Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и методики изучения школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. В период педагогической практики необходимо будет применять методы эмпирического познания педагогических явлений: наблюдение; изучение школьной документации; анализ продуктов деятельности; беседа, анкетирование; социометрия; тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение теоретических источников. Наблюдение заключается в восприятии явлений с помощью органов чувств и представляет собой фиксацию и сбор фактов проявления испытуемых в педагогическом процессе в разнообразных видах деятельности. При организации наблюдения как метода научного исследования должны быть заранее выделены его объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Для последующей обработки результатов все данные необходимо фиксировать. Кроме того, научное наблюдение в отличие от обыденного отличается опорой на определенную педагогическую концепцию, аналитическим и комплексным характером. Наблюдение позволяет изучать объект в его целостности и расчлененности, в его естественном функционировании. Трудность применения данного метода состоит, прежде всего, в том, что исследователю приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют его фон. Но основное ограничение этого метода заключается в том, что наблюдению доступны лишь внешние проявления процесса, наблюдать можно то, что поддается восприятию органов чувств. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны явлений. Например, нельзя обнаружить мотив деятельности, проследить за ходом мысли, определить степень интеллектуального, эмоционального или физического напряжения. Кроме того, на качество наблюдения и трактовку полученной информации оказывает влияние субъективность восприятия исследователя, сказываются и установки, наличие определенного ожидания, сложившиеся ранее впечатления. Результаты наблюдения зависят и от настроения наблюдателя, его сосредоточенности. При фиксации результатов наблюдения невозможно сделать точные замеры. Поэтому при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Метод опроса используется в разнообразных формах: в виде устного опроса – интервью, беседа; в виде письменного опроса – анкетирование. Беседа является динамичным, гибким методом изучения педагогических явлений и процессов. Данные, полученные этим методом, носят во многом объективный характер. С помощью бесед удается выяснить не только взгляды, мнения, отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа располагает возможностями проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины и мотивы его поступков и действий, что является крайне важным. Однако следует иметь в виду, что не у каждого учащегося и не всегда слово совпадает с делом. Поэтому данные бесед исследователь непременно сопоставляет с данными, полученными с помощью других методов исследования. Беседа как метод исследования сложна по применению, требует тщательной подготовки. Для успешной организации беседы определяются ее цель, рамки содержания разговора, составляется программа, намечаются место и время ее проведения. На этапе подготовки беседы тщательно продумываются общая логика беседы и последовательность вопросов для обсуждения. Следует заранее позаботиться о том, чтобы их формулировки были четкими, понятными, тактичными, иначе они не расположат к откровенному, доверительному разговору. Определяя стратегию и тактику ведения беседы, предвидя различные варианты ее течения, полезно продумать разные варианты одного и того же вопроса, чтобы поставить его в удобной для собеседника форме, и наметить различные формы возможных дополнительных вопросов (конкретизирующие, уточняющие, альтернативные, провокационные и др.). Тщательная подготовка к беседе вовсе не исключает импровизацию в процессе применения данного метода. Как правило, непременно возникает необходимость проведения фрагмента беседы экспромтом. И здесь крайне важны умения исследователя использовать ситуацию, проявлять находчивость, быстро ориентироваться в диалоге. Безусловно, что успех беседы во многом зависит от типа взаимоотношений участников беседы и от умения вызвать собеседника на откровенность. Отчасти поэтому беседа ведется без видимой записи ответов респондента. Успешность беседы зависит от личностных особенностей и коммуникативной компетентности исследователя, а так же от наличия у него специальных навыков. Будущий педагог должен вырабатывать у себя следующие навыки: – умение установить положительный эмоциональный контакт с собеседником (с учителем, родителями, со школьником), способствующий свободному протеканию коммуникаций; – умение правильно сформулировать и задать вопрос, своевременно обнаружить и скорректировать непонятые или неприятные для собеседника вопросы, быть гибким при формулировке вопросов; – умение активно и заинтересованно слушать, точно воспринимать информацию, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы; – умение критично оценить информацию, правильно понять ответ, учитывая качество сообщений, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекстов; – умение учитывать в беседе возрастные и индивидуальные особенности собеседника, способность сопереживать ему; – умение увидеть ситуацию глазами другого человека (подростка, учителя) при одновременном сохранении профессиональной объективности. Анкетирование – это письменный вид опроса, наиболее оперативный способ сбора информации. Анкета представляет собой объединенную единым исследовательским замыслом систему вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик предмета исследования. Композиция анкеты – это своего рода сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует краткое вступление, где содержится обращение к респонденту, излагаются тема и цель опроса, приводится инструкция по технике заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые по смыслу, их задача – сформировать психологическую установку на сотрудничество, вызвать интерес к заполнению анкеты, заинтриговать собеседника, ввести в курс обсуждаемой темы. Более сложные вопросы, требующие размышлений, активизации памяти, сосредоточенности, размещаются в середине анкеты. Ближе к концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, и в заключении обычно помещают «паспортичку» – блок социально-демографических вопросов, имеющих значимость в аспекте исследуемой темы (пол, возраст, образование, стаж работы, место работы, семейное положение и т. д.). Все вопросы анкеты можно классифицировать по следующим основаниям: - по содержанию (о фактах сознания и поведения респондента, о его личностных качествах); - по форме (открытые и закрытые; прямые и косвенные); - по функции (основные и дополнительные). Определяя содержание и последовательность вопросов анкеты, важно не допускать влияния предшествующих вопросов на последующие, а их формулировки не должны содержать подсказок, не внушать представлений о “плохих” и “хороших”, “правильных” и “неверных” вариантах ответов. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов (да – нет; всегда, часто, иногда, редко, никогда). Таким образом, исследователь помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок. В отличие от закрытых вопросов открытые не содержат подсказок и не ограничивают варианты ответа. Именно вопросы открытого типа дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и позволяют собрать богатую по содержанию информацию. Число строк для записи ответа зависит от характера вопроса. Применяются и вопросы полузакрытой формы – когда приводится несколько вариантов ответа, а после этого допускается еще и свой, не содержащийся в перечне, вариант ответа. Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. С целью проверить искренность ответов респондентов в анкету включаются контрольные вопросы. Например, основной вопрос: «Применяете ли Вы на уроках методы проблемного обучения?», за ним следует контрольный вопрос: «Какие из них Вы считаете наиболее эффективными в работе с подростками?», и еще: «Приведите, пожалуйста, недавний пример из собственного педагогического опыта». За основным вопросом «Читаете ли Вы регулярно психолого-педагогическую периодическую литературу (журналы, газеты)?» может следовать контрольный вопрос: «Если “да”, то какая статья и в каком издании привлекла Ваше внимание за последнее время?» Материалы опросных методов подлежат качественной и количественной обработке. Первичная обработка данных заключается в составлении матрицы, куда заносятся результаты опросов, которые затем анализируются и обобщаются. Результаты можно представить в натуральных числах, в сравнительных величинах, в процентном соотношении. Если варианты закрытых вопросов образуют некоторую убывающую шкалу (например, “абсолютно удовлетворен”, “удовлетворен не полностью”, “не всегда удовлетворен”, “чаще не удовлетворен”, “совершенно не удовлетворен”), то имеется возможность провести количественную обработку ответов, дав каждому ответу определенный условный балл от 5 до 1. Опросники дают возможность собрать необходимый фактический материал, но, кроме того, процесс применения методов опроса сам по себе имеет большое воспитывающее значение: обдумывая ответ, школьник невольно осмысливает свое отношение к окружающему, к себе, что содействует развитию самосознания, самокритичности, приводит к самооценке, формирует ответственность за свое поведение, поступки. В приложении содержатся программа наблюдения за подростком, вопросы к беседе со школьником и классным руководителем, примерные вопросы анкеты для учащихся, разнообразные опросные, игровые и графические методики, тесты. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Для того чтобы обучать учащихся, очевидно, необходимо знать не только учебный предмет (химию, биологию, географию), но и самих школьников. Выберите для углубленного психолого-педагогического изучения одного из учащихся, познакомьтесь с ним как можно ближе, установите хороший контакт, внимательно и вдумчиво наблюдайте за его поведением на уроках и вне уроков, постарайтесь понять характер отношений учащегося к школе и учебной деятельности, к одноклассникам и учителям. Побеседуйте с вашим испытуемым о его интересах и предпочтениях, проблемах и успехах. Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, которые помогут вам глубже понять психологический облик школьника. Проведите несколько тестов, диагностирующих интересы и склонности, уровень самооценки и уровень тревожности школьника. (Схема наблюдения за школьником, вопросы для беседы с ним и классным руководителем, психологические тесты, опросники, графические методики содержатся в приложении). Помните, что понять индивидуальность, уникальность психологического склада можно только при внимательном и заинтересованном отношении к личности другого человека. Приступая к написанию характеристики личности школьника, соберите, осмыслите и упорядочите все полученные материалы. Написание этого текста нельзя превращать в формальное и бездушное перечисление качеств и свойств личности, а также представления количественных результатов тестирования. Характеристика создается для того, чтобы педагог мог осуществлять свою профессиональную деятельность по отношению к школьнику, успешно направляя свои усилия на поддержку, инициацию развития ребенка. Именно развивающаяся личность, уникальная и неповторимая, испытывающая проблемы и трудности, но питающаяся доступными способами преодолеть их, обрести жизнеспособность в сложных и неопределенных условиях сегодняшнего дня – цель педагогики. Написание этой характеристики не только поможет Вам сформировать у себя необходимое профессиональное умение, но и поможет глубже понять психологические особенности сегодняшних учеников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.007 с.) |