Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние признаки утомления при умственном труде

Поиск
Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища   Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула
движения   точные Неуверенные, замедленные   Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка
интерес к новому материалу Живой интерес, вопросы Слабый интерес, отсутствие Вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

 

 

При значительном утомлении человек путем воле­вого усилия может продолжать выполнять работу, од­нако в результате усиления запредельного торможе­ния в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невоз­можным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т. д.).

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталость явля­ется субъективным отражением отношения самого ра­ботника к выполняемой работе. Так, при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро на­ступает запредельное торможение, хотя объем уже ис­полненной работы может быть небольшим, т.е. ус­талость опережает утомление (вот почему при измене­нии характера работы в это время работник может показать высокую работоспособность). И, наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотива­ции к его выполнению (награда) человек может рабо­тать достаточно долго без видимых признаков утомле­ния (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При устало­сти ещё возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества, и все больше обнаруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровожда­ется нарастающим чувством напряжения, а затем и не­удовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо не­благоприятным состоянием для организма — это есте­ственная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повыше­ния работоспособности. Механизм последнего заклю­чается в том, что, продолжая работать в условиях начи­нающегося утомления, преодолевая его волевым усили­ем, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учиты­вать, что чем более значительным оказывается утомле­ние (и, следовательно, предпосылки роста работоспо­собности), тем более благоприятные условия восста­новления (отдыха) должны создаваться. Речь идет о том, что состояние и динамика работоспособнос­ти должны определяться не только величиной выпол­ненной работы, а скорее соотношением «работа/от­дых». Такое утверждение обусловлено тем, что продол­жение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» — за счет резерв­ных возможностей организма.

Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря «эффекту маятника» при полноценном отдыхе эти ре­зервы восстанавливаются с некоторой суперкомпен­сацией, что и является основным фактором повыше­ния работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации нера­бочего режима работника умственного труда для под­держания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет не­полноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного вос­становления работоспособности. При сохранении тако­го положения в течение определенного времени посте­пенно развивается состояние переутомления как дли­тельного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соответствующих мер реабилитации, то мо­гут наступить и морфологические нарушения, проявля­ющиеся в соматических заболеваниях, патологии нерв­ной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеваритель­ной систем, изменениях в обмене веществ. Нарастание переутомления, поэтому сопровождается прогрессиру­ющими изменениями в различных сторонах жизнедея­тельности человека. Неудивительно поэтому, что если при начинающемся переутомлении человек нужда­ется лишь в регламентации образа жизни, то при глубо­ких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности и здоро­вья работника умственного труда. Они касаются как непо­средственно периода работы, так и послерабочего времени.

Особого разговора заслуживает роль двигательной активности в жизнедеятельности человека, занимаю­щегося умственным трудом. Это обусловлено следую­щими обстоятельствами.

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, причем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее задача. Однако следует знать, что в би­ологическом плане конечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушают­ся гормоны стресса (вырабатываемые гипофизом, над­почечниками, щитовидной железой и др.). Отсюда ста­новится понятным, что если, как это чаще всего и бывает, работник умственного труда в процессе своей професси­ональной деятельности двигаться не может, то это приво­дит, с одной стороны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэтому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после работы), а с другой — в организме в течение рабочего дня скапливается значи­тельный объем упомянутых гормонов. Вот почему двига­тельная активность во время перерывов в работе способ­ствует предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы — позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить из­быточно накопившиеся гормоны стресса.

Исследования И.М.Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «актив­ного отдыха». Суть его заключается в том, что при на­ступлении утомления восстановление работоспособ­ности более эффективно протекает не в условиях аб­солютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. В на­стоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности созда­ются при переключении работы на другие виды дея­тельности, требующие активности систем, не участво­вавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность, в процессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двигательного ап­парата дает быстрый положительный результат.

Утомление левого (у правшей) полушария (ведаю­щего речевыми функциями и абстрактным мышлени­ем) при умственной деятельности наступает позднее, если одновременно загружено и правое полушарие (ведающее образно-познавательными процессами). Помимо использования иллюстративных, цветовых, наглядных пособий активирует правое полушарие и умеренная мышечная деятельность. Возможно, это в какой-то степени объясняет высокую эффективность и производительность труда. Например, В.В.Маяков­ского, который любил ходить во время творческого труда, Д.И.Менделеева, А.Дюма-старшего, Э.Хемин­гуэя, которые всегда работали, стоя за конторкой.

Физическая активность, как правило, повышает эмоциональный статус человека, создавая условия хо­рошего настроения, которое само по себе является благоприятным фоном для высокопродуктивной умст­венной деятельности.

Подбор возможных средств мышечной деятельнос­ти, которые можно использовать с целью активного от­дыха, определяется и видом умственной работы, и ре­шаемыми в данный момент задачами. Так, во время физкультпауз, выполняемых через 2-2,5 часа после начала работы и во второй половине дня после обеда в течение 5-7 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эффектов такие средства должны решать и ряд других задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоциональ­но-психического напряжения, затруднения мозгового кровообращения.

Физкультминутки, выполняемые ежечасно в тече­ние 2-3 минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию развивающегося утомления благодаря воздействию преимущественно на утомлен­ные части тела (спина, шея, глаза) и через активиза­цию вентиляции в нижних долях легких.

В обеденный перерыв желательно выполнить не­сколько энергичных упражнений силового или скоростно-силового характера в течение 5-7 минут, а после приема пищи (если осталось время) — спокойно похо­дить.

Вне рабочего режима заслуживают внимания ут­ренняя гигиеническая гимнастика и целенаправленная двигательная активность, соответствующая особеннос­тям выполняемой работником работы. Следует лишь добавить, что для работников умственного труда в дви­гательном режиме обязательными должны быть уп­ражнения для тренировки сосудов головного мозга, так как именно от их эластичности и проходимости зави­сит кровоснабжение головного мозга — важнейшее обстоятельство, поскольку клетки мозга не имеют, в от­личие от всех других, запасов питательных веществ и кислорода. При напряженной же мыслительной дея­тельности недостаточная эластичность этих сосудов от­носительно быстро вызывает их спазм, влекущий за со­бой закономерное снижение работоспособности.

Другим важным обстоятельством, учет которого по­могает добиться высокой работоспособности и эффек­тивности умственного труда, является ритмический характер текущих в организме физиологических про­цессов, что оказывает несомненное влияние и на про­цессы, протекающие в ЦНС. Большинству людей свой­ственна определенная последовательность изменения работоспособности — так называемых ритмик, в мень­шем числе случаев у людей такой закономерности нет — аритмик. В зависимости от времени подъема ра­ботоспособности первые подразделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»). «Жаворонки» обычно просыпаются рано, быстро включаются в работу, бодрость и работоспособность у них сохраняются в течение всего рабочего дня с максимальной работо­способностью в 10-11 и в 17-18 часов, после чего они начинают снижаться и к 20-21 часам оказываются на низком уровне. «Совы» просыпаются трудно, чувству­ют обычно себя разбитыми, невыспавшимися, тяжело входят в рабочий режим. Работоспособность и само­чувствие их постепенно нарастают после полудня и до­стигают наивысших значений к 18 -22 часам, поэтому они неохотно и поздно отходят ко сну.

Существует мнение, что распределение людей на «жаворонков» и «сов» не является результатом врож­денных особенностей, а скорее отражает сложивши­еся стереотипы в режиме жизнедеятельности. Вот почему нередки случаи, когда, например, у человека меняется социальный статус (студент становится слу­жащим, свободный режим работы заменяется жест­ким режимом, меняется семейное положение, рожда­ются дети и т. д.), как правило, постепенно меняется и суточный биоритм, причем отмечено, что переход к утреннему ритму хотя и происходит болезненнее, однако в последующем жизнедеятельность и само­чувствие оказывается более благоприятными, чем об­ратный переход.

С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует таким образом распределять на­грузку, чтобы решение наиболее сложных задач при­ходилось на периоды наивысшей работоспособности, период же снижения последней следует использовать для выполнения менее сложного труда или даже отды­ха. Такое распределение, возможно, разумеется, толь­ко в том случае, если работник планирует и свою жиз­недеятельность, и труд.

Необходимость планирования диктуется и сущест­вованием определенной закономерности в изменении работоспособности в течение не только рабочего дня, о чем говорилось выше, но и рабочей недели. При пя­тидневном режиме работы максимум ее приходится на вторник — четверг, при шестидневной — на сре­ду — четверг, и, как это ни кажется необычным, некоторый подъем работоспособности отмечается в субботу. Естественно, что с учетом этих особенностей возможно планировать нагрузку в течение недели таким образом, чтобы достичь максимальной производи­тельности труда. С другой стороны, знание такой ди­намики умственной работоспособности диктует опре­деленные требования и к организации жизнедеятель­ности в выходные дни (о чем будет сказано ниже), для того чтобы не только снять явления накопившего­ся в течение рабочей недели утомления, но и обеспе­чить более высокий уровень работоспособности в первые дни недели.

Несомненное влияние на работоспособность ра­ботника оказывает обстановка, в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов — от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и расположения рабочей мебели.

Одним из существенных факторов обеспечения и поддержания высокой работоспособности для ра­ботника умственного труда, профессиональная дея­тельность которого проходит, как правило, в помеще­нии, является состояние воздушно-теплового режима в нем. При его оценке следует исходить из основных показателей воздуха — его состава, температуры и влажности.

Состав воздуха по химическим характеристикам в оптимальном варианте должен соответствовать со­ставу природного атмосферного воздуха (кислорода — 21%, углекислого газа — 0,03%, азота — 78%, инертных газов — около 1%). Разумеется, идеальное обеспече­ние такого состава возможно лишь до тех пор, пока в помещении не оказывается человек, который в про­цессе своей жизнедеятельности поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Кроме того, в результате потоотделения и содержания в выдыхаемом воздухе конечных продуктов употребленных в пищу и с водой ненатуральных пищевых веществ состав воздуха в по­мещении постепенно меняется. Однако для состояния человека и его работоспособности основное значение имеют не изменения концентрации кислорода и угле­кислого газа — даже при снижении первого до 18% и возрастании второго до 2% (что практически встре­чается очень редко) человек не испытывает их вредно­го влияния. Вместе с тем, появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли жирных кислот и т. д., делает воздух «спертым» и вызывает изменения в сердечно-сосудис­той (в основном спазм коронарных и мозговых сосу­дов) и центральной нервной (усиление тормозных процессов) системах. Субъективно же человек при длительном пребывании в таком помещении испыты­вает сонливость, апатию, головные боли и общую раз­битость.

Температура и относительная влажность воздуха в помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18-20°С и 30-70% соответствен­но. Такие требования обусловлены тем, что именно при указанных характеристиках воздуха у подобаю­щим образом одетого человека процессы теплопро­дукции и теплоотдачи уравновешены, и температура воздуха в рабочем помещении из-за пребывания там работников не меняется. В то же время повышение температуры воздуха до 22-24°С и влажности более 70% влечет за собой соответствующее повышение тем­пературы, которое в помещении, где на каждого ра­ботника приходится 8 м3 воздуха, достигает за один час 3-4°С.

Следует напомнить, что температура, при которой работник выполняет свою умственную профессио­нальную деятельность (в т.ч. и учащиеся), са­мым непосредственным образом сказывается через ретикулярную формацию на тонусе коры головного мозга и, следовательно, на умственной работоспособ­ности. Именно этим обстоятельством объясняется бы­строе наступление утомления у работников умствен­ного труда, если температура воздуха в помещении до­стигает 22-24°С.

Что касается влажности воздуха, то при высоких ее значениях затрудняется терморегуляция из-за того, что образующийся при угрозе перегревания пот не ис­паряется, а, впитываясь в ткани одежды, создает не­благоприятный для кожи и организма микроклимат. С одной стороны, содержащиеся в поте вредные веще­ства, вызывают раздражение кожи и являются удоб­ной для жизнедеятельности патогенных микроорга­низмов средой. С другой стороны, затруднение тепло­отдачи провоцирует повышение температуры тела с соответствующим снижением работоспособности. Однако и излишняя сухость в помещении, которая до­статочно часто встречается при искусственном отоп­лении, неблагоприятно сказывается на состоянии ра­ботника, особенно на его дыхательной системе. В част­ности, она вызывает высушивание слизистой дыхательных путей, что лишает ее способности обез­вреживать действие попадающих сюда возбудителей инфекций. Кроме того, поступающий сюда воздух не увлажняется, что затрудняет газообмен в легких и про­воцирует определенную степень кислородной недо­статочности организма, в том числе и головного мозга (в последнем случае часто возникают головные боли).

При центральном отоплении выход из ситуации мо­жет заключаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с водой непосредственно на ради­аторах (по мере нагревания вода испаряется), либо в разведении комнатных растений (их регулярный по­лив также обеспечивает увлажнение воздуха в поме­щении).

В последнее десятилетие серьезное внимание спе­циалистов стал привлекать еще один фактор, характе­ризующий воздух рабочего помещения. Широкое ис­пользование электронных приборов и аппаратов (те­левизоры, компьютеры и т. д.) ведет к возрастанию концентрации положительно заряженных ионов в по­мещении. Этот фактор рассматривается как одна из серьезных причин различных заболеваний и наруше­ний, в частности, ЦНС. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих отрицательные ионы и нормализующих их соотношение с положительны­ми, может быть эффективным средством решения проблемы. Подтверждается это хорошо известными фактами об улучшении состояния организма в услови­ях, характеризующихся высоким содержанием в воз­духе отрицательных ионов: в горах, на морском бере­гу, в хвойном лесу и т. д.

Отмеченные для состава, температуры и влажности воздуха обстоятельства делают понятной необходи­мость целенаправленного регулирования его характе­ристик в помещении для обеспечения и поддержания высокой умственной работоспособности. Идеальным вариантом следует считать использование кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по крайней мере — по температуре). К сожа­лению, в силу различных причин (прежде всего, мате­риальных) этот вариант не всегда выполним (особенно в государственных учебных заведениях). Другой воз­можностью решения проблемы является установка вентиляторов, осуществляющих принудительную вен­тиляцию воздуха в помещении, хотя в этом случае за­давать необходимые характеристики воздуха в поме­щении оказывается затруднительным.

В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулирования параметров воздуха возможно ис­пользование системы целенаправленных мер, которые могут включать:

• приоткрытые фрамуги, которые в отличие от фор­точек и створок окон не создают значительного движения воздуха (сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что особенно опасно в холод­ную погоду;

• при перерывах в работе — создание сквозняков от­крытыми окнами и дверьми, что обеспечивает быс­трую смену воздуха;

• обеспечение эффективного воздухообмена в нера­бочее время и т. д.

Для работника умственного труда особенно важно обеспечить оптимальные условия для функциониро­вания зрительного аппарата. Это обусловлено тем, что восприятие им информации, составляющей осно­ву его профессиональной деятельности, на 80-85% связано именно со зрением. С другой стороны, небла­гоприятные условия освещения не только ведут к сни­жению работоспособности работника, но и к возник­новению различных нарушений и заболеваний глаз и других функциональных систем организма.

Освещение в помещении независимо от его харак­тера — естественное, искусственное или смешан­ное — должно отвечать ряду требований. Достаточ­ность освещения, которая определяется адекватным световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусственного освещения. Согласно нормативам, норма освещенности для различных источников света находится в диапазоне от 150 до 300 лк. При этом опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная освещенность. В обоих случаях име­ет место перенапряжение аппарата адаптации и акко­модации глаза, провоцирующее в конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое разви­тие утомления, появление головных болей и т. д.

Равномерность освещения — оно должно быть оди­наковым на всей рабочей поверхности, не иметь чере­дования света и теней. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей).

Чрез­мерная яркость освещения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза со всеми вы­текающими последствиями. Вот почему глаз должен воспринимать только отраженный от рабочей поверх­ности свет, а путь распространения световых лучей от источника света к глазу должен быть перекрыт. Со­гласно указанному требованию, и на рабочей поверх­ности, и на окружающих материалах (включая поверх­ности стола, стен и др.) не должно быть поверхностей с высокой отражающей способностью, создающих блесткость и слепящих работника.

Обеспечение нормального освещения требует при­нятия определенных мер, к которым следует отнести:

• рациональное смешанное освещение, обеспечива­ющее нормальные его характеристики в сумереч­ное время суток, и в пасмурные дни, и в любых ус­ловиях недостаточности освещения;

• поддержание поверхности стекол окон в чистом со­стоянии регулярной, по мере необходимости, их мойкой и протиркой;

• окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения, и отсутствие блесткости.

Значительная нагрузка на зрительный аппарат ра­ботника умственного труда приводит к постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. Кроме того, здесь имеет место напряжение так называемых цилиарных мышц, от которых зависит хорошее видение предметов на различных расстояниях. Вот почему при работе, требующей чтения, письма, «общения» с компьютером, эти мышцы в течение дли­тельного времени оказываются расслабленными, что постепенно может привести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи с этим можно реко­мендовать:

• располагаться таким образом (или располагать предметы), чтобы расстояние от глаз до рабочей по­верхности составляло не менее 30-35 см (большее расстояние вполне допустимо, но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства диском­форта, когда постоянно приходится укорачивать это расстояние);

• периодически через каждые 20-30 минут делать короткие (на 10-20 секунд) перерывы, в течение которых выполнять несколько упражнений, основ­ной сутью которых является периодическое сокра­щение и расслабление цилиарных мышц и включе­ние в работу тех мышц, которые не участвуют не­посредственно в производственной активности (в частности, наружные и внутренние, косые мыш­цы глаза и т. д.).

Шум, который становится все большей проблемой городов, оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей он снижает способность к концентрации внимания, а у взрослых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к развитию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных изменений. Опас­ным считается постоянный уровень шума свыше 80 де­цибел (дБ). Для сравнения: шепот — 30 дБ, нормальная речь — 60 дБ, шум транспорта на улице — 70 дБ, то есть чуть ниже опасного уровня шума, однако автомобиль­ный гудок уже заметно превышает его — 100 дБ.

В связи с этим в помещении, где реализуется умст­венная деятельность, интенсивность и характер шума не должны вызывать чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполнения служебных обязанностей. Это не означает обеспечение абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не снижает ра­ботоспособности, но и стимулирует ее (важно, чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной информации). Решению проблемы посторонних шумов помогает (при невозможности уменьшить сам шум) це­лый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, вы­саживание деревьев вдоль автодороги, массивная ме­бель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ковровые покрытия, техника с низким уровнем шума и т. д.

Несомненное влияние на настроение и работоспо­собность человека оказывает и цвет стен в помеще­нии, где осуществляется умственная деятельность. Так, исследования показали следующую закономер­ность их зависимости от цвета:

• розовый цвет обычно вызывает ощущение тепла и комфорта, пригодные для домашних условий, но для рабочей обстановки не подходящего;

• красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для помещений, ориентированных на север, но может восприниматься и как агрессивный, вызывающий напряжение, что недопустимо для учреждений и организаций, особенно там, где часты межлично­стные контакты;

• оранжевый — теплый и приятно возбуждающий, но вместе с тем на отдельных людей (или при неко­торых состояниях) может действовать подавляюще;

• бледно-розовый считается успокаивающим, а ярко-зеленый — хороший и радостный стимулятор, — именно последний может быть рекомендован для классов, кабинетов и аудиторий учебных заведений;

• бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более просторного помещения, такой цвет приме­ним для помещений с высокой скученностью ра­ботников;

• фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют ус­покаивающее и могут быть рекомендованы для уч­реждений, где особенно высока тревожность посе­тителей (суды, приемные у начальников и т. д.);

• коричневый цвет — теплый и спокойный, больше подходит для гостиных и комнат для приемов;

• черный подавляет, но серый воспринимается как прохладный и свежий, поэтому особенно важен для помещений, ориентированных на юг;

• белый цвет создает ощущение простора, но боль­шие белые помещения вызывают воспоминания о больнице.

Таким образом, рациональная организация жизне­деятельности работника умственного труда определя­ется многими факторами, связанными не только с ус­ловиями, в которых непосредственно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все пери­оды его жизнедеятельности вне рабочего режима. Не­сомненно, что между рабочим и внерабочим режима­ми жизни человека должно быть тесное согласование, так как из первого во второй он уже попадает в опре­деленном функциональном состоянии, обусловленном выполненной работой, а его работоспособность и эф­фективность во время работы во многом определяют­ся тем, как была организована его внерабочая жизне­деятельность.

Для такого согласования необходимым условием является рациональное планирование жиз­недеятельности, которое учитывало бы все указанные выше обстоятельства.

 

Труд и здоровье учителя

Факторы риска труда учителя

Трудовая деятель­ность человека — это особая форма его взаимодейст­вия с окружающим миром. В процессе любого труда человек затрачивает свою мускульную и психическую энергию, происходит активизация, напряжение боль­шинства физиологических функций.

Труд для челове­ческого организма лишь тогда является естественным процессом, когда весь организм и отдельные его орга­ны и системы, принимающие участие в обеспечении трудового процесса, функционируют в пределах фи­зиологических возможностей. Если это условие нару­шено и какие-либо процессы выходят за рамки физио­логических возможностей, то трудовой процесс может вызвать различные, сначала функциональные, обрати­мые, а затем и морфологические, необратимые изме­нения в органах и тканях или заболевания. В таких си­туациях речь идет о возникновении профессиональ­ных или профессионально обусловленных видах патологии.

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиоло­гических позиций это крайне ответственная, общест­венно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуще­ствляется педагогическая деятельность, можно при­знать благоприятными. Совершенно определенно не­которые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека. Основными факторами риска труда учителя явля­ются:

• повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного само­контроля, внимания, эмоционального возбужде­ния;

• значительная голосовая нагрузка;

• статическая нагрузка при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;

• большой объем интенсивной зрительной работы;

• высокая плотность эпидемических контактов;

• отсутствие стабильного режима дня;

• нагрузка на одни и те же центры коры больших по­лушарий, резкое перераспределение мозгового кровотока.

Каждый из перечисленных факторов риска педаго­гического труда может стать причиной профессио­нального или профессионально обусловленного забо­левания нервной системы (неврозоподобные состоя­ния и неврозы), голосо-речевых органов (острый и хронический фарингит, ларингит, парез голосовых складок, певческие узелки и пр.), опорно-двигательного аппарата (остеохондроз шейного и поясничного от­делов позвоночника, радикулит), сосудистой системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, ге­моррой), инфекционных заболеваний.

Кроме, того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит в области кистей рук из-за воздействия мела, аллергические формы ринита (насморка) и бронхиальная астма у учи­телей химии, когда аллергеном являются реактивы, применяемые при проведении опытов, хроническая интоксикация ртутью у учителей физики при длитель­ном использовании в учебном процессе приборов, со­держащих ртуть.

Л.П.Татарникова (1997) в качестве фактора риска выделяет еще повышенный обмен веществ. После уроков его интенсивность возрастает на 15-30% (для нор­мализации обмена требуется 2-3 суток). Даже за пе­риод отпуска не удается привести обмен в норму, в связи с чем возникают предпосылки развития гипертиреоза. Постоянная нагрузка на одни и те же центры полушарий головного мозга приводит к резкому пере­распределению мозгового кровотока, отсюда — бес­сонница, которая является первым признаком пере­утомления.

Профессиональная деятельность учителя в совре­менных условиях не способствует сохранению его здоровья, о чем свидетельствуют такие данные: 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время работы; 85% — находятся впо­стоянном стрессовом состоянии.

Для 85% женщин-пе­дагогов их деятельность является фактором, отрица­тельно влияющим на семейные отношения, вследст­вие чего 1/3 педагогов имеют заболевания нервной системы. В пределах функциональной нормы находят­ся только 10,4% учителей, а у 2,9% характеризуются сниженными и резко сниженными адаптационными возможностями организма.

Уже среди молодых педа­гогов большой процент больных с хроническими забо­леваниями, причем ведущей является сердечно-сосу­дистая патология. Лишь 9% учителей чувствуют себя достаточно здоровыми. У них поддерживается относи­тельно высокий уровень работоспособности, и нет хронических заболеваний. Большинство из них обла­дают от природы «железными нервами» или они на­учились хорошо восстанавливаться после психическо­го напряжения.

 

11.2.2. Общие принципы профилактики нарушений здо­ровья у педагогов

На практике все профилактические мероприятия подразделяют на общественные и инди­видуальные.

Общественная профилактика включает в себя сис­тему мер, преимущественно социального и гигиениче­ского характера. Они планируются и проводятся на го­сударственном уровне (гигиенические и противоэпи­демические нормы и правила) в масштабах страны, региона, города, района, в каждой школе. В основном эти меры касаются вопросов санитарно-гигиенического содержания помещений (отопление, освещение, вентиляция и т. д.) и условий труда, организации педа­гогического процесса, вопросов питания, отдыха и др.

Основу индивидуальной профилактики составляет здоровый образ жизни, потому что здоровье человека, предрасположенность его к тем или иным заболевани­ям, тяжесть их течения и исход в значительной мере определяются индивидуальными особенностями пове­дения людей на работе и в быту или образом жизни. Помимо общегигиенических норм и правил здоро­вого образа жизни, которые необходимо соблюдать всем, в определенных профессиях на рабочих местах должны осуществляться специальные мероприятия, направленные на нейтрализацию профессиональных факторов риска.

 

11.2.3. Психоэмоциональное напряжение в педагогичес­кой деятельности

Труд учителя относится к профес­сиям, сопряженным с повышенной психоэмоциональ­ной нагрузкой. Обусловлено это как содержанием, сущностью педагогической деятельности, так и тем фоном, на котором она осуществляется.

Реализация педагогической деятельности происхо­дит через взаимодействие с большим количеством лю­дей. Это учащиеся, коллеги, родители учеников. Еже­дневно учитель в процессе труда должен осуществлять десятки, сотни профессионально обусловленных меж­личностных контактов с достаточно высоким психо­эмоциональным напряжением. В большинстве случаев это эмоциональные реакции, имеющие положитель­ную окраску. Однако такой широчайший крут обще­ния таит в себе потенциальную возможность возник­новения различной степени значимости конфликт­ных, стрессовых или психотравмирующих ситуаций, что сопровождается развитием отрицательных эмо­ций, неблагоприятного эмоционального фона.

Нередко учитель вынужден взаимодействовать, общаться с человеком, который ему «малосимпатичен», с которым уже возникали в прошлом или существуют в настоящем конфликтные отношения. Это может быть ученик и коллега. Таская ситуация может поро­дить уже не кратковременную эмоциональную реак­цию, а длительно существующую психотравмирующую ситуацию.

В педагогической деятельности довольно часто воз­никает несоответствие ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контроль­ной работы учеников, учебной четверти и т.д.). Труд учителя таит в себе опасность и «психического пресы­щения» в силу определенной монотонности, повторяе­мости в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей. Особенно часто подобная ситуация воз­никает среди преподавателей с небольшим стажем.

Кроме того, весьма своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это вы­сокие требования общественности к общекультур­ным, профессиональным и моральным качествам учи­теля. Повышенный интерес к внешнему виду, манере говорить, к «личной жизни».

Уже такая краткая характеристика психологичес­ких особенностей педагогического труда свидетельст­вует о возможности возникновения как острых, так и хронических психотравмирующих ситуаций, разви­тия психоэмоционального перенапряжения,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.021 с.)