Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии истины, её доказательностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Во все времена познание сопровождалось добыванием истины, её доказательством. Сократ надеялся, что лучшим средством её обнаружения является раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений в диспутах. Он принижал себя, превозносил собеседника, задавал ему вопросы, чаще всего с иронией, чтобы тот заметил ошибки своих рассуждений, своё невежество. Загнанный в угол, тот вынужден был извлечь на поверхность свои знания и отличить истинное (признаваемое всеми) от ложного, справедливое от несправедливого, найти всеобщее в нравственности, согласие. Но дискуссии полезны тогда, когда спорщики аргументируют свои возражения и суждения, а не сопоставляют, сравнивают цитаты или объясняют слова. Ведь восприятие чужих мыслей, показавшихся ценными, и опыта других есть вера. Рассуждавший о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, продуцировал, по Платону, истину, тот же, кто говорил о них иначе – лгал. Соответствие знания действительности (объективной реальности и любой области мыслительной деятельности, в том числе фантастической, мифологической, теоретической) совпадало с понятием «адекватность». Но оно сравнивается не с самой действительностью, а с воспринятой, с фактами, опытом, которые не могут быть независимыми от способностей познающего, пропущены через его сознание. Более того, в математике адекватность полностью зависит от субъекта, моделируется им. Мысль – это не копия бытия, а многоуровневое образование. И не всякая мысль правильная. Она является лишь суждением. Этой концепции присущи недостатки, но и отказываться от неё нельзя. Аристотель не всякое умозаключение считал доказательством. Им мог быть лишь научный силлогизм, состоящий из двух предпосылочных предложений и вывода. Например: Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ смертен. Всё случайное не входило в его содержание. Впервые доказывать теорему пришлось Пифагору и Евклиду в трактате по математике. Исключительная роль придавалась гипотезам. Ф. Энгельс образно отметил, что в «физике и химии находишься среди гипотез, словно в центре пчелиного роя» (т. 20, с. 89). Нередко они оказывались гениальными, но оставались научно обоснованными предположениями до тех пор, пока истинность их не была подтверждена. Тогда они превращались в теорию. Наличие атомов было аргументировано в ХVIII в., а их деление – в XIX-XX веках. Некоторые надеялись на интуицию, т. е. на некое предчувствие, инстинктивное понимание, догадку, на внезапное, прямое усмотрение истины, её непосредственное постижение. Даётся она будто бы ясно и отчётливо и не требует доказательств. Но убедить в этом других весьма затруднительно. Р. Декарт истинным признавал только очевидное, не дающее повода для его отклонения (оно может быть обманчивым). Сомнение как акт мышления – первый шаг к опровержению скептицизма. Это означало, что ничто не может приниматься за непосредственное, что всё должно быть доказано. Он выдвинул беспроигрышный логический тезис: я мыслю, следовательно, существую, т. е. самосознание – самое надежное, деятельность мозга предопределяет собственное бытие. Отсюда он сделал заключение и о существовании всего остального. Знание вырастает из аксиом. Р. Декарт и Г. Лейбниц уповали на возможности математики объективно и беспристрастно отображать в формулах многообразие мира, но достоверность знания оставалась не ясной. Д. Локк заметил, что некоторая численность согласных с существованием врождённых идей, мыслительных способностей души не подтверждает их наличия. Многие мнения, которые приняты как неоспоримые людьми разных стран, воспитаний и характеров, оказались нелепыми, противоположными. Все идеи имеют иное происхождение. От внешних предметов ум получает благодаря органам чувств различные их ощущения и восприятия. Доставляет идеи разуму рефлексия. Он не допускал никаких других источников происхождения идей, кроме ощущений и ума. Воображаемую душу он уподоблял чистой доске. Г. Лейбниц возражал, полагал, что в душе содержатся основные принципы, законы, общие понятия, которые якобы находятся там до начала познания, поэтому они не могут не быть врождёнными. Разум может обнаружить необходимые связи и обозначить правила, позволяющие предсказывать события и явления, не фиксируемые органами чувств. Восприятия, по его мнению, дают лишь индивидуальную истину. Обобщение множества примеров не позволяет получить общее адекватное понятие. Он отдавал приоритет интуитивно-дедуктивным истинам, т. е. абстрактному мышлению. Истины факта содержат элемент случайности и противоположны разумным, «вечным» истинам. Данные, приобретённые с помощью чувств, являются подлинными лишь как факты сознания, но они не дают оснований для истинного знания о мире (весло в воде кажется сломанным, в пустыне возникает мираж и т. д.). Это обман глаз? А может это наблюдение (случай с веслом) оптического отражения света от поверхности воды и прохождения его через воду? Органы чувств отражают объекты неадекватно. Они не фиксируют их внутреннюю сущность. Неразрывную связь причины и следствия может обнаружить только разум. Законы тождества, непротиворечия и другие не являются всеобщими. Дети о них ничего не знают. Значит, они не могут быть врождёнными. Бессмысленно доказывать общее принятие культурных ценностей, норм морали и нравственности. У наций и народностей они нередко прямо противоположны. Б. Спиноза к критериям истинности отнёс ясность, отчётливость, самоочевидность логического мышления. Геометрию он считал образцом достоверности и доказательности. И. Кант также допускал только формально-логический критерий, в соответствии с которым познание должно согласовываться с всеобщими законами рассудка и разума. Он заметил: «…так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том, согласуется ли моё знание об объекте с моим же знанием об объекте».[2] Из этого можно было сделать вывод, что познающие вынуждены сопоставлять одни суждения, концепции с другими, выводить одно знание из другого, более правдоподобного. Но обнаружилось, что не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, добиться близости суждений с исходными или вновь вводимыми утверждениями. К достоверным и всеобщим И. Кант отнёс априорные суждения. Впоследствии стали считать, что всякое высказывание только тогда является осмысленным или значимым, когда возможна его проверка, когда оно подтверждается фактами. Отвергнув интуицию (первопринцип творчества, внезапное озарение) как самую результативную в постижении бытия, Г. Гегель обратил свой взор на рациональное познание, т. е. базирующееся на разумности, доступности, оптимальности, инструментом которого стала логичность, а основной формой – понятие. Он ввёл в оборот категории и законы, принципы, приёмы и способы познания, использовал аксиомы, верил в доказуемость суждений, которая совпадала с научностью изложения. Диалектический метод, системность составили основу доказательства. Все явления рассматривались не изолированно, а в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Идеи и теории уточняются, изменяются. Но он пытался познать отдельного субъекта, некого «Я», а не общество в целом. История познания, по его мнению, – это саморазвитие сознания, оторванное от материальной и социальной основы. Л. Фейербах переоценивал согласие всех с тем или иным суждением, ограничивался абстракциями. Формальная логика, её законы (тождества, противоречия-непротиворечия, исключённого третьего), предусматривающие следование одного из другого, становились незаменимым помощником в борьбе с оппонентами, в обнаружении их слабостей, в формулировке понятий, в приобретении абстрактных знаний, в прояснении некоторых связей и зависимостей и т. д., но они не позволяли вскрывать сущность объектов, определять истинность теорий. Поиск универсальных показателей истинности не увенчался успехом. Нецелесообразность их применения в разных науках и сферах убедительно аргументировал В. В. Ильин в учебнике «Философия и история науки» (Изд-во МГУ, 2005). Так, Леонардо да Винчи, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Гуссерль и др. считали, что максимально полное, стройное (чистое) доказательство достигается средствами математики (структурами умозаключений, логическими исчислениями, правилами дедуктивного вывода, аксиоматизацией и т. д.). Абсолютизировалась математика в познании, умалялась специфика других наук. Многие объявляли логико-математическое знание бессодержательным и собирались переустроить всё естествознание на основе физики. Научным признавалось только то, что подтверждено эмпирически, что предсказуемо, расширяет познавательный горизонт, ориентирует на освоение неизвестного. Эталон, стандарт всякого знания усматривался в механике. Однако не всякое логически обоснованное знание научно. И математика, и логика являются содержательными, информативными, но их истины не всеобщи. Для этих наук важна не опытная подтверждаемость, принципиальная апробация системы знания (верификация), а непротиворечивость (отсутствие несовместимых положений), совершенство внутренней организации. Предсказаний избегают биологи, географы, почвоведы. Физикализм нельзя экстраполировать на общество. Социальные законы менее долговечны и точны. Вряд ли читатели испытывают эстетическое наслаждение и постигают нормы нравственности при ознакомлении с «Этикой» Б. Спинозы, написанной в форме аксиом и теорем, а зрители восхищаются картинами кубистов, нарисованными с помощью геометрических фигур, и при этом что-то познают. Попытки внедрения инструментов естествознания в гуманитарных науках вызвали возражения. А. Бергсон, Г. Риккерт и другие полагали, что выявление закономерного и типического, чему служит абстрагирование, схематизация, типологизация, причинное объяснение, рациональная реконструкция, моделирование и т. п., не приближает, а будто бы удаляет познание от проникновения в сущность реальности. Преклонялись они перед эмоциональными переживаниями, интуицией, субъективной достоверностью. Не серьезно и недоверие к функционально настроенной научной деятельности. Мыслители искали и иные способы доказательства. Даосисты, заботившиеся о достижении бессмертия, использовали для этой заветной цели не только элементы системы йогов, но и изготовляемые ими особые препараты, порошки и микстуры. Увлечение волшебными эликсирами ради продления жизни вызвало бурное развитие алхимии. В ходе бесчисленных экспериментов и был изобретён порох. Добыть «жизненный эликсир», дающий вечную молодость, а также «философский камень», т. е. превратить посредством особых веществ обыкновенные металлы в серебро и золото, пытались и алхимики в средние века. Путь они избрали тупиковый, но зато накопили опыт экспериментирования, полезные данные, подготовили почву для возникновения ряда химических терминов, научились получать соляную кислоту, различные соли, фосфор. Бертольд Шварц сумел из селитры, серы и древесного угля создать дымную чёрную смесь, после чего и стало возможным широкое применение пороха. Опыт приобретал популярность, прежде всего в естественных науках. Клод Адриан Гельвеций призывал мыслителей следовать за экспериментом. Индукция как логический способ рассуждения не могла дать всеобщего знания, ибо заключение всегда вероятностно. Механики разработали метод дифференциального исчисления (малых величин). Применение принципа движения в математике позволило изучать с её помощью физические процессы. Свою теорию К. Маркс создавал не на основе вымыслов, мечтаний (как социалисты-утописты), а в процессе скрупулёзного и всестороннего исследования противоречий капиталистического общества. Положения и выводы аргументировались. Письмо в редакцию журнала «Отечественные записки» (ноябрь 1877 г.) он направил после изучения поднятого вопроса о предназначении и судьбе сельской общины. Заочно полемизируя с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, он сделал заключение, что если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший случай и испытает все роковые злоключения капиталистического строя. Она не достигнет этого, не превратив предварительно значительной части крестьян в пролетариев. После этого она будет подчиняться неумолимым законам капитализма. Неизбежность разложения этой общины он подтвердил и в набросках ответа на письмо В. И. Засулич в 1881 г. Прогноз этот оказался верным, так как он исходил из наметившихся тенденций, знания и учёта законов, изменявшейся действительности. Переворачивая гегелевскую диалектику с головы на ноги, Ф. Энгельс иллюстрировал её законы многочисленными примерами, достижениями различных наук. Становление капитализма в России В. И. Ленин также подтверждал конкретными фактами, цифровыми данными. Применял он и сопоставление взглядов, их логическое опровержение, диалектику. В программной статье «На рубеже двух эпох», опубликованной в № 1 «Нашего дела» (1915 г.), А. Потресов выдавал себя за сторонника «Марксовой методологии». Он призывал поставить диагноз конфликту (мировой войне), использовать для этого метод оценки К. Маркса итальянской войны 1859 г. и точно так же определить с международной точки зрения «успех какой стороны желательнее» (кстати, за это ратовал и К. Каутский). В. И. Ленин в статье «Под чужим флагом» подробно разобрал этот же пример, подверг такую тактику, приём убийственной критике и убедительно отметил, что механическое перенесение оценки буржуазно-прогрессивной, национально-освободительной войны на империалистическую, захватническую есть издевательство над истиной, подмена разных, несопоставимых эпох, в которых движущимися силами исторического прогресса выступали разные классы, что ссылки на К. Маркса и Ф. Энгельса не состоятельны, свидетельствуют о возмутительном искажении их подхода, что г. А. Потресов и К˚ во всех смыслах идут назад, что под флагом «международности» провозят контрабандный груз национал-либерализма. Факты – воздух науки, а мысль – её крылья. В качестве первого и основного критерия истины В. И. Ленин назвал жизнь, практику (во всем её объеме и сложности, подвижности, противоречивости), т. е. эксперимент, производственную и общественно-политическую деятельность. К её изучению, обобщению и осмыслению он подходил строго научно и поэтому давал удивительно точные оценки идеям, теориям и событиям, выявлял тенденции, делал правильные выводы и прогнозы. Он советовал проверять каждый свой шаг, не бояться переделывать начатое неоднократно, исправлять допущенные ошибки. Опыт углубляет знание как совокупность, сгусток усвоенной значимой информации, как систему идей и методологию, зависящее от уровня развития образования, науки, техники и технологии. Революционные трудящиеся породили Советы, которые потом стали объектом осмысления и дискуссий для теоретиков. В свою очередь прогрессивное и более полное знание помогает добиваться успехов в труде, ориентироваться в происходящем, переосмысливать информацию, объяснять и предвидеть события, преобразовывать реальность. В этом состоит его полезность. Рационализации подвергаются все сферы жизни, хотя встречаются и трудности. Не все соотносят свои решения и поступки с достигнутым знанием. Нередко допускается опережение или отставание теории от практики. Это и открывает простор для творчества учёных. В познавательной и практической деятельности, связанной с памятью, способностями, волей, люди убеждаются в возможности или невозможности осуществления своих ожиданий, целей, социально-экономических программ. Качество, надёжность, предел новых самолетов, ракет, кораблей, машин и т. д. обнаруживается в ходе многочисленных испытаний. Но ни один факт сам по себе не подтверждает и не опровергает теоретической системы, так как он во многом случаен. Не все идеи, теории подвержены немедленной практической проверке на истинность и результативность. Некоторые из них не реализуются 50, 100 и более лет. Часто властители и их советники, преследующие эгоистические корпоративные интересы, навязывают трудящимся заведомо спорные положения, например, о преимуществах частной собственности на средства производства и стихийного, нерегулируемого рынка перед общественной собственностью и стратегическим и текущим планированием. Пропагандируют это они сами и щедро оплачиваемые «экономисты» и журналисты. Иное мнение, причины кризисов, опыт игнорируются. Оппоненты не допускаются до электронных средств информации. Насильственное разрушение СССР, ЧССР, СФРЮ не есть серьёзная аргументация голословных заявлений о нежизнеспособности многонациональных государств, предания забвению интернационализма, дружбы народов и их сближения. Массы не требовали и демонтажа социализма. Зачинатели (прорабы) перестройки и их сторонники (рыночники) не доказали ложности принципов социализма и стратегии его построения, не убедили в целесообразности и полезности приватизации. В соцстранах обнаружилось, безусловно, немало недостатков и примесей, не исходящих из теории, но были и успехи – в подъёме экономики и культуры, образования, в научно-техническом прогрессе, в спорте, в социальной сфере. Вот почему такие ценности, как справедливость, равенство, товарищество, социальная защищённость, бесплатность образования и медицинской помощи и другие, оказались живучими. Двадцатилетнее хозяйствование предпринимателей, бизнесменов на постсоветском пространстве привело к разгрому промышленных предприятий, совхозов и колхозов, к зарастанию плодородных земель бурьяном, резкому сокращению производства всех видов продукции, контрастному социальному расслоению, снижению культурности и нравственности. Результаты длительной жизнедеятельности в африканских, латиноамериканских и многих азиатских государствах также не подтверждают превосходство капиталистического способа производства, его более высокую эффективность, хотя в них и есть богатые и образованные слои населения. И недовольные мыслители, политики вынуждены ставить новые задачи, отыскивать способы их решения, выход из очередного финансово-экономического кризиса. Установление предпочтительной истинности защищаемой теории или конкурирующей с помощью эксперимента затруднительно или невозможно. Он не застрахован от ошибок. Требуется высокая точность измерений. Практика способна «подтвердить» ложность теории, опровергнуть все разновидности агностицизма, скептицизма и волюнтаризма, выявить объективную истину. При этом она не исключает уточнений адекватности знания, не претендует на его абсолютность, исторична, обогащается. В естествознании основными, изменяющимися её формами являются научный опыт, экспериментирование, связанное с воздействием на объект искусственными средствами, в общество-знании – опыт национально-освободительных движений, классовой борьбы, всей жизнедеятельности. Этот фундаментальный критерий научности нельзя трактовать упрощённо, т. е. считать не наукой всё, что не апробировано, и наоборот. Он почти не применим для оперативной оценки многих результатов, полученных в логико-математических науках, абстрактных разделах современного естествознания, а также отрицательных высказываний, альтернативных предложений, прогнозов. В этих случаях они подвергаются экспертизе на соответствие другим критериям. Приобрела масштаб эпидемии кажущаяся спасительной и поэтому заразительная ложь (преднамеренная дезинформация). Этот соблазн, продиктованный интересом, страстью, безнравственной целью, одурманивает многих. Так, США начали войну с Ираком под предлогом обнаружения и уничтожения оружия массового поражения. Но оккупировав территорию и казнив законно избранного президента Саддама Хусейна, такого оружия там не нашли. Неправдоподобными оказались и «аргументы» и мотивы бомбардировок Югославии. Не научны домыслы, предрассудки. Важнейшее значение придаётся всесторонности исследования, а не верхоглядству. Всё многообразно. Если изучать, характеризовать, оценивать части, какую-либо одну сторону, то легко прийти к ошибочному выводу о целом. Предмет любой науки есть заведомо интерпретированная реальность, которая к тому же всегда находится в становлении и развитии. Вопрос «Что есть истина?» по-прежнему актуален. Сложилось мнение, что истина означает адекватное отражение в сознании объектов познания, т. е. точная, не подлежащая сомнению фиксация их сущности, правильное воспроизведение и объяснение изменяющейся действительности. Она есть не простое соответствие объекту, не слепок. Она субъективна, так как определяется приобретённым знанием и не претендует на всеобщность, но она и объективна, так как в её содержании присутствует отображённое бытие. Тела при нагревании обязательно расширяются. Допущенная несправедливость, произвол вызывают недовольство. Открытые учёными законы действуют или проявляются независимо от того, знает о них кто-либо или нет. Истина всегда одна, конкретна, прежде всего в соотношении со временем, и преходяща, относительна. То, что правильно в одной обстановке, утрачивает истинность в другой. Из-за обмеления Аральского моря некоторые порты оказались теперь на суше. Самара расположена на левом берегу Волги, у излучины, но если могучая река выпрямит русло, то город будет вдали от нее. Капиталистическая формация более прогрессивна по сравнению с феодальной, но и в её недрах накопилось немало негативного, неприемлемого. Олигархи и их апологеты утверждают, что сверхдоходы не присваиваются, а законно зарабатываются благодаря уму, хитрости, стараниям, что «быдло» и должно обеспечивать господам коммунистическое потребление, а еще лучше – беспредельную роскошь. Наёмные работники (рабочие, неимущие служащие, сельские труженики) считают, что их постоянно обкрадывают, эксплуатируют, что капиталисты в погоне за максимальной прибылью перманентно причиняют им наибольшее зло. Они периодически оказывают сопротивление, бастуют, затевают даже вооружённую борьбу. На протяжении многих веков не удаётся примирить и сблизить столь разнонаправленные интересы. Кто же прав? Правдивый ответ на него затруднительно довести до трудящихся, так как владельцы СМИ, издательств не публикуют такие материалы, распространяют социальные мифы, иллюзии, затемняющие истину. Научные дискуссии на эту тему не ведутся. Крылатым выражением «Я – начальник, ты – дурак» не всё объяснишь. Знание зависит от развитости науки, техники, общества и воспроизводит мир приблизительно. Относительность истины – это не заблуждение, а степень её точности, полноты. На всех уровнях познания одни относительные истины сменяются другими. В них содержится и абсолютное. Под абсолютной истиной понимается теоретически обоснованное, исчерпывающее знание, тождественное своему объекту, неопровержимое, то, что не изменяется, тот предел, к которому стремится познающий. Легко убедиться в разделении людей на мужчин и женщин. Неоспоримыми являются исторические даты, если они своевременно запечатлены (например, начало и окончание Великой Отечественной войны), то, что всякое вещество состоит из молекул, а организм – из живых клеток, что реки текут в те или иные моря, что Земля вращается вокруг своей оси и ежесуточно делает полный оборот и т. д. Если опираться на первоисточники, то можно доказать искажение цитат, взглядов того или иного автора, орфографические и стилистические ошибки. Возвышение познания, накопление объективных и относительных истин, их уточнение умножает абсолютные истины. Их достижение является целью научной деятельности. И воспитывать, поощрять нужно борцов за истину, а не беспринципных угодников и карьеристов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.013 с.) |