Глава 19. Нравственная чистота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 19. Нравственная чистота



[113] Учите принципам чистоты. - Матери-христианки, как мать умоляю осознать возложенную на вас ответственность. С колыбели учите своих детей самоотречению и самообладанию. Растите их так, чтобы они стали людьми с крепким сложением и хорошими нравственными принципами. Убедите их, что по Божьему замыслу мы должны жить не для самоугождения в настоящем, а для нашего конечного блага. Эти уроки уподобятся семенам, посеянным на плодородной почве; они принесут плод, который возрадует ваше сердце1.

Чтобы защитить своих детей от разлагающего влияния, родители должны учить их принципам чистоты. У детей, уже в семье сформировавших привычки послушания и самоконтроля, мало трудностей встретится в школьной жизни, и они избегнут многих искушений, осаждающих молодежь. Родители обязаны научить своих детей быть верными Богу при всех обстоятельствах и независимо от того, где они находятся. Их влияние должно содействовать укреплению характера. Получив такое воспитание, дети, отправленные в школу, не будут создавать трудности или вызывать беспокойства. Они станут поддержкой для учителей, примером и ободрением для сверстников2.

Будьте постоянно бдительны. - Родители и воспитатели должны поддерживать чистоту собственного сердца и личной жизни, если они хотят видеть чистыми своих детей. Им следует давать нужные наставления, но при этом самим надо постоянно оставаться бдительными. В умах молодых людей каждый день возникают новые мысли, а в [114] сердцах откладываются новые впечатления. Связи, которые они заводят, книги, которые они читают, привычки, которые они лелеют, - все следует контролировать3.

Дом должен быть чистым и привлекательным. - Дом необходимо содержать в чистоте. Грязные, заброшенные углы в доме ведут к появлению нечистых, заброшенных углов в душе. Матери, вы являетесь воспитательницами ваших детей, и вы многое сможете сделать, если с раннего возраста начнете внушать им чистые мысли, привлекательно, со вкусом обставлять их комнаты и содержать их в чистоте4.

Контролируйте связи. - Если родители желают, чтобы их дети выросли чистыми, они должны окружить их чистым общением, которое одобряет Бог5.

С какой заботой родителям следует беречь своих детей от развращенных привычек, беспечности и распущенности! Отцы и матери, понимаете ли вы важность возложенной на вас ответственности? Позволяете ли вы своим детям общаться с другими детьми, не присутствуя при этом и не зная, чему они от них учатся. Не разрешайте им оставаться наедине с другими детьми. Уделите им особое внимание. Будьте в курсе относительно того, где они находятся по вечерам и что они делают. Чисты ли они в своих привычках? Вы научили их принципам нравственной чистоты? Если вы не учите их по принципу: заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного и там немного, то еще до наступления следующего дня признайтесь перед ними, что вы забыли сказать им нечто важное. Затем сообщите им, что вы сейчас же намерены выполнить порученную Богом работу. Попросите их поучаствовать с вами, чтобы исправить положение6.

Соседи могут позволить своим детям прийти в ваш дом и провести вечер и ночь с вашими детьми. Перед вами стоит испытание и выбор: пойти ли на риск и обидеть ваших соседей, отослав их детей [115] назад, домой, или удовлетворить их и позволить их детям быть с вашими и, следовательно, подвергнуть опасности ваших собственных детей, которые могут узнать то, что станет для них проклятием на всю жизнь. Чтобы спасти своих детей от испорченности, я не позволяла им спать в одной кровати или одной комнате с другими мальчиками, а предпочитала стелить им на полу, как мы делали это при переездах. Я старалась беречь их от общения с невоспитанными, грубыми мальчиками и вызывала у них интерес, делая радостными и увлекательными их домашние занятия. У мальчиков были заняты мысли и руки, у них оставалось мало времени и желания играть на улице с другими детьми и получать уличное воспитание7.

Воздвигайте барьеры против чувственных влечений. - Люди, на которых возложена ответственность за собственность Божью, в том числе за души и тела детей, созданных по Его образу, - эти люди должны воздвигнуть барьеры против чувственных влечений нашего века, погубивших физическое и нравственное здоровье тысяч молодых людей. Если проследить истинную причину многих преступлений, совершаемых в настоящее время, то обнаружится, что она объясняется невежеством отцов и матерей, равнодушных к данному вопросу. Здоровье и сама жизнь оказались жертвой этого невежества, достойного сожаления.

Родители, если вы не дадите своим детям правильного воспитания, дать которое поручил вам Бог, то вы ответите перед Ним за последствия. Печальные последствия проявят себя в полной мере. Как чертополох, растущий свободно в поле, приносит обильный урожай себе подобных, так и грехи, являющиеся следствием вашей халатности, погубят всех, оказавшихся в сфере их влияния8.

[116] Наполните ум чистыми образами. - Христианская жизнь - это жизнь постоянного самоотречения и самообладания. Этому дети должны научиться с младенчества. Научите их, что им следует проявлять воздержание, иметь чистые мысли, чистое сердце и поведение, что они принадлежат Богу, потому что куплены дорогой ценой - драгоценной кровью Его дорогого Сына9.

Если в нежном детском возрасте наполнять разум малышей приятными образами истины, чистоты и добродетели, то у них выработается вкус к чистому и возвышенному, а их воображение не осквернится и не развратится. Если же, наоборот, родители сами постоянно думают о недостойном, если они часто говорят о недостатках других людей и критикуют их жизнь, то дети извлекут уроки из сказанных слов и выраженного презрения и последуют столь пагубному примеру. Недоброе впечатление, словно пятно проказы, прилипнет к ним на всю дальнейшую жизнь.

Семена, посеянные в младенчестве добросовестной, богобоязненной матерью, превратятся в деревья праведности, которые будут цвести и давать плоды, а уроки, преподанные словом и личным примером богобоязненного отца, принесут в будущем, как в случае с Иосифом, обильный урожай10.

1 Рукопись 44, 1900г.

2 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 150.

3 Знамения времени, 25 мая 1882 г.

4 Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 142, 143.

5 Там же, с. 142.

6 Рукопись 119, 1901г.

7 Торжественное воззвание, с. 56.

8 Ревью энд Геральд, 27 июня 1899 г.

9 Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 145.

10 Доброе здоровье, январь, 1880 г.


002 Для более глубокого изучения этого вопроса см. главу 80 "Благоговение перед тем, что свято".

Часть VI. Уроки практической добродетели

Глава 20. Полезность

[119] Научите детей быть полезными. - В семейной школе необходимо научить детей исполнять практические обязанности в повседневной жизни. Пока они еще малы, мать должна каждый день давать им конкретные задания. Ей понадобится больше времени, чтобы объяснить детям, как это выполнить, чем сделать все самой, но пусть она помнит, что ей нужно заложить основание их характера, и это основание - их полезность. Пусть она помнит, что семья - это школа, в которой мать является главным учителем. Она обязана научить своих детей исполнять домашние обязанности быстро и умело. Детей следует как можно раньше подготовить нести семейную ношу вместе с другими членами семьи. С детства мальчиков и девочек надо научить выполнять все более сложные поручения, оказывая посильную помощь семье'.

Не придавайте значения ошибкам детей. - Тысячи детей остаются в своих семьях почти без воспитания. "Это так трудно. Я лучше сама все сделаю, - часто говорит мать. - Это очень нелегко. Не надоедай мне".

Разве мать не помнит, что ей тоже приходилось учиться понемногу, пока она сама не научилась всему? Неверно поступают матери, отказывающиеся постепенно учить своих детей. Пусть дети будут с вами. Пусть они задают вопросы, а вы наберитесь терпения отвечать им. Дайте своим детям какое-нибудь задание, и пусть они почувствуют себя счастливыми от того, что помогают вам.

Нельзя отталкивать детей, если они пытаются сделать что-то хорошее. Если у них не все получается и они ломают вещи, не браните их. Вся их [120] будущая жизнь зависит от воспитания, которое вы даете им в детские годы. Научите их, что все, на что они способны, дано им для пользы, что все это принадлежит Господу и должно быть посвящено Ему на служение. Некоторым детям Господь очень рано открывает Свою волю. Родители и учителя, как можно раньше начните развивать в детях данные им Богом способности2.

Пусть дети разделяют домашние обязанности. - Сделайте приятной жизнь ваших детей; в то же время научите их быть послушными и полезными в выполнении небольших обязанностей, а сложные возьмите на себя. Воспитывайте в детях привычки прилежания, чтобы враг не повлиял на их умы. Дайте детям пищу для размышления и дела для исполнения, чтобы они стали полезными как в этой жизни, так и в будущей3.

С раннего возраста дети должны разделять домашние обязанности. Им надо твердо знать, что эти обязанности являются совместными. Их следует также научить действовать быстро и аккуратно. Такое воспитание сослужит им ценнейшую службу в будущем4.

Каждому члену семьи нужно понять, какое участие в семейных делах от него ожидается, и действовать в согласии с близкими. Все, начиная с шестилетнего ребенка и заканчивая самыми старыми членами семьи, должны знать, какую часть жизненного бремени они должны нести5.

Источник опыта и наслаждения. - Как важно, чтобы отцы и матери давали своим детям в самом раннем их возрасте правильные наставления. Они обязаны научить детей слушаться наставления: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе". И дети по мере их возрастания [121] должны ценить родительскую о них заботу. Наивысшее наслаждение им следует находить в помощи своим родителям6.

Самое простое занятие может быть привлекательным. - Если научить детей относиться к обыденным, повседневным занятиям, как к порученным им Господом, как к школе, в которой они учатся добросовестно и эффективно выполнять служение, то насколько же приятней и почетней покажется им их работа. Совершение любого дела как для Господа делает его привлекательным и соединяет тружеников на земле со святыми существами, исполняющими волю Божью на небе. На месте, для нас предназначенном, мы должны выполнять наши обязанности так же добросовестно, как выполняют свои обязанности ангелы на небесах7.

1 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 122.

2 Письмо 104, 1897 г

3 Рукопись 62, 1901 г

4 Знамения времени, 11 декабря 1901 г.

5 Свидетельства для Церкви, т 2, с 700.

6 Рукопись 129, 1903 г

7 Знамения времени, 11 октября 1910 г

Глава 21. Трудолюбие

[122] Охрана для молодежи. - Самая надежная охрана для молодых людей - это полезное занятие. У детей, наученных прилежанию и постоянно занятых приятным и полезным делом, нет склонности жаловаться на свою долю или проводить время в праздности. Им почти не грозит опасность приобрести дурные привычки или связи1.

Трудолюбие - вот качество, имеющее невыразимую ценность. Пусть дети научатся чему-то полезному. Чтобы родители понимали, как лучше всего воспитывать своих детей для полезной и счастливой жизни здесь, на земле, и для более высшего служения и более полной радости в будущем, им недостаточно только человеческой мудрости2.

Поручайте задания, соответствующие возрасту и способностям. - Детей с младенчества нужно научить делать то, что соответствует их возрасту и их способностям. Родителям следует поощрять своих детей быть более независимыми. Очень скоро серьезные напасти постигнут землю, и детям надо быть готовыми встретить их3.

Научите детей быть полезными, выполнять обязанности согласно возраста. Тогда трудолюбие станет их второй натурой, а полезная работа никогда не покажется им тяжкой4.

Плоды праздности. - Родители совершают самый большой грех, если пренебрегают ответственностью, возложенной на них Богом, и позволяют своим детям бездельничать. Такие дети вскоре полюбят праздность и вырастут ленивыми, никчемными мужчинами и женщинами. Когда они достаточно [123] повзрослеют, чтобы зарабатывать себе на жизнь и заниматься делом, то будут работать нехотя, лениво и в то же время требовать, чтобы за праздно проводимое время им платили столько же, сколько они получали бы, выполняя работу добросовестно. Существует большая разница между такого рода работниками и людьми, понимающими, что должны быть верными в своем служении. Каким бы делом ни занималась молодежь, она обязана "в усердии не ослабевать, духом пламенеть, Господу служить", ибо неверный в малом неверен и во многом5.

Если дети имеют правильное домашнее воспитание, они не станут слоняться по улицам, учась там только дурному. Родители, любящие своих детей разумной любовью, не позволят им вырасти лентяями и неумехами. Невежество не угодно Богу и не приемлемо для выполняющих Его служение6.

Мудрое использование времени. - Там, где много праздности, сатана предлагает свои искушения, чтобы испортить жизнь и характер. Если молодые люди не приучаются к труду, будь они богатые или бедные, им грозит опасность, ибо сатана найдет для них занятие по своему усмотрению. Молодые люди, не защищенные принципами, не считают время драгоценным сокровищем, вверенным им Богом, и забывают, что люди должны дать отчет за его использование7.

Детей необходимо научить использовать время наилучшим образом, чтобы быть самостоятельными и полезными отцу и матери. Не позволяйте им думать, будто они слишком важные особы, чтобы заниматься любой необходимой работой8.

Ценность времени не поддается измерению. Попусту потраченное время вернуть невозможно... Благо, если потраченных зря мгновений становится меньше9.

Побеждайте леность. - В Своем Слове Бог поместил [124] план воспитания детей, и родители должны следовать ему. Их задача - научить детей побеждать привычку лености. Каждый ребенок должен знать, что у него есть дело в этом мире10.

Леность и праздность не растут на христианском дереве11.

Праздность является великим проклятием. Бог наделил людей нервами, внутренними органами, мышцами. И нельзя допускать, чтобы они слабели из-за бездействия. Посредством упражнений их надо укреплять и содержать здоровыми. Отсутствие активности - это великое несчастье, потому что праздность всегда была и всегда будет проклятием для человеческой семьи12.

Дети, всегда оставайтесь верными помощниками в семье. Никогда не избегайте своих обязанностей. Тяжелая, но полезная работа укрепляет мускулатуру. Содействуя процветанию семьи, обретете богатые благословения13.

Почему вначале работа, а лишь потом игра? - Мать учила меня трудиться. Я часто спрашивала ее: "Почему я сначала должна работать, а потом только играть?" "Чтобы развить и приучить твой ум к полезной работе, а также сохранить тебя от шалостей. Когда ты повзрослеешь, то будешь благодарна мне за это". Когда одна из моих маленьких внучек сказала мне: "Почему я должна вязать?

Ведь вяжут только бабушки". Я ответила: "Объясни мне, когда и как бабушки научились вязать?" "Они начали вязать, когда были маленькими девочками"14.

Ценность ежедневного труда. - Насколько это возможно, хорошо обдумайте все дела на текущий день. Составьте список различных занятий, [125] требующих вашего внимания, а затем отведите время для каждого из них. Все должно быть сделано тщательно, аккуратно и быстро. Если на вашу долю выпала уборка комнат, убедитесь, что комнаты хорошо проветрены, а постельное белье вывешено на солнце. Посвятите время вашей работе и не отвлекайтесь на что-либо постороннее и несвоевременное, но скажите себе: "Нет, для этой работы у меня отведено время, и я должна окончить ее в срок"...

Медлительным по природе людям необходимо стараться быть активными, быстрыми, энергичными и помнить слова апостола: "В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите".

Если вам выпало приготовить еду, внимательно посчитайте, сколько времени вам понадобится, чтобы приготовить пищу и красиво подать ее на стол в точное время. Приготовить обед на пять минут раньше более похвально, чем сделать это пятью минутами позже. Но если вы медлительны, нерасторопны и подвержены лени, то из небольшого дела обязательно сделаете огромное. Медлительные люди должны измениться и стать более проворными. Сделав это, они смогут победить свою неторопливость. Тарелки они будут мыть осторожно и в то же время быстро. Используйте для этой цели волю, и тогда руки начнут двигаться расторопнее15.

Соединение физического и умственного труда. - Когда в мою семью присылали детей на пансион, а они говорили: "Моя мама не хочет, чтобы я тут работала", я отвечала: "Хорошо, а мы сделаем это за тебя, но потребуем с тебя на полдоллара [126] больше?" "О, нет! Мама не станет платить за меня больше". "Тогда, - говорила я, - ты можешь встать утром пораньше и сделать это сама. Бог бы не хотел, чтобы мы ухаживали за тобой. Нельзя, чтобы твоя мама вставала и готовила завтрак, пока ты лежишь в постели, напротив, ты должна сказать ей: "Мама, не вставай. Мы сами сделаем все, что нужно". Пусть престарелые родители по утрам отдыхают".

Почему такое не происходит? В чем причина? В том, что родители позволяют детям ничего не делать дома. Когда эти дети начинают ходить в школу, они говорят: "Мама не хочет, чтобы я работал". Это безумные матери. Они портят своих детей, а затем посылают на учебу, чтобы они портили и школу... Работа - вот самый лучший воспитатель. Работа для детей не тяжелее, чем для их матерей.

Соедините физический труд с умственным, и умственные способности будут развиваться намного лучше16.

Изобретайте различные пути. - Родителям следует изобретать разные способы и средства, заставляющие детей заниматься полезной работой. Выделите для детей небольшие участки земли для возделывания, чтобы они могли что-то отдавать в качестве добровольного приношения17.

Позвольте детям помочь вам каким угодно способом и покажите им, что вы цените их помощь. Пусть они ощутят себя частицей семьи. Научите их почаще обдумывать план своей работы, чтобы они могли сделать ее быстро и тщательно. Научите их быть проворными и энергичными, экономить время, не терять ни минуты в часы, отведенные для работы18.

[127] Труд благороден. - Давайте научим наших малышей помогать нам, когда их руки еще малы, а силы немощны. Давайте внушим им, что труд благороден, что он был предназначен для человека Небом, что он был предписан Адаму в Едеме как средство, необходимое для развития ума и тела. Давайте научим их, что любое развлечение не обрадует и наполовину, если оно не последует за активным трудом19.

1 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 122.

2 Там же, с. 125.

3 Знамения времени, 13 августа 1896 г.

4 Ревью энд Геральд, 24 июня 1890 г.

5 Рукопись 117, 1899г.

6 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 149.

7 Рукопись 43, 1900г.

8 Письмо 11, 1888г.

9 Рукопись 117, 1899г.

10 Рукопись 98, 1901 г.

11 Рукопись 24, 1894г.

12 Рукопись 60, 1894г.

13 Рукопись 117, 1899г.

14 Рукопись 19, 1887г.

15 Молодежный руководитель, 7 сентября 1893 г.

16 Рукопись 19, 1887г.

17 Рукопись 67, 1901 г.

18 Рукопись 60, 1903г.

19 Тихоокеанский журнал здоровья, май, 1890 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.036 с.)