Глава 1. Теоретический анализ развития детей с зпр вне семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретический анализ развития детей с зпр вне семьи



Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ВНЕ СЕМЬИ…………………………………………………………………………….5

1.1Характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР………..5

1.2Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи……..…18

1.3 Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития……………………………………...………28

Выводы к первой главе………………………………...…………………33

Глава 2ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММ..34

2.1. Характеристика диагностической программы направленной на изучение особенностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………….….34

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………...........................................................…….37

Выводы к третьей главе…………………………………..…....................41

Заключение……………………………………….……………………….42

Литература………………………………………..……………………….43

Введение

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Цель исследования: выявить особенности ЗПР у детей младшего школьного возраста в условиях организации для детей сирот.

Объект исследования: дети с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности ЗПР у детей младшего школьного возраста в условиях организации для детей сирот.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР обучающихся в организациях для детей сирот имеются свои особенности в развитии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическое развитие детей вне семьи.

2. Составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей ЗПР у детей младшего школьного возраста.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психологического развития детей вне семьи имеющих задержку психического развития.

2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов

4. Методы представления данных: таблицы, гистограммы

Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей задержки психического развития у детей младшего школьного возраста дают возможность выявить, какие именно, функции нарушены, а, следовательно, определить путь коррекции и работы в условиях организации для детей сирот.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ВНЕ СЕМЬИ

Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья – первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.[6]

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

Проблемы интеллектуального развития воспитанников.

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Психологические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников свидетельствует, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижение развития абстрактно-логического мышления, особенно у детей среднего школьного возраста. Наиболее выражено снижение вербально - логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно - личностная беседа. Как правило, вопросы "кто вам больше нравится?", "что вы любите?", "какое у вас настроение?" и т.п. вызывают смущение детей, и они ничего не могут на них ответить.

Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомо-физиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.

Проблемы нравственного развития личности воспитанников.

Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

Социализация детей –сирот.

Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников.

Выводы к первой главе

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья – первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.

Итак, анализируя вышесказанное, можно отметить, что в специальном образовании процессы диагностики, обучения, воспитания и коррекции должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы. В процессе воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями различают специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, средства коррекции. Образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы осуществляются с детьми, имеющими ЗПР, как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Работа с детьми, имеющими ЗПР, предполагает наличие у педагога специального образования, соответствие личной психограммы профессиограмме специального педагога. Непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса является интегрированная деятельность узких специалистов и родителей (семьи), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Методика №2 «Тест Когана»

Цель: исследование схематического мышления.

Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.

Тест проводится в два этапа.

Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.

Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.

Выводы к третьей главе

Таким образом, можно выявить, что дети с задержкой психического развития, находящиеся в организациях для детей сирот, гораздо сильнее прогрессирует данное расстройство, чем у детей с задержкой психического развития находящихся в полноценных семьях.

Так же у детей с задержкой психического развития достаточно плохо развита кратковременная зрительная память. Дети плохо запоминают нужную информацию, для выполнения заданий.

 

 

Заключение

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Современный глобальный подход к реализации идеи интегрированного обучения ведет к сокращению классов компенсирующего обучения, что служит объяснением наблюдающейся в последние годы тенденции усиления неоднородности состава учащихся общеобразовательной школы по уровню умственного, речевого и в целом психического развития.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы. Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья – первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.

Итак, анализируя вышесказанное, можно отметить, что в специальном образовании процессы диагностики, обучения, воспитания и коррекции должны быть взаимосвязаны и взаимодополняемы. В процессе воспитания и обучения лиц с особыми образовательными потребностями различают специальные образовательные технологии, методы обучения и воспитания, средства коррекции. Образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы осуществляются с детьми, имеющими ЗПР, как в повседневной жизни, так и на специально организованных занятиях. Работа с детьми, имеющими ЗПР, предполагает наличие у педагога специального образования, соответствие личной психограммы профессиограмме специального педагога. Непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса является интегрированная деятельность узких специалистов и родителей (семьи), имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2000.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М., 2002.

3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

4. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.

5. Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

6. Битянова М.Р. Профессия - школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. - М., 2002.

7. Блейхер Клиническая патопсихология: Руководство для врачей. - М., 1996.

8. Блейхер, Бурлачук Психическая диагностика интеллекта и личности. -Киев, 1978.

9. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. - М., 2002.

10. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М., 1996.

11. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2001.

12. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1985г.

13. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М., 1971.

14. Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А.- М., 1983.

15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 2001.

16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Эльконина, Венгера. М., 1981.

17. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. - М., 2006.

18. 3абрамная С.Д. Психологическая диагностика умственного развития детей.- М.,1995.

19. 3авражин Адаптация детей с ограниченными возможностями. - М., 2001.

20. Изучение личности аномального ребенка./ Под ред. Кулагина, Лубовского и др. - М., 1973.

21. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. - М., 1973.

22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 1984.

23. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика.- М., 2000.

24. Локалова Е.В. 120 уроков развития младшего школьника. - М.,2002.

25. Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. - М., 2001.

26. Молодцова Н.Г. Развитие у младших школьников способности понимать смысл зрительного образа,. - М,2004.

27. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. -М., 2001.

28. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. - М., 2003.

29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/ Под ред. Б. П. Пузанова. - М., 2001.

30. Овчинникова И.С. Личность и мышление ребенка: Диагностика и коррекция.- М., 2000.

31. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2003.

32. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996.

33. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.

34. Петрова К. В. Кто они дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.

35. Петрушенко СВ. Развитие пространственного мышления младших школьников.- М., 2004.

36. Практикум по возрастной психологии./Под ред. Головей, Рыбалко. М., 2001.

37. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. Битяновой М.Р. - СПб, 2002.

38. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

39. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка./Под ред. М.М. Семаго. М., 1999.

40. Психолого- педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. И.С. Левченко. - М., 2005.

41. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. - СПб, 2001.

42. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. - Самара, 1998.

43. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

44. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии.- М., 2002.

45. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР.- М., 1990.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ВНЕ СЕМЬИ…………………………………………………………………………….5

1.1Характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР………..5

1.2Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи……..…18

1.3 Направления психолого-педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития……………………………………...………28

Выводы к первой главе………………………………...…………………33

Глава 2ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММ..34

2.1. Характеристика диагностической программы направленной на изучение особенностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития……………………………………………………….….34

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………...........................................................…….37

Выводы к третьей главе…………………………………..…....................41

Заключение……………………………………….……………………….42

Литература………………………………………..……………………….43

Введение

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Цель исследования: выявить особенности ЗПР у детей младшего школьного возраста в условиях организации для детей сирот.

Объект исследования: дети с задержкой психического развития.

Предмет исследования: особенности ЗПР у детей младшего школьного возраста в условиях организации для детей сирот.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР обучающихся в организациях для детей сирот имеются свои особенности в развитии.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическое развитие детей вне семьи.

2. Составить и реализовать диагностическую программу по изучению особенностей ЗПР у детей младшего школьного возраста.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психологического развития детей вне семьи имеющих задержку психического развития.

2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов

4. Методы представления данных: таблицы, гистограммы

Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей задержки психического развития у детей младшего школьного возраста дают возможность выявить, какие именно, функции нарушены, а, следовательно, определить путь коррекции и работы в условиях организации для детей сирот.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ВНЕ СЕМЬИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.202 (0.076 с.)