Vп. Учебно – методическое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vп. Учебно – методическое обеспечение



Программа педагогической практики предусматривает организацию самостоятельной работы студентов. Задания для самостоятельной работы, которые расширяют, дополняют и систематизируют практическую деятельность сурдопедагога, в программе практики систематизированы по блокам. Время выполнения задания является примерным. Блоки определены в зависимости от направлений профессиональной деятельности специалиста. Результаты самостоятельной работы являются обязательными для выполнения. Методическое сопровождение самостоятельной работы может быть организовано в следующих формах:

· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

· консультации (индивидуальные), групповые по оказанию помощи при разработке плана или программы выполнения задания;

· инструктаж по методике выполнения задания;

· промежуточный контроль хода выполнения задания;

· оценка результатов выполнения заданий.

Таблица распределения заданий самостоятельной работы по практике в качестве сурдопедагога

№ п/п Наименование блока самостоятельной деятельности Содержание деятельности студента
  Организационно-методический блок Наблюдение за деятельностью воспитателя в течение I и II половины дня и ее анализ; Наблюдение за деятельностью сурдопедагога и ее анализ. Наблюдение за деятельностью психолога и ее анализ. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми с нарушенным слухом. Проведение режимных мероприятий с детьми с нарушенным слухом. Проведение беседы с воспитателем по работе с родителями детей. Изготовление методических пособий. Подготовка занятия с детьми с нарушенным слухом в качестве сурдопедагога.
  Диагностический блок Провести наблюдения за игровой деятельностью детей с нарушением слуха разного возраста. Изучение семьи одного ребенка с нарушением слуха. Проведение психолого-педагогической диагностики одного ребенка с нарушением слуха. Ознакомление с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии; проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Проведение диагностического обследования. Беседа с сурдопедагогом, воспитателем, другими специалистами дошкольного учреждения. Составление психолого-педагогической характеристики и заключения на одного ребенка с нарушением слуха. Подготовить материал к медико-психолого-педагогической характеристике на конкретного ребенка с нарушением слуха определенного возраста.
  Коррекционно-развивающий блок Составление конспектов общеразвивающих и коррекционно-развивающих занятий, а также индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения слуха. Проведение подгруппового общеразвивающего и коррекционно-развивающего занятия с детьми, имеющими нарушения слуха. Проведение 2-3 индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Проведение работы с родителями детей, имеющих нарушения слуха (консультации, участие в родительском собрании, оформление родительского уголка и др.); Разработка индивидуального плана работы с ребенком с нарушением слуха по результатам психолого-педагогического изучения.
  Аналитический блок Знакомство с годовым планом педагогической работы дошкольного учреждения для детей с нарушением слуха. Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории разного возраста (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога). Проанализировать распорядок дня возрастных групп детского сада. Дать общую характеристику составу педагогического коллектива детского сада, с указанием путей их взаимодействия. Проанализировать укомплектованность специальным оборудованием помещений возрастной группы /кабинета сурдопедагога/психолога Выявить функциональные обязанности воспитателя группы детей с нарушениями слуха / сурдопедагога / специалиста по музыкальному воспитанию/ физическому воспитанию / психолога. Провести наблюдение и проанализировать за детьми на индивидуальных и групповых занятиях сурдопедагога по развитию слухового восприятия, развитию речи и обучению произношению детей с нарушенным слухом. Провести наблюдения и проанализировать занятия воспитателя (не менее 2 разного вида). Провести наблюдения и проанализировать занятия по физической культуре / по музыкальному воспитанию. Знакомство с содержанием программного материала по воспитанию и обучению детей в данном учреждении. Составить список научно-методической литературы по гигиене и охране слуха детей с нарушениями слуха / по работе с родителями детей с нарушениями слуха / по работе с детьми, имеющими сложную структуру нарушения. Выделить специфику развивающей работы со слабослышащими детьми/ с глухими детьми
  Учебно-исследовательский блок Анализ становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста Изучение педагогического опыта по психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями слуха Подготовка доклада на итоговую научно-практическую конференцию

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. – М.: Академия, 2005, 576 с.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. –М.: Академия, 2002, 224 с.

3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988, 128 с.

4. Венгер А.А. Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей) // Сб. Формирование восприятия у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. М., 1968.

5. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1972, 168 с.

6. Власова Т.Н., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1998 (1989)

7. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975, 174 с.

8. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2004, 96 с.

9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: ВЛАДОС, 2001, 304 с.

10. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Методическое пособие. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005, 126 с.

11. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 160 с.

12. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. – М.: Академия, 2002, 176 с.

13. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1 и 2 вида: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003, 200 с.

14. Исследование личности детей с нарушением слуха / Под ред. Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1981.

15. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха. / Под ред. И.А. Михайленковой. СПб., 1999.

16. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М.: Педагогика, 1970, 190 с.

17. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 1969.

18. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи дошкольников с нарушенным слухом в семье. – М.: Просвещение, 1991.

19. Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 168 с.

20. Права глухих / Сост. В.З. Базоев. – М., 1996.

21. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003, 128 с.

22. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

23. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

25. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха. М., 1983.

26. Рау Ф.А., Рау Е.Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. – М.: Учпедгиз, 1958, 66 с.

27. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000, 192 с.

28. Семья может все: Материалы 4-й Всесоюзной конференции родителей детей с нарушениями слуха / Под ред. Э.И. Леонгард. – СПб., 1992.

29. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… - М.: Просвещение, 1995, 126 с.

30. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. – М.: Академия, 2003, 248 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Отчетная документация по педагогической практике:

1. Личный отчет студента (с указанием перечня проделанной работы, качественной самооценкой успешности и становления профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста, с указанием первичной оценки методиста учреждения);

2. Дневник педагогической практики (после проверки методистом практики возвращается студенту).

3. Конспекты проведенных открытых занятий, режимных процессов и воспитательного мероприятия (конспект проведенного индивидуальных фронтальных занятий; в двух экземплярах).

4. Протокол психолого-педагогического обследования.

5. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

6. Аннотированные каталоги (литературных источников и пр.).

7. Каталоги игр и упражнений по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом.

8. Материалы по работе с родителями.

9. Доклады с анализом педагогического опыта.

 

2. Примерная схема дневника педагогической практики:

Оформление титульного листа:

Дневник педагогической практики

в дошкольном образовательном учреждении

для детей с нарушением слуха

студентки Ф.И.О.

Вторая страница – указываются номер и вид дошкольного образовательного учреждения, его адрес, телефон, фамилии и имена руководителя данного учреждения и методиста педагогической практики.

Третья страница – фиксируется, в какой группе студент проходил практику, фамилии и имена сурдопедагога, воспитателей.

Следующая страница – состав группы (количество детей, степень снижения слуха, уровень речевого развития, возраст детей, год обучения в данном учреждении).

Далее - режим дня, сетка занятий.

Затем в дневнике идут ежедневные записи, включающие информацию методиста практики и отражающие наблюдения студентов за педагогическим процессом, за детьми, записи просмотренных занятий, их анализ и выводы.

По схеме:

· дата и время проведения наблюдения;

· цель наблюдения;

· вид посещаемых занятий (индивидуальное или фронтальное);

· типы увиденных занятий (занятия сурдопедагога, воспитателя, обследование психологом и др.);

· условия наблюдения;

· материалы, необходимые для наблюдения;

· критерии наблюдения;

· содержание и ход занятия (или другой формы работы, различных видов деятельности детей);

· анализ наблюдаемого;

· выводы, интерпретация результатов.

· Знакомство с методической литературой и техническим оснащением кабинетов и групп учреждений.

· Впечатление от взаимопосещения открытых занятий своих сокурсников.

· Участие в анализе занятий сокурсников.

· Участие в воспитательских мероприятиях.

· Изготовление методических пособий.

· Впечатление от общения с детьми и их родителями.

· Анализ навыков дактилирования и использования жестового языка.

· Сбор материала для курсовой работы (при необходимости).

3. Примерная схема анализа занятия:

· тип занятия;

· тема занятия;

· цель занятия;

· задачи программного содержания занятия;

· оборудование занятия;

· структура занятия (продолжительность; количество и виды заданий и их логическая последовательность выполнения);

· соотношение детской активности и активности педагога;

· стимулирование проявления активности и мотивации деятельности детей;

· соблюдение режима нагрузки в процессе выполнения заданий;

· средства общения;

· степень опоры на слуховое восприятие детей;

· соотношение ориентировки на слуховое, зрительное, слухо-зрительное восприятие;

· речевая активность детей;

· наличие звукоусиливающей аппаратуры;

· соблюдение лечебных и гигиенических рекомендаций;

· использование специфических методов и приемов;

· учет индивидуальных особенностей детей;

· оказание педагогом обоснованной помощи детям, принятие помощи детьми;

· подведение итогов занятия;

· оценка результатов выполнения заданий детьми;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

4. Примерная схема конспекта фронтального занятия:

· тема занятия и его оснащение;

· цель и задачи занятия;

· структура занятия;

· подбор методов для реализации задач;

· учет индивидуальных особенностей детей;

· взаимодействие детей;

· групповое соотношение активности детей;

· способность педагога видеть каждого ребенка;

· использование звукоусиливающей аппаратуры;

· средства общения с детьми (общепринятые, специфические), их соотношение;

· подведение итогов занятий с оценкой активности и результативности деятельности детей;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

5. Примерная схема конспекта индивидуального занятия:

· тема занятия и его оснащение;

· цель и задачи занятия;

· структура занятия;

· методы и приемы работы с ребенком;

· тип звукоусиливающей аппаратуры;

· средство общения, их возможное чередование;

· адекватность использования предлагаемых ребенку средств общения, понимание ребенком информации через данные средства общения;

· вид восприятия;

· использование смены видов деятельности;

· итог занятия с оценкой активности и результативности деятельности ребенка;

· трудности на занятии; предложения по улучшению.

6. Примерная схема фотозаписи наблюдения проведения режимных процессов воспитателем:

Дата и время наблюдения

Возрастная группа

Режимный процесс Содержание деятельности, методические приемы Деятельность педагога (в т.ч. средства общения) Деятельность детей (в т.ч. средства общения, их понимание и применение) Примечания, анализ, выводы.

При наблюдении 1 и 2 половины дня фиксировать все компоненты педагогической деятельности. В первой половине дня отследить: прием детей, индивидуальная деятельность, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, умывание, прием пищи, занятия, одевание, прогулка, раздевание, умывание, прием пищи, укладывание на сон.

Во второй половине дня: подъем детей, одевание, прием пищи, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная деятельность, прием пищи, уход домой.

Критерии анализа режимных процессов:

1. Планирование компонентов режима дня (форма планирования).

2. Осуществление взаимосвязи компонентов режима дня.

3. Вариативность приемов активизации детей.

4. Место игровых приемов.

5. Оценить своеобразие и целенаправленность применения приемов при переключении детей на другие виды деятельности.

6. Коррекционно-развивающая направленность педагогических приемов.

7. Учет интересов и потребностей детей.

8. Приоритетность индивидуальных или групповых форм взаимодействия с детьми.

9. Распределение времени и его целесообразность на различные виды деятельность.

10. Каким образом педагог учитывает своеобразие поведения детей.

11. Реализация коррекционно-развивающего направления в повседневной деятельности с детьми.

12. Каким образом в деятельности воспитателя отражается взаимосвязь с другими педагогами.

13. Особенности общения педагога с детьми: специфические и общепринятые средства общения, их соотношение, востребованность детьми, целесообразность использования их в данной ситуации.

14. Результативность выполнения режимных процессов.

7. Примерная схема медико-психолого-педагогической характеристики ребенка:

· диагноз по степени снижения слуха;

· анамнестические данные на ребенка;

· сведения о родителях ребенка (в т.ч. наличие нарушения слуха у одного или обоих родителей, наличие глухих и слабослышащих родственников);

· состояние слухового восприятия;

· состояние зрительного восприятия;

· состояние осязательного восприятия;

· состояние вибрационной чувствительности;

· состояние восприятия пространства и пространственной ориентировки;

· состояние общей моторики;

· состояние внимания детей;

· состояние памяти;

· состояние мышления;

· уровень развития речи и общения;

· средства общения;

· общее заключение о психофизическом развитии ребенка.

8. Примерная схема отчета студента о прохождении педпрактики.

(оформляется отдельным документом)

Оформление титульного листа: ОТЧЕТ

О учебно-педагогической практике

(указывается вид практике)

в образовательном учреждении

(указать тип учреждения)

Исполнитель: (Ф.И.О. студента, курс, факультет)

Руководитель: (Ф.И.О., должность)

Преподаватель-методист: (Ф.И.О., должность, звание)

¨ Сроки практики.

¨ Возрастная группа.

¨ Реализация задач педагогической практики.

¨ Объем и содержание проведенной работы: посещение занятий (количество, тема, личный вклад в анализ занятия), проведенные занятия (количество, разделы, их результативность), в том числе открытые занятия (тема, дата, результативность).

¨ Вклад в методическое оснащение педагогического процесса. Личная разработка материалов и пособий.

¨ Особенности диагностической деятельности (умения и навыки, приобретенные в ходе диагностики, количество обследуемых детей, результаты).

¨ Умения планировать и анализировать самостоятельную деятельность.

¨ Особенности детской группы и общение с детьми. Краткая характеристика детей, с которыми проводилась индивидуальная работа.

¨ Особенности общения с педагогами коллектива ОУ.

¨ Изменения профессионального уровня.

¨ Место учебно-исследовательских, научно-методических компонентов в профессиональном становлении в период учебно-педагогической практики.

¨ Трудности и их причины.

¨ Пожелания к организации практики. Суждения о полезности практики.

Отчет подписывается педагогом, курирующим педагогическую практику в ОУ, преподавателем-методистом, скрепляется печатью учреждения.

9. Примерная схема отчета методиста о проведенной педагогической практике студентов:

· соблюдение сроков проведения педпрактики;

· критерии выбора общеобразовательного учреждения (разнообразие категории детей с нарушением слуха и состоянию психофизического развития; сложившаяся методическая и техническая база детского учреждения; стабильный опытный коллектив специалистов учреждения);

· содержание педагогической практики по срокам ее проведения, направлениям и тематики занятий;

· технология педпрактики (методы, средства, организационные формы);

· научно-исследовательская работа студентов (сбор материала для курсовых и дипломных работ);

· критерии оценки педагогической практики;

· особенности и отличительные черты организации педпрактики по сравнению с предыдущими (вид учреждения, состав детей, кадровое обеспечение, наличие современного оборудования и др.);

· кадровое обеспечение (количество специалистов в учреждении: сурдопедагогов, психолога, воспитателей и др. специалистов);

· научно-методическое обеспечение (использование опорной теоретической и методической специальной литературы, стимульных материалов и специальных технических средств).

Примерные темы докладов по проблеме: «Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха»

 

1. Причины нарушений слуха у детей. Классификации нарушений слуха.

2. Медицинский и педагогический аспект исследования слуха.

3. Основные принципы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха на ПМПК.

4. Методы исследования особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с нарушениями слуха.

5. Методы изучения состояния речи глухих и слабослышащих дошкольников.

6. Особенности сенсорного развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

7. Состояние речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

8. Характеристика игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

9. Особенности изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями слуха.

10. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в семье.

11. Принципы, задачи воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.

12. Организация и содержание воспитательно-коррекционной работы в дошкольных учреждениях.

13. Взаимосвязь в работе воспитателя и сурдопедагога.

14. Особенности работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом.

15. Особенности работы с детьми с комбинированными нарушениями.

16. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

17. Трудовое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников.

18. Нравственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

19. Эстетическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

20. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха.

21. Особенности использования наглядного дидактического материала, технических средств в коррекционной работе в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

22. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку дошкольников с нарушениями слуха.

23. Условия, задачи и основные направления формирования речи у детей в специальных дошкольных учреждениях.

24. Роль и место дактилологии в обучении языку глухих дошкольников.

25. Фонетическая ритмика как один из приемов обучения произношению.

26. История становления помощи детям с нарушениями слуха в Республике Карелия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.126 с.)