Речь учителя как условие педагогического мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь учителя как условие педагогического мастерства



Искусство речи – это искусство дыхания. Речевое дыхание называется фона­ционным (от греческого рhоnо – звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка. Из-за неумения использовать фонационное дыхание у многих педагогов возникают профессиональные заболевания – фарингит, осиплость голоса, потеря голоса и др.

Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь требует большого количества воздуха, экономного расходования и своевременного его возобновления. Правильным для речевого дыхания считают диафрагмально-реберное дыхание. Голос образуется в результате прохождения выдыхаемого воздуха через гортань, где после смыкания и размыкания голосовых складок возникает звук – голос. Для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования известны специальные упражнения, укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Упражнения на развитие фонационного дыхания содержатся в Приложении на CD-диске.

 

Голосу педагога присущи особенности. Прежде всего, это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата.

Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте, интонационной выразительности. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона голоса ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – окраска звука, яркость, а также его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса. Исходный тембр голоса может изменяться с помощью резонаторов. Различают два главных типа резонаторов: верхний (головной) и нижний (грудной). Трахея и большие бронхи – грудной резонатор. Черепная коробка, полости носа и рта – головной резонатор.

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Как показывают экспериментальные данные, в V–VI классах учителю лучше говорить не более 60, а в Х–XI классах – 75 слов в минуту. Длительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Поэтому трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод, определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами (логическими и психологическими). Без логических пауз речь – безграмотна, без психологических – безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию.

Для учителя четкость произношения – профессиональная не­обходимость, способствующая правильному восприятию ученика­ми речи педагога. Дикция – это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые складки. Речевой аппарат поддается тренировкам и при этом нужны труд, терпение, воля. Постановка голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.

Некоторые упражнения по постановке голоса содержатся в Приложении на CD-диске.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

 

В последние годы школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, появилось много различных типов школ, возросло число специфических внутренних задач, которые смогла ставить и решать каждая конкретная школа. В настоящее время экспериментирование в сфере среднего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами, уровневым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями, формами организации и методами осуществления процесса обучения.

В современной психологической литературе понятие «образовательная среда» определено следующим образом: «комплексный анализ всех образовательных воздействий в их специфическом проявлении и сочетании, характерном для конкретной школы». Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [22; 28]. В.П. Лебедева, В.А. Орлов и В.И. Панов, также связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В. В. Давыдовым:

– каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

– обучение организовано на основе ведущей деятельности;

– продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

– в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса [28].

Кроме того, следует помнить, что культура школы начинается с культуры школьного быта и отношения к среде обитания. Совокупность определенных элементов общечеловеческой культуры, несомненно, оказывает влияние на развитие и воспитание личности подростка: оборудование школьного здания, интерьер школы, материально-техническое оснащение учебных классов и мастерских, столовой, туалетных комнат, одежда детей, характер взаимоотношений учащихся и педагогов (который ярко проявляется на переменах), социально-психологический климат школы и т.д.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

 

Данная технология разработана Н.Е. Щурковой, область ее применения – универсальна: это может быть урок, классный час, родительское собрание … Самой трудной частью организации работы с группой является начало содержательного взаимодействия – пролог.

 

ЭТАП – ПРОЛОГ

1. Обращение к учащимся согласно социальной роли, которую будут исполнять. Например: девушки и юноши, юные исследователи, юные философы, путешественники, эстеты, мыслители, соотечественники, дорогие современники, уважаемые коллеги, мои друзья… Затем – приветствие.

2. Вопрос о готовности и удобстве.

3. Объявление темы.

4. Согласование цели (предполагаемый результат) и задач урока.

5. Мотивация (ради чего мы это делаем, социальная ценность)

6. Личностный смысл деятельности (для каждого из нас либо …, либо…; одному - …, другому - …).

7. Объем и время работы.

8. Роль каждого (группа ораторов, группа мыслителей, группа экспертов и т.д.).

ЭТАП – ЭТЮД

Назначение этого этапа – формировать представление о предмете. Очень важен образ предмета, четкая картинка, которую можно создать разнообразными способами. Например:

· продемонстрировать реальный предмет,

· создать или показать рисунок,

· привести пример художественного образа,

· провести ролевую игру,

· воспроизвести жизненную ситуацию,

· обратиться к воспоминаниям…

ЭТАП – ЭКСПЛИКАЦИЯ

Экспликация – это «развернутая мысль», предполагает последовательные ответы на вопросы:

· что? (определение, словарное понятие),

· зачем? почему? (зачем создано людьми?),

· где (где встречается в жизни человека?),

· когда? (в какой период жизни, при каких ситуациях нужен человеку, помогает ему),

· как? (способы обращения с этим явлением).

ЭТАП – ПРАКТИКУМ

Данный этап призван формировать умения, с помощью разнообразных приемов:

· упражнение (разовые действия),

· тренинг (в многообразии ситуаций, в меняющихся условиях),

· деловое задание,

· отсроченное задание (в течение двух недель попробуйте это делать, а потом расскажите…),

· ролевая игра, контрольное задание,

· состязание (конкурс умельцев…).

ЭТАП – РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия – это мысленное возвращение в прошлое и оценивание. Рефлексию обязательно должен выполнить каждый. По очереди (по кругу, по цепочке…), по мере готовности (последним говорит мужчина). Варианты организации рефлексии: продолжить фразу, отправить СМС-сообщение. Последним следует выполнить рефлексию педагогу.

 

Мастер-класс Н.Е. Щурковой «Технология работы с группой» представлен в Приложении на CD-диске.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Выбор доминирующего типа обучения (методической системы) определяется целями обучения, видами деятельности и ведущими психологическими механизмами (рис. 1). Так, например, если в традиционной педагогике XVII–XIX вв. целью обучения признавалось усвоение фактов или описание явлений, основным видом деятельности – «обучение через информацию» (трансляцию обучающими и восприятие обучающимися основ научного знания), с опорой на такие психические познавательные процессы как восприятие и память, то соответствующими методами обучения являлись объяснение, рассказ, инструктаж, чтение, воспроизводящая беседа, просмотр иллюстраций. В совокупности сложилась объяснительно-иллюстративная система обучения.

 

 

Рис. 1. Характеристика традиционной и инновационной

моделей образования

 

Современная педагогическая концепция декларирует совсем иные цели обучения – развитие самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества. Это закономерно требует разработки совершенно иной методической системы – активного обучения. Методы активного обучения ориентированы на «обучение через деятельность» (внутренне мотивированную, осознанную и целенаправленную активность субъектов), с опорой на мышление, воображение, осуществление разнообразных способов интеллектуальной и творческой деятельности. Само название методов предполагает активность личности в качестве главного фактора успешного обучения, а деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковыйхарактер. Именно поэтому активные методы ассоциируют с инновационной образовательной парадигмой, нацеленной на развитие потенциала личности, в противовес традиционной образовательной парадигме, направленной на усвоение обучающимися опыта человечества (рис. 1). Естественно, что такой тип обучения иначе определяет роли преподавателя и обучающихся, характер взаимодействия между ними и взаимоотношения внутри группы.

Самое значительное место среди активных методов обучения (вместе с методами проблемного и программированного обучения) занимают интерактивные методы (интеракция – от анг. interaction; нем. interaktion – взаимодействие людей друг с другом).

Интерактивные методы это методы активного обучения, опирающиеся, прежде всего, на такие механизмы активности личности, которые связаны с эффектами группового взаимодействия, сотрудничества, совместной деятельности по решению тех или иных образовательных задач, стоящих перед группой обучающихся; они предполагают интеракции субъектов обучения – обмен коммуникативными, когнитивными и личностными действиями [30]. К методам данной группы относят дискуссию, игру, тренинг, анализ конкретных ситуаций, метод проектов (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Классификация активных методов обучения

Для всех интерактивных методов обучения характерны следующие общие черты:

  • диалогичность общения, в ходе которого развиваются партнерские отношения, обеспечивается коллегиальность в принятии решений;
  • наличие обратной связи;
  • активность мышления, которая побуждает самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
  • повышенная эмоциональность;
  • рефлексия;
  • высокая результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины ее переработки.

 

Важно отметить, что ведущей деятельностью детей подросткового возраста является (по Б.Д. Эльконину) межличностное общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников. Подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе, получить у других людей оценку своих возможностей (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к проявлению своих возможностей и поиск признания ценности собственной личности, желание занять определенную социальную позицию, что отвечает потребности в самоопределении (14—15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

Еще в 20-е годы XX века исследованиями Л.С. Выготского были заложены психологические основы развивающего обучения, ученый обосновал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика». На основе этой методологии Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным разработаны теоретические положения в области развивающего обучения и создания эффективных психолого-педагогических теорий и технологий активного образования.

Теоретические работы и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и дидактики подтвердили, что совместный, групповой характер интеллектуальной деятельности способствует интеллектуальному и личностному развитию, значительно повышает уровень не только учебных достижений обучающихся, но и уровень коммуникативной и социальной компетентности. Таким образом, необходимость применения интерактивных методов обучения имеет теоретическое обоснование и практическое подтверждение. Их обязательное применение в объеме не менее 25 % зафиксировано в содержании федеральных государственных образовательных стандартов.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Таблица 5

Традиционная образовательная технология Современная образовательная технология
– Дидактоцентрическая (по целям) – Технократическая (по способам реализации) – Авторитарная (по стилю управления) – Антропоцентрическая (по целям) – Гуманистическая (по способам реализации) – Сотрудничества (по стилю управления)
  • учащийся – объект педагогической деятельности, • цель – просвещение обучающихся, • авторитарный стиль управления, • методы принуждения, предъявления требований, подавление инициативы и самостоятельности, • приоритет обучения над воспитанием, • доминирование обучения над учением,   • единообразие в содержании и формах обучения, • подмена внутренней мотивации внешним стимулированием,   • ориентация на внешние показатели при оценке,   • низкая эффективность образовательного процесса,   • разрушение здоровья, угроза для жизни…     • учащийся – субъект учебно-познавательной деятельности, • цель – развитие Личности,   • демократический стиль управления, • самостоятельность, творчество, предоставление свободы выбора,   • приоритет воспитания и развития, • двусторонний процесс взаимодействия – преподавание и учение • индивидуализация обучения,   • методы стимулирования и мотивации, поддержки, ситуации успеха, • сочетание общепринятых и индивидуальных эталонов оценивания; выявление динамики личностного развития учащегося, • эффективность обучения, повышение качества образования, • сохранение и укрепление здоровья.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.038 с.)