ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности курсового и группового руководителей практики



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методические рекомендации для студентов

психолого-педагогического факультета

отделения «Психология»

очной и заочной форм обучения

 

 

Брест 2008


УДК 159.922

ББК 88.8

 

 

Автор-составитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Е.И. Медведская

 

Рецензент

Кандидат педагогических наук, доцент

Т.В. Ничишина

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

 

 

Педагогическая практика[Текст] : учебно-метод. рекомендации для студ. психол.-пед. фак. отд-ния «Психология» / [авт.-сост. Е.И. Медведская] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2008. - с.

 

Учебно-методические рекомендации включают: организационные вопросы педагогической практики студентов-психологов, содержание обязательного минимума, критерии оценивания, образцы оформления документации, типичные ошибки при выполнении заданий и рекомендации по их предотвращению.

Предназначены для студентов специальности «Психология» (очной и заочной форм обучения) и групповых руководителей практики.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .   СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА . . . . . . . . . . . . . . . . Для студентов очной формы обучения Для студентов заочной формы обучения   КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ: ТРЕБОВАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Организационный дневник Рефлексивный дневник План-конспект занятия Схема ретроспективного анализа собственного занятия Схемы анализов посещенных занятий   РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагогическая практика является частью общего образовательного процесса подготовки студентов по специальности 1-23 01 04 «Психология» и в соответствии с учебным планом организуется:

- для студентов очной формы обучения в восьмом семестре (длительность – 6 недель);

- для студентов заочной формы обучения в десятом семестре (длительность – 4 недели).

Цель педагогической практики заключается в формировании у студентов-психологов умений психолого-педагогического взаимодействия с аудиториями различных возрастов. Достижение указанной цели предусматривает решение ряда задач.

Ознакомление с различными видами деятельности педагога-психолога в учреждении образования и преподавателя психологии.

Приобретение умений самостоятельной работы в качествах педагога-психолога и преподавателя психологии.

Приобретение навыков регулярного и грамотного ведения психологической документации.

Закрепление и расширение знаний, полученных в ходе теоретической подготовки.

Формирование умения адаптировать теоретические знания по психологии к психовозрастным особенностям конкретной аудитории и умения передавать психологическую информацию адекватным для данной аудитории языком.

Проведение научно-исследовательской работы.

Развитие личностных профессионально-важных качеств будущих специалистов: креативности, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.

Актуализация потребности в профессионально-личностном росте.

Приобретение навыков рационального использования рабочего времени и самоорганизации.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Академическая группа подразделяется на несколько подгрупп (по 3-4 студента в каждой), за каждой из которой закрепляется групповой руководитель из числа преподавателей кафедры.

В базовых учреждениях образования, определенных для практики, практиканты работают по графику и внутреннему распорядку данных учреждений.

В базовых учреждениях образования студент работает в соответствии с общим планом работы педагога-психолога по индивидуальной программе в закрепленном за ним классе, группе…

Отчетная документация представляется групповому руководителю в последний день практики.

По результатам практики выставляется дифференцированная оценка, которая складывается из оценки педагога-психолога УО и группового руководителя.

По итогам педагогической практики проводится научно-практическая конференция.

Основанием для прохождения практики является приказ ректора.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра психологии психолого-педагогического факультета.

В организациях, где проводится педагогическая практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой.

 

Обязанности курсового и группового руководителей практики

Курсовой руководитель практики обязан:

- выбрать в качестве базы для проведения практики учреждения образования и заключить с ними договоры от имени университета;

- распределить студентов по базам практики;

- подготовить приказ ректора о направлении студентов на практику;

- провести установочную и итоговую конференции;

- доложить об итогах практики на заседаниях кафедры.

Групповой руководитель практики обязан:

- в течение практики поддерживать связь с практикантами, контролировать их работу, взаимодействовать с руководителями практики в учреждении образования;

- по окончании практики принять от студентов дневники практики, отчеты и планы-конспекты всех проведенных мероприятий;

- выставить дифференцированную отметку и оформить соответствующую документацию.

 

Обязанности студента-практиканта

Студент-практикант обязан:

- изучить программу практики, получить индивидуальные рекомендации по практике от группового руководителя;

- ознакомить руководителя базы практики и непосредственного руководителя практики в учреждении образования с настоящей программой;

- составить план-график прохождения практики;

- строго выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики;

- выполнить задание, предусмотренное практикой;

- перед проведением собственных занятий заверить план-конспект подписью группового руководителя или педагога-психолога;

- регулярно вести документацию;

- ежедневно заполнять дневники практики (организационный и рефлексивный) с изложением проделанной работы;

- по окончании практики представить групповому руководителю отчетную документацию.

 

Базы практики

В соответствии с целью практики она осуществляется в два этапа и проходит на различных базах.

Первый этап – работа в качестве педагога-психолога в учреждении образования. База – начальные и средние школы, гимназии, профессионально-технические училища г. Бреста.

Второй этап – работа в качестве преподавателя психологии. База – БрГУ имени А.С. Пушкина.


СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Проведение собственных занятий

Школа:

Проведение двух пробных занятий в соответствии со спецификой учреждения образования: урок психологии, тематическая беседа, классный час и др.

Проведение четырех зачетных мероприятий.

Университет:

Проведение двух пробных занятий (лекционного и практического).

Проведение четырех зачетных занятий (лекционных и практических).

Выполнение двух индивидуальных методических заданий по запросу группового руководителя: обзор литературы по определенной тематике, методические рекомендации для студентов по подготовке рефератов и сообщений, памятка по конспектированию первоисточников и т.п.

Посещение и анализ занятий других преподавателей

Школа:

Два занятия педагога-психолога.

Четыре занятия другого студента.

Университет:

Два занятия преподавателя (лекционное и практическое).

Четыре занятия (лекционное и практическое) другого студента.

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Посещение и анализ занятий других преподавателей

Школа:

Два занятия педагога-психолога.

Два занятия другого студента.

Университет:

Два занятия преподавателя (лекционное и практическое).

Два занятия (лекционное и практическое) другого студента.

 

Примерные критерии оценивания

“Три” – не выполнен обязательный минимум.

“Четыре”выполнение предписанного минимума с несколькими ошибками научного, методического, организационного или другого характера.

“Пять”выполнение предписанного обязательного минимума (с незначительными ошибками).

“Шесть”фактически безошибочное выполнение обязательного минимума.

“Семь”обязательный минимум + 2 мероприятия по заказу педагога-психолога, в ходе которых студент продемонстрировал свою грамотность и имполнительность (для студентов ОЗО – 1 мероприятие).

“Восемь”обязательный минимум + 4 мероприятия в учреждениях образования (для студентов ОЗО – 2 мероприятия)

“Девять” – обязательный минимум + более 5 мероприятий, с проявлением не только грамотности, но собственной инициативы и творчества при их подготовке и проведении (для студентов ОЗО – более 3 мероприятий). Отметки «девять» и «десять» выставляются только при наличии у студента высоких отметок за теоретические дисциплины.

“Десять” – см. оценку «девять» + благодарность от администрации учреждения образования.

Внимание!Не сданная вовремя документация (т.е. в последний день практики) является основанием для снижения оценки: за каждый день отнимается 0,5 балла.


ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:

ТРЕБОВАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Организационный дневник

 

Организационный дневник по практике предназначен для фиксации всех видов деятельности студента, которые он выполняет в период прохождения практики. Этот дневник заполняется практикантом ежедневно в табличной форме, образец которой представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 – Пример оформления организационного дневника

 

Дата Вид деятельности Подпись (преподаватель или педагог-психолог)
31.01. 1. Знакомство с педагогом-психологом. 2. Знакомство с документацией и планом работы педагога психолога учреждения образования. 3. Примерное определение тематики психологического бюллетеня и т.п.  
1.02. 1. Определение тематики пробных занятий в университете. 2. Посещение лекционного занятия преподавателя по теме "Бихевиоризм и концепции научения". 3. Анализ занятия преподавателя. 4. Подбор литературы для проведения пробного практического занятия по теме "…" и т.д.  

Рефлексивный дневник

 

Рефлексивный дневник, как следует из его названия, в первую очередь предназначен для развития умения посмотреть на себя со стороны как важнейшего профессионально-личностного качества эффективного педагога и психолога. Итогом ведения данного дневника для студента-практиканта выступает:

- выявление «слабых» сторон в педагогическом взаимодействии и тем самым определение перспектив и конкретных направлений своего профессионально-личностного роста;

- накопление индивидуального багажа способов и приемов разрешения субъективно сложных педагогических ситуаций.

Данный дневник заполняется по мере осознания возникающих проблем. Образец его оформления содержится в таблице 4.

 

Таблица 4 – Пример оформления рефлексивного дневника

 

Дата и вид работы Проблема Актуальные способы решения Возможные варианты решения Рекомендации самому себе
8.02. Урок псих-гии в 5"А" Понял, что не хочу заходить в класс, потому что боюсь вопросов Пети. Глубоко подышал, улыбнулся и вошел. Петя действительно опять задавал каверзные вопросы. Ответить вопросом на вопрос, например: "Почему ты так думаешь?" или "Где ты это читал?" Попросить других детей подумать над этим вопросом и ответить Пете. Быть всегда готовым к любым неожиданностям. Если хорошо сам понимаешь, что говоришь, то воспринимаешь вопросы как повод для всех подумать, а не посадить лично ме-ня "в лужу".
14.02 Посещение занятий другого студента по теме « …» Когда видел недостатки работы, еле сдерживался, чтобы не обозначить их вслух. Вместо того, чтобы говорить вслух, записывал свои замечания. Не возмущаться, а стараться эту ошибку другого «примерить» на себя: как бы я поступил? Как можно сделать лучше? и т.п. Более терпимо относиться к ошибкам других.
23.02. Пробное занятие у студентов … курса по теме « …» На этапе объяснения нового материала понял, что группа меня плохо слушает. Сделал замечание. Привести какой-либо пример для привлечения внимания. Задать вопрос по теме с опорой на собственный опыт студентов. При подготовке к занятиям продумывать также яркие и конкретные примеры по каждому теоретическому положению.

План-конспект занятия

План-конспект лекционного (семинарского) занятия в вузе состоит из двух частей: организационной и содержательной.

Организационная часть включает в себя: тему, цель и задачи, план занятия, список литературы, методические материалы (карточки, фильм и т.п.). Содержательная часть представляет собой собственного излагаемый материал.

Для подготовки лекционного занятия в вузе оптимально руководствоваться следующей программой.

Схема анализа

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология (любое издание).

Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе / С.А. Кулаков. – СПб. : Речь, 1994. – 64 с.

Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М. : УМК «Психология», 2003. – 192 с.

Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и оубчении / А.М. Матюшкин. – М. : Педагогика, 1972. – 208 с.

Никольская, И. Л. Уроки психологии в начальной школе / И.Л. Никольская, Г. Бардиер. – СПб. – Рига, 1996. – 80 с.

Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М. : ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.

Уроки психологии в школе [Электронный ресурс] : http : // psylesson.ru

Строганова, Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе / Л.В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.

Хахлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (любое издание).

Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М. : Интрепракс, 1995. – 288 с.


РЕЦЕНЗИЯ

на учебно-методические рекомендации

«Педагогической практика»

для студентов отделения «Психология»

очной и заочной форм обучения /18 c./ ,

подготовленные канд. психол. наук, доцентом

Медведской Е.И.

 

 

Рецензируемые учебно-методические рекомендации включают в себя несколько содержательных блоков:

- общие положения по организации практики;

- содержание программы (обязательное и дополнительное);

- примерное планирование практики;

- образцы ведения студентами отчетной документации и алгоритмы ее подготовки;

- критерии оценивания итогов практики.

Среди достоинств настоящей программы необходимо отметить: во-первых, разнообразие заданий, выполнение которых позволит студентам-практикантам приобрести навыки педагогического взаимодействия с разновозрастными категориями учащихся; во-вторых, нацеленность на стимулирование творческой активности студента, поощрение его самостоятельной деятельности, что достигается через гибкую систему оценивания, в которой непосредственного участвует и сам студент.

В рецензируемой работе указаны также основные ошибки студентов при выполнении заданий, причины их возникновения и рекомендации по профилактике. Такая информация представляется полезной для повышения эффективности практики.

Учебно-методические рекомендации отвечают требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и могут быть рекомендованы к изданию.

 

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент,

зав. каф. педагогики

начального обучения Т.В. Ничишина

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методические рекомендации для студентов

психолого-педагогического факультета

отделения «Психология»

очной и заочной форм обучения

 

 

Брест 2008


УДК 159.922

ББК 88.8

 

 

Автор-составитель:

Кандидат психологических наук, доцент

Е.И. Медведская

 

Рецензент

Кандидат педагогических наук, доцент

Т.В. Ничишина

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»

 

 

Педагогическая практика[Текст] : учебно-метод. рекомендации для студ. психол.-пед. фак. отд-ния «Психология» / [авт.-сост. Е.И. Медведская] ; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии. – Брест : Изд-во БрГУ, 2008. - с.

 

Учебно-методические рекомендации включают: организационные вопросы педагогической практики студентов-психологов, содержание обязательного минимума, критерии оценивания, образцы оформления документации, типичные ошибки при выполнении заданий и рекомендации по их предотвращению.

Предназначены для студентов специальности «Психология» (очной и заочной форм обучения) и групповых руководителей практики.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . .   СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА . . . . . . . . . . . . . . . . Для студентов очной формы обучения Для студентов заочной формы обучения   КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ: ТРЕБОВАНИЯ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Организационный дневник Рефлексивный дневник План-конспект занятия Схема ретроспективного анализа собственного занятия Схемы анализов посещенных занятий   РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Педагогическая практика является частью общего образовательного процесса подготовки студентов по специальности 1-23 01 04 «Психология» и в соответствии с учебным планом организуется:

- для студентов очной формы обучения в восьмом семестре (длительность – 6 недель);

- для студентов заочной формы обучения в десятом семестре (длительность – 4 недели).

Цель педагогической практики заключается в формировании у студентов-психологов умений психолого-педагогического взаимодействия с аудиториями различных возрастов. Достижение указанной цели предусматривает решение ряда задач.

Ознакомление с различными видами деятельности педагога-психолога в учреждении образования и преподавателя психологии.

Приобретение умений самостоятельной работы в качествах педагога-психолога и преподавателя психологии.

Приобретение навыков регулярного и грамотного ведения психологической документации.

Закрепление и расширение знаний, полученных в ходе теоретической подготовки.

Формирование умения адаптировать теоретические знания по психологии к психовозрастным особенностям конкретной аудитории и умения передавать психологическую информацию адекватным для данной аудитории языком.

Проведение научно-исследовательской работы.

Развитие личностных профессионально-важных качеств будущих специалистов: креативности, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности.

Актуализация потребности в профессионально-личностном росте.

Приобретение навыков рационального использования рабочего времени и самоорганизации.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Академическая группа подразделяется на несколько подгрупп (по 3-4 студента в каждой), за каждой из которой закрепляется групповой руководитель из числа преподавателей кафедры.

В базовых учреждениях образования, определенных для практики, практиканты работают по графику и внутреннему распорядку данных учреждений.

В базовых учреждениях образования студент работает в соответствии с общим планом работы педагога-психолога по индивидуальной программе в закрепленном за ним классе, группе…

Отчетная документация представляется групповому руководителю в последний день практики.

По результатам практики выставляется дифференцированная оценка, которая складывается из оценки педагога-психолога УО и группового руководителя.

По итогам педагогической практики проводится научно-практическая конференция.

Основанием для прохождения практики является приказ ректора.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра психологии психолого-педагогического факультета.

В организациях, где проводится педагогическая практика, осуществляется общее и непосредственное руководство этой практикой.

 

Обязанности курсового и группового руководителей практики

Курсовой руководитель практики обязан:

- выбрать в качестве базы для проведения практики учреждения образования и заключить с ними договоры от имени университета;

- распределить студентов по базам практики;

- подготовить приказ ректора о направлении студентов на практику;

- провести установочную и итоговую конференции;

- доложить об итогах практики на заседаниях кафедры.

Групповой руководитель практики обязан:

- в течение практики поддерживать связь с практикантами, контролировать их работу, взаимодействовать с руководителями практики в учреждении образования;

- по окончании практики принять от студентов дневники практики, отчеты и планы-конспекты всех проведенных мероприятий;

- выставить дифференцированную отметку и оформить соответствующую документацию.

 

Обязанности студента-практиканта

Студент-практикант обязан:

- изучить программу практики, получить индивидуальные рекомендации по практике от группового руководителя;

- ознакомить руководителя базы практики и непосредственного руководителя практики в учреждении образования с настоящей программой;

- составить план-график прохождения практики;

- строго выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности по месту прохождения практики;

- выполнить задание, предусмотренное практикой;

- перед проведением собственных занятий заверить план-конспект подписью группового руководителя или педагога-психолога;

- регулярно вести документацию;

- ежедневно заполнять дневники практики (организационный и рефлексивный) с изложением проделанной работы;

- по окончании практики представить групповому руководителю отчетную документацию.

 

Базы практики

В соответствии с целью практики она осуществляется в два этапа и проходит на различных базах.

Первый этап – работа в качестве педагога-психолога в учреждении образования. База – начальные и средние школы, гимназии, профессионально-технические училища г. Бреста.

Второй этап – работа в качестве преподавателя психологии. База – БрГУ имени А.С. Пушкина.


СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.032 с.)