Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра психологии личности и специальной психологии↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра психологии личности и специальной психологии
ОТЧЕТ О прохождении научно-исследовательской и квалификационной практики студентки 5 курса 52 группы Жердевой Алеси Владимировны Наименование базы практики: МБОУ СОШ № 59 Руководитель от базы практики: Руководитель от кафедры: Перевозкина Юлия Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
Описание структуры организации МБОУ СОШ № 59 Во главе организации МБОУ СОШ № 59 стоит директор. В его подчинении находятся завучи по учебно-воспитательной работе и социально-психологическая служба. Принятие решения осуществляется на общих собраниях, педагогических советах, административных советах, методических объединениях, ученических советах.
Основные направления МБОУ СОШ № 59 Учебное: · организация учебных занятий; · работа педагогического совета по профилактики отсева и второгодничества; · организация работы с учениками, обучающимися на дому; · анализ состояния успеваемости в 1-11 классах; · работа педагогического коллектива по организации предшкольного образования; · анализ состояния работы с дошкольными учреждениями; · проведение олимпиад; · итоги анализа учебной деятельности.
Воспитательное: · организация работы школьного самоуправления; · работу по профилактики девиантного поведения (пропуски уроков, не, алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение и т.д.); · организация конкурсов и учебно-воспитательных игр; · анализ работы за учебный год.
Психологическое: · диагностическая работа; · коррекционно-развивающая работа; · консультирование; · психологической просвещение школьников, учителей, родителей; · помощь в профессиональном самоопределении. 2 Основные цели, задачи и содержание деятельности психологической службы МБОУ СОШ № 59
Цели деятельности педагога-психолога 1. Гностическая – изучение психологических особенностей учащихся, уровня их умственного развития; выявление трудностей и проблемных зон, возникающих в личностном развитии школьников, в общении или в учебной деятельности; анализ, интерпретация результатов проведенной диагностики. 2. Преобразующая - преодоление возникающих трудностей и проблем в личностном развитии учащихся и в учебной; деятельности; развитие воображения, творческого потенциала мотивационной сферы, социальной компетентности учащихся; популяризация психологических знаний, информирование учащихся, родителей, учителей – повышение уровня педагогической и родительской компетентности, овладение учащимися и учителями психологическими знаниями и умениями. 3. Изыскательская - разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ; написание научно-исследовательских работ; написание психологических заключений
Задачи педагога-психолога 1. Максимальное содействие психическому, индивидуальному развитию человека путем углубленного изучения уровня психического развития, индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей индивида. 2. Непосредственная работа с детьми и взрослыми с целью оказания психологической помощи через индивидуальные консультации, родительские лектории, психолого-педагогические семинары по вопросам в разрешении конфликтных ситуаций воспитании и усвоении учебного материала, по проблемам семейных отношений и общения, по вопросам профориентации и другим, через различные формы коррекционной и развивающей работы. 3. Непрерывное повышение профессионального уровня практического психолога через участие в различных семинарах и конференциях психологов, супервизиях, обучение на курсах повышения квалификации и другие.
Права работы педагога-психолога · Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы, очередность проведения различных видов работ, выделять приоритеты направления в определенный период. · Требовать от администрации школы создание условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. · Запрашивать необходимую для работы документацию. · обращаться в медицинские и дефектологические учреждения с запросом. · Участвовать в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. · Проводить индивидуальные, групповые психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах. Разрабатывать новые методы работы психолога и получить на них авторские права.
Наблюдение и включение в деятельность педагога-психолога
Психологическое просвещение Просветительно-профилактическая работа психолога данного учреждения включает в себя распространение психологических знаний в среде школьников старшего звена – это уроки психологии в 10-11 классах и информирование молодежи о различных видах аддикции, информирование педагогов и родителей по различным проблемам, связанным с детством (психолого-педагогические семинары и выступления на родительских собраниях). Процесс психологического просвещения состоит из следующих блоков: - определение целей и задач психологического просвещения с учетом индивидуальных особенностей группы: - составление программы преподавания психологических занятий; - внедрение психологических знаний; - осуществление контроля за полученными знаниями. Подготовка и проведение лекции в 11 классе в рамках «Психологии общения» на тему «Позиции в общении» Дата проведения: 11.10.05 Место проведения: школа № 59, кабинет психолога. Цель: Познакомить учащихся с основами теории Э. Берна об эго-состояниях личности; углубить самопонимание путем определения собственного доминирующего состояния. Ход работы 1. Рассмотреть с учащимися различные состояния «Я» согласно теории Э. Берна: Родитель – включает наши убеждения, верования, предрассудки, ценности и установки (использует слово должен). Бывает Родитель карающий и опекающий. Вопросы: Когда и кто может занимать позицию «Карающего Родителя», «Опекающего Родителя»? Замечали ли вы у себя проявление данного состояния, на кого вы были похожи в этот момент? Взрослый – принимает решения обдуманно, проверяя их реалистичность, ориентирован на решение проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив (использует слово могу). Вопросы: Каким образом проявляется позиция Взрослого? Какие примеры подобного поведения ваших сверстников вы можете привести? Ребенок – руководствуется главным образом чувствами, может вести себя свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво (использует слово хочу). Вопросы: В каких случаях человек занимает такую позицию? В какой из трех позиций чаще всего вы находитесь? 2. Практическая работа: Анализ ситуаций Один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой – позицию «Ребенка». Один собеседник занимает позицию «Родителя», а другой – позицию «Ребенка». Один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой – позицию «Родителя». Определение доминирующего эго-состояния при помощи теста Э. Берна «Три Я».
Подготовка и проведение лекции в 10 классе в рамках «Основы психологии» на тему «Способности. Интеллект» Дата проведения: 14.10.05 Место проведения: школа № 59, кабинет психолога. Цель: Познакомить учащихся с понятием «мышление», дать представление о различных процессах и операциях мышления, освоить приемы развития логического мышления. Ход работы 1. Способности определение, виды и условия развития: Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Условия развития способностей предполагают процесс воспитания при котором будет задействована определенная способность человека, иначе говоря чтобы добиться проявления способности необходимо упорно трудится. Виды: талант – это сочетание способностей дающее человеку возможность успешно и самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную работу; гениальность – высший уровень развития способностей, о ее наличие можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Вопросы: В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями. В чем отличие талантливого человека от гениального? 2. Интеллект: Определение интеллект – это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку. Факторы, влияющие на развитие интеллекта: врожденные – генетически передающаяся наследственность, условия развития ребенка – возраст и образование родителей, питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление матерью психоактивных веществ, эмоциональная связь матери и ребенка и т.д. 3. Практическая работа. Закрепление пройденного материала Вопросы: Какова роль способностей в процессе обучения? Какие условия необходимы, чтобы процесс обучения был успешным? Что такое интеллект? Какие факторы влияют на развитие интеллекта? Почему интеллект связывают с адаптацией человека? Измерение интеллекта при помощи теста ШТУР.
Психологическая диагностика Психологическая диагностика предполагает исследование социальной адаптации при поступлении в школу (1 классы) и при переходе из младшего в среднее звено(5 классы) проводится дважды в учебном году: в начале года и в конце, диагностику профессиональной ориентации (9, 11 классы), индивидуальную диагностику трудных подростков по запросу социального педагога, индивидуальную диагностику школьников по запросу классных руководителей, родителей и самих учащихся. Процесс психологической диагностики состоит из следующих блоков: - определение цели диагностики; - подбор методик, соответствующих цели диагностики; - проведение диагностического исследования; - обработка диагностического материала; - анализ и интерпретация полученных данных; - оформление психологического заключения. Подготовка и проведение психологической диагностики в 1 классе Дата проведения: с10.10.05 по 02.11.05 Место проведения: школа № 59, кабинет психолога. Цель: изучение адаптации учащихся при поступлении в школу. Ход работы Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. При диагностики были использованы следующие методики:
Так как адаптация рассматривается это процесс поддержания внутреннего равновесия организма и приспособления к внешней среде, а человек, в отличие от животных не может существовать не соприкасаясь не только с физической средой, но и с социальной средой. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и включает в себя такие механизмы как совокупность динамических образований физиологических, психологических и социальных. Поэтому целесообразно при исследовании адаптации включать методики, определяющие как внутренне состояние ученика (диагностика степени выраженности объективных школьных страхов, мотивации, полоролевой идентичности), так и его соприкосновение с социальной средой эмоционально-личностные отношения к объектам внешней среды. Рисунки 1 – Пример заполнения протокола результатов тестирования по методикам «Оценка школьной мотивации», «Цветовая диагностика эмоций ребенка», «Оценка степени привлекательности классного коллектива», «Исследования детского самосознания», «Диагностика креативности
Результаты исследования Опираясь на данные, представленные в таблице 1 можно увидеть следующее: · В тесте «Цветовая диагностика эмоций ребенка» Лусканова Н.Г. В 1А: Отношение к школе – 15 человек имеют позитивное, 9 – нейтральное, и негативное у 2 школьников. Отношение к дому – 12 учеников обнаруживают позитивное, 7 – нейтральное, 11 - негативное. Отношение к учебе – 8 – позитивное, 7 – нейтральное, 11 – негативное. Отношение к одноклассникам – 8 показывают позитивное, 8 нейтральное, 10 – негативное. Отношение к себе - 16 учеников обнаруживают позитивное, 5 – нейтральное, 5 – негативное. Эмоциональная сфера - тонко дифференцирована у 7 человек, у остальных имеются деформации в различных блоках. Уровень тревожности – высокий у 6 учеников, повышенный у 11 школьников и низкий у 9 детей. Таблица 1 - Схема учетов результатов тестирования по ЦДО, тесту школьной мотивации, методики привлекательности классного коллектива и тесту креативности в 1А классе
· Оценка школьной мотивации и адаптации (Лусканова Н.Г.) В 1А: У одиннадцати школьников выявлен 1 уровень, означающий, что у них есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученик следует всем указаниям учителя, добросовестен, но при этом очень чувствителен к заниженным оценкам и сильно переживает, если получает неудовлетворительную оценку; 2 уровень наблюдается у 6 детей - подобный уровень мотивации является средней нормой. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хорошо сформированы познавательные мотивы; 3 уровень имеют 7 человек - такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает; 4 уровень – у 2 учащихся. Такой ребенок посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. · Методика оценки привлекательности классного коллектива (А.А. Реан) В 1А: 14 детей получили по 15-20 баллов — классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива. 5 ребенка по 11—14 баллов — ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. 6 дошкольника имеют по 5-10 баллов — нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличие определенных неблагоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое положение в нем. Один ученик имеет ниже 5 баллов — негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре. · Тест дивергентного мышления (Ф. Вильямс) В 1А: Беглость – способность придумать как можно больше. Генерирование большого количества идей, беглость мысли; не один, а несколько уместных ответов – 8 низкая (9 и меньше баллов), 17 норма. Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи, использовать различные подходы. Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к другой. Направить мысль по обходным путям – 9 низкая (5 и меньше баллов), 16 - норма. Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, способен к необычным ответам, оригинальным, нестандартным идеям, отступление от очевидного, общепринятого - 15 низкая (19 и меньше баллов), 10 - норма. Разработанность – способность облагородить идею, приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то к основной идее – 2 низкая (0 и меньше баллов), 23 - норма. Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом – 10 низкая (5 и меньше баллов), 15 - норма. Общий - когнитивно-интеллектуальная творческая способность – 16 низкая (5 и меньше баллов), 9 - норма.
Таблица 2 - Схема учетов результатов тестирования по методике исследование детского самосознания в 1 А
В 1А: Полоролевая идентичность хорошо сформирована у 20 детей, при этом ребенок способен к адекватной идентификации своего жизненного пути, что указывает на нормальное интеллектуальное развитие. У 6 детей имеются разные нарушения в идентификации: 1 ребенок не готов к принятию своей роли школьника, 3 ребенка не имеет идеального Я, 1 - негативное Я, 1 не желает принимать свое настоящее Я, 2 - прошлое. 23 ученика ощущают себя школьниками, при этом у 2 отвергаемый образ дошкольника и у 3 - младенца, что говорит о привлекательности для ребенка роли школьника и получение удовольствия от нахождения в школе. 9 детей выбрали в качестве привлекательной следующую возрастную роль. Данное отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли. Для определения взаимосвязи между признаками был использован критерий Пирсона c2 Таблица 6 – Корреляционные связи между эмоциональными отношениями и мотивацией, классной привлекательностью, креативностью [1]
Приведенные ниже эмпирические значения критерия c2, позволяют сделать вывод о наличие корреляции между следующими параметрами: Мотивация положительно связана со счастьем, дружбой и отрицательно с тревожностью, что позволяет предположить тесную связь хорошей адаптированности ребенка, желание учиться с удовлетворением потребности в общении. Об этом же свидетельствует взаимосвязь между привлекательностью классного коллектива и счастьем (положительная) и тревожностью (отрицательная). Рассматривая корреляции креативных способностей можно говорить, что беглость мысли и способность переходить от одной категории к другой тесно связаны с отношением к учебе. Приведенных выше два когнитивно-интеллектуальные творческие факторы и отступление от общепринятого, словарный запас, общий творческий потенциал положительно связаны с отношением, закладывающим основу познавательной способности. Снижение когнитивно-интеллектуальной творческой способности сопряжено с переживанием фрустрации потребностей в благополучии и в содействии и доверии. Выводы и рекомендации Анализируя, выше изложенные данные математической обработки, можно сделать вывод о том, что на адаптацию ребенка к школе влияют три фактора: · когнитивно-интеллектуальные творческие способности тесно связаны с отношением к учебе, при этом низкий выраженность данного фактора сопряжена с переживанием фрустрации потребностей в благополучии и в содействии и доверии; · фактор социального комфорта - оказывает влияние на адаптацию ученика – удовлетворенность переживается состоянием счастья, ощущением удовлетворения потребности, негативный полюс выражается состоянием тревоги · фактор межличностного взаимодействия влияет на адаптацию ребенка в школьном коллективе и его обучение, низкая выраженность данного фактора сопровождается тревожностью; Таким образом, ребенок будет тем лучше чувствовать себя в школе, чем лучше его отношения с окружающими людьми, а отношения к учебе предполагают наличие когнитивно-интеллектуальных творческих способностей. Для снижения негативных явлений, оказывающих влияние на личностное развитие ребенка, необходимы коррекционно-развивающие занятия, предполагающие становления целостной картины мира у детей с позиции раскрытия перед ними их переживаний, чувств, путем выражения себя, своих эмоций с помощью игры и экспрессивных методов. В целом можно сделать вывод, что для школьников посещение школы представляется довольно привлекательным, у них ярко выражено стремление, ощущать себя школьником, что отражает неосознанное желание ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.011 с.) |