Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство и многообразие культуры, закономерности её развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Абстрактной и полностью единой мировой культуры нет и быть не может. Как синтез лучших достижений она объединяет в себе немало схожего, общего как в отражении действительности и творении этих ценностей, так и в их содержании и форме, в восприятии. Все народы стараются соблюдать чистоту, этику, религиозные ритуалы, принятые законы, танцуют, организовывают праздники. Но культура дифференцируется по формациям, идейным, национально-региональным и отраслевым признакам, по видам. Всё большее значение придается культуре производства, дизайну, т. е. используемым технике и технологии, характеру, содержанию и организации труда, быту, квалификации, дисциплине и добросовестности кадров, умелому хозяйствованию, питанию, отдыху и медицинскому обслуживанию. В орудиях и других продуктах труда, т. е. в материальных ценностях, опредмечиваются знания, мастерство, опыт, идеалы, вкусы, традиции. Интеллектуально-эстетическая культура воплощается в сознание, в вещи, мизансцены, интерпретации, правила, эталоны, символы, нормы поведения. Если учёные с помощью логического, понятийного мышления и экспериментов познают истину, то представители художественного творчества раскрывают жизнь в её многообразии посредством образов, прекрасное, воздействуют на чувства, эмоции. Наблюдаются и пограничные состояния. Замыслы воплощаются в живописные полотна, скульптуры, архитектурные ансамбли. Книги, другая печатная продукция продаются как и любой товар. Но при этом в них содержится полезная информация, обнародуются идеи, теории, размышления. Читатели вступают в косвенное, опосредованное общение с авторами, соглашаются или спорят с ними, усваивают преподносимое или отвергают. Одни упражнения и виды спорта помогают накачиванию и укреплению мышц, выпрямлению и облагораживанию фигуры (тяжёлая атлетика, культуризм, бокс, гимнастика, велогонки и т. д.), другие (игровые) – заставляют тренировать сообразительность или ум, логичность (шахматы), третьи (художественная гимнастика, танцы на льду) – доставляют эстетическое наслаждение. Выработке самоконтроля, воли, сосредоточенности, высвобождению духовного «Я» подчинены аскетические и иные действия йогов. Духовное присуще и восточным противоборствам. Центрами культуры стали столицы и крупные города. В них готовились кадры по многим специальностям. Оказывалось влияние на подъём образования, сознания и культуры сельчан. По сравнению с другими поселениями в них сложились более комфортные условия жизнедеятельности. В ряде европейских государств (Германии, Австрии, Италии, Франции, Англии, Швеции и т. д.) выравнивается или сближается качество жилищ, быта, построена добротная и разветвлённая сеть шоссе. Но в мире различия между городом и деревней остаются значительными. В СССР быстрое развитие коммуникаций и средств связи «приблизило» деревню к городу, а печать, кино, радио и телевидение предоставили сельскому жителю равную возможность оперативно получать разнообразную информацию и быть в курсе всех событий, знакомиться с произведениями мирового искусства, т. е. почти устранили былые преимущества горожан в приобщении к культуре. Доступными стали культурно-бытовые товары. В сильно изменившихся условиях местожительство само по себе не характеризовало и не формировало личность. Культурный досуг занимал всё больше места в структуре внерабочего времени сельчан. В домах культуры часто демонстрировались кинофильмы, выступали самодеятельные и профессиональные артисты. Сельчан не только внешне, но и по внутреннему облику стало не просто отличать от горожан. Городские стандарты и эталоны всё более проникали в сельский образ жизни. И всё же они меньше читали, занимались спортом, рационализаторством, художественной самодеятельностью, посещали театры, больше выполняли религиозные обряды. Любая культура складывается под огромным воздействием социально-экономических и политических условий, мировоззрения и продолжает оставаться идеологизированной. Поскольку в ценностях опредмечиваются и распредмечиваются идеи и ориентации творцов, постольку культура подразделяется на прогрессивную и реакционную. Первая адекватно отражает демократические, оптимистические и футуристические устремления, интересы трудящихся, тенденции и закономерности общественного развития, вторая – амбиции диктаторов, богачей, которые неоднократно приводили к войнам, к переделу мира, природных ресурсов, к национальному шовинизму, расизму и даже человеконенавистничеству и геноциду, к гонениям на науку. Германия осуществляла «аншлюс» (присоединение) чужих территорий, государств и народов благодаря грубой военной силе, принуждению. Империалисты, особенно американские, пытаются удержать развивающиеся страны в путах неоколониализма, насаждают им свой порядок, свою культуру. Для этого они и пускают в ход атомный шантаж, прямую агрессию. Нарушив договор между союзниками антигитлеровской коалиции, предписывающий конфискацию и уничтожение всех произведений, пропагандирующих фашизм, правительство США не только сохранило более 6 тысяч картин, эскизов реакционеров, в т. ч. рисунки Гитлера, но и неоднократно демонстрировало эту коллекцию на выставках в Западной Германии, решило вообще её вернуть[20]. Не прекращаются попытки обелить гитлеровцев. Книга Гитлера «Майн кампф», сочинения неофашистов изданы большими тиражами. Упразднив коммунистическую идеологию и не создав собственной, контрреволюционеры, новоявленные бизнесмены и капиталисты разных национальностей ради идейного разоружения и порабощения трудящихся занялись возрождением религий – дают деньги на восстановление и сооружение новых мечетей, медресе и храмов, на издание и распространение религиозной литературы. Вместо знаний внедряют слепую веру, мистику. Правительство постсоветской России также выделяет на это средства, в т. ч. и из налоговых отчислений атеистов, вознамерилось возобновить в школах преподавание нечто подобного на закон божий. Фанатичные талибы, захватившие в Афганистане власть, тут же запретили смотреть телевизор, заставили женщин надеть чадру, искореняли инакомыслие. Они принуждали афганцев вернуться в средневековье. Ещё большее рвение и противоречивость проявили ваххабиты. Они верят в святость и незыблемость традиционных канонов, выступают за сохранение религиозных догматов в первоначальном виде, являются защитниками «чистого ислама». Аравиец Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб и его последователи признали только Коран и Сунну, нормы шариата, призвали молиться только Аллаху и искать у него защиты, отвергли культ Пророка Мухаммеда и святых, ритуал поклонений им, а также разновидности ислама, приспособленные к обычаям и традициям различных народов, ратовали за скромный, пуританский образ жизни, осуждали роскошь, стяжательство, употребление гашиша и табака, ростовщичество. Тем самым привлекали почитателей среди бедняков. Верующим импонируют нравственные постулаты: будь добрым и осмотрительным, не лги, не клевещи, не сплетничай, не допускай в своём сердце зависти и скупости, остерегайся быть болтливым, помогай слепым и другим увечным. При этом ценители таких взглядов уничтожали в Мекке и Медине десятки святых мест, кладбищ (мазари), практиковали джихад – священную войну против неверных, многобожников и даже мусульман, отступивших от принципов раннего ислама. Многотысячные толпы верующих, возбуждённые призывами мулл, выражали готовность стать мучениками веры, погибнуть во имя её торжества. Под знаменем джихада разгромлены г. Неджеф, священная реликвия в Мекке – Чёрный камень (Каабо), богатые часовни под местом рождения Пророка. Их святотатственный вандализм вызвал негодование правоверных. С помощью джихада насаждалось исламское государственное устройство, расправлялись с политическими противниками. Более изощрённым, относительно обоснованным ваххабизм стал после приобщения его последователей к трудам теологов. В ряде стран он доминирует, является официальной идеологией. Адепты фундаментализма ведут бескомпромиссную борьбу со всякой модернизацией. Там, где правительство вступало на путь реформ (Турция, Иран, Египет, Ливан, Бахрейн, Судан и т. д.), оно сталкивалось с яростным сопротивлением[21]. Теоретик фундаментализма, основатель влиятельной организации «Сообщество братьев-мусульман» Хасан аль-Банна подчеркнул: «Те, кто полагает, что приобщение к исламу есть лишь приобщение к его духовным и культовым ценностям, ошибаются… Ислам – это служение и руководство, религия и государство, духовность и практичность, молитва и джихад, повиновение и власть»[22]. Пропагандируется панисламизм. Все мусульмане объявлены единой нацией. Выдвинута стратегическая цель мирными или насильственными методами добиться создания всемирного исламского государства (возрождения халифата), в котором господствовали бы принципы шариата. Фундаменталистские ценности насаждаются благодаря и просветительству, и «джихаду без уступок и снисхождения». Согласно догмам ислама, человечество делится на своих и чужих. К последним причисляются: – искренне заблуждающиеся мусульмане, которые достойны того, чтобы правоверные помогли им преодолеть заблуждения; – злонамеренные лицемеры, заслуживающие суровой кары, включая смерть (Тегеранский аятолла Мухаммеди Гайлани разъяснял: «Убийство лицемера, который отказывается измениться, ценнее, чем тысяча молитв»); – находящиеся под покровительством ислама, которые имеют право на защиту при условии их лояльности к исламу и исправной уплаты подушной подати. Подобная безжалостность вытекает из ортодоксальной традиции. На вопрос «Как поступить с правителем, попирающим исламский закон, к чему прибегнуть?» Мухаммед ответил: «К мечу». Повиноваться Богу мусульманин обязан. Отрицание божеских законов – тягчайшее преступление против Аллаха. Нарушающие их подлежат истреблению. Многие иранские лидеры с воодушевлением заявляют, что началось «победоносное шествие ислама по планете», что мусульмане должны играть решающую роль в мировом развитии. В преамбуле Конституции Исламской Республики Иран говорится, что Основной Закон «создаёт почву для продолжения исламской революции как внутри страны, так и за её пределами, стремится расширить международные связи с другими исламскими народными движениями, чтобы расчистить путь к созданию единой всемирной исламской общности»[23]. Поэтому и предпринимаются меры для стимулирования экспорта исламской революции. Для облегчения выполнения поставленной задачи проталкивается идея единения мусульман. Аятолла Хомейни объявил неверными всех, кто разделяет мусульман на шиитов и суннитов. Исходя из этого, оказывалась разнообразная помощь шиитского Ирана суннитам Таджикистана. Из Тегерана, Кума и Мешхеда транслировались радиопередачи на таджикском языке. Финансировалось строительство мечетей. В Таджикистан прибывали представители духовенства, завозили религиозную литературу. И многие поверили в перспективность исламизации. Но тамошние «демократы» развязали бойню против отступников от веры, ненавистных атеистов, т. е. братоубийственную гражданскую войну. В огне джихада сгорели десятки ни в чём не повинных людей, в т. ч. женщины, старики, дети. Ваххабизм пустил корни также в Наманганской и Андижанской областях Узбекистана, в Ошской области Киргизии. В России он внедрялся и через Чечню, особенно после провозглашения независимой республики «Ичкерия». Община «Джамаат Исламия» рьяно взялась отстаивать ортодоксальный ислам, участвовала в формировании шариатских судов, исламских полков. Спонсорами активистов этой экстремистской организации стали зарубежные центры. В результате чеченские бандиты, восприняв ваххабитское вероучение, превращали плененных солдат и офицеров, специалистов в рабов, требовали за них выкуп, казнили их, отрезали непокорным головы, в т. ч. и иностранцам, захватывали заложников, проводили теракты. Возрастает религиозность в Дагестане. Если в 1985 г. там действовало 27 мечетей, то в 2000 г. – более 1600, а также более 200 медресе, 13 исламских вузов. Тысячи юношей и девушек обучались за рубежом. Возникли исламские партии и движения. Агрессивно настроенные ваххабиты разных национальностей сплотились и вступили в борьбу за вытеснение русских с Кавказа и создание там новой геополитической конфигурации. Проповеди миссионеров способствуют проникновению ваххабизма и в Поволжье. Мощное наступление исламских фундаменталистов вызвало сопротивление как самих верующих, не успевших забыть о прежнем образе жизни и не пожелавших отращивать дикие бороды, носить однообразное белое одеяние и чадру, так и атеистов, колеблющихся. Однако если не вести идейной борьбы, то их влияние будет усиливаться. Заметны также межконфессиональные противоречия и рост напряжённости, увеличение количества умопомрачённых, верующих не только в древние мифы, но и в судьбу, гороскопы, приметы и гадания. Об этом красноречиво говорится в следующих строчках: По стране вновь раздаётся колокольный звон, Мысли разные, чувства скорбные навевает он. То прихожан попы скликают к иконам на поклон, Чтобы доверчивые «души» брать в полон. На молебны прибывают женщины преклонных лет, Отпустить грехи стремится седоволосый дед. Зов набатный привлекает любопытных молодых, Тех, кто науку презирает, разочарованных, больных. Удалившись от прогресса на стократные версты, Воры, развратные путаны на грудь повесили кресты. В церковь ныне зачастили ельцинисты, властный мэр, Лицедейство, веру в Бога демонстрируют теперь. С порога скопом отвергают процесс познания бытия. Неужто так их увлекает библейская галиматья? Их откровенное притворство рассудком здравым не понять, Причины быстрых превращений в политиканстве следует искать. Включились в битву за сознание идеалисты всех мастей, Им охотно помогают продажные глашатаи «Вестей». Лишь пассивные материалисты на увядших лаврах почивают И о прозрении всеобщем безосновательно мечтают. Но без сражений с шарлатанством истины не отстоять И эту логику простую учёным нужно осознать. Их предназначение такое: жажду к правде возбуждать, Затемнённый путь к свободе светом знаний озарять. Но Г. А. Зюганов уклонился от идеологической борьбы, поддержал настойчивое предложение церковнослужителей ввести в школах факультативное изучение основ православной культуры (см. «Диалог», 2003, № 2, с. 5). Политическая культура подразумевает исключение в межгосударственных отношениях угроз и военного шантажа, поддержание добрососедства и всестороннего сотрудничества, обсуждение разногласий, животрепещущих вопросов в ходе переговоров, а также принятие коллегиальных решений, терпимость государственных деятелей, чиновников к высказываемым замечаниям и предложениям, к оппонентам, умение выслушивать собеседников, вести дискуссию, употребление при этом литературного языка, соблюдение провозглашённых свобод, этикета, выполнение обещаний, корректное обращение с подчинёнными, а правовая – мудрость и совершенство законов, знание и соблюдение действующего законодательства, сокращение правонарушений. Нередко возникает дилемма: руководствоваться правом или политической целесообразностью. Тем, кто прилагает усилия по ниспровержению власти, законы как бы ни к чему. М. С. Горбачёв и его сподвижники систематически нарушали Конституцию СССР. Но когда гэкэчеписты попытались отстранить его от должности, то он апеллировал к закону. Также двулично выглядел Б. Н. Ельцин, но хотел осудить мнимых «путчистов». Побеждали не те, кто был прав, а те, кто проявил волю и оказался сильнее. Поэтому нужно не только уважать законы, но и иметь совесть. Не в полной мере учитываются национально-культурные интересы при сооружении дамб и ГЭС. Нередко подтапливаются обширные территории вместе с памятниками. При создании Чебоксарского водохранилища пострадали 17 памятников культуры. Несвоевременно возводилось жильё для переселенцев. Куйбышевское и Нижнекамское водохранилища поглотили пойменные луга, памятники древнего зодчества татар. Дамба на р. Селенга нарушила дренажную систему и повысила грунтовые воды в центральной части г. Улан-Удэ. В подвалах зданий появляется вода. Опасность разрушения нависла над Бурятским театром оперы и балета, над Селенгинским монастырём. Объектами культуры являются результаты, плоды жизнедеятельности всего общества, а её субъектами – отдельные личности, трудовые коллективы, классы, нации. Большим своеобразием отличаются национальные культуры. Уникальными являются языки, мелодии, танцы, художественные произведения, религии, обычаи, традиции, способы хозяйствования и т. д. В свою очередь нации при капитализме имеют разнонаправленные субъекты культурного прогресса – противостоящие классы и социальные группы. Класс, занимающий ключевые позиции в экономике и управлении, контролирует и интеллектуальную сферу. Условно разделяя буржуазные нации на две противоположные составные части (собственников средств производства и поэтому работодателей и наёмных работников, кучку богачей и миллионы неимущих и трудящихся), Ф. Энгельс и В. И. Ленин имели в виду прежде всего их различное бытие, которое детерминирует контрасты в их образе жизни и мышления, в культуре, разные принципы, ориентации, нравы, характеры, языковые диалекты и т. д. В. И. Ленин отмечал, что у «каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности» (т. 25, с. 342), особенности. Принципиальные различия наблюдаются между священниками и просветителями, прислужниками капиталистов и коммунистами. В связи с этим он в каждой национальной культуре выделял две культуры – элементы демократической и социалистической культуры и господствующую буржуазную и даже клерикальную культуру (см. т. 24, с. 120-121). Культурный прогресс (скачок от дикости к цивилизации) базируется не на стихийности, случайностях, а на закономерностях. Обозначим важнейшие из них. Национальные культуры развиваются по законам диалектики и неравномерно. Они то расцветают и дают обильные плоды, то пребывают в застойном состоянии или приходят в упадок, девальвируются и даже регрессируют. Значительных успехов и выдающихся достижений добивались египтяне, шумеры, китайцы, греки, итальянцы, англичане, французы, немцы, русские и другие народы. Непокорёнными остаются вершины прогресса советской культуры. Но о них приходится говорить в прошедшем времени. Даже самые самобытные культуры функционируют не изолированно. Все народы неизбежно вступают во взаимодействие и их культуры взаимовлияют, переплетаются, взаимообогащаются, соперничают между собой. Прямые и косвенные заимствования ценностей, новаций приобрели широкий размах. Их именуют апперцепцией, аккультурацией. Появилось немало глобальных проблем (войны и мира, окружающей среды, народонаселения, водных и минеральных ресурсов, здравоохранения, продовольствия, межконфессионального взаимопонимания и т. д.), от успешного решения которых зависит судьба всего человечества, требующих международной координации действий. В многонациональной среде главенствует язык межнационального общения. В художественной многонациональной советской литературе и искусстве (да и в других странах) утверждался реализм, внедрялись единые классические жанры и средства художественной выразительности – роман, опера, балет, симфония, хор, картины, кино и т. д. (до этого многие народы использовали лишь фольклорное искусство), другие приёмы и методы познания и отображения действительности (межнациональные стилевые системы, народность и т. д.). Коренным образом изменялось идейное содержание, политическая и нравственная направленность культуры, базировавшейся на общей идеологии, на единстве целей и тематики, общности стремлений воссоздания образов современников. Но закономерная схожесть типических характеров героев, отражавших общность жизнедеятельности людей разных национальностей, их сознания, не означала сужения авторской позиции. Углублявшаяся интернациональность предусматривала создание высокохудожественных, неповторимых произведений, многокрасочное проявление национальной колоритности. Чётко обозначились взаимодействие интернационального и национального, сплав ценностей. Вырабатывались единые взгляды, ратные (боевые), трудовые и общесоветские традиции, обряды, обычаи, нравы, уменьшались национально-специфические элементы. Проведённые в Кишинёве, Тбилиси и других городах исследования не выявили ярко выраженных различий ни в пище, ни в интерьере. Предметы домашнего обихода с национальной спецификой сохранялись чаще всего в головном уборе, поясе, в отдельных районах. Школой интернационализма была армия. Обозначились также сепаратистские устремления и обособленность народов в многонациональных государствах. В отдельных регионах, в т. ч. и на территории бывшего СССР, возникла межнациональная напряжённость, выдвигаются и отстаиваются идеи дезинтеграции. И всё же обмен культурными ценностями осуществляется[24] – растениями, продуктами (повсеместно употребляются какао, томаты, маис, табак и т. д.), орудиями труда (станками, автомашинами, тракторами и т. д.), бытовой техникой, мебелью, одеждой, художественными выставками, фестивалями, туристами. Наряду с беспрепятственным совершенствованием национального интернационализируются производительные силы, образ жизни, население.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.02 с.) |