При прохождении педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При прохождении педагогической практики



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика - это один из наиболее важных и ответственных этапов подготовки специалистов в высшем учебном заведении; это время, когда происходит профессиональное становление будущих педагогов и раскрываются их творческие способности. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих специалистов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях.

Настоящая программа педагогической практики разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2000 г.), Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, Положения о педагогической практике в Кузбасской государственной педагогической академии, предназначена для студентов очной и заочной форм обучения естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии, входит в состав комплексной педагогической практики на IV и V курсах.

Цель педагогической практики студентов по воспитательной работе - приобрести и осознать опыт педагогической деятельности при выполнении основных функций классного руководителя; пронаблюдать, как осуществляется взаимосвязь учебного и воспитательного процессов при реализации задач современного воспитания школьников.

Задачи педагогической практики студентов по воспитательной работе:

1. Познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы.

2. Освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении психолого-педагогических дисциплин в высшем учебном заведении.

3. Научиться планировать, проводить и анализировать различные виды внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития; активизировать познавательную деятельность школьников.

4. Ознакомиться с опытом работы классных руководителей, апробировать наиболее эффективные из применяемых ими методов и приемов воспитания.

5. Получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

6. Приобрести начальный опыт научно-исследовательской работы в области педагогических наук с использованием методов наблюдения, анализа, обобщения передового педагогического опыта и др.

Принципы организации педагогической првор䒸кк!омࠠТЮ䱁пи⑂ҰтЕлӌ=ол фаботб2

1. Ед萸нсѶвЮȀтХорవцмчнскᐾѽ и ␿ра萲тиꕇбской лОдꐷоᛃоѲкиĠйА0а䐀б⑅ ьѢҸѿРх䀪оеуя䐵ниЋ. 6
Па⑵сп鐵чзйи␵ᘠ䐵оинѡтᐲа䀠ꐳумдЭи③ареой, п@едметной耬 с쒿萵ӆиᐰЛѹеиೈога␽萝мⰹ п¿дѷжроВкѸ6будуѝегжспеІиРл㐸⑁ⓒҰ,

3® Пр䰾рес౅¸пнб萛ьҽм-меятегЌн萶сЂ=Ѓи$подᕅод, зрصдпѾйи┳ذЎщин овлРденае$ᕁӒуаӷнೃамн 䐿ᐵдРгжгичѵс萻䐸ми ⓇМем䐹ꑏми в прԾцесѡе(Ұкти:Хкго и иЭظциа⑂ив落оУЬ щуРстия`в 䐶изѿедеыт␵ѻш␽ѾсѢм об豢азож萰теЙౄرоӳᐾဠѣӗреждзҝия.
ȉ. Д尸ь⑤ХౠеҿцИвц搽ю иiкндиزадуа吻нзвчия пюм葤дёсиоеегьнОи п萞Ҵгѿї萾вҺи†сѺ董де␝тов
⑀азВитие тгорцесЪ萺х ⑁␿ксобностей будущих учителей.

Форма итогового контроля: карточка студента-практиканта по воспитательной работе, тетрадь посещений внеклассных мероприятий, план воспитательной работы, конспект внеклассного воспитательного мероприятия (коллективного творческого дела), педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива, отчет-анкета студента.

 

Перед выходом на педагогическую практику студенты должны знать:

§ закон Российской Федерации «Об образовании»;

§ «Конвенцию о правах ребенка»;

§ педагогику;

§ детскую, возрастную, социальную психологию;

§ педагогическую этику;

§ основы трудового законодательства.

Перед выходом на педагогическую практику студенты должны уметь:

§ общаться с детьми, поощряя их активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

§ видеть и формулировать свои воспитательные цели;

§ составлять план воспитательной работы;

§ организовывать воспитательное мероприятие;

§ организовывать и проводить родительское собрание;

§ пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;

Спецификой педагогической практики по воспитательной работе является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ и выполняют функции классного руководителя:

- воспитательную (осуществляют руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);

- организационно-административную (руководят классом как организационной единицей в составе школы, ведут документацию и др.);

- координирующую (устанавливают взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса).

Студентам необходимо помнить, что деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для школьника:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива.

Будущие педагоги работают на практике в качестве помощников классных руководителей и выполняют следующие должностные обязанности:

§ несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность школьников во время проводимых ими мероприятий, а также за нарушение прав и свобод учащихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ работают с обучающимися закрепленного за ними класса;

§ анализируют и оценивают уровень воспитанности личности и коллектива;

§ изучают и анализируют процесс становления и формирования коллектива класса;

§ посещают уроки учителей-предметников и мероприятия, проводимые классным руководителем;

§ осуществляют помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;

§ участвуют в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний, родительских собраний в качестве приглашенных;

§ проводят классные часы (один раз в неделю); организуют экскурсии в музеи, посещение театров, выставок;

§ организуют питание школьников, дежурство по классу или школе;

§ ведет необходимую документацию (план воспитательной работы с коллективом класса, тетрадь классного руководителя в любой форме, дневники учащихся, психолого-педагогические карты изучения личности учащихся, папки с разработками воспитательных мероприятий и др.);

§ выполняют научно-методическую и опытно-экспериментальную работу в рамках курсовой или дипломной работ;

§ оформляют отчетный материал по итогам педагогической практики.

Студент также обязан:

§ соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

§ приходить к началу уроков в своем классе; уходить по их окончании, если нет особых обстоятельств (отчетов, консультаций); встречать и провожать детей своего класса;

§ быть в курсе состояния дел в своем классе (отсутствующие в школе и причины пропусков занятий, занятость детей на переменах, организация самообслуживания в классе;

§ обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству;

§ носить бейдж;

§ быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы;

§ выполнять все задания по содержанию практики, сдавать все отчеты в точно указанные сроки;

§ посещать все консультации и зачетные мероприятия;

§ в случае пропуска дня занятий (по болезни, другим уважительным обстоятельствам), опоздания сообщить руководителю практики заранее или передать через студентов группы, позвонить в школу по телефону; сразу же после прихода лично подойти к руководителю практики и объяснить причину отсутствия или опоздания, передав необходимые документы (справка о болезни, повестка и т.д.);

§ предупреждать учителя о своем присутствии на уроке.

Студент не должен:

§ ходить в школе в верхней одежде и головном уборе;

§ входить в класс на урок после звонка;

§ выходить во время урока из класса;

§ разговаривать на уроках;

§ самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии, поездки);

§ посещать семьи учеников без классного руководителя;

§ проводить внеклассные мероприятия без согласования с методистом;

§ курить в школе и на ее территории;

§ демонстрировать дурные привычки или невоспитанность;

§ организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с дежурным администратором.

Студент может:

§ вместе с классным руководителем посещать семьи учеников, проводить мероприятия вне школы;

§ сотрудничать со студентами других классов при организации внеклассных мероприятий, объединяющих несколько классов;

§ обращаться за помощью а администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям;

§ высказывать замечания по организации практики руководителю практики, зав. кафедрой педагогики.

Планирование деятельности студентов по воспитательной работе

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение включает в себя образцы оформления различных документов по педагогической практике.

 

 

ОБРАЗЕЦ 1

Образец оформления карточки студента-практиканта по воспитательной работе

КАРТОЧКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа __________________________________________

Место прохождения практики:

§ город ___________________________

§ школа __________________________ класс ______________

§ Ф.И.О. классного руководителя _______________________________________________

Период прохождения практики __________________________________________________

 

III. Рекомендации по профессиональному росту

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОБРАЗЕЦ 2

Примерный образец оформления конспекта внеклассного мероприятия

ОБРАЗЕЦ 3

Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

ОБРАЗЕЦ 4

ОБРАЗЕЦ 5

Примерная характеристика классного ученического коллектива

I. Состав класса:

1. Возрастной состав класса.

2. Познавательный уровень, развитие учащихся.

3. Работоспособность и успеваемость учащихся.

4. Общественное лицо класса (имеется ли в классе актив?) Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений, направленность и система ценностей, сознательность учащихся.

II. Сплоченность класса:

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера? Как учащиеся относятся друг к другу? Как они относятся к делам класса?

2. Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне ее? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно?

3. Дружат ли девочки и мальчики? Защищают ли мальчики девочек?

4. Защищают ли ребята членов своего коллектива вообще?

5. Нет ли в классе круговой поруки? Если есть, то в чем она выражается?

6. Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой коллектив?

7. При проведении общешкольных мероприятий стараются они держаться вместе или разобщенно?

III. Организованность класса:

1. Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел? Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее полно ее выполнять?

2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел)?

3. Подчиняются ли они распоряжениям уполномоченных лиц?

IV. Общественное мнение в классе:

1. Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают?

2. Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение?

3. Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают?

4. критика и самокритика в классе.

V. Характер товарищеских связей в коллективе:

1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа?

2. Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее)?

3. Внимательны ли они к товарищам? Стараются ли им помочь? В чем выражается эта помощь?

4. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям? Умеют ли они видеть свои недостатки?

5. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?

6. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками?

VI. Актив класса:

1. Состав класса.

2. Официальный (выборный) и фактический актив класса.

3. Имеет ли актив авторитет?

4. Выполняются ли распоряжения актива класса?

5. Как относятся активисты к товарищам по классу?

6. Есть ли учащиеся, постоянно нуждающиеся в активе?

7. Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса? Уважают ли их в классе?

VII. Связь классного коллектива с общешкольным:

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах?

2. Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни школы?

3. Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические)?

4. Каков характер связей учащихся с другими классами (соревнование, совместные дела)?

5. Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?

VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива:

1. какие педагогические мероприятия и дела следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива?

2. Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся?

 

ОБРАЗЕЦ 6

Отчет-анкета студента о работе в качестве помощника классного руководителя

1. Чего Вы ожидали, идя на практику в школу?

2. Что Вы получили? Что Вам дала практика? Чему Вы научились?

3. Что бы Вы предложили изменить в организации и проведении практики, чтобы максимально использовать ее возможности?

4. Какие предложения Вы хотите высказать в адрес коллектива школы, где проходила практика?

5. Чего Вы хотите пожелать руководителям практики?

6. Собирались ли Вы работать в школе до практики?

7. Изменились ли Ваши намерения относительно работы в школе?

8. Пригодятся ли умения и навыки, полученные на практике, в Вашей дальнейшей работе?

 

ОБРАЗЕЦ 7

ОБРАЗЕЦ 8

Умения студента-практиканта

I. В области конструктивных функций будущий педагог должен уметь:

§ определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;

§ планировать и анализировать воспитательно-образовательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учетом современных требований;

§ обоснованно выбирать эффективные формы, методы, средства воспитания, определять уровень воспитанности и развития детей;

§ проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся;

§ осуществлять внеурочную работу во внеурочное время;

§ проводить индивидуальную работу с учащимися и родителями;

§ формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, в соблюдении правил личной и общественной гигиены, в овладении навыками первой медицинской помощи;

§ использовать в воспитательном процессе различные технические средства обучения: компьютерную технику и разнообразные наглядные пособия;

§ разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия;

§ знакомить родителей с основами педагогических знаний, возрастными особенностями детей, психологическими особенностями взаимодействия родителей с детьми на разных возрастных этапах;

§ проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

II. В области организаторских функций будущий педагог должен уметь:

§ управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;

§ рационально распределять время и выполнять намеченный план;

§ организовывать индивидуальную работу с детьми, работу с группой, коллективом.

III. В области коммуникативных функций будущий педагог должен уметь:

§ использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;

§ строить конструктивные, деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в практике.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Грицевская С.Э., Елизарова Л.П., Жерлицына В.С., Игнатьева Е.И. Методические рекомендации к педагогической практике студентов третьего курса факультета русского языка и литературы. - Новокузнецк, 1984.

2. Карпюк И.А. Учитель-стажер в школе. - Мн.: Университетское, 1987.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Кузнецов М.Е., Кузнецова Л.Н. Как успешно пройти педагогическую практику. Методические рекомендации // Под ред. С. И. Иванищева. - Новокузнецк: РИО НГПИ, 2002.

5. Кулакова Н.Е., Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Дневник педагогической практики. - Брянск: Курсив, 2000.

6. Педагогическая практика студентов университета. Методические рекомендации / Сост. И.И. Казимирская, В.В. Чечет. - Мн.: БГУ, 1999.

7. Педагогическая практика. Учебное пособие для студентов пединститутов / Под ред. В.К. Розова. - М.: Просвещение, 1981.

8. Педагогическая практика: Сборник нормативных документов. - Изд-во КузГПА, 2006.

9. Программа «Педагогическая практика студентов» / Под ред. А.И. Пискунова, В.К. Розова. - М., 1979.

10. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. - М.: Совершенство, 2000.

11. Тимоховец Е.А., Цыркун И.И. Педагогическая практика в школе: организация, проектирование эффективного обучения. Методическое пособие. - Мн.: БГПУ, 1998.

12. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика - это один из наиболее важных и ответственных этапов подготовки специалистов в высшем учебном заведении; это время, когда происходит профессиональное становление будущих педагогов и раскрываются их творческие способности. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, обеспечивает соединение теоретической подготовки будущих специалистов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях.

Настоящая программа педагогической практики разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2000 г.), Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, Положения о педагогической практике в Кузбасской государственной педагогической академии, предназначена для студентов очной и заочной форм обучения естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии, входит в состав комплексной педагогической практики на IV и V курсах.

Цель педагогической практики студентов по воспитательной работе - приобрести и осознать опыт педагогической деятельности при выполнении основных функций классного руководителя; пронаблюдать, как осуществляется взаимосвязь учебного и воспитательного процессов при реализации задач современного воспитания школьников.

Задачи педагогической практики студентов по воспитательной работе:

1. Познакомиться со структурой и содержанием образовательного процесса в школе, с особенностями работы учителей-предметников, классного руководителя, администрации школы.

2. Освоить педагогические формы образовательного взаимодействия с учениками, научиться самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении психолого-педагогических дисциплин в высшем учебном заведении.

3. Научиться планировать, проводить и анализировать различные виды внеурочных занятий, использовать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития; активизировать познавательную деятельность школьников.

4. Ознакомиться с опытом работы классных руководителей, апробировать наиболее эффективные из применяемых ими методов и приемов воспитания.

5. Получить навыки индивидуальной работы с учащимися и их родителями.

6. Приобрести начальный опыт научно-исследовательской работы в области педагогических наук с использованием методов наблюдения, анализа, обобщения передового педагогического опыта и др.

Принципы организации педагогической првор䒸кк!омࠠТЮ䱁пи⑂ҰтЕлӌ=ол фаботб2

1. Ед萸нсѶвЮȀтХорవцмчнскᐾѽ и ␿ра萲тиꕇбской лОдꐷоᛃоѲкиĠйА0а䐀б⑅ ьѢҸѿРх䀪оеуя䐵ниЋ. 6
Па⑵сп鐵чзйи␵ᘠ䐵оинѡтᐲа䀠ꐳумдЭи③ареой, п@едметной耬 с쒿萵ӆиᐰЛѹеиೈога␽萝мⰹ п¿дѷжроВкѸ6будуѝегжспеІиРл㐸⑁ⓒҰ,

3® Пр䰾рес౅¸пнб萛ьҽм-меятегЌн萶сЂ=Ѓи$подᕅод, зрصдпѾйи┳ذЎщин овлРденае$ᕁӒуаӷнೃамн 䐿ᐵдРгжгичѵс萻䐸ми ⓇМем䐹ꑏми в прԾцесѡе(Ұкти:Хкго и иЭظциа⑂ив落оУЬ щуРстия`в 䐶изѿедеыт␵ѻш␽ѾсѢм об豢азож萰теЙౄرоӳᐾဠѣӗреждзҝия.
ȉ. Д尸ь⑤ХౠеҿцИвц搽ю иiкндиزадуа吻нзвчия пюм葤дёсиоеегьнОи п萞Ҵгѿї萾вҺи†сѺ董де␝тов
⑀азВитие тгорцесЪ萺х ⑁␿ксобностей будущих учителей.

Форма итогового контроля: карточка студента-практиканта по воспитательной работе, тетрадь посещений внеклассных мероприятий, план воспитательной работы, конспект внеклассного воспитательного мероприятия (коллективного творческого дела), педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива, отчет-анкета студента.

 

Перед выходом на педагогическую практику студенты должны знать:

§ закон Российской Федерации «Об образовании»;

§ «Конвенцию о правах ребенка»;

§ педагогику;

§ детскую, возрастную, социальную психологию;

§ педагогическую этику;

§ основы трудового законодательства.

Перед выходом на педагогическую практику студенты должны уметь:

§ общаться с детьми, поощряя их активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;

§ видеть и формулировать свои воспитательные цели;

§ составлять план воспитательной работы;

§ организовывать воспитательное мероприятие;

§ организовывать и проводить родительское собрание;

§ пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе;

Спецификой педагогической практики по воспитательной работе является то, что студенты на определенный период становятся членами педагогических коллективов школ и выполняют функции классного руководителя:

- воспитательную (осуществляют руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом);

- организационно-административную (руководят классом как организационной единицей в составе школы, ведут документацию и др.);

- координирующую (устанавливают взаимодействие между всеми участниками воспитательного процесса).

Студентам необходимо помнить, что деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе образовательного учреждения, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам. Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для школьника:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;

- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива.

Будущие педагоги работают на практике в качестве помощников классных руководителей и выполняют следующие должностные обязанности:

§ несут ответственность за жизнь, здоровье и безопасность школьников во время проводимых ими мероприятий, а также за нарушение прав и свобод учащихся в соответствии с законодательством Российской Федерации;

§ работают с обучающимися закрепленного за ними класса;

§ анализируют и оценивают уровень воспитанности личности и коллектива;

§ изучают и анализируют процесс становления и формирования коллектива класса;

§ посещают уроки учителей-предметников и мероприятия, проводимые классным руководителем;

§ осуществляют помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;

§ участвуют в работе педагогических советов, семинаров, административных и методических совещаний, родительских собраний в качестве приглашенных;

§ проводят классные часы (один раз в неделю); организуют экскурсии в музеи, посещение театров, выставок;

§ организуют питание школьников, дежурство по классу или школе;

§ ведет необходимую документацию (план воспитательной работы с коллективом класса, тетрадь классного руководителя в любой форме, дневники учащихся, психолого-педагогические карты изучения личности учащихся, папки с разработками воспитательных мероприятий и др.);

§ выполняют научно-методическую и опытно-экспериментальную работу в рамках курсовой или дипломной работ;

§ оформляют отчетный материал по итогам педагогической практики.

Студент также обязан:

§ соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения;

§ приходить к началу уроков в своем классе; уходить по их окончании, если нет особых обстоятельств (отчетов, консультаций); встречать и провожать детей своего класса;

§ быть в курсе состояния дел в своем классе (отсутствующие в школе и причины пропусков занятий, занятость детей на переменах, организация самообслуживания в классе;

§ обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени и отчеству;

§ носить бейдж;

§ быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы;

§ выполнять все задания по содержанию практики, сдавать все отчеты в точно указанные сроки;

§ посещать все консультации и зачетные мероприятия;

§ в случае пропуска дня занятий (по болезни, другим уважительным обстоятельствам), опоздания сообщить руководителю практики заранее или передать через студентов группы, позвонить в школу по телефону; сразу же после прихода лично подойти к руководителю практики и объяснить причину отсутствия или опоздания, передав необходимые документы (справка о болезни, повестка и т.д.);

§ предупреждать учителя о своем присутствии на уроке.

Студент не должен:

§ ходить в школе в верхней одежде и головном уборе;

§ входить в класс на урок после звонка;

§ выходить во время урока из класса;

§ разговаривать на уроках;

§ самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии, поездки);

§ посещать семьи учеников без классного руководителя;

§ проводить внеклассные мероприятия без согласования с методистом;

§ курить в школе и на ее территории;

§ демонстрировать дурные привычки или невоспитанность;

§ организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с дежурным администратором.

Студент может:

§ вместе с классным руководителем посещать семьи учеников, проводить мероприятия вне школы;

§ сотрудничать со студентами других классов при организации внеклассных мероприятий, объединяющих несколько классов;

§ обращаться за помощью а администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям;

§ высказывать замечания по организации практики руководителю практики, зав. кафедрой педагогики.

Планирование деятельности студентов по воспитательной работе

при прохождении педагогической практики

 

 

№ п/п Основные виды деятельности Примерные сроки выполнения
1. Участие в установочной конференции по педагогической практике в школе, организуемой администратором образовательного учреждения (проводится беседа об образовательном учреждении, его специфике; целях, структуре, традициях, задачах педагогического коллектива). Ознакомительная неделя практики
2. Распределение по классам. Знакомство с классным руководителем, учебными кабинетами, коллективом учащихся.
3. Изучение школьной документации: Устава образовательного учреждения, его плана работы, Правил внутреннего распорядка; расписания уроков, плана работы классного руководителя, классного журнала и др.
4. Посещение всех уроков учителей-предметников в закрепленном за студентом классе. Составление схемы расположения учеников за партами. Ведение дневника педагогических наблюдений.
5. Составление плана воспитательной работы студента-практиканта. Последующие недели практики
6. Посещение внеклассных воспитательных мероприятий коллег-студентов и классного руководителя, их анализ, ведение тетради посещений.
7. Проведение внеклассных воспитательных мероприятий в закрепленном за студентом классе, их самоанализ.
8. Участие в общешкольных воспитательных мероприятиях.
9. Индивидуальные беседы с учащимися.
10. Проведение педагогической диагностики.
11. Выполнение научно-исследовательского задания, связанного с темой курсовой (дипломной) работы.
12. Участие в родительском собрании.
13. Участие в итоговой конференции по педагогической практике, проводимой в образовательном учреждении (осуществляется отчет о проделанной работе, высказываются замечания и пожелания). Заключительная неделя практики
14. Подготовка отчетной документации по воспитательной работе.

 

 

Форма и вид отчетности студентов о прохождении практики по воспитательной работе определяются факультетом и руководителем практики по педагогике с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также на основании настоящей программы практики.

 

Перечень отчетной документации по педагогической практике по воспитательной работе студентов IV курса:

1. Карточка студента-практиканта по воспитательной работе (см. образец 1 в приложении на с. 7).

2. Тетрадь посещений внеклассных мероприятий коллег-студентов и классного руководителя (не менее 3) с кратким анализом (см. образец 3 в приложении на с. 9).

3. План воспитательной работы с классом на период прохождения педагогической практики.

4. Конспект проведенного внеклассного воспитательного мероприятия (коллективного творческого дела) с самоанализом (образец оформления конспекта см. в приложении на с. 8).

5. Педагогическая характеристика учащегося (см. образец 4 в приложении на с. 10).

6. Отчет-анкета студента о работе в качестве помощника классного руководителя (см. образец 6 в приложении на с. 12).

 

 

Перечень отчетной документации по педагогической практике по воспитательной работе студентов V курса:

1. Карточка студента-практиканта по воспитательной работе (см. образец 1 в приложении на с. 1).

2. Сочинение-аргументация на тему «Родительское собрание в школе: открытия и размышления».

3. Конспект проведенного внеклассного воспитательного мероприятия (коллективного творческого дела) с самоанализом (образец оформления конспекта см. в приложении на с. 8).

4. Педагогическая характеристика классного ученического коллектива (см. образец 5 в приложении на с. 11).

5. Выполнение научно-исследовательского задания по теме курсовой (дипломной) работы.

6. Анкета классного руководителя (см. образец 7 в приложении на с. 12).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение включает в себя образцы оформления различных документов по педагогической практике.

 

 

ОБРАЗЕЦ 1

Образец оформления карточки студента-практиканта по воспитательной работе

КАРТОЧКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа __________________________________________

Место прохождения практики:

§ город ___________________________

§ школа __________________________ класс ______________

§ Ф.И.О. классного руководителя _______________________________________________

Период прохождения практики __________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.184 с.)