Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мифологические и религиозно-идеали- стические представления о сущемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философская категория «бытие» является одной из главных, сложилась от слов быть, существовать. В результате разнообразных и многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что эволюция Земли как важнейшей и особой планеты солнечной системы и Галактики длится около пяти миллиардов лет. Жизнь зародилась около 4 млрд. лет назад, а становление предлюдей в жарких местностях продолжалось всего несколько миллионов лет. Обнаружены останки древнейшего человекоподобного существа, жившего около 4,5 миллионов лет тому назад. Австралопитеки (южные обезьяны) были уже прямоходящими. Питекантропы (умеющие изготавливать простейшие орудия труда из камней) появились примерно миллион лет тому назад и обитали в восточной части Африки. Неандертальцы (250 тысяч лет) добывали огонь и стали думающими (homo sapiens), расселялись в Азии и Европе. Около 40 тысяч лет до н. э. неандертальцев сменили кроманьонцы (дважды разумные), способные говорить и мыслить. Но последовательность, рубежи развития неживой и живой природы точно не определены, так как некому было их фиксировать. Они приблизительны. Первобытные дикари видели, естественно, всё, что их окружало, постепенно накапливали трудовые навыки, опыт своей жизнедеятельности, но из-за примитивности созерцательного мышления, отсутствия достоверных знаний не могли осознать и объяснить происходившее. Они зависели от неподвластной им природной среды, её стихийных проявлений. Ощущение своей беспомощности привело к вере в сверхъестественные силы и свойства явлений и неодушевлённых предметов – солнца и звёзд, извергавшихся вулканов, молний, грома, пожаров, ливней, холодов и т. д. Непонятными оставались сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна. Всё это способствовало зарождению веры в то, что все животные и предметы, как и люди, обладают некими неуловимыми душами, которые могут отделяться от тела, превращаться в самостоятельные существа (духи) и перемещаться. Отождествляли их с дыханием, тенью, отражением, кровью (поэтому в «Библии» запрещено её употребление). Считалось, что эта таинственная душа управляет бодрствующим человеком, покидает его во время сна и после смерти, не умирает. Впоследствии такие представления назвали анимизмом. Признание родства с животными и растениями привело к формированию тотемизма. Слаборазвитые люди хотели общаться с душами, стали поклоняться фетишам, приносить жертвы, чтобы уменьшить их гнев. Нередко почитаемым объектам (идолам) и их духам стремились причинить боль, чтобы тем самым заставить их исполнить адресованную просьбу. Они думали, что можно особым способом воздействовать на поведение добрых сверхъестественных сил (помощников) и злых (демонов), других людей, животных и т. д., т. е. с помощью определённых действий и слов (танцев, заклинаний) влиять на ход событий в нужном направлении, обеспечивать удачу или неуспех в промысле, вызывать или прекращать бури. Распространение подобных верований и усложнение культа потребовали специфических знаний, опыта. Совершать культовые ритуалы, обряды начали особые умельцы – колдуны, шаманы, знахари. Они присвоили себе способность общаться с духами. Возникла белая магия (охранительная) и чёрная (вредоносная). Наличие духа якобы обеспечивало здоровье, а его похищение или поедание вместе с необескровленным мясом вызывало болезнь. Во сне он покидает тело и путешествует в виде птицы, насекомого. От этого и распространилась вера в вещие сны и их толкование. Мир представлялся реально существующим и потусторонним. Появлявшиеся «мудрецы» разных племён обнародовали своё видение, мироощущение в придумываемых сказаниях (мифах), в ведийской литературе, эпосах. Таким попыткам присущ общий недостаток – преодоление, подчинение сил природы в воображении, неадекватное, иллюзорное отражение действительности. Кратко и бессистемно они изложены в двух толстых томах энциклопедии «Мифы народов мира». В качестве примеров рассмотрим лишь некоторые предания старины, обработанные народные фантазии. Египет (на рубеже третьего тысячелетия до н. э. фараон юга Менес покорил север и объявил себя единственным владыкой). Благосостояние египтян, переселившихся из-за изменения климата из саванн в долину Нила и собиравших на плодородной почве до трёх урожаев в год, особенно знатных, увеличивалось, а сознание оставалось незрелым. Об этом свидетельствуют мифы, которые начали сочинять в 6-4 тысячелетиях до н. э., посвящённые могущественным сверхъестественным существам. Чаще всего это были гимны и молитвы богам (есть мнение, что в первоначальном значении этот термин означал удачу, долю, счастье). Наиболее значимые: «Тексты пирамид» (заупокойных ритуалов, вырезанных в 26-23 веках до н. э. на стенах внутренних помещений), «Тексты саркофагов» (21-18 века до н. э.), «Книга мёртвых». В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д. Так, богиня Унут изображалась зайцем, Баст – кошкой, Анубис – волком, Тот – павианом, ибисом, Гор – соколом. Позже они наделялись человеческими качествами. Триаду местных божеств возглавлял бог-демиург, который был покровителем нома. Фиванская триада, например, состояла из бога солнца Амона, его жены Мут (богини неба), сына Хонсу (бога луны), мемфисская – из Птаха, его жены Сехмет (богини войны), сына Нефертума (бога растительности). Женские божества выполняли функции матери, особенно Мут, Исида. В конце третьего тысячелетия до н. э. покровитель умерших Анубис был вытеснен Осирисом, который взвешивал на весах сердца трупов. Их противовесом считалась истина, т. е. облик богини Маат или её символ. Грешника пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Праведник оживал. Оправданным мог быть только покорный и терпеливый, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не говорил злых слов против правителя. Допускалось возрождение каждого египтянина для вечной загробной жизни. Возвышение новых центров, развитие земледелия и скотоводства обусловило выдвижение на первый план богов, олицетворявших различные светила и стихии: небо (Нут), землю (Геб или Акер), солнце (Ра), луну (Тот). В образе бога Хапи почиталась р. Нил, которая способствовала урожаю своими разливами. Плодородием почв и амбарами ведала Рененутет, виноградорством – Шаи. С Амоном стали отождествляться Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра – Анум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т. д. Изначально предполагалось, что мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нин. Из этого хаоса вышли Ра и другие боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Небесный свод рисовался в виде коровы, покрытой звёздами, или в образе женщины – богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касалась земли. По одной версии из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотос, из которого появилось дитя (Ра), осветившее землю, по другим – восхождение солнца связывалось с яйцом, снесённым птицей «великий Гоготун» на поднявшемся из хаоса холме. Рождение солнца приписывалось и огромной корове – небу, женщине. Согласно другим мифам, люди («стадо бога») произошли из тела безымянного бога-творца как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания – воздух, для пропитания – животных, птиц, рыб. Землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Вселенную создал Ра, поднявшийся из бутона лотоса. Из его уст вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. В гелиопольском мифе Атум (Ра) создал сам себя, проглотив свое семя. Он выплюнул изо рта бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, которые в свою очередь произвели Геба и Нут, а они – Исиду и Нефтиду, Осириса и Сета. В мемфиском мифе демиургом был Птах, который творил «языком и сердцем», т. е. мыслью и словом. Таким способом он произвёл и первых восемь богов, и весь мир, города, храмы, ремёсла и искусства. В «Большом гимне Амону» (фиванском мифе) Ра назван главой всех богов, который поднял небо и утвердил землю. Люди произошли из его глаз, а боги – из его уст. Фараон назван божьим сыном. В небе усматривалась водная поверхность, Нил, по которому днём солнце обтекало землю. По подземному Нилу солнце плыло ночью. Поддерживались легенды о чудесном рождении фараонов Аменхотепа III, Рамсеса II, Рамсеса III. Но даже отличившиеся фараоны наивно полагали, что торжественный обход вокруг стен столицы обезопасит её от нападений, что Нил разольется, если в воду бросить скреплённый печатью папирусный свиток с таким приказом. Древние египтяне верили, что каждому живущему присущи две бессмертные души. Если первая Ба в облике сокола с человеческой головой покидала тело, вылетая через рот, то наступала смерть. Достичь вечного блаженства мог лишь тот, чьё тело сохранялось, чтобы Ба могла вернуться в своё бывшее вместилище. Так возник обычай мумификации трупов. Это считалось обязательным условием загробной жизни в могиле. Вторая душа Ка якобы возносилась на небо и отправлялась на запад, где её встречала с пищей и питьем кормилица мира, богиня Хатор с головой коровы. Через некоторое время Ка возвращалась и продолжала жить возле мумии. Для мумии фараона начали строить величественные усыпальницы – пирамиды, а также саркофаги, а затем гробницы высекались в скалах в Долине царей. Могилы богатых вельмож обозначались невысокими надгробиями. Бедняков зачастую заворачивали в циновки и сбрасывали в кучи на окраинах кладбищ. Умерших священных животных и птиц тоже бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Чтобы обеспечить умершего всеми благами и он не чувствовал себя обездоленным, в погребальную камеру клали пищу, напитки, одежду, украшения. На стенах изображались портреты жён, детей, слуг, сад и пруд, картины охоты и пиров, другие рисунки, которые после появления Ба будто бы оживали и фараоны продолжали вкушать привычные им радости. Странствующую по подземному царству душу подстерегали чудовища. Спастись от них можно было при помощи заклинаний и молитв. Тщательному заклинанию подвергались двери. Над покойным вершил загробный суд Осирис вместе с другими богами. Аменхотеп IV (14 в. до н. э.) попытался установить единобожие. Истинным божеством, единственным творцом мира он объявил солнечный диск с исходящими от него лучами под именем бога Атона. Величали его ещё так: Ра-Атум, Амон - Ра. Себя фараон назвал Эхнатоном, т. е. угодным Атону. Культы всех прочих богов он отменил, закрыл их храмы. Но поругания прежних святых, нововведения вызвали непонимание многих жрецов, придворных. Эхнатона оставила даже жена. Старые правила богопочитания были восстановлены при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе. Двуречье. Поселившиеся в 4 тысячелетии до н. э. в уже заселённой долине между Тигром и Евфратом шумеры не только начали строить из высушенных на солнце глиняных кирпичей города, но и придумывать мифы. С начала третьего тысячелетия их начали записывать. Бóльшая часть текстов относится к концу 3 – началу 2 тысячелетия до н. э. В каждом городе-государстве почитались свои божества и герои. Около 26 в. до н. э. выделились 6 верховных богов раннешумерского пантеона: владыка воздуха, царь богов и людей Энлиль, неба, грома, бури – Ан (аккадский Адад), луны – Нанна, солнца – Уту, подземных пресных вод и океанских – Энки, богиня войны и плотской любви – Инанна. Обожествлён был после смерти и правитель г. Урука Гильгамеш. Во втором тысячелетии до н. э. его считали судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. Вавилонский же Гильгамеш был рождён будто бы девой, запёртой отцом в башне. В мифе «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события происходили тогда, когда Ан забрал себе небо, а Энлиль – землю при их отделении. В мифе о мотыге и топоре такие усилия приписываются Энлилю. Один миф посвящён первозданному раю на острове Тильмун. Первочеловека вылепили якобы из глины, замешанной на крови, Энки и Нинмах при помощи матери Наммы, давшей жизнь всем богам. Сделали они это для того, чтобы люди трудились на богов, обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды, приносили жертвы. По этому случаю они устроили пир. Захмелевшие Энки и Нинмах начали снова лепить людей, но у них получились лишь уроды: женщина, неспособная рожать, существо, лишённое пола, и т. д. Некоторые думали, что люди росли под землей, как трава. Энлиль проделал мотыгой дыру и они вышли оттуда. Образ Гильгамеша ярко представлен в аккадском эпосе «О всё видавшем» (12 песнях-таблицах). По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного, могучего и буйного царя, отбивавшего женщин, богиня Аруру создала дикого Энкиду, который должен противостоять Гильгамешу и победить его. Они встретились и затеяли поединок. Но никто не побеждал, что сделало их друзьями. Вдвоём они совершили много подвигов. Разгневанная богиня умерщвила Энкиду. Потрясённый этим Гильгамеш бежит в пустыню, тоскует и впервые ощутил, что и сам он смертен. Он отправился на поиски своего предка, которому боги подарили бессмертие, прошёл подземным путём гряду гор, посетил чудесный сад и переправился через воды смерти на остров, нашёл того, кого искал, уговорил его открыть тайну цветка (травы) вечной молодости, лежавшего на дне моря. Гильгамеш с трудом его достал, размечтался оживить Энкиду, подарить его и жителям Урука, но не успел им воспользоваться – пока купался цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Он же вернулся домой с пустыми руками. Утешение он нашел в любовании стеной, сооружённой вокруг города. Лейтмотив поэмы таков: человек не может достичь участи несговорившихся богов, его попытки заполучить бессмертие тщетны. Подчёркнута мысль, что доступной является лишь память о славных делах. Набожный и мудрый правитель г. Шуруппака Зиусудра (шумер) узнал от Энки (покровителя людей) о предстоящем потопе как наказании за плохое поведение. По его совету он построил ковчег и в нём пережил потоп, длившийся 7 дней и 7 ночей. Как «спасителя семени человечества», Зиусудру наделили «вечным дыханием». Он поселился вместе с женой на острове блаженных Тильмун. Похожий миф известен в старовавилонской версии (середина 2 тысячелетия до н. э.) и поздневавилонской (1 тысячелетие до н. э.). Суть его состоит в том, что после создания людей богиней-матерью Мами Энлиль, возмущённый их суетностью и шумливостью, мешавшей спать, решил их уничтожить. Он стал посылать на людей всякие бедствия. Но при поддержке Эйи (Энки) они справлялись с ними и множились. Тогда Энлиль послал им аналогичный потоп. Человечество погибло. Спасся только Атрахасис, соорудивший по совету Эйи большую ладью. На неё он погрузил свою семью, ремесленников, зерно, имущество, а также всех (?) животных, «кто ест траву». За это ему подарили вечную жизнь. С возвышением Вавилона всё большая роль придавалась богу этого города Мардуку. В поэме «Когда вверху» (начало 10 в. до н. э.) он изображён как творец мира, как прямой и законный наследник шумерских богов, но в этом случае он не мог выступать в качестве демиурга. В ашшурской версии этой поэмы (конец 2 тысячелетия до н. э.) Мардука заменил Ашшур. Историческая последовательность тут явно отсутствовала. Предполагалось, что небо, как здание, покоится на основании, прикреплённом к небесному океану колышками и защищённом от воды крепостным валом. Сирия, Финикия, Палестина, которые населяли в 4-3 тысячелетиях до н. э. угаритяне, финикийцы, иудеи и израильтяне. Источники западносемитской мифологии стали известны со второй половины 2 тысячелетия до н. э. Местные боги наделялись эпитетами, прозвищами: Баал – хозяин, владыка; Мильк – царь, хозяин; Адон – господь; Эшмун, Шем – имя и т. д. Их название часто обозначало какой-либо предмет или явление: Рашап, позднее Решиф – пламя; Иамму – море; Иарих – луна и т. д. Иногда имя означало «бог», как имя Илу (сильный, могучий). Отдельные боги мыслились как основатели городов: Иерихон – г. Иариха; Иерусалим – г. Иерушалем. В Финикии с первого тысячелетия до н. э. на первое место выдвинулись главный бог г. Тир, покровитель мореплавания и колонизации Мелькарт, умирающий и воскресающий бог Адонис. По схеме Филона первоэлементами были воздух и хаос, от которых произошли ветер и желание, породившие Мота в облике ила. Он и произвёл все остальные элементы мироздания. После вселенского пожара возникли космос и живые существа. От ветра Колпия и его жены Баау родились Айон (вечность) и Протогон (перворождённый). Богами стали Элиун или Эльон (всевышний) и Берут (союз). От них произошли Уран (небо) и Гея (земля). От Урана родились Эл (Илу) Кронос, Бетэль, Дагон, Атлас, Зевс Демарунг. В Сирии верховным богом был Баалашамин. Позже божества отождествлялись с греческими. В Палестине формировался иудаизм. Еврейская мифология. Она посвящена деяниям двух богов: общесемитского Элоаха и древнееврейского Яхве. Они творили мир и человека до тех пор, пока в 10 в. до н. э. в Иерусалиме не был построен храм, в котором Яхве занял место главного бога. Он был провозглашён спасителем народа Израиля. Но хронология в мифах не соблюдалась. Яхве – непроизносимое в иудаизме имя. По ветхозаветному преданию, складывавшемуся более тысячелетия (от 13 в. до 2 в. до н. э.), оно было открыто неким богом Моисею в богоявлении при горе Хорив. Когда Моисей спросил его имя, то получил ответ: «Я есмь сущий». Далее он поведал, что являясь к Аврааму, Исааку и Иакову «Бог всемогущий» под именем «Господь» (Яхве) не открылся им. В богоявлении на горе Синай бог выполнил свое обещание и сошёл в облаке, оставался там близ Моисея и провозгласил имя Яхве. Стало почитать Яхве только одно древнееврейское племя кочевников-скотоводов. С ним можно было вступать в общение, повинуясь или нет его гласу, но его нельзя было увидеть или изобразить. Евреи, заключившие союз под названием «Израиль», сплотились вокруг формировавшегося культа в 13 в. до н. э. Исход евреев из Египта связан с Моисеем – первым пророком Яхве и основателем его религии, наставником и вождём народа. Исторические события, отражённые в легендах о Моисее, происходили в 1505-1196 годах до н. э. Так как фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых мальчиков, то мать Моисея 3 месяца прятала его. Затем она положила младенца в засмоленную корзинку и оставила её в зарослях тростника. Увидев красивого ребенка, дочь фараона распорядилась подобрать его и отдать кормилице, которой оказалась его мать, полюбила его как своего сына. Однажды Моисей оказался свидетелем избиения еврея, выполнявшего тяжёлую работу, египетским надсмотрщиком. За это он убил обидчика. Стенания евреев дошли до Яхве, который и поручил Моисею вывести из Египта сынов Израилевых, наделил его способностью чудотворца. Моисей отправился к фараону и потребовал от имени Яхве отпустить угнетённый народ. Но фараон наказал евреев новыми тяготами, что вызвало ропот. Тогда Яхве начал рукою 80-летнего Моисея творить грозные дела: на глазах фараона превратил жезл в змею, наслал на египтян 10 козней (вода Нила приобрела цвет крови и смрадный запах, стала непригодной для питья, начался падёж скота, появились полчища жаб и т. д.). Фараону пришлось уступить и отпустить евреев. Яхве шёл перед ними и показывал путь. Когда евреи достигли моря, тогда Моисей и Яхве заставили воды расступиться. Египетское войско устремилось по образовавшейся суше в погоню за евреями, но вода сомкнулась и накрыла его. Евреям послали манну небесную как пищу, а для утоления жажды – родниковую воду. На третий день они подошли к Синайской горе. Моисей взошёл на гору и получил от Яхве 10 заповедей – запретов и повелений, регулирующих поведение людей перед Богом. Народ пообещал исполнить их. Яхве предложил Моисею истребить неверных и произвести своих потомков. Моисей помолился за народ и предотвратил его гибель. Моисей предводительствовал скитальцами по пустыне 40 лет. Но когда ему исполнилось 120 лет, тогда Яхве возвестил, что ему за допущенные погрешения не суждено перейти Иордан и прибыть в «землю обетованную». Свою миссию он должен передать преемнику – Иисусу Навину. После смерти Моисея Яхве велел Иисусу Навину стать твёрдым и мужественным и исполнить закон Моисея (почему-то миф датирован 14 в. до н. э.). Священники, несшие ковчег завета, вошли в реку, вода остановилась и евреи перешли на другой берег. Тогда Иисус изготовил острые ножи и обрезал сынов Израиля, родившихся в пустыне во время похода. Манна перестала падать с неба. Евреи стали питаться земными плодами. Умер Иисус Навин после раздела ханаанейской земли. Индия. Самобытная цивилизация сложилась в 3 тысячелетии до н. э. в долине Инда. Жертвенные ритуалы сопровождались заклинаниями, молитвами, изречениями, песнопениями и т. д., благодаря которым индийцы надеялись предотвратить беды и несчастья. Они передавались изустно новым поколениям. В 15-7 веках до н. э. из них и были составлены 4 сборника «священных текстов откровений» (Шрути) ариев под общим названием «Веды» (в переводе с санскрита означавшие знание). Они обрастали комментариями и дополнениями. Самый ранний из них – «Ригведа» (совокупность гимнов разным богам). Ритуалы зафиксированы во второй части («Брахманы»), правила поведения для отшельников, лесных мудрецов – в третьей («Араньяки»), диалоги мудрецов с учениками – в четвертой («Упанишады» – сокровенные засимволизированные религиозные и предфилософские высказывания, в т. ч. и аскетов-проповедников). Характерным было многобожие. В «Ригведе», придуманной певцами и поэтами, выделялись пантеистические боги: грозы и воитель с врагами Индра (в облике быка), мирового порядка и справедливости – Варуна, огня и домашнего очага – Агни, солнца – Сурья, неба – Дьяус, утренней зари – богиня Ушас и другие. Высших божеств насчитывалось 33. Иерархия среди них не наблюдалась. Врагами богов и людей считались духи (ракшасы и асуры). Начало творения дали воды. Всё появилось из них. Одной из распространённых осталась версия происхождения мира из яйца, самопорождённого силой тепла в первозданных водах. Из него через год вылупился Праджапати или демиург Брахма. Под воздействием мысли яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, т. е. на небо и землю. Отделяло их воздушное пространство. Взгляд на этот процесс был затем значительно усложнён. Брахма утвердил землю среди вод и звёзды на небе, определил течение времени, произвёл всё живое, ниспослал смерть для предотвращения перенаселения и т. д. Другим богам (своим потомкам) он отдал во владение отдельные сферы мироздания, установил сословия, права и обязанности четырех варн, священный закон (дхарму), религиозные обряды и обычаи. Особенно подчёркивалось, что вечный Брахма обозначил власть на небесах (Индру возвысил до царя над богами, которые также умирали) и на земле. Есть и такое утверждение, что земля и солнце (огонь) вышли из лотоса. Творцом всего (богов, земли, людей четырёх варн и т. д.) считался также абстрактный первочеловек Пуруша. Луна появилась из его мыслей, солнце – из глаз, небо – из головы. Когда его расчленили (кто?), то его рост превратился в брахмана (жреца), руки – в кшатрия (воина, царя), бёдра – в вайшья (земледельца, торговца, ремесленника), ноги – в шудру (чужака, бесправного раба). В поздневедийский период в качестве верховного божества всё чаще выступал Праджапати. Допускалась аватáра (нисхождение божества на землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления закона и добродетели или защиты своих приверженцев). Так, Праджапати превратился однажды в вепря и поднял на клыках землю из океана, во второй раз – в черепаху, которая произвела все живые существа, в третий – в чудесную рыбу, которая спасла первочеловека Ману от потопа. В многочисленных упанишадах (разрозненных текстах на разные темы преимущественно безымянных авторов), возникших около тысячи лет до н. э. и позже, доминируют объяснения первоначала бытия. Связывались они с Брахманом или Атманом. Обычно эти имена употреблялись как синонимы. Чаще под Брахманом понимался бестелесный и непознаваемый бог-творец и верховный правитель, вездесущий дух, а под Атманом – его человеческое воплощение, субъективная душа, высшее «Я». «Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем. И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их Атманом». Но иногда эти понятия отождествлялись с необъяснимым Пурушей, пищей, дыханием, водой, воздухом, землёй, огнём. В некоторых местах упоминалось о сат (бытии), возникшем из асат (небытия). Древнеиндийские мыслители пытались выявить и «опору» человека, т. е. то свойство, без которого он перестаёт существовать. Рассуждали они приблизительно так: если у него отнять зрение, речь, слух, то он будет жить, но если его лишить дыхания, то он умрёт. Значит опорой является дыхание. Тело есть лишь оболочка, скрывающая «дыхание жизни». Позже эту прану стали отождествлять с душой (атманом). В упанишадах прослеживается мысль о переселении душ. Все предметы и явления природы, в том числе и человек, вышли из Атмана – Брахмана, поддерживаются им, в него же и возвращаются. Такой кругооборот мог быть прекращён, ибо многозначная душа в состоянии безвозвратно слиться с Брахманом. В этом усматривалась цель жизни. В «Законах Ману» создателем варн объявлен уже Брахман. Жрецам (белым) он поручил изучать и истолковывать веды, принимать жертвоприношения, раздавать и получать милостыни. Помимо схожих обязанностей, кшатрии (красные) должны были охранять подданных, а вайшьи (жёлтые) – пасти скот. Лишь шудрам (чёрным) вменялось служение этим варнам со смирением. Сансара (блуждание, переход, перевоплощение души или индивида) стала сущностью брахманизма. Смерть якобы вынуждала душу переселяться в новое вместилище – в другого человека, животное, растение, божество. Подобное бесконечное странствие душ зависело от судьбы, т. е. предопределённой свыше кармы (деяния, судьбы). Колесо сансары не останавливалось. Каждое перерождение определялось суммой добрых и злых дел в предыдущей жизни. Кто изучал «Веды» (это разрешалось лишь мужчинам из первых трёх варн), совершал благие поступки, соблюдал провозглашённую мораль, отказывался от ненависти, подавлял зависть, почитал жрецов, наставников, тот мог переродиться в будущем в высшей варне, т. е. как брахман. Дурная карма обеспечивала перемещение души в представителей низших варн или животных. Пьяница мог стать молью, убийца – хищником, вор – крысой и т. п. Все занимают ту социальную ступень, которую заслуживают. Навязываемое стремление соединиться с Абсолютом способствовало корректировке поведения. Однако брахманизм в целом закреплял неравенство, так как каждой варне предписывались особые правила и обязанности. Брахманы составили даже перечень грехов и соответствующих возмездий, выдумали догмат о загробном воздаянии. Несогласие с брахманизмом привело к формированию иных идейных течений. В объёмистой эпической поэме «Махабхарата», содержащей 100 тысяч стихов, сочинённых Вьясой, предпринята попытка синтеза народных верований, мифологии пришельцев с брахманистской догматикой «Вед». В ней Брахман уподоблялся тысяче солнц, передвигался верхом на лебеде, изображался красным, четырёхлицым и с бородой; повествуется об аватарах всех богов во главе с Нараямой, сошедших на землю, чтобы избавить её от бесчинств разных чудовищ, о том, что бог Вишну заменил Праджапати в легенде о потопе. Воплотившись в рыбу, он спас от погибели седьмого Ману – Вайвасвату, многих индийцев и семена всех растений, взяв их на корабль. Он повторно вытащил землю из океана. Изложена также мысль: чтобы стать совершенным, не обязательно рождаться брахманом, достаточно быть отрешённым, т. е. йоганом, которому присущи терпение, стойкость, смирение, искренность, честность, самообладание, почитание учителя, отсутствие себялюбия, непривязанность к жене, детям и т. д., преданность богу. Брахман проходил обозначенные стадии. Ребенком он изучал «Веды» в доме учителя. В молодости он был главой семьи и дома, воспитателем детей. На склоне лет он отправлялся странствовать, становился нищим отшельником, постигающим скрытую мудрость упанишад. В поэме «Рамаяна», сочинённой Вальмики, упоминались как ведические боги, так и новые. Джайнисты (от прозвища Джина – победитель кармы, данного легендарному Махавиру Вардхаману) поставили под сомнение ведические ценности, брахманистские обряды, но сохраняли веру в перевоплощение душ. Они проповедовали 5 истин: не убивать, не лгать, не воровать, не привязываться к вещам, быть целомудренным, а также принцип непричинения вреда всему живущему (ахимсы), так как в нём есть душа, отрабатывающая прежнюю карму. Вот почему их сторонники закрывали рот повязкой, мели дорогу метёлкой, чтобы случайно не проглотить или раздавить какую-либо мошку, букашку, червяка, запрещали быть воином. Их цель и усилия – самосовершенствование бессмертной души (дживы), выпадение из круга перерождений. Если душа поддавалась гневу, жадности и другим порокам, то попадала в ад. Через некоторое время она вновь обретала телесную оболочку и страдала. Освобождение души от тела, от кармы как источника страданий и достижение нирваны (высшего состояния, устремлений, счастья, бесконечного блаженства), мокши связывалось с укрощением страстей, уменьшением желаний, с аскетизмом. Злом признавалась не всякая жизнь, а только дурная. Рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжёлый труд, страдание осознавались как следствие предыдущей греховной жизни, прошлых воплощений, как наказание, как вина самих представителей варн. Избавиться от всего этого считалось возможным посредством веры и правильной жизни, благочестивости, прежде всего брахману. Аскет приобретал с годами воздержания столь огромную энергию, что она позволяла ему возвыситься над кармой, достичь божественных миров и раствориться в них. Своеобразным, отличающимся от брахманизма оказался и буддизм, основателем которого стал Сиддхартха (по фамильному прозвищу Гаутама), Шакьямуни, живший в 5-4 веках до н. э. (достоверных дат нет, в разных источниках даны разные годы его жизни). Отец его был раджой полузависимого княжества, принадлежал к племени шакьев, к варне кшатриев, любил способного сына и оберегал принца от невзгод и забот, печалей и горестей, странных и нежелательных мыслей – не разрешал выходить из дворца, прогонял всех нищих и больных тогда, когда брал с собой, женил на прелестной девушке. Но оградить его от постижения жизни не сумел. В 29-летнем возрасте он на одной из увеселительных прогулок увидел дряхлого старика, больного проказой, монаха-отшельника, погребальную процессию. Гаутама был потрясён, утратил былую безмятежность, испытал отвращение к извращённой, неприглядной действительности. Он покинул дворец, семью и оправился в длительное странствие, чтобы узнать рецепт всеобщего счастья. В религиозной литературе говорится, что жена раджи Майя увидела во сне как в её бок вошёл белый слон. Через положенное время она родила младенца, вышедшего из подмышки. Мудрец Асита предрёк ему свершение великого подвига. Назвали его Сиддхартхой, что означало «выполнивший свое назначение». Гаутама год жил среди йогов, наблюдал их подвиги, беседовал с ними, но не мог понять стремлений многих отшельников, изнуривших свою плоть, не к свободе от страданий, а к лучшему возрождению в будущем или к временному блаженству среди небожителей. Эти цели показались ему недостойными. Он оставил своих наставников и уединился в джунглях, чтобы самому пройти по пути самоистязаний. Шесть лет он бродил, почти ничего не ел, превратился в живого скелета, едва не умер, много размышлял. Тогда Гаутама навсегда отказался как от роскоши, так и от крайнего аскетизма. Утолив голод, он остался на ночь под деревом. И на него низошло внезапное озарение, а не осознанный вывод, он стал пробуждённым, просветлённым – Буддой, познал причину зла, «четыре благородные истины»: 1. Жизнь (рождение, болезнь, смерть) есть страдание, неудовлетворённость, разочарование; 2. Корень страдания залегает в жажде получения удовольствий; 3. Устранение этой жажды удовлетворения желаний, потребностей избавляет от страдания; 4. Путь, ведущий к нирване, лежит через достижение свободы от всего, в т. ч. от самого себя. Демон зла, бог смерти Мара попытался заставить «просветлённого» отказаться от разъяснения людям способов спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал дочерей, чтобы соблазнить его радостями. Но Будда победил свои сомнения и произнёс первую проповедь, ставшую основой его вероучения, предложил «восьмеричную систему» избавления от страшного мира, наполненного страстями, болью и скорбью, согласно которой правильными должны быть: взгляды, вера, т. е. отражающие суть «благородных истин»; решимость, т. е. готовность к подвигу во имя истины; речь, т. е. доброжелательная, искренняя, правдивая; поведение, т. е. непричинение зла; образ жизни, т. е. мирный, честный, чистый; стремление, усилие, т. е. самовоспитание и самообладание; внимание, т. е. активная бдительность сознания; сосредоточение, т. е. верные методы созерцания и размышления. Следуя этому среднему пути, каждый индиец должен был рассчитывать на самого себя, а не искать помощи извне, т. е. от бога, жить так, чтобы оставлять меньше кармических следов, чтобы его поступки не зависели от желаний. Восприятие этих завещаний Будда соотносил с рядом постепенно восходящих ступеней. Доходящий до вершины этой лестницы ощущал наивысшее просветление, такое состояние, при котором оцепеневало тело, угасало сознание, не действовали законы, ибо он погружался в непостижимое «безветрие» нирваны. Будда не отрицал наличие богов, демонов, духов, ада, но полагал, что они тоже подчинены действию кармы и не могли избавиться от оков сансары (перевоплощений). Лишь аскет, отказавшийся от всех привязанностей, последовательно менявший себя, мог достичь нирваны и только под деревом. Смерть расценивалась не как кара или трагедия, а как переход к иной жизни и новым страданиям. Провозглашалось равенство в страдании и право каждого на самосовершенствование. Окружённый всё умножающимися учениками, Будда 40 лет ходил по окрестностям долины Ганга, беседовал с богами, проповедовал свою дхарму и творил якобы чудеса. Поверили в истинность его мифологизированного образа и изречений многие аскеты, не имевшие собственности и жившие подаяниями, т. к. не признавали ритуалов брахманов, не были привязаны к вещам, месту, смысл видели в сосредоточении на внутреннем самочувствии. Но к искренним последователям он относил монахов. Упасаки (миряне) зачислялись в ряды «оглашённых», готовившихся к посвящению в верующих. Для них были оглашены заповеди воздерживаться от убийства, воровства, блуда, лжи, возбуждающих напитков. Осуждена была также неопрятность. Умер Будда (по преданию) в 80-летнем возрасте под деревом в мае (эта дата стала почитаться так же, как и его рождение и прозрение), так как понял, что ему нечего больше сказать собравшимся. Последними словами были: «Стремитесь всеми силами к спасению». Через год его последова<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.023 с.) |