Памятка начинающим руководителям практики
Похожие статьи вашей тематики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор колледжа
__________ Н.И. Меньщикова
«_____» _____________ 2006 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА «ПРОБНЫЕ УРОКИ И ЗАНЯТИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Специальность 2-02 03 06 «Иностранные языки»
Минск 2006
Разработали программу Довнар Ирина Мунировна, преподаватель английского языка высшей категории, Тарасевич Валерьяна Антоновна, преподаватель английского языка высшей категории.
Ответственный за выпуск: Щирякова Т.И.
Обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии иностранных языков лингвогуманитарного колледжа Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет».
Протокол № _____ от ____________ 2006 года.
Председатель ПЦК _______________________
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
В соответствии с требованиями образовательного стандарта, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2004 года № 29, практика «Пробные уроки и занятия» является обязательной частью образовательного процесса и направлена на:
–– совершенствование и развитие навыков и умений, полученных в процессе теоретического обучения;
–– реализацию в практической деятельности соответствующих положений по методике преподавания иностранного языка, педагогике и психологии, практических умений во всех видах речевой деятельности по иностранному языку;
–– воспитание профессиональных свойств и качеств личности;
–– совершенствование профессиональной компетентности специалиста;
–– подготовку специалиста к выполнению профессиональной деятельности.
Педагогическая практика проводится в соответствии с учебным планом:
–– в VI семестре, на протяжении 4-х недель в апреле;
–– в VII семестре, на протяжении 3-х недель в ноябре.
За время прохождения данного вида практики учащиеся колледжа выполняют следующие виды деятельности:
–– VI семестр: проводят 2 пробных, 3 зачетных урока; 1 внеклассное мероприятие по предмету, подготовленное двумя практикантами;
–– VII семестр: проводят 2 пробных, 3 зачетных урока;
–– наблюдают за уроками, проводимыми учителями иностранного языка, изучают методику их работы;
–– знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в школе, содержанием учебно-планирующей документации и инструкциями по ее оформлению;
–– знакомятся с содержанием программы по иностранному языку для данного типа школы;
–– изучают структуру действующих в данном типе школы УМК по иностранному языку;
–– изучают 10-балльную систему оценки знаний учащихся по иностранному языку и используют ее в процессе проведения уроков;
–– внедряют в учебный процесс методику проведения нестандартных уроков иностранного языка;
–– используют ведущие современные педагогические технологии организации и проведения уроков иностранного языка;
–– оформляют необходимую учебно-планирующую и отчетную документацию;
–– изготавливают наглядный, демонстрационный и дидактический материал для проведения уроков и внеклассных мероприятий по иностранному языку;
–– посещают уроки, проводимые другими практикантами.
Во время прохождения практики «Пробные уроки и занятия» учащиеся колледжа должны уметь:
–– использовать теоретические знания по психологии, педагогике, методике преподавания иностранного языка, практические умения по иностранному языку в процессе подготовки и проведения уроков;
–– организовать учебную деятельность учащихся на уроке на основе выбора оптимальных методов, приемов, способов и форм работы с учетом требований личностно-ориентированного подхода в обучении;
–– планировать и проводить уроки, внеклассные мероприятия в соответствии с современными требованиями к процессу обучения иноязычному общению;
–– анализировать проведенные и посещенные уроки и мероприятия;
–– разрабатывать разноуровневые задания для контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся по всем видам иноязычной речевой деятельности в соответствии с требованиями программы;
–– планировать и проводить разнообразные типы уроков: урок сообщения новых знаний, урок формирования навыков и умений, урок закрепления и повторения, урок обобщения, урок контроля, комбинированный урок;
–– уметь рационально использовать на уроке УМК и дополнительные источники обучения;
–– использовать научно-методическую литературу по предмету для планирования и разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Примерный тематический план практики «Пробные уроки и занятия»
Раздел и тема
| Количество часов
| III курс
| IV курс
| РАЗДЕЛ 1. Ознакомление.
1.1. Знакомство с целями и задачами практики. Инструктаж по технике безопасности.
1.2. Знакомство со школой, ее традициями, режимом работы, материальной базой.
1.3. Знакомство с педколлективом учебного заведения, учителями классов, закрепленных за группами.
1.4. Знакомство с содержанием учебно-планирующей документации учителей, закрепленных за группами.
1.5. Изучение инструкции по ведению классного журнала. Изучение 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательной средней школы.
|
|
| РАЗДЕЛ 2. Наблюдение.
2.1. Наблюдение уроков учителей иностранного языка, знакомство с методикой их работы.
2.2. Знакомство с личными делами и индивидуальными физическими и психологическими особенностями учащихся, схемой рассадки.
2.3. Наблюдение внеклассных, внешкольных, факультативных занятий по предмету.
|
|
| РАЗДЕЛ 3. Подготовка и проведение пробных уроков иностранного языка и мероприятий по предмету.
3.1. Разработка планов-конспектов уроков в соответствии с основными тре- бованиями программы средней общеобразовательной школы.
3.2. Проведение уроков и мероприятий по предмету в соответствии с разработанными планами.
3.3. Осуществление самоанализа уроков.
3.4. Взаимопосещение уроков.
3.5. Взаимоанализ посещенных уроков.
|
|
| РАЗДЕЛ 4. Подведение итогов практики.
4.1. Отчет о прохождении практики «Пробные уроки и занятия».
4.2. Подготовка и участие в круглом столе по итогам практики.
|
|
| В С Е Г О:
|
|
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Цель
| Содержание
| Результат
| Ознакомить с целями и задачами практики. Провести инструктаж по технике безопасности.
Ознакомить со школой, ее традициями, режимом работы, материальной базой.
Познакомить с учителями классов, закрепленных за группами, режимом их работы.
Ознакомить с календарно-тематически-ми и поурочными планами учителей.
| РАЗДЕЛ 1. Ознакомление
Знакомство с целями и задачами практики. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство со школой, ее традициями, режимом работы, материальной базой.
Знакомство с педколлективом учебного заведения, учителями классов, закрепленных за группами.
Знакомство с содержанием учебно-пла-нирующей документации учителей, закрепленных за группами. Изучение инструкции по ведению классного журнала.
| Знает цели и задачи практики, соблюдает правила техники безопасности.
Владеет информацией о режиме работы, традициях, материальной базе школы.
Знаком с учителями классов, закрепленных за группами, режимом их работы.
Знает содержание календарно-тематичес-кого и поурочных планов на период прохождения практики. Знаком с инструкцией по ведению классного журнала.
| Сформировать знания о критериях оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательной средней школы.
Сформировать знания о структуре урока иностранного языка и его содержании, приемах обучения аспектам языка и видам речевой деятельности. Научить анализировать структуру урока, адекватность содержания урока поставленным целям.
| РАЗДЕЛ 2. Наблюдение
Изучение 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательной средней школы.
Наблюдение уроков учителей иностранного языка, знакомство с методикой их работы.
| Сформировать знания о критериях оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательной средней школы.
Определяет структурные компоненты урока иностранного языка, анализирует приемы обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, их адекватность поставленным целям.
| Сформировать представление коллектива учащихся.
Научить применять знания о системе внешкольной, внеклассной работы по английскому языку в средней общеобразовательной школе.
| Знакомство с личными данными и индивидуальными физическими и психологическими особенностями учащихся, схемой рассадки.
Наблюдение внеклассных, внешкольных, факультативных занятий по предмету.
| Руководствуется полученными сведениями в учебно-воспитательной работе.
Анализирует структуру и содержание внеклассных мероприятий и факультативных занятий.
| Сформировать умения планирования урока иностранного языка.
Научить проводить уроки в соответствии с разработанными планами.
Выработать навыки самоанализа урока.
Развивать умения анализа наблюдаемых уроков.
| РАЗДЕЛ 3. Подготовка и проведение уроков иностранного языка
Разработка планов-конспектов урока в соответствии с основными требованиями программы средней школы.
Проведение уроков в соответствии с разработанными планами.
Осуществление самоанализа урока.
Взаимопосещение и взаимоанализ уроков.
| Разрабатывает план-конспект пробного урока с учетом основных требований.
Апробирует разработанные планы-кон-спекты уроков на практике.
Анализирует проведенные уроки, оценивает и корректирует результаты своей деятельности и деятельности учащихся на уроке.
Наблюдает, сопоставляет, делает выводы о структуре урока, целесообразности и эффективности примененных методов и средств обучения.
| Развивать умения обобщения приобретенного опыта, планирования, проведения и анализа уроков и внеклассных мероприятий.
| РАЗДЕЛ 4. Подведение итогов практики.
Отчет о прохождении практики «Пробные уроки и занятия». Подготовка и участие в круглом столе по итогам практики.
| Анализирует и обобщает результаты практики, делает выводы о реализации поставленных целей.
|
Пояснения к организации практики «Пробные уроки и занятия»
Программа деятельности строится следующим образом: группа делится на 3 подгруппы. Каждая из них закрепляется за школьным учителем-предметником (английский язык, желательно классный руководитель). В соответствии с составленным по расписанию учителя графиком, учащиеся либо проводят пробные и зачетные уроки, либо обязательно наблюдают за уроками, с последующим самоанализом и анализом.
Руководитель практики в течение дня посещает 3-4 урока в группе (по 1-2 в подгруппе). По окончании уроков собирает всю группу для самоанализа и анализа, подведения итогов, составления плана на последующий учебный день.
Руководитель практики и старосты подгрупп составляют графики проведения пробных и зачетных уроков (внеклассных мероприятий) (приложение 3). Старосты подгрупп ведут табель учета проведенных уроков и посещаемости практикантов (приложение 4).
«Пробные уроки и занятия»
VI семестр (III курс)
Апрель
4 недели (с 06.04 по 03.05)
2 дня наблюдения уроков учителей с последующим анализом.
Руководитель практики: шестидневная неделя: шесть часов в день (4 урока + 2 часа обсуждения). Всего: 36 часов в неделю.
6 часов × 24 дня = 144 часа.
(2 дня наблюдения + 22 дня проведения пробных уроков и занятий).
Практикант проводит: 2 пробных урока, 3 зачетных уроков, 1 внеклассное мероприятие по предмету (на двоих).
«Пробные уроки и занятия»
VII семестр (IV курс)
Ноябрь
3 недели (с 10.11 по 30.11).
2 дня наблюдения уроков учителя школы.
Руководитель практики: шестидневная неделя: шесть часов в день (4 урока + 2 часа обсуждения). Всего 36 часов в неделю.
6 часов × 18 дней = 108 часов.
(2 дня наблюдения + 16 дней проведения пробных уроков).
Практикант проводит: 2 пробных урока (можно больше, при этом в журнал по практике выставляются только положительные отметки), 3 зачетных урока (отметки выставляются в журнал).
Если у учителя школы методический день, то руководитель практики проводит групповую и индивидуальную работу с практикантами в школе, что необходимо отметить в графике
Практикант должен находиться в школе не более 6 часов.
Отчеты руководителей практики рассматриваются на методическом объединении предметно-цикловой комиссии.
Учебно-методическое обеспечение практики «Пробные уроки и занятия»
Цикловая комиссия организует разработку рекомендаций, памяток для учащихся-практикантов и других материалов, которые могут быть полезны при прохождении практики. Цикловая комиссия каждый семестр анализирует отчеты руководителей практики, вносит предложения по выбору базовых школ (гимназий), корректирует задания учащимся-практикантам.
Практика учащихся должна быть тщательно спланирована в соответствии с ее общими задачами и ожидаемыми результатами и с конкретными возможностями и условиями школ разного типа и гимназий.
На период практики «Пробные уроки и занятия» каждому учащемуся выдаются памятки, в которых содержатся вопросы, обязательные для изучения во время прохождения практики. Цикловая комиссия, ответственная за проведение практики, организует их разработку. Перед началом практики руководителем от учреждения образования проводится с учащимися вводный инструктаж.
При прохождении практики учащиеся обязаны вести учет проведенной работы, а по окончании предоставить руководителю практики следующую документацию:
1) индивидуальный план работы с графиком проведения пробных и зачетных уроков (внеклассных мероприятий). При составлении индивидуального плана необходимо предусмотреть все виды работ учителя английского языка (приложение 7).
2) планы-конспекты проведенных уроков в отдельной папке (в файлах) (приложение 5).;
3) план-конспект внеклассного мероприятия по предмету (III курс);
4) дневник наблюдений и анализ посещенных уроков и мероприятий (приложение 6);
5) наглядные пособия и дидактический материал;
6) письменный отчет по практике (приложение 2);
7) табель учета проведенных уроков и внеклассных мероприятий по предмету (предоставляют старосты подгрупп) (приложение 4).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
О Т Ч Е Т
руководителя практики ______________________________________
(наименование практики)
специальность ______________________________________________________
курс ________________________________________________________
группа _____________________________________________________
Учебный год
Руководитель практики ________________________________________
Фамилия, имя, отчество
Показатели оценки
Уровень
| Отметка в баллах
| Проектировочные знания
| Организаторские умения
| Коммуникативные умения
| Рефлексивные умения
| 1. Реализация умений на уровне представления
| 1 (один)
| Узнавание объектов проектирования содержания, взаимодействия, своей деятельности и деятельности учащегося. Использование целей, методов и технологий, предъявленных в готовом виде. Отсутствие инициативы и самостоятельности при планировании.
| Формальная организация своей деятельности и деятельности учащихся, тесная привязанность к плану-конспекту. Наличие грубых методических ошибок в изложении материала и проведении урока. На уроке не используются наглядные пособия и ТСО. Делаются отступления и изменения в плане без учета сложившейся ситуации. При проведении урока не справился с организаторской функцией.
| Попытки организации педагогического общения и взаимодействия на уроке. Иноязычная речь используется на уровне отдельных слов. Наличие грубых языковых ошибок. Не установлен контакт с классом, не учитываются индивидуальные особенности учащихся. Речевая практика (упражнения) не имеют коммуникативную направленность. Контроль знаний учащихся не носит обучающий характер, не соответствует содержанию урока.
| Узнавание результатов своей деятельности и деятельности учащихся, представленных в готовом виде. Отсутствие умения дать анализ урока даже с помощью примерной схемы анализа урока, ограничение общими замечаниями.
|
(два)
| Различие объектов проектирования содержания, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащихся. Ориентация в целях, методах и технологиях, предъявленных в готовом виде. Не справился с конструктивно-планирующей функцией самостоятельно.
| Осуществление ситуативных практических действий по организации своей деятельности и деятельности учащихся, привязанность к плану-кон-спекту. Наличие грубых методических ошибок в изложении содержания и проведения урока. На уроке не используются наглядные пособия и ТСО. Неумение реализовать задуманный план, отступления и изменения в плане, не вызванные необходимостью.
| Попытки организации педагогического общения и взаимодействия. Иноязычная речь используется на уровне отдельных словосочетаний и предложений в знакомой ситуации. Наличие грубых языковых ошибок. Затруднения в постановке коммуникативных задач. Речевая практика (упражнения) не имитируют процесс речевого общения, ситуативно не обусловлены.
| Различие объектов анализа, предъявленных в готовом виде. Отсутствие рефлексивных умений дать грамотный анализ урока, подкрепить теоретическими по-ложениями.
| 3 (три)
| Общее представление о проектировании содержания взаимодействия, своей деятельности и деятельности учащихся. Осуществление умственных и практических действий по постановке целей, отбору методов и технологий по образцу. Самостоятельно не справился с конструктивно-планирующей функцией.
| Затруднения в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Неуверенность, скованность в процессе изложения материала, постоянное пользование планом-конспектом. Наличие существенных методических ошибок в изложении содержания и проведении урока. На уроке не используются наглядные пособия и ТСО. Деятельность учителя не вызывает интерес и познавательную деятельность учащихся. Методическая структура и содержание урока неадекватны его цели и сопутствующим задачам.
| Затруднения в организации педагогического общения и взаимодействия. Коммуникативная задача решается на уровне неполного воспроизведения по памяти. Наличие существенных ошибок в иноязычной речи. передается и воспринимается информация только общего содержания в знакомой ситуации. Отсутствует понимание учащихся и реакция на понимание. Упражнения формальны, не носят коммуникативную направленность.
| Общее представление об анализе результатов своей деятельности, деятельности уча-щихся и педагогического взаимодействия. ограничение анализа пересказом содержания урока.
| 2. Реализация умений на уровне понимания
| 4 (четыре)
| Недостаточно осознанное проектирование содержания, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащегося. Применение знаний по постановке целей, отбору методов и технологий в знакомой ситуации по образцу. Неумение самостоятельно дать методическую интерпретацию материала. Проявление умения планировать типовые уроки на основе образца.
| Затруднения в отдельных видах организации своей деятельности и деятельности учащихся, частое пользование планом-конспектом урока. Наличие единичных существенных оши-бок в изложении содержания и проведении урока. Наглядные пособия и ТСО используются, но нецеленаправленно и недостаточно. Затруднения в адаптировании языкового материала в соответствии с языковой подготовкой учащихся. Несвоевременное и методически неправильное исправление ошибок в речи учащихся.
| Затруднения в отдельных видах организации педагогического общения и взаимодействия. Коммуникативная задача решается на уровне полного воспроизведения по образцу. Наличие единичных существенных ошибок в иноязычной речи. Речь упрощенная, понимание языка со стороны учащихся ограничено. Некоторые попытки соотнесения индивидуально-психологических особенностей учителя с особенностями учащихся.
| Недостаточно осознанный анализ результатов своей деятельности, дея-тельности учащихся и педагогического взаимодействия по образцу. Проявление рефлексивных умений с помощью наводящих вопросов ме-тодиста.
|
пять)
| Основанное проектирование большей части содержания, взаимодействия совей деятельности учащихся. Осмысление и применение знаний по постановке целей, отбору методов и технологий в знакомой ситуации по образцу. Умение планировать типовые уроки. Некоторые затруднения в подборе ситуаций для предъявления нового материала, в выборе упражнений.
| Эпизодические затруднения в организации своей деятельности и деятельности учащихся, пользование планом-конспектом урока. Наличие несущественных методических ошибок в изложении содержания и проведении урока. Подготовлены наглядные пособия и ТСО, но затруднения в их целенаправленном использовании. Некоторые затруднения в адаптировании языкового материала в соответствии с языковой подготовкой учащихся. Недостаточная речевая активность учащихся.
| Эпизодические затруднения в организации педагогического общения и взаимодействия. Коммуникативная задача решается на уровне осознанного воспроизведения. Наличие несущественных ошибок в иноязычной речи. Владение иностранным языком ограничено воспроизведением материала в знакомых ситуациях. Попытки соотнесения индивидуально-психологичес-ких особенностей учителя с особенностями учащихся.
| Осознанные анализ результатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического взаимодействия по образцу. Затруднения в выделении главного при анализе, больше внимания уделяется частности, второстепенным деталям.
| 3. Реализация умений на уровне применения
|
(шесть)
| Полное, осознанное проектирование всего содержания урока, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащихся в знакомой ситуации по образцу. Недостаточно самостоятельная постановка целей урока и отбор методов и технологий по образцу.
| Проявление определенных умений организации своей деятельности и деятельности учащихся. Наличие несущественных методических ошибок в изложении содержания и проведения урока. Наглядные пособия и ТСО используются целенаправленно в знакомых ситуациях. Языковой материал адаптируется в соответствии с языковой подготовкой учащихся.
| Проявление определенных коммуникативных умений организации педагогического общения и взаимодействия. Коммуникативная задача решается по образцу. Иноязычная речь лексически и грамматически разнообразна, но недостаточно беглая. Наличие несущественных языковых ошибок.
| Полный осознанный ана-лиз результатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического взаимодействия по образцу. Выделение главного при анализе, однако затруднения при необходимости связать теорию с практикой без повторения наводящих вопросов методиста.
| 3. Реализация умений на уровне применения
|
(семь)
| Полное, осознанное, развернутое проектирование всего содержания урока, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащихся в знакомой ситуации по алгоритму. Самостоятельная постановка целей урока, отбор-подбор методов и технологий по образцу.
| Владение способами организации своей деятельности и деятельности учащихся. Наличие единичных несущественных методических ошибок в изложении содержания и проведения урока. Целенаправленное использование наглядных пособий и ТСО. Проявление стремления к творческому решению методических вопросов.
| Владение коммуникативными умениями организации педагогического общения и взаимодействия. Коммуникативная задача решается по известному алгоритму. Содержание иноязычных высказываний соответствует знакомой ситуации общения. Высказывания логичны. Наличие единичных несущественных языковых ошибок.
| Полный, осознанный, развернутый анализ ре-зультатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического взаимодействия. Выделение главного при анализе, умения дать критическую оценку своему уроку.
|
(восемь)
| Полное, прочное, глубокое знание о проектировании и его осуществление в знакомой ситуации с подсказкой. Самостоятельная постановка целей урока, отбор методов и технологий, проведение диагностики и ее учет при планировании урока. Осуществление конструк-тивно-планирующей фун-кции с учетом коммуникативной направленности урока.
| Оперирование способами организации своей деятельности и деятельности учащихся в знакомой ситуации. Наличие единичных несущественных методических ошибок в изложении содержания и проведения урока. Целенаправленное использование наглядных пособий и ТСО. Наличие определенного опыта твор-ческого решения методических вопросов. Комплексная организация языкового материала урока.
| Оперирование способами организации педагогического общения и взаимодействия в знакомой ситуации. Коммуникативная задача решена полностью. Содержание иноязычных высказываний соответствует знакомой ситуации общения, отличается связностью, аргументированностью. Наличие единичных несущественных языковых ошибок.
| Полный, развернутый, глубокий анализ результатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического взаимодействия. Формирование выводов. Умение обнаружить основные недостатки и ошибки в уроке. Проявление знания теории, умения решать методические задачи при анализе.
| 4. Реализация умений на уровне творчества
| 9 (девять)
| Полное, системное, твор-ческое проектирование содержания, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащихся в частично измененной ситуации. Наличие действий и операций творческого характера по постановке целей урока, проведению диагностики, отбору методов и технологий. Урок планируется с учетом коммуникативной на-правленности и соблюдением общедидактических принципов. Правильно оп-ределены основные направления в работе над языковым материалом.
| Оперирование приемами организации своей деятельности и деятельности учащихся в частично измененной ситуации. Поиск новых путей в изложении содержания и проведения урока. Целенаправленное использование наглядных пособий и ТСО. Творческое решение методических вопросов. Рациональная организация учебной деятельности, достижение поставленных целей. Достаточно высокая степень речевой активности учащихся, коммуникативной направленности упражнений. Правильное сочетание разнообразных результатов работы, включение в урок элементов игры.
| Оперирование приемами организации педагогического общения и взаимодействия в частично измененной ситуации. Коммуникативная задача решена полностью. Свободное оперирование иноязычной речью в незнакомой ситуации. Содержание высказываний соответствует ситуации общения, отличается связностью, спонтанностью и беглостью. Единичные языковые ошибки, исправляемые на основе самокоррекции. Умение адаптировать свое владение языком к уровню владения им учащимися, не снижая при этом качества владения языком, наличие обратной связи.
| Полный, глубокий, си-стемный анализ результатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического взаимодействия. Формирование выводов, видение новой проблемы традиционной ситуации. Умение обнаружить недочеты в уроке и самостоятельно наметить пути и устранения.
| 4. Реализация умений на уровне творчества
|
(десять)
| Свободное, системное, творческое проектирование содержания, взаимодействия своей деятельности и деятельности учащихся в незнакомой ситуации. Самостоятельное, творческое выполнение операций по постановке целей урока, диагностики. Демонстрация рациональных
| Свободное оперирование приемами организации своей деятельности и деятельности учащихся в незнакомой ситуации. Демонстрация творческих рациональных способов изложения содержания и проведения урока. Многообразие используемых стимулов для развития у учащихся познавательной активности и творческого отношения к учению. Целенаправленное использование наглядных пособий и ТСО, умение разработать и изготовить нужные пособия, проявить изобретательность и эстетический вкус. Высокая степень речевой активности учащихся, коммуникативная направленность упражнений. использование элементов инновационных технологий.
| Свободное оперирование приемами организации педагогического общения и взаимодействия. коммуникативная задача полностью решается на уроке. Содержание иноязычных высказываний соответствует ситуации общения, отличается связ-ностью, полнотой, спонтанностью и беглостью. Речь грамотная, разнообразная, правильная. отсутствие ошибок языкового характера. Умение вызвать интерес учащихся ко всем видам деятельности. Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся, наличие обратной связи.
| Самостоятельный, полный, глубокий, системный анализ результатов своей деятельности, деятельности учащихся и педагогического вза-имодействия. Формирование и аргументация выводов, видение новой проблемы в традиционной ситуации, перенос и творческое проектирование последующей де-ятельности. Проявление методической эрудиции, наличие методического мышления.
|
Обязанности учителей школ по практике «Пробные уроки и занятия»
1. Проводит уроки, на которых присутствуют практиканты с целью изучения класса, знаний учеников, единых требований к ним.
2. Знакомит практикантов с планом работы и другой школьной документацией.
3. Указывает тему своего урока, точно определяет материал учебника, его место в системе уроков по теме.
4. Консультирует практикантов при подготовке к урокам.
5. Оказывает помощь при проведении внеклассного мероприятия.
6. Проверяет наличие поурочных планов-конспектов и соответствие их современным методическим требованиям.
7. Знакомит практикантов с критериями оценки знаний, умений и навыков, оценивает пробные и зачетные уроки, внеклассные мероприятия по предмету, проводимые практикантами.
8. Присутствует на всех уроках и внеклассных занятиях, анализирует их.
9. Оказывает помощь практиканту в подготовке и проведении письменных работ.
10. Составляет график проведения уроков практикантами (приложение 3).
11. Осуществляет контроль посещаемости практикантов.
Планирование деятельности практикантов в период педагогической практики
Планирование является обязательным разделом деятельности практиканта. При составлении индивидуального плана необходимо предусмотреть все виды работ учителя английского языка.
Основные виды работ и примерное распределение по неделям
№ п/п
| Содержание
| Дата проведения
| Отметка о выполнении
| 1.
| Участие в установочном собрании.
| …
| Выполнено
| 2.
| Встреча с администрацией и учителями.
| …
| …
| 3.
| …
| …
| …
|
Неделя первая
1. Участие в установочном собрании (ознакомление с программой практики).
2. Изучение традиций школы, встреча-беседа с директором школы.
3. Беседа с учителями иностранного языка, определение заданий практики учащимся, индивидуальной работы по организации внеклассной работы.
4. Ознакомление с документацией учителя.
5. Посещение и разбор уроков, проводимых учителями школы.
6. Проведение пробных уроков.
Неделя вторая
1. Проведение пробных и зачетных уроков.
2. Проведение внеклассных мероприятий по предмету (3 курс).
3. Составление планов-конспектов уроков.
4. Наблюдение и анализ уроков, проводимых студентами.
Неделя третья
1. Работа над документацией.
2. Подготовка и проведение пробных и зачетных уроков.
3. Проведение внеклассных мероприятий по предмету.
4. Отчет о проделанной работе на заседании подгруппы.
Неделя четвертая
1. Проведение зачетных уроков.
2. Работа над документацией.
3. Проведение внеклассных мероприятий по предмету.
4. Отчет о проделанной работе.
Памятка практиканту по подготовке к уроку
1. Изучите календарно-тематический план. Узнайте заранее тему своего урока, точно определите материал учебника к этому уроку, его место в системе уроков по теме.
2. Изучите методическую литературу по теме урока.
3. Продумайте взаимосвязи проводимого вами урока с предыдущим и последующим.
4. Определите цели урока, его структуру и основные этапы.
5. Подумайте о путях реализации дидактических принципов.
6. Разработайте содержание урока. Отберите материал и определите методы и приемы обучения на каждом этапе урока. Сформулируйте задания и вопросы учащимся.
7. Продумайте организационную структуру и распределите учебное время на каждый этап урока в соответствии с задачами и содержанием учебной деятельности учащихся.
8. Предусмотрите чередование различных видов деятельности учащихся, сложного и несложного материала, правильные соотношения между работой под руководством учителя и самостоятельной работой учащихся.
9. Используйте по возможности приемы дифференциации учебной деятельности учащихся, а также элементы проблемного обучения.
10. Включите, если нужно, упражнения занимательного характера, дидактические игры, физкультминутки.
11. Подгот
|