Становление государства, его признаки, разновидности и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление государства, его признаки, разновидности и функции



Любознательные всех времён пытались не только осмыслить окружающую действительность, но и научиться управлять происходящими процессами. К этому подталкивали расширявшееся воспроизводство людей, образование моногамных семей, совершенствование орудий производства и разделение труда, появление излишков продуктов, превращавшихся в товары, денег, частной собственности, имущественное расслоение. Стало выгодным отчуждать результаты труда путём их обмена, землю, использовать чужую рабочую силу, что порождало новые сословия и противоречивость интересов.

Родовый строй перестал соответствовать новым условиям жизнедеятельности. На территории родов, фратрий и племен оседали пленники, отдававшиеся в рабство, селились жители, которые хотя и были соотечественниками, но не принадлежали к этим кровнородственным объединениям, оставались чужаками. Численность их возрастала, в т. ч. и за счет чужестранных торговцев и других пришельцев. Все они были бесправными и беззащитными, не участвовали в управлении. Перемешивающееся население требовало иного способа сплочения, так как решающее значение приобретала уже не принадлежность к родовым союзам, а место постоянного жительства. Народонаселение становилось придатком территории.

К разрыву связей приводило разделение родов на привилегированных и земледельцев, ремесленников. Основным средством подавления свободы служили деньги, которые сосредоточивались в руках знатных, и ростовщичество. Для обеспечения возврата долгов кредиторам были придуманы специальные правила. Знать закрепила за собой и властвование.

Диктатура рабовладельцев установилась в 4-3 тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте, Двуречье, Китае. В этих первых государствах сохранялись и первобытнообщинные пережитки.

Формирование атрибутов государственности запечатлел Ф. Энгельс. В Афинах на каждого взрослого гражданина приходилось около 20 рабов. Свободные оказались в меньшинстве. Но утверждавшиеся должности могли занимать лишь благородные, презиравшие производительный и физический труд.

В Афинах укреплялось центральное управление. Вместо простого союза живших по соседству племён происходило их слияние в единый народ. Появилось общее право. Объединявшуюся страну назвали «Элладой», а греков – эллинами. Для ведения локальных войн и для охраны торговых судов потребовались воины и их вожди. По мнению Сократа, которое зафиксировал Платон, государство возникает тогда, когда свободные люди не могут удовлетворить себя в том, в чём нуждаются, собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать взаимопомощь.

Аналогичные процессы наблюдались и в Риме. Три племени составили народность. Население города и области пополнялось как за счёт иммигрантов, так и благодаря завоеваниям латинских округов. Прибывшие и покорённые были свободными, владели землёй, платили налоги и отбывали военную службу, но они не могли занимать никаких должностей, не посещали собраний курий, не участвовали в делении завоёванных земель. Военная выучка этого вооружённого плебеса сделала его грозной силой, противостоящей старому народу, который не прирастил за счёт пришельцев. Цицерон объединение обуславливал согласием в вопросах права и общностью интересов, но создаваемое на совместной территории государственное устройство не устраняло имущественных различий. Публичная власть сосредоточивалась в руках военных. Разворачивалась борьба между патрициями и плебеями за должности и за пользование землёй.

Рабство отмирало, так как перестало себя окупать. Рабов, ставших излишней обузой, отпускали на волю. Увеличивалось также число обнищавших свободных граждан. Германские варвары отняли у римлян две трети всей земли. Смешение римлян и германцев приводило к тому, что роды растворялись в общине. Германцы, завладевшие римскими провинциями, должны были наладить управление ими. Заменить былые местные органы власти могло лишь другое государство. Защита их требовала усиления власти военачальника, превращения её в королевскую власть. Совет старейшин был заменён постоянными приближёнными короля, а ополченцы – войском.

Централизованное управление народностями превратилось в силу, возвышавшуюся над сословными противоположностями, обеспечивало определённый порядок. К. Маркс в «Капитале» отметил, что всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, регулируется. «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижёре» (т.23, с. 342). Функции управления, надзора и согласования присваивает капитал, как только подчинённый ему труд становится кооперативным. С прожитыми столетиями признаки государства как продукта общественного развития очерчивались более рельефно, разрастались. Важнейшими из них являются:

1. Публичная власть экономически господствующего сословия или класса над остальными согражданами в пределах территории их проживания, созданные центральные и местные органы и учреждения управления. Единый язык общения и ведения документации.

2. Охрана границ, таможенный контроль над передвижением людей и товаров. Вооружённые силы для предотвращения или отражения внешнего нападения.

3. Правовое регулирование взаимоотношений. Еще в 1792-1750 гг. до н. э. шумеры при Хаммурапи высекли на двухметровом каменном столбе свод законов. Кровная месть заменялась юридическим определением вины. Известность приобрели древнегреческое законодательство Драконта и Солона, Римское право, заложившее фундамент правовой культуры. По И. Канту, государство – это общественное самоуправление под эгидой законов. Теперь права и обязанности, нормы поведения фиксируются в конституциях и специальных законах.

4. Сбор налогов и распределение бюджета.

5. Наличие символики (названия государства и столицы, флага, герба, гимна, праздников) и органов принуждения (полиции или милиции, секретных служб, прокуратуры, судов, тюрем, которые укрепляются по мере обострения внутренних социально-экономических противоречий, распространения бескультурья и правонарушений).

Если сказать более кратко, то государство – это сложная система субординационных, взаимосвязанных и взаимодействующих органов власти и управления, созданная экономически господствующим классом народности или нации в границах занимаемой территории. Иногда вместо него употребляется синоним «страна». Носителями отчуждённой от общества власти и возвысившейся над ним выступают многочисленные чиновники. Они добывают уважение к себе с помощью исключительных законов, которые предоставляют им особую неприкосновенность.

Каждое государство стремится обеспечить свою целостность и суверенитет, под которым понимается:

– свойство власти, которая не признаёт «никакой другой власти и никакого закона, никакой нормы, от кого бы то ни было исходящей» (В. И. Ленин, т. 41, с. 38);

– возможность осуществлять юрисдикцию на принадлежащей и неприкосновенной территории (контроль над сушей, морями, воздушным пространством), самостоятельность в международных отношениях;

– верховенство власти во внутренних делах, безусловное её распространение на всех граждан;

– верховенство, единство и независимость власти (см. «СССР – федеративное государство». Изд-во МГУ, 1967, с. 208).

В унитарных государствах (Англии, Франции, Италии, Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Китае, Японии и др.) выстроена строгая вертикальная, симметричная административная и терри-ториальная соподчинённость местных властей центральным, отсутствуют автономные образования.

Их сторонниками были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, И. В. Сталин, ибо они есть громадный шаг вперёд от средневековой раздробленности к единству, ибо быстрое развитие производительных сил требует больших, объединённых территорий, ибо они успешно могут решать социально-экономические проблемы.

В. И. Ленин отрицательно относился к федерации (объединению частей) и децентрализации, ослабляющие экономические взаимосвязи, рассматривал их как тормоз, помеху общественному развитию. Пока разные народы составляют единое многонациональное государство и их связывают многочисленные нити экономического, правового и бытового характера, он выступал за централизацию и против мещанского идеала федерализации, обособленности. Но он придерживался только демократического централизма, который предполагает как местное самоуправление, устраняющее бюрократизм и командование сверху, так и автономию областей, одобрял лишь добровольную связь между нациями, а не насильственную как в империях (при ней решительно отстаивал их право на политическое самоопределение, но никогда не отождествлял с целесообразностью его использования). В отдельных, исключительных случаях он допускал федерализацию и даже сепаратизм, если это освобождает народы от насилия и грабежа и отвечает демократическим принципам.

Именно поэтому и под давлением быстро менявшейся обстановки (проявившейся активности буржуазии национальных окраин, образовавшей отдельные самостийные республики, её партикуляризма, необходимости «завоевания» на сторону РСФСР угнетавшихся доселе наций и народностей, возникновения Советских национальных республик) председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин предложил заключить союз свободных наций. При этом советская федерация выдвигалась не как неизменное состояние, не как постоянное государственное устройство, а как одно из средств решения национального вопроса, преодоления недоверия, подозрительности, как переход к сознательному и более тесному единству трудящихся, научившихся добровольно подниматься выше национальной розни. И. В. Сталин вообще полагал, что увлечение федерализмом не оправдывается историей, что ему суждено сыграть переходную роль – к будущему социалистическому унитаризму.

Последующие события заставили признать необходимость образования как автономий, так и СССР. Государственное переустройство и развитие СССР положило начало невиданным взаимоотношениям народов. Сложились как новые формы национальной государственности, так и принципиально иное содержание взаимосвязей. Это означало утверждение демократизма, политического, юридического и фактического равноправия, предоставление реальных возможностей для свободного национального развития и самостоятельного управления этим развитием, что и обусловило устранение унаследованного недоверия наций и народностей, их сближение.

Единственным носителем суверенитета СССР выступал Верховный Совет. Суверенитет национальных республик, проявившийся в их самоопределении, сохранялся в том смысле, что они были равноправны, независимы друг от друга, самостоятельно осуществляли власть в пределах своей территории, что в их дела не могли вмешиваться из-за рубежа. Они в одинаковой степени были представлены в высших органах власти, имели право законодательной инициативы. Всем гражданам, независимо от их пола, расы и национальной принадлежности, была предоставлена вся полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод, провозглашённых и гарантируемых Конституцией СССР. Но нельзя приписывать им полную суверенность по отношению к верховной власти Союза, так как они самоограничили часть своих прав при вступлении в СССР. Суверенитет был также структурализован, как и власть.

Все республики не могли произвольно определять национально-государственное и административное устройство, систему управления, так как территориальные споры и о процедуре выхода из Союза разрешались по обоюдному согласию. Более чёткое разграничение функций и полномочий между субъектами федерации и центральной властью вполне приемлемо, но их расширение не безгранично, допустимо лишь до тех пор, пока это не препятствует выполнению руководящей и координирующей роли Союза. Иначе происходит ослабление Союза или его распад. Вот почему большое значение придавалось укреплению союзных начал, интернациональному единству, совершенствованию демократического централизма, что и было отражено в ряде статей Конституции. Суверенные права республик охранялись и гарантировались Союзом СССР.

Национальная государственность помогла многим народам консолидироваться в нации, вовлечь массы в борьбу за преодоление экономической и культурной отсталости, воспитать интернационалистов. Многолетний опыт подтвердил, что СССР стал жизнеспособной и совершенной формой устройства многонационального государства, гармонически сочетающей интересы всего сообщества с интересами каждой нации. Она была воплощена также в ЧССР и СФРЮ.

Нередко в федеративные отношения вступают не сорганизовавшиеся народы, а местные органы власти. В США, Венесуэле, Бразилии, Мексике, Индии субъектами мнимой федерации являются штаты, в Канаде – провинции, в Германии и Австрии – земли и города, в Швейцарии – контоны и полуконтоны, в Объединённых Арабских Эмиратах – султанаты.

Конфедерация предусматривает временный союз независимых государств, заключённый для достижения поставленных целей. В этом случае отсутствует единое законодательство и общий центральный управленческий аппарат, допускается лишь координация некоторых действий. Но СНГ, базирующееся лишь на горизонтальных связях и соглашениях, не выполняет даже такого предназначения. Подобное сожительство непрочно и недолговечно и смягчает стрессы «бракоразводного» процесса.

Мировой опыт показывает, что многонациональность населения содержит в себе потенциальную возможность его дезорганизации и раздора. Центробежные устремления обнаруживаются по мере увеличения численности той или иной национальности, роста самосознания, прежде всего среди интеллигенции, и преобразования в нацию, разбалансированности интересов. Но насильственное разрушение СССР, ЧССР и СФРЮ произошло вовсе не из-за преодоления якобы имевшегося страха и не подтверждает голословные заявления о нежизненности современных многонациональных государств, которые неправомерно именуются некоторыми недобросовестными политологами «империями». Детерминантами дезинтеграции стали иные факторы.

Усилились национал-сепаратистские тенденции и в Российской Федерации. Автономные республики воспользовались благоприятной ситуацией и без какого-либо обоснования поспешно подняли свой статус до союзных высот, провозгласили неограниченный суверенитет. Скопированы как своекорыстные цели, так и извращённые методы суверенизации в СССР. В ответ на это в краях и областях, заселённых преимущественно русскими, сформировали «законодательные» органы власти, правительства, приняли уставы, местные законы. Тем самым политики проигнорировали признанный учёными вывод, что федеративные отношения налаживают народы, создавшие свою государственность. В итоге русским не по своему хотению пришлось вступить в сложные взаимоотношения не только с коми, татарами, башкирами, чеченцами и т. д., но и между собой. Произошло недопустимое смешение двух различных принципов федерализма – национального и чисто территориального.

Помимо этого, настырные «реформаторы», не выработав собственной методологии, некритически заимствовали еврейский «принцип национальностей» в давно опровергнутой интерпретации О. Бауэра. В 1996 г., когда Миннац России возглавлял В. А. Михайлов, был разработан и принят Госдумой закон «О национально-культурной автономии». В соответствии с ним в относительно мононациональных анклавах начали сорганизовываться разрозненные инородцы в местные, региональные и федеральные национально-культурные автономии, чтобы сохранить своеобразие.

Хотя контуры таких добровольных общественных объединений чётко не обозначены, им предоставлены большие права – на выбор языка воспитания и на получение на родных языках образования; на издание на них газет, журналов, книг, учебников, организацию теле- и радиовещания; на открытие театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий; на проведение фестивалей, конкурсов, выставок и других массовых мероприятий. Это, безусловно, разрушает русскую идентичность. При этом русских обязали подкармливать и разрозненные вкрапления инородцев в русских городах. Глава пятая указанного закона предписывает органам исполнительной власти всех уровней рассматривать предложения руководителей национально-культурных автономий и оплачивать из бюджетных средств их расходы, передавать им имущество в собственность или аренду, предоставлять льготы по налогам и кредитам. А ведь все другие общественные организации существуют исключительно благодаря взиманию взносов и пожертвований.

Целостное государство (РФ) превратилось в некий симбиоз разноликих, слабо взаимодействующих субъектов федерации. Русская нация разорвана на куски, лишилась единого правового, экономического и культурного пространства. Бездумно упразднена субординационная соподчинённость властей, координация в проведении научно обоснованной национальной политики.

Депутаты Госдумы, в том числе и от КПРФ, отказавшиеся придерживаться марксистско-ленинской интернационалистской теории и практики, активно этому не противодействуют. Более того, председатель Комитета по делам национальностей Госдумы и партийный функционер В. А. Купцов уступил нажиму националистов, приблизил их к себе в качестве экспертов и согласился с тем, что списывать со счёта национально-культурные автономии преждевременно, что их деятельность якобы востребована в современном мире (в таком виде их нигде больше нет), что их и впредь нужно финансировать за счёт бюджетов. Получается парадокс. В Украине, в прибалтийских, азиатских и других государствах властвующие национал-сепаратисты, ратующие за демократию и равноправие для себя, не разрешают многочисленным русским и русскоговорящим сорганизоваться и наладить самоуправление, систематически нарушают их политические, экономические и культурные права, подвергают дискриминации, урезают использование родного для них языка, т. е. они пытаются насильственно их ассимилировать. Русских в России призывают и принуждают терпеть и оплачивать беспредельный разгул русофобов, превращение жителей крупных городов в разноязычных, разнокультурных и разноверующих.

В 2009 г. только признанных международным сообществом государств насчитывалось 192. Потенциал их количественного увеличения имеется. Человечество состоит из множества (около двух тысяч) национальностей. Жизнедеятельность подавляющего большинства из них продолжает осуществляться в многонациональных государствах. Так как сложившаяся нация ведёт борьбу за создание своего государства, являющегося гарантом её беспрепятственного развития, то она, как правило, добивается результата. Но при этом она добровольно самоограничивает свой суверенитет в пользу международных органов – ООН, НАТО, Европейского Союза, Совета Европы, Европейского суда по правам человека и других.

Сущность любого государства выражается в его функциях, которые бывают главными и второстепенными, постоянными и временными, внутренними и внешними. К наиболее значимым из них относятся:

– принятие рационального законодательства, контроль за его соблюдением, охрана на этой основе правопорядка, осуществление правосудия, надёжная защита суверенитета;

– разработка стратегических и тактических целей и задач, программ социально-экономического и культурного развития общества и его структурных подразделений, мобилизация всех имеющихся ресурсов, принятие решений о заимствованиях и предоставлении кредитов, создание условий для плодотворной жизнедеятельности граждан;

– координация учреждений системы обучения и воспитания молодёжи: детских, образовательных, культурных, спортивных; привитие ей патриотизма и интернационализма, культурных и моральных ценностей;

– налаживание связей с политическими партиями, профсоюзами и общественными организациями, проведение избирательных компаний, референдумов;

– всестороннее сотрудничество с другими государствами, заключение международных договоров, поддержка соотечественников за рубежом.

Особую значимость приобретает обеспечение государственной (национальной или общественной) и коллективной безопасности. Во внешнеполитической сфере она означает создание условий для независимой жизнедеятельности, нейтрализацию всяких попыток её насильственного изменения, содействие реализации разнообразных интересов. Её главными компонентами являются:

– сохранение мирного сосуществования, добрососедства несмотря на идеологические разногласия, взаимодоверия и снижение конфронтации и напряжённости, что позволяет сдерживать гонку вооружений и уменьшать бремя расходов, недопущение явного давления, вмешательства во внутренние дела, подкупа высших чиновников с целью изменения проводимой геополитики, определение союзников;

– достижение оборонной достаточности (количества и качества Вооруженных Сил и вооружений, их обоснованного размещения) для сдерживания агрессивных намерений обнаружившихся конкурентов или противников, гибкое реагирование на складывающуюся обстановку, на изменения соотношения сил, своевременное принятие адекватных мер, нераспространение ядерного, биологического и химического оружия;

– сдерживание попыток проникновения в страну чуждых, реакционных идей и взглядов, противоречащих общественному прогрессу и нравственности, высшим ценностям культуры (печатной продукции и устных заявлений, содержащих в себе экстремистские устремления, пропаганду несвойственных религий, расизма, шовинизма, культа насилия, порнографии), приобретения официально засекреченной информации;

– пресечение контрабандного завоза товаров, ловли рыбы иностранцами в территориальных водах, выявление степени выгодности заключённых соглашений, торговых сделок благодаря их экспертной оценке, привлечение к ответственности чиновников, которые сознательно, из корыстных побуждений наносят материальный урон;

– своевременное предупреждение об ожидаемых стихийных бедствиях на сопредельных территориях (землетрясениях, засухах, ураганах и т. д.), способных принести немало бед приграничным районам, принятие необходимых мер по ликвидации возможных последствий;

– предотвращение завоза всякого рода болезней (венерических, холеры и т. д.), больных животных, заражённых семян, растений и эпидемий.

Во внутренней сфере безопасность означает обнаружение и сглаживание, устранение возникающих противоречий и конфликтных ситуаций, гармонизацию интересов и взаимоотношений между индивидами, социально-профессиональными группами, классами, нациями и народностями, партиями, укрепление стабильности, динамичное, всестороннее и прогрессивное развитие.

Некоторые составляющие внутренней и внешней безопасности могут совпадать, но они различаются по содержанию. К существенным компонентам внутренней безопасности относятся:

– определение наиболее приемлемого государственного устройства, вектора развития, проведение такой политики, которая бы не вызывала недовольства и противодействия большинства населения, способствовала бы сохранению избранного политического строя, подготовка рекомендаций по введению или отмене чрезвычайного положения;

– пресечение всевозможного экстремизма, препятствие распространению запрещённых законом воззрений, недопущение разглашения секретов, поддержание социально-политической стабильности и устоявшихся норм нравственности (речь идет не об установлении тотальной слежки за политическими деятелями, учёными, журналистами, партийцами, а о незаконных антиобщественных и аморальных злоупотреблениях, принимающих широкий размах и раскалывающих общество на враждующие группировки);

– недопущение разгона и тем более избиения манифестаций оппозиционеров, ведение борьбы исключительно идеологическими средствами, т. е. оружием критики и путём формирования общественного мнения;

– неукоснительное соблюдение гражданами и государственными органами власти и управления законности и правопорядка, предоставленных Конституцией прав и свобод; воспитание неагрессивной, законопослушной личности и непримиримая борьба с хулиганами, рекетирами, бандитами, убийцами, террористами и их вдохновителями, самовольным ношением оружия и другими правонарушениями, с теми, кто превышает властные полномочия, с сепаратистами и попытками разрушения территориальной целостности (нация, народность или их лидеры не должны произвольно отторгать часть территории, принадлежащей всему сообществу);

– накопление резервных энергоресурсов, промышленных и продовольственных товаров, золота и валюты, борьба с бесхозяйственностью и расточительством, теневой экономикой, спекуляцией, коррупцией, хищениями личных, коллективных и государственных материальных ценностей, с неуплатой налогов;

– предотвращение экономической дезинтеграции, большого социального расслоения, безработицы, обнищания трудящихся и зарождения или обострения классовой борьбы;

– содействие самоопределению ущемлённых в правах наций, осуждению принудительной миграции или ассимиляции компактно проживающих национальных меньшинств, свободному использованию родного языка в качестве общения и обучения детей, урегулированию межнациональных и межконфессиональных столкновений, достижению согласия и мира;

– строительство сейсмостойких зданий, поддержание в хорошем состоянии атомных судов и электростанций, крупных водохранилищ, химических предприятий, трубопроводов, научное прогнозирование землетрясений, извержения вулканов, цунами, изменений климата, других стихийных бедствий, избежание перенаселённости больших городов, понижение риска выживаемости;

– исключение продаж недоброкачественных или заряжённых продуктов питания, оздоровление людей.

 

Типичные формы правления

В форме или организационном упорядочении государств выражается их содержание – сущность режимов и их правления, схема передачи власти (по наследству или в результате выборов). Становление государственных структурных атрибутов сопровождалось изменением и совершенствованием правления. Содействовали этому как способности властителей к саморазвитию, так и мыслители.

Необходимость строительства ирригационных и других крупных объектов при низкой производительности труда подневольных частично обусловила утверждение деспотических монархий. Система рабовладения наиболее полно сложилась в Древней Греции и Древнем Риме и предназначалась для обуздания угнетённых и подавления их бунтов, восстаний. При этом увеличивалось и число управленцев. В Спарте образовалась аристократическая республика, в Афинах (6 в. до н. э.), а затем и других полисах (городах-государствах с прилегающими поселениями ремесленников и земледельцев) – демократическая. Демократия означала власть народа. На самом деле рабы и другие пришельцы к полисному народовластию не имели никакого отношения. Им разрешалось лишь заниматься позорным делом – производить аресты, т. е. быть пешими и конными лучниками (полицейскими). Малоимущие (феты) могли только участвовать в собраниях свободных граждан. Права голоса были лишены женщины. На руководящие должности избирались богатые мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Так что демократия была весьма ограниченной.

Разбогатевшие аристократы стремились заполучить побольше власти и защитить свою собственность. Под их нажимом архонт Афин (высший начальник, правитель полиса) Драконт в 621 г. до н. э. отобрал и пересмотрел законы, ужесточил их. За кражу, поджог и умышленное убийство назначалась смертная казнь. Убийство вора, совершённое ради самозащиты или возврата украденного имущества, не признавалось преступлением. Суровость законов послужила поводом назвать их драконовскими.

В подобном русле действовал и прославившийся военачальник Солон, избранный в 594 г. до н. э. архонтом. Он провёл ряд реформ. Тимократическая конституция подразделила всех граждан на четыре категории в зависимости от величины доходов с земли. Политические права их определялись размером имущества. Отменялась поземельная задолженность бедняков. Афиняне, проданные за долги в рабство, были выкуплены и возвращены на родину. Любая кража каралась смертью. За другие правонарушения взимались денежные штрафы. В тюрьму сажали лишь за неуплату долгов. Убийцы очищались от пролитой крови в храме Аполлона, о чём оповещал оракул. В случае непредумышленного убийства виновного изгоняли или заставляли заплатить штраф. Не обнаруженного убийцу проклинали и вывозили применённое оружие за пределы полиса. Никто не мог сам мстить за обиду или возмещать ущерб. Поэтому запрещалось носить с собой оружие. Солон усилил роль народного собрания, создал Совет 400 (буле) и ввёл суд присяжных, что расширило демократию.

К несправедливому правлению Платон, как и Сократ, отнёс: тимократическое (власть честолюбцев), олигархическое (власть богатых), тираническое (власть одного) и демократическое (власть народа через представителей). Они порождают зло, произвол и хаос. Осуждение Сократа он объяснил тем, что решения, базирующиеся на частных интересах, субъективных и изменчивых мнениях, не могут быть справедливыми. Истине он придавал божественный смысл. Смертные не могут избежать зол, так как они всегда будут тяготеть к соперничеству, корысти, алчности. Но при этом он пытался нарисовать схему идеального (совершенного) государства, которое бы обеспечивало «благо для всех», справедливость. Достичь таких абстрактных ориентиров можно, по его представлению, при условии, если управлять будут мудрецы (философы), обладающие мужеством и чувством меры, или же цари станут философами. Приоритет отдавался разумности. Но так как она относительна и воспринимается субъективно, то и оценка результатов властвования неоднозначна. Политику («царское искусство») он ценил выше ораторского, военного и судебного мастерства, ибо она помогает оберегать и улучшать людей, превращать нравственные нормы в социальные. Воины должны охранять порядок, а земледельцы и ремесленники обязаны заниматься производительным трудом. Такое, якобы естественное, разделение увековечивало господство аристократов (меньшинства).

Близких взглядов придерживался и Аристотель. Правильное правление (монархическое, аристократическое, власть большинства) он обосновывал служением общим интересам, а неправильное (тираническое, олигархическое, демократическое) – стремлением к личной выгоде. В «Политике» он даже считал, что чести больше не тому, кто убьёт вора, а тому, кто прикончит тирана. Предпочтительность политики он связывал с обеспечением мира, порядка, с развитием наук и искусства, содействующих утверждению нравственности и добродетельности. Особенно Аристотель выделял мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность, наличие которых и означало счастье, а также умение повиноваться властям и законам. Причину возмущения подневольных и переворотов он усматривал в навязанном неравенстве, призывал к щедрости, поддерживать неимущих. Дружба свободных сограждан была объявлена высшей политической добродетелью.

Своеобразная обстановка складывалась в римской общине. В ней верховодил сенат, состоявший из 300 старейшин родов (патриций, владевших большими наделами земли). На народных собраниях, проходивших по куриям, принимались или отвергались законопроекты, провозглашались судебные решения, пожизненно избирался царь. В Римской республике (5-1 вв. до н. э.) важные вопросы в сенате не обсуждались, дискуссии не велись. В общественной жизни участвовали только воины. На плацу (Марсовом поле) выбирали магистров, сотников. Военачальники почитались лавровым венком (триумфом) или миртовым (овацией).

Борьба плебеев (мелких землевладельцев, ремесленников) за свои права привела к установлению равенства перед законом, но не политического и социального. Стержнем римского права, отражавшего противоречие между личным и общественным интересом, стала защита частной собственности. Были утверждены способы приобретения и прекращения прав собственности. Любые покушения на неё, кражи карались. Система договоров охватывала различные отношения товаропроизводителей и гарантировала стабильность торгового оборота. Появились такие термины, как юридическое лицо, давность, гражданство. Место человека, его роль определялись его имущественным положением (цензом). Рабы не признавались субъектом права, рассматривались как вещь или говорящее орудие.

Правители Рима насаждали беспредельную власть как над рабами, плебеями, так и над покорёнными народами. Цари начали назначать сенаторов из узкого круга знатных патрициев. Прерогативы царя были перераспределены между двумя избиравшимися преторами, а затем консулами. Сенат ведал государственным имуществом и финансами, внешней политикой, вопросами войны, религии и культа, внутренней безопасности. Магистратуры оставались коллегиальными. Краткосрочные должности в них не оплачивались.

В ходе непрерывных войн Рим подчинил себе весь Апеннинский полуостров и распространил свою экспансию на заморские владения – Сицилию, Корсику, Сардинию, Испанию, Балканский полуостров, Малую Азию, превращённых в провинции, которые были отданы в бесконтрольное распоряжение наместников (назначаемых сенатом проконсулов). Сложилась крупнейшая средиземноморская держава. Организация управления в ней основывалась на принципе «разделяй и властвуй». Но эксплуатировать громадный контингент рабов, используемых в производстве, прежде всего в поместьях (латифундиях), оказалось затруднительно. Они неоднократно восставали. Наиболее мощным было их вооружённое выступление под руководством Спартака, бежавшего из школы гладиаторов на Везувий. В его армии сражалось около 70 тысяч дисциплинированных воинов. Они одержали ряд побед, но не выдвинули задачи уничтожения рабства, не выработали чёткой программы действий и были разбиты. Около 6 тысяч восставших были распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Разрозненные отряды продолжали самоотверженную борьбу ещё несколько лет.

Рабовладельцы поняли, что для сохранения своих привилегий нужно создать постоянную и профессиональную армию. Её вожди и стали играть решающую роль в социально-политической жизни. С момента распространения гражданских прав на всё население народное собрание превратилось в юридическую фикцию. Сенаторы теряли свой авторитет, власть и положение. В 60 г. до н. э. известные деятели Красс, Помпей и Цезарь заключили антисенатский союз – первый триумвират. В 45 г. до н. э. Цезарь стал неограниченным властителем. Сенат декретировал ему чрезвычайные полномочия (пожизненного диктатора, трибунской власти), титул «император», «отец отечества». Его монархические притязания вызвали беспокойство у сторонников республики. Заговорщики во главе с Брутом и Кассием 15 марта 44 г. до н. э. убили Цезаря, в результате чего вновь разгорелась гражданская война.

Цезарианцев возглавил сначала Антоний, а затем наследник Цезаря Октавиан. В 43 г. до н. э. возник второй триумвират, которому удалось разбить республиканскую армию. Брут и Кассий покончили жизнь самоубийством. Но обострились взаимоотношения между новыми союзниками. Октавиан вышел победителем и стал править единолично. В 27 г. до н. э. сенат присвоил ему почётный титул «Август». Хотя функционировали старые магистратуры, власть сосредоточивалась в руках принцепса сената, пользовавшегося высшим авторитетом и имевшего верховную военную власть – империй (отсюда – император).

Императоры обладали пожизненной трибунской властью, званием жреца (понтифика), консула, цензора, определяли внешнюю политику, издавали законы. Они лично контролировали провинции, в которых стояли легионы, а также казну, чеканку золотых и серебряных монет, назначали командиров. Между ними и сенатской знатью вызревали конфликты, особенно при Нероне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.058 с.)