Тест школьной тревожности Филлипса




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест школьной тревожности Филлипса



Цель исследования — изучение уровня и характера тре­вожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитывать­ся школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить «Да» или «Нет».

Инструкция. Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фами­лию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номери ответ «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны.

Вопросы

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отве­чать?

10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, ког­да вы играете в разные игры?

11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать вы­полнять задание?

17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.Похож ли ты на своих одноклассников?

21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хоро­шо ли с ним справился?

22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с ре­зультатами твоих одноклассников?

26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волно­ваться, когда тебя спрашивают?

27.Боишься ли ты временами вступать в спор?

28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно­классников, к которым ребята относятся с особым внима­нием?

31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из уче­ников, которые не справляются с учебой?

33.Похоже ли на то, что большинство твоих однокласс­ников не обращают на тебя внимание?

34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хо­рошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми: правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся однокласс­ники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашива­ют, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обыч­но, что делаешь это плохо?

58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпа­дающие с ключом, — это проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

 

Факторы Номера вопросов
1.Общая тревожность в школе 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48,49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58. Е=22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44. Е = П
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41,43. Е = 13
4. Страх самовыражения 27, 31,34, 37, 40, 45. Е =6
5. Страх ситуации проверки знаний 2,7, 12, 16, 21,26. Е =6
6. Страх не соответствовать ожи­даниям окружающих 3, 8, 13, 17, 22. Е = 5
7. Низкая физиологическая со­противляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28. Е =5
8. Проблемы и страхи в отноше­ниях с учителями 2,6, 11, 32, 35, 41, 44,47. Е = 8

 

Ключ к вопросам: «+» — Да; «—» — Нет.

1 – 1 – 1 +

2 – 2 + 2 –

3 – 3 – 3 +

4 – 4 + 4 +

5 – 5 + 5 –

6 – 6 – 6 –

7 – 7 – 7 –

8 – 8 – 8 –

9 – 9 – 9 –

10 – 10 + 10 –

11 + 11 – 11 –

12 – 12 – 12 –

13 – 13 – 13 –

14 – 14 – 14 –

15 – 15 + 15 –

16 – 16 + 16 –

17 – 17 – 17 –

18 – 18 + 18 –

19 – 19 +

20 + 20 –

 

Результаты

1.Число несовпадений знаков («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в про­центах: <50; >50; >75%).

2.Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3.Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение: <50; >50; >75%).

4.Представление этих данных в виде диаграммы.

5.Количество учащихся, имеющих несовпадений по оп­ределенному фактору >50 и >75% (для всех факторов).

6.Представление сравнительных результатов при повтор­ном тестировании.

7.Полная информация о каждом учащемся (по результа­там теста).

Вопросник Басса—Дарки

Состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый от­вечает «Да» или «Нет».

1. Временами я не могу справиться с желанием причи­нить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это
почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испы­тывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидать­ся предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13.Другие умеют почти всегда пользоваться благоприят­ными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые отно­сятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15.Я часто бываю не согласен с людьми.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я сты­жусь.

17.Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21.Меня немного огорчает моя судьба.

22.Я думаю, что многие люди не любят меня.

23.Я не могу удержаться от спора, если люди не соглас­ны со мной.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашива­ется на драку.

26.Я не способен на грубые шутки.

27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29.Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30.Довольно многие люди завидуют мне.

31.Я требую, чтобы люди уважали меня.

32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33.Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34.Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» вы­ражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присут­ствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины зас­тавляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ответы оцениваютсяпо восьми шкалам.

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица: да — 1, нет — 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; нет - 1, да - 0: 9, 7.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная: да — 1, нет — 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; нет - 1, да - 0: 26, 49.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, вспыльчивость, гру­бость: да - 1, нет - 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; нет — 1, да - 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против ус­тановившихся обычаев и законов: да — 1, нет — 0: 4, 12, 20, 28; нет — 1, да — 0: 36.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за дей­ствительные и вымышленные действия: да — 1, нет — 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность — недоверие и осторожность по от­ношению к людям: да — 1, нет — 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; да - 0, нет - 1: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через грубость, сквернословие, так и через словесные угрозы: да - 1, нет - 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; да - 0, нет - 1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины — убеждение субъекта, что он является плохим человеком, поступает зло, угрызения совести: да — 1, нет - 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шка­лы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя 1, 3 и 7-ю шкалы.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, рав­ная 21+4, а враждебности (6, 5) — 7±3. При этом обращает­ся внимание на возможность достижения определенной ве­личины, показывающей степень проявления агрессивности.

Необходимо помнить, что агрессивность как свойство лич­ности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кетгелл, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и др.

 

Анкетирование учащихся для определения актуальности профилактики употребления табака, алкоголя, наркотиков

Условно анкетирование может быть разделено на диагно­стирующее и аналитическое. Диагностирующее предполага­ет изучение конкретных характеристик складывающейся ситуации в детском коллективе (общий уровень подвержен­ности, распространенность тех или иных форм одурманивания, источники, из которых учащиеся получают одурмани­вающие вещества и т.п.). Такое анкетирование позволяет определить актуальность профилактики того или иного яв­ления (предупреждение курения, использования токсиче­ских веществ, наркотиков). Это должно стать начальным этапом при организации профилактической работы.

Вариант диагностирующей анкеты

 

1. Как Вы думаете, в Вашем классе подростки:

 

  Никто 1—2 человека Около трети Около половины Большин­ство
а) курят сигареты, употребляют алко­гольные напитки; б) употребляют нар­котические вещества; в) употребляют ток­сические вещества          

 

  1. Среди Ваших друзей (старше или младше Вас)

 

  Никто 1—2 человека Около трети Около половины Большин­ство
а) курят сигареты, потребляют алко­гольные напитки; б) употребляют нар­котические вещества; в) употребляют ток­сические вещества          

 

  1. Подростки, использующие наркотические или токси­ческие вещества, чаще всего получают их ...

 

От своих одноклассников От своих друзей, родственников От знакомых взрослых От незнакомых торговцев наркотиками (молодых людей) От незнакомых торговцев наркотиками (взрослых)

 

Аналитическое анкетирование предполагает изучение осо­бенностей вовлечения детей и подростков в наркозависи­мую среду. Данные, полученные в ходе исследования, мо­гут стать непосредственным материалом для обсуждения.

Вариант аналитической анкеты

 

1. Как Вы относитесь к употреблению подростками нар­котиков в таких случаях:

 

Ситуации Одобряю Мне безразлично Осуждаю
а) в компании сверстников, где все употребляют наркотики; б) для поднятия настроения, для снятия напряжения; в) чтобы почувствовать себя самостоятельным, вызвать ува­жение сверстников      

 

2. Как Вы оцениваете информацию о наркотиках, полу­чаемую от:

 

  Инте­ресна Безраз­лична Часто не соответствует действительности Всегда правильная
а) родителей б) учителей в) друзей г) передач ра­дио, телевиде­ния        

 

Анкетирование бывает закрытым (варианты ответов пред­лагаются заранее); полуоткрытым (респондент может вы­брать уже готовый вариант ответа или предложить свой); открытым (респондент предлагает свои варианты ответа). У всех опрашиваемых должны быть одинаковые бланки, на которых напечатана инструкция по заполнению анкеты. Перед началом работы правила и последовательность ответов на вопросы анкеты объясняет инструктор, он подчеркивает, что будет соблюдена конфиденциальность, анализируются не индивидуальные ответы, а особенности оценок, отношение к проблеме всей аудитории в целом.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.021 с.)