронтальных занятий; в двух экземплярах). 4. Протокол психолого-педагогического обследования. 5. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. 6. Аннотированные каталоги (литературных источников и пр.). 7. Каталоги игр и упражнений по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. 8. Материалы по работе с родителями. 9. Доклады с анализом педагогического опыта.
2. Примерная схема дневника педагогической практики: Оформление титульного листа: Дневник педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха студентки Ф.И.О. Вторая страница – указываются номер и вид дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики. Третья страница – фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена сурдопедагога, воспитателей. Следующая страница – состав группы (количество детей, степень снижения слуха, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения в данном учреждении). Далее - режим дня, сетка занятий. Затем в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы. По схеме: · дата и время проведения наблюдения; · цель наблюдения; · вид посещаемых занятий (индивидуальное или фронтальное); · типы увиденных занятий (занятия сурдопедагога, воспитателя, обследование психологом и др.); · условия наблюдения; · материалы, необходимые для наблюдения; · критерии наблюдения; · содержание и ход занятия (или другой формы работы, различных видов деятельности детей); · анализ наблюдаемого; · выводы, интерпретация результатов. · Знакомство с методической литературой и техническим оснащением кабинетов и групп учреждений. · Впечатление от взаимопосещения открытых занятий своих сокурсников. · Участие в анализе занятий сокурсников. · Участие в воспитательских мероприятиях. · Изготовление методических пособий. · Впечатление от общения с детьми и их родителями. · Анализ навыков дактилирования и использования жестового языка. · Сбор материала для курсовой работы (при необходимости). 3. Примерная схема анализа занятия: · тип занятия; · тема занятия; · цель занятия; · задачи программного содержания занятия; · оборудование занятия; · структура занятия (продолжительность; количество и виды заданий и их логическая последовательность выполнения); · соотношение детской активности и активности педагога; · стимулирование проявления активности и мотивации деятельности детей; · соблюдение режима нагрузки в процессе выполнения заданий; · средства общения; · степень опоры на слуховое восприятие детей; · соотношение ориентировки на слуховое, зрительное, слухо-зрительное восприятие; · речевая активность детей; · наличие звукоусиливающей аппаратуры; · соблюдение лечебных и гигиенических рекомендаций; · использование специфических методов и приемов; · учет индивидуальных особенностей детей; · оказание педагогом обоснованной помощи детям, принятие помощи детьми; · подведение итогов занятия; · оценка результатов выполнения заданий детьми; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 4. Примерная схема конспекта фронтального занятия: · тема занятия и его оснащение; · цель и задачи занятия; · структура занятия; · подбор методов для реализации задач; · учет индивидуальных особенностей детей; · взаимодействие детей; · групповое соотношение активности детей; · способность педагога видеть каждого ребенка; · использование звукоусиливающей аппаратуры; · средства общения с детьми (общепринятые, специфические), их соотношение; · подведение итогов занятий с оценкой активности и результативности деятельности детей; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия: · тема занятия и его оснащение; · цель и задачи занятия; · структура занятия; · методы и приемы работы с ребенком; · тип звукоусиливающей аппаратуры; · средство общения, их возможное чередование; · адекватность использования предлагаемых ребенку средств общения, понимание ребенком информации через данные средства общения; · вид восприятия; · использование смены видов деятельности; · итог занятия с оценкой активности и результативности деятельности ребенка; · трудности на занятии; предложения по улучшению. 6. Примерная схема фотозаписи наблюдения проведения режимных процессов воспитателем: Дата и время наблюдения Возрастная группа
При наблюдении 1 и 2 половины дня фиксировать все компоненты педагогической деятельности. В первой половине дня отследить: прием детей, индивидуальная деятельность, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, умывание, прием пищи, занятия, одевание, прогулка, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон. Во второй половине дня: подъем детей, одевание, прием пищи, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная деятельность, прием пищи, уход домой. Критерии анализа режимных процессов: 1. Планирование компонентов режима дня (форма планирования). 2. Осуществление взаимосвязи компонентов режима дня. 3. Вариативность приемов активизации детей. 4. Место игровых приемов. 5. Оценить своеобразие и целенаправленность применения приемов при переключении детей на другие виды деятельности. 6. Коррекционно-развивающая направленность педагогических приемов. 7. Учет интересов и потребностей детей. 8. Приоритетность индивидуальных или групповых форм взаимодействия с детьми. 9. Распределение времени и его целесообразность на различные виды деятельность. 10. Каким образом педагог учитывает своеобразие поведения детей. 11. Реализация коррекционно-развивающего направления в повседневной деятельности с детьми. 12. Каким образом в деятельности воспитателя отражается взаимосвязь с другими педагогами. 13. Особенности общения педагога с детьми: специфические и общепринятые средства общения, их соотношение, востребованность детьми, целесообразность использования их в данной ситуации. 14. Результативность выполнения режимных процессов. 7. Примерная схема медико-психолого-педагогической характеристики ребенка: · диагноз по степени снижения слуха; · анамнестические данные на ребенка; · сведения о родителях ребенка (в т.ч. наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей, наличие глухих и слабослышащих родственников); · состояние слухового восприятия; · состояние зрительного восприятия; · состояние осязательного восприятия; · состояние вибрационной чувствительности; · состояние восприятия пространства и пространственной ориентировки; · состояние общей моторики; · состояние внимания детей; · состояние памяти; · состояние мышления; · уровень развития речи и общения; · средства общения; · общее заключение о психофизическом развитии ребенка. 8. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики. (оформляется отдельным документом) Оформление титульного листа: ОТЧЕТ О учебно-педагогической практике (указывается вид практике) в образовательном учреждении (указать тип учреждения) Исполнитель: (Ф.И.О. студента, курс, факультет) Руководитель: (Ф.И.О., должность) Преподаватель-методист: (Ф.И.О., должность, звание) ¨ Сроки практики. ¨ Возрастная группа. ¨ Реализация задач педагогической практики. ¨ Объем и содержание проведенной работы: посещение занятий (количество, тема, личный вклад в анализ занятия), проведенные занятия (количество, разделы, их результативность), в том числе открытые занятия (тема, дата, результативность). ¨ Вклад в методическое оснащение педагогического процесса. Личная разработка материалов и пособий. ¨ Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики, количество обследуемых детей, результаты). ¨ Умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность. ¨ Особенности детской группы и общение с детьми. Краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа. ¨ Особенности общения с педагогами коллектива ОУ. ¨ Изменения профессионального уровня. ¨ Место учебно-исследовательских, научно-методических компонентов в профессиональном становлении в период учебно-педагогической практики. ¨ Трудности и их причины. ¨ Пожелания к организации практики. Суждения о полезности практики. Отчет подписывается педагогом, курирующим педагогическую практику в ОУ, преподавателем-методистом, скрепляется печатью учреждения. 9. Примерная схема отчета методиста о проведенной педагогической практике студентов: · соблюдение сроков проведения педпрактики; · критерии выбора общеобразовательного учреждения (разнообразие категории детей с нарушением слуха и состоянию психофизического развития; сложившаяся методическая и техническая база детского учреждения; стабильный опытный коллектив специалистов учреждения); · содержание педагогической практики по срокам ее проведения, направлениям и тематики занятий; · технология педпрактики (методы, средства, организационные формы); · научно-исследовательская работа студентов (сбор материала для курсовых и дипломных работ); · критерии оценки педагогической практики; · особенности и отличительные черты организации педпрактики по сравнению с предыдущими (вид учреждения, состав детей, кадровое обеспечение, наличие современного оборудования и др.); · кадровое обеспечение (количество специалистов в учреждении: сурдопедагогов, психолога, воспитателей и др. специалистов); · научно-методическое обеспечение (использование опорной теоретической и методической специальной литературы, стимульных материалов и специальных технических средств). Примерные темы докладов по проблеме: «Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха»
1. Причины нарушений слуха у детей. Классификации нарушений слуха. 2. Медицинский и педагогический аспект исследования слуха. 3. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК. 4. Методы исследования особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с нарушениями слуха. 5. Методы изучения состояния речи глухих и слабослышащих дошкольников. 6. Особенности сенсорного развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. 7. Состояние речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. 8. Характеристика игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха. 9. Особенности изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями слуха. 10. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье. 11. Принципы, задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха. 12. Организация и содержание воспитательно-коррекционной работы в дошкольных учреждениях. 13. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога. 14. Особенности работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом. 15. Особенности работы с детьми с комбинированными нарушениями. 16. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 17. Трудовое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников. 18. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 19. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 20. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 21. Особенности использования наглядного дидактического материала, технических средств в коррекционной работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. 22. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку дошкольников с нарушениями слуха. 23. Условия, задачи и основные направления формирования речи у детей в специальных дошкольных учреждениях. 24. Роль и место дактилологии в обучении языку глухих дошкольников. 25. Фонетическая ритмика как один из приемов обучения произношению. 26. История становления помощи детям с нарушениями слуха в Республике Карелия.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.013 с.) |