Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Анализ деятельности школьниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Направленность познавательной деятельности: вкакой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую. 2.Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания? 3.Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения. 4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях. 5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий. 6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее были выражены эмоции, с чем это связано? 7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся. 8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано? 9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отмстить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи. II. Анализ деятельности учителя 1. Информационная функция учителя: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), умение прогнозировать усвоение информации школьниками. 2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника. 3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом. 4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке. 5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений. 6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя. III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся 1.Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение. 2.Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности. 3.Характеристика отношения учащихся к предмету. 4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем, 5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока. Л.Н. Азарова Психолого-педагогическая характеристика Учащегося начальной школы Отчетная документация: · Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника · Протоколы психодиагностического обследования младшего школьника Краткие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника Главная задача при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника – увидеть и понять индивидуальность ребенка. Большее количество показателей по различным методикам не всегда обеспечивает целостность видения личности. Нельзя делать выводы только на основе показателей по психодиагностическим методикам, необходимо учитывать широкий контекст развития ребенка. Следует обратить внимание на специфические особенности деятельности и поведения ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, характер взаимоотношений с одноклассниками и учителем. Психолого-педагогическая характеристика составляется как на основе наблюдения за ребенком в процессе всей практики, так и на основе использования специальных психодиагностических методик. Работу по составлению психолого-педагогической характеристики следует осуществлять поэтапно: 1. Ознакомиться с ориентировочным планом психолого-педагогической характеристики младшего школьника. 2. Определить необходимые методы психодиагностики. 3. Подобрать методики для диагностического обследования школьника. 4. Подготовить необходимый стимульный материал. 5. Провести диагностическое обследование ученика начальной школы. 6. Обработать полученные материалы, сделать заключения. 7. Составить психолого-педагогическую характеристику. План психолого-педагогической характеристики младшего школьника 1. Общие данные Фамилия, имя ____________________________________________ Школа ____________ класс ______________ возраст __________ Краткий словесный портрет. Состав семьи. Особенности организации второй половины учебного дня. 2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе Сформированность учебных навыков. Учебная мотивация. Сформированность понятия учебной задачи. Интеллектуальная активность. Работоспособность. 3. Особенности развития психических функций Общая осведомленность (кругозор). Память. Мышление. Речь. Произвольность деятельности. Моторика. 4.Личностные характеристики. Направленность. Эмоциональная сфера. Общительность. Освоение норм поведения. 5.Выводы. Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника
Рекомендуемые психодиагностические методики: 1. Беседа: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.) 2. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999.) 3. Методика изучения сформированности понятияучебной задачи (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.) 4. Методика наблюдения свойств темперамента (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.) 5. Методика наблюдения интеллектуальной активности школьников на уроке (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.) 6. Методика наблюдения за эмоциональными проявлениями школьника ( Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000) 7. Методика изучения кратковременной речевой памяти и зрительной памяти (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.) 8. Методик изучения мыслительных операций (Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000.) 9. Методика изучения направленности личности «Цветик – семицветик». (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.И., 1993.)
Пример психолого-педагогической характеристики младшего школьника, а также варианты оформления протоколов см. в кн. Азарова Л.Н., Михайлова Е.В. Первый шаг в профессию: Учебно-методическое пособие по организации и проведению психолого-педагогической практики в начальных классах. – 2-е изд., исправл. – М.: МГПУ, 2009. – 112с. (есть в библиотеке ИППО) Подгорная А.К.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.01 с.) |