I. Анализ деятельности школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Анализ деятельности школьников



1.Направленность познавательной деятельности: вкакой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую.

2.Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащихся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания?

3.Соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного нахождения решения.

4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной дея­тельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, отметить случаи использования обобщенного содержания, было ли соотнесение конкретного и обобщенного в ответах школьников, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.

5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже; каков уровень осознания выполняемых действий.

6. Отношение учащихся к предмету занятий: в какие моменты урока наиболее были выражены эмоции, с чем это связано?

7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников, отметить случаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.

8. Устойчивость и динамичность отношений: одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось; если отношение менялось, то с чем это связано?

9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности детей: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, отмстить случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи.

II. Анализ деятельности учителя

1. Информационная функция учителя: характеристика подачи информации (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

4. Организаторская функция: организация учителем собственной деятельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.

5. Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию личности школьников, коллектива и коллективистических отношений.

6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, разнообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.

III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся

1.Результаты усвоения знаний: уровень усвоения, перспективное и оперативное их значение.

2.Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.

3.Характеристика отношения учащихся к предмету.

4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем,

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Л.Н. Азарова

Психолого-педагогическая характеристика

Учащегося начальной школы

Отчетная документация:

· Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

· Протоколы психодиагностического обследования младшего школьника

Краткие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника

Главная задача при составлении психолого-педагогической характеристики младшего школьника – увидеть и понять индивидуальность ребенка. Большее количество показателей по различным методикам не всегда обеспечивает целостность видения личности. Нельзя делать выводы только на основе показателей по психодиагностическим методикам, необходимо учитывать широкий контекст развития ребенка. Следует обратить внимание на специфические особенности деятельности и поведения ребенка на уроках и во внеурочной деятельности, характер взаимоотношений с одноклассниками и учителем.

Психолого-педагогическая характеристика составляется как на основе наблюдения за ребенком в процессе всей практики, так и на основе использования специальных психодиагностических методик.

Работу по составлению психолого-педагогической характеристики следует осуществлять поэтапно:

1. Ознакомиться с ориентировочным планом психолого-педагогической характеристики младшего школьника.

2. Определить необходимые методы психодиагностики.

3. Подобрать методики для диагностического обследования школьника.

4. Подготовить необходимый стимульный материал.

5. Провести диагностическое обследование ученика начальной школы.

6. Обработать полученные материалы, сделать заключения.

7. Составить психолого-педагогическую характеристику.

План психолого-педагогической характеристики младшего школьника

1. Общие данные

Фамилия, имя ____________________________________________

Школа ____________ класс ______________ возраст __________

Краткий словесный портрет.

Состав семьи.

Особенности организации второй половины учебного дня.

2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе

Сформированность учебных навыков.

Учебная мотивация.

Сформированность понятия учебной задачи.

Интеллектуальная активность.

Работоспособность.

3. Особенности развития психических функций

Общая осведомленность (кругозор).

Память.

Мышление.

Речь.

Произвольность деятельности.

Моторика.

4.Личностные характеристики.

Направленность.

Эмоциональная сфера.

Общительность.

Освоение норм поведения.

5.Выводы.

Памятка по составлению психолого-педагогической характеристики младшего школьника

Пункты психолого-педагогической характеристики Содержание и уровни развития Рекомендуемые методы психодиагностики
1. Общие данные  
Краткий словесный портрет Описание внешности ребенка без интерпретации фактов. Наблюдение.
Состав семьи Состав семьи – родственники, проживающие вместе в одной квартире с ребенком. 1. Беседа 2. Анализ школьной документации
Особенности организации второй половины учебного дня Посещение группы продленного дня, кружков; увлечения, выполнение домашнего задания. Беседа с ребенком.
2. Общая характеристика деятельности ребенка в школе  
Сформированность учебных навыков Оформление, грамотность и полнота всех работ, уровень выполнения проверочных работ. Анализ школьной документации
Учебная мотивация 1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и пр.) 3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит. 1. Беседа 2. Тестирование  
Сформированность понятия учебной задачи 1. Ребенок понимает необходимость действия для себя лично. Ребенок не понимает смысл действия как учебную задачу. Тестирование
Интеллектуальная активность 1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. 3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется. 1. Наблюдение по схеме за интеллектуальной активностью на уроке 2. Наблюдение по схеме за поведением ребенка
Работоспособность 1. Темп работы соответствует возрастной группе. 2. Замедленность темпа психической деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. 1. Наблюдение 2. Тестирование
3. Особенности развития психических функций  
Общая осведомленность (кругозор) 1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года и пр. 2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим. 3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны. Беседа
Память Уровни развития зрительной и речевой кратковременной памяти (низкий, средний, хороший, высокий). Тестирование
Мышление Уровень развития обобщений, сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между объектами). 1. Ребенок определяет смысл анализируемого, точно обобщает, обнаруживает закономерности и связи. 2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерностей нуждаются в стимулирующей помощи взрослого. 3. Задания, требующие анализа, сравнения, выделения главного и установления закономерностей выполняются с трудом, самостоятельный перенос навыка не осуществляется. Тестирование  
Речь 1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. 2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не достаточно выразительна. 3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложны, в речи много ошибок. 1.Наблюдение 2.Тестирование  
Произвольность деятельности 1. Ребенок удерживает цель деятельности, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. 2. Удерживает цель деятельности, но в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при поддержке. 3. Деятельность хаотична, отдельные условия могут теряться в процессе работы, деятельность прерывается из-за возникающих трудностей, помощь малоэффективна. 1.Наблюдение 2.Тестирование  
Моторика Мелкая моторика: 1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами и пр. 2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением. 3. Рука развита плохо. Крупная моторика: 1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок. 2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок. 3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен. 1. Наблюдение 2. Тестирвоание    
4. Личностные характеристики  
Направленность Доминирующие мотивы и цели деятельности, интересы, мечты, идеалы. Тестирование  
Эмоциональная сфера Повышенный или пониженный фон настроения. Эмоции, преобладающие на уроках, на перменах. Эмоциональная возбудимость. Эмоциональная холодность. Склонность к аффектам в ситуации неуспеха. Наблюдение    
Общительность I. Потребность в общении. II. Контактность. III. Способность понимать другого человека. IV. Способность к сочувствию, сопереживанию (эмпатия). V. Умение пользоваться средствами общения: 1. Испытывает потребность в общении, достаточно легко вступает в контакт, понимает другого человека, проявляет эмпатию, хорошо владеет элементарными средствами общения. 2. Установление новых контактов и общение затруднены; недостаточно выражены: потребность в общении, эмпатия, понимание другого человека, владение элементарными средствами общения. 3. Испытывает затруднения в общении, не контактный; слабо выражены: потребность в общении, эмпатия, понимание другого человека; не владеет элементарными средствами общения. 1. Наблюдение 2. Тестирование  
Освоение норм поведения 1. Поведение организованное, правильно воспринимает ситуацию, адекватно ведет себя. 2. Поведение недостаточно организованное, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны. 3. Поведение неорганизованное, часто не понимает ситуацию и реагирует на нее неадекватно. Наблюдение  
5. Выводы  
1. Соответствие развития психических функций ученика возрастным нормам (норма, опережение, отставание). 2. Предполагаемые причины характерных трудностей в обучении и межличностном общении. 3. Возможные пути преодоления трудностей ребенка в обучении и общении (проведение более глубокой диагностики, оказание индивидуальной помощи в преодолении конкретных трудностей, консультация по выявленной проблеме со школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником, преподавателем физической культуры (в зависимости от характера проблемы), беседа с родителями…)  

 

Рекомендуемые психодиагностические методики:

1. Беседа: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.)

2. Методика изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. (Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М.: ФОЛИУМ, 1999.)

3. Методика изучения сформированности понятияучебной задачи (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

4. Методика наблюдения свойств темперамента (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

5. Методика наблюдения интеллектуальной активности школьников на уроке (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.)

6. Методика наблюдения за эмоциональными проявлениями школьника ( Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000)

7. Методика изучения кратковременной речевой памяти и зрительной памяти (Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

8. Методик изучения мыслительных операций (Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; «Союз», 2000.)

9. Методика изучения направленности личности «Цветик – семицветик». (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.И., 1993.)

 

Пример психолого-педагогической характеристики младшего школьника, а также варианты оформления протоколов см. в кн. Азарова Л.Н., Михайлова Е.В. Первый шаг в профессию: Учебно-методическое пособие по организации и проведению психолого-педагогической практики в начальных классах. – 2-е изд., исправл. – М.: МГПУ, 2009. – 112с. (есть в библиотеке ИППО)

Подгорная А.К.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.019 с.)