СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ



Учебные вопросы:

1. Принципы и задачи работы классного руководителя с родителями.

2. Формы общения с родителями.

3. Темы взаимообучения и взаимовоспитания.

4. Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка.

Введение в школьные образовательные программы обучения осно­вам здорового образа жизни должно способствовать тому, что каждый ребенок будет оснащен необходимыми знаниями и навыками.

Однако реальность такова, что правильные знания, которые он получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный, нездоровый образ жизни. В результате знания становятся для него абстрактными, оторванными от реальной жизни. Он оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения, действий. Все это может стать мощным фактором невротизации личности ребенка с перспективой разнообразных нарушений его здоровья. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья станет партнером образовательного учреждения в этом процессе.

 

Принципы и задачи работы классного руководителя с родителями

Ребенок растет в своем, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Часто члены семьи чем-то жертвуют (например, уходят курить на лестничную площадку). Но, как правило, это продолжается не более года. Привычный образ жизни возвращается вновь, и у ребенка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.

 

Работа с родителями должна основываться на следующих

принципах:

• Чем меньше ребенок, тем в большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Выбор делает за него семья (он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.).

• Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребенка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

• Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответствен­ность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков.

• Здоровье детей - цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы.

Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый участник этого содружества.

 

Чтоприобретают родители, семья?

■ возможность получить новые знания о здоровье;

■ возможность приобщения к «живому» опыту других семей и

использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;

■ возможность узнать о способах изменения образа жизни на более

благоприятный для здоровья;

■ возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;

■ возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;

■ возможность ближе узнать детей, лучше их понимать;

■ возможность способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель относится к тем немногим членам школь­ного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, в гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому. Как ни трудно, но эту реальность необходимо осознать.

Результаты исследований Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова свидетельствуют о высокой мотивации педагогов к просветительской деятельности в области здоровья, а также о понимании ими острой необходимости и уникальности этой миссии сегодня.

Просветительство семьи — крайне важная часть этой дея­тельности. При поверхностном взгляде это можно воспринять как новую, тяжелую обязанность и так перегруженного классного руководителя. Но можно попытаться взглянуть на проблему с другой точки зрения – что может дать такая работа педагогу, какую выгоду он может получить, чем может обогатить его это сотрудничество.

 

Итак, чтоприобретает классный руководитель?

• возможность через общение с родителями получить новые знания о здоровье, расширить собственный кругозор;

• возможность прояснить собственные позиции в отношении различных проблем здоровья,

• утвердиться или отвергнуть выбор того или иного образа жизни;

• найти поддержку решения собственных проблем в опыте других людей;

• сделать более здоровым образ жизни своей семьи и в результате помочь собственному здоровью и здоровью своих близких;

• лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей;

• повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

В «копилку» приобретений классного руководителя можно добавить и то, что приобретает семья, поскольку ее «приобретения» такжебудут результатом его деятельности.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее - на здоровье детей, семьи, страны.

Формы общения с родителями

Для того чтобы определить направления и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. С этой целью используются анкеты, вопросники для родителей, встречи и беседы.

Круг проблем, которые могут быть рассмотрены во время встреч с родителями, очень широк и может касаться самых разных аспектов не только физического, но и духовного, нравственного здоровья. Выбор проблемы должен быть совместным делом учителя и родителей. Но, исходя из главной цели этой работы - помочь изменению образа жизни семьи, сделать его более здоровым, начать имеет смысл с тех проблем, которые имеют к ней прямое отношение.

Один из возможных вариантов - обсудить темы, относящиеся к соответствующему фактору риска хронических болезней (питание, низкая физическая активность, курение, алкоголизм, повышенный вес и ожирение, хронический стресс).

Приведем схему, которая поможет рассмотреть каждый фактор в разных аспектах.

1. Подробные сведения о каждом факторе риска:его распространенность, связь с конкретными хроническими болезнями, особенности и результаты профилактических программ в разных странах. При обсуждении данного раздела родителям можно предложить самим проанализировать конкретные семейные ситуации и попытаться ответить на вопрос, что является причиной появления того или иного фактора риска у данного члена семьи. Очень важно также рассмотреть уклад жизни семей, где прошло детство родителей, и его связь с образом жизни сегодняшней семьи.

Акцент должен быть сделан на том, чем грозит наличие данного фактора здоровью человека с приведением конкретных фактов, статистических данных. Такое «устрашающее» воздействие широко используется в профилактических программах многих стран, и оно достаточно эффективно.

2. Информация о преимуществах образа жизни без факторов рискадля каждого члена и семьи в целом. Данный аспект подразумевает позитивный, «ободряющий» подход к проблеме (что приобретает, выигрывает каждый член семьи в физическом, духовном, нравственном здоровье, в финансовом положении, в реализации своих жизненных задач и т. п., если рассматриваемого фактора в семье не будет). Такой подход более приемлем для нашей ментальности.

3. Рассмотрение каждого фактора с точки зрения интересов детей, конкретного ребенка. Можно познакомить родителей с детскими взглядами на обсуждаемую проблему и проанализировать поведение членов семьи, помогая им увидеть себя в свете детского восприятия (пример для подражания, действенность запретов, если сами родители демонстрируют нелучшие образцы поведения и т. д.). Материалы для этого можно найти в книге Л.В.Баль «От 8 до 17, или Что думают о здоровье наши дети» (М., 2000).

При обсуждении любой темы необходимо максимально использовать позитивный опыт семей в изменении образа жизни на более благоприятный для здоровья. Как удалось избавиться от курения, изменить питание, приобщиться к физкультуре и спорту - любой практический опыт в этом направлении бесценен и может стать действенным стимулом для других.

Важно проанализировать все детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и то, как эти трудности удалось преодолеть.

Обсуждение каждой темы, относящейся к тому или иному фактору риска, желательно завершить практическими советами, которые родители должны записать (например, как определить уровень физических нагрузок, как бросить курить, как уменьшить потребление соли и т. п.).

Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить назидательного, поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции (педагог, читающий текст, и формально присутствующие люди), чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждение темы.

Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы - медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя - координировать и направлять беседу.

Наиболее простая в организационном плане и привлекательная форма общения с родителями - семейная гостиная или клуб с соответствующим названием, где сама обстановка располагала бы к общению. Во время встреч в классе столы лучше расположить полукругом с местом для ведущего в центре - что сближает, располагает к общению.

Члены родительского коллектива могут сами стать организаторами семейной гостиной. В работе могут участвовать не только родители, но и бабушки и дедушки. Среди них есть немало профессионалов, просто умудренных опытом людей, располагающих свободным временем. Кроме того, их вклад в формирование поведенческих привычек детей может быть даже более значителен, чем вклад родителей, поэтому важно найти среди них единомышленников, заинтересованных в успехе общего дела. Быть может, имеет смысл устроить специальную встречу для бабушек и дедушек, которая позволила бы выяснить их интересы и возможности. К организации можно привлечь детей, которые оформят классное помещение и скажут приветственные слова. Это может дать импульс детям к осознанию потребности в объединении усилий всей семьи в движении к здоровью.

Родители в роли учителей

Главный координатор, организатор работы с семьей - классный руководитель. Его основная роль должна заключаться в налаживании постоянно действующего механизма сотрудничества всего классного коллектива, включающего учителя, родителей и детей, в движении к здоровому образу жизни.

Однако существенная часть этой работы может стать делом родителей.

Какие функции могут взять на себя родители:

• Организовать классный родительский совет по здоровью.

• Организовать подготовительную работу по проведению анкетного опроса. Провести анкетирование, а также анализ полученных данных, представить результаты для обсуждения на очередной встрече.

• Составить план работы семейной гостиной или клуба, исходя из особенностей конкретной группы родителей и их интересов.

• Организовать обсуждение интересующих многих тем.

• Взять на себя подготовку информационной части дискуссии (это тот самый «устрашающий» аспект, о котором говорилось выше — яркие статистические данные об опасности для здоровья и жизни людей того или иного образа жизни, фактора риска, вредных привычек).

• Быть организаторами работы в группах при использовании данной методики.

• Быть организаторами, ведущими, «учителями» в работе с детьми, в частности, в проведении «пятиминуток» здоровья в своем классе, а также других классных мероприятий, связанных с деятельностью в области здорового образа жизни. Эту роль могут взять на себя и прародители.

• Быть организаторами общих, совместных с детьми встреч, празд­ников, фестивалей, конкурсов.

В классе (школе) может быть организован фестиваль (вечер) «Твое свободное время и твое здоровье», цель его - показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть неизведанное и т. д. Такой фестиваль может быть совместным делом детей и родителей. Участие взрослых, которые расскажут детям о своих увлечениях или об увлечениях своей семьи, покажут то, что можно продемонстрировать, - будет значительно сильнее стимулировать детский интерес. А возможно, даст импульс и взрослым приобщиться к тому или иному интересному делу, приобрести новых друзей, найти применение своим, быть может, нереализованным способностям.

• Родители могут быть организаторами других форм взаимодействия с детьми в обучении здоровью.

Участие родителей в организации работы семейной гостиной или клуба, так же как их деятельность в роли «учителей» других родителей и детей, конечно, определяется их возможностями, и дело классного руководителя - выяснить степень и формы их включения в данную работу, правильно распределив роли.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.01 с.)