Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая практика↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН ___________ А.Г. Ряписова
«30» августа 2011 г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование Профили: «Биология», «География», «Безопасность жизнедеятельности» Степень выпускника: Бакалавр
Новосибирск 2011
СОСТАВИТЕЛЬ: Ряписова Алевтина Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН ___________________ А.Г. Ряписова
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН (протокол № 1 от «30» августа 2011 г.)
СОГЛАСОВАНО Директор ИЕСЭН __________________ А.Е. Просенко
Начальник УМУ __________________ Е.В. Добровольская
Директор библиотеки __________________ Л.Н. Есина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профессиональная производственная психолого-педагогическая практика студентов регламентируется ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» и СТО НГПУ 7.5-05/03-2012. Ее содержание ориентировано на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Цель практики – закрепление полученных психолого-педагогические знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в роли классного руководителя, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки студента и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачи психолого-педагогической практики определены ФГОС ВПО. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития; – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями); – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Место психолого-педагогической практики в структуре ООП бакалавриата. Психолого-педагогическая является обязательной частью профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» и рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских занятиях учебных дисциплин профессиональной подготовки «Педагогика» и «Психология». В соответствии с учебным планом производственная психолого-педагогическая практика на дневной форме обучения проводится в 5 семестре длительностью в две недели. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Учебная практика проводится в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Учебная практика предполагает отчет обучающегося об итогах практики и отзыв руководителя практики (приложение). Формой итогового контроля является зачет с дифференцированной отметкой (отлично, хорошо, удовлетворительно). По итогам практики проводится конференция, составляются письменные отчеты студентов, прилагаются характеристики-отзывы от классного руководителя. Требования к результатам обучения Содержание профессиональной производственной психолого-педагогической практики студентов ориентировано на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3); способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4); способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7). После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений: - гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи; осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; - конструктивные – умение определять цели и задачи деятельности классного руководителя, умение составлять план деятельности на неделю, четверть с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы школы, организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития; осуществлять рефлексию способов и результатов своих профессиональных действий; эффективно взаимодействовать с педагогами школы и другими специалистами по вопросам воспитания и развития детей. - коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством школы. - организаторские – умение создавать оптимальные условия для воспитания и развития детей в условиях образовательной организации; умение организовать свой труд; умение организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов; умение организовать (спланировать и провести) мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера. - информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования. Производственная педагогическая практика предоставляет студентам условия, максимально приближенные к профессиональным условиям работы. При прохождении этой практики студенты знакомятся с различными видами образовательных учреждений (гимназиями, лицеями, негосударственными образовательными учреждениями и др.). Она обеспечивает вовлеченность субъекта в образовательный процесс и дает возможность реализовать все функциональные обязанности. В процессе такой практики студенты приобретают также умения и навыки работы с нормативными документами, составления планов, конспектов, сценариев. На данном этапе студент выполняет серию производственных заданий; формирует умения практически решать выявленную профессиональную проблему; работает в качестве стажера. Таким образом, он нацелен на гармонизацию основных функций бакалавра. Именно способность будущего профессионала гармонизировать в своей работе все основные виды общепрофессиональной деятельности служит важным показателем сформированности основных умений и навыков. Таким образом в рамках психолого-педагогической практики в конкретных образовательных учреждениях г. Новосибирска реализуются технология формирования умений и навыков бакалавра взаимодействовать ссубъектами образовательного процессаитехнология гармонизации общепрофессиональных умений и навыков будущего бакалавра в профессиональной деятельности [3, СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 Организация и проведение профессиональных практик, приложение Е].
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ В период производственной педагогической практики студент-практикант: – выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, становясь членом коллектива учреждения; – участвует в установочном и итоговом мероприятиях по практике на факультете/институте; – участвует в установочном и итоговом мероприятиях по практике в организации; – в период практики подчиняется правилам внутреннего распорядка организации (учреждения, предприятия), соблюдает правила техники безопасности, выполняет все распоряжения администрации организации и руководителей практики; – посещает мероприятия других студентов, участвует в их обсуждении; – изучает передовой опыт, овладевает передовыми технологиями, собирает практический материал для написания курсовой или дипломной работ; – ведет документацию (составлять индивидуальный план прохождения практики, дневник, отчет и т.д.) в соответствии с учебно-методическими материалами; – отчитывается о результатах своей работы на итоговых конференциях в учреждении и на факультете/институте, сдает групповому руководителю и преподавателям кафедр педагогики и психологии отчетную документацию [3, СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 Организация и проведение профессиональных практик, приложение М].
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА Таблица
Приложение ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА Бланк организации Студент ГОУ ВПО НГПУ_____________________________________ (фамилия, имя, отчество) _______________________________факультета/института, ____курса, профиля обучения _______________________________ проходил (а) производственную педагогическую практику в ___________________ ____________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения)
Студент проявил себя ________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практика оценивается (по 5-балльной шкале) ____________________
Руководитель организации _________________ ________________ (подпись) (И.О.Ф.) МП
Руководители практики ___________________ ________________ (подпись) (И.О.Ф.)
___________________ ________________ (подпись) (И.О.Ф.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
В последние годы школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, появилось много различных типов школ, возросло число специфических внутренних задач, которые смогла ставить и решать каждая конкретная школа. В настоящее время экспериментирование в сфере среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами, уровневым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями, формами организации и методами осуществления процесса обучения. В современной психологической литературе понятие «образовательная среда» определено следующим образом: «комплексный анализ всех образовательных воздействий в их специфическом проявлении и сочетании, характерном для конкретной школы». Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [22; 28]. В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов, также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В. В. Давыдовым: – каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; – обучение организовано на основе ведущей деятельности; – продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности; – в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса [28]. Кроме того, следует помнить, что культура школы начинается с культуры школьного быта и отношения к среде обитания. Совокупность определенных элементов общечеловеческой культуры, несомненно, оказывает влияние на развитие и воспитание личности подростка: оборудование школьного здания, интерьер школы, материально-техническое оснащение учебных классов и мастерских, столовой, туалетных комнат, одежда детей, характер взаимоотношений учащихся и педагогов (который ярко проявляется на переменах), социально-психологический климат школы и т.д.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Данная технология разработана Н.Е. Щурковой, область ее применения – универсальна: это может быть урок, классный час, родительское собрание … Самой трудной частью организации работы с группой является начало содержательного взаимодействия – пролог.
ЭТАП – ПРОЛОГ 1. Обращение к учащимся согласно социальной роли, которую будут исполнять. Например: девушки и юноши, юные исследователи, юные философы, путешественники, эстеты, мыслители, соотечественники, дорогие современники, уважаемые коллеги, мои друзья… Затем – приветствие. 2. Вопрос о готовности и удобстве. 3. Объявление темы. 4. Согласование цели (предполагаемый результат) и задач урока. 5. Мотивация (ради чего мы это делаем, социальная ценность) 6. Личностный смысл деятельности (для каждого из нас либо …, либо…; одному - …, другому - …). 7. Объем и время работы. 8. Роль каждого (группа ораторов, группа мыслителей, группа экспертов и т.д.). ЭТАП – ЭТЮД Назначение этого этапа – формировать представление о предмете. Очень важен образ предмета, четкая картинка, которую можно создать разнообразными способами. Например: · продемонстрировать реальный предмет, · создать или показать рисунок, · привести пример художественного образа, · провести ролевую игру, · воспроизвести жизненную ситуацию, · обратиться к воспоминаниям… ЭТАП – ЭКСПЛИКАЦИЯ Экспликация – это «развернутая мысль», предполагает последовательные ответы на вопросы: · что? (определение, словарное понятие), · зачем? почему? (зачем создано людьми?), · где (где встречается в жизни человека?), · когда? (в какой период жизни, при каких ситуациях нужен человеку, помогает ему), · как? (способы обращения с этим явлением). ЭТАП – ПРАКТИКУМ Данный этап призван формировать умения, с помощью разнообразных приемов: · упражнение (разовые действия), · тренинг (в многообразии ситуаций, в меняющихся условиях), · деловое задание, · отсроченное задание (в течение двух недель попробуйте это делать, а потом расскажите…), · ролевая игра, контрольное задание, · состязание (конкурс умельцев…). ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия – это мысленное возвращение в прошлое и оценивание. Рефлексию обязательно должен выполнить каждый. По очереди (по кругу, по цепочке…), по мере готовности (последним говорит мужчина). Варианты организации рефлексии: продолжить фразу, отправить СМС-сообщение. Последним следует выполнить рефлексию педагогу.
Мастер-класс Н.Е. Щурковой «Технология работы с группой» представлен в Приложении на CD-диске.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Выбор доминирующего типа обучения (методической системы) определяется целями обучения, видами деятельности и ведущими психологическими механизмами (рис. 1). Так, например, если в традиционной педагогике XVII–XIX вв. целью обучения признавалось усвоение фактов или описание явлений, основным видом деятельности – «обучение через информацию» (трансляцию обучающими и восприятие обучающимися основ научного знания), с опорой на такие психические познавательные процессы как восприятие и память, то соответствующими методами обучения являлись объяснение, рассказ, инструктаж, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности сложилась объяснительно-иллюстративная система обучения.
Рис. 1. Характеристика традиционной и инновационной моделей образования
Современная педагогическая концепция декларирует совсем иные цели обучения – развитие самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества. Это закономерно требует разработки совершенно иной методической системы – активного обучения. Методы активного обучения ориентированы на «обучение через деятельность» (внутренне мотивированную, осознанную и целенаправленную активность субъектов), с опорой на мышление, воображение, осуществление разнообразных способов интеллектуальной и творческой деятельности. Само название методов предполагает активность личности в качестве главного фактора успешного обучения, а деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковыйхарактер. Именно поэтому активные методы ассоциируют с инновационной образовательной парадигмой, нацеленной на развитие потенциала личности, в противовес традиционной образовательной парадигме, направленной на усвоение обучающимися опыта человечества (рис. 1). Естественно, что такой тип обучения иначе определяет роли преподавателя и обучающихся, характер взаимодействия между ними и взаимоотношения внутри группы. Самое значительное место среди активных методов обучения (вместе с методами проблемного и программированного обучения) занимают интерактивные методы (интеракция – от анг. interaction; нем. interaktion – взаимодействие людей друг с другом). Интерактивные методы – это методы активного обучения, опирающиеся, прежде всего, на такие механизмы активности личности, которые связаны с эффектами группового взаимодействия, сотрудничества, совместной деятельности по решению тех или иных образовательных задач, стоящих перед группой обучающихся; они предполагают интеракции субъектов обучения – обмен коммуникативными, когнитивными и личностными действиями [30]. К методам данной группы относят дискуссию, игру, тренинг, анализ конкретных ситуаций, метод проектов (рис. 2).
Рис. 2. Классификация активных методов обучения Для всех интерактивных методов обучения характерны следующие общие черты:
Важно отметить, что ведущей деятельностью детей подросткового возраста является (по Б.Д. Эльконину) межличностное общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников. Подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе, получить у других людей оценку своих возможностей (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к проявлению своих возможностей и поиск признания ценности собственной личности, желание занять определенную социальную позицию, что отвечает потребности в самоопределении (14—15 лет). В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Еще в 20-е годы XX века исследованиями Л.С. Выготского были заложены психологические основы развивающего обучения, ученый обосновал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика». На основе этой методологии Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным разработаны теоретические положения в области развивающего обучения и создания эффективных психолого-педагогических теорий и технологий активного образования. Теоретические работы и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и дидактики подтвердили, что совместный, групповой характер интеллектуальной деятельности способствует интеллектуальному и личностному развитию, значительно повышает уровень не только учебных достижений обучающихся, но и уровень коммуникативной и социальной компетентности. Таким образом, необходимость применения интерактивных методов обучения имеет теоретическое обоснование и практическое подтверждение. Их обязательное применение в объеме не менее 25 % зафиксировано в содержании федеральных государственных образовательных стандартов.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Таблица 5
Общие сведения об уроке
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Для того чтобы обучать учащихся, очевидно, необходимо знать не только учебный предмет (химию, биологию, географию), но и самих школьников. Выберите для углубленного психолого-педагогического изучения одного из учащихся, познакомьтесь с ним как можно ближе, установите хороший контакт, внимательно и вдумчиво наблюдайте за его поведением на уроках и вне уроков, постарайтесь понять характер отношений учащегося к школе и учебной деятельности, к одноклассникам и учителям. Побеседуйте с вашим испытуемым о его интересах и предпочтениях, проблемах и успехах. Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, которые помогут вам глубже понять психологический облик школьника. Проведите несколько тестов, диагностирующих интересы и склонности, уровень самооценки и уровень тревожности школьника. (Схема наблюдения за школьником, вопросы для беседы с ним и классным руководителем, психологические тесты, опросники, графические методики содержатся в приложении). Помните, что понять индивидуальность, уникальность психологического склада можно только при внимательном и заинтересованном отношении к личности другого человека. Приступая к написанию характеристики личности школьника, соберите, осмыслите и упорядочите все полученные материалы. Написание этого текста нельзя превращать в формальное и бездушное перечисление качеств и свойств личности, а также представления количественных результатов тестирования. Характеристика создается для того, чтобы педагог мог осуществлять свою профессиональную деятельность по отношению к школьнику, успешно направляя свои усилия на поддержку, инициацию развития ребенка. Именно развивающаяся личность, уникальная и неповторимая, испытывающая проблемы и трудности, но питающаяся доступными способами преодолеть их, обрести жизнеспособность в сложных и неопределенных условиях сегодняшнего дня – цель педагогики. Написание этой характеристики не только поможет Вам сформировать у себя необходимое профессиональное умение, но и поможет глубже понять психологические особенности сегодняшних учеников. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Для успешной работы с детским ученическим коллективом, для управления его развитием и решения сложных учебно-воспитательных задач учителю необходимо овладеть умением анализировать характер общения и взаимоотношений между учащимися. Чтобы получить необходимые для анализа достоверные материалы, нужно провести глубокое исследование (диагностику) межличностных отношений детей, социально- психологического климата в классе, используя разнообразные научные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, социометрический тест. Методом наблюдения 1) Понаблюдайте, как учащиеся общаются друг с другом на переменах, во внеурочное время: с удовольствием или без удовольствия, доброжелательно или недоброжелательно, проявляют в большей мере взаимную симпатию или антипатию, интерес или безразличное отношение к успехам и неудачам друг друга. 2) Обратите внимание: все ли ребята вовлечены в общение, нет ли тех, с кем никто не общается. Есть ли в классе ребята, которые всегда находятся в “центре общения”? Как они проявляют они себя по отношению к одноклассникам (жестко распоряжаются, командуют другими, используя угрозы, шантаж, особенно по отношению к “слабым”, или достаточно доброжелательны со всеми, склонны обсуждать по-товарищески общие дела, брать на себя большую ответстве
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.016 с.) |