Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вымыслы и правда детерминистов

Поиск

Французский просветитель Ш. Монтескье считал, что законы и нравы, судьба в значительной мере определяются плодородием почвы, климатом, размером территории. Устойчивая жара, по его мнению, вызывает лень, равнодушие, а умеренная температура закаливает людей, побуждает их к труду, свободолюбию.

Ж. Ж. Руссо полагал, что неблагоприятные почвы и климат северных стран тормозят развитие культуры, ибо народы затрачивают много сил на поддержание жизни. Во многих районах Африки комфортные природные условия содействовали появлению культуры, но препятствуют её развитию, так как снижают трудолюбие. Только разнообразные почвы и умеренный климат побуждают жителей приспосабливаться к ним, создавать эффективные способы хозяйствования и орудия труда, переходить от варварства к цивилизации. Культурность, по его мнению, не объединяет, а разъединяет людей, делает из них агрессивных индивидуалистов. Поэтому он отрицал прогресс культуры, рекомендовал вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию, не изучать иностранные языки.[70]

Форму правления Ж. Ж. Руссо также объяснял природной средой и плотностью населения. Малопригодные земли он рекомендовал заселить дикарями, а те, которые могут обеспечить самым необходимым – варварами. На землях, дающих средний излишек продуктов, должны жить свободные народы. В странах с плодородной почвой, позволяющей получать много продуктов за малый труд, он предлагал установить монархическое управление.

Энергию людей Г. Т. Бокль ставил в зависимость от «физических законов», природы и климата. Именно ими он объяснял вечное рабство в Индии. По Ф. Ницше, культуры соответствуют поясам различных климатов. Прогресс наблюдается в умеренном поясе[71].

Первые цивилизации, по А. И. Мечникову, появились по берегам великих рек – Ганга, Нила, Инда. Успехи в цивилизации Западной Европы С. М. Соловьев обуславливал близостью морей, удобством внутренних сообщений, благодатным климатом. В XIX-XX вв. географический детерминизм модифицировался в геополитику, обосновывавшую территориальные притязания.

Общественная наука давно доказала, а практика подтвердила, что формы порабощения, эксплуатации, конституции и другое законотворчество порождаются экономическим базисом и политической надстройкой. Высокоразвитые и слаборазвитые народы и государства имеются на разных континентах. Мотивы к производительному труду также залегают в социально-экономических и политических условиях жизнедеятельности. Южане более темпераментны и эмоциональны, чем северяне, чаще прибегают к жестикуляции в спорах, но экстраверты и интроверты имеются среди всех народов. Однако было бы неправильно отрицать влияние природной среды на уровень их развития.

Климат определяет экологические условия местообитаний, типы почв. Неравномерность нагревания разных областей Земли обуславливает их температуру, количество осадков, направления ветров и водных течений. В зону экватора поступает больше солнечной энергии, так как путь лучей через атмосферу здесь прямой и короче и они меньше поглощаются газами. В тропиках идут обильные дожди. Северные и южные широты (до 30°) отличаются иссушающей жарой, образующей пустыни.

Природная среда часто предопределяет род занятий, представляет сырьё для изготовления предметов искусства, влияет на образ жизни, привычки. На строительство тёплых жилищ и на их обогрев северяне затрачивают больше материалов, топлива, денег. Добыча нефти на Крайнем Севере обходится значительно дороже, чем в Саудовской Аравии или Ираке. В Нечерноземье, особенно в районах рискованного земледелия, в полупустынной зоне добиться высоких урожаев, самоокупаемости и конкурентоспособности выращиваемой продукции очень трудно.

Испания, Франция, Греция, Турция и другие страны Средиземноморья умело использовали заманчивое побережье для отдыха. Воздвигнуты прекрасные отели и города, аэропорты, дороги. Миллионы туристов дают немалые доходы, но одновременно они ускоряют интернационализацию культуры местных жителей, что не всегда одобряется радетелями национальной обособленности, приверженцами религиозных ценностей.

Немецкие исследователи М. Лацарус, Х. Штейнталь пытались разработать этническую психологию, т. е. учение об особенностях ума или культурно-обусловленного типа мышления народов.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, стремясь преодолеть трудности в лечении больных неврозами, предположил, что признаки истерии и неврастении связанны с неосуществлёнными желаниями и неудовлетворёнными влечениями, прежде всего сексуальными. Помыслы и переживания подавляются и вытесняются за пределы сознания, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, ошибках и обмолвках. С помощью ассоциаций, толкований сновидений и других приёмов он советовал устанавливать причину заболевания, чтобы помогать пациентам осознать её и избавиться от переживаний.

Предпосылкой анализа служило выделение в психике трёх составляющих: 1. сознательного («Я», контролирующею все психические процессы); 2. предсознательного (того, что еще не осознанно, но может вернуться в сознание); 3. бессознательного. «Я» вытесняет в «Оно» (бессознательное) противостоящие ему инстинкты и страсти, влечения и желания. Такие импульсы, переживания ищут окольные пути выхода, что вызывает неврозы, немотивированную жестокость, склонность к насилию. «Сверх - Я» (область социальных норм и нравственных установок, возникающих под воздействием авторитетов, религии, чтения и т. д.) примиряет «Я» и «Оно».

Инстинкт размножения (либидо), способствующий проявлению таких качеств, как агрессивность, лидерство, склонность подавлять других, дружелюбие и даже патриотизм, и самосохранения формируют стремления к жизни и смерти. З. Фрейд выводил их из комплекса Эдипа у мальчиков, состоящего из любви к матери и ревности к отцу, и противоположного комплекса Электры у девочек.

Большое значение придавалось бессознательному, т. е. неосознанным влечениям и инстинктам в поведении. Неврозы истолковывались не как обычные заболевания, а как следствия конфликтов, нереализованных возможностей самовыражения. Их причины залегают в межличностных взаимодействиях, в утрате смысла существования. «Я», находящееся между аморальной инстинктивностью и велением нравственности, пребывает как в невротическом состоянии, так и в страхе перед совестью. Отмечалась связь внутренних ощущений индивида с окружающим миром. На этом фоне он классифицировал невротические симптомы, сны, случайные и неправильные поступки.

Психоанализ был примёнен и для объяснения мифологии, религии, морали, искусства. Развитие культуры зависит и от противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх - Я». Она же стимулирует неврозы, ибо люди испытывают страх перед достижениями, которые могут использоваться не в благовидных целях. Если кто-либо предпочитает удовольствия, то лишается опоры, если же – культуру, то приобретает якобы невроз. Определиться с выбором помогает примиряющее «Сверх - Я» в лице сильных вождей.

Сублимация (возвышение) помогает переключать энергию с неприемлемых, низменных целей на творчество, т. е. переносить либидо на научную, художественную и идеологическую деятельность, и является основой развития культуры, которая обуздывает влечения, желания, угрожающие обществу, порождает и разрешает конфликт между природным и социальным.

Высказанные идеи приобрели популярность, но и подверглись критике. Альфред Адлер упрекал Фрейда за преувеличение роли сексуальности в поведении. Стимулятором развития индивидуальной психики он считал стремление преодолеть изначально присущие чувства собственной неполноценности, самоутвердиться. Обнаруженные недостатки или аморальные действия пытаются компенсировать гипертрофированной активностью, настойчивостью, изобретательностью. При этом допускается беспринципность, неразборчивость в выборе средств реализации карьерных устремлений. Влечения обуславливались социальными факторами.

К. Г. Юнг, будучи первоначально единомышленником, в книге «Аналитическая психология» пытался выявить коллективное бессознательное, воплощающееся в образах, символах. Их он назвал архетипами, фундаментом психики. Обнаруживаются они в сказках, мифах, легендах и фольклоре разных народов, а также в снах, фантазиях, галлюцинациях. В мозге отложились отпечатки архаического разума, поэтому мифотворчество наблюдалось во все времена. Распространение национал-социалистических идей в Германии он объяснял пробуждением в коллективном бессознательном архетипа-образа бога грозы и неистовства Вотана. Добро и зло в виде «мессии-спасителя» или «дьявола-искусителя» воспроизводится в общественном сознании сменяющихся поколений. Складывается такой морально-психологический климат, при котором массы готовы принять демагогию политических авантюристов за ниспослание провидца.

Более продуктивным оказалось разделение людей на интровертов, т. е. тех, кому присущи замкнутость, сосредоточенность на самоанализе, склонность к рефлексии и меланхолии, и экстравертов, предрасположенных к общению. Для европейцев, по Юнгу, свойственно экстравертное, логическое мышление, для индийцев – интровертное, интуитивное, превосходящее якобы сознательный ум. Последнее незаменимо для мифологии, религии. В традиционных культурах высоко ценится опыт сновидений, галлюцинаций и ритуалов. Интуитивное озарение похоже на мифологическое мышление, оно дополняет сознательное. Поддержание между ними равновесия – залог успеха в развитии культуры.

Сторонник радикального гуманизма Эрих Фром, ратовавший за то, чтобы производство удовлетворяло разумные потребности, солидарность заменила антагонизмы, а благо и предотвращение страданий стали целью культуры, допускал наличие социального бессознательного. Чувства и действия определяет социальный характер, состоящий из общих для класса или социальной группы черт, формирующихся под воздействием переживаний и совместного образа жизни. Больное общество предлагал лечить улучшением характера. Альтернативой обладанию выступает активность в проявлении способностей и талантов, в общении, единении, окультуривании.

Бессознательные структуры выделял в мифах и во всех других сферах культуры и Клод Леви - Строс.

Наука не смогла достоверно подтвердить наличие чёткого механизма функционирования бессознательного в психике. Выдвинутая гипотеза оспаривалась, но за неё ухватились некоторые литераторы, художники, композиторы, отказывавшиеся от реализма.

В 1798 г. Т. Р. Мальтус провозгласил, что спонтанный рост населения из-за «чрезмерной плодовитости» происходит в геометрической прогрессии, т. е. удваивается его численность через каждые 25 лет, а средства существования из-за якобы убывающего плодородия почвы – лишь в арифметической. Многовековая практика жизнедеятельности человечества не подтвердила это голословное утверждение. О нём можно было бы забыть, если бы он не рекомендовал для ликвидации избытка людей принудительное ограничение рождаемости среди бедняков, голод, эпидемии, войны. Тем самым был поставлен вопрос о качестве населения и его жизни.

Развившиеся производительные силы во многих странах позволили поддерживать определённый баланс и даже улучшать качество жизни, хотя периодически возникали и трудности, прежде всего для трудящихся. Наличие при капитализме резервной армии труда К. Маркс отнёс к относительному перенаселению, а не к абсолютному, которое детерминируется спросом на рабочую силу и высотой заработной платы, жаждой и потребностями накопления капитала[72]. При этом он был против того, чтобы работодатели, добившись увеличения производительности труда и производства, уменьшали выделение средств на воспроизводство, содержание и обучение одних рабочих[73]. Зависимость между приростом населения и его занятостью, материальной обеспеченностью и культурностью просматривается. Государственную значимость приобрело не его количество, а его здоровье, воспитание, гармоничное развитие.

Особенно дискуссионными и вредными оказались попытки заменить изучение исторических и социальных факторов развития культур биологическими, рассуждения о превосходстве рас. В 1853 г. французский дипломат и аристократ Ж. А. Гобино опубликовал четырёхтомную книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас», в которой причину качественного различия культур усматривал в антропологических особенностях людей. Каждую расу отличал по красоте, физическим признакам, психологии, способности к творчеству. Низшей расой он назвал чёрную, несколько более развитой – жёлтую. Дикие народы останутся будто бы таковыми навсегда. Способными к созданию полноценной культуры считал лишь белых, относящихся прежде всего к элите, к арийцам. К идеальной он отнёс германскую культуру в виде средневекового Рима.

Представления о низших народах культивировались в США. Превалировали взгляды о том, что негры не могут обойтись без опеки. Даже заявлялось, что одарённость зависит от длины головы европейцев. Х. Чемберлен полагал, что наивысших достижений добились тевтонцы.

Подобные идеи взяли на вооружение фашисты. Гитлера и его подпевал раздражали мифологические иудейские утверждения, отражённые в Ветхом Завете, о богоизбранности евреев, о их праве торжествовать над всеми другими народами, о погибели презренных гоев, если они не захотят им служить. В противовес таким притязаниям немцы были объявлены высшей нордической (арийской) расой с присущими только ей «неуловимыми духовными свойствами», имеющей будто бы естественное право на то количество земель, которое ей необходимо или потребуется для динамического развития, на господство над другими народами (недочеловеками, по выражению Г. Гиммлера). Такие человеконенавистнические воззрения и подтолкнули гитлеровцев к новому подходу на Восток, который вызывал ожесточение, гибель десятков миллионов людей разных национальностей, евреев в первую очередь.

Оголтелый расизм отвергнут временем и наукой. Хотя расы отличаются физической силой и здоровьем, некоторыми задатками и добиваются разной выносливости, производительности физического труда, обладают эстетическими ценностями, но это не даёт права проповедовать реакционные идеи о их превосходстве, навязывать свои культурные ценности народам с другим менталитетом, с особенностями характера. Никто не рождается с полностью готовым набором склонностей, талантов, тем более интересов, ценностных ориентаций. Они приобретаются и совершенствуются в процессе воспитания и общения. Представители всех рас, наций и народностей способны к активному творческому созиданию. Отставание в культурном развитии обитателей бантустанов ЮАР объяснялось не их физиологическими особенностями, а длительным поддержанием политических и социально-экономических условий, в которых они вынуждены были жить.

Отдельные проявления расизма трансформируются в концепцию генетического детерминизма, смысл которого сводится к выводу, что специфика культуры предопределяется якобы наследственной программой, заложенной в генах. Можно привести множество примеров, когда у алкоголиков и наркоманов, недоразвитых родителей дети рождаются с физиологическими и умственными отклонениями, когда наследуются музыкальный слух, тембр голоса и т. д. Однако бездарные чада появляются и у гениев.

Вывод: одни изложенные идеи уже не актуальны или дискредитированы, другие концепции содержали в себе «рациональные зёрна», но не подтверждены в полном объёме. Сопоставление взглядов и многовековая жизнедеятельность способствовали поиску и нахождению истины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.01 с.)