Глава 36. Важность первых лет жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 36. Важность первых лет жизни



[193] Раннее детство - самый важный период. - Воспитание ребенка в ранние годы переоценить невозможно. Уроки, которые он усваивает в первые семь лет жизни, оказывает на формирование его характера больше влияния, чем знания, воспринятые им в дальнейшие годы1.

Характер малыша с детства должен развиваться и формироваться в соответствии с Божественным замыслом. Его открытому уму необходимо постоянно внушать добродетели2.

Родителям следует воспитывать ребенка с младенчества, чтобы он получил добрый характер еще до того момента, пока мир не поставил свою печать на его уме и сердце3.

Самый восприимчивый возраст. - В первые годы жизни ум младенца особенно восприимчив к хорошим или плохим впечатлениям. В течение этих лет происходит развитие или в правильном, или неправильном направлении. С одной стороны, может быть получено много бесполезной информации, а с другой - много ценных знаний. Высокий интеллект, основательные знания - это сокровище, которое нельзя купить за золото Офирское, оно ценнее золота и серебра4.

Первые впечатления редко забываются. - Совсем маленькие дети и дети постарше не должны слышать от отца, матери или других членов семьи ни одного раздражительного слова, потому что дети очень впечатлительны в раннем возрасте, и какими родители делают их сегодня, такими они станут завтра, послезавтра и в дальнейшем. Первые уроки, воспринятые людьми в детстве, редко забываются...

Впечатления, оставленные в ранние годы [194] жизни, проявятся в последующие годы. Они могут быть скрыты, но редко изглаживаются5.

Основание закладывается в первые три года. - Матери, убедитесь, что вы правильно воспитываете ваших детей в первые три года их жизни. Не позволяйте ребенку формировать собственные желания, мать должна делать это вместо него. Первые три года - это время, когда закладываются основы характера. Матерям надо понимать, насколько важен этот период.

Если первые уроки не были такими, какими должны быть, то ради Христа, ради будущего ваших детей и их вечного блага постарайтесь исправить положение. Если вы ожидали, пока детям исполнится три года, чтобы начать учить их самообладанию и послушанию, делайте это сейчас, хотя теперь воспитывать их будет намного труднее6.

Не так трудно, как обычно кажется. - Родители избежали бы беспокойства и печали, если бы с самой колыбели постоянно не потакали детским прихотям и научили детей, что их желание не является законом. Вовсе не трудно, как это кажется, научить маленького ребенка подавлять вспышки гнева7.

Не откладывайте эту работу. - Многие родители пренебрегают своим долгом в первые годы жизни детей, полагая, что когда дети повзрослеют, то тогда уже они изо всех сил начнут подавлять в них злое и воспитывать доброе. Но эту работу самое время начать тогда, когда родители качают младенцев на руках. Родителям нельзя баловать детей и всячески потакать им, но не нужно и злословить [195] их. Твердость, решительность и последовательность во взаимоотношениях с детьми дадут наилучшие результаты8.

Когда я обращала внимание родителей на дурные привычки, поощряемые ими в их отпрысках, некоторые из них казались полностью равнодушными, другие же отвечали с улыбкой: "Они такие маленькие и милые! Я не могу им перечить. Они будут поступать лучше, когда повзрослеют. Тогда они начнут стыдиться своих выпадов. Быть слишком требовательными и слишком строгими к детям - не самое лучшее. С возрастом у них пройдет привычка лгать и обманывать, лениться и быть эгоистами". Конечно, матери легче всего вести себя именно так, но это не соответствует Божьей воле9.

Не дайте сатане взять младенцев под свой контроль. - Родители, в большинстве случаев вы приступаете к своим обязанностям достаточно поздно. Вы позволяете сатане захватить сердца ваших детей и посеять в них первые семена10.

Вам следует трудиться, чтобы сатана не взял под контроль ваших детей и не забрал их от вас прежде, чем они подрастут. Матери, вам надо заботиться, чтобы силы тьмы не завладели вашими малышами. Вы обязаны постараться, чтобы враг не поднял в вашем доме знамя тьмы11.

Готовя к реальной жизни. - Лишь немногие родители уделяют время тому, чтобы тщательно продумать, какой объем знаний о земном и вечном должен приобрести ребенок в первые двенадцать или пятнадцать лет. В первые годы жизни детям надо получить не только книжные знания, но и научиться ремеслам, необходимым для реальной жизни, причем последнее нельзя игнорировать ради первого12.

Наследие Наполеона. - На характер Наполеона [196] Бонапарта сильно повлияло воспитание, полученное им в детстве. Немудрые наставники привили ему любовь к завоеваниям, к военным играм, в которых он возглавлял воображаемые армии. Тогда было заложено основание его военной карьеры, в ходе которой пролилось много крови. Если бы те же усилия и заботу направили на формирование хорошего человека, наполнив сердце Наполеона духом Евангелия, судьба его была бы совсем другой13.

Юм и Вольтер. - Говорят, что скептик Юм в молодости сознательно верил в Слово Божье. Юм был членом одного дискуссионного клуба, в котором ему поручили подготовить выступление в пользу неверия. Всерьез и настойчиво он занялся поиском аргументов. Его острый живой ум быстро пропитался философией скептицизма. Вскоре Юм сам принял это учение, и вся его последующая жизнь прошла под темной сенью неверия.

Когда Вольтеру исполнилось пять лет, он выучил безбожное стихотворение, пагубное влияние которого так и не изгладилось из его сознания. Он стал одним из наиболее успешных агентов сатаны, уводящих людей от Бога. В день суда восстанут тысячи душ и обвинят Вольтера в своей гибели.

Мысли и чувства, взлелеянные в детстве, определяют жизнь человека. Правильные, добродетельные, достойные привычки, приобретенные в молодости, станут неотъемлемой частью характера и будут сопровождать человека всю его жизнь. Молодые люди могут по своему выбору стать либо добродетельными, либо порочными. Они могут либо совершить правильные, благородные дела, либо отличиться жуткими преступлениями14.

[197] Награда Анны. - Каждой матери дарованы бесценные возможности и славные перспективы. Первые три года жизни пророка Самуила его мать тщательно учила его отличать добро от зла. При помощи знакомых предметов, окружавших мальчика, она стремилась направить его мысли к Творцу. Исполняя свое обещание отдать сына Господу, мать самоотверженно поручила Самуила заботам первосвященника Илия, чтобы тот воспитал его для служения в доме Божьем... Благодаря воспитанию, полученному в ранние годы, Самуил избрал путь верности Богу. Какой же славной была награда Анны! И каким замечательным примером верности является эта библейская женщина!15

Как был укреплен Иосиф. - Уроки непоколебимого доверия Богу, которые Иаков преподал Иосифу в годы его юности, а также вновь и вновь явленные ему драгоценные доказательства Его любви, доброты и непрестанной заботы стали как раз теми уроками, в которых Иосиф нуждался, находясь в изгнании среди идолопоклонников. Он воплотил эти уроки в жизнь во время суровых испытаний. Иосиф взирал на своего Небесного Отца, Которому научился доверять. Если бы Иаков на словах и в жизни был человеком противоположного характера, то мы не нашли бы на страницах священной истории вдохновенного рассказа о чистоте и добродетели, сиявших в характере Иосифа. Впечатления, полученные им в раннем возрасте, укрепили его сердце в час сурового искушения и побудили воскликнуть: "Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?"16

Плод мудрого воспитания. - Печально, что любая слабость и нерешительность со стороны матери быстро замечается детьми, и искуситель трудится над их умом, внушая им настойчиво следовать [198] нехорошему влечению. Если бы родители развивали в себе качества, необходимые для правильного воспитания детей, если бы они ясно учили детей правилам, которым необходимо следовать, и не дозволяли нарушать эти правила, Господь трудился бы с родителями и детьми и благословлял их17.

В самом раннем возрасте дети очень чувствительны к разлагающему влиянию, но родители, называющие себя христианами, кажется, не замечают порочности своих действий. О, если бы они поняли, что недостаток, привитый ребенку в раннем возрасте, формирует порочную наклонность характера и определяет судьбу человека - либо вечную жизнь, либо вечную смерть! Дети восприимчивы к нравственным и духовным впечатлениям, и, мудро воспитанные в детстве, они хотя временами и ошибаются, но не собьются с пути18.

1 Рукопись 2, 1903г.

2 Знамения времени, 25 сентября 1901 г.

3 Ревью энд Геральд, 30 августа 1881 г.

4 Советы родителям, учителям и учащимся, с. 132.

5 Рукопись 57, 1897г.

6 Рукопись 64, 1899г.

7 Тихоокеанский журнал здоровья, апрель, 1890 г.

8 Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 313.

9 Рукопись 43,1900 г.

10 Ревью энд Геральд, 14 апреля 1885 г.

11 Знамения времени, 22 июля 1889 г.

12 Рукопись 43, 1900т.

13 Знамения времени, 11 октября 1910 г.

14 Знамения времени, 11 октября 1910г.

15 Ревью энд Геральд, 8 сентября 1904 г.

16 Доброе здоровье, январь, 1880 г.

17 Рукопись 133, 1898г.

18 Знамения времени, 16 апреля 1896 г.

Глава 37. Сила привычки

[199] Как вырабатываются привычки. - Любое действие, будь оно хорошим или дурным, само по себе не формирует характер. Вынашиваемые мысли и чувства - вот что ведет к соответствующим делам и поступкам1.

Повторные действия вырабатывают привычки и созидают характер2.

Время формирования хороших привычек. - Характер в основном формируется в раннем возрасте. Выработанные привычки оказывают большее влияние на развитие интеллекта, чем любые природные дарования, делая его либо сильным, либо слабым, так как даже самые яркие таланты из-за дурных привычек портятся и ослабевают. Чем раньше человек приобретет вредные привычки, тем крепче они будут держать его в рабстве и тем неизбежнее понизится эталон его духовности. С другой стороны, если в юности сформированы правильные и добродетельные привычки, они, как правило, положительно влияют на всю жизнь человека. В большинстве случаев оказывается, что люди, благоговеющие перед Богом и чтущие правду, научились этому еще до того, как мир хотел положить на их души печать зла. Люди зрелого возраста, как правило, не податливы новым впечатлениям, словно твердый камень, и не чувствительны к ним; молодежь, напротив, впечатлительна3.

Привычки могут видоизменяться, но редко меняться. - То, что ребенок видит и слышит в детстве, оставляет столь глубокий след в его нежном разуме, что впоследствии никакие жизненные обстоятельства не смогут полностью изгладить эти впечатления. В детстве формируется интеллект, привязанности получают направление и развитие. [200] Повторяемые действия становятся привычкой. Посредством строгого воспитания они в дальнейшем могут видоизмениться, но редко меняются полностью4.

Привычки, выработанные однажды, все сильнее влияют на характер. Интеллект, формируясь под действием предоставляемых нам возможностей, либо совершенствуется, либо деградирует. Каждый день мы созидаем характер, который направляет нас либо как дисциплинированных солдат под знамя князя Еммануила, либо как мятежников под знамя князя тьмы. Под, чье знамя мы встанем?5

Необходимо настойчивое усилие. - То, что мы осмеливаемся сделать один раз, второй раз сделать намного проще и естественней. Без усердного и внимательного наблюдения за собой нельзя развить навыки трезвомыслия, самообладания, бережливости, трудолюбия, здравой и разумной речи, терпения и истинной вежливости. Намного проще нравственно разлагаться и развращаться, чем побеждать недостатки, обуздывать себя и развивать истинные добродетели. Если мы хотим совершенствовать христианские добродетели в своей жизни, от нас потребуются настойчивые и энергичные усилия6.

Испорченные дети подвергают опасности других. - Богобоязненные родители будут обдумывать и планировать, как учить своих детей правильным привычкам. Они сами выберут друзей для своих детей, но не предоставят их собственному неопытному выбору7.

Если детей с раннего возраста терпеливо и настойчиво не обучать идти по правильному пути, у них сформируются неправильные привычки. Эти привычки будут укореняться в течение дальнейшей жизни и разлагать других. Дети, которым в семьях не привили благородного мышления, где царило дурное влияние и был привычен обман, всю свою жизнь страдают от этих дурных привычек. Если они примут религию, данные привычки проявятся в их религиозной [201] жизни8.

Царь Саул - печальный пример. - История жизни первого израильского царя - печальный пример силы плохих привычек, приобретенных в ранней молодости. В юности Саул не любил Бога и не боялся Его, он смолоду не укротил свой своенравный дух, был всегда готов восстать против Божественной власти. Люди, с юности питающие святое почтение к Божественной воле и верно исполняющие свои обязанности, таким образом готовят себя к исполнению высшего служения в по-! следующей жизни. Но невозможно годами извращать способности, данные Богом, и полагать, что потом, когда тебе вздумается измениться, ты обнаружишь эти способности в целости и сохранности и направишь их в совершенно противоположную сторону9.

Ребенок может получить хорошее религиозное воспитание, но если родители, учителя или наставники позволят хотя бы одной нехорошей привычке оказывать влияние на его характер, то эта привычка, если ее не преодолеть, станет преобладающей силой, и ребенок погибнет10.

Важны незначительные на вид поступки. - Все поступки делятся на два вида. Они могут быть добродетельными или порочными, правильными или неправильными в зависимости от мотивов, их вызывающих. Частое повторение неправильного действия оставляет неизгладимый след в разуме человека, его совершающего, а также у тех, кто связан с ним духовно или физически. Родители и учителя, не обращающие внимания на небольшие проступки детей, укрепляют эти привычки в юности".

Родителям следует честно вести себя с душами, вверенными их попечению. Им не следует поощрять в детях гордыню, сумасбродство, любовь к показухе. Они не имеют морального права ни учить, ни допускать обучения "невинным" шало-[202] стям, которые развивают в маленьких детях хитрость, от которой потом их нужно будет отучать и за которую надо будет наказывать, когда они станут старше12.

Маленькие шалости и проступки младенца могут казаться забавными. Их позволяют, их поощряют. Но когда ребенок подрастает, шалости ста новятся противными и неприятными13.

Плохие привычки легче вырабатываются, чем хорошие. - Все приобретаемые детьми знания никогда не изгладят вреда, являющегося следствием плохого воспитания в их раннем возрасте. Одно часто повторяемое упущение формирует привычку. Одно неверное действие готовит путь для другого. Плохие привычки вырабатываются легче, чем хорошие, а бороться с ними очень трудно14.

Маленькие дети, предоставленные самим себе, скорее учатся плохому, чем хорошему. Плохие привычки более всего приятны плотскому сердцу, и то, что дети видят и слышат в ранние годы, глубоко запечатлевается в их сознании15.

Привычки, сформированные в раннем возрасте, определяют будущую победу или будущее поражение. - И в этой жизни, и в вечности все мы будем и останемся такими, какими сделают нас наши привычки. Жизнь людей, сформировавших у себя правильные привычки и навыки и добросовестно выполняющих все свои обязанности, уподобится горящему светильнику, яркими лучами освещающему жизненный путь других людей. Но если человек привык недобросовестно относиться к своим обязанностям, если он потворствовал лени, расхлябанности и халатности, его жизненный путь будет чернее ночи и он навсегда лишится прав на вечную жизнь16.

В детстве и юности личность наиболее восприимчива, это лучший момент для развития самообладания. У домашнего очага и в семейном кругу человек обретает качества, которые отзовутся в [203] вечности. Привычки, приобретенные в ранние годы жизни, сыграют куда более серьезную роль, нежели природные дарования, в том, победит человек или проиграет в жизненной борьбе17.

1 Молодежный руководитель, 15 декабря 1886 г

2 Знамения времени, 6 августа 1912 г

3 Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 45.

4 Доброе здоровье, январь, 1880 г.

5 Рукопись 69, 1897г.

6 Свидетельства для Церкви, т 4, с. 452

7 Ревью энд Геральд, 24 июня 1890 г.

8 Ревью энд Геральд, 30 марта 1897 г.

9 Патриархи и пророки, с 622.

10 Свидетельства для Церкви, т 5, с. 53.

11 Ревью энд Геральд, 17 мая 1898 г.

12 Свидетельства для Церкви, т 1, с. 396.

13 Письмо 1, 1877г. 14 Ревью энд Геральд, 5 декабря 1899 г

15 Тихоокеанский журнал здоровья, сентябрь, 1897 г.

16 Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 452.

17 Желание веков, с. 101.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.027 с.)