Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение как метод изучения личности школьника

Поиск

Наблюдение является сложным, но очень эффективным исследовательским методом. Выдающийся отечественный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что “умное психологическое наблюдение дает намного больше, чем глупый эксперимент”. Другой же великий психолог – А. Маслоу утверждал, “что индивидуальность можно увидеть только любящим взглядом”.

Вырабатывайте у себя навыки такого наблюдения, которое поможет Вам понимать мотивы поведения, поступков и действий школьников. Фиксируйте не только сами действия, слова, поступки, но ситуацию в целом (обстоятельства, эмоциональные проявления участников, последствия). Стремитесь интерпретировать те или иные факты в контексте, эмпатийно, пытайтесь мысленно ставить себя на место подростка, учитывайте не только физические действия, вербальные сигналы, но и невербальные сообщения. Ведите наблюдения систематически, в разных ситуациях (на уроках, на переменах, в общении со взрослыми и сверстниками). Используйте протоколы наблюдений при написании характеристики личности школьника.

Беседа как метод изучения личности школьника

Проведите беседу о подростке с учителем, с классным руководителем, с самим школьником. Используйте примерные вопросы для бесед, задайте те вопросы, которые кажутся Вам важными для понимания поведения и внутреннего мира подростка. Будьте тактичны, внимательны, заинтересованы. Полученные ответы запишите и используйте при написании характеристики личности школьника.

 

Примерные вопросы для беседы со школьником:

Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

Какие учебные предметы ты любишь больше других?

Что читаешь?

Твои товарищи. Что ты о них думаешь?

Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?

Твоя общественная работа и ее результаты?

Твое любимое занятие в школе и дома?

Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

Как ты относишься к своим родителям и почему?

Твое отношение к старшим?

Примерные вопросы для беседы с учителями и классным руководителем о школьнике:

Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на Ваших уроках.

Наиболее характерные случаи его недисциплинированности и Ваши ему советы (меры, указания).

Его способности в учебе, в работе. Его возможности.

Что Вас радует, что огорчает в поведении данного школьника.

 

Используйте другие методы изучения личности школьника, освоенные Вами на занятиях по педагогике и психологии, которые кажутся необходимыми и адекватными для выполнения задания. Это могут быть опросники, рисуночные методики, тесты (см. Приложение на CD-диске).

 

Схема психолого-педагогической характеристики личности

 

Психолого-педагогическая характеристика личности

учащегося____________________________________ класса______

 

1. Общие сведения о школьнике: фамилия, имя, возраст, как давно учится в данном классе, степень адаптированности, школьная успеваемость, общая характеристика поведения.

2. Физическое развитие и состояние здоровья.

3. Социальная ситуация развития (доминирующая социальная роль, положение в семье, отношение к родителям и др.взрослым, отношение со сверстниками, отношение к требованиям школы, семьи, моральным нормам, характер самооценки и уровня притязаний).

4. Направленность личности (интересы, склонности, идеалы, убеждения, ценностные установки).

5. Характер учебной деятельности:

отношение к школе и учебной деятельности;

уровень обучаемости;

учебная дисциплина, успеваемость,

характер учебных трудностей.

6. Психодинамические характеристики личности:

экстраверсия-интроверсия;

темп психической деятельности;

эмоциональность,

работоспособность,

активность, инертность,

сила, уравновешенность,

подвижность нервных процессов.

7. Характер:

самооценка,

уровень тревожности, агрессивности,

волевые черты характера (настойчивость, решительность,

целенаправленность, самостоятельность, упорство и т.д.);

отношение к себе, близким, другим людям, учителю,

отношение к труду

вредные привычки

наиболее выраженные черты характера, акцентуации.

8. Способности:

мышление: гибкость, глубина, самостоятельность,

степень сформированности мыслительных операций;

внимание: устойчивость, переключаемость, объем, концентрация;

специфика мнемических способностей: произвольная и непроизвольная память, зрительная, слуховая и т.д.;

особенности восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический тип;

речевое развитие: яркие речевые особенности, характер устной и письменной речи, речевая активность;

характер воображения репродуктивного и творческого.

9. Общий вывод:

позитивные и негативные характеристики личности, проблемы, трудности в поведении и учении; рекомендации для взрослых.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Для успешной работы с детским ученическим коллективом, для управления его развитием и решения сложных учебно-воспитательных задач учителю необходимо овладеть умением анализировать характер общения и взаимоотношений между учащимися. Чтобы получить необходимые для анализа достоверные материалы, нужно провести глубокое исследование (диагностику) межличностных отношений детей, социально- психологического климата в классе, используя разнообразные научные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, социометрический тест.

Изучение социально-психологического климата в классе

Методом наблюдения

1) Понаблюдайте, как учащиеся общаются друг с другом на переменах, во внеурочное время: с удовольствием или без удовольствия, доброжелательно или недоброжелательно, проявляют в большей мере взаимную симпатию или антипатию, интерес или безразличное отношение к успехам и неудачам друг друга.

2) Обратите внимание: все ли ребята вовлечены в общение, нет ли тех, с кем никто не общается. Есть ли в классе ребята, которые всегда находятся в “центре общения”? Как они проявляют они себя по отношению к одноклассникам (жестко распоряжаются, командуют другими, используя угрозы, шантаж, особенно по отношению к “слабым”, или достаточно доброжелательны со всеми, склонны обсуждать по-товарищески общие дела, брать на себя большую ответственность за положение дел в классе и т.п.)?

3) Приглядитесь: существуют ли в классе конфликтующие (враждующие) между собой группировки? Или же класс представляет собой достаточно сплоченный коллектив, где отношения между несколькими компаниями друзей (группировками) носят позитивный, доброжелательный характер?

4) Непосредственно общаясь с ребятами, обратите внимание, как ребята относятся к мнению друг друга (с уважением выслушивают друг друга или каждый считает свое мнение единственно верным, нетерпим к суждениям других)? Что более характерно для Ваших учеников: умение договариваться, организовывать совместную деятельность или стремление предъявлять друг другу претензии, уходить от ответственности за общее дело?

5) Понаблюдайте на уроках, во внеурочное время: какую реакцию вызывают у учащихся, успехи или неудачи товарищей (сопереживание, сорадование или чаще равнодушие, зависть, злорадство)?

6) Понаблюдайте: переживают ли учащиеся за свой класс если кто-либо из учителей или администрации школы дает отрицательную оценку класса (или же равнодушны к отрицательным оценкам класса, либо предъявляют друг другу претензии, ищут виноватых)?

7) Обратите внимание: как учащиеся воспринимают похвалу, поощрение класса (с радостью, испытывают чувство гордости или равнодушно).

Помните! Осуществляя наблюдения, старайтесь быть внимательными и объективными. Свои наблюдения протоколируйте как можно более подробно (не забудьте указать дату наблюдения и описать ситуацию, в которой разворачивалось общение учащихся друг с другом).

Обязательно после проведения наблюдения осмыслить полученные материалы; в тактичной, а не в обвинительной форме выскажите (письменно) свои суждения, гипотезы относительно характера общения и взаимоотношений между учащимися, проведя серию наблюдений, охарактеризуйте социально-психологический климат в классе, опираясь на те вопросы, которые обозначены в данных рекомендациях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1067; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.009 с.)