Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа производственной педагогической практики↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа производственной педагогической практики По специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
Срок обучения – сокращённый Форма обучения – очно-заочная Курс – 6, 11 семестр
Составители: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева к.п.н., доцент А.С. Львова
Программа педагогической практики по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» утверждена на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ от «27» сентября 2012 года протокол № 01.
Директор Института педагогики и психологии образования А.И. Савенков
Ученый секретарь Совета Института педагогики и психологии образования П.В. Смирнова
Заведующие кафедрами: Содержание
Пояснительная записка
Данная программа подготовлена в связи с изменением учебного плана на основе «Программы педагогической практики по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» для студентов, имеющих среднее профессиональное образования по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» и обучающихся в университете в сокращенные сроки» / Сост. и отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2006. – 33 с. Для студентов Института педагогики и психологии образования, имеющих среднее педагогическое образование по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах», обучение в университете осуществляется в сокращенные сроки и является второй ступенью в их профессиональном образовании. Поэтому выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, владеть профессиональной педагогической рефлексией, видеть истоки психолого-педагогических явлений, объяснять их с научных позиций. Выпускник университета — это учитель, свободно владеющий современными технологиями педагогической деятельности, готовый к реализации развивающего потенциала современных учебно-методических комплектов на основе исследовательского подхода к обучению детей. Для решения этих задач в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Положением о педагогической практике студентов МГПУ в учебные планы очно-заочного отделения Института педагогики и психологии образования включена педагогическая практика. Ее цель — помочь студентам установить тесные взаимосвязи изучаемых в университете дисциплин с практикой обучения, воспитания и развития младших школьников; способствовать развитию имеющихся у студентов профессиональных умений и навыков (составляющих основу педагогического мастерства), формированию творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. Oсновным принципом формирования программы педагогической практики в университете является принцип преемственности содержания образования, предполагающий расширение и углубление в вузе приобретенных в педколледже знании и умений и их дальнейшее профессиональное развитие с учетом требований к уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050708.65. Задачи педагогической практики: — применение впроцессе воспитания, обучения и развития младших школьников усвоенных в университете знаний и педагогических технологий; — развитие профессионального мышления студентов и устойчивого интереса к педагогической деятельности; — развитие умений строить учебно-воспитательный процесс в начальной школе с учетом результатов психолого-педагогической диагностики; — развитие у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; — выработка у студентов собственного стиля профессиональной деятельности. Решение названных задач в процессе педагогической практики способствует формированию и развитию следующих профессиональных умений. В области конструктивных функций : — определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально- психологических особенностей коллектива; — планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения; — обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, прогнозировать и выявлять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития; — способствовать развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических территориях Москвы; — осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения; -— проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс; — развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, соблюдение правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности; — использовать в учебно-воспитательном процессе различные информационно-коммуникационные технологии; — обеспечивать адекватное дидактическое сопровождения образовательного процесса; — проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности. В области организаторских функций: — организовывать учебно-познавательную деятельностью детей и формировать у них универсальные учебные действия; — рационально распределять время на занятиях и во внеурочной деятельности, выполнять намеченный план; — организовывать воспитательную работу средствами учебных предметов и внеурочной деятельности; — организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями). В области коммуникативных функций: — использовать разнообразные формы и методы педагогического — строить деловые и личные отношения со всеми участниками — создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности. В области исследовательских функций: — изучать личность ребенка с целью диагностики и проектирования его образовательной траектории; — изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), проводить педагогический эксперимент.
Сроки проведения производственной педагогической практики Производственная педагогическая практика Курс – 11 семестр Содержание практики Производственная педагогическая практика проводится в течение четырех недель и включает следующие виды деятельности учителя начальных классов: - изучение учащихся, выявление их способностей, интересов, мотивов общения и деятельности, а также проектирование их индивидуального развития. — организация индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественной и трудовой деятельности детей; — развитие собственной педагогической культуры и методического мышления; Содержание педпрактики реализуется в конкретных видах деятельности: каждый студент самостоятельно разрабатывает конспекты всех проводимых уроков и реализует их ежедневно на уроках по следующим предметам: русский язык, чтение, математика, окружающий мир, технология. В содержание практики входит также ведение классного журнала, выставление отметок учащимся, проверка тетрадей, проведение индивидуальной дополнительной работы со слабоуспевающими учениками. В соответствии с планом воспитательной работы учителя студенты организуют внеурочную воспитательную деятельность и проводят работу с родителями детей. Готовят и проводят воспитательное мероприятие, например, «коллективное творческое дело», «урок философии жизни». Учащегося начальной школы Отчетная документация: · Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника · Протоколы психодиагностического обследования младшего школьника Краткие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника Главная задача при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника – увидеть и понять индивидуальность ребенка. Большее количество показателей по различным методикам не всегда обеспечивает целостность видения личности. Нельзя делать выводы только на основе показателей по психодиагностическим методикам, необходимо учитывать широкий контекст развития ребенка. Следует обратить внимание на специфические особенности деятельности и поведения ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, характер взаимоотношений с одноклассниками и учителем. Психолого-педагогическая характеристика составляется как на основе наблюдения за ребенком в процессе всей практики, так и на основе использования специальных психодиагностических методик. Работу по составлению психолого-педагогической характеристики следует осуществлять поэтапно: 1. Ознакомиться с ориентировочным планом психолого-педагогической характеристики младшего школьника. 2. Определить необходимые методы психодиагностики. 3. Подобрать методики для диагностического обследования школьника. 4. Подготовить необходимый стимульный материал. 5. Провести диагностическое обследование ученика начальной школы. 6. Обработать полученные материалы, сделать заключения. 7. Составить психолого-педагогическую характеристику. План психолого-педагогической характеристики младшего школьника 1. Общие данные Фамилия, имя ____________________________________________ Школа ____________ класс ______________ возраст __________ Краткий словесный портрет. Состав семьи. Особенности организации второй половины учебного дня. 2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе Сформированность учебных навыков. Учебная мотивация. Сформированность понятия учебной задачи. Интеллектуальная активность. Работоспособность. 3. Особенности развития психических функций Общая осведомленность (кругозор). Память. Мышление. Речь. Произвольность деятельности. Моторика. 4.Личностные характеристики. Направленность. Эмоциональная сфера. Общительность. Освоение норм поведения. 5.Выводы. Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника
Рекомендуемые психодиагностические методики: 1. Беседа: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.) 2. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999.) 3. Методика изучения сформированности понятияучебной задачи (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.) 4. Методика наблюдения свойств темперамента (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.) 5. Методика наблюдения интеллектуальной активности школьников на уроке (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.) 6. Методика наблюдения за эмоциональными проявлениями школьника ( Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000) 7. Методика изучения кратковременной речевой памяти и зрительной памяти (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.) 8. Методик изучения мыслительных операций (Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000.) 9. Методика изучения направленности личности «Цветик – семицветик». (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.И., 1993.)
Пример психолого-педагогической характеристики младшего школьника, а также варианты оформления протоколов см. в кн. Азарова Л.Н., Михайлова Е.В. Первый шаг в профессию: Учебно-методическое пособие по организации и проведению психолого-педагогической практики в начальных классах. – 2-е изд., исправл. – М.: МГПУ, 2009. – 112с. (есть в библиотеке ИППО) Подгорная А.К. Схема анализа урока чтения 1.Литературоведческая и методическая грамотность учителя: понимание природы данного литературного материала (научно-познавательный текст или художественное произведение), его жанровой специфики, особенностей композиции, языковой организации текста. Соответствие специфики данного текста избранным на уроке приемам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы. Грамотный отбор детских книг и приемов работы с ними. 2.Организация на уроке многочтения: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. 3.Продуманность системы вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведений, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства. 4.Учет читательского опыта учащихся, опора на наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; расширение и углубление знаний детей, уточнение их представлений по теме читаемого на уроке произведения. 5.Работа с иллюстрациями учебника на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; использование иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей. 6.Эффективность использования на уроке чтения различных видов наглядности, фонотеки, диапозитивов, картин, предметной наглядности и т.п. 7.Реализация обучающих и развивающих целей. 8.Наличие, объем, характер домашних заданий и их целесообразность. Овчинникова В. С. I. Тема урока Главный вопрос урока и его связь с изучаемой темой. II. Цели урока 1. Учебные: а) введение нового материала (понятие, свойство, действие); б) совершенствование имеющегося знания (степень обобщения, уровень усвоения, систематизация). 2. Развивающие: а) формирование умения учиться (воспитание учебной мотивации, овладение учебными действиями и приемами самоконтроля, развитие способности к самооценке результатов учебной деятельности); б) стимулирование развития различных видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного); в) стимулирование развития форм мышления (понятий, высказываний, умозаключений); г) стимулирование развития логических приемов мышления (анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения). 3. Воспитательные: а) формирование трудовых качеств личности (трудовой активности, добросовестности, владения операционным составом, мастерства, положительного отношения к труду, взаимоотношения в трудовой деятельности); б) формирование социальных качеств личности (мировоззрения, нравственности, эстетических качеств). III. План урока 1. Соответствие этапов урока структуре учебной деятельности (постановка учебной задачи; учебные действия, направленные на ее решение; проверка решения учебной задачи; оценка ее результатов). 2. Выделение целей, подчиненных главной учебной цели урока и составление иерархической системы целей урока. 3. Составление развернутого плана урока, продумывание дозировки времени. IV. Содержание урока 1. Отчетливое проявление основного содержания урока на всех этапах его проведения: · логическая связь знаний, актуализируемых для осознания и решения учебной задачи урока, с тем, что должны усвоить ученики на уроке; · ясное, понятное детям, но грамотное с математической точки зрения отражение ответа на главный вопрос в материалах урока; · отсутствие затруднений у школьников при ответе на итоговый вопрос о том, какие изменения произошли в их знаниях благодаря данному уроку. 2.Детальность и цельность разработки процесса усвоения нового содержания учащимися, использование передового опыта. 3.Предвидение затруднений учащихся и продумывание способов их преодоления на этапе подготовки урока. 6.Сиюминутная реакция учителя на ошибки учащихся. 7.Корректность формулировок учителя (вопросов, высказываний, рассуждений). программа производственной педагогической практики По специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования»
Срок обучения – сокращённый Форма обучения – очно-заочная Курс – 6, 11 семестр
Составители: к.п.н., профессор Т.И. Зиновьева к.п.н., доцент А.С. Львова
Программа педагогической практики по специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» утверждена на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ от «27» сентября 2012 года протокол № 01.
Директор Института педагогики и психологии образования А.И. Савенков
Ученый секретарь Совета Института педагогики и психологии образования П.В. Смирнова
Заведующие кафедрами: Содержание
Пояснительная записка
Данная программа подготовлена в связи с изменением учебного плана на основе «Программы педагогической практики по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» для студентов, имеющих среднее профессиональное образования по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» и обучающихся в университете в сокращенные сроки» / Сост. и отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГПУ, 2006. – 33 с. Для студентов Института педагогики и психологии образования, имеющих среднее педагогическое образование по специальности 0312 "Преподавание в начальных классах», обучение в университете осуществляется в сокращенные сроки и является второй ступенью в их профессиональном образовании. Поэтому выпускник университета должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности, владеть профессиональной педагогической рефлексией, видеть истоки психолого-педагогических явлений, объяснять их с научных позиций. Выпускник университета — это учитель, свободно владеющий современными технологиями педагогической деятельности, готовый к реализации развивающего потенциала современных учебно-методических комплектов на основе исследовательского подхода к обучению детей. Для решения этих задач в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и Положением о педагогической практике студентов МГПУ в учебные планы очно-заочного отделения Института педагогики и психологии образования включена педагогическая практика. Ее цель — помочь студентам установить тесные взаимосвязи изучаемых в университете дисциплин с практикой обучения, воспитания и развития младших школьников; способствовать развитию имеющихся у студентов профессиональных умений и навыков (составляющих основу педагогического мастерства), формированию творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. Oсновным принципом формирования программы педагогической практики в университете является принцип преемственности содержания образования, предполагающий расширение и углубление в вузе приобретенных в педколледже знании и умений и их дальнейшее профессиональное развитие с учетом требований к уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 050708.65. Задачи педагогической практики: — применение впроцессе воспитания, обучения и развития младших школьников усвоенных в университете знаний и педагогических технологий; — развитие профессионального мышления студентов и устойчивого интереса к педагогической деятельности; — развитие умений строить учебно-воспитательный процесс в начальной школе с учетом результатов психолого-педагогической диагностики; — развитие у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; — выработка у студентов собственного стиля профессиональной деятельности. Решение названных задач в процессе педагогической практики способствует формированию и развитию следующих профессиональных умений. В области конструктивных функций : — определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и социально- психологических особенностей коллектива; — планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс в психологических, дидактических, методических и аксиологических аспектах с учетом современных технологий обучения; — обоснованно выбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспитания, прогнозировать и выявлять результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития; — способствовать развитию познавательной активности, интересов и потребностей детей, используя культурно-образовательные пространства на исторических территориях Москвы; — осуществлять воспитательную работу в групповом коллективе образовательного учреждения; -— проводить индивидуальную работу с детьми, осуществлять педагогическое просвещение родителей с учетом меняющихся социальных условий, вовлекая семьи в образовательный процесс; — развивать у детей потребность в здоровом образе жизни, соблюдение правил личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности; — использовать в учебно-воспитательном процессе различные информационно-коммуникационные технологии; — обеспечивать адекватное дидактическое сопровождения образовательного процесса; — проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности. В области организаторских функций: — организовывать учебно-познавательную деятельностью детей и формировать у них универсальные учебные действия; — рационально распределять время на занятиях и во внеурочной деятельности, выполнять намеченный план; — организовывать воспитательную работу средствами учебных предметов и внеурочной деятельности; — организовывать индивидуальную работу, работу с группой, коллективом (классом, группой, родителями). В области коммуникативных функций: — использовать разнообразные формы и методы педагогического — строить деловые и личные отношения со всеми участниками — создавать благоприятные условия для разностороннего развития личности. В области исследовательских функций: — изучать личность ребенка с целью диагностики и проектирования его образовательной траектории; — изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии образования и воспитания), проводить педагогический эксперимент.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.011 с.) |