ВВ — враждебность по отношению к взрослым




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВ — враждебность по отношению к взрослым



Симптомы 1—4 — ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждеб­ности или депрессии. Симптомы 5—9 — относится к взрос­лым то враждебно, то старается добиться их хорошего отно­шения. Симптомы 7—10 — открытая враждебность, прояв­ляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18—24 — полная неуправляемая привычная враждебность.

1. Переменчив в настроениях.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь и услуги.

6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает очень сер­дечным, то равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может проявить злость или по­дозрительность.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настро­ении.

10. Очень переменчив в поведении. Иногда создает впе­чатление, что он умышленно плохо выполняет работу.

11. Портит общественную и личную собственность (в до­мах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, рисунки.

13. Неприятен, в особенности когда защищается от предъявленных ему обвинений.

14. Бормочет под нос, если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами говорит неправду без какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладо­стей, ценных предметов и т.п.

18. Всегда на что-то претендует и не всегда считает, что справедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд. Смотрит исподлобья.

20. Непослушный, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми подозри­тельными типами.

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

ТД — тревожность по отношению к детям

Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Вре­менами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окру­жающими.

3. Склонен прикидываться дурачком.

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно (или стремится играть) с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, но боится, что не справится.

9. Хвастает перед другими детьми.

10. Паясничает (строит из себя шута).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе (брюки, прическа — мальчи­ки; преувеличенность в одежде, косметика — девочки).

13. Со страстью портит общественное имущество.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

Анедостаток социальной нормативности (асоциальность)

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выража­ется в различных формах негативизма. Симптомы 1—5 — отсутствие стараний понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5—9 — у более старших детей они могут указы­вать на определенную степень независимости. Симптомы 10— 16 — отсутствие щепетильности в мелочах. 16 — считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе только тогда, когда над ним «стоят» или когда его заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контро­лируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не застенчив, но никогда не просит помощи.

6. Никогда добровольно не берется за работу.

7. Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрос­лых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нор­мально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людь­ми.

10. Списывает домашнее задание.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непо­рядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выго­ды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

ВДвраждебность по отношению к другим детям

Враждебное отношение к другим детям — от ревнивого соперничества до открытой враждебности.

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется не соответствующим образом (кусается, цара­пается и пр.).

Ннеугомонность

Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к рабо­те, требующей усидчивости, концентрации внимания и раз­мышления. Склонность к кратковременным и легким уси­лиям. Избегание долговременных усилий.

1. Очень неряшлив. \

2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом, что это для них неприятно.

3. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.

4. В играх совершенно не владеет собой.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теря­ет карандаши, книги или другие предметы.

6. Неровный, безответственный в ручном труде.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.

9. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-то сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться, хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

ЭНэмоциональное напряжение

Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7 — о серьезных страхах. 8—10 — говорят о прогулах и непунктуальности.

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми. I

5. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-то.

6. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).

7. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уро­ки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

8. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Ведет себя в группе (в классе) как посторонний.

НСневротические симптомы

Различные невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть по­следствиями существовавшего прежде нарушения.

1. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово.

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные тики.

5. Грызет ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

Снеблагоприятные условия среды

1. Часто отсутствует в школе.

2. Не бывает в школе по нескольку дней.

3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ре­бенка в школе.

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, грязнуля.

6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.

7. Значительно некрасивее других детей.

СРсексуальное развитие

1. Очень раннее развитие, интерес к противоположному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные склонности.

УОумственная отсталость

1. Сильно отстает в учебе.

2. «Туп» для своего возраста.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной матема­тики.

5. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.

6. Попросту глуп.

Бболезни и органические нарушения

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к ушным заболеваниям.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть и краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

Ф — физические недостатки

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Другие ненормальные особенности телосложения.

Заполняется Карта по результатам анкеты наблюдений.

КАРТА

 

Имя, фамилия ______________________________________ Возраст _____

Дата ________________________________Класс______________________

 

 

  Нарушения Неприспособленность
нд 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, 11 12, 13, 14, 15, 16
Д 1,2,3,4,5,6,7,9, 10 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,20
У 1,2,3,4,5,6,7 8,9, 10, 11, 12, 13
ТВ 1,2,3,4,5,6,7,9, 11, 13, 15 8, 10, 12, 14, 16
вв 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
тд 2,3,4,5,6,7,8,9, 10 1, 11, 12, 13, 14, 15
А 1,2,3,4,5,6,8,9,10, 11 7, 12, 13, 14, 15, 16
н 1,3,4,5,6,7,8,9,10,11
вд 1,2,3,4,5 6, 7, 8, 9, 10
эн 1,2,3,4,5,9, 10 6,7,8, 11, 12
НС 2,3,4 1, 5, 6, 7
с 1,2,3,4,5,6,7  
СР 1,2
УО 1,2,3,4,5 6,7
Б 1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10,11,12
ф 1,2,4,5

Фрейбургская анкета

ФИО _____________________________ Возраст__________ Пол________

Место работы родителей _________________________________________

Инструкция. В этой анкете требуется обвести кружком «да», если ответ на соответствующий вопрос имеетк подро­стку отношение,и «нет»,если этот вопрос его не касается.

Вопросы

  1. Я знаю, что ребята за моей спиной говорят обо мне плохо.
2. Я редко даю сдачи, когда меня бьют. 3. Я быстро теряю самообладание, однако так же быстро успокаиваюсь. 4. Если мне при размене денег дают на один рубль больше и если я его беру, то позднее меня мучают сильные угрызения совести. 5. Я могу рассвирепеть так, что буду, например, бить все подряд. 6. Честно говоря, мне иногда доставляет удовольствие мучить других. 7. Если по отношению ко мне кто-то поступает несправедливо, то я ему желаю настоящего наказания. 8. Я верю в то, что за зло можно отплатить добром, и в соответствии с этим и действую. 9. Если грубо обращаются к кому-нибудь из моих друзей, то мы вместе думаем о наказании. 10. У меня иной раз бывают трудности с родителями. 11. Собака, которая не слушается, заслуживает удара. 12. С ребятами, которые любезнее, чем я мог ожидать, я держусь осторожно. 13. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю. 14. У меня часто бывают разногласия с другими. 15. Мне кажется, что большая часть дурных поступков однажды будет наказана. 16. Когда я разъярен, я охотно освобождаюсь от этого состояния во время физической работы. 17. Раньше я иногда очень охотно мучил других, например, выворачивал руки, дергал за волосы и т.д. 18. Иногда я себе представляю, какие ужасы должны произойти с теми, кто ко мне не справедлив. 19. Я могу припомнить, как однажды был так рассержен, что взял первую оказавшуюся под рукой вещь и разорвал или разбил ее.  
да нет   да нет да нет   да нет     да нет   да нет   да нет   да нет   да нет   да нет да нет да нет   да нет   да нет да нет   да нет   да нет   да нет   да нет  

 

Тест склонности к риску

Для получения дополнительных данных о личностных особенностях испытуемых в ходе исследования использова­лись также биографические анкеты, которые содержали в основном качественную информацию о детях. Одновремен­но в процессе работы применяется и специальный тест склон­ности к риску, построенный К. Левитиным в форме лично­стного опросника. На каждый вопрос опросника можно дать один из пяти вариантов ответа, каждый из которых оцени­вается в баллах: 5 — да; 4 — скорее да, чем нет; 3 — трудно сказать, как бы поступил; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет.

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

 

Вопросы Ответы
  Да Скорее да, чем нет Трудно ска­зать, как бы поступил Скорее нет, чем да Нет
1. Превысили бы Вы установленную ско­рость, чтобы оказать помощь тяжело­больному человеку?          
2. Стали бы Вы на пути убегающего опасного преступника?          
3. Могли бы Вы ехать на подножке товарно­го вагона при скоро­сти 100 км/ч?          
4. Стали бы Вы пер­вым переходить очень холодную реку (например, во время турпохода)?          
5. Вошли бы Вы вместе с укротите­лем в клетку со львами при его заве­рении, что это безо­пасно?          
6. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?          
7. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?          
8. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?          
9. Могли бы Вы со­вершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем не­давно был в тяжелом дорожном происше­ствии?          
10. Могли бы Вы прыгнуть с 10-метровой высоты на тент пожарной ко­манды?          
11. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?          
12. Могли бы Вы в виде исключения вместе с другими семью людьми под­няться на лифте, рассчитанном на шесть человек?          
13. Могли бы Вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что про­вод обесточен?          
14. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управ­лять вертолетом?          

Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – с. 120 - 149, 156 – 181.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

В качестве ин­струмента по выявлению семейного неблагополучия используется метод социального расследования, предложенный специалиста­ми Стокгольмского университета.

Социальное расследование— это сбор данных осемье и детях. Оно проводится для прояснения ситуации, определения задач работы, со­ставления программы работы с семьей, оказания помощи детям.

/. Расследование включает изучение:

а) личных данных ребенка и семьи;

б) повода к обследованию (необходимо ли оно);

в) характера заказа (кто сообщил, чей заказ);

г) прежние и настоящие контакты с учреждениями и социальными службами (кто раньше занимался этой проблемой ребенка (семьи).

//. Для проведения расследования:

а) определяется цель;

б) устанавливаются предполагаемые контакты (круг лиц, с кем бу­дет вестись разговор);

в) определяется, кто будет участвовать в расследовании (специалис­ты СПЦ);

г) обозначается место встреч» формы работы.

///. Условия успешного социального расследования.

Для того чтобы получить содержательную, полную информацию не­обходимо:

1. Установить контакт с семьей. Выяснить взгляд взрослых на ситуацию и объяснить ребенку, почему социальные работники пришли в семью.

2. Присутствовать двум специалистам при любой беседе.

3. Эмоционально нейтрально воспринимать ситуацию (не проявлять чувств, не принимать точку зрения одной из сторон).

4. Показывать детям, что социальный работник относится к ним се­рьезно, слушать столько, сколько ребенок говорит.

5. Продумать обстановку встречи (дома, в Центре, на улице, в кафе).

6. Обговорить план действии: что надлежит обследовать, кто будет участвовать, какие специалисты будут участвовать.

7. Подключить школу, другие учреждения, согласовать мнения, оп­ределить цели, найти общую точку зрения и учитывать ее в работе.

8. Добиться добровольного участия семьи и продумать продолжитель­ность и частоту встреч.

9. Продумывать четко каждую беседу и задаваемые вопросы:

а) в начале беседы задавать вопросы: «как», «когда» для выяснения фактов и прояснения картины;

б) вопросы должны быть логическими, исходить из ответов;

в) должны присутствовать гипотетические вопросы (Если бы ты со­вершил это, что бы было?);

г) обращать внимание на разницу действий, поступков (что было, когда не было проблемы, и что происходит теперь).

д) задавать следующие вопросы для прояснения отношений между ребенком и родителями: «Кто тебе ближе?», «Как было раньше?», «С кем бы ты хотел сблизиться?».

е) для выяснения предполагаемого мнения других: «Что бы сказала мама?», «Что бы сказал учитель?».

Обязательны ровная интонация и нейтральная позиция социального работника.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.018 с.)