Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение ученического коллектива методом беседы

Поиск

Перепроверьте свои наблюдения, гипотезы в беседе с классным руководителем, учителями-предметниками. Их ответы тщательно запишите и осмыслите.

Побеседуйте со школьным психологом. Выясните: проводил ли он диагностику общения и взаимоотношений между учащимися данного класса? Какие методы при этом использовались? Какие результаты получены?

Обязательно узнайте: проводилась ли психологом какая-либо специальная работа по результатам диагностики? Свою беседу со школьным психологом запротоколируйте.

При составлении характеристики межличностных отношений учащихся Вашего класса Вы можете сослаться на данные психолога, беседу с ним.

Изучение классного коллектива методом анкетирования

Для изучения межличностных отношений в классе проведите опрос (в виде анонимного анкетирования) учащихся.

Заранее подготовьте для каждого ученика бланк анкеты. Анкета может включать в себя следующие вопросы:

1. Нравится ли тебе учиться в этом классе:

- очень,

- скорее да, чем нет,

- не очень нравится,

- вообще не нравится.

Почему?

2. Хотел(а) бы ты перейти в другой класс?

- да,

- нет,

- не знаю.

Свой ответ обоснуй.

3. С каким утверждением ты готов(а) больше согласиться:

- большинство ребят нашего класса - хорошие люди,

- в нашем классе есть всякие люди,

- большинство моих одноклассников - плохие, неприятные люди.

4. Если бы возникла возможность вместе провести каникулы, как бы ты к этому отнесся (отнеслась):

- хорошо,

- не знаю,

- мне бы этого не хотелось.

5. Если бы твой класс решили расформировать, как бы ты к этому отнесся (отнеслась):

- мне все равно,

- я бы огорчился (огорчилась),

- я бы обрадовался (обрадовалась).

6. Дружишь ли ты с кем-либо из своих одноклассников? (назови)

7. Есть ли в классе ребята, с которыми ты не общаешься, которые тебе неприятны? (назови)

8. Кто в вашем классе пользуется большим уважением? Как ты считаешь, почему?

 

Анкета может включать и другие вопросы.

Проанализируйте результаты анкетирования; проведя необходимые подсчеты:

- Какой % учащихся класса свою принадлежность к данному классу рассматривает как позитивный факт?

- Какая тенденция преобладает: положительное отношение к одноклассникам или негативное?

- Какой % учащихся имеет друзей среди одноклассников?

- Есть ли в данном классе отверженные (ребята, с которыми никто не хочет общаться)?

- Кто является лидером в классе?

- Что можно сказать о данном классе, о взаимоотношениях между учащимися, зная, кто является лидером?

 

Исследование взаимоотношений между учащимися

Методом социометрии

Дополнить и уточнить Ваше представление о классе, о взаимоотношениях между учащимися Вам поможет социометрический тест.

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Процедура: каждому ученику в классе предлагается написать на листочке, который должен быть обязательно подписан, фамилии 3-х учеников в порядке предпочтения, с которыми данный учащийся с удовольствием общается (или хотел бы общаться) в свободное время. На выполнение задания дается 5-10 минут.

Для обработки полученных данных составьте список класса по алфавиту (сначала мальчики, потом девочки). Составьте карту групповой дифференциации школьного класса. Она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования (см. рис. 5). В первом круге располагаются (под номерами) учащиеся, получившие наибольшее количество выборов («звезды»), во-втором – среднее количество выборов («предпочитаемые»), в третьем – учащиеся, получившие 2 выбора («пренебрегаемые»), в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора («отверженные»).

На карте групповой дифференциации мальчики обозначены треугольниками, а девочки кружками. Стрелками обозначены выборы:

- устойчивые взаимные выборы обозначены сплошной линией,

- устойчивые невзаимные выборы обозначены сплошной линией, оканчивающейся стрелкой, направленной в сторону ученика, который является объектом постоянного выбора,

- неустойчивые взаимные выборы обозначены штриховой линией,

- неустойчивые невзаимные выборы обозначены штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика.


 

Рис. 5. Оформление результатов социометрического теста

 

Данная методика позволяет выявить положение каждого учащегося в системе межличностных отношений, а также определить, насколько благополучными являются эти отношения. Если большинство учащихся распределяются по первым двум статусным подгруппам (“звезды” и “предпочитаемые”) и в классе нет “отверженных”, то взаимоотношения между учащимися характеризуются как положительные, конструктивными. Если же в классе есть ярко выраженные “звезды” и “отверженные” и много “пренебрегаемых”, то данная ситуация рассматривается как проявление неблагополучия в отношениях между детьми.

 

Другие методики проведения педагогической диагностики личности и коллектива содержатся в Приложении на CD-диске.

 

Обобщите данные наблюдения, беседы, опроса, тестирования и напишите развернутую характеристику межличностных отношений в классе.

 

Схема психолого-педагогической характеристики

Классного коллектива

Общие сведения о классе (школа, класс, количество учащихся, из них – мальчиков, девочек, длительность совместного существования).

Характер общения учащихся друг с другом.

Отношения между группировками в классе.

Отношения между мальчиками и девочками.

Отношение к мнению друг друга, к успехам и неудачам друг друга.

Преобладающее отношение к похвалам и отрицательным оценкам класса.

Преобладающее отношение к факту принадлежности к данному классу.

Доминирующее в классе отношение к одноклассникам.

Характер распределения учащихся по 4 статусным подгруппам.

Характеристика лидера класса.

Характеристика основных норм (правил), по которым живет данный класс.

Сделайте общий вывод относительно степени благополучия взаимоотношений между учащимися.

Разработайте несколько конкретных рекомендаций для учителя по работе с данным классом [27].

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Содержание взаимодействия классного руководителя и учителя-предметника с родителями весьма обширно и включает следующие аспекты:

– ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– организация совместной практической жизнедеятельности детей и родителей;

– организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей, вовлечение родителей в управление школой;

– педагогическое корректирование семейного воспитания.

 

В теории и практике воспитательной работы представлено большое разнообразие форм работы с родителями учащихся. Среди них – следующие:

лекторий для родителей, тематические конференции, семинары и практикумы, дискуссии (диспуты), ролевые игры, тренинги общения, индивидуальные и групповые консультации, обзор и выставки психолого-педагогической литературы, встреча с..., участие в проведении конкурсов, экскурсий, походов, вечеров, выставок и ярмарок, организация работы кружков и факультативов, помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, благоустройстве школьной территории, клубы (например – семей первоклассников, выходного дня, бабушек и дедушек, женские), введение и поддержание школьных традиций («Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я – спортивная семья»), а также родительские собрания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.009 с.)