Глава 54. Учителя и родители в совместном труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 54. Учителя и родители в совместном труде



[318] Необходимость в сочувствии и понимании. - Домашние и школьные учителя должны проявлять сочувствие и понимание к работе друг друга. Им следует трудиться в согласии, единодушно, быть напоенными одним миссионерским духом, движимыми одним стремлением принести ребенку пользу в физическом, умственном и духовном отношении и развить у него такой характер, который сможет противостать искушению1.

Родители должны помнить, что с помощью церковной школы совершилось бы гораздо больше, если бы сами они поняли, какое преимущество имеют их дети, учась в этих школах, и если бы родители искренно трудились вместе с учителем. Молитвой, терпением и долготерпением отцы и матери могут уничтожить много зла, вызванного нетерпением и немудрым потаканием. Пусть родители и учителя возьмутся за дело вместе, причем родителям нужно помнить, что им очень поможет содружество с серьезным, богобоязненным учителем2.

Разногласие может свести на нет доброе влияние. - Дух разногласия, вынашиваемый в сердцах отдельных людей, передается окружающим и губит доброе влияние, которое должна оказывать школа. Если родители не готовы и не стремятся сотрудничать с учителем в деле спасения своих детей, значит, они не готовы основать школу в своей среде3.

Совместная работа начинается в семье. - Сотрудничество[319] начинается в семье с отца и матери. В воспитании детей они несут общую ответственность, и им надо постоянно стремиться действовать сообща. Пусть они покорятся Богу, ища у Него сил для поддержки друг друга. Пусть они научат своих детей быть верными Богу, верными Его принципам и, таким образом, верными себе и всем, с кем они связаны. При таком воспитании дети, став школьниками, не вызовут ни беспокойства, ни волнения. Они будут помощниками своим учителям, примером и поддержкой одноклассникам4.

Дети пойдут в школу такими, какими вы их воспитали. Когда благочестивые родители и благочестивые учителя трудятся совместно, сердца детей начинают глубоко интересоваться делом Божьим. Благословенные качества, воспитываемые дома, переносятся в церковь, и Бог прославляется5.

Если родители настолько поглощены делами и удовольствиями этой жизни, что пренебрегают правильным воспитанием своих детей, тогда работа учителя не только чрезвычайно усложняется и затрудняется, но зачастую становится полностью бесполезной6.

Учитель дополняет работу родителей. - Ничто не оказывает такого воздействия на формирование характера, как влияние семьи. Учитель дополняет работу родителей, но не занимает их место. Во всем, что касается благополучия ребенка, родителям и учителям необходимо стремиться к сотрудничеству7.

Дома ребенка следует так подготовить, чтобы учителю было легче с ним работать. Дома ребенок [320] должен усвоить навыки аккуратности, порядка и честности, и эти уроки нужно обязательно повторить в школе8.

Когда ребенок достиг школьного возраста, учителю надо начать сотрудничать с родителями, а в школе следует проводить уроки труда. Многие учащиеся противятся таким урокам, они считают, что занятие полезным трудом, например, изучением ремесел, унизительно, но эти ребята имеют неверное представление об истинном достоинстве9.

Школа может служить благословением для семьи. - Если учитель трудится терпеливо, серьезно, настойчиво, служа Христу, то работа преобразования, совершаемая в школе, хорошо повлияет на семьи детей, поместив их в более чистую, небесную атмосферу. Это действительно миссионерская работа самого высокого уровня10.

Наблюдательный учитель найдет много возможностей увлечь учащихся полезными занятиями. Маленькие дети относятся к учителю особенно доверчиво, безгранично уважая его. Что бы учитель ни предложил: помочь по дому, добросовестно выполнять повседневные обязанности, служить больным или бедным - он всегда найдет отклик в детских душах, и любое дело принесет добрые плоды. Такой подход принесет двойную пользу, ибо добрый совет поможет и тому, кто его дал. Благодарность и сотрудничество со стороны родителей поддержат старания учителя и облегчат его труд11.

Родители могут облегчить труд учителя. - Если родители добросовестно выполняют свой долг, они значительно облегчают труд учителя. Его надежда и мужество окрепнут. Родители, сердца которых исполнены любовью к Богу, будут воздерживаться от придирок и сделают все возможное со своей стороны, чтобы ободрить учителя и помочь ему, поскольку они избрали его. Родители будут охотно верить, что он так же добросовестен в своей [321] работе, как они в своей12.

Если родители осознают свою ответственность, задача учителя намного облегчится13.

Родители могут дать хороший совет учителю. - Мы должны говорить о любви Божьей в наших домах и обязаны учить ей в наших школах. В семейную и школьную жизнь необходимо привнести принципы Слова Божьего. Если бы родители полностью понимали свою обязанность покоряться открытой воле Бога, они помогали бы своими мудрыми советами в наших школах и вообще в делах образования, так как опыт семейного воспитания научил бы их избегать искушений, осаждающих детей и молодежь. Учителя и родители стали бы соработниками с Богом в деле воспитания молодых людей для неба14.

Родители, хорошо знающие своих детей, могут рассказать учителю об особенностях их характера и физических способностях, что поможет ему найти контакт с детьми. К сожалению, многие родители не понимают этого и проявляют, мало интереса как к личности учителя, так и к coтрудничеству с ним15.

Родители должны чувствовать свою обязанность сотрудничать с учителем, поощрять мудрую дисциплину и молиться за того, кто учит их детей16.

Учителя могут дать совет родителям. - Так как родители обычно не спешат познакомиться с учителем, ему самому необходимо сделать первые шаги им навстречу. Посещая учеников на дому, он узнает об окружении и обстоятельствах, влияющих на его воспитанников. Личный контакт с [322] семьями и знание их жизни поможет воспитателю подобрать "ключи" к различным характерам и темпераментам и укрепить узы, связывающие его с учениками.

Интересуясь домашним воспитанием, учитель приносит двойную пользу. Многие родители, поглощенные работой и заботами, упускают из виду перспективу доброго влияния на детей, а учитель может многое сделать, чтобы они поняли свои возможности и преимущества. Для других родителей чувство ответственности - это тяжелое бремя, и они очень обеспокоены тем, чтобы их дети стали хорошими и полезными людьми. В ряде случаев учитель в состоянии помочь таким родителям нести их бремя. Сотрудничая, учитель и родители будут подкреплять и ободрять друг друга17.

1 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 157.

2 Там же, с. 155, 156.

3 Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 202.

4 Воспитание, с. 283.

5 Письмо 29, 1902г.

6 Ревью энд Геральд, 13 июня 1882 г.

7 Воспитание, с. 283.

8 Рукопись 45, 1912г.

9 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 146.

10 Там же, с. 157.

11 Воспитание, с. 213.

12 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 157.

15 Там же, с. 148

14 Письмо 356,1907 г.

15 Воспитание, с. 284.

16 Принципы христианского воспитания, с. 270.

17 Воспитание, с. 284,285.

Глава 55. Единство в обучении дисциплине

[323] Учителю нужна тактичность в обучении дисциплине. - Среди юношей и девушек можно наблюдать большие различия в чертах характера и в полученном воспитании. Некоторые из них жили в атмосфере деспотичных ограничений и грубости, что способствовало развитию в них упрямства и дерзости. Другие были баловнями в семье, родители в своей слепой любви позволяли им следовать собственным наклонностям, каждый их порок оправдывался, в результате чего характер становился уродливым. Чтобы найти правильный подход к столь разным умам, преподавателю нужно действовать тактично и чутко и в то же время проявлять твердость в руководстве.

Необходимые дисциплинарные меры нередко будут вызывать у учащихся недовольство и даже презрение. Кто-то направит всю свою изобретательность на то, чтобы избегать наказаний, тогда как другие будут проявлять вызывающее безразличие к последствиям личного греховного поведения. Все это потребует больше терпения и усилий со стороны тех, кому доверено воспитание и образование молодежи1.

Должно быть немного хорошо продуманных правил. - В школе и дома должна царить мудрая дисциплина. Учителю следует ввести для учеников правила поведения. Эти правила должны быть короткими, но хорошо продуманными, и если их однажды ввели, то отступать от них не следует. Каждый принцип, заложенный в правилах поведения, должен быть разъяснен учащемуся, чтобы он убедился в правоте этого принципа2.

Учитель должен настаивать на послушании. - Вопрос дисциплины надо правильно понимать и -дома, и в школе. Хочется надеяться, что в школе никогда не будет повода применять розгу. Но если найдутся дети, упорно сопротивляющиеся советам [324] и мольбам, всем молитвам и усилиям, то ради их же блага необходимо заставить их повиноваться.

Некоторые учителя не считают, что настаивать на послушании - это самое лучшее. Они полагают, что обязаны просто обучать. Действительно, они должны учить. Но какой смысл в этом обучении, если дети нарушают правила, а учитель не желает проявить власть?3

Учитель нуждается в сотрудничестве с родителями. - Учитель не должен в одиночку нести бремя своей работы. Ему нужны сочувствие, содействие, доброта и любовь каждого члена церкви. Родителям следует поощрять учителя, всячески показывать ему, что они ценят его усилия. Им никогда нельзя говорить или делать что-нибудь такое, что побудит их детей противоречить учителю.

Но я знаю, что многие родители не сотрудничают с учителем. Дома они не поддерживают того благоприятного влияния, которое оказывает школа. Напротив, они позволяют своим детям поступать так, как им заблагорассудится, ходить, куда хочется, и делать, что они вздумают. И если учитель проявляет власть, требуя послушания, дети преувеличивают и искажают его требования. Учитель сделал только то, что должен был сделать, хотя ему тяжело работать, но родители сочувствуют своим детям, нарушавшим правила поведения. И часто эти родители, сами проявляющие раздражение в обращении с детьми, становятся неблагоразумными, когда в школе их детей сдерживают и приучают к дисциплине4.

[325] Когда родители поддерживают жалобы своих детей на дисциплину и школьное начальство, они не понимают, что тем самым увеличивают безнравственность, которая повсюду ныне приобретает ужасающий размах. Молодежь нужно окружить только добрым влиянием, потому что ее нравственная испорченность все время усиливается5.

Пусть они поддерживают добросовестных учителей. - Родители, которые никогда должным образом не беспокоились о духовном благополучии своих детей, никогда не смиряли и не наставляли их надлежащим образом, больше других возмущаются и негодуют, узнав, что их детей обуздывают, обличают или исправляют в школе. Часть этих детей позорят Церковь, позорят само название "адвентисты"6.

Пусть они (родители) научат своих детей быть верными Богу, верными Его принципам и, таким образом, верными себе и всем, с кем они связаны...

Родители, так воспитывающие своих детей, вероятно, не окажутся среди тех, кто критикует учителя. Они поймут, что ради блага своих детей и справедливости в отношении к школе они должны, насколько это возможно, поддерживать и уважать человека, разделяющего их отвественность7.

Никогда не критикуйте учителя в присутствии детей. - Родители, поскольку учитель церковной школы пытается обучить или воспитать ваших детей, чтобы они обрели вечную жизнь, не критикуйте в их присутствии его действия, хотя, как вам кажется, он слишком суров. Если вы желаете, чтобы дети отдали свое сердце Спасителю, сотрудничайте с учителем в его усилиях для их спасения. Для детей будет намного лучше, если вместо критики они услышат из уст матери похвалу учителю. Такие слова оказывают неизгладимое впечатление и влияние, побуждающее детей уважать учителя8. [326]

Если в адрес работы учителя необходимы критика и здравые предложения, их надо высказать ему наедине. Если такой подход окажется безрезультатным, передайте дело руководителям школы. Нельзя ни словом, ни поступком ослаблять уважение детей к тому, от кого в значительной степени зависит их благополучие9.

Если бы родители поставили себя на место преподавателей и поняли, как им нелегко поддерживать дисциплину и управлять учебным заведением, в котором обучаются сотни учащихся всех сословий и самого разного склада ума, то, хорошенько подумав об этом, они по-другому смотрели бы на эти вещи10.

Непослушание часто начинается в доме. - Позволяя детям поступать по их усмотрению, отцы и матери могут возомнить себя любящими родителями, но фактически они проявляют самую настоящую жестокость. Дети способны делать выводы, и своей неразумной добротой, какой бы правильной она ни казалась, папы и мамы наносят вред детским душам. По мере взросления в детях увеличивается непослушание. Учителя пытаются исправить таких детей, но очень часто родители занимают сторону своих чад, и зло продолжает расти, принимая более обманчивый вид, чем раньше. Неверный путь непослушных детей вводит в заблуждение других ребятишек, но родители не видят зла. Детей выслушивают прежде, чем учителей, которых огорчает зло11.

Работа учителя становится вдвое тяжелее, если родители не сотрудничают с ним. - Небрежное отношение родителей к воспитанию детей делает работу учителя вдвойне тяжелой. Дети демонстрируют [327] те же буйные, неприятные черты характера, что свойственны их родителям. Оставленные дома без присмотра, они относятся к школьной дисциплине как к жестокой и суровой. Такие дети, если не принимать меры, искалечат других учеников своим недисциплинированным, испорченным характером... Благо, которое дети могли бы получить в школе, доброе влияние школы, способное свести на нет дурное домашнее воспитание, подрывается сочувствием, проявляемым родителями к неправильным поступкам детей.

Будут ли родители, верующие в Слово Божье, продолжать неправильное воспитание и поддерживать в своих детях дурные наклонности? Лучше бы отцы и матери, исповедующие истину для на стоящего времени, опомнились и больше не принимали участия в этом зле и не плясали под дудку сатаны, не прислушивались к ложному свидетельству своих необращенных детей. Учителю достаточно противодействия детей, ему незачем бороться еще и с родителями12.

1 Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 88, 89.

2 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 153.

3 Ревью энд Геральд, 15 сентября 1904 г.

4 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 153, 154.

5 Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 112.

6 Там же, с. 51.

7 Воспитание, с. 283.

8 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 154,155.

9 Там же, с. 161, 162.

10 Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 429.

11 Ревью энд Геральд, 20 января 1901 г.

12 Ревью энд Геральд, 9 октября 1900 г.

Глава 56. Обучение в школе и колледже

[328] Многие сбиваются с пути в мирских учебных заведениях. - Сердца родителей заставляет сжиматься тот ужасный факт, что во многих школах и колледжах, куда они посылают своих детей учиться культуре и дисциплине, преобладает влияние, уродующее характер, отвращающее ум от истинных жизненных целей и портящее нравы. Контактируя с неверующими, с искателями наслаждений и с распутными людьми, многие молодые люди теряют простоту и чистоту, веру в Бога и дух самопожертвования, который их верующие отцы и матери лелеяли и оберегали заботливыми наставлениями и искренней горячей молитвой.

Многих, поступающих в учебные заведения с целью стать пригодными для какой-нибудь сферы бескорыстного служения, поглощают светские науки. Пробуждаются честолюбивые замыслы добиться выдающихся успехов и достичь положения и почестей в мире. Цель, ради которой они поступили в учебное заведение, теряется из виду, и жизнь приносится в жертву эгоистичным, недуховным стремлениям. Так зачастую формируются привычки, губящие жизнь и для этого мира, и для мира грядущего1.

Религиозное домашнее влияние изглаживается. - Вы молитесь: "Не введи нас в искушение". Так не соглашайтесь же с тем, чтобы ваши дети оказались там, где они обязательно встретят искушение. Не посылайте их в школы, где они столкнутся с влиянием, которое можно сравнить с сорняками, посеянными в почву их сердца.

Обучайте и воспитывайте ваших детей в их ранние годы в домашней школе в страхе Божьем. А затем позаботьтесь, чтобы они не оказались [329] там, где полученное ими религиозное влияние изгладится, а любовь Божья будет вытеснена из их сердца. Ни соблазны высокой заработной платы, престижного образования, ничего другого да не побудят вас послать детей туда, где они столкнутся с большими искушениями и лишатся вашего влияния. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мк. 8:36, 37)2.

Наши колледжи учреждены Богом. - Когда ангел Божий показал мне, что нужно создать учебное заведение для воспитания нашей молодежи, я увидела, что оно будет одним из величайших средств, назначенных Богом для спасения душ... Если наш колледж окажет достойное и доброе влияние на учащуюся в нем молодежь, то юные сердца смогут увидеть Бога и прославить Его за все Его дела. Развивая способности, данные им Богом, они подготовятся к тому, чтобы еще успешнее служить Ему3.

Молодежь нужно поощрять посещать школы, которым следует все больше походить на школы пророков. Наши школы учреждены Господом4.

Преимущества перед обучением в домашней школе. - Дети, получающие образование в наших школах, достигнут большего успеха в учебе, если будут взяты из семейного окружения, где они получали неправильное воспитание. Может быть, несколько семей захотят устроить детей на полный пансион и тем самым сэкономить средства, но детям это скорее принесет вред, чем благословение5.

[330] Домашняя школа для своенравной дочери. - Врагу удалось найти доступ к твоей дочери, в результате чего он связал ее как бы железными путами, и, чтобы спасти ее душу, придется предпринять настойчивые и энергичные усилия. Если ты хочешь добиться успеха в деле спасения дочери, то должна работать в полную силу. Не так-то легко преодолевать привычки, формировавшиеся на протяжении многих лет. Девочку следует поместить в среду, где она будет окружена устойчивым, непоколебимым, постоянным влиянием. Я бы рекомендовала тебе отдать ее в колледж в N., пусть она приучается к дисциплине пансиона. Ей надо было бы оказаться в нем еще несколько лет назад.

Этот пансион устроен, как хороший дом. Он, конечно, может прийтись кому-то не по вкусу, но только потому, что эти люди были воспитаны на ложных теориях, приучены угождать только себе и своим прихотям, у них сформировались неправильные привычки и обычаи. Моя дорогая сестра, мы приближаемся к концу времени, и нам никак нельзя следовать мирским вкусам и обычаям, напротив, надо стремиться иметь ум Божий, слушать, что говорит Священное Писание, а потом следовать совету, который Бог дает нам. Наши наклонности, наши обычаи и привычки не должны господствовать над нами. Божье слово - вот наше мерило6.

Студенты, живущие при учебном заведении. - Отдельным учителям кажется, что дети и молодые люди, родители которых живут поблизости от учебного заведения, не вправе пользоваться школьными льготами, если они не живут вместе с учителями при школе. Для меня это новая и странная идея.

У некоторых молодых людей семейное влияние таково, что для них будет огромным преимуществом пожить какое-то время в хорошо организованной школьной семье. И для тех, кто по необходимости оставляет свой дом ради школы, школьная семья является великим благословением. Но родительский дом, в котором боятся Бога [331] и повинуются Ему, является лучшим местом для маленьких детей, поскольку при правильном воспитании со стороны родителей им будет оказано попечение, и они пройдут воспитание в религиозной атмосфере под руководством собственных родителей...

Что же касается молодежи, достигшей подходящего возраста для посещения колледжа, будем избегать неоправданных и суровых правил, разлучающих с родителями тех, кто живет поблизости от наших школ...

Если родители не уверены, что детей для их высшего блага следует поместить под влияние школьной дисциплины, надо разрешить им держать детей под собственным контролем, насколько это возможно. В некоторых местах родители, живущие поблизости от школы, смогут убедиться, что их детям полезно жить в школьном здании, так как там они могут научиться многому такому, чему их не научат в собственном доме. Но нельзя во всех случаях настаивать, чтобы дети были обособлены от родителей, дабы получить преимущества в любой из наших школ...

Родители являются естественными попечителями своих детей, на них возложена торжественная обязанность осуществлять надзор за их воспитанием и обучением.

Кто, как не родители, годами наблюдающие за развитием своих детей, должны знать лучшие методы обучения и воспитания, чтобы взрастить и сформировать в них лучшие черты характера. Я бы посоветовала позволять детям, живущим в двух-трех милях от школы, посещать школу и жить дома, получая благословение родительского влияния. Там, где это возможно, пусть семья держится вместе7.

[332] Все дети должны иметь возможность получить образование. - Церковь находится в сонном состоянии и не понимает огромного значения образования детей и молодежи. Вот одно из высказываний: "Зачем нужно уделять особенное внимание углубленному образованию нашей молодежи? Мне кажется, что если выбрать несколько человек, желающих получить образование в области литературы или в других каких-либо областях, требующих особой подготовки, и обратить на них главное внимание, этого будет достаточно. Нет необходимости давать хорошее образование всей нашей молодежи. Разве это не удовлетворит все наши насущные потребности?" Я отвечаю: "Нет, самое решительное нет... Всей нашей молодежи нужно позволить получать благословения и преимущество образования в наших школах, дабы побудить их стать соработниками у Бога. Все юноши и девушки нуждаются в образовании, чтобы стать полезными, готовыми занять ответственные посты в личной и общественной жизни8.

Взвешенная школьная программа. - Умственные способности необходимо развивать и упражнять во славу Божью; большое внимание следует уделять культуре мышления, чтобы различные умственные способности равномерно развивались благодаря постоянным упражнениям. Если родители позволят детям всегда добиваться своего и следовать только собственным желаниям и наклонностям в ущерб долгу, их характер будет развиваться соответствующим образом и они вырастут совершенно неспособными занимать ответственные посты на службе. Нужно учить молодежь обуздывать желания и наклонности, избавляться от слабостей характера и подавлять слишком сильные увлечения.

Если какой-то один интеллектуальный дар не будет достаточно развит или не направлен на путь правды и добра, Божьи намерения в жизни этого человека не осуществятся. Все силы и свойства ума [333] нужно хорошо и равномерно развивать и упражнять, чтобы разум находился в уравновешенном состоянии, ибо все качества ума тесно взаимосвязаны. Если одни из них все время развивать и упражнять, а другие оставить неразвитыми, поскольку так хочется вашим детям, то когда дети вырастут, они обретут неуравновешенное мышление и несбалансированный характер. В чем-то одном они будут развиты и сильны, а в чем-то другом, не менее важном, безнадежно отстанут от остальных. Они не смогут стать компетентными и грамотными работниками, потому что их изъяны станут очевидны для всех и будут портить их характер и репутацию9.

Вред от постоянной, круглогодичной учебы. - Многие родители оставляют своих детей в школе почти на весь год. Ребята занимаются учебой механически и не запоминают то, что им преподают. Кажется, многие из этих учащихся лишены полноценной жизни. Однообразие постоянных занятий утомляет ум, дети проявляют мало интереса к урокам. Для многих занятие с книгами становится тягостным, рутинным делом. Они не любят думать самостоятельно, и у них нет стремления приобретать знания. Дети, постоянно живущие в школе, не вырабатывают в себе привычку размышлять и исследовать...

Людей, способных логично рассуждать и мыслить, немного по той причине, что ложные влияния затормозили развитие интеллекта. Предположение родителей и учителей о том, что постоянное обучение укрепляет интеллект, не оправдалось, ибо во многих случаях все происходит с точностью до наоборот10.

Часто порицания заслуживают родители. - От учителя нельзя ожидать выполнения родительского долга - это не его обязанность. И одновременно с этим у многих родителей наблюдается страшное [334] небрежение их прямым долгом. Подобно Илию, они не обуздывали своих чад, затем посылали этих невоспитанных детей в колледж, чтобы они там получали воспитание, ибо родители не дали им его дома.

На учителей возложена обязанность, которую мало кто ценит. Добившись успеха в преобразовании своенравной молодежи, они не удостаиваются большого признания. Если молодежь избирает общество испорченных ровесников и становится все хуже и хуже, тогда ругают учителя и осуждают школу. Во многих случаях справедливо надо винить не учителей, а родителей. Ведь у них имелась благоприятная возможность взять под контроль и научить детей, когда те еще были способны к учению, когда их ум и сердце были восприимчивы. Но из-за нерадивости родителей детям позволялось следовать недобрым путем, пока они не ожесточились11.

Родители должны поддерживать авторитет учителя. - Одна из главных трудностей, которые придется преодолевать преподавателям, заключается в отсутствии у родителей стремления сотрудничать с ними в налаживании дисциплины в колледже. Если бы родители взяли на себя обязательство поддерживать авторитет учителя, можно было бы в значительной мере предотвратить неподчинение, пороки и распутство. Родители должны заставлять своих детей уважать законную власть и подчиняться ей. Им следует неустанно и усердно наставлять и обуздывать своих детей и руководить ими до тех пор, пока их правильные привычки не станут достаточно прочными. При таком воспитании молодежь подчинялась бы правилам, установленным в обществе, и общепринятым нормам, определяющим их нравственный долг12.

Детям не дано судить, насколько строга дисциплина в колледже, разумна она или неразумна. [335] Если родители достаточно доверяют учителям и системе образования, принятой в школе, и посылают туда своих детей, пусть они проявят здравый смысл и моральную стойкость и поддержат учителя в наведении дисциплины...

Мудрые родители будут очень благодарны за то, что есть школы, в которых не допускается беззаконие, а дети учатся скорее повиноваться, чем потакать своим прихотям, и в которых на учеников распространяется доброе влияние.

Часть родителей стремятся послать своих испорченных детей в школу, потому что им не удалось исправить их дома. Поддержат ли родители учителей в их требованиях или будут верить детской лжи?13

Они должны поддерживать школьную дисциплину. - Несколько родителей послали своих детей в N. и сказали им, что если от них будут требовать что-либо неразумное, им не следует подчиняться, как бы их не заставляли. Какой плохой урок преподан детям! Могут ли они в своей неопытности судить, что разумно, а что нет?

Предположим, дети пожелают пойти куда-то вечером, никого не предупредив, и если учителя и воспитатели потребуют у них отчета, дети сочтут это неразумным требованием и нарушением их прав. По мнению учеников, никто не вправе посягать на их независимость. Какая власть или какой авторитет могут сдержать эту молодежь, если она считает дисциплину неразумным ограничением ее свободы?

Во многих случаях такая молодежь задерживалась в школе лишь на короткий период, возвращалась домой с незаконченным образованием, чтобы свободно исполнять свои неблагородные, неуправляемые желания, чего им не позволялось в школе. Немудрые родители потаканием детским прихотям [336] сделали свое дело для земной жизни и для вечности, и им придется ответить за потерю этих душ14.

Образование помимо колледжа. - Добросовестность в деле образования должна войти в привычку у детей и молодежи. Учебный курс колледжа не охватывает все образование, которое они должны получить. Школьники могут постоянно постигать уроки из всего, что они слышат и видят. К примеру, закону причинно-следственных связей они могут научиться у окружения и обстоятельств жизни. Они могут каждый день узнавать, чего им следует избегать и что им позволено, что возвысит и облагородит их, придаст твердость их характеру и укрепит в них принципы, служащие основанием благородной жизни в зрелом возрасте.

Если дети начинают образование, не думая о цели, если их удовлетворяет учеба без особых усилий с их стороны, то они не достигнут идеала, который Бог поставил перед ними15.

1 Служение исцеления, с. 403.

2 Рукопись 30, 1904 г.

3 Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 419,422.

4 Принципы христианского воспитания, с. 489.

5 Там же, с. 313.

6 Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 506.

7 Письмо 60, 1910г.

8 Ревью энд Геральд, 13 февраля 1913 г.

9 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 26.

10 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 84,85.

11 Там же, с. 91,92.

12 Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 89.

13 Рукопись 119, 1899г.

14 Рукопись 119, 1899г.

15 Молодежный руководитель, 21 апреля 1886 г.


004 Здесь и далее в этой главе, где Е. Уайт не советует отдавать детей в государственные школы, в первую очередь следует учитывать культурный контекст этих наставлений. У родителей, живущих в России и странах ближнего зарубежья, зачастую ограничен выбор школ, в которых могли бы обучаться их дети. Однако всегда следует руководствоваться принципом, изложенным Е. Уайт, и, если есть возможность выбирать между светским и христианским образованием, - отдавать предпочтение последнему. - Примеч. ред.
005 Примечание. Это часть обращения, произнесенного 14 июля 1902 г. и побуждающего строить церковную школу рядом с ее домом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.084 с.)