Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть XIII. Первостепенное значение физического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 57. Упражнения и здоровье006 [339] Хорошо организованные занятия и развлечения. - Чтобы дети и молодежь были здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, чтобы их физические и умственные способности успешно развивались, они должны много времени проводить на свежем воздухе и участвовать в хорошо организованных занятиях и развлечениях1 Детям нужно чем-то занимать свое время. Правильно организованные учебные занятия, а также физические упражнения на свежем воздухе принесут только пользу вашим сыновьям. Здоровый труд и ознакомление с премудростями домоводства будут полезны вашим дочерям, а для их правильного физического развития им также необходимо работать на свежем воздухе2. Упражнения и свежий воздух. - Люди, не упражняющие ежедневно мышцы рук и ног, будут чувствовать слабость при первой же попытке заняться физическим трудом. Сосуды и мышцы их находятся не в том состоянии, чтобы правильно функционировать и поддерживать здоровье всего тела так, чтобы каждый орган выполнял свою роль. Конечности укрепляются в результате упражнений. Ежедневные умеренные физические нагрузки придадут силу мышцам, ибо от недостатка упражнений они становятся вялыми и дряблыми. Благодаря активным ежедневным занятиям на свежем воздухе печень, почки и легкие также укрепятся и будут хорошо функционировать. Призовите на помощь силу воли, она станет сопротивляться холоду и вдохнет энергию в нервную систему. Через некоторое время вы настолько ясно почувствуете на себе пользу упражнений и чистого воздуха, что не захотите жить без этих [340] благословений. Ваши легкие, лишенные воздуха, подобны голодному человеку, которому не дают есть. Мы можем дольше жить без еды, чем без воздуха, а ведь его Бог дал нам как пищу для легких3. Учащиеся в особенности нуждаются в физической активности. - Бездеятельность ослабляет организм. Бог создал мужчин и женщин быть активными и полезными. Ничто так не укрепит силу молодых людей, как правильное упражнение всех мускулов в полезной работе4. Все способности укрепляются посредством упражнения. - У детей и молодежи, остающихся в школе и занимающихся исключительно книгами, не может быть здорового физического организма. Тренировка мозга в процессе обучения без соответствующих физических упражнений обычно заставляет кровь приливать к голове, в результате чего кровообращение по всему организму становится неравномерным. В мозг поступает очень много крови, а в конечности - очень мало. Дети и молодежь должны заниматься в определенные часы, часть же времени нужно уделять физическому труду. И если их привычки есть, одеваться и спать согласуются с физическими законами, они могут получать образование, не жертвуя физическим и душевным здоровьем5. Детей необходимо научить, пока они совсем маленькие, выполнять небольшие житейские обязанности, и тогда способности, используемые подобным образом, укрепятся посредством упражнений. В результате молодые люди смогут стать эффективными помощниками в великом деле, к которому Господь призовет их впоследствии... Мало у кого прилежание, вдумчивость и бережливость вошли в привычку. Праздность и бездеятельность - это величайшее проклятие для детей нашего века. Здоровый полезный труд будет [341] великим благословением, содействующим формированию хороших привычек и благородного характера6. Разнообразие и перемены в работе. - Деятельные руки и ум молодежи должны быть заняты, и если они не направлены на выполнение полезного труда, который разовьет их и принесет благословение ближним, они найдут занятие, наносящее вред их телу и уму. Молодежь должна бодро делить бремя жизненных обязанностей своих родителей. Тогда она сохранит совесть чистой, что необходимо для ее физического и морального благополучия. При этом молодые люди должны остерегаться продолжительного напряжения, занимаясь каким-либо одним делом. Если молодые люди сосредоточатся на однообразном занятии, то сделают меньше того, что могли бы сделать, переключившись на другое дело или отдохнув некоторое время. Сильно перегруженный мозг перестает укрепляться и начинает слабеть. При перемене занятий сохраняется здоровье и энергия. Отпадает необходимость жертвовать полезным ради бесполезного, ибо эгоистичные развлечения опасны для нравственных устоев7. Усталость - нормальный результат работы. - Матери, нет большего зла, чем освобождать дочерей от всякой работы по дому и не поручать им никаких заданий, предоставляя самим выбирать себе занятие. В результате они занимаются легкой вышивкой или еще какими-нибудь пустяками. Девушки обязаны давать нагрузку своим мышцам. Если работа их утомляет, ничего страшного. Разве вы не устаете от работы по дому? Может ли усталость повредить вашим детям больше, чем вам самим, если, конечно, они не перегружены чрезмерно? Конечно нет8. Они могут уставать, но как сладок отдых после хорошо выполненной работы. Сон - приятный [342] природный восстановитель, вдохновляет утомленное тело и готовит его к обязанностям следующего дня9. Почему бедность часто является благословением. - Кое-кто действительно считает богатство и праздность благословениями, но фактически самыми счастливыми и здоровыми являются люди, всегда занятые и бодро выполняющие свои повседневные обязанности... Приговор, вынуждающий человека в поте лица своего добывать хлеб насущный, и обещание будущего счастья и славы - все это исходит от одного престола и является благословением10. Бедность во многих случаях является благословением, ибо избавляет детей и подростков от губительного безделья. Физические и умственные силы надо надлежащим образом развивать. Первой и непрестанной для родителей должна стать забота о том, чтобы их дети имели крепкое телосложение и выросли здоровыми людьми... Детей надо обучать труду ради их же здоровья и нравственной полноценности, даже если в данный момент в этом нет острой необходимости, поскольку семья живет в достатке. Чтобы стать добродетельными и чистыми, детям надо научиться дисциплинировать себя и хорошо организовывать труд, дающий нагрузку всем их мышцам. Самое здоровое удовольствие, которым могут наслаждаться дети, это удовлетворение, получаемое от полезного труда, особенно когда они в чем-то отказывают себе ради того, чтобы помочь ближним11. Умственная и физическая деятельность одинаково важны. - Не разрешайте учащимся слишком перегружать себя занятиями и не оставлять времени для физических упражнений. Здоровье нарушится, если каждый день не уделять часть времени физической тренировке на свежем воздухе. Определенные [343] часы следует посвятить какому-либо ручному труду, чему-нибудь такому, что приведет в действие все части тела. Когда напряжение умственных и физических способностей уравновешивается, разум учащегося освежается. Если учащийся болен, физические упражнения помогут организму восстановить нормальное состояние. По окончании колледжа студенты должны быть более здоровыми и больше понимать законы жизни, чем при их поступлении туда. Здоровье, как и характер, следует свято оберегать12. Юношеская энергия так беспечно растрачивается. - Молодые люди в расцвете сил не придают значения расходу своей неуемной энергии. Сокровище более ценное, чем золото, более существенное для развития, чем ученость, положение или богатство, порою так беспечно растрачивается!.. Изучая физиологию, школьники должны усвоить, насколько ценно физическое здоровье, и обязаны научиться сохранять его и приумножать, чтобы оно достойным образом содействовало успеху в великой жизненной борьбе13. Активность нужно не подавлять, но направлять. - Наши дети стоят как бы на перепутье дорог. По обеим сторонам соблазны мира, влекущие к своекорыстию и потворству своим прихотям, зовут их прочь от тропы, проложенной для искупленных Господом. Станет ли их жизнь благословением или проклятием, зависит от того, какой выбор они сделают. Переполняемые энергией, страстно желающие испытать свои неопробованные еще способности, они должны найти какой-нибудь выход своей неуемной энергии. Они будут активны как на стороне добра, так и на стороне зла. Слово Божье не подавляет активности, но правильно направляет ее. Бог не повелевает молодежи быть менее активной. Свойства характера, делающие [344] человека истинно преуспевающим и почитаемым, - неудержимое желание большего блага, неукротимая воля, усердие, прилежание, неустанное упорство - все это не нужно охлаждать в молодежи. Благодатью Божьей их надлежит направить на достижение целей настолько более высоких по сравнению с эгоистичными и мирскими интересами, насколько небеса выше земли14. 1 Советы родителям, учителям и учащимся, с 83 2 Свидетельства для Церкви, т 4, с 97 3 Там же, т 2, с 533 4 Знамения времени, 19 августа 1875 г 5 Советы родителям, учителям и учащимся, с 83 6 Ревью энд Геральд, 30 августа 1881 г 7 Молодежный руководитель, 27 июля 1893 г 8 Свидетельства для Церкви, т 2, с 371 9 Знамения времени, 10 апреля 1884 г 10 Христианское воздержание и библейская гигиена, с 97 11 Свидетельства для Церкви, т 3, с 151 12 Христианское воздержание и библейская гигиена, с 82, 83 13 Воспитание, с 195,196 14 Служение исцеления, с 396 Глава 58. Подготовка для практической жизни [345] Почему Бог предназначил труд для Адама и Евы. - Господь создал Адама и Еву и поместил их в саду Едемском, чтобы они возделывали и хранили его для Господа. Это занятие служило для их счастья, иначе Господь не предназначил бы труд для наших прародителей1. На совете у Небесного Отца перед созданием мира было решено, что Господь Бог посадит в Едеме сад для Адама и Евы и поручит им заботиться о фруктовых деревьях, а также выращивать и культивировать разные растения. Полезный труд должен был ограждать прародителей от искушений и предназначался для всех поколений людей до конца земной истории2. Пример Иисуса как совершенного Труженика. - В Своей земной жизни Христос был... послушен и полезен в Своей семье. Он научился ремеслу плотника и трудился Своими собственными руками в маленькой назаретской мастерской... Библия говорит об Иисусе: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем". Когда Он трудился в детстве и юности, Его ум и тело развивались. Он не использовал опрометчиво Свои физические силы, но давал им такую нагрузку, которая сохраняла Его в здоровом состоянии, дабы всякое дело Он мог делать в совершенстве. Христос не хотел быть несовершенным даже при пользовании инструментом. Он являлся совершенным Тружеником, Его характер тоже был совершенным3. Каждую деталь Иисус делал хорошо, и разные части в точности подходили друг к другу, образуя единое целое, готовое выдержать испытание4. [346] Он терпеливо трудился руками. - Иисус освятил Своим примером скромные стороны человеческой жизни... Его жизнь была жизнью неустанного труда. Являясь Величием неба, Он ходил по улицам, одетый в простую одежду обычного труженика. Он исходил горные склоны, направляясь на Свою скромную работу и возвращаясь назад. Ему не требовалась помощь ангелов, которые несли бы Его на своих крыльях при утомительном подъеме в гору или наделили бы Его силой при выполнении Его скромных обязанностей. Однако, каждый день идя на работу для поддержания Своей семьи, Он владел той же силой, как и при совершении чуда насыщения пяти тысяч голодных душ на берегу Галилейского озера. Но Христос не использовал Свою Божественную силу, чтобы уменьшить Свое бремя или облегчить Свое иго. Он воплотился в человека со всеми немощами последнего и не уклонился от самых суровых испытаний. Он жил в доме простолюдина, одевался в грубую одежду, ходил в одной толпе с бедняками. Он ежедневно терпеливо трудился руками. Его пример показывает нам, что человек обязан быть прилежным и что труд почетен5. Долгое время безвестный и никем не почитаемый Иисус оставался в Назарете, чтобы научить людей жить в общении с Богом, выполняя скромные житейские обязанности. Для ангелов являлось тайной, что Христос, Величие неба, сошел на землю не только для того, чтобы принять на Себя человеческое естество, но чтобы возложить на Себя тяжелейшее бремя и самые скромные обязанности. Он делал это, чтобы стать одним из нас, чтобы познакомиться с трудом, печалями и лишениями детей земли6. Пробудите стремления к полезным свершениям. - В детстве и юности необходимо пробуждать стремления сделать что-нибудь полезное для себя и [347] для ближних. Упражнение, развивающее ум и характер, учит руки быть полезными и побуждает молодежь помогать ближним нести их жизненное бремя, в то же время оно укрепляет физически и оживляет все способности. В добродетельном усердии и в привычке жить, творя добро, есть своя награда7. Молодым людям необходимо постичь, что жизнь - это серьезный труд, ответственность и постоянные заботы. Им нужна закалка, которая поможет стать практичными людьми, способными справиться с трудностями жизни. Они должны понять, что систематические занятия облагораживающим трудом жизненно необходимы не только для защиты в будущем от превратностей бытия, но и для всестороннего развития8. Физический труд не унижает. - У многих людей бытует ошибочное мнение, будто работать физий чески унизительно, поэтому молодые люди изо всех сил стремятся получить образование, чтобы стать учителями, служащими, работниками торговли, юристами, то есть занять любое положение, не требующее физического труда. Молодые женщины относятся к домашней работе тоже как к унизительной. И хотя домашняя работа несет с собой физическую нагрузку и является полезной для здоровья, если только она не чрезмерна, девушки все же стремятся получить образование, чтобы стать учительницами, служащими или же осваивают какое-либо ремесло, которым можно заниматься дома, не слезая со стула9. В мире много молодых мужчин и женщин, гордящихся тем, что они не имеют отношения к полезному труду. И почти всегда это люди легкомысленные, пустые, любители похвастать, несчастливые, неудовлетворенные и часто распутные и беспринципные. Такой характер является позором для общества и бесчестьем для родителей10. [348] Никто из нас не должен стыдиться работы, какой бы незначительной и унизительной она ни казалась. Труд облагораживает. Все работающие - головой ли, руками - это труженики. И все точно так же исполняют свой долг и отдают должное своей религии, когда стирают белье или моют посуду в столовой, как и тогда, когда приходят на богослужение. Пока руки заняты самым простым и скромным трудом, разум может воспарять к горнему и облагораживаться благодаря чистым и возвышенным размышлениям11. Молодые люди должны быть господами, а не рабами труда. - Нужно помочь молодежи убедиться, что всякий труд почетен12. Основной причиной пренебрежительного отношения к физическому труду чаще всего является его бездумное выполнение. Как правило, работают по необходимости, без желания, не вкладывают в труд душу, не сохраняют ни самоуважения, ни уважения со стороны окружающих. Обучение труду может исправить этот недостаток - сформируются такие качества, как аккуратность и тщательность. Учеников необходимо научить тактичности, организованности, умению экономить время и обдумывать каждый свой шаг. Школьникам надо не только освоить наилучшие методы труда, в них надо заложить стремление к постоянному совершенствованию. Их целью должно стать стремление сделать свою работу настолько совершенной, насколько человеческий ум и руки способны к этому. Такая подготовка сделает молодежь господами, а не рабами труда. Тяжелая работа перестанет казаться бременем, и самая скромная обязанность станет благородным делом. Кто считает свою работу нудным занятием, относится к ней с самодовольным пренебрежением и не предпринимает никаких попыток ее улучшить, тот, безусловно, относится к ней как к тяжкому бремени. Но люди, научившиеся ценить самый скромный труд, увидят в нем благородство и красоту, получат удовольствие от добросовестного и умелого выполнения своей работы13. Богатство не освобождает от обучения практическим [349] навыкам. - Во многих случаях богатые родители пренебрегают необходимостью учить своих детей практическим навыкам, ремеслам и наукам. Они не считают нужным ради будущего блага своих детей, ради того, чтобы сделать их полезными для общества, прививать им вкус к общественно полезному труду. А ведь это необходимо детям, чтобы в случае несчастья они могли сохранить благородную независимость, умея трудиться своими руками. Если у них есть капитал в виде здоровья и силы, они не обеднеют, даже если у них в кармане не будет ни гроша. Многие из тех, кто в юности рос в роскоши и. изобилии, могут лишиться богатства и попасть в такое положение, когда их престарелые родители или братья и сестры окажутся на их иждивении. Насколько же важно, чтобы каждого молодого человека учили трудиться и готовили к чрезвычайным обстоятельствам! Богатство превращается в проклятие, когда владеющие им убеждают себя, будто их сыновьям и дочерям не нужно учиться общественно полезному труду, поскольку у них ест все. В данном случае богатство мешает родителям подготовить детей к практической жизни|4. Дети должны разделять домашние обязанности. - Добросовестная мать никогда не пойдет на поводу у моды, она не станет также домашней pa бой, не будет потакать прихотям своих детей и ocвобождать их от труда. Она научит детей разделять с нею домашние обязанности, чтобы они приобрели знание практической жизни. Если дети будут помогать матери в ее труде, то полезное занятие станет необходимым для счастья, благородным, а вовсе не унизительным. Но когда мать воспитывает своих дочерей в праздности, а сама несет тяжелую ношу домашнего труда, тогда она приучает их смотреть на нее как на рабу, которая должна прислуживать им и выполнять их желания. Мать всегда [350] должна сохранять свое достоинство15. Некоторые матери виновны в том, что освобождают дочерей от труда и забот. Поступая так, они поощряют праздность. В качестве оправдания та кие матери говорят: "Моя дочь очень слабенькая". Но подобный подход наверняка сделает детей слабыми и неприспособленными. Целенаправленный труд крайне необходим, чтобы дети стали сильными, бодрыми, радостными, счастливыми и мужественными, чтобы с успехом преодолевали различные испытания, которыми полна жизнь16. Давайте детям полезные задания. - Если родители не забоятся о занятости своих детей, значит, вскоре они пожнут невыразимое зло, подвергающее опасности жизнь многих молодых людей и делающее их бесполезными для общества и Церкви. Бог желает, чтобы родители и учителя обучали детей практическим навыкам повседневной жизни. Поощряйте в них прилежание. Девочки и даже мальчики, у которых нет работы вне дома, должны учиться помогать матери. С самого детства мальчиков и девочек надо приучать выполнять все более сложные задания, вносить разумную лепту в семейное хозяйство. Матери, наберитесь терпения и покажите своим детям, как работать руками. Пусть они поймут, что их руки могут трудиться в домашней работе так же умело, как и ваши17. Каждый ребенок в семье должен взять на себя часть семейной ноши и научиться делать свое дело бодро и добросовестно. Если поделить работу между детьми, они привыкнут исполнять подходящие для их возраста обязанности, ни один член семьи не будет перегружен, а в доме воцарится покой и радость. Хозяйство получит правильное руководство, потому что каждый человек будет знать свое дело и заинтересованно выполнять его18. [351] Приготовление пищи, шитье - основные уроки. - Матери должны постоянно учить дочерей навыкам приготовления пищи. Они также должны научить их искусству добротного шитья. Надо показать девочкам, как экономно кроить одежду и аккуратно ее шить. Некоторые матери, не желая обременять себя терпеливым наставлением неопытных дочерей, предпочитают все делать сами. Но, поступая таким образом, они оставляют в пренебрежении важные стороны воспитания и причиняют огромный вред своим детям, ибо в последующем девушки испытают много затруднений из-за незнания домашней работы19. Учите как мальчиков, так и девочек. - Так как домашнее хозяйство ведут и мужчины, и женщины, то мальчикам так же, как и девочкам надо учиться выполнять домашние обязанности. Заправить постель, навести порядок в комнате, помыть посуду, приготовить еду, постирать и починить одежду - эти занятия не лишают мальчика мужественности, наоборот, они делают его счастливее и полезнее. И если девочки, в свою очередь, научились бы запрягать лошадь и ездить верхом007, пользоваться пилой и молотком, а также граблями и мотыгой, они лучше бы подготовились к будущим житейским неожиданностям20. Очень важно как для дочерей, так и для сыновей научиться правильно использовать свое время, ибо все дети одинаково ответственны перед Богом за то, как они его расходуют. Жизнь дана для мудрого развития Богом данных талантов21. Считайте своим преимуществом беречь силу [352] матери. - Каждый день в доме есть работа, которую необходимо выполнить, - приготовление пищи, мытье посуды, уборка, выколачивание пыли. Матери, вы научили своих детей выполнять ежедневные домашние обязанности?.. Для их мускулов нужны упражнения. Вместо того, чтобы только прыгать, играть в мяч или крокет, пусть они сделают что-нибудь полезное22. Учите детей разделять со взрослыми семейные обязанности. Пусть они регулярно занимаются каким-либо полезным делом. Покажите им, что их задание выполнять легко, радостно и интересно. Помогите им понять, что, облегчая бремя своей матери, они сохраняют ее силы и продлевают ей жизнь. Много уставших матерей безвременно легли в могилу только потому, что их дети не были научены разделять с ними ношу домашних дел. Поощряя в доме дух неэгоистичного служения, родители привлекают детей ближе к Христу, Который является истинным воплощением бескорыстия23. Проведите эксперимент, который принесет счастье. - Дети, посадите вашу мать на удобный стул и попросите ее показать вам, что бы она хотела увидеть сделанным в первую очередь. Каким это будет сюрпризом для многих уставших и обремененных матерей! Детям и молодым людям никогда не испытать душевного мира и счастья, пока они, добросовестно выполняя домашние обязанности, не дадут отдохнуть натруженным рукам, утомленному сердцу и мозгу матери. Эти шаги по лестнице прогресса поведут их к более высокому образованию. Добросовестное выполнение повседневных домашних обязанностей приносит истинному труженику душевное удовлетворение и мир. Тем, кто пренебрегает своей частью домашних обязанностей, грозит одиночество и дискомфорт. Они не [353] усвоили важную истину: счастливые люди счастливы потому, что делят с остальными членами семьи обыденную работу. Многие так и не восприняли самые полезные уроки, столь необходимые для их будущего блага24. Добросовестность в домашних делах вознаграждается. - Точное исполнение домашних обязанностей, выполнение поручений, которые могут принести тебе пользу, будь они даже самыми простыми и скромными, - все это способно облагородить тебя. Тебе нужно испытать Божественное влияние, ибо только тогда у тебя воцарится внутренний мир и священная радость. В Божественном влиянии заключена целительная сила; оно мягко и незаметно залечит душевные раны, и даже тело твое воспрянет. Душевный мир, который является следствием чистых, святых мотивов и поступков, оживотворит и раскрепостит все органы тела. Внутренний мир и совесть, очищенная от всех преступлений против Бога, подобно росе, выпадаюшей на нежные растения, дадут новую силу и энергию разуму. Тогда воля получит направление в нужную сторону и будет находиться под контролем разума; ты начнешь действовать решительнее и освободишься от всяких извращений. Приятно размышлять на святые темы. Душевное равновесие, которым ты можешь обладать, станет благословением для всех, с кем ты общаешься. Со временем мир и спокойствие станут для тебя естественным состоянием и начнут освещать своими драгоценными лучами всех окружающих тебя. Чем больше ты будешь вкушать этот небесный мир и душевное спокойствие, тем больше они будут умножаться. Это живое и деятельное удовольствие, которое приводит нравственные силы не в оцепенение, а, напротив, пробуждает в человеке повышенную активность. Совершенный мир есть небесное качество, присущее ангелам25. На небесах будет деятельность. - Ангелы являются тружениками. Они сотворены служителями Божьими для Его земных детей. Ленивые слуги, ожидающие небес и полагающие, что там не будет труда, имеют ложное представление о небе. Место, [354] которое приготовил Создатель, не предназначено для удовлетворения греховных прихотей. Небеса - это место творческой деятельности, однако для утомленных и обремененных, для тех, кто подвизался добрым подвигом веры, это место славного отдыха, ибо верных Господь наделит свежестью вечной юности и им не надо будет вести борьбу против греха и сатаны. Для этих энергичных тружеников состояние вечной праздности было бы непереносимым. Небеса потеряли бы для них всякий смысл. Путь напряженного труда, предназначенного христианину на земле, может казаться тяжелым и изнурительным, но Искупитель почтил его, пройдя по нему Сам, и тот находится в безопасности, кто следует этим святым путем26. 1 Рукопись 24 б, 1894г. 2 Знамения времени, 13 августа 1896 г. 3 Принципы христианского воспитания, с. 417,418. 4 Евангелизм, с. 378. 5 Реформатор здоровья, октябрь, 1876 г. 6 Реформатор здоровья, октябрь, 1876 г. 7 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 147. 8 Воспитание, с. 215. 9 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 291. 10 Реформатор здоровья, декабрь, 1877 г. 11 Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 590. 1! Воспитание, с. 215. 13 Воспитание, с. 222. 14 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 150. 15 Тихоокеанский журнал здоровья, июнь, 1890 г. 16 Знамения времени, 19 августа 1875 г. 17 Ревью энд Геральд, 8 сентября 1904 г. 18 Знамения времени, 23 августа 1877 г. 19 Воззвание к матерям, с. 15. 20 Воспитание, с. 216, 217. 21 Реформатор здоровья, декабрь, 1877 г. 22 Рукопись 129, 1898г. 23 Рукопись 70, 1903 г. 24 Рукопись 129, 1898г. 25 Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 326, 327. 26 Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 99.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.015 с.) |