Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа производственной педагогической практики

Поиск

Программа производственной педагогической практики

По специальности 050708.65

«Педагогика и методика начального образования»

 

Срок обучения – сокращённый

Форма обучения – очно-заочная

Курс – 6, 11 семестр

 

Составители: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева

к.п.н., доцент А.С. Львова

 


Программа педагогической практики по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» утверждена на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ от «27» сентября 2012 года протокол № 01.

 

 

Директор Института педагогики

и психологии образования А.И. Савенков

 

 

Ученый секретарь Совета

Института педагогики и психологии

образования П.В. Смирнова

 

 

Заведующие кафедрами:


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………...  
Производственная педагогическая практика 6 курс – 11 семестр…………………………………………………………………………..  
Цели и задачи практики………………………………………………....  
Содержание практики………………………………………………..…  
Организация и проведение практики………………………………......  
Руководство учебно-воспитательной работой студентов-практикантов…………………………………………………………………...  
Подведение итогов педпрактики………………………………………  
Приложение……………………………………………………………………..  
Схема психолого-педагогического анализа урока……………………  
Схема анализа воспитательного мероприятия………………………..  
Схема анализа урока русского языка…………………………………..  
Схема анализа урока чтения……………………………………………  
Схема анализа урока математики………………………………………  
Схема анализа урока труда (урок-опыт)……………………………….  
Схема анализа урока по предмету «Окружающий мир»……………..  
Схема самоанализа урока……………………………………………….  

 


Пояснительная записка

 

Данная программа подготовлена в связи с изменением учебного плана на основе «Программы педагогической практики по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» для студентов, имеющих среднее профессиональное образования по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» и обучающихся в университете в сокращенные сроки» / Сост. и отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2006. – 33 с.

Для студентов Института педагогики и психологии образования, имеющих среднее пе­дагогическое образование по специальности 0312 "Преподавание в на­чальных классах», обучение в университете осуществляется в сокра­щенные сроки и является второй ступенью в их профессиональном об­разовании. Поэтому выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, владеть профессиональной педагогической рефлексией, видеть истоки психолого-педагогических явлений, объяснять их с научных позиций. Выпускник университета — это учитель, свободно владеющий современными технологиями педагогической деятельности, готовый к реализации развивающего потенциала современных учебно-методических комплектов на основе ис­следовательского подхода к обучению детей.

Для решения этих задач в соответствии с рекомендациями Мини­стерства образования и науки Российской Федерации и Положением о педагогической практике студентов МГПУ в учебные планы очно-заочного отделения Института педагогики и психологии образования включена педагогическая практика. Ее цель — помочь студентам установить тесные взаимо­связи изучаемых в университете дисциплин с практикой обучения, воспитания и развития младших школьников; способствовать разви­тию имеющихся у студентов профессиональных умений и навыков (состав­ляющих основу педагогического мастерства), формированию творче­ского, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

Oсновным принципом формирования программы педагогической практики в университете является принцип преемственности содер­жания образования, предполагающий расширение и углубление в ву­зе приобретенных в педколледже знании и умений и их дальнейшее профессиональное развитие с учетом требований к уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050708.65.

Задачи педагогической практики:

— применение впроцессе воспитания, обучения и развития млад­ших школьников усвоенных в университете знаний и педагогиче­ских технологий;

— развитие профессионального мышления студентов и устойчивого интереса к педагогической деятельности;

— развитие умений строить учебно-воспитательный процесс в начальной школе с учетом результатов психолого-педагогической диагностики;

— развитие у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

— выработка у студентов собственного стиля профессиональной деятельности.

Решение названных задач в процессе педагогической практики способствует формированию и развитию следующих профессиональных умений.

В области конструктивных функций :

— определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально- психологических особенностей коллектива;

— планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологиче­ских аспектах с учетом современных технологий обучения;

— обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, прогнозировать и выявлять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;

— способствовать развитию познаватель­ной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических тер­риториях Москвы;

— осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения;

-— проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять пе­дагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся со­циальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс;

— развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, со­блюдение правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

— использовать в учебно-воспитательном процессе различные информационно-коммуникационные технологии;

— обеспечивать адекватное дидактическое сопровождения образовательного процесса;

— проводить самоанализ, самооценку и корректировку собствен­ной деятельности.

В области организаторских функций:

— организовывать учебно-познавательную деятельностью детей и фор­мировать у них универсальные учебные действия;

— рационально распределять время на занятиях и во внеурочной деятельности, выполнять намеченный план;

— организовывать воспитательную работу средствами учебных предметов и внеурочной деятельности;

— организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями).

В области коммуникативных функций:

— использовать разнообразные формы и методы педагогического
взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;

— строить деловые и личные отношения со всеми участниками
учебно-воспитательного процесса;

— создавать благоприятные условия для разностороннего разви­тия личности.

В области исследовательских функций:

— изучать личность ребенка с целью диагностики и проектирования его образовательной траектории;

— изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), проводить педагогический эксперимент.

 

Сроки проведения производственной педагогической практики

Производственная педагогическая практика

Курс – 11 семестр

Содержание практики

Производственная педагогическая практика проводится в течение четырех недель и включает следующие виды деятельности учителя начальных классов:

- изучение учащихся, выявление их способностей, интересов, мо­тивов общения и деятельности, а также проектирование их индивидуального развития.

— организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной и трудовой деятельности детей;

— развитие собственной педагогической культуры и методического мышления;

Содержание педпрактики реализуется в конкретных видах деятель­ности: каждый студент самостоятельно разрабатывает конспекты всех проводимых уроков и реализует их ежедневно на уроках по следующим предметам: русский язык, чтение, математика, окружаю­щий мир, технология.

В содержание практики входит также ведение классного журнала, выставление отметок учащимся, проверка тетрадей, проведение инди­видуальной дополнительной работы со слабоуспевающими учениками. В соответствии с планом воспитательной работы учителя студенты ор­ганизуют внеурочную воспитательную деятельность и проводят работу с родителями детей. Готовят и проводят воспитательное мероприятие, например, «коллективное творческое дело», «урок философии жизни».

Учащегося начальной школы

Отчетная документация:

· Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

· Протоколы психодиагностического обследования младшего школьника

Краткие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника

Главная задача при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника – увидеть и понять индивидуальность ребенка. Большее количество показателей по различным методикам не всегда обеспечивает целостность видения личности. Нельзя делать выводы только на основе показателей по психодиагностическим методикам, необходимо учитывать широкий контекст развития ребенка. Следует обратить внимание на специфические особенности деятельности и поведения ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, характер взаимоотношений с одноклассниками и учителем.

Психолого-педагогическая характеристика составляется как на основе наблюдения за ребенком в процессе всей практики, так и на основе использования специальных психодиагностических методик.

Работу по составлению психолого-педагогической характеристики следует осуществлять поэтапно:

1. Ознакомиться с ориентировочным планом психолого-педагогической характеристики младшего школьника.

2. Определить необходимые методы психодиагностики.

3. Подобрать методики для диагностического обследования школьника.

4. Подготовить необходимый стимульный материал.

5. Провести диагностическое обследование ученика начальной школы.

6. Обработать полученные материалы, сделать заключения.

7. Составить психолого-педагогическую характеристику.

План психолого-педагогической характеристики младшего школьника

1. Общие данные

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа ____________ класс ______________ возраст __________

Краткий словесный портрет.

Состав семьи.

Особенности организации второй половины учебного дня.

2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе

Сформированность учебных навыков.

Учебная мотивация.

Сформированность понятия учебной задачи.

Интеллектуальная активность.

Работоспособность.

3. Особенности развития психических функций

Общая осведомленность (кругозор).

Память.

Мышление.

Речь.

Произвольность деятельности.

Моторика.

4.Личностные характеристики.

Направленность.

Эмоциональная сфера.

Общительность.

Освоение норм поведения.

5.Выводы.

Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника

Пункты психолого-педагогической характеристики Содержание и уровни развития Рекомендуемые методы психодиагностики
1. Общие данные  
Краткий словесный портрет Описание внешности ребенка без интерпретации фактов. Наблюдение.
Состав семьи Состав семьи – родственники, проживающие вместе в одной квартире с ребенком. 1. Беседа 2. Анализ школьной документации
Особенности организации второй половины учебного дня Посещение группы продленного дня, кружков; увлечения, выполнение домашнего задания. Беседа с ребенком.
2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе  
Сформированность учебных навыков Оформление, грамотность и полнота всех работ, уровень выполнения проверочных работ. Анализ школьной документации
Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и пр.) 3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит. 1. Беседа 2. Тестирование  
Сформированность понятия учебной задачи 1. Ребенок понимает необходимость действия для себя лично. Ребенок не понимает смысл действия как учебную задачу. Тестирование
Интеллектуальная активность 1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. 3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется. 1. Наблюдение по схеме за интеллектуальной активностью на уроке 2. Наблюдение по схеме за поведением ребенка
Работоспособность 1. Темп работы соответствует возрастной группе. 2. Замедленность темпа психической деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. 1. Наблюдение 2. Тестирование
3. Особенности развития психических функций  
Общая осведомленность (кругозор) 1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года и пр. 2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. 3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. Беседа
Память Уровни развития зрительной и речевой кратковременной памяти (низкий, средний, хороший, высокий). Тестирование
Мышление Уровень развития обобщений, сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между объектами). 1. Ребенок определяет смысл анализируемого, точно обобщает, обнаруживает закономерности и связи. 2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерностей нуждаются в стимулирующей помощи взрослого. 3. Задания, требующие анализа, сравнения, выделения главного и установления закономерностей выполняются с трудом, самостоятельный перенос навыка не осуществляется. Тестирование  
Речь 1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. 2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна. 3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок. 1.Наблюдение 2.Тестирование  
Произвольность деятельности 1. Ребенок удерживает цель деятельности, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. 2. Удерживает цель деятельности, но в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке. 3. Деятельность хаотична, отдельные условия могут теряться в процессе работы, деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, помощь малоэффективна. 1.Наблюдение 2.Тестирование  
Моторика Мелкая моторика: 1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами и пр. 2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением. 3. Рука развита плохо. Крупная моторика: 1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок. 2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок. 3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен. 1. Наблюдение 2. Тестирвоание    
4. Личностные характеристики  
Направленность Доминирующие мотивы и цели деятельности, интересы, мечты, идеалы. Тестирование  
Эмоциональная сфера Повышенный или пониженный фон настроения. Эмоции, преобладающие на уроках, на перменах. Эмоциональная возбудимость. Эмоциональная холодность. Склонность к аффектам в ситуации неуспеха. Наблюдение    
Общительность I. Потребность в общении. II. Контактность. III. Способность понимать другого человека. IV. Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатия). V. Умение пользоваться средствами общения: 1. Испытывает потребность в общении, достаточно легко вступает в контакт, понимает другого человека, проявляет эмпатию, хорошо владеет элементарными средствами общения. 2. Установление новых контактов и общение затруднены; недостаточно выражены: потребность в общении, эмпатия, понимание другого человека, владение элементарными средствами общения. 3. Испытывает затруднения в общении, не контактный; слабо выражены: потребность в общении, эмпатия, понимание другого человека; не владеет элементарными средствами общения. 1. Наблюдение 2. Тестирование  
Освоение норм поведения 1. Поведение организованное, правильно воспринимает ситуацию, адекватно ведет себя. 2. Поведение недостаточно организованное, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны. 3. Поведение неорганизованное, часто не понимает ситуацию и реагирует на нее неадекватно. Наблюдение  
5. Выводы  
1. Соответствие развития психических функций ученика возрастным нормам (норма, опережение, отставание). 2. Предполагаемые причины характерных трудностей в обучении и межличностном общении. 3. Возможные пути преодоления трудностей ребенка в обучении и общении (проведение более глубокой диагностики, оказание индивидуальной помощи в преодолении конкретных трудностей, консультация по выявленной проблеме со школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником, преподавателем физической культуры (в зависимости от характера проблемы), беседа с родителями…)  

 

Рекомендуемые психодиагностические методики:

1. Беседа: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.)

2. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999.)

3. Методика изучения сформированности понятияучебной задачи (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

4. Методика наблюдения свойств темперамента (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

5. Методика наблюдения интеллектуальной активности школьников на уроке (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.)

6. Методика наблюдения за эмоциональными проявлениями школьника ( Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000)

7. Методика изучения кратковременной речевой памяти и зрительной памяти (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

8. Методик изучения мыслительных операций (Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000.)

9. Методика изучения направленности личности «Цветик – семицветик». (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.И., 1993.)

 

Пример психолого-педагогической характеристики младшего школьника, а также варианты оформления протоколов см. в кн. Азарова Л.Н., Михайлова Е.В. Первый шаг в профессию: Учебно-методическое пособие по организации и проведению психолого-педагогической практики в начальных классах. – 2-е изд., исправл. – М.: МГПУ, 2009. – 112с. (есть в библиотеке ИППО)

Подгорная А.К.

Схема анализа урока чтения

1.Литературоведческая и методическая грамотность учителя: понимание природы данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение), его жанровой специфики, особенностей композиции, языковой организации текста. Соответствие специфики данного текста избранным на уроке приемам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной рабо­ты. Грамотный отбор детских книг и приемов работы с ними.

2.Организация на уроке многочтения: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение.

3.Продуманность системы вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведений, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.

4.Учет читательского опыта учащихся, опора на наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; расширение и углубление знаний детей, уточнение их представлений по теме читаемого на уроке произведения.

5.Работа с иллюстрациями учебника на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; использование иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.

6.Эффективность использования на уроке чтения различных видов наглядности, фонотеки, диапозитивов, картин, предметной наглядности и т.п.

7.Реализация обучающих и развивающих целей.

8.Наличие, объем, характер домашних заданий и их целесообразность.

Овчинникова В. С.

I. Тема урока

Главный вопрос урока и его связь с изучаемой темой.

II. Цели урока

1. Учебные:

а) введение нового материала (понятие, свойство, действие);

б) совершенствование имеющегося знания (степень обобщения, уровень усвоения, систематизация).

2. Развивающие:

а) формирование умения учиться (воспитание учебной мотивации, овладение учебными действиями и приемами самоконтроля, развитие способности к самооценке результатов учебной деятельности);

б) стимулирование развития различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного);

в) стимулирование развития форм мышления (понятий, высказываний, умозаключений);

г) стимулирование развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения).

3. Воспитательные:

а) формирование трудовых качеств личности (трудовой активности, добросовестности, владения операционным составом, мастерства, положительного отношения к труду, взаимоотношения в трудовой деятельности);

б) формирование социальных качеств личности (мировоззрения, нравственности, эстетических качеств).

III. План урока

1. Соответствие этапов урока структуре учебной деятельности (постановка учебной задачи; учебные действия, направленные на ее решение; проверка решения учебной задачи; оценка ее результатов).

2. Выделение целей, подчиненных главной учебной цели урока и составление иерархической системы целей урока.

3. Составление развернутого плана урока, продумывание дозировки времени.

IV. Содержание урока

1. Отчетливое проявление основного содержания урока на всех этапах его проведения:

· логическая связь знаний, актуализируемых для осознания и решения учебной задачи урока, с тем, что должны усвоить ученики на уроке;

· ясное, понятное детям, но грамотное с математической точки зрения отражение ответа на главный вопрос в материалах урока;

· отсутствие затруднений у школьников при ответе на итоговый вопрос о том, какие изменения произошли в их знаниях благода­ря данному уроку.

2.Детальность и цельность разработки процесса усвоения нового содержания учащимися, использование передового опыта.

3.Предвидение затруднений учащихся и продумывание способов их преодоления на этапе подготовки урока.

6.Сиюминутная реакция учителя на ошибки учащихся.

7.Корректность формулировок учителя (вопросов, высказываний, рассуждений).

программа производственной педагогической практики

По специальности 050708.65

«Педагогика и методика начального образования»

 

Срок обучения – сокращённый

Форма обучения – очно-заочная

Курс – 6, 11 семестр

 

Составители: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева

к.п.н., доцент А.С. Львова

 


Программа педагогической практики по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» утверждена на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ от «27» сентября 2012 года протокол № 01.

 

 

Директор Института педагогики

и психологии образования А.И. Савенков

 

 

Ученый секретарь Совета

Института педагогики и психологии

образования П.В. Смирнова

 

 

Заведующие кафедрами:


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………...  
Производственная педагогическая практика 6 курс – 11 семестр…………………………………………………………………………..  
Цели и задачи практики………………………………………………....  
Содержание практики………………………………………………..…  
Организация и проведение практики………………………………......  
Руководство учебно-воспитательной работой студентов-практикантов…………………………………………………………………...  
Подведение итогов педпрактики………………………………………  
Приложение……………………………………………………………………..  
Схема психолого-педагогического анализа урока……………………  
Схема анализа воспитательного мероприятия………………………..  
Схема анализа урока русского языка…………………………………..  
Схема анализа урока чтения……………………………………………  
Схема анализа урока математики………………………………………  
Схема анализа урока труда (урок-опыт)……………………………….  
Схема анализа урока по предмету «Окружающий мир»……………..  
Схема самоанализа урока……………………………………………….  

 


Пояснительная записка

 

Данная программа подготовлена в связи с изменением учебного плана на основе «Программы педагогической практики по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» для студентов, имеющих среднее профессиональное образования по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» и обучающихся в университете в сокращенные сроки» / Сост. и отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2006. – 33 с.

Для студентов Института педагогики и психологии образования, имеющих среднее пе­дагогическое образование по специальности 0312 "Преподавание в на­чальных классах», обучение в университете осуществляется в сокра­щенные сроки и является второй ступенью в их профессиональном об­разовании. Поэтому выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, владеть профессиональной педагогической рефлексией, видеть истоки психолого-педагогических явлений, объяснять их с научных позиций. Выпускник университета — это учитель, свободно владеющий современными технологиями педагогической деятельности, готовый к реализации развивающего потенциала современных учебно-методических комплектов на основе ис­следовательского подхода к обучению детей.

Для решения этих задач в соответствии с рекомендациями Мини­стерства образования и науки Российской Федерации и Положением о педагогической практике студентов МГПУ в учебные планы очно-заочного отделения Института педагогики и психологии образования включена педагогическая практика. Ее цель — помочь студентам установить тесные взаимо­связи изучаемых в университете дисциплин с практикой обучения, воспитания и развития младших школьников; способствовать разви­тию имеющихся у студентов профессиональных умений и навыков (состав­ляющих основу педагогического мастерства), формированию творче­ского, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

Oсновным принципом формирования программы педагогической практики в университете является принцип преемственности содер­жания образования, предполагающий расширение и углубление в ву­зе приобретенных в педколледже знании и умений и их дальнейшее профессиональное развитие с учетом требований к уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050708.65.

Задачи педагогической практики:

— применение впроцессе воспитания, обучения и развития млад­ших школьников усвоенных в университете знаний и педагогиче­ских технологий;

— развитие профессионального мышления студентов и устойчивого интереса к педагогической деятельности;

— развитие умений строить учебно-воспитательный процесс в начальной школе с учетом результатов психолого-педагогической диагностики;

— развитие у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

— выработка у студентов собственного стиля профессиональной деятельности.

Решение названных задач в процессе педагогической практики способствует формированию и развитию следующих профессиональных умений.

В области конструктивных функций :

— определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально- психологических особенностей коллектива;

— планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологиче­ских аспектах с учетом современных технологий обучения;

— обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, прогнозировать и выявлять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;

— способствовать развитию познаватель­ной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических тер­риториях Москвы;

— осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения;

-— проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять пе­дагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся со­циальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс;

— развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, со­блюдение правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности;

— использовать в учебно-воспитательном процессе различные информационно-коммуникационные технологии;

— обеспечивать адекватное дидактическое сопровождения образовательного процесса;

— проводить самоанализ, самооценку и корректировку собствен­ной деятельности.

В области организаторских функций:

— организовывать учебно-познавательную деятельностью детей и фор­мировать у них универсальные учебные действия;

— рационально распределять время на занятиях и во внеурочной деятельности, выполнять намеченный план;

— организовывать воспитательную работу средствами учебных предметов и внеурочной деятельности;

— организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями).

В области коммуникативных функций:

— использовать разнообразные формы и методы педагогического
взаимодействия с детьми, родителями, коллегами;

— строить деловые и личные отношения со всеми участниками
учебно-воспитательного процесса;

— создавать благоприятные условия для разностороннего разви­тия личности.

В области исследовательских функций:

— изучать личность ребенка с целью диагностики и проектирования его образовательной траектории;

— изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), проводить педагогический эксперимент.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.011 с.)