История распространения инфекционных болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История распространения инфекционных болезней



История развития человечества — это история войн, революций и эпидемий. От инфекционных бо­лезней погибало значительно больше людей, чем на полях сражений. В средние века (VI-XI века) от эпи­демий чумы, натуральной оспы вымирали целые горо­да. В Константинополе от чумы ежедневно умирали более 1000 человек. В период крестовых походов (в VI веке) с миграционными потоками людей в Европу из Азии была занесена страшная инфекционная бо­лезнь — проказа. Именно в связи с этим заболеванием была впервые применена такая мера противоэпидеми­ческих мероприятий, как изоляция (изоляция прока­женных в монастыре св. Лазаря). Во время похода На­полеона в Сирию от чумы умерло больше воинов, чем от боевых действий. В 1892 году в Индии во время эпи­демии чумы погибло 6 миллионов человек. Было под­считано, что за весь XIX век из каждых пяти погибших солдат четверо умирали от инфекционных болезней, а один от оружия на поле боя. В первую мировую вой­ну это соотношение составило примерно 1:1, а от эпи­демии гриппа («испанки») погибло более 20 миллионов человек. До 1940 года основной причиной смертности населения России были инфекционные заболевания. Во вторую мировую войну инфекционная заболевае­мость среди войск была незначительной благодаря прививкам и успехам эпидемиологии. Вторая полови­на XX столетия отмечена значительным снижением, как заболеваемости, так и смертности по причине ин­фекционных болезней. Этот факт обусловлен повсе­местным внедрением антибиотиков и прививочного дела. Однако после продолжительного спокойного пе­риода, вновь стал отмечаться рост различных форм ин­фекционных заболеваний: респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, энтеровирусные инфек­ции и др.), кишечных инфекций (сальмонеллез, дизен­терия, вирусный гепатит и пр.), венерических болез­ней (сифилис, гонорея, СПИД), разнообразных дет­ских инфекционных заболеваний. Еще 30 лет назад студенты медицинских институтов изучали дифтерию только по учебникам и архивным историям болезни. Сейчас это заболевание вернулось не только к детям, но и к взрослым, протекает тяжело, нередко со смер­тельным исходом. Поднимается волна новой эпидемии туберкулеза в России. Заболеваемость населения ин­фекционными заболеваниями выходит на второе мес­то по распространенности. С ростом заболеваемости увеличивается смертность от инфекционных заболе­ваний взрослого и детского населения России, число серьезных осложнений, инвалидизация работоспособ­ного населения, число хронических заболеваний.

Обострившаяся ситуация с инфекционными забо­леваниями заставляет активизировать профилактиче­скую работу среди населения. Большая роль в этом на­правлении принадлежит педагогам. Поэтому учителю необходимы знания об инфекционных заболеваниях: о возбудителях, причинах распространения, проявле­ниях и методах профилактики. Для профилактики рас­пространения инфекционного заболевания большое значение имеет повседневное общение педагога с уча­щимися. Хорошо зная детей в классе, учитель спосо­бен вовремя обнаружить первые признаки начинающегося заболевания по ряду признаков: изменение по­ведения, настроения, самочувствия ребенка, появле­ние сыпи, изменение цвета кожи и пр. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны. Поэтому знания эпидемиологии, клиники и профилактики инфекционных заболеваний будут полезными для образованного человека, занима­ющегося педагогической деятельностью, пропаганди­рующего здоровье и здоровый образ жизни.

 

Инфекционный процесс

Инфекция в переводе с латинского обозначает за­ражение. К инфекционным заболеваниям относятся те, которые развиваются как ответная реакция орга­низма на внедрение и размножение болезнетворных микроорганизмов. Характерной и отличительной осо­бенностью инфекционной болезни является способ­ность возбудителя распространяться в окружении за­болевшего и вызывать новые случаи заболеваний. По­этому инфекционные болезни называют заразными.

Сущность инфекционного заболевания составляет инфекционный процесс — результат противоборства организма больного и внедрившихся микроорганиз­мов. В ходе развития инфекционного процесса проис­ходят нарушения строения и функции пораженных органов и систем организма, что приводит к расстрой­ствам нормальной жизнедеятельности человека.

Характер развития инфекционного процесса, осо­бенности течения заболевания и исходы болезни оп­ределяют следующие факторы:

1. Болезнетворные свойства (патогенность) возбу­дителя: а) его вирулентность (способность проникать через защитные барьеры организма человека); б) его репродуктивность (способность интенсивно размно­жаться в тканях инфицированного организма); в) его токсигенность (способность выделять бактериальные яды или токсины).

2. Защитный потенциал организма человека или его восприимчивость к инфекционному началу, кото­рый зависит от: а) резистентности или невосприимчи­вости к инфекции в результате врожденного или приобретенного иммунитета; б) реактивности, состояния системы защитных сил организма.

3. Условия среды обитания, определяющие воз­можность взаимодействия макро- и микроорганизма.

Возбудители, которые могут вызвать инфекцион­ный процесс, называются патогенными, а это свойст­во — патогенностью. Степень патогенности конкретно­го возбудителя оценивается как вирулентность, поэтому гово­рят о высокой или слабой вирулентности патогенных микробов. Возбудителями инфекционных заболеваний являются бактерии, вирусы, риккетсии (сыпной тиф), микроскопические грибы, простейшие.

Для обозначения состояния зараженности орга­низма простейшими используется термин «инвазия» (от лат. Invasion — вторжение, нашествие).

Место проникнове­ния инфекционного начала в организм человека называется входными воротами. Ими могут являться:

• кожа,

• слизистые оболочки,

• миндалины.

Чтобы человек заболел, то есть, чтобы возник инфекционный процесс, необ­ходима соответствующая инфекционная доза, разная у разных возбудителей и разная для каждого человека. Например, минимальные дозы для туляремии — 15 живых палочек, сибирской язвы — 6000, дизенте­рии — 500 миллионов микробных клеток.

Инфек­ционный процесс всегда носит специфический харак­тер, то есть зависит от вида возбудителя. Холерный ви­брион может привести только к развитию холеры, ви­рус гриппа вызывает грипп, дизентерийная палочка приводит к возникновению дизентерии, вирус кори — к кори и т. д.

В процессе динамического развития практически любого инфекционного заболевания можно выделить характерные периоды:

1. Инкубационный или латентный (скрытый) пе­риод болезни, который продолжается от момента зара­жения до появления первых признаков заболевания (грипп — от нескольких часов до 3 дней, СПИД — годы).

2. Продромальный период болезни (предвестни­ки). В этот период преобладают общие для всех болезней симптомы: общее недомогание, повышение тем­пературы, головная боль, общая слабость, состояние дискомфорта. В конце продромального периода при некоторых инфекционных заболеваниях появляются специфические симптомы (сыпь при кори или скарла­тине).

3. Клинический период болезни (разгар болезни), когда симптоматика болезни развернута наиболее полно, и специфические признаки болезни проявля­ются наиболее ярко; апогей инфекционного процесса.

4. Исход инфекционного заболевания: а) выздо­ровление, б) летальный исход, в) хроническая форма, г) выздоровление с остаточными явлениями перене­сенного заболевания или с его осложнениями, д) бактерионосительство.

По ост­роте течения инфекционные болезни подразделяются на:

1) острые: грипп, корь, скарлатина, ветряная оспа и др.;

2) хронические: малярия, туберкулез и др.

Мно­гие инфекции имеют острую и хроническую формы: дизентерия, бруцеллез и др. Различают также латент­ное (скрытое) течение, когда возбудитель, размножа­ясь, находится длительное время в организме и не вы­зывает клинических симптомов болезни. Иногда эту форму болезни называют бессимптомной инфекцией.

Бактерионосительство — особая форма взаимоот­ношения между микроорганизмом и человеком. Чаще наблюдается в период после выздоровления от инфек­ции. Характерно, что микроб в организме имеется, а признаков болезни нет. Здоровое бактерионоси­тельство — это когда вообще никаких признаков бо­лезни не развивается, несмотря на внедрение болезне­творного микроорганизма.

Смешанная инфекция — это заражение несколь­кими болезнетворными возбудителями (корь и скарла­тина, дизентерия и брюшной тиф).

Вторичная инфекция — это когда, например, по­сле вирусной инфекции (грипп) развивается воспале­ние легких, вызванное бактериальной флорой.

Очаговая инфекция, например, фурункул, язва сифилитическая, туберкулез могут быть локализованы. Если инфекция распространяется по всему организму, говорят о генерализации процесса (например, от фу­рункула возникает сепсис).

Суперинфекция — повторное заражение тем же возбудителем, когда еще не закончилось заболевание. Например, не выздоровев от гриппа, больной может получить дополнительно «порцию» вирусов от другого источника инфекции. Течение болезни утяжеляется.

Реинфекция — повторное заражение тем же видом микроба, но уже после полного выздоровления от пре­дыдущего заражения. Течение болезни легче, так как имеется иммунитет.

Рецидив — это возврат болезни, обострение при хроническом ее течении.

Ремиссия — период относительного благополучия при хроническом течении заболевания между рециди­вами.

Каждая из форм инфекционного процесса имеет свою клиническую и эпидемиологическую значи­мость. Например, латентная (скрытая) инфекция и здоровое бактерионосительство имеют чрезвычайно важное эпидемиологическое значение, так как в этих случаях больные обычно не обращаются за лечением и длительное время служат активным источником за­ражения для здоровых.

Человека, перенесшего инфекционное заболева­ние, в период выздоровления называют реконвалесцентом.

Причины обострений и рецидивов заболевания:

• нарушение режима или диеты, предписанных вра­чом;

• активизация возбудителя, вызвавшего основное заболевание (реинфекция) вследствие снижения сопротивляемости организма;

• новое заражение другим типом возбудителя дан­ной болезни (суперинфекция) при общении с людь­ми, зараженными данной инфекционной болез­нью;

• наслоение посторонней микробной флоры (вто­ричная инфекция) вследствие нарушения гигиени­ческих требований при уходе за больными;

• недостаточная напряженность сформировавшего­ся иммунитета после ранее перенесенной инфекции.

На течение инфекционного процесса и на выраженность основных проявлений заболевания оказывают влияние формы распространения возбу­дителя в организме:

1. Бактериемия и вирусемия — процесс распрост­ранения возбудителя с током крови по органам и тка­ням, или генерализация инфекции. Этот процесс мо­жет привести к сепсису;

2. Септицемия (сепсис) — наполнение микробами многих органов и тканей (сибирская язва, гноеродные кокки). Для сепсиса характерна одна и та же клиниче­ская картина при разных микробах. Септический ком­понент в течение инфекционного заболевания может значительно отягощать течение и прогноз, например, сальмонеллезной, стафилококковой и менингококковой инфекций.

3. Септикопиемия — это сепсис, приводящий к образованию гнойных очагов в различных органах и тканях.

4. Токсинемия приводит к отравлению организма токсинами, которые вырабатывает возбудитель, ираз­витию симптомов интоксикации. Клинические при­знаки интоксикации обусловлены токсическим пора­жением центральной нервной системы (головная боль, головокружение, тошнота, рвота, судороги, потеря со­знания и пр.), системы дыхания (одышка, удушье, ос­тановка дыхания), кровообращения (тахикардия, брадикардия, повышение или снижение артериального давления, коллапс), выделения (полиурия, анурия, дис­пепсия и др.). Токсический компонент определяет тя­жесть течения столбняка, ботулизма, гриппа, дифте­рии и др. инфекционных заболеваний.

Макроорганизм обладает целой серией защитных механизмов против воздействия вредных агентов, ко­торые объединяются общим термином — реактив­ность и как ее следствие — резистентность, т.е. ус­тойчивость.

Резистентность оказывает решающее значение в возникновении, течении и исходе инфекционного заболевания. Резистентность снижается от голодания, недостатка витаминов, физического и умственного пе­реутомления, охлаждения и т.д., а повышается в ре­зультате устранения вредных факторов труда, организации отдыха и быта, укрепление наследственного и приобретен­ного иммунитета.

Таким образом, возникновение инфекционного процесса и формы его течения в каждом конкретном случае определяются результатом противоборства между патогенным возбудителем и человеческим ор­ганизмом. Исходами этого противоборства могут быть:

а) гибель возбудителя,

б) возникновение инфекцион­ного процесса (болезнь);

в) взаимная адаптация («здо­ровое бактерионосительство»).

 

Эпидемический процесс

Эпидемический процесс — это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприим­чивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена:

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные).

2. Факторы передачи возбудителя.

3. Восприимчивый организм, то есть человек, кото­рый не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые пора­жают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos — человек, noses — болезнь). Напри­мер, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентери­ей, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoos — животные), при которых источни­ком инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных ин­фекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух — грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главнымфактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих — возможным фактором передачи возбудителя (чума, ту­ляремия).

2. Вода — брюшной тиф, дизентерия, холера, туля­ремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.

3. Почва анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глис­ты и др.

4. Пищевые продукты — все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители диф­терии, скарлатины, туляремии, чумы и др.

5. Предметы труда и обихода, зараженные боль­ным животным или человеком, могут служить факто­ром передачи заразного начала здоровым людям.

6. Членистоногие — часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи пере­дают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи — чуму и крысиный сып­ной тиф; мухи — кишечные инфекции и глисты; кома­ры — малярию; клещи — энцефалиты; мошки — туля­ремию; москиты — лейшманиоз и т. д.

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жид­кость) — СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфек­ции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распростране­ния, обширностью территории эпидемии и массовос­тью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Воз­никают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие замет­ного распространения среди населения. Свойство ин­фекционной болезни к распространению в окруже­нии заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия — групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях по­стоянного и тесного общения людей. Заболевание раз­вивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более чело­век (вспышка эпидемического паротита в группе дет­ского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распрост­ранение инфекционного заболевания, которое проис­ходит из ряда групповых вспышек и охватывает цели­ком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (ки­шечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболев­ших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпиде­мической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных госу­дарств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

 

Природная очаговость инфекционных заболева­ний — распространение болезни в пределах определен­ных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистриру­ется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, — это зоонозные инфекции, ко­торые распространяются в соответствующих террито­риальных очагах среди животных с помощью насеко­мых, переносящих возбудителя инфекции.

Учение о природной очаговости инфекционных заболеваний было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н.Павловским. Природные очаги инфекционных за­болеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни — природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, кле­щевой энцефалит, чума, туляремия и др.).

Можно на­звать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факто­ры, благоприятствующие распространению данных за­болеваний: наличие животных — источников инфек­ции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан.

Человек не яв­ляется фактором, который может поддерживать суще­ствование очага природной инфекции, так как подоб­ные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геоло­горазведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явле­ния природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым — академику Е.Н.Павловскому и академику А.А.Смородинцеву.

 

Эпидемический очаг. Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, вклю­чать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители — источники заражения окружающих людей.

2. Контактировавшие с больными лица («контакт­ные»), которые в случае возникновения уних заболева­ния становятся источником распространения инфекции.

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повы­шенного риска распространения инфекции — «декре­тированная группа населения» (работники предприя­тий общественного питания, водоснабжения, меди­цинские работники, педагоги и пр.).

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного оби­хода, способствующие передаче заразного начала вос­приимчивым людям.

5. Факторы окружающей среды, особенно в заго­родных условиях, которые могут способствовать рас­пространению инфекции (источники водопользования и продовольственного обеспечения, наличие грызунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот).

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителя­ми, как восприимчивый к инфекции контингент, не за­страхованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического оча­га отражают три основных звена эпидемического про­цесса:

 

источник инфекции ▬► пути передачи (меха­низм заражения) ▬►

▬► восприимчивый контингент.

На все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидеми­ческие мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффек­тивно решить две взаимосвязанные задачи:

1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «рас­ползания» границ очага;

2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массо­вого заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного орга­низма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки боль­ного человека при дыхании, при разговоре, но особен­но интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на не­сколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемичес­кий паротит, скарлатина и др.

Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с по­токами воздуха способны распространяться на значи­тельные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.).

При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыха­тельных путей (через респираторный тракт) распрост­раняясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отлича­ется тем, что при этом возбудители инфекции, выделя­ясь из организма больного человека или бактерионо­сителя с его кишечным содержимым, попадают в окру­жающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, пред­метов обихода возбудитель проникает в организм здо­рового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в та­ких случаях служит инфицированная кровь, различ­ными путями проникающая в кровяное русло здорово­го человека. Заражение может произойти при перели­вании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразо­вого пользования, внутриутробным путем от беремен­ной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, си­филис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся че­рез укусы кровососущих насекомых (малярия, клеще­вой энцефалит, клещевой боррелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуще­ствляться как путем прямого, так и путем опосредо­ванного (непрямого) контакта — через инфицирован­ные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся поло­вым путем — БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например, детские ин­фекции (коклюш).

 

Инфекционные болезни

ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Корь — острая вирусная инфекция. Возбудителем этого заболевания является вирус rubеоlа. Чаще боле­ют дети в возрасте от 2 до 8 лет. Распространяется ин­фекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 7 до 17 дней, чаще 10-12 дней. Первые признаки заболевания: по­вышение температуры, явления общей интоксикации, катар верхних дыхательных путей (кашель, насморк), конъюнктивит, светобоязнь, пятнисто-папулезная сыпь по всему телу. За 1-2 дня до высыпания на слизи­стой оболочке щек, губ и десен появляются мелкие бе­лесоватые папулы. Высыпания на коже характеризу­ются этапностью: вначале сыпь обнаруживается на ли­це, шее, верхней части груди, затем на туловище и на конечностях. После угасания сыпь оставляет пятнистую пигментацию и мелкое отрубевидное шелушение. Болезнь длится от 6 до 12 дней. В период реконвалестенции отмечаются явления астении, снижение сопро­тивляемости. Больной человек заразен для окружаю­щих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения. Возможные осложнения: ларингит, который может со­провождаться стенозом гортани (ложным крупом), пневмония, связанная с вторичной бактериальной ин­фекцией, стоматит, блефарит, отит, реже коревой эн­цефалит. Исходы болезни: выздоровление, в редких случаях смерть от коревого энцефалита. Повторное за­болевание маловероятно.

Профилактика. Активная иммунизация всех детей. Применяется живая вакцина. При контакте с больным корью ранее непривитым детям вводят для профилактики гамма-глобулин. Больной корью изолируется не менее чем до 5-го дня с момента высыпания. Дети, бив­шие в контакте с больным и ранее не получавшие ак­тивной иммунизации, подлежат разобщению с 8-го до 17-го дня, а пассивно иммунизированные гамма-глобу­лином — до 21-го дня с момента предполагаемого зара­жения. Дезинфекция не проводится.

Краснуха — острая вирусная инфекция. Чаще бо­леют дети в возрасте от 2 до 15 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 10 до 28 дней, чаще 14-21 день. Первые признаки заболева­ния: припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Катаральные явления верхних дыхательных путей (кашель, насморк) выражены сла­бо. Повышение температуры и явления общей инток­сикации — незначительны. На коже всего тела появ­ляется бледно-красная экзантема, элементы которой не имеют склонности к слиянию и не оставляют пиг­ментации.

Болезнь длится от 1 до 4 дней. Больной человек за­разен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения. Осложнения (при заражении после рождения) очень редки (артропатии и энцефа­литы). При внутриутробном заражении эмбрион поги­бает или у него развивается хроническая краснушная инфекция с поражением различных органов и форми­рованием внутриутробных пороков развития (микро­цефалия, гидроцефалия, глухота, катаракта, глаукома, пороки сердца, нарушения развития скелета и т. д.). При внутриутробном заражении после окончания ор­ганогенеза развиваются фенопатии (анемия, тромбопеническая пурпура, гепатит, поражение костей и др.). Прогноз благоприятный. Повторное заболева­ние маловероятно.

Профилактика. Изоляция больного до 5-го дня за­болевания малоэффективна, так как у большинства реконвалесцентов выделение вируса может продол­жаться дольше. Необходимо оберегать беременных женщин, не болевших краснухой, от общения с боль­ными на срок не менее 3 недель. В случае контакта бе­ременной женщины с больным краснухой с целью профилактики рекомендуется ввести гамма-глобулин. При заболевании женщины краснухой в первые 3 ме­сяца беременности показано прерывание беременнос­ти. Дезинфекция не проводится.

Скарлатина — острая воздушно-капельная инфек­ция. Возбудитель — бета-гемолитический токсигенный стрептококк группы А. Продуцируемый им экзо­токсин вызывает симптомы общей интоксикации. Стрептококк, при определенных условиях, может вы­звать септический компонент, проявляющийся гной­ными осложнениями (лимфаденит, сепсис, отит). В развитии патологического процесса большую роль играют аллергические механизмы. Чаще болеют дети в возрасте от 1 года до 9 лет.

Клиника. Инкубационный период продолжается обычно 2-7 дней. Заболевание начинается остро. По­вышается температура, появляются симптомы общей интоксикации (головная боль, возбуждение, бред, за­темнение сознания), боль при глотании. Типичный и постоянный симптом — ангина, характеризуется яр­кой гиперемией мягкого неба, увеличением миндалин, нередко покрытых налетом. Верхнешейные лимфоуз­лы увеличены и болезненны. Частый симптом — рво­та, иногда неоднократная. В 1-ый, реже на 2-ой день на коже всего тела появляется ярко-розовая или красная мелкоточечная сыпь. Носогубный треугольник остается белым. Сыпь держится от 2 до 5 дней, а затем блед­неет. На 2-ой неделе болезни появляется шелушение кожи — пластинчатое на дистальных частях конечнос­тей, мелко- и крупно-отрубевидное — на туловище. Язык вначале обложен, со 2-го — 3-го дня очищается и к 4-му дню принимает характерный вид: ярко-крас­ная окраска, резко выступающие сосочки («малино­вый язык»). При легкой форме скарлатины (наиболее распространенной в настоящее время) интоксикация выражена слабо, лихорадка и все остальные симптомы болезни исчезают к 4-5-му дню.

Осложнения: наиболее частые — на почки (гломерулонефрит на 3-ей неделе) и на сердце (миокардит), реже — другие (лимфаденит, аденофлегмона, отит, ма­стоидит, пневмония и др.). Возможны рецидивы скар­латины. После перенесенной скарлатины сохраняет­ся, как правило, пожизненный иммунитет. Однако в последнее время частота повторных заболеваний скарлатиной увеличилась. Прогноз благоприятный.

Профилактика. Больного изолируют в домашних условиях или госпитализируют (по показаниям). В дет­ское учреждение реконвалесцента допускают на 23-й день с момента заболевания. Бывшие в контакте с больными дети, ранее не болевшие скарлатиной, до­пускаются в дошкольное учреждение и в первые два класса школы после 7-дневной изоляции на дому. В квартире, где содержится больной, проводится регу­лярная текущая дезинфекция; при этих условиях за­ключительная дезинфекция не проводится.

Ветряная оспа (ветрянка) — острая воздушно-ка­пельная инфекция. Возбудитель — вирус varicella, не­устойчивый во внешней среде. От больного к здорово­му инфекция передается с выделениями из носоглотки и пораженных участков кожи заболевшего. Чаще бо­леют дети в возрасте от 2 до 8 лет.

Клиника. Скрытый период длится от 10 до 21 дня, обычно 14-16 дней. Больной заразен для окружаю­щих за день до появления сыпи до подсыхания коро­чек. Заболевание начинается с небольшого повыше­ния температуры и появления на коже всего тела ха­рактерных высыпаний: красная точечка, бугорок, пузырек, корочка. Сыпь вследствие неодновременного созревания ее элементов характеризуется поли­морфизмом. Болезнь длится от 9 до 14 дней. Вредные последствия болезни проявляются редко (абсцессы, флегмоны, пневмонии, нефриты). При несоблюде­нии правил антисептики на участках пораженной ко­жи возможно присоединение вторичной бактериаль­ной инфекции. Повторное заболевание возможно, но редко.

Лечение. Гигиеническое содержание больного, предупреждение вторичной бактериальной инфек­ции. Элементы сыпи смазывают 1-2% раствором перманганата калия; 1% раствором бриллиантового зеленого.

Профилактика. Больной подлежит изоляции в до­машних условиях на 9 дней с момента появления сыпи. Дезинфекция не проводится. Для детей в возрасте до 3 лет, бывших в контакте с больными ветряной оспой и не болевших ею ранее, применяется разобщение с 11-го до 21-го дня с момента контакта.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь с воз­душно-капельным путем передачи. Возбудитель болез­ни — дифтерийная палочка, устойчивая во внешней среде. Чаще болеют дети от 1 до 14 лет.

Клиника. Латентный период от 2 до 10 дней. В зави­симости от локализации процесса различают дифте­рию зева, носа, гортани, глаз и др.

Дифтерия зева. При локализованной форме образу­ются пленчатые налеты на миндалинах. Боль при гло­тании выражена умеренно, температура повышена не­значительно, региональные лимфоузлы увеличены не­значительно, общая интоксикация не выражена. При распространенной форме дифтерии зева налеты переходят на слизистую оболочку небных дужек и язычка. Интоксикация выражена, температура тела высокая. Токсическая форма дифтерии зева характе­ризуется резким увеличением миндалин, значитель­ным отеком слизистой оболочки зева и образованием толстых грязно-белых налетов, переходящих на мяг­кое и даже твердое небо. Региональные лимфатичес­кие узлы значительно увеличены, окружающая их подкожная клетчатка отечна. При токсической дифтерии 1-ой степени отек распространяется до середины шеи, при 2-ой степени — до ключицы, при 3-ей степе­ни — ниже ключицы. Общее состояние больного рез­ко нарушено. Отмечаются высокая температура тела, общая слабость, отсутствие аппетита, иногда рвота и боли в животе. Выраженные расстройства сердечно-­сосудистой системы являются причиной летального исхода при данной форме дифтерии.

Дифтерия гортани (дифтерийный круп) характе­ризуется крупозным воспалением слизистой оболочки гортани и трахеи. В первой катаральной (дисфонической) стадии, продолжающейся 1-2 дня, наблюдаются умеренное повышение температуры тела, нарастаю­щая осиплость голоса, кашель, вначале «лающий», за­тем теряющий свою звучность. Во второй (стенотической) стадии нарастают симптомы стеноза верхних дыхательных путей: шумное дыхание, напряжение вспомогательной дыхательной мускулатуры и др. Тре­тья (асфиксическая) стадия проявляется выражен­ным расстройством газообмена — цианозом, выпаде­нием пульса, потливостью, беспокойством. Если свое­временно не оказывают врачебную помощь, больной умирает от асфиксии.

Дифтерия носа, конъюнктивы глаз, наружных поло­вых органов в настоящее время почти не наблюдается.

Осложнения. В раннем периоде болезни могут раз­виться симптомы нарастающей сосудистой и сердеч­ной слабости. Миокардит выявляется чаще на 2-ой не­деле болезни. Миокардит — одна из основных причин смерти при дифтерии. Моно- и полирадикулоневриты проявляются вялыми периферическими парезами и параличами мягкого неба, мышц конечностей, шеи, туловища. Опасность для жизни представляют парезы и параличи гортанных, дыхательных межреберных мышц, диафрагмы, и поражение проводящей системы сердца. Могут возникнуть осложнения, обусловлен­ные вторичной бактериальной инфекцией (пневмо­ния, отит).

Основной метод специфической терапии — воз­можно наиболее раннее внутримышечное введение противодифтерийной сыворотки. При тяжелом стен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.114 с.)