Кафедра психологии личности и специальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психологии личности и специальной психологии



Кафедра психологии личности и специальной психологии

 

 

ОТЧЕТ

О прохождении научно-исследовательской и квалификационной практики

студентки 5 курса 52 группы

Жердевой Алеси Владимировны

Наименование базы практики: МБОУ СОШ № 59

Руководитель от базы практики:

Руководитель от кафедры: Перевозкина Юлия Михайловна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 Описание структуры организации МБОУ СОШ № 59……………  
1.1 Основные направления МБОУ СОШ № 59……………………..  
2 Основные цели, задачи и содержание деятельности психологической службы МБОУ СОШ № 59……………………….  
2.1 Цели деятельности педагога-психолога…………………………  
2.2 Задачи педагога-психолога……………………………………….  
2.3 Принципы работы педагога-психолога………………………….  
2.4 Права работы педагога-психолога……………………………….  
2.5 Инструментарий, используемый при работе педагога-психолога  
3 Наблюдение и включение в деятельность педагога-психолога……  
3.1 Психологическое просвещение…………………………………….  
3.2 Психологическая диагностика…………………………………….  
3.3 Индивидуально-консультативная работа…………………………  
3.4 Организация и проведение социально-психологического тренинга……………………………………………………………….. 3.5. Коррекционная работа…………………………………………..    
Вывод……………………………………………………………………  

Описание структуры организации МБОУ СОШ № 59

Во главе организации МБОУ СОШ № 59 стоит директор. В его подчинении находятся завучи по учебно-воспитательной работе и социально-психологическая служба. Принятие решения осуществляется на общих собраниях, педагогических советах, административных советах, методических объединениях, ученических советах.

 

Основные направления МБОУ СОШ № 59

Учебное:

· организация учебных занятий;

· работа педагогического совета по профилактики отсева и второгодничества;

· организация работы с учениками, обучающимися на дому;

· анализ состояния успеваемости в 1-11 классах;

· работа педагогического коллектива по организации предшкольного образования;

· анализ состояния работы с дошкольными учреждениями;

· проведение олимпиад;

· итоги анализа учебной деятельности.

 

Воспитательное:

· организация работы школьного самоуправления;

· работу по профилактики девиантного поведения (пропуски уроков, не, алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение и т.д.);

· организация конкурсов и учебно-воспитательных игр;

· анализ работы за учебный год.

 

Психологическое:

· диагностическая работа;

· коррекционно-развивающая работа;

· консультирование;

· психологической просвещение школьников, учителей, родителей;

· помощь в профессиональном самоопределении.

2 Основные цели, задачи и содержание деятельности психологической службы МБОУ СОШ № 59

 

Цели деятельности педагога-психолога

1. Гностическая – изучение психологических особенностей учащихся, уровня их умственного развития; выявление трудностей и проблемных зон, возникающих в личностном развитии школьников, в общении или в учебной деятельности; анализ, интерпретация результатов проведенной диагностики.

2. Преобразующая - преодоление возникающих трудностей и проблем в личностном развитии учащихся и в учебной; деятельности; развитие воображения, творческого потенциала мотивационной сферы, социальной компетентности учащихся; популяризация психологических знаний, информирование учащихся, родителей, учителей – повышение уровня педагогической и родительской компетентности, овладение учащимися и учителями психологическими знаниями и умениями.

3. Изыскательская - разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ; написание научно-исследовательских работ; написание психологических заключений

 

Задачи педагога-психолога

1. Максимальное содействие психическому, индивидуальному разви­тию человека путем углубленного изучения уровня психического развития, индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей индивида.

2. Непосредственная работа с детьми и взрослыми с целью оказания психологической помощи через индивидуальные консультации, родительские лектории, психолого-педагогические семинары по вопросам в разрешении конфликтных ситуаций воспитании и усвоении учебного материала, по проблемам семейных отношений и общения, по вопросам проф­ориентации и другим, через различные формы коррекционной и раз­вивающей работы.

3. Непрерывное повышение профессионального уровня практического психолога через участие в различных семинарах и конференциях психологов, супервизиях, обучение на курсах повышения квалификации и другие.

 

 

Права работы педагога-психолога

· Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы, очередность проведения различных видов работ, выделять приоритеты направления в определенный период.

· Требовать от администрации школы создание условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

· Запрашивать необходимую для работы документацию.

· обращаться в медицинские и дефектологические учреждения с запросом.

· Участвовать в работе медико-психолого-педагогических комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей.

· Проводить индивидуальные, групповые психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах. Разрабатывать новые методы работы психолога и получить на них авторские права.

 

Наблюдение и включение в деятельность педагога-психолога

 

Психологическое просвещение

Просветительно-профилактическая работа психолога данного учреждения включает в себя распространение психологических знаний в среде школьников старшего звена – это уроки психологии в 10-11 классах и информирование молодежи о различных видах аддикции, информирование педагогов и родителей по различным проблемам, связанным с детством (психолого-педагогические семинары и выступления на родительских собраниях).

Процесс психологического просвещения состоит из следующих блоков:

- определение целей и задач психологического просвещения с учетом индивидуальных особенностей группы:

- составление программы преподавания психологических занятий;

- внедрение психологических знаний;

- осуществление контроля за полученными знаниями.

Подготовка и проведение лекции в 11 классе в рамках «Психологии общения» на тему «Позиции в общении»

Дата проведения: 11.10.05

Место проведения: школа № 59, кабинет психолога.

Цель: Познакомить учащихся с основами теории Э. Берна об эго-состояниях личности; углубить самопонимание путем определения собственного доминирующего состояния.

Ход работы

1. Рассмотреть с учащимися различные состояния «Я» согласно теории Э. Берна:

Родитель – включает наши убеждения, верования, предрассудки, ценности и установки (использует слово должен). Бывает Родитель карающий и опекающий. Вопросы: Когда и кто может занимать позицию «Карающего Родителя», «Опекающего Родителя»? Замечали ли вы у себя проявление данного состояния, на кого вы были похожи в этот момент?

Взрослый – принимает решения обдуманно, проверяя их реалистичность, ориентирован на решение проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив (использует слово могу). Вопросы: Каким образом проявляется позиция Взрослого? Какие примеры подобного поведения ваших сверстников вы можете привести?

Ребенок – руководствуется главным образом чувствами, может вести себя свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво (использует слово хочу). Вопросы: В каких случаях человек занимает такую позицию? В какой из трех позиций чаще всего вы находитесь?

2. Практическая работа:

Анализ ситуаций

Один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой – позицию «Ребенка».

Один собеседник занимает позицию «Родителя», а другой – позицию «Ребенка».

Один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой – позицию «Родителя».

Определение доминирующего эго-состояния при помощи теста Э. Берна «Три Я».

 

Подготовка и проведение лекции в 10 классе в рамках «Основы психологии» на тему «Способности. Интеллект»

Дата проведения: 14.10.05

Место проведения: школа № 59, кабинет психолога.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «мышление», дать представление о различных процессах и операциях мышления, освоить приемы развития логического мышления.

Ход работы

1. Способности определение, виды и условия развития:

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Условия развития способностей предполагают процесс воспитания при котором будет задействована определенная способность человека, иначе говоря чтобы добиться проявления способности необходимо упорно трудится.

Виды: талант – это сочетание способностей дающее человеку возможность успешно и самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную работу; гениальность – высший уровень развития способностей, о ее наличие можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, кои составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Вопросы: В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой-либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями. В чем отличие талантливого человека от гениального?

2. Интеллект:

Определение интеллект – это относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта: врожденные – генетически передающаяся наследственность, условия развития ребенка – возраст и образование родителей, питание и определенные заболевания матери во время беременности, употребление матерью психоактивных веществ, эмоциональная связь матери и ребенка и т.д.

3. Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Вопросы: Какова роль способностей в процессе обучения? Какие условия необходимы, чтобы процесс обучения был успешным? Что такое интеллект? Какие факторы влияют на развитие интеллекта? Почему интеллект связывают с адаптацией человека?

Измерение интеллекта при помощи теста ШТУР.

 

Психологическая диагностика

Психологическая диагностика предполагает исследование социальной адаптации при поступлении в школу (1 классы) и при переходе из младшего в среднее звено(5 классы) проводится дважды в учебном году: в начале года и в конце, диагностику профессиональной ориентации (9, 11 классы), индивидуальную диагностику трудных подростков по запросу социального педагога, индивидуальную диагностику школьников по запросу классных руководителей, родителей и самих учащихся.

Процесс психологической диагностики состоит из следующих блоков:

- определение цели диагностики;

- подбор методик, соответствующих цели диагностики;

- проведение диагностического исследования;

- обработка диагностического материала;

- анализ и интерпретация полученных данных;

- оформление психологического заключения.

Подготовка и проведение психологической диагностики в 1 классе

Дата проведения: с10.10.05 по 02.11.05

Место проведения: школа № 59, кабинет психолога.

Цель: изучение адаптации учащихся при поступлении в школу.

Ход работы

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. При диагностики были использованы следующие методики:

№   Название теста Автор теста Исследуемая функция Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании
Оценка школьной мотивации Лусканова Н.Г. Уровень и характер мотивации 5 уровней школьной мотивации
Цветовая диагностика эмоций ребенка Орехова О.А. Эмоционально-личностные отношения Отношение к социальным эмоциям. Отношение к социальным объектам, субъектам. Тревожность.
Оценка степени привлекательности классного коллектива Реан А.А. Адаптацию в коллективе 4 уровня адаптации в классном коллективе
Методика исследования детского самосознания Белопольская Н.Л. Полоролевая идентичность  
Диагностика креативности Ф. Вильямс Когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга Беглость Гибкость Оригинальность Раззработанность Название Общий показатель

Так как адаптация рассматривается это процесс поддержания внутреннего равновесия организма и приспособления к внешней среде, а человек, в отличие от животных не может существовать не соприкасаясь не только с физической средой, но и с социальной средой. Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне и включает в себя такие механизмы как совокупность динамических образований физиологических, психологических и социальных. Поэтому целесообразно при исследовании адаптации включать методики, определяющие как внутренне состояние ученика (диагностика степени выраженности объективных школьных страхов, мотивации, полоролевой идентичности), так и его соприкосновение с социальной средой эмоционально-личностные отношения к объектам внешней среды.

Рисунки 1 – Пример заполнения протокола результатов тестирования по методикам «Оценка школьной мотивации», «Цветовая диагностика эмоций ребенка», «Оценка степени привлекательности классного коллектива», «Исследования детского самосознания», «Диагностика креативности

Результаты исследования

Опираясь на данные, представленные в таблице 1 можно увидеть следующее:

· В тесте «Цветовая диагностика эмоций ребенка» Лусканова Н.Г.

В 1А:

Отношение к школе – 15 человек имеют позитивное, 9 – нейтральное, и негативное у 2 школьников.

Отношение к дому – 12 учеников обнаруживают позитивное, 7 – нейтральное, 11 - негативное.

Отношение к учебе – 8 – позитивное, 7 – нейтральное, 11 – негативное.

Отношение к одноклассникам – 8 показывают позитивное, 8 нейтральное, 10 – негативное.

Отношение к себе - 16 учеников обнаруживают позитивное, 5 – нейтральное, 5 – негативное.

Эмоциональная сфера - тонко дифференцирована у 7 человек, у остальных имеются деформации в различных блоках.

Уровень тревожности – высокий у 6 учеников, повышенный у 11 школьников и низкий у 9 детей.


Таблица 1 - Схема учетов результатов тестирования по ЦДО, тесту школьной мотивации, методики привлекательности классного коллектива и тесту креативности в 1А классе

  Шифр Параметры
Школа Дом Учеба Игра Мама Папа Друг Однокласс. Я счастье горе справедлив обида дружба ссора доброта злоба скука восхищение тревожн Мотивация Прив кл Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название Общий показатель
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         

· Оценка школьной мотивации и адаптации (Лусканова Н.Г.)

В 1А:

У одиннадцати школьников выявлен 1 уровень, означающий, что у них есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученик следует всем указаниям учителя, добросовестен, но при этом очень чувствителен к заниженным оценкам и сильно переживает, если получает неудовлетворительную оценку;

2 уровень наблюдается у 6 детей - подобный уровень мотивации является средней нормой. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хорошо сформированы познавательные мотивы;

3 уровень имеют 7 человек - такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает;

4 уровень – у 2 учащихся. Такой ребенок посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимается посторонними делами, играми. Испытывает серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

· Методика оценки привлекательности классного коллектива (А.А. Реан)

В 1А:

14 детей получили по 15-20 баллов — классный коллектив является для ребен­ка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоот­ношениями с остальными детьми коллектива.

5 ребенка по 11—14 баллов — ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

6 дошкольника имеют по 5-10 баллов — нейтральное отношение ребенка к коллек­тиву свидетельствует о наличие определенных неблаго­приятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от кол­лектива, либо изменить свое положение в нем.

Один ученик имеет ниже 5 баллов — негативное отношение к классу. Не­удовлетворенность своим положением и ролью в нем. Воз­можна дезадаптация в его структуре.

· Тест дивергентного мышления (Ф. Вильямс)

В 1А:

Беглость – способность придумать как можно больше. Генерирование большого количест­ва идей, беглость мысли; не один, а несколько уместных от­ветов – 8 низкая (9 и меньше баллов), 17 норма.

Гибкость - учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи, использовать различные подходы. Разнообразие типов идей. Способность переходить от одной категории к другой. Направить мысль по обходным путям – 9 низкая (5 и меньше баллов), 16 - норма.

Оригинальность - учащегося не сдерживают замкнутые контуры, способен к необычным ответам, оригинальным, нестандартным идеям, отступление от очевидного, общепринятого - 15 низкая (19 и меньше баллов), 10 - норма.

Разработанность – способность облагородить идею, приукрасить простую идею или ответ, чтобы сделать ее более интересной, глубокой. Расширить, добавить что-то к основной идее – 2 низкая (0 и меньше баллов), 23 - норма.

Название - учащийся искусно и остроумно пользуется языко­выми средствами и словарным запасом – 10 низкая (5 и меньше баллов), 15 - норма.

Общий - когнитивно-интеллектуальная творческая способность – 16 низкая (5 и меньше баллов), 9 - норма.

  • Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская)

Таблица 2 - Схема учетов результатов тестирования по методике исследование детского самосознания в 1 А

Шифр Пол Прошлое Я Актуальное Я Желаемое Я Отвергаемое Я Вывод об идентичности
  М школьник юноша юноша мужчина нарушена
  М младенец школьник юноша старик не нарушена
  Ж младенец школьница девушка старуха не нарушена
  Ж младенец школьница девушка старуха не нарушена
  М младенец школьник юноша мужчина не нарушена
  М младенец школьник - - нарушена
  М младенец школьник мужчина старик не нарушена
  М младенец школьник юноша младенец не нарушена
  М - школьник - дошкольник нарушена
  М школьник - юноша мужчина нарушена
  Ж младенец дошкольница школьница старуха не нарушена
  М дошкольник школьник школьник младенец не нарушена
  Ж дошкольница школьница дошкольница старуха не нарушена
  М - школьник школьник младенец нарушена
  М дошкольник школьник юноша старик не нарушена
  М младенец школьник мужчина старик не нарушена
  М младенец школьник юноша старик не нарушена
  Ж младенец школьница девушка женщина не нарушена
  Ж младенец школьница девушка женщина не нарушена
  Ж младенец школьница женщина старуха не нарушена
  М дошкольник школьник юноша мужчина не нарушена
  М младенец школьник - школьник нарушена
  М Дошкольник школьник мужчина старик не нарушена
  М младенец школьник юноша старуха не нарушена
  Ж младенец школьница девушка дошкольница не нарушена
  Ж младенец школьница женщина старуха не нарушена

В 1А:

Полоролевая идентичность хорошо сформирована у 20 детей, при этом ребенок способен к адекватной идентификации своего жизненного пути, что указывает на нормальное интеллектуальное развитие.

У 6 детей имеются разные нарушения в идентификации: 1 ребенок не готов к принятию своей роли школьника, 3 ребенка не имеет идеального Я, 1 - негативное Я, 1 не желает принимать свое настоящее Я, 2 - прошлое.

23 ученика ощущают себя школьниками, при этом у 2 отвергаемый образ дошкольника и у 3 - младенца, что говорит о привлекательности для ребенка роли школьника и получение удовольствия от нахождения в школе.

9 детей выбрали в качестве привлекательной следующую возрастную роль. Данное отражает зачастую неосознанное стремление ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли.

Для определения взаимосвязи между признаками был использован критерий Пирсона c2

Таблица 6 – Корреляционные связи между эмоциональными отношениями и мотивацией, классной привлекательностью, креативностью [1]

Признаки Мотивация Прив кл Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Название Общий показатель
Школа 0,06 0,29 -0,14 -0,07 -0,09 0,20 0,10 -0,01
Дом 0,28 0,12 0,26 0,24 0,14 -0,16 -0,02 0,12
Учеба 0,19 0,18 0,37 0,32 0,22 -0,01 0,09 0,25
Игра 0,26 -0,20 0,02 0,04 0,12 -0,02 0,15 0,10
Мама 0,13 0,15 0,05 0,22 -0,09 -0,05 0,13 0,04
Папа 0,20 -0,24 0,30 0,26 0,15 0,12 0,40 0,30
Друг 0,11 0,28 0,05 -0,14 -0,15 0,00 -0,07 -0,11
Одноклассники 0,19 0,10 -0,16 -0,06 -0,10 0,02 -0,21 -0,14
Я 0,23 0,02 0,31 0,16 0,14 -0,03 0,13 0,18
Счастье 0,46 0,32 0,28 0,22 0,27 0,12 0,12 0,27
Горе -0,29 -0,45 -0,37 -0,17 -0,30 -0,08 -0,26 -0,32
Справедливость -0,01 -0,00 0,08 -0,04 0,02 -0,10 0,21 0,06
Обида -0,12 -0,08 0,10 0,18 0,18 0,06 0,25 0,22
Дружба 0,30 0,04 0,01 -0,02 0,01 0,04 0,06 0,03
Ссора -0,25 -0,11 -0,23 -0,20 -0,23 -0,14 -0,24 -0,27
Доброта 0,24 0,04 0,21 0,14 0,16 0,04 0,22 0,20
Злоба -0,17 -0,19 -0,38 -0,29 -0,43 -0,28 -0,34 -0,45
Скука -0,21 -0,05 -0,15 -0,06 -0,25 -0,11 -0,31 -0,26
Восхищение 0,21 0,10 0,41 0,34 0,38 0,15 0,30 0,41
Тревожность -0,35 -0,32 -0,17 -0,16 -0,26 -0,27 -0,18 -0,27

 

Приведенные ниже эмпирические значения критерия c2, позволяют сделать вывод о наличие корреляции между следующими параметрами:

Мотивация положительно связана со счастьем, дружбой и отрицательно с тревожностью, что позволяет предположить тесную связь хорошей адаптированности ребенка, желание учиться с удовлетворением потребности в общении. Об этом же свидетельствует взаимосвязь между привлекательностью классного коллектива и счастьем (положительная) и тревожностью (отрицательная).

Рассматривая корреляции креативных способностей можно говорить, что беглость мысли и способность переходить от одной категории к другой тесно связаны с отношением к учебе. Приведенных выше два когнитивно-интеллектуальные творческие факторы и отступление от общепринятого, словарный запас, общий творческий потенциал положительно связаны с отношением, закладывающим основу познавательной способности. Снижение когнитивно-интеллектуальной творческой способности сопряжено с переживанием фрустрации потребностей в благополучии и в содействии и доверии.

Выводы и рекомендации

Анализируя, выше изложенные данные математической обработки, можно сделать вывод о том, что на адаптацию ребенка к школе влияют три фактора:

· когнитивно-интеллектуальные творческие способности тесно связаны с отношением к учебе, при этом низкий выраженность данного фактора сопряжена с переживанием фрустрации потребностей в благополучии и в содействии и доверии;

· фактор социального комфорта - оказывает влияние на адаптацию ученика – удовлетворенность переживается состоянием счастья, ощущением удовлетворения потребности, негативный полюс выражается состоянием тревоги

· фактор межличностного взаимодействия влияет на адаптацию ребенка в школьном коллективе и его обучение, низкая выраженность данного фактора сопровождается тревожностью;

Таким образом, ребенок будет тем лучше чувствовать себя в школе, чем лучше его отношения с окружающими людьми, а отношения к учебе предполагают наличие когнитивно-интеллектуальных творческих способностей.

Для снижения негативных явлений, оказывающих влияние на личностное развитие ребенка, необходимы коррекционно-развивающие занятия, предполагающие становления целостной картины мира у детей с позиции раскрытия перед ними их переживаний, чувств, путем выражения себя, своих эмоций с помощью игры и экспрессивных методов.

В целом можно сделать вывод, что для школьников посещение школы представляется довольно привлекательным, у них ярко выражено стремление, ощущать себя школьником, что отражает неосознанное желание ребенка к росту и развитию, готовность к принятию новой возрастной и социальной роли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.079 с.)