Глава 3. Когда начинать обучение ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Когда начинать обучение ребенка



Обучение начинается с младенческого возраста. - Слово "обучение" означает больше, чем учебный курс в школе или колледже. Обучение начинается с младенческого возраста, когда ребенок находится на руках матери. Мать, развивая и формируя характер своих детей, одновременно обучает их1.

Родители посылают детей в школу, полагая, что дают им образование. Но образование - более широкое понятие, чем многие представляют себе. Оно включает весь процесс обучения с младенчества до детства, с детства до юности, от юности до зрелости. Как только ребенок начинает мыслить самостоятельно, начинается его образование2.

Начинайте, когда ум восприимчив более всего. - Воспитывать и обучать ребенка следует с младенческих лет, когда его ум более всего восприимчив и преподанные уроки запоминаются легче всего3.

В сущности, дети должны обучаться в домашней школе с колыбели до зрелости. И как в любой хорошо организованной школе учителя сами накапливают важные знания, так и мать, основной учитель в доме, должна в первую очередь приобретать наиболее ценные жизненные уроки4. Родители обязаны произносить верные слова... Каждый день родители должны брать в школе Христа уроки у Того, Кто любит их. Тогда рассказ о [27] Божьей вечной любви будет повторяться в домашней школе детям. Следовательно, еще до того, как разовьется детский разум, дети смогут перенимать правильный настрой от своих родителей5.

Воспитывайте детей в младенческом возрасте. - Все родители должны воспитывать детей с их младенческого возраста. На воспитание детей нужно обратить особое внимание, так как их спасение зависит в основном от воспитания, данного им в детстве. Родители и опекуны сами должны поддерживать чистоту сердца и жизни, если они желают, чтобы их дети выросли чистыми. Являясь отцами и матерями, мы сами должны воспитывать и дисциплинировать себя. Являясь же учителями в своем доме, мы можем воспитывать наших детей, готовя их к нетленному наследию6.

Сделайте правильное начало. - Ваши дети - Божья собственность, купленная дорогою ценою. Будьте осторожны, отцы и матери, относитесь к ним с Христовой любовью7.

Молодежь необходимо правильно и благоразумно воспитывать, потому что плохие привычки, сформированные в детстве и юности, часто остаются у человека на всю оставшуюся жизнь. Пусть Бог поможет нам увидеть, насколько необходимо правильное начало8.

Важность воспитания первого ребенка. - Первого ребенка следует воспитывать с особой тщательностью, потому что ему предстоит воспитывать остальных. На развитие детей сильное влияние оказывают окружающие. Если с ними общаются шумные и громогласные люди, то и дети вырастут шумными и почти невыносимыми9.

Растение наглядно изображает воспитание ребенка. - Последовательное развитие растения из семени - лучшая наглядная иллюстрация в обучении ребенка. "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4:28). Тот, Кто рассказал [28] эту притчу, сотворил крошечное семя, вложил в него жизненные свойства и предписал законы, управляющие его ростом. Смысл этой притчи был реальностью в Его собственной жизни. Владыка небес, Царь славы, родился ребенком в Вифлееме и, будучи беспомощным младенцем, был предоставлен заботам матери. В детстве Он рос обыкновенным ребенком, слушался Своих родителей и с готовностью исполнял их поручения. Но шли годы, и, развиваясь умственно, Он постоянно возрастал в благоговении и познании истины10.

1 Доброе здоровье, июль, 1880 г.

2 Ревью энд Геральд, 27 июня 1899 г.

3 Письмо 1,1877г.

4 Тихоокеанский журнал здоровья, май, 1890 г.

5 Рукопись 84, 1897г.

6 Ревью энд Геральд, 8 сентября 1904 г.

7 Рукопись 126, 1897г.

8 Евангельский вестник, 24 декабря 1902 г.

9 Рукопись 64, 1899г.

10 Воспитание, с. 106, 107.

Часть II. Методы и учебные пособия

Глава 4. Методы обучения

[31] Родители должны научиться руководить. - Родители редко трудятся так, как должно...

Отцы и матери, научились ли вы искусству руководства, стараясь мудро формировать волю и нрав своих детей? Учите молодую поросль обвиваться вокруг Бога и крепко держаться за Него. Недостаточно, если вы просто говорите: "Сделай то" или "Сделай это", а сами полностью игнорируете и забываете свои требования; тогда и дети не думают их исполнять. Научите вашего ребенка охотно повиноваться вашему повелению. Научите молодую поросль держаться за Иисуса... Научите детей просить у Господа помощи в малых делах, а также мудрости, чтобы они видели свои малые обязанности, были полезными в доме. Если вы не воспитаете детей, то это сделает сатана, подстерегающий любую возможность посеять в детское сердце семена сорняков1.

Исполняйте свой долг спокойно и с любовью. - Моя сестра, разве Бог не доверил тебе обязанности матери?.. Тебе необходимо усвоить правильные методы и проявлять чуткость при воспитании твоих малышей, чтобы они не сошли с пути Господнего. Тебе нужно постоянно стремиться к более высокой культуре ума и души, чтобы обучать и воспитывать твоих детей спокойно, с любящим сердцем, прививать им чистые стремления и развивать в них любовь ко всему честному, чистому и святому. Как смиренное дитя Божье учись в школе Христа, стремись постоянно развивать свои способности, [32] чтобы словом и личным примером совершать самое лучшее, самое серьезное служение в доме2.

Влияние спокойного, мягкого обращения. - Немногие представляют себе, как много значит мягкое, но решительное обращение даже при уходе за младенцем. Нетерпеливая, раздражительная мать или няня делают раздражительным и ребенка, за которым они ухаживают, а мягкое обращение успокаивает нервы малыша3.

Теории необходимо испытывать. - Изучение книг окажется малополезным занятием, если приобретенные знания не будут воплощаться в практическую жизнь. И все же даже самые ценные советы окружающих нельзя принимать бездумно, без разбора. Они не могут одинаково подходить к тем особым обстоятельствам, в которых оказывается каждая мать, и к каждому ребенку с особенностями его характера и темперамента. Пусть мать внимательно изучает опыт других родителей, замечает разницу между своими и их методами и тщательно испытывает все, что кажется по-настоящему ценным4.

Методы, применявшиеся в древние времена. - Еще в древности добросовестные израильтяне много внимания уделяли воспитанию детей. Господь дал повеление, чтобы дети уже в младенческом возрасте узнали о Его благости и Его величии, как это особым образом явлено в Его законе и в истории Израиля. Через пение, молитву и уроки Священного Писания, понятные детскому уму, отцы и матери должны были научить своих детей, что Закон Божий - это выражение Его характера и что образ Божий отразится, когда они примут в сердце принципы Его закона. В школе и дома знания передавались устно, но молодежь училась читать еврейские писания, юноши и девушки изучали пергаментные свитки Ветхого Завета5. [33]

Учите с любовью и добротой. - Отцам и матерям следует обучать детей с любовью и добротой. Они должны показать, что, являясь родителями, они держат бразды правления в своих руках, а не дети управляют ими. От детей требуется послушание, и родителям нужно научить их этому6.

Неугомонный дух естественно порождает склонность к проказам. Если для энергичного ума не найти достойного занятия, он будет прислушиваться к внушениям сатаны. Дети нуждаются в наставлении, в том, чтобы их вели по безопасному пути, берегли от порока, убеждали с добротой и поощряли в добрых делах7.

Отцы и матери, на вас возложена серьезная обязанность. Вечное спасение ваших детей зависит от вашего образа действий. Как вы будете воспитывать своих детей, чтобы добиться успеха? Не бранью, ибо ничего хорошего из этого не получится. Разговаривайте со своими детьми, относясь с уважением к их личности. Обращайтесь с ними с добротой, нежностью и любовью. Подскажите детям, что конкретно Бог ожидает от них. Скажите, что Бог хочет видеть их образованными людьми, готовыми трудиться для Него. Выполнив свою роль, вы можете доверить Господу сделать Его работу8.

Находите время убеждать своих детей. - Каж-дая мать должна находить время убеждать своих детей исправлять их ошибки и терпеливо направлять их на правильный путь9.

Вносите разнообразие в методы воспитания. - Воспитанию молодежи следует уделять самое серьезное внимание. Вносите разнообразие в методы воспитания, чтобы оживить у молодых людей высшие и благородные силы их души... Немногие понимают самые насущные нужды молодых и умеют направлять [34] развитие их интеллекта, мыслей и чувств10.

Преподайте свои первые уроки на свежем воздухе. - Матери, дайте малышам возможность играть на свежем воздухе. Пусть они слушают пение птиц и учатся любить Бога, явленного в Его прекрасных делах. Учите малышей простым урокам из книги природы и окружающей их жизни. По мере развития детского ума можно добавлять уроки из книг, которые прочно закрепятся в памяти детей11.

Детям и молодежи полезно заниматься обработкой почвы. Этот труд приводит их в прямое соприкосновение с природой и Богом природы. Чтобы сделать такую работу доступной детям, по мере возможности рядом с нашими школами должны быть большие цветники и значительные участки для обработки почвы.

Воспитание на лоне природы соответствует наставлениям, данным Богом относительно воспитания молодежи...

Это будет особенно полезно для нервных детей, которых утомляет обучение по книгам и которые с трудом запоминают преподанные им уроки. Изучение природы вернет таким детям здоровье и счастье. В их сознании прочно закрепятся полученные впечатления, ибо они будут ассоциироваться с предметами, постоянно находящимися перед их глазами12.

Сделайте уроки краткими и интересными. - Если родители будут добросовестными в исполнении своих обязанностей и кропотливо, заповедь на заповедь, правило на правило сделают свои уроки короткими и интересными, уча детей не только словом, но и личным примером, Господь поможет им и сделает их успешными наставниками13.

Говорите просто, короткими высказываниями. - Наставники детей не должны быть занудами. Короткие высказывания по существу произведут [35] хороший эффект и окажут доброе влияние. Если необходимо сказать многое, не говорите все сразу, но сделайте это постепенно, по частям. Несколько интересных выступлений, разделенных между собой временными интервалами, принесут больше пользы, чем одна длинная, монотонная речь. Затянутые выступления - это непосильное бремя для неокрепших детских умов. Пространные речи вызовут у них отвращение даже к духовным наставлениям, подобно тому как переедание обременяет желудок, снижает аппетит и даже внушает отвращение к пище. Умы детей могут пресытиться слишком Длинными выступлениями14.

Поощряйте самостоятельное мышление. - Хотя дети и молодежь черпают знания от учителей и из учебников, дайте им возможность самостоятельно усваивать уроки и делать для себя выводы. Во время практических занятий по садоводству спросите детей, чему они научились, ухаживая за растениями. Когда они любуются прекрасным пейзажем, поинтересуйтесь у них: почему Бог наделил поля и леса такими приятными и разнообразными оттенками? Почему в природе нет сплошного темно-коричневого цвета? Когда дети собирают цветы, попросите их задуматься, почему Он сохранил для нас красоту цветов Едема. Научите их всюду в природе замечать доказательства Божьей заботы о нас и то, насколько чудесно все предусмотрено для нашей пользы и нашего счастья15.

Управляйте активностью детей. - Родители не должны сдерживать активность детей. Однако им необходимо понять, насколько важно вести и направлять детей по верному пути. Активные детские порывы напоминают неухоженные виноградные лозы, которые цепляются за каждый пень и куст и крепятся усиками на низких местах. Если не прикрепить лозы, как полагается, их сила будет потрачена напрасно, без всякой цели. То же происходит [36] с детьми. Их активность следует направлять в правильное русло. Дайте их рукам и умам такое занятие, которое поможет им возрасти физически и духовно16.

Учите уроку полезности в раннем возрасте. - Урок полезности следует преподавать ребенку с самых ранних лет. Как только физические силы и способность мыслить достаточно развились, ему следует вменить определенные обязанности, которые он будет выполнять по дому. Его следует ободрять и поддерживать в попытках помочь отцу и матери, поощрять отказываться от вредных прихотей и уметь владеть собой, думать прежде о счастье и удобстве других, а не о своем собственном, искать возможность помочь братьям, сестрам и товарищам по играм и проявлять доброту к престарелым, больным и несчастным. Чем полнее дух истинного служения охватывает семью, тем активнее он развивается в жизни детей. Они будут учиться находить радость в служении и самопожертвовании ради блага близких17.

Родители, помогите своим детям исполнить волю Бога через добросовестное отношение к обязанностям, возлагаемым на них как на членов семьи. Благодаря этому дети приобретут ценнейший опыт. Они научатся не сосредоточивать мысли на себе, не потакать своим желаниям и не развлекать себя. Терпеливо учите их выполнять отведенную им роль в семейных обязанностях18.

Формируйте характер детей, постоянно ухаживая за ними. - Родители, обучая детей, используйте уроки, которые Бог преподал нам в природе! Как вы будете выращивать гвоздики, розы или лилии? Спросите садовника, как он добивается, чтобы каждый стебель и каждый лист росли и радовали глаз, и он скажет вам, что этого нельзя добиться [37] грубой силой, потому что так можно поломать нежные стебельки. Нужно все время ухаживать за растениями. Садовник удобряет почву, защищает ростки от яростных порывов ветра и от палящего солнца, а Бог делает так, что растение развивается и расцветает во всей красоте. В обращении со своими детьми подражайте садовнику. Нежными прикосновениями, служением любви стремитесь развивать в них характер Христа19.

Будьте внимательны к мелочам. - Какую большую ошибку допускают родители в воспитании детей, когда балуют их, потакают и потворствуют их прихотям! Дети вырастают эгоистичными и ни к чему не годными. Им недостает энергии для решения жизненных мелочей. Они не обучены закаливать свой характер через исполнение повседневных обязанностей, какими бы скучными они ни казались...

Но никто не сможет сделать великую и важную работу до тех пор, пока не научится исполнять маловажные и скучные обязанности. Характер фор-мируется поэтапно, и человек постепенно приспосабливается прикладывать усилия и затрачивать энергию сообразно с поставленной задачей20.

Талантливые дети требуют особого внимания. - В сознании наших детей следует запечатлеть мысль, что они не свои, чтобы идти, куда им заблагорассудится, одеваться и поступать, как им вздумается... Если они привлекательны и имеют редкие дарования от природы, их воспитанию следует уделять особенное внимание, чтобы их дарования не обратились в проклятие, чтобы, неверно используя свои таланты, они не потеряли способность трезво оценивать эту жизнь и через лесть, суетность и желание похвастаться не лишились лучшей жизни21.

Воздерживайтесь от чрезмерного внимания и лести. - Не уделяйте детям чрезмерного внимания. Пусть они учатся занимать самих себя. Не вы- [38] ставляйте их перед гостями как необыкновенно умных и одаренных, но сделайте детство своих детей по возможности более скромным. Одна из причин, согласно которой так много детей нахальны, дерзки и нетерпеливы, заключается в том, что им уделялось слишком много внимания и похвалы, а их умные, меткие высказывания повторялись в их присутствии. Остерегайтесь как несправедливого осуждения, так и чрезмерной лести и похвалы. Сатана очень быстро сеет семена в юных сердцах, и вы не должны помогать ему в этой работе22.

Читайте вашим детям. - Отцы и матери, используйте наши книги и другие публикации, чтобы получить помощь в воспитании детей. Уделите время чтению вашим детям... Образуйте кружок домашнего чтения, когда каждый член семьи должен отложить каждодневные заботы и участвовать в изучении наставлений. Вечернее семейное чтение особенно полезно для молодежи, привыкшей читать низкопробную литературу23.

Обучайте, а не приказывайте. - Родителям поручено великое дело воспитания и обучения их детей для будущей, вечной жизни. Многие отцы и матери, видимо, полагают, что если они накормят, оденут детей и дадут им образование, соответствующее образцу этого мира, то выполнят весь свой долг. Они слишком заняты делами или развлечениями, чтобы считать воспитание своих детей делом всей жизни. Они не стремятся воспитывать детей таким образом, чтобы те использовали свои таланты для славы их Искупителя. Соломон не говорил: "Скажи юноше при начале пути его: он не уклонится от него, когда состареет". Но им сказаны следующие слова: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет"24.

[39] Воспитание самообладания. - Никакая работа, совершаемая человеком, не требует такого внимания и искусства, как правильное обучение и воспитание детей и молодежи. Никакое влияние не может сравниться по силе с влиянием, оказываемым на нас в ранние годы... У человеческой природы три составляющих, и воспитание, которое Соломон считал обязательным, подразумевает правильное развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей. Чтобы правильно совершить эту работу, родителям и учителям надо самим понять путь, по которому должен идти ребенок. Здесь необходимо не только знание, полученное из книг, или школьное образование. Для этого требуется воздержание, братская доброта, благочестие, исполнение нашего долга перед собой, перед нашими ближними и перед Богом.

Принцип обучения детей должен отличаться от принципа дрессировки неразумных животных. У животного вырабатывается привычка подчиняться своему хозяину, а дитя необходимо научить контролировать себя. Волю следует приучить повиноваться велениям разума и совести. Если ребенок воспитывается так, что, подобно животному, лишается своей воли, то его личность растворяется в личности его учителя. Это немудрое воспитание, оно оказывает разрушительное действие. Детям, воспитанным подобным образом, будет недоставать твердости и решительности. Они не наставлены поступать, исходя из принципа; силы их разума не укреплены опытом. Насколько это возможно, каждому ребенку следует привить уверенность в себе. Приводя в действие свои способности, он узнает, где он сильнее и чего ему недостает. Мудрый наставник обратит особое внимание на развитие более слабых черт, чтобы у ребенка сформировался уравновешенный, гармоничный характер25.

1 Рукопись 5, 1896г.

2 Ревью энд Геральд, 15 сентября 1891 г.

3 Тихоокеанский журнал здоровья, январь, 1890 г.

4 Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

5 Принципы христианского воспитания, с. 442.

6 Письмо 104,1897г.

7 Письмо 28, 1890г.

8 Рукопись 33, 1909г.

9 Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 390.

10 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 73.

11 Там же, с. 146.

12 Там же, с. 186,187.

13 Знамения времени, 13 августа 1896 г.

14 Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 420.

15 Воспитание, с. 119.

16 Знамения времени, 13 августа 1896 г.

17 Служение исцеления, с. 401.

18 Ревью энд Геральд, 17 ноября 1896 г. 19 Желание веков, с. 516.

20 Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 46,47.

21 Знамения времени, 9 декабря 1875 г.

22 Знамения времени, 9 февраля 1882 г.

23 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 138.

24 Ревью энд Геральд, 24 июня 1890 г.

25 Принципы христианского воспитания, с. 57.

Глава 5. Библия как учебник

[42] Первый учебник ребенка. - Библия должна стать первым учебником ребенка. Необходимо, чтобы родители давали мудрые наставления из этой Книги. Слово Божье надо сделать правилом жизни. Из него дети поймут, что Бог является их Отцом, и из прекрасных уроков Его Слова они познают Его характер. Посредством усвоения принципов Слова Божьего они научатся творить правду и проявлять здравый смысл1.

Книга обетовании, благословений и порицаний. - Мать должна постоянно освежать и наполнять свой разум обетованиями и благословениями из Слова Божьего, а также его обличениями, чтобы, когда ее дети поступают неправильно, она могла указать на порицания Слова Божьего и убедить детей, что они огорчают Божьего Духа. Скажите детям, что похвала и расположение Иисуса гораздо ценнее лести или одобрения самых богатых, знаменитых и ученых людей мира сего. С любовью, нежностью и постоянством каждый день приводите детей к Иисусу. Ничто не должно помешать вам выполнять эту великую работу2.

Изучение Библии созидает характер. - Когда библейские поучения воплощаются в практической жизни, они оказывают нравственное и духовное влияние на характер. Тимофей, ученик Павла, изучал и исполнял эти поучения в жизни. Великий апостол Павел часто разговаривал со своим учеником и расспрашивал относительно священной истории. Он показывал ему необходимость избегать всякого зла и говорил, что на верных и истинных непременно почиет благословение, оно сделает их преданными, чистыми, духовно зрелыми людьми. Благородный, гармонично развитый характер не появляется сам собой. Он с ранних лет развивается в таком доме, в котором исполнению закона отводится должное внимание. Бог благословит преданные усилия всех, кто учит своих детей под Божьим руководством3.

Библия замечательно раскрывает Божью любовь. - В каждой семье детей следует воспитывать в учении и наставлении Господнем. Их греховные наклонности надо сдерживать, а дурной нрав - подчинять. Детей необходимо учить, что они являются собственностью Господа, искупленной Его драгоценной кровью, и что им не пристало жить легкомысленной, пустой жизнью, поступать, как им вздумается, и в то же время числиться среди Божьих детей. Детей нужно наставлять с добротой и терпением... Пусть родители учат их любви Божьей таким образом, чтобы в семейном кругу эта тема была приятной, а церковь пусть возьмет на себя ответственность питать как агнцев, так и овец стада4.

Библейские истории вселяют уверенность в робкое дитя. - Только чувство Божьего присутствия может избавить от страха, омрачающего жизнь робкого ребенка. Пусть каждый ребенок хранит в памяти обетование: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс, 33:8). Прочитайте детям удивительную историю об Елисее, которого защитило мощное воинство небесных ангелов от окружившей его вооруженной вражеской армии. Расскажите о приговоренном к смерти Петре, которому в тюремной камере явился ангел Божий и вывел его как Божьего слугу из темницы, минуя вооруженных стражников, массивные двери и огромные железные ворота, закрытые [43] на задвижки и засовы. Пусть дети сами прочитают о событии, произошедшем на море, когда Павел, следовавший на суд и казнь, сказал утомленным бурей, изнурительным трудом и длительным голодом солдатам и морякам такие слова ободрения и надежды: "Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет... ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". С верой в это обетование Павел убеждал попутчиков: "Ни у кого из вас не пропадет волос с головы". Так и произошло. На корабле нашелся всего один человек, через которого Бог мог действовать, и весь корабль, наполненный языческими солдатами и моряками, был сохранен. "Все спаслись на землю"" (Деян. 27:22-24, 34, 44).

Это было написано не только для того, чтобы мы читали и удивлялись, но чтобы и в нас сохранялась такая же вера, которая действует в Божьих слугах. Не менее примечательным образом, чем в апостольские времена, Он и теперь будет действовать там, где есть люди с верой в сердцах, желающие быть источниками Его силы5.

Будьте сильными в вере и учите своих детей тому, что все мы зависим от Бога. Прочитайте им рассказ о четырех еврейских юношах и внедрите в их сознание мысль о том, что во времена Даниила строгое следование духовным принципам оказало огромное влияние к добру6.

Сделайте библейские поучения простыми. - Родители должны преподать детям уроки из Библии, делая их настолько простыми, чтобы дети могли легко их понять7.

Скажите своим детям, что заповеди Божьи должны стать принципом их жизни. В силу обстоятельств они могут оказаться вдали от своих родителей [44] и семей, но наставления, данные им в детстве и юности, останутся для них благословением на всю их жизнь8.

1 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 108, 109.

2 Ревью энд Геральд, 14 апреля 1885 г.

3 Письмо 33, 1897г.

4 Ревью энд Геральд, 25 октября 1892 г.

5 Воспитание, с. 255, 256.

6 Рукопись 33, 1909г.

7 Письмо 189, 1903г.

8 Рукопись 57,1897г.

Глава 6. Книга природы

[45] Неисчерпаемый источник знания. - Природа, как и Библия, должна быть нашим великим учебником1.

Перед маленьким ребенком, который еще не ходит в школу и не умеет читать книги, природа распахивается неистощимым источником познания и восторга. Искреннее чистое сердце сразу чувствует присутствие Творца в Его творении. Ухо, не утомившееся от мирского шума, еще слышит Голос, говорящий через природу. И для людей старшего возраста, постоянно нуждающихся в напоминании о духовном и вечном, безмолвные уроки природы будут не меньшим источником удовольствия и познания2.

Природа была учебником в Едеме. - Весь этот мир предназначен служить толкователем истин Божьих. Для Адама и Евы их Едемский дом, то есть окружающая природа, был наполнен познанием Бога, богат Божественными поучениями. Их внимательное ухо слышало голос мудрости. Прародители созерцали мудрость, принимали ее своим сердцем, потому что они общались с Богом через Его творческие дела3.

Книга природы открывала перед ними живые уроки, давала им неистощимый источник знаний и наслаждения. Каждый листочек в лесу и каждый камень в горах, каждая светящаяся звезда, земля и море носили отпечаток Божьей славы. Жители Едема общались и с одушевленными, и с неодушевленными творениями: деревьями, цветами, со всяким живым существом, и тайна каждого из них - от водных громад до пылинки в солнечном [46] луче - раскрывалась в их сознании. Божья слава, отражающаяся на небесном своде и в бесчисленных мирах с их регулярным круговым вращением, "равновесие облаков" (Иов 37:16), тайны света и звука, дня и ночи - все было предметом изучения учащимися первой земной школы4.

Дополнительные уроки со времени грехопадения. - Хотя земля была проклята, природа все еще оставалась учебником для человека. Только теперь грех омрачал все окружающее, он портил землю и море, осквернял воздух своим дыханием. Там, где раньше был начертан только характер Бога и познание добра, уже был виден отпечаток и характер сатаны, познание зла. В природе, на которой теперь лежал отпечаток добра и зла, человек постоянно встречал последствия греха5.

Природа наглядно изображает библейские поучения. - Многие авторы Библии используют различные иллюстрации из природы, и когда мы наблюдаем за природой, то под руководством Духа Святого полнее понимаем уроки Слова Божьего6.

В мире природы Бог дал в руки сынов человеческих ключ к сокровищам Его Слова. Невидимое открывается через видимое. Божественная мудрость, вечная истина, безграничная благодать постигаются посредством Божьих творений7.

Привлекайте детей к исследованию наглядных примеров из природы, иллюстрирующих библейские учения, научите их различать библейские образы в природе. Это прекрасная возможность исследовать в природе, как и в Священном Писании все, символизирующее Христа, и находить иллюстрации, которые Он использовал в Своем учении. И однажды дети научатся видеть Его в зеленеющем [47] дереве или в виноградной лозе, в прекрасной лилии или розе, в ярком солнце или звезде. Они услышат Его голос в пении птиц, в шелесте деревьев, в раскатах грома, а может быть, в морском прибое. Все в природе будет напоминать им Его драгоценные уроки.

Для тех, кто таким образом познакомится с Христом, земля не будет больше одиноким и заброшенным местом. Она станет обителью их Отца, наполненной присутствием Того, Кто когда-то жил среди людей8.

Библия раскрывает тайны природы. - Дети часто недоумевают, общаясь с природой и замечая проявление противодействующих сил. Здесь им нужен истолкователь. Замечая печать греха даже в природе, всем приходится усваивать один и тот же печальный урок: "Враг человек сделал это" (Мф. 13:28).

Только в свете, сияющем с Голгофы, можно правильно объяснить уроки природы. В истории о Вифлееме и Голгофе мы видим, каким благом является победа над грехом и как всякое благословение, приходящее к нам, становится даром искупления.

Шипами и колючками, чертополохом и плевелами представлен грех, разбивающий надежды и отравляющий жизнь. А любовь возрождается в пении птиц и весеннем цветении, в долгожданном дожде и солнечном свете, в летнем легком ветерке и ароматной свежести, от дуба в лесу до фиалки, цветущей на его корне. Природа не устает вещать нам о Божьей благодати9.

Уроки в идеальной аудитории. - У природы учились обитатели Едема, Моисей различал Божий почерк в аравийских горах и долинах, а Иисус, будучи ребенком, слушал Божий глас на склонах гор, окружавших Назарет. Наши дети также могут общаться [48] с Богом. Видимое открывает невидимое10.

Прививайте любовь к природе. - Пусть мать найдет время привить себе и своим детям любовь ко всему красивому в природе. Пусть она обратит их внимание на славу небес, на многообразие красот природы, наполняющих землю, а затем расскажет детям о Том, Кто сотворил все это. Таким образом она может направить юные сердца к Создателю и пробудить в них любовь к Подателю всех благословений. Поля и холмы, эта приемная природы, должны служить классной комнатой для маленьких детей. Сокровища природы должны стать их учебником. Запечатленные в их сознании уроки не забудутся никогда...

Родители могут многое сделать, чтобы соединить своих детей с Богом, поощряя их любить природу, которую Господь им дал, и признавать руку Подателя во всем, что они получают. Таким образом, почву детского сердца можно заблаговременно приготовить для принятия драгоценного семени истины, которое в свое время взойдет и принесет богатый урожай11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.116.199 (0.119 с.)