Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек как биосоциальное творение, проблемы его гармонизации и смысла жизни
Учёные различных специализаций давно пришли к выводу, что в человеке биологическое и социальное тесно взаимосвязано. Рождающиеся дети репродуцируют, как правило, внешние черты, свойства и качества своих родителей – цвет кожи и волос, глаз, высоту и тембр голоса, другие антропологические особенности, сложившиеся под влиянием природной среды, а также в результате родовой, племенной и национальной замкнутости, общности происхождения. Наследственность детерминирует здоровье, среднюю продолжительность жизни, психологические особенности, некоторые задатки и способности. Умственное развитие людей зависит в основном не от объёма и веса мозга, не от количества нейронов. По мнению физиологов, используется лишь одна десятая возможностей мозга. Решающее значение приобретают складывающиеся взаимоотношения между ними. Они вынуждены включаться в устоявшуюся жизнедеятельность, подчиняться кем-то принятым законам и нормам морали, соблюдать традиции, сами творить. Их целенаправленные действия преобразовывают среду и самих себя. Воспитание осуществляется в семье, детских и образовательных учреждениях, на работе, культурными ценностями. Не в меньшей мере оно определяется самосознанием и волей. Приобретаются привнесённые внутренние качества и свойства, которые автономны от внешних и зачастую являются антиномичными: трудолюбие или лень, опрятность или неряшливость, целеустремлённость, активность или пассивность, уравновешенность, сдержанность или вспыльчивость, молчаливость или словоохотливость, доброжелательность или озлобление, храбрость или трусость, честность, принципиальность или подлость, бережливость или расточительство и т. д. Они либо развиваются, либо регрессируют. Человек – продукт родителей и общества, собственной целеустремлённости, разнообразных отношений, т. е. многогранный. Как выразился К. Гельвеций, он есть некая модель, выставленная художниками на обозрение, каждый из которых видел лишь некоторые её стороны, но никто из них не охватил её всесторонне. И ни одна наука в отдельности не в состоянии представить его во всей целостности. Философы выделяют и характеризуют три его неидентичные разновидности. Индивид – это отдельно взятый человек, первейший элемент малой или большой группы. У кого недостатков меньше, тот и лучше. Индивидуальностью он становится по мере проявления, вызревания его самобытных, неповторимых черт, свойств и качеств, выделяющих его из массы, а личностью – ума, таланта, высоких идеалов (целей, стремлений, прообразов совершенства), активности, воли, моральных убеждений и т. д. К. Маркс подчеркнул, что «сущность «особой личности» составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество…» (т. 1, с. 242). В ней диалектически сочетаются общее (типичное), особенное (национальное, социально-классовое, культурное) и отдельное (единичное, уникальное). Чем больше ярких, нравственных индивидуальностей и личностей, тем богаче общество.
Огромный вклад в развитие естествознания внесли Галилей, Ньютон, Ломоносов, Менделеев, Павлов, Тимирязев, Эйнштейн, Бор, Ландау, Курчатов, Келдыш, Королёв и другие учёные; обществознания – Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин; литературы – Данте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Гейне, Гёте, Бальзак, Дюма, Достоевский, Толстой, Горький, Островский, Шолохов, Симонов; музыки − Верди, Моцарт, Бетховен, Бах, Шопен, Чайковский, Мусоргский, Шостакович и т. д. Всех имён не перечислишь. Они освещали путь и рассеивали потёмки. Эпохальную роль сыграли Чингисхан, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, Наполеон, Гарибальди, Бисмарк, Линкольн, Ленин, Сталин, Гитлер, Брежнев, а также разрушители СССР Горбачёв и Ельцин. Но, как правильно заметил Гегель, выдающиеся и исторические личности становятся бессильными, если их не поддерживает народная стихия. Ещё в «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что призвание, назначение, задача всякого человека состоит в том, чтобы «всесторонне развивать все свои способности» (т. 3, с. 282). Но это лишь тогда перестанет представляться как идеал, когда «воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов…» (т. 3, с. 282). Только в коллективе он получает для этого средства и возможна его «личная свобода» (т. 3, с. 75). В одной из семи «Экономических рукописей» К. Маркс к важнейшему слагаемому богатства отнёс абсолютное выявление дарований личности, которая воспроизводит себя не в какой-либо одной определённости, а во всей своей целостности, не «стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в … движении становления» (т. 46, ч. I, с. 476). В «Капитале» он уточнил, что для всесторонне развитой личности «различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» (т. 23, с. 499).
Изменение как объективных условий, так и самих людей, выработка у них новых качеств и представлений, способов общения и потребностей происходит, по Марксу, в процессе производства (см. т. 46. ч. I, с. 483-484). Ф. Энгельс предвидел, что оно «будет нуждаться в совершенно новых людях и создаст их» (т. 4, с. 335). В бесклассовом обществе, по мнению этих мыслителей, свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех (см. т. 4, с. 447). Умные, дальновидные и ответственные правители обязаны способствовать всестороннему развитию граждан. Но в классово антагонистических обществах трудящиеся лишены возможности организовывать полнокровную жизнедеятельность, развивать свои потенции. Современное производство, сплочённость и боевитость рабочих заставляют капиталистов периодически выделять деньги для повышения уровня их жизни, образования и профессиональной квалификации, но при этом дают им преимущественно технические знания. Пропагандируется потребительство и безыдейность, воздвигаются преграды для социально-политической деятельности. В. И. Ленин подтверждал цель всестороннего развития всех людей (см. т. 6, с. 232; т. 41, с. 33). Он учил: «...Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, тем больше надо поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости … десятки миллионов» (т. 42, с. 140). И Советское государство создавало благоприятные объективные и субъективные условия для раскрытия их способностей и талантов, для гармоничного развития, для напряжённой идеологической работы, обеспечивающей единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся. Успешно решались задачи: развития теории строительства нового общества, обобщения практики, повышения сознательности, превращения труда из мучительной, подневольной обязанности в первую жизненную потребность, преодоления недостатков, физического и нравственного самосовершенствования. Рабочие и колхозники, интеллигенция не только овладевали профессиональным мастерством, но и повышали свою образованность и культуру, преодолевали индивидуализм и эгоизм, соревновались между собой, соединяли в себе идейную убеждённость и огромную энергию. Им прививались такие качества и черты характера, как трудолюбие, коллективизм, гуманизм, доброта, отзывчивость, взаимовыручка, скромность, честность, совесть, интернациональное самосознание. Одобрялись и поощрялись самопожертвование ради торжества справедливости, помощь оказавшимся в беде и подвергшимся нападению – будь то спасение экипажа тонущего в открытом море судна, восстановление разрушенного землетрясением Ташкента или содействие национально-освободительной войне в Индокитае. Культурный и моральный облик советских людей снискал всеобщее уважение на мировой арене.
Бесспорно, такое бесценное богатство накапливалось, но это не означало, что все граждане СССР были всесторонне развитыми личностями и соответствовали предъявляемым требованием, эталонным показателям. Допускались всевозможные отклонения. Процесс взращивания образцовых тружеников так же является непрерывным и сложным, как и сама жизнь. К сожалению, в Российской Федерации воспитанию стали уделять меньше внимания. Снижение сознательности, культурности и нравственности, рецидивы мещанской психологии сдерживают продвижение к вершинам общественного прогресса. Драгоценная человеческая жизнь скоротечная и кратковременная. И нужно поступать так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Это изречение литературного героя Павла Корчагина точно выражает стержневой вариант понимания смысла жизни и деятельности. Множество здравомыслящих, осознавая неизбежность смерти, стремится успеть сделать побольше полезного и благородного – правильно выбрать профессию, т. е. в соответствии со своими влечениями, запросами и психофизиологическими особенностями, раскрывать и развивать все свои задатки и способности, достичь наивысшей квалификации и достатка, честно трудиться и производить материальные и культурные ценности, сохранять здоровье, руководствоваться моралью и достойно вести себя, бороться за истину и справедливость, за лучшее будущее, не поступаться совестью, вырастить и воспитать потомство и т. д. Нередко ради успехов, добрых дел на общее благо они жертвуют частицей здоровья, сна, свободным от работы временем, наслаждениями, а иногда и самой жизнью. Даже на склоне лет они продолжают плодотворно трудиться. Личные интересы они не отделяют от общественных. За эти заслуги им вручают ведомственные и правительственные награды, прославляют в печати, оказывают им иные почести. Их бессмертие – в их подвигах и достижениях, в памяти поколений. Другие не задумываются над своим предназначением, живут потому, что их произвели на свет. Они не ставят перед собой отдалённых и социально значимых целей, пытаются как-то удовлетворять семейные потребности, безропотно плывут по волнам нелёгкой жизни. Разбогатевшие предприниматели, спекулянты, аферисты и т. д. чаще всего не саморазвиваются, растрачивают свои силы и энергию не на творчество, а на максимальное исполнение своих низменных желаний, на испытание страстей и удовольствий. Спонсировать культурные мероприятия они не собираются.
Никчёмными выглядят разочаровавшиеся, безвольные, ленивые, тунеядцы, бомжи и т. п. Ещё В. Шекспир поставил вопрос: «Что человек, когда он занят только сном и едой?». И сам же на него и ответил: «Животное, не больше». Такие люди бесполезны, тормозят прогресс. Осознав абсурдность, бессмысленность своего существования, многие из них решаются на самоубийство. Прав И. В. Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы кто каждый день за них идёт на бой!». Обесценивается бытие немощных стариков. Религия осуждает добровольный уход из жизни, запрещает даже хоронить самоубийц на своих кладбищах. Экзистенциалисты соизмеряют подобный акт с подлинно свободным выбором, сделанным согласно внутренним убеждениям. Вопрос «Должно ли общество охранять жизнь индивида вопреки его мнению?» вызвал дискуссию. На него нет однозначного ответа. Неординарное решение принимается зачастую не от безысходности, а под воздействием страстей, нахлынувших эмоций. Если своевременно заметить подавленное настроение и доброжелательно поговорить с отчаявшимся человеком, помочь ему, то можно переубедить его, предотвратить трагедию. Но если неизлечимо больной или парализованный желает избавиться от невыносимых страданий, освободить родственников от обременительного ухода за ним, то вряд ли оправданно отказывать ему в этом. Эвтаназия (безболезненная кончина) не должна запрещаться законом. Каждый имеет право как на жизнь, так и на приближение смерти (конечно, в исключительных случаях). Жизненная позиция, энергичность или пассивность зависит от многих факторов, в т. ч. и от темперамента, характера, самосознания и самовыражения индивидуальности, степени её устремлённости и мечтательности, упорства. Какое счастье она себе выкует, таким оно и будет. Личность характеризуется не только трудолюбием и порядочностью, но и творческим подходом ко всяким начинаниям, умением отличать подлинные ценности от ложных. Относится это и к свободе выбора дороги, а также целей, альтернатив и возможностей их реализации. Это предполагает риск, возлагает на каждого социальные и моральные обязательства, личную ответственность, ибо приводит как к положительным результатам, так и отрицательным. Спрос растёт на могучие (одарённые и всесторонне развитые, творческие) и инициативные личности.
§ 3. Семья – ячейка общества, её функции Взаимоотношения между мужчинами (мускулами) и женщинами (нервами) упорядочивались по мере запрещения близкородственных, кровосмесительных связей и становления моногамной семьи (устойчивого сожительства супругов). Жизнедеятельность людей подразделилась на два основных вида – производственную и семейно-бытовую. В «Немецкой идеологии…» К. Маркс и Ф. Энгельс отметили, что для жизни нужны «пища и питьё, жилище, одежда и ещё кое-что… Первый исторический акт, это – производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей.., самой… жизни» (т. 3, с. 26). В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс развил эту мысль, уточнил вторую составляющую: производство самого человека, продолжение рода, обозначил взаимосвязь развития производительности труда и семьи (см. т. 21, с. 25-26).
Мужчины и женщины разделены природой и составляют противоположные, но взаимодополняющие пола. Это обстоятельство и репродуцирует их естественное и поэтому непреходящее стремление к сближению. Проявляться оно начинает тогда, когда созревают половые органы, будоражащие кровь и чувства. В любом субъекте, выступающем одновременно и как объект отражения, сперва бросаются в глаза чисто внешние данные, степень симметрии форм. Когда они полностью или частично соответствуют усвоенным канонам красоты, воображаемому идеалу, то они расцениваются как привлекательные. Появляется желание познакомиться с понравившимся субъектом, встречаться с ним, ласкать его, вызвать ответное влечение. Ф. Энгельс констатировал, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. ещё в древности побуждали к половой связи (см. т. 21, с. 79). Частые встречи усиливают это страстное, иногда непоборимое стремление, в первую очередь у молодых людей. И если обнаруживается близость или совпадение физиологии, темперамента, обеспечивающие сексуальное удовлетворение. а также характера, психологии, культуры (меры овладения накопленными знаниями, достижениями литературы и искусства, опытом и т. д.), то возникшая привязанность, чувство любви к партнёру(ше) крепнет, становится глубоким и относительно устойчивым. К. Маркс в «Философском манифесте исторической школы права» указывал, что половое влечение облагораживают законы, «нравственная красота, которая придаёт велению природы идеальный характер момента духовного единения …» (т. 1, с. 89). В. И. Ленин также полагал, что «в половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесённое культурой, будь оно возвышенно или низко».[5] Можно привести немало примеров, когда общность взглядов, целей, интересов, увлечений постепенно перерастает в интимные отношения. В большей мере это присуще высокоразвитым в мировоззренческом плане личностям. Но независимо от того, какие мотивы первичные, а какие вторичные, в каком соотношении они взаимодействуют, финальная суть заключается в налаживании интимной жизни. Крупные города, сконцентрировавшие большие массы разнообразных по развитию и национально-этнической колоритности людей, предоставляют наилучшую среду для самостоятельного и свободного выбора невесты или жениха оптимального соответствия. Но громадная вариация избирательности и затрудняет выбор, принятие решения. Многие не могут соизмерить желания и свои возможности, отличить увлечение, страсть от настоящей любви. Вследствие этого либо меняются партнёры, либо надолго затягиваются поиски, что ещё более уменьшает шансы найти искомое или наиболее приемлемое. Миграционная подвижность молодёжи нарушает связь с прежними товарищами и знакомыми, освобождает от контроля родителей и родственников, меняет микросреду. В отличие от деревни, где трудно скрыть от общественности свои поступки, в городе легче сохранить анонимность жизнедеятельности. Регулирующее воздействие общественного мнения здесь ослабляется. Возрастает роль самоконтроля, личной ответственности, с которой не все справляются из-за разрыва между физиологической и половой зрелостью и умственным и нравственным развитием. Об этом красноречиво говорит динамичный рост добрачных половых отношений, внебрачных рождений, поспешных браков. В связи с этим нелишне напомнить положение Л. Фейербаха: «Единственное не противоречащее существу любви ограничение есть самоограничение любви разумом, интеллектом. Любовь, отвергающая суровый закон разума, есть любовь ложная в теоретическом и гибельная в практическом отношении». [6] Если между той или иной парой устанавливаются регулятивные и достаточно устойчивые психологические, культурологические, половые и социально-экономические взаимоотношения, то фактически она заключила брачный союз, т. е. стала супружеской. Общепринятые нормы морали требуют общественного признания таких взаимоотношений, которое фиксируется посредством либо гражданского бракосочетания в соответствующих государственных учреждениях, либо религиозного обряда (разумеется, там, где церковь занимает выгодные для неё позиции). К. Маркс подчеркнул: «если бы брак не был основной семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как... дружба» (т. 1, с. 162). Многовековая практика показывает, что браки могут быть трёх разновидностей: официально зарегистрированные в той или иной форме и функционирующие (они составляют подавляющее большинство); реально существующие, но юридически не оформленные и не «освещённые» церковью (так называемые гражданские, ознакомительные); фиктивные и распавшиеся, когда «законные супруги» совместно не живут (представляют собой исключение, отдельные случаи). При капитализме брак нередко заключается по расчёту. Семейные взаимоотношения основываются на господстве мужа и бесправии жены. Но во всех достаточно развитых государствах, особенно в тех, в которых значительно уменьшена безработица, проституция, сглажены классовые противоположности, преодолена расовая и национальная отчуждённость, действует демократическое законодательство, браки зиждутся преимущественно на свободной любви. Воспетая деятелями литературы и искусства и возвеличенная до уровня фетиша, любовь стала мотивом, своеобразным регулятором поведения. Она прекрасна и сильна, если взаимна. Но она бывает безответной, ранящей и жестокой. В романе Стендаля (Анри-Мари Бейля) «Красное и чёрное» приведены такие строки: Любовь – амор по-латыни, От любви бывает мор, Море слёз, тоски пустыня, Мрак, морока и позор. Свои суждения о ней высказывали известные философы и специалисты других областей знания, но этот термин остаётся недостаточно объяснённым. Невозможно дать универсальное, всеобъемлющее определение любви, которое охватывало бы все грани этого сложного и сугубо субъективистского чувства. Молодые люди имеют разные эстетические вкусы и его зарождение трудно объяснить. Оно всегда индивидуально. Пословица гласит: «Полюбится сатана лучше ясного сокола». Но вполне доступно выявление сущности любви. С. И. Ожегов под любовью понимал самоотверженную, сердечную привязанность; склонность, пристрастие к чему-нибудь. Исходя из этого, выделяется любовь к Родине, детям, родителям, мужчине или женщине, к искусству, пище и т. д. И каждая из этих разновидностей имеет общественную значимость. При этом любовь, прежде всего межполовая, не может быть раз и навсегда данной, вечной. Даже прихоть воображения и сердца, самое сильное влечение, необузданные страсти преходящи. С возрастом неизбежно претерпевают метаморфозу как внешние, ранее обожаемые качества и свойства (чаще всего в худшем направлении – все стареют, могут полнеть и т. д.), так и внутренние (здесь возможны самые различные повороты), а также сами запросы. Существенное изменение объективного состояния супругов ведёт к переоценке ценностей, ослаблению страсти, к нарушению соотношения и даже баланса притягательных и отталкивающих черт, признаков, сил. Поэтому любовь, как огонь, без пищи гаснет, нуждается в обоюдных организационных, волевых усилиях по её поддержанию. Стабилизирующими, компенсирующими её факторами являются дети, развитое чувство ответственности, долга перед ними, взаимоуважение, взаимопонимание, сопереживание, психологическая совместимость, тактичность в обращении, нормальные условия жизнедеятельности, умение хозяйствовать и т. д. Тогда половая любовь дополняется платонической, дружбой, привязанностью и неразлучные супруги доживают до серебряной и даже золотой свадьбы. Супруги образуют первооснову, ядро семьи, которая в дальнейшем способна разрастаться (появляются дети, родственники). Встречаются многообразные комбинации, т. е. семьи бывают полные (муж, жена и дети) и неполные (мать и дети или отец и дети), сложные или многопоколенные, неразделённые (родители и их замужние дочери и женатые сыновья, родители супругов, внуки и внучки и т. д.) и простые или нуклеарные (отдельно живущие либо одни супруги, либо со своими незамужними дочерьми и неженатыми сыновьями), большие и малые. В отдельных случаях семья основывается не на браке, а на родстве. Следовательно, семья – это совместно проживающая группа людей, объединённых браком и кровным родством в различных вариантах сочетания, а также общим бюджетом и хозяйством. Близкая трактовка излагалась рядом исследователей,[7] а также применялась при проведении переписей населения. Содержание и формы семейных отношений изменялись в соответствии со сменой общественно-экономических формаций, но всегда сохранялись три важнейшие функции семьи – репродуктивная, созидательная (трудовая, экономическая, культурно-бытовая) и воспитательная. Население является основой и субъектом всего процесса производства. Его количество и качество определяют наращивание валового общественного продукта, армии, всевозможные достижения, мощь государства, его вес в мире. И многие правительства, исламская религия проводят в жизнь комплекс мер, направленных на обеспечение его расширенного воспроизводства. Вызвано это было как потребностью пополнения людских ресурсов, потерянных в ходе навязанных войн, и удовлетворения запросов быстро растущих отраслей индустрии, научного знания, образования, культуры и т. д. в соответствующих кадрах, так и политической и экономической стратегией, традициями. В СССР активная социально-демографическая политика выражалась и в улучшении здравоохранения, укреплении здоровья и увеличении продолжительности жизни, и в поощрении рождаемости. Многоплановость такого стимулирования состояла из введения налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан (только в 1990 г. приняли закон о его поэтапной отмене); оказания систематической материальной помощи матерям, не состоявшим в браке, и семьям, имевшим 4 и более детей; формирования общественного мнения, поддерживавшего многодетность (матерям, родившим и воспитавшим 10 детей, присваивалось почётное звание героини, а те, которые имели 5-9 детей, награждались орденом «Материнская слава», раньше уходили на пенсию); принятия законодательства, стоявшего на страже семьи, охраны труда и здоровья женщин, создавшего правовую основу, условия, позволявшие сочетать труд с материнством. После распада семьи один из бывших супругов (чаще всего это жена) получал алименты, т. е. деньги на содержание детей. Тема любви и семейных отношений была одной из ведущих в художественной литературе и кино, в телевизионных передачах. По вопросам гигиены брака, демографии издавались специальные книги. Врачи и медицинские сёстры бесплатно консультировали будущих матерей, проводили профилактические осмотры, лечили детей всех возрастов. Беременных и кормящих матерей запрещалось привлекать к ночной и сверхурочной работе, посылать в командировки без их согласия. Оплачивались больничные листы по уходу за ребёнком. Увеличивались ассигнования на помощь семьям. Динамично развивалась сложившаяся система дошкольных, внешкольных и оздоровительных учреждений в городах и деревнях. Их посещали десятки миллионов детей. Финансировались они в основном из общественных фондов потребления. Бесплатно или с частичной оплатой миллионам детей выдавались путёвки в санатории, дома отдыха, в летние пионерские лагеря, на экскурсионно-туристические базы. Это не только дополняло бюджет семей, повышало их функции, но и способствовало выравниванию стартовых возможностей детей независимо от социально-классовой принадлежности их родителей, оптимальному сочетанию семейных и профессиональных ролей супругов. Одинокие матери, низкооплачиваемые родители вообще освобождались от оплаты. Малообеспеченные и неполные семьи, а также проживавшие в отдалённых местах имели возможность обучать детей в школах-интернатах бесплатно или за малую плату. Число детей учитывалось при распределении квартир. Всё это позитивно сказывалось на репродуктивных установках. Население увеличивалось, но среди различных национальностей эта тенденция проявлялась не в одинаковой мере. Высокая рождаемость наблюдалась среди народов Средней Азии, у казахов и азербайджанцев (она приближалась к пределу физиологической плодовитости). Среди них насчитывалось наибольшее число матерей-героинь, сохранялись устойчивые установки на многодетность. Средний тип воспроизводства был присущ армянам, молдаванам, абхазцам, татарам, мусульманам. Подавляющее большинство граждан этих национальностей (за редким исключением) жило в сельской местности. Они выращивали на приусадебных участках ранние овощи, фрукты, бахчевые и субтропические культуры и т. д. и либо подавали их на семейный стол, либо продавали по рыночным ценам. А это было значительное подспорье для семейного бюджета. При ограниченных и различных по структуре ценностных ориентациях, в условиях сельского образа жизни и мягкого климата приобретаемых и дотационных средств хватало для содержания большой семьи. В такой обстановке экономические рычаги поддерживали бытующие традиции, общественное мнение о полезности детей. Но представители этих же народов, попав в город, т. е. в другую окружающую среду, понижали рождаемость. Украинцы, русские, белорусы, прибалты придерживались в 70-е годы слегка расширенного воспроизводства, близкого к простому. Большинство горожан имело 1-2 ребёнка. Только четверть матерей рождала 3 и более ребёнка. Появление детей неизбежно приводило к снижению жизненного уровня молодожёнов, к дестабилизации привычного образа жизни, затрудняло приобретение высшего образования. Столкнувшись с экономическими и бытовыми трудностями, они начинали планировать как число детей, так и интервалы их рождения, т. е. сознательно ограничивали рождаемость. Это была одна из причин возникшего противоречия между внутрисемейным регулированием количества детей и потребностями в кадрах, между складывавшимися тенденциями воспроизводства и желаемыми, между принимаемыми решениями и идеалом (2-3 ребёнка). Бесспорно, высокая рождаемость сама по себе не обеспечивала соответствующего пополнения трудовых ресурсов. Если периодический, избирательный прирост населения позволял устранять образовавшиеся диспропорции, решать некоторые задачи, то постоянный и тем более быстрый – порождал немало сложных проблем. Многодетность объективно препятствовала собственному развитию матерей, тормозила их трудовую активность и т. д. И приоритет должен отдаваться качественным параметрам людей, а не их количеству. Но возникла угроза депопуляции отдельных национальностей, непропорционального изменения их удельного веса в составе всего населения, прежде всего русских. Более ощутимая помощь семьям оказалась плодотворной. Переориентация молодых супругов произошла незамедлительно. Естественный прирост на 1000 человек повысился во многих союзных республиках, за исключением Украинской, Грузинской и Армянской ССР, и за счёт рождаемости. Так что социально-экономические факторы не утратили своего стимулирующего значения, играют заглавную роль в усилении или ослаблении репродуктивной функции, хотя недифференцированное введение «семейных надбавок» перераспределяло значительную долю общественного продукта в пользу народов Азии, поддерживало иждивенческие настроения. Вывод этот подтверждает и сложившаяся ситуация в Российской Федерации. Обнищание трудящихся, безработица, свёртывание многих социальных программ, в т. ч. и помощи семьям, закрытие или коммерционализация детских и культурных учреждений и т. д. отрицательно отразились на настроениях. Рождаемость резко снизилась. За 15 последних лет население уменьшилось более чем на 5 миллионов. Частично оно пополнялось за счёт иммигрантов. Внепроизводственная жизнедеятельность протекает преимущественно в семье. Связана она с приготовлением вкусной и разнообразной пищи, заботой об одежде, поддержанием хорошего состояния жилья и его убранством, уходом за приусадебным участком, домашним скотом и т. д. Для многих работа в огороде, в саду, уход за цветами, пчёлами, животными приносит удовлетворение, настоящую радость. В семье восстанавливаются затрачиваемые силы. Капиталисты, жаждущие получить сверхприбыль, т. е. максимальную прибавочную стоимость, выделяют трудящимся в виде заработной платы лишь минимальную долю стоимости физически необходимых жизненных средств, которая не является достаточной для поддержания нормальной жизнедеятельности и воспроизводства рабочей силы. Миллионы людей, прежде всего безработные, живут за чертой бедности, в ветхих домах без элементарных коммунальных удобств, в общежитиях. Многие вообще не имеют крова над головой, хотя появилось немало пустующих квартир. Предметы роскоши входят лишь в потребление богачей и их семей. Они избавляются от домашних хлопот, так как в состоянии нанять слуг. Конечно, в экономически развитых государствах всё в больших масштабах строится благоустроенное жильё со всеми удобствами (канализацией, центральным отоплением, горячей и холодной водой, электрическим освещением, газом), производится всевозможная бытовая техника индивидуального пользования (швейные и стиральные машины, холодильники, пылесосы, механизмы для приготовления пищи, электроприборы и т. д.). В микрорайонах открываются прачечные, химчистки, пункты проката, различные мастерские, ателье, парикмахерские, магазины, рестораны, кафе и т. д. Всё это (наряду с извлечением прибыли) способствует облегчению домашнего труда женщин, избавлению их от наиболее трудоемких и малопродуктивных операций, увеличению свободного времени и развитию их способностей. Но в постсоветской России закрываются дешёвые столовые, значительно сужена сфера бытового обслуживания. Предстоит еще много сделать для того, чтобы повсеместно облегчить домашние хлопоты женщин, снизить им нагрузку. Поможет этому и добровольное перераспределение обязанностей с хранительниц семейного очага на плечи мужчин, в первую очередь городских. В семье осуществляется корректировка характеров и вкусов супругов, их родственников, самовоспитание, обучение, воспитание и ориентация детей и внуков, соблюдаются обычаи и традиции, отмечаются различные праздники, организовываются культпоходы, поступаются личными интересами для блага окружающих. К сожалению, в семьях не всегда преобладает здоровый морально-психологический климат, возникают напряжённость и конфликты. Индивиды развиваются неравномерно, контрастно. О их гармоничности, моральной чистоте и физическом совершенстве можно говорить лишь как о цели, поставленной задаче, наметившейся тенденции. А пока у них присутствуют как положительные качества и свойства (трудолюбие, опрятность, целеустремлённость, уравновешенность, честность, щедрость, признательность), так и отрицательные, нежелательные (лень, неряшливость, вспыльчивость, озлобление, лживость и т. д.). Нередко они вскрываются у супругов после брака, прежде всего поспешного, случайного. При неумении или нежелании преодолевать недостатки или мириться с ними взаимоотношения в семье складываются неблагоприятные, противоречие между желаемым и действительным оказывается неразрешимым. Бывает и так, что вполне удачные супружеские пары расплескивают своё счастье по жизненным ухабам, не могут сохранить его. Нарастающая конфликтность приводит к распаду брака и семьи. Ещё К. Маркс заметил, что «расторжение брака может быть только протоколированием его внутреннего распада» (т.1, с. 164). Исследователи уже неоднократно обращали внимание на рост разводимости, особенно в Европе. Расторгается более трети браков. В крупных городах, в т. ч. в Москве, эта цифра ещё выше. Наиболее неустойчивы молодые браки. Предпринимались попытки проранжировать факторы, причины, мотивы расторжения браков по их характеру и значимости, которые, несмотря на свою локальность, во многом прояснили картину. Но это не означает, что затронутый вопрос освещён во всей полноте. Необходимо провести классификацию на базе единой методологии и методики с учётом социального положения и национальности бывших супругов. Если классифицировать важнейшие факторы- причины разводов под углом зрения их общественной оценки, то можно выделить следующие: Неосуждаемые: 1. Смерть (случайная или вследствие болезни). 2. Скрытая неизлечимая болезнь. 3. Психическое расстройство (сумасшествие). 4. Выявленное природное бесплодие. 5. Полная сексуальная и психическая несовместимость. Осуждаемые (конечно, не потому, что из-за них распался брак, а потому, что они были допущены): 1. Действия, явно противоречащие сложившемуся образу жизни, морали (измена Родине, взяточничество, спекуляция, воровство, мошенничество, мещанский культ накопительства, воинствующие националистические и религиозные предрассудки, сексуальные извращения, хулиганство и др.). 2.Тюремное заключение из-за совершённых преступлений. 3. Венерическая болезнь, приобретённая вследствие случайных связей. 4. Рождение внебрачного ребёнка. 5. Легкомысленные поиски лучшего партнёра, факты измены, вошедшее в привычку половое распутство. 6. Пьянство, сопровождающееся побоями, оскорблениями, скандалами или резким ухудшением материального положения семьи. 7. Нежелание иметь детей. 8. Неуемные запросы, требование жить не по средствам. 9. Отказ выполнять какие-либо брачно-семейные обязанности. 10. Предвзятая неприязнь к родителям, близким родственникам, нежелание содержать или помогать старым или больным родителям. Спорные, требующие отдельного рассмотрения и тщательного анализа: 1. Не любит, чувствует себя нелюбимым (ой), хочет большей любви, появилась новая любовь. 2. Сильная ревность, вмешательство родственников. 3. Тяжёлое заболевание одного из супругов во время совместной жизни. 4. Сексуальная неудовлетворённость или частые аборты. 5. Несходство темпераментов, характеров, непрекращающееся соперничество за лидерство, авторитарность, неравное распределение ролей и функций, неуступчивость. 6. Вынужденное длительное раздельное проживание супругов. 7. Различия в образовании, культуре, взглядах, установках и т. д. 8. Возвращение к первой жене (мужу). 9. Плохие материальные, жилищные, бытовые условия. 10. Выпивки, ссоры и т. д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.059 с.) |