ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)



А. В семье (ВМС)

1. Родители согласны, что частые наказания форми­руют сильный характер.

2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.

3. Работа родителей связана с командировками.

4. У родителей очень ответственные должности.

5. Ребенок часто пропускает занятия.

6. Он растет довольно неряшливым.

7. Ребенок «портит нервы» родителям.

8. Родители могут пожаловаться на слабые способно­сти ребенка.

9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.

10. Родители думают, что с этим ребенком им не по­везло.

11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хоро­шими, воспитанными детьми.

12. Родители предпочли бы не расспрашивать педаго­гов о своем ребенке и реже с ними встречаться.

13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.

Б. В школе (ВМШ)

1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.

2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.

3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.

4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.

5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.

6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.

7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.

8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь

9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.

10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.

12.Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

Шкала ДР (достоинства ребенка)

В произвольном порядке ответьте на вопросы маленького бланка.

Что он любит?

Что он умеет?

Чего он хочет?

Какой он?

Обработка результатов

Шкала IССпоказывает уровень развитости свойств самосознания ребенка. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом; 7, 8, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала IIСОпоказывает уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20-е говорят о низкой коммуникативной активности ребен­ка и его неудовлетворенной потребности в общении; в утверждениях 4, 8, 16, 19-м содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержении окружающи­ми. Позиции 13, 14, 15, 21-я свидетельствуют о социаль­ной неадекватности ребенка, связанной со слабой социаль­ной рефлексией, а остальные демонстрируют способы за­щитно-компенсаторного поведения отверженного ребенка.

Шкала IIIСУДпоказывает уровень развития свойств ребенка как субъекта учебной деятельности.

По этой шкале суждения 1—9-е демонстрируют дисгар­монии мотивации учения; 10—16-е свидетельствуют о на­рушениях в учебно-познавательной активности ребенка; 17— 22-е характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающиеся на психиче­ские новообразования младшего школьного возраста (рефлесксия, внутренний план действий, произвольность психи­ческих процессов).

Шкала IVОТсодержит 22 суждения, 10 из них ха­рактеризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суж­дений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТШ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтны­ми общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школь­ников.

Шкала VВМимеет два варианта:

ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМШ — воспитательный микросоциум школы (10 сужде­ний).

В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его ак­тивность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.

Дополнительно вводится шкала ДР(достоинства ребен­ка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содер­жит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его поло­жительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой
Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Противоречивые данные могут уточняться путем опосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50, при высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Бланк для ответов

Имя, фамилия ребенка, возраст, класс

I - СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

II- СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

III- СУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

IV–ОТС 12345678910;

ОТШ - 123456789 10 11 12;

V- ВМС1 23456789 10 11 1213;

ВМШ — 123456789 10 11 12

Дата заполнения_________________

Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка

Учителю, классному руководителю предлагается заполнить таблицу «Основные причины отклонений в поведении и развитии», где перечислены возможные причины, формирующие педагогическую запущенность школьника. Респондент, заполняющий таблицу-анкету, фиксирует установленные причины; если они не отражены в таблице, заносятся в раздел «Другие причины».

 

Основные причины отклонений в поведении и развитии

Влияние семьи

 

Причины Да+; нет-
1. Родители подвержены алкоголю  
2. Халатное отношение к воспитанию детей  
3. Нездоровая моральная обстановка в семье  
4. Полное непослушание детей родителям  
5. Судимость родителей  
6. Культ физической силы в семье  
7. Алкоголизм  
8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье  
9.Культ ребенка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов  
10. Мелочная опека  
11. Непосильные требования  
12. Физические наказания, насилие, недоверие  
13. Пресечение всякого рода активности  
14. Нет постоянного трудового поручения  
15. Нет навыков самообслуживания  
16. Нет участия в коллективном труде семьи  
17. Не знает бюджета семьи, ее трудовых доходов  
18. Нет совместного чтения книг и их обсуждения  
19. Нет дружбы между детьми и родителями  
20. Нет коллективных походов в кино и театр, на природу  
21. Нет чувства ответственности перед семьей  
Влияние среды
Причины Да+; нет-
1. Дружба с подростками из групп с отрицательной обще­ственной направленностью  
2. Влияние взрослых с антиобщественными склонностями  
3. Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов  
4. Частое посещение дискотеки, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилия, эротики  
5. Чрезмерное увлечение детективной литературой  
6. Другие причины (дописать)  

 

 

Пробелы в воспитательной работе школы

 

Причины Да+;нет
1.Отсутствие систематической связи с семьей  
2. Незнание индивидуальных и возрастных особенностей подростка  
3. Неучет в воспитании степени педагогической запущен­ности ученика  
4. Незнание потенциальных возможностей школьника  
5. Неправильное построение отношений ученика и коллектива  
6. Нет доверительных отношений педагогов с учащимся  
7. Недостатки индивидуальной работы с подростком  
8. Неумение организовать успешную учебу и обществен­но-трудовую деятельность школьника  
9. Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавательного интереса в учении  
10. Плохо организована работа по ликвидации пробелов в знаниях школьника  
11. Другие (дописать)  

Пробелы в работе общественности

 

Причины Да +; нет -1
1. Формализм в работе советов содействия семье и школе  
2. Доминирование вербальных форм воздействия  
3. Отсутствие должной материальной базы в клубах по месту жительства  
4. Отсутствие квалифицированных кадров в клубах по месту жительства  
5. Отсутствие системы в работе общественных воспита­тельных учреждений  
6. Отсутствие форм работы по вовлечению педагогиче­ски запущенных школьников в спортивные клубы, секции  
7. Эпизодичность в работе шефов-общественников  
8. Отсутствие интересных дел, способных увлечь подростка  
9. Доминирование карательной функции инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних  
10. Преобладание контрольных форм работы в ущерб вос­питательной в инспекциях по делам несовершеннолетних  
11. Другие причины (дописать)  

 

Анализ всего материала даст возможность сделать выводы о причинах педагогической запущенности данного подростка.

Результаты обследования личности трудного подростка вносятся в Карту обследования. В ней представлено несколь­ко разделов: общие сведения, семейное воспитание, уче­ние, дисциплина, общественно-трудовая деятельность, оце­ночное отношение к коллективу, асоциальные отклонения, причины отклонений, свойства личности, заключение, пе­дагогические рекомендации.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.007 с.)