Общность и многообразие сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общность и многообразие сознания



 

Наиболее верное и полезное сознание складывается под воз­действием научного мировоззрения, под которым подразу­мева­ется система рациональных идей, теорий, понятий, объ­ясняю­щих и оценивающих становление бытия, законы и вектор его развития. Утверждалось оно в длительной и упорной борьбе мудрецов, учёных с мифологическими и идеалистическими пред­ставлениями и обозначилось в виде диалектического и ис­ториче­ского материализма. На его методологии разрабатыва­лись мар­ксистко-ленинское учение о переустройстве общества на социа­листических началах, пролетарская идеология.

В СССР диалектический и исторический материализм, по­литэкономия, научный коммунизм как составные части мар­ксизма-ленинизма преподавались во всех вузах, в сети полити­ческого просвещения. Огромными тиражами издавались сочи­не­ния К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, других коммуни­стов, партийные документы. Их взгляды пронизывали и со­циологию, т. е. обществознание, эстетику и этику, искусствове­дение, лите­ратуру, журналистику, определяли со­держание куль­туры, идеоло­гическое единство.

Научные истины, побеждавшие ложные представления, предрассудки, диалектико-материалистические и коммунистические воззрения воспринимали не только партийцы, но и многие специалисты, рабочие и колхоз­ники, хотя и в разной степени интенсивности. Получили они ши­рокое распространение и приобрели статус интернациональ­ного общественного сознания, которое обобщало всё типичное, существенное, общезначимое, аккумулировало знания и культурные ценности, чувства, переживания на определённом отрезке времени.

Социалистический тип такого сознания был более одно­род­ным как внутри нации, так и во всём содружестве. Не су­щество­вало национальных моделей формации, а естественно, и болгар­ского, кубинского, корейского, вьетнамского, китайского и т. д. сознания, тем более русского, украинского, белорусского, литов­ского, грузинского, узбекского. Проявлялись иногда от­ступления от положений марксистско-ленинской теории, от прин­ципов и зако­номерностей социализма, которые потребовали лишних затрат сил и энергии для их осознания и преодоления.

Допустимо говорить о специфике, особенностях социали­стического общественного сознания той или иной нации, а не о национальном сознании как о самостоятельном, автономном фе­номене. В постсоветской России оно раскололось. Его про­дол­жают придерживаться лишь коммунисты и специалисты бы­лой закваски.

Философские и всякие другие идеи рождаются на нацио­нальной почве, но наиболее ценные из них, открытия приобре­тают интернациональный характер. В самом названии и в тексте научного труда «Людвиг Фейербах и конец классической не­мец­кой философии» Ф. Энгельс подчеркнул не столько нацио­наль­ное происхождение взглядов предшественников марксизма, сколько их международное значение. Чистой национальной науки нет. Капиталистический тип общественного сознания также имеет некоторую общность, так как выражает еди­ный способ производства и схожие производственные отноше­ния. Назой­ливо восхваляется рыночная экономика, т. е. частная собствен­ность и предпринимательство, зависимость ценообра­зования от спроса и предложения, а также урезанная демокра­тия, при кото­рой третируются и даже запрещаются коммуни­стические партии, права абстрактного человека. Однако он бо­лее контрастен. На­блюдается различие и даже внешнее проти­воречие между созна­нием одной нации (господствующей идео­логией) и сознанием и практикой других наций. При этом не следует упускать из виду, что в капиталистических государст­вах, нациях, несмотря на акти­визацию, интервенцию соответствующей пропа­ганды, нет и не может быть все­общности сознания, т. е. единых идей, теорий, убеждений, прежде всего на длительный пе­риод времени. Противостоящие группы трудящихся, классы вырабатывают своё сознание, со­звучное их коренным интере­сам, что и обуславливает взаимное отчуждение.

В отдельные исторические периоды властители и оли­гархи, располагая пропагандистами, средствами информации, ре­прес­сивными органами, могут подчинить своему идеологиче­скому влиянию массы. Расправившись с коммунистами, дру­гими оппо­зиционными силами и используя демагогию, фаши­стам удалось обмануть и увлечь за собой большинство сограж­дан, заразить их ядом расизма и шовинизма и толк­нуть на путь войны, ограбления и даже истребления других на­ро­дов. Немцам, италь­янцам и другим народам прививалась жес­токость, эксплуататор­ская психология. Но эти негативные явле­ния оказались, к сча­стью, временными. Сокрушительное пора­жение отрезвило их, в первую очередь рабочих и фермеров, за­ставило изменить взгляды, устремления, особенно на террито­рии ГДР.

Идеологический плюрализм вызвал многопартийность, раз­личные принципы и ценностные ориентации, программы со­ци­ально-экономического и культурного развития. Антагонисты по-разному оценивают сложившуюся политическую организа­цию общества, свободу высказываний и действий, принятые правовые нормы и правосудие, справедливость и т. д.

Отсутствие привлекательной и перспективной идеологии вынуждает правящую верхушку, обладателей капиталов наса­ж­дать религию, как мусульманскую, так и католическую и право­славную. Церковные церемонии показываются по телевиде­нию.

Важную роль в самооценке личности играет самосознание, т. е. осознание специфики своей внешности, уникальности ка­честв и свойств, черт, социокультурного и национального свое­образия, интересов и идеалов. Его устойчивость позволяет со­хра­нять принадлежность к тому или иному сообществу – про­фессии, классу, нации.

Общественное и многообразное индивидуальное сознание взаимодейст­вуют. Воспринятые идеи, общепризнанные нормы превраща­ются в личные убеждения, в стимулятор или тормоз по­ведения. В свою очередь выдающиеся достижения личности приобре­тают всеобщую значимость.

Обыденное сознание основывается на самонаблюдении, по­вседневном жизненном опыте, здравом смысле. К нему можно отнести народную медицину, метеорологию, педагогику. Типич­ные явления, обстоятельства, ситуации отражены во мно­гих по­словицах и поговорках. В них заметны яркость и мет­кость языка, ум и правда. Если ласточки низко летают, то сель­ские жители точно предсказывают приближающийся дождь (падает давление, которое прижимает к земле мошкару). Но не­редко в нём содер­жатся и устаревшие представления, заблуж­де­ния.

Большим разнообразием отличается чувственно-образное отображение реальности.

Для преодоления этого разлома в общественном сознании, обуздания реакционеров и разрушительных процессов необхо­димо приложить максимум усилий. Без этого борьба за лучшее настоящее и будущее окажется во многом иллюзорной.

 

 

Глава III. Диалектика – сердцевина философии

Представления о диалектике

 

Эволюция Вселенной, в т. ч. и Земли со всеми её ландшафтами и живыми существами, была весьма длительной и сложной. Древние мыслители стали замечать образовавшиеся противоположности между твёрдым и жидким, тёплым и холодным, притяжением и отталкиванием, днём и ночью, разнообразными цветами, запахами, вкусовыми свойствами и качествами, жизнью и смертью, добром и злом, правдой и ложью, героизмом и трусостью, прекрасным и безобразным и т. д. Их они пытались как-то отразить и осмыслить в придумываемых мифах и легендах, в литературных и философских сочинениях, но не могли объяснить их возникновение и взаимодействие.

Гераклит Эфесский первым высказал предположение о том, что всё движется и изменяется, преобразовывается, исчезает и превращается в свою противоположность. В древности под диалектикой понимали искусство добиваться истины благодаря обнаружению противоречий в суждениях оппонентов и их преодолению, столкновению различных мнений. Умению рассуждать и убеждать в процессе диалога обучал собеседников Сократ посредством сопоставления идей, взглядов. В споре он пытался уточнить понятия, найти истину. Его ученик и последователь Платон показывал взаимопереход понятий, разделял единое на многое, сводил многое к единому, представлял целое как единую множественность. Аристотель рассматривал такие научные категории, как сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, страдание, классифицировал суждения, обозначил основные логические законы. Для нахождения истины он также сопоставлял понятия и суждения, подводил к выводу, обобщению, синтезу. Он различал четыре вида движения: возникновение, уничтожение, увеличение-уменьшение, изменение свойств. Они расценивались как частные по отношению к общему – становлению (взаимопревращению).

Глубокому и всестороннему изучению природы и общества, их взаимодействия препятствовали священнослужители и правители, выражавшие интересы аристократов и обогатившихся. Сократ не вынес несправедливого обвинения в развращении юношества и отравился. Особенно свирепствовали инквизиторы. Но избавиться от любознательных и свободно мыслящих так и не удалось.

Большой вклад в познание внесли как естествоиспытатели, так и обществоведы. Джордано Бруно заметил, что уничтожение есть начало возникновения, а любовь – ненависти. Сильные яды могут использоваться как лекарства, а медикаменты могут стать ядом. Фрэнсис Бэкон предложил индуктивный метод, который предусматривал восхождение от простейших умозаключений к общим положениям, наблюдение, отбор, систематизацию и классификацию фактов, их проверку, разложение явления на составные части, обобщение, пытался раскрывать превращения, причинно-следственные связи. Возникновение и исчезновение отдельных тел материальной субстанции допускал его последователь Томас Гоббс. Исаак Ньютон открыл важнейшие законы, согласно которым изменение количества движения пропорционально приложенной силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует. Действие есть всегда равное и противоположное противодействию и наоборот (хотя для победы требуется преобладание – А. Б.). Рационалист Рене Декарт делил вопросы и затруднения на составные элементы, переходил от осмысления простого к сложному, возвеличивал дедукцию. Основоположник математической логики Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что Вселенная состоит из изменяющихся монад (атомов природы), которые развиваются противоречиво, взаимосвязаны с всеобщим.

Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) ввёл термин «философия истории», означающий прогрессивное развитие человечества, подверг резкой критике отживавшее, а злу (зверствам инквизиции, феодальному самоуправству, религиозному фанатизму) противопоставлял трудолюбие, необходимое для возделывания сада, равенство перед законом. Неравенство, конкуренцию, столкновение интересов Жан Жак Руссо объяснял утверждением частной собственности на средства производства. Дени Дидро отстаивал идею неразрывной связи материи и движения, анализа и синтеза, рассматривал жизнь как последовательный ряд действий и противодействий.

Иммануил Кант говорил о непрерывности возникновения и исчезновения миров, о взаимосвязи небесных тел, о непрекращаемости движения. Он пытался нарисовать картину подвижного, динамичного, эволюционирующего мира, но полагал, что разум не может его познать, что он создает лишь антиномии и диктует законы природы. Фридрих Шеллинг усматривал в развивающейся природе единство таких противоположностей, как необходимость и случайность, целое и часть, внутреннее и внешнее, конечное и бесконечное.

Только Георг Вильгельм Фридрих Гегель представил весь естественный, исторический и духовный мир как единый процесс меняющихся эпох, в становлении и беспрерывном и прогрессивном его развитии. К принципам историзма он отнёс: взаимодействие общественной жизни и культуры, развитие подразумевает восхождение по ступеням, культурные достижения необходимо сохранять для будущих поколений, старое ценно тем, что в нём зарождается новое, которое «снимает» предшествующее. Он ввёл такие термины, как хитрость разума, омоложение духа, целостность исторического процесса, мировой, народный и индивидуальный дух, всемирно-исторические и воспроизводящие личности. В пестроте событий он разглядел закономерность и порядок.

Внутренним источником развития, которому присуще и восхождение от абстрактного к конкретному, Г. Гегель считал борьбу противоположностей, единством которых являются тождество и различие. Противоречие состоит из триады: тезиса (исходного момента), антитезиса (отрицания, перехода в противоположность) и синтеза (отрицания отрицания). Логика предполагает движение понятий. Бытие, по Гегелю, возникло из небытия, превзошло его. Произошло становление нового. Отрицание какого-либо тезиса требует предложения антитезиса, который тоже может быть отвергнут. В синтезе (объединении) они как бы примиряются. Из них возникает новое утверждение. Весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне. Продолжается он до получения высшего синтеза. Количественные изменения переходят в качественные. Так, при увеличении или уменьшении температуры воды она либо превращается в пар, либо в лёд [3]. По обозначенной схеме развивается природа, общество и мышление.

Г. Гегель призывал выявлять сущность явлений, конкретные истины, тенденции и закономерности, возникающие противоречия, но одновременно заявлял, что логика есть система «чистого разума», совпадающего с божественным, который пронизывает весь мир, что все законы являются «мыслями Бога». Его представления о диалектике оказались и рациональными, и ограниченными, и идеалистическими.

В его высказываниях проглядывает материализм, несогласие с метафизиками. При этом вопреки открытым законам диалектики, отвергающим окончательность результатов мышления и деятельности, он объявил философию абсолютным знанием, а свою – законченной истиной, прусскую монархию, которую хотел облагородить конституцией, – наилучшей формой правления. Основой мира признавал не саморазвивающуюся природу, а мистическую «абсолютную идею», которая якобы существовала до появления неорганического мира и живых существ и обнаруживалась в мышлении, в «духе народа». В ходе диалектического саморазвития она прошла три этапа. В доприродном состоянии она обозначена как система подвижных понятий или категорий («Наука логики»). Затем эта идея превратилась в природу или инобытие («Философия природы»), а на последнем этапе – в абсолютный дух («Философия духа»), который всё и сотворил. Абсолютная идея вернулась к самой себе и снова развивалась в области разума, но уже человеческого. Началось формирование индивидуального и общественного сознания, а также религии, искусства и философии. Идея подошла к концу своего самопознания.

Таким образом, под абсолютной идеей Г. Гегель имел в виду нового Бога. Он оторвал сознание от природы, обожествил его, придал ему творящую силу. Борьбу противоположностей не всегда доводил до логического завершения, т. е. до победы нового, прогрессивного над отжившим старым.

Людвиг Фейербах назвал такую идеалистическую систему теоретической основой религии, выраженной в рационалистической форме догмой о сотворении мира Богом. В книгах «К критике гегелевской философии» и «Сущность христианства» он отметил, что религия порождена страхом и бессилием первобытных людей перед стихиями природы и несовместима с разумом и истиной, отрицал Бога. Но он не дорос до понимания диалектичности развития, хотел не упразднить религию, а усовершенствовать её. Преодоление религиозно-фантастических представлений он связывал с человеколюбием, с достижением рая на земле. Л. Фейербах не увидел под мистической оболочкой гегелевской диалектики рациональное зерно, не одолел её оружием критики и отбросил её, не смог понять перехода от ощущения к мышлению, от единичного к общему, роли абстракций и практики в познании. Социальные противоречия он объяснял физиологическими особенностями.

В основном механистическим был и материализм А. И. Радищева. Природу он рассматривал как проявление разных форм «телесности». К ним он относил свет, магнетизм, электричество, жизнь. Он заявлял, что бытие вещей, т. е. их существование, независимо от познания, отвергал бессмертие души, врождённые идеи и понятия. Выделялись такие свойства предметов, как движение, притяжение и отталкивание. Но взгляды на историю оставались идеалистическими, так как главную движущую силу общественного прогресса также усматривал в разуме, просвещении.

В. Г. Белинский заимствовал идеи Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, но позже перешёл на позиции материалистов, придерживался положения о том, что поступательное развитие, переход от низших форм к высшим есть непреложный закон всего существующего. Прогресс понимал как сложный и противоречивый процесс, который содержит в себе и моменты упадка, частичного движения назад. Развитие по восходящей линии не мыслилось без противоречий, отрицания старого и возникновения нового. Мышление связывалось с деятельностью мозга, с ощущениями. В. Г. Белинский был воинствующим атеистом, возмущался преклонением Г. Гегеля перед прусскими порядками, верил в активность народных масс, победу социализма, расценивал искусство как творческое и реалистическое воспроизведение действительности посредством художественных образов, как преобразующую силу.

Укрепить материалистические и атеистические воззрения помогла А. И. Герцену книга «Сущность христианства». Изучив философию Г. Гегеля, он пробовал критиковать его идеалистическую систему, отмечал, что природа развивается не по предначертаниям какого-то божественного разума и не по априорным законам логики. Наоборот, логика и её категории отражают её объективные законы. Он ратовал за союз философов с естествоиспытателями, трактовал диалектику как алгебру революции и пытался обосновать необходимость и закономерность создания неантагонистического общества. Такое будущее он отождествлял с социалистическими идеалами, но их осуществление ошибочно связывал с революционностью крестьян и их общиной, которая якобы позволяла миновать капитализм. После поражения буржуазной революции 1848 года А. И. Герцен отказался от идей разумности истории, неодолимости прогресса, начал резко критиковать социальные утопии и романтические иллюзии, сомневаться в способности сознания, науки верно отразить и предвидеть направление движения. Он разрабатывал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников утопического народничества.

Н. Г. Чернышевский ещё в студенческие годы осуждал Г. Гегеля за оправдание и восхваление «гнусной действительности». Потом он последовательно высказывался о первичности материи, о зависимости сознания, памяти, воображения от органов чувств и нервной системы, выступал против агностиков, критерием истины считал практику. В «Антропологическом принципе в философии» он указывал на закономерность «отвержения» отживших порядков, приводил примеры перехода количественных различий в качественные, взаимосвязи природы и общества, противоречивости их развития. При этом допускал возможность построения социализма на основе общины.

Н. А. Добролюбов считал материю вечной, неуничтожимой, движущейся и развивающейся, а мышление – её продуктом, подошёл к пониманию борьбы трудящихся против своих угнетателей, их роли и личности в общественной жизни и истории. Но его материалистический и диалектический подход то же был ограниченным.

Никто не брался за систематизацию и обобщение высказанных воззрений, очищение объективного содержания диалектики от идеалистических примесей, переосмысление достижений естествознания, за анализ проявлений законов. К столь трудоемким исследованиям приступили лишь К. Маркс и Ф. Энгельс. Они и создали материалистическую диалектику.

В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс подчеркнул, что философы лишь объясняли мир и не ставили задачи его революционного преобразования (см. т. 3, с. 4). Позже Ф. Энгельс поддержал эту мысль и отметил, что положение о разумности всего действительного превращается по правилам гегелевского метода мышления в противоположное: достойно гибели всё то, что существует (см. т. 21, с. 275).

В «Нищете философии» К. Маркс отклонил абсолютизирование логики, сведение явлений к её категориям, отразил реальные противоречия, проанализировал категории политической экономии, которые также преходящи, как и общественные отношения. Из гегелевской диалектики он заимствовал прежде всего её язык.

Природа и общество как взаимосвязанные части единого целого представлялись подвижными, развивающимися, переходящими из одного состояния в другое. Материя объявлялась несотворимой, первичной, а сознание – специфической функцией мозга, способного отражать объективную реальность. Вся жизнедеятельность и всемирная история переосмысливалась под углом зрения законов диалектики. Социальные, политические и культурные процессы, а также идеи и представления обуславливались производством, жизнью, бытием. В своей производительной деятельности люди вступают в разнообразные отношения, из которых производственные являются определяющими. Если последние существенно отстают от развития производительных сил, перестают им соответствовать, превращаются в их оковы, обостряют противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения прибавочного продукта, то вызревают условия для осуществления социальной революции и смены формации. Закономерно возникавшие и менявшиеся в результате классовой борьбы способы производства и общественно-экономические формации расценивались как витки прогресса. Люди признавались способными познать социальные законы, тормозить или ускорять их действия, творчески преобразовывать.

В отличие от метафизиков, не замечавших происходивших изменений, Ф. Энгельс под диалектикой подразумевал науку о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления, о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами (см. т. 20, с. 21-22, 145, 343, 582). Он отмечал, что она «берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении…» (т. 20, с. 22). Так, в открытых физиками универсальных законах сохранения веществ обобщены разные стороны всеобщей связи в природе. Системный подход, структурный анализ при изучении высокоорганизованных самоуправляемых систем применили биологи и кибернетики. Закономерности исторического развития находятся в центре внимания геологов, этнографов, культурологов, обществоведов и других учёных.

Взаимосвязь, взаимодействие, взаимозависимость не отделяются от развития, помогают ему. Не зря К. Маркс и Ф. Энгельс не торопились дать окончательное теоретическое определение грядущему коммунизму. Под ним они подразумевали прежде всего движение в очерченном направлении, которое устранит утвердившийся капитализм, несправедливость и отчуждение труда, внесёт коррективы в представления о способах достижения перспективы.

Близкой интерпретации придерживался В. И. Ленин. Диалектика, по его мнению, – это «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде…» (т. 23, с. 43-44); это «взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления.., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения…» (т. 26, с. 55); это «единство противоположностей», «изучение противоречия в самой сущности предметов …» (т. 29, с. 203, 227).

Соглашаясь с тем, что надстройка является отражением базиса, В. И. Ленин указал на сложность диалектического взаимодействия экономики и политики. Поскольку проводимая политика отстаивает интересы тех или иных классов и социальных групп и проявляется в практических действиях партий, масс, есть «концентрированное выражение экономики», постольку на определённых этапах она «не может не иметь первенства над экономикой при разрешении возникающих противоречий» (т. 42, с. 278. См. т. 1, с. 134-135).

Экономика лишь в конечном счёте детерминирует ход исторического развития. На неё влияют правители, руководители партий. Их политика нередко бывает результативной. В предвоенные и послевоенные годы в СССР наблюдались высокие темпы экономического роста, превратившие отсталую страну в сверхдержаву. Авантюристическая политика псевдодемократов, сверху навязанная народу, привела к разрушению СССР, насильственному преобразованию собственности и строя, к резкому спаду производства и катастрофе. Голословные заверения монетаристов о том, что планировать и управлять экономикой не нужно, что капитал обладает саморегулирующей силой, что для получения прибыли и процветания достаточно наладить денежное и товарное обращение, свободную торговлю и рынок, остались бездоказательными.

Постепенно складывались представления об объективной диалектике, царящей во всей природе, и субъективной, проявляющейся в познании и мышлении, в логике. Но они неразрывны. Диалектика присуща как существующей реальности, так и её отражению в сознании, в полярных взглядах, понятиях и теориях. Для неё характерны единство противоположностей, трудность восхождения от низшего к высшему. Она является теорией и методом познания и преобразования действительности.

 

Важнейшие категории

Значимыми составными элементами диалектики как ядра, стержня системы философского знания выступают категории или понятия, образующие её логический каркас, вокруг которого группируются законы и принципы. Выделим важнейшие из них.

Объекты познания – этолюди, животные, растения, вещи или предметы, явления и т. д. как составляющие эволюционирующего мира. Они обладают разными свойствами и характеристиками (целостностью, самостоятельным существованием, относительной устойчивостью, чертами, качествами и т. д.), что позволяет их различать.

Единичное – этонеповторяющееся, присущее только отдельному объекту, уникальное. Даже близнецы отличаются. Личности – это своеобразные единицы.

Общее – этоповторяющиеся черты, свойства и качества в некотором множестве объектов познания, однотипность. Все люди, например, используют прямохождение, способны мыслить и трудиться.

Всеобщее – это материя, космос, природа, человечество и лучшие результаты его деятельности.

Особенное – это специфическое, это различные виды животных, растений, представители разных наций и классов, синтез единичного и общего, внутренняя противоречивость. Его разрастание обуславливает появление противоположностей (действие и противодействие, расходование и приобретение). Их единство сохраняется до тех пор, пока они перестанут быть совместимыми.

Тождество – это сходство, максимальная одинаковость, равенство, но не абсолютное. Оно временное, относительное, преходящее. К. Маркс допускал конкретное тождество, которое не исключает изменений объектов, нейтрализует существующие в них внутренние противоречия. Ф. Энгельс заметил, что все объекты, как и бытие в целом, несмотря на свою адекватность в каждое мгновение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, дыханию, образованию и отмиранию клеток.

Миру, наполненному многообразием единичных сущностей, свойственна и целостность. Компонентность выявляется в ходе разделения целого на части. Примером механических, хаотических, произвольных сочетаний частей (конгломератов) служит куча камней, свалка других вещей. Комплексы сохраняют некоторую самостоятельность от целостных предметов.

Система сопоставима с целым, означает единство взаимосвязанных элементов.

Структура – этоспособ связи, организации элементов в системе, обеспечивающий их упорядоченность, устойчивость.

Форма – этовид, внешнее выражение объектов. Она соединяет то, из чего они состоят, в некую совокупность. В руках талантливых мастеров глина, гранит принимают различные формы.

Содержание – это организованная система всех частей. Оно более изменчиво, чем форма, главенствует, отрицает её старение.

Количество – это внешняя определённость объекта, характеризующая его со стороны мощности множеств или интенсивности свойств. Оно выражает различия и сходства посредством фиксации величины и размеров, бывает как прерывным, дискретным (один, много, мало, то или иное число), так и непрерывным (линия, поверхность, время и место). Результат сравнения обозначается либо числами, либо обобщениями: длиннее - короче, легче - тяжелее, меньше - больше.

Свойство есть способность одного объекта соотноситься с другим. Желтоватому золоту присущи тягучесть и ковкость. Оно не растворяется ни в щелочах, ни во многих кислотах. Этим и отличается оно от других металлов. Притягательность магнита обнаруживается в его взаимодействии с железом. Обмениваются или покупаются на деньги товары. Для деловой характеристики человека важны не цвет волос, его рост, одежда, а степень его профессионализма. Объекты, утратившие существенные свойства, становятся иными. Разбившийся самолёт перестает быть машиной, превращается в груду металлолома. Специфические свойства позволяют обнаруживать предмет среди многих других (отпечатки пальцев, сыпь после определённого заболевания и т. д.). Некоторые свойства могут видоизменяться, их можно приобретать и терять. Есть и неотъемлемые свойства (память и т. д.).

Качество – это суммавсех свойств. Если свойство характеризует какую-то одну сторону (теплопроводность металла, любознательность студента и т. д.), то качество – разные стороны. Исчезновение отдельных свойств не ведет к гибели объекта, а с утратой качества он сам уничтожается. Качества (свойства) подразделяются на первичные (фигура, протяжённость, движение, покой, непроницаемость) и вторичные (цвет, свет, запах, вкус, звук). Они помогают выявлять сходство или различие объектов.

Мера есть такой интервал, промежуток количественных изменений, в рамках которого объект остается самим собой, сохраняет свое качество. Она показывает, что одному и тому же качеству присущи разные количества.

Сущность охватывает глубинные, скрытые от наблюдателя внутренние связи объектов, основу многообразия явлений. Её нужно открыть, познать, так как проявления и сущность вещей не совпадают.

Движение как неотъемлемое свойство, способ, форма существования материи в широком смысле есть жизнь, разрешение противоречий между устойчивостью, сохранением и изменением, непрерывностью и прерывностью, формой и содержанием и т. д., есть взаимодействие. Оно вечно, абсолютно, непрерывно. Покой относителен, ограничен временем. Дерево, дом и т. д. в одно и то же время находятся в данном месте и не находятся, покоятся лишь по отношению к земле. Но они движутся с землей вокруг оси и вокруг солнца. При этом в объектах происходят внутримолекулярные и внутриатомные движения. Покой, равновесие есть лишь его момент.

Можно выделить основные формы движения: механическую (всякие перемещения в пространстве), физическую (передача теплоты, электричества, распространение света, притяжение и отталкивание и т. д.), химическую (соединение и разложение атомов), биологическую (функционирование клеток, жизнь организмов), социальную (жизнедеятельность людей, изменение их сознания). Все они имеют свои особенности. Поэтому недопустимо сводить высшие формы к низшим. Объекты возникают, движутся, развиваются и изменяются, разрушаются.

Причина – это движение, явление, повлекшее за собой другое движение, явление, т. е. следствие. Она подтверждает идею о невозможности возникновения материальных объектов из ничего, внезапно, безосновательно, помимо своего источника. Свет и тепло появляются вместе с восходом солнца. Землетрясение и цунами вызываются сдвигами геологических пластов. Причинность раскрывает взаимообусловленность и взаимосвязь. Беспричинных явлений, событий нет. Одна причина может породить несколько следствий. При их анализе нужно максимально полно учитывать детерминанты условия, поводы, мотивы, стимулы и т. д.

Необходимость порождается причинами, означает неизбежность появления результатов после последовательных действий, конкретных событий. Она немыслима без случайности, слепа пока не познана. Закон стоимости, став внутренней необходимостью товарно-капиталистического производства и обращения, бездействует без случайностей, вызванных конкуренцией товаропроизводителей, колебаниями на рынке между спросом и предложением. Цена поэтому детерминируется единством необходимости и случайности.

Свобода – это не вседозволенность, не воображаемая независимость от познанных законов, а действия в соответствии с ними, осознанная природная необходимость, способность принимать решения со знанием дела (по Гегелю, Фихте и Энгельсу). Путь к свободе пролегает через достижения культуры.

Возможность есть то, что при определённых условиях может стать действительностью. Вероятно, что жёлудь прорастёт и превратится в дуб, но из него не вырастет сосна или берёза. Не всё допустимое в мифологии, фантазии, мышлении должно осуществиться.

Случайность – это следствие (событие), которое может быть и не быть, проявиться так или иначе, наступает произвольно, но при определённых условиях может перейти в необходимость.

Тенденция – это стремление, склонность к чему-либо, направленность развития.

Закон есть отражение обязательной повторяемости, существенных устойчивых взаимосвязей.

Эволюция – это незначительные, скрытые, постепенные, непрерывные, количественные изменения, подготавливающие коренные, качественные преобразования. Классическими её образцами стали происходившие физико-химические и биологические процессы в истории земли и зарождении жизни.

Революция – это скачок в движении и развитии, перерыв постепенности, момент перехода старого качественного состояния к новому, насильственное ниспровержение власти и установление более приемлемых порядков. Революция ускоряет эволюцию, завершает её очередной этап, двигает историю вперёд, так как изменяет, обновляет, преобразовывает трудящихся, общество и человечество.

Суждение – это положительное или отрицательное высказывание о всеобщем свойстве единичного объекта (роза красная, человек смертен, с восходом солнца начинается день и т. д.).

Перечисленные категории являются и противоречивыми, и взаимосвязанными, и взаимодействующими, и взаимодополняющими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.067 с.)