Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ой учебной практики по основной специальности↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОГРАММА Ой учебной практики по основной специальности (наименование практики)
для специальности: 1 – 03 04 02 Социальная педагогика. (код специальности) (наименование специальности)
Направления специальности: 1 – 03 04 02-02 Практическая психология. (код специальности) (наименование специальности)
2012 г. СОСТАВИТЕЛИ: Вакушенко Т.Д., ст.преподаватель (И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-педагогической работой (название кафедры – разработчика программы) (протокол № 6 от 18.06.2012 г.)
Заведующий кафедрой _________ _Орлова А.П. (подпись) (И.О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета социальной педагогики и психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (протокол № 10 от 29.06.2012 г.)
Председатель Совета факультета ________________С.А. Моторов (подпись) (И.О.Фамилия)
Пояснительная записка 2-ая учебная практика по основной специальности является частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса проводится в течение 4 недель на базе учреждений и организаций, деятельность которых направлена на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она носит интегрированный характер и ориентирована на совершенствование профессиональной подготовки специалиста. Цель практики — сформировать у студентов представление о целях, содержании, направлениях и методах социально-педагогической работы с детьми и подростками с девиантным поведением, а также об основных факторах, которые влияют на отклонения в поведении несовершеннолетних. Задачи практики: • ознакомление со структурой и спецификой социально-педагогической деятельности в социально-педагогических учреждениях; • изучение социально-педагогических технологий, используемых в работе с детьми и подростками с отклонениями в поведении; • углубление и закрепление теоретических знаний по проблеме девиантного поведения и его профилактики, а также приобретение умений и навыков применения этих знаний в практической работе; • освоение содержания и организации профилактических мероприятий, проводимых в учреждении; • Формирование у студентов навыков анализа основных факторов и условий, обуславливающих наличие отклонения в поведении; • формирование умения проектировать социально-педагогическую деятельность с несовершеннолетними; • совершенствование диагностических, проективных, коммуникативных, организаторских умений студентов. После прохождения практики студент четвертого курса должен знать: - сущность общепедагогических методов и форм воспитания; - содержание деятельности по повышению уровня социальной адаптации ребенка, группы детей посредством их личностного развития; - содержание деятельности по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической); - особенности социально-педагогических технологий и механизмы их реализации, используемые в работе конкретного учреждения; - особенности профессионально-этических взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка; - содержание деятельности по социальной реабилитации детей; уметь: - эффективно использовать на практике полученные теоретические знания; - анализировать основные факторы и условия, обуславливающие возникновение отклонения в поведении; - собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать социальный диагноз детей различных категорий; - интегрировать воспитательные возможности семьи, образовательных и социальных учреждений, социума для успешной социализации и реабилитации ребенка; - анализировать состояние коррекционной, реабилитационной деятельности данного учреждения; - анализировать конкретную социальную ситуацию и видеть свою роль в решении проблемы ребенка; - строить взаимоотношения с родителями (лицами, их заменяющими) ребенка в соответствии с профессионально-этическими нормами и правилами; - взаимодействовать с коллегами для решения проблем ребенка; - анализировать опыт и практику работы специалистов в области социальной педагогики, свою собственную профессиональную деятельность; - проектировать социально-педагогические программы помощи ребенку (планировать этапы и средства деятельности по достижению конкретного результата; осуществлять выбор средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности; прогнозировать конечный результат деятельности); - самостоятельно реализовывать программу оказания социально-педагогической помощи и поддержки ребенку на основе знания ее концепции, методик и технологий; применять индивидуальные, групповые и коллективные формы работы; - организовывать социально-значимую деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей; - использовать законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки ребенку, его защиту; - научно осмысливать результаты социально-педагогической деятельности и на основе этого совершенствовать ее формы, методы и технологии.
Организационно-методические рекомендации по проведению 2-ой учебной практики по основной специальности Учебная практика проходит на базе инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних, приемника-распределителя для несовершеннолетних. В ходе практики студенты знакомятся с деятельностью учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также работают с детьми, с их ближайшим окружением — семьей, школой, коллективом сверстников и другими организациями (медицинскими, социальными, образовательными учреждениями), с которыми работает в комплексе данное учреждение. В данном виде практики студент под руководством специалиста овладевает умением проектировать социально-педагогическую работу с определенным ребенком или группой, учится применять различные технологии при работе с детьми с отклонениями в поведении, выполнять профессиональные функции специалиста в комплексе. Форма контроля – зачет. Обязанности студента-практиканта: 1. Ежедневно работать в учреждении не менее 6 академических часов. 2. Выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики 3. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, указания группового методиста. 4. Своевременно вести всю документацию.
Критерии оценки итогов практики: 1. Качество и объем выполнения студентами поставленных задач и предлагаемых заданий. 2. Отношение студентов к практике (самостоятельность, инициативность, творческий подход к выполнению заданий, ответственность, трудовая дисциплина). 3. Своевременность выполнения всех заданий. 4. Качество содержания, своевременное представление отчетной документации. Отчетная документация 1. Дневник практики с индивидуальным планом работы на период практики и с ежедневными записями о проделанной работе, ее анализом и выполненными заданиями (Приложение №1); 2. Карта-схема взаимодействия взаимодействия учреждения (ИДН, КДН, приемника-распределителя для несовершеннолетних) с другими учреждениями и организациями. 3. Комплексная характеристика трудного ребенка (Приложение № 2). 4. Программа социально-педагогической помощи ребенку(Приложение № 3); 5. Анализ содержания и технологий социально-педагогической работы с детьми с девиантным и делинквентным поведением (Приложение № 4). 6. Исследовательский проект (Приложение № 5). 7. Отчет о практике с обязательным самоанализом социально-педагогической деятельности (Приложение № 6). 8. Отзыв учреждения о работе студентов-практикантов с оценкой и заверенный печатью и подписью руководителя учреждения. 9. Конспекты воспитательных мероприятий (Приложение 7). Подведение итогов: 1. В течение практики студенты ведут дневник, который носит исследовательский, аналитический характер. 2. По итогам практики студенты предоставляют отчет с анализом собственной деятельности. 3. Итоги практики подводятся на конференции. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Задания для прохождения практики в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Титульный лист Форма дневника
Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова» Факультета социальной педагогики и психологии Кафедра социально-педагогической работы ДНЕВНИК Раздел 1. Место прохождения практики Учреждение_____________________________________________ Адрес___________________________________________________ Телефон Директор________________________________________________ (Ф.И.О.) Зам. директора___________________________________________ (Ф.И.О.) Социальный педагог____________________________________ Руководитель практики___________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ПРОВОДИМОЙ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ И ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (ПРИМЕРНАЯ СХЕМА) Выполнение данного задания рассчитано на анализ и оценку социально-педагогической работы специалистов учреждения по следующим направлениям. 1. Деятельность специалистов по выявлению социокультурного статуса ребенка, психологического климата, выяснению причин неблагополучия, определению типа семьи. 2. Методы сбора информации о ребенке и взаимодействие специалистов и социально-педагогических служб и учреждений между собой, сбор информации о ребенке и семье через органы образования, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы местного управления, медицинские учреждения, управления социальной защиты населения и другие учреждения. 3. Перечень документов, которые входят в «социальное» дело ребенка. 4. Работа с ребенком (подростком) по выявлению уровня виктимности. 5. Составление индивидуальной реабилитационной работы с ребенком, включая программы: социальной реабилитации, социально-правовой помощи, психолого-педагогической и/или медицинской реабилитации. 6. Сущность технологий социально-педагогической реабилитации ребенка и профилактики девиантного и делинквентного поведения, используемых в данном учреждении. 7. работа с ребенком (подростком) по развитию правосознания. 8. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка. 9. Работа с ближайшим окружением ребенка. 10. Оказание профессиональной помощи родителям по проблемам воспитания и обучения детей, нравственному оздоровлению, повышение педагогической компетентности родителей. 11. Социально-педагогическая деятельность по включению детей и подростком в разнообразные виды деятельности в рамках учреждения и его пределами, по расширению социальных контактов ребенка, развитию его потенциальных способностей. 12. Восстановление утраченного социального статуса и контактов несовершеннолетнего, совместное планирование перспективной жизнедеятельной позиции. 13. Самооценка результативности проводимой работы специалистами учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Примерная схема исследовательского проекта
Исследовательский проект разрабатывается группой студентов, проходящих практику в одном учреждении, под руководством преподавателя-методиста и социального педагога. В научном отчете должны быть отражены следующие аспекты: · состав творческой группы; · научный руководитель; · тема исследовательского проекта с обоснованием ее актуальности; · цель исследования; · ведущие задачи исследования; · объект и предмет исследования; · исходные теоретические положения исследования; · предполагаемый результат исследования (гипотеза); · методы и методика исследования; · обработка результатов исследования; · оформление результатов исследования; · выводы и предложения, пути решения исследуемой проблемы; · используемая литература. Структура проекта
1. Введение с обоснованием актуальности темы, целей, задач, объекта и предмета исследования, гипотезы. 2. Теоретические положения: основные понятия, концепции по проблеме. 3. Методы и методики исследования. 4. Описание результатов исследования. 5. Выводы и предложения. 6. Использованная литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 2-ой УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОСНОВНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
1. Выполнение индивидуального плана (объем, качество, сроки). 2. Осознали ли Вы цель прошедшей практики? Какие основные задачи решались в ее период? 3. Какое отношение у Вас сложилось в процессе прохождения практики: - к социальной педагогике и психологии; - к избранной специальности в целом. 4. Чем Вы руководствовались в большей мере при выполнении заданий практики, при подготовке к воспитательной работе: а) указаниями и консультацией методиста; б) советами социального педагога, социального работника, воспитателя; в) теоретическими и методическими источниками (учебниками, пособиями и т.д.); г) собственным творческим подходом. 5. С какими трудностями вы столкнулись в процессе похождения социально-педагогической практики, в чем их причина, каковы, на Ваш взгляд пути их устранения. 6. Что наиболее эффективно удалось реализовать в ходе практики? 7. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? 8. Общие выводы о практике, ее значение в Вашем становлении как социального педагога. 9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики. ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Примерная схема конспекта Воспитательного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия. 2. Цель и воспитательно-образовательные задачи данного воспитательного мероприятия, вида занятий с учащимися. 3. Форма проведения мероприятия. 4. Используемая наглядность. 5. План проведения воспитательного мероприятия, занятия. 6. Конспект мероприятия (раскрыть содержание мероприятия в соответствии с планом его проведения). 7. Список использованной литературы. Примерная схема психолого-педагогического анализа Воспитательного дела 1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого мероприятия. 2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план работы, его соответствие возрастным особенностям класса). 3. Цели и задачи проводимой работы. 4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся. 5. Содержание и методика проведения занятия: - соответствие содержания занятия поставленной цели; - познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; - эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность; - приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; - связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды. 6. Разнообразие видов деятельности (познавательная, игровая, трудовая, художественная и т.д.), в которые вовлекались дети в процессе проведения мероприятия. 7. Особенности личности социального педагога, классного руководителя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание моральных качеств, поступков своих учеников и их мотивации. 8. Педагогическая ценность проводимого занятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных воспитанников для совершенствования отношений в коллективе (замечания, предложения). 9. Предложения по совершенствованию методики проведения воспитательного мероприятия, занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Список утверждений Влияние семьи
Пробелы в воспитательной работе школы
|