Басалай А. А. Актуальная и правдивая философия. М., 2010. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Басалай А. А. Актуальная и правдивая философия. М., 2010.



В учебнике, предназначенном в основном для студентов вузов, в сжатом виде, но всесторонне освещаются главные разделы философии – онтология и гносеоло­гия, социальная философия, а также теоретические вопросы культуры и эстетики. Особое внимание уделено тщательному отбору и системати­зации информационного материала, динамике и логике его изложения, чёткости и правдивости интерпретации. Содержание соответствует программе преподавания. Оно может заинтересовать также всех читателей, стремящихся самостоятельно изучать ме­тодологические вопросы и сложные проблемы.

Коротко об авторе

Алексей Афанасьевич Басалай родился в первой декаде июня 1943 г. в д. Рыбалы Свислочского района Гродненской области в крестьянской семье. В 1956 г. он закончил Стокскую семилетнюю школу, в 1963 г. – Свислочскую среднюю школу, в 1969 г. – заочное отделение факультета журналистики МГУ, в 1980 г. – заочную аспирантуру Института философии АН СССР.

Ему пришлось совершить извилистое и трудное восхождение от колхозника до доктора философских наук, известного учёного. Став студентом, он начал публиковаться в областных, республиканских и центральных газетах, но беспартийность, отвержение угодничества и критичность мышления препятствовали продвижению по профессиональной лестнице, реализации устремлений. Он менял занятия: был освобождённым секретарем комитета комсомола, учителем истории и обществоведения, редактором Издательства МГУ, журнала «Философские науки», научным сотрудником ИСИ АН СССР, ИТИС ЦК КПСС, заведующим Перовским профконсультационным пунктом МГЦПОМ, главным специалистом Миннаца России, преподавал эстетику, культурологию, философию в разных вузах Москвы. Наиболее весомым результатом научно-педагогической деятельности является издание монографии «Развитие наций и их взаимоотношений в СССР» в двух частях, которая положительно воспринята научной общественностью, и данного учебника, участие в подготовке нескольких тысяч специалистов высшей квалификации. Он отверг конъюнктурные, карьеристские, политические соображения, предпочтение, разнообразные знания и талант отдал выявлению истин и их отражению, отстаиванию исторической правды и тем самым внёс существенный вклад в просвещение учащихся.

 


Предисловие

Стремление понять сущность бытия, его причины было свойственно любознательным далёкой древности. В каждой эпохе выделялись свои мыслители. Философом впервые назвал себя Пифагор. Платон отнёс философию к особой науке. Аристотель считал её наиболее ценимой, так как она начала отыскивать первопричины действительности.

Слово «философия» произошло от древнегреческого phileo – люблю и sophia – мудрость. Изначально философия включала в себя все знания о мире и ориентировалась на рациональное его истолкование. Философы пытались выявить основу существующего, закономерности его развития, смысл и ценность жизни, рассуждали о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости.

Происходившая в процессе накопления знаний их дифференциация, способность опытных наук вскрывать связи явлений природы и заменять вымыслы доказательствами привели к выводу, что больше нельзя представлять философию как всеобъемлющую систему взглядов. Последнюю попытку её создания предпринял Гегель.

Созданы относительно самостоятельные разделы филосо­фии: онтология (учение о бытии и его сущности); гносеология (позна­ние); логика (законы и формы правильного мышления); социальная философия, изу­чающая общественную жизнь и отдельного человека; теория культуры; эстетика (оп­ределе­ние прекрасного); этика (мораль); история философии (становления и развития мыслей). Обозначились также аксиология (изучение ценностей) и герменевтика (толкова­ние знаний). Но тем самым произошло и размывание её предмета, целостности.

Вводимые термины (душа, Бог, бытие, сознание, идея, мировоззрение), отношение мышления к материи, «духовного», психиче­ского к физиологическому оказались наиболее дискуссионными. В зави­симости от занимаемой позиции, т. е. от того, что признава­лось первичным, определяющим, философы разделились на идеа­ли­стов и материалистов, агностиков, отрицающих материальность и познаваемость мира, и на оптимистически настроенных исследователей. Непримиримая борьба между ними продолжается до сих пор.

В ходе непрекращающейся дискуссии сложилось наиболее ав­торитетное мнение, что предметом философии как квинтэссенции идей являются основ­ные законы развития природы, человека и общества, мышления и их про­явления. Философствование выполняет познавательную функцию, так как направлено на осмысление природных явлений и приобретаемого опыта жизнедеятельности людей, их созерцания и развивавшегося мышления, служит главным средством выработки миро­воззрения, идеалов, методов познания, способности логиче­ски и критически мыслить, постижения истины, изменения со­держания культуры и преодоления невежества. На достижениях учатся целые поколения. Они ориентируют в повсе­дневной деятельности, вооружают полез­ными идеями и теориями, помогают понять сущность окружаю­щего мира как единого целого и общественных порядков, высве­тить красоту, добро, благо.

Широкое распространение получили представления о причин­ности, пространстве, времени и т. д. Любой исследователь не мо­жет обойтись без использования философской методологии: на­блюдения, индукции и дедукции, анализа и синтеза, абстрагиро­вания, логичности изложения информации и её интер­претации, моделирования и прогнозирования.

Естественная наука внесла существенный вклад в познание многообразной природы и действительности, но она не всеобъемлющая. Химическая формула воды, например, не объясняет всех её свойств. Философия, литература и искусство, другие отрасли культуры воздействуют на формирование диалектического, логического и образного мышления, а также убеждений, чувств, настроений, вкусов, потребностей. Они могут мобилизовать на преобразование настоящего, предсказывать, предвосхищать будущее, открывать новое в уже известном, необычное – в привычном, разрядить и снять напряжение и волнение, позволяют восстановить психологическое равновесие, пережить чужие жизни. Храмовая и монументальная архитектура призвана внушать трепет, марши – бодрость.

За несколько тысячелетий развития человечества накоплено множество достижений, которые содержат в себе колоссальную информацию. И представители каждого поколения, если они стремятся приобщиться к науке и культуре, должны знать о них.

Составлены систематические и алфавитные каталоги, описи ценностей. Всё чаще используется интернет. Осведомлённость приумножается в учебных заведениях, на лекциях, в туристических поездках, при ознакомлении с архитектурным обликом городов. Хранение и передача информации осуществляется преимущественно с помощью кодирующих знаков (букв, цифр, нот, звуков, сигналов, темпов, ритмов, жестов, признаков, декораций), при общении. Язык танцев, живописи, архитектуры доступен, легче усваивается. Физика, математика, химия, биология располагают своими знаковыми системами.

Читать книги и периодику, не проходить мимо выставок, театров, концертов, путешествовать и т. д. очень важно, но недостаточно. Требуется ещё понять и оценить прочитанное, услышанное, увиденное, перенять опыт. Помочь в этом могут аналитические публикации учёных, высококвалифицированные преподаватели и специалисты, находки археологов, родители.

Одно из библейских изречений гласит, что познание умножает скорбь, но без него ничего полезного не сотворишь. Уметь объяснить события и процессы не менее важно, чем участвовать в них. Диагностика и прогнозирование, предсказание могут помочь исправить положение в интересах общества или его большинства.

Уникальные достижения выполняют и воспитательную функцию. Апперцепция лучшего из изученного обогащает учащихся, возвышает их, помогает взращиванию высокоразвитых личностей, их социализации и окультуриванию, выбору ценностных ориентаций, совершенствованию юридических, технических, этических, экологических и других норм, привитию значимых качеств – патриотизма и интернационализма, трудолюбия и героизма, коллективизма и товарищества, отзывчивости и взаимопомощи, искренности и честности, скромности и вежливости.

Вызревает убеждение, что только подлинная культура, общественное мнение, устоявшиеся нормы, обычаи и традиции, выражающие представления о добре и зле, являются эффективным регулятором побуждений и поведения молодых и взрослых, их взаимоотношений. Регуляторами могут быть предписания, запреты, разрешения и рекомендации, приветливая улыбка или недовольный взгляд, похвала или критика, угрозы; всеобщее признание, слава, премия, повышение зарплаты, в должности или штраф, увольнение и т. д. Социокультурные нормы и ценности, правила вежливости помогают унифицировать поведение, обеспечивать единообразие и согласованность коллективных действий, поддерживать порядок. Так, преклонение перед офицерской честью приводило к дуэлям, вставание при исполнении государственного гимна укрепляет патриотизм, принятая клятва Гиппократа («не навреди») становится для медиков нормой профессиональной деятельности, символом врачебной этики.

Высокая культурность сдерживает совершение аморальных поступков и преступлений. Установить табу и выправить неблагоприятную ситуацию могут не милиционеры, следователи, прокуроры, судьи, тюрьмы и охранники, а законодатели, нормы морали, творцы культурных ценностей и воспитатели.

Говоря словами А. И. Герцена, полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего, глядя назад – шагаем вперёд. Вот почему явления, обстоятельства, проблемы целесообразно рассматривать с точки зрения того, как они возникли, какие этапы в своём развитии прошли, каково их нынешнее состояние. Действовать в соответствии с прогнозируемыми результатами более оправданно, чем слепо, бессознательно следовать за вождём или правителем, «пророком» или телевизионным рекламным роликом.

Однако среди философов и обществоведов вообще нет взаимопонимания, поэтому они не всегда указывают верные ориентиры. Отбор, систематизация и логичность изложения информации, её интерпретация в учебниках и пособиях по философии далеки от совершенства. Динамика рациональных идей, подтверждённых практикой, не представлена. В структуре философии всё больший удельный вес отводится истории мысли, в рамках которой приводятся и как-то осмысливаются разные, порой резко контрастные взгляды, высказанные в разных эпохах. Причём много места отводится освещению, нередко восхвалению иррациональных идей, которые не проясняют истину, а засоряют студентам мозги, сбивают их с толку, вносят сумятицу в умонастроения. Такой конгломерат субъективистских воззрений присущ, например, книгам, написанным под руководством Л. А. Никитич, И. Т. Фролова, рекомендованных к изданию и изучению Министерством образования. В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян из МГУ «обосновывают» это тем, что будто бы отсутствуют общие критерии научности, что не нужно отрицать роли мифа, религии, искусства в познании мира, что наука очень близка к мифу. По их конъюнктурным соображениям, приоритетно не доказательство, а творчество. Оно связывает рациональное и образное. Поэтому они предпочитают абстрактные рассуждения, собственные оценки, а не всесторонний и глубокий диалектический анализ бытия, происходящих процессов и событий. О мировоззрении К. Маркса и В. И. Ленина не упоминают, как будто его не было. Ещё большие претензии можно предъявить учебнику «Философия», изданному в 2009 г. под редакцией А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. Всё это и даёт читателям некоторые основания заявлять, что философия не является наукой, так как приводится много ответов и мнений по одному и тому же вопросу, и её не нужно преподавать.

При этом постепенно выхолащивается или игнорируется материалистическая диалектика. Преподаватели Тюменского университета обеспокоены таким поворотом, шараханьем мыслителей от идолопоклонства перед ней к презрительно-пренебре-жительному замалчиванию, гонению, культивированием мистицизма и оккультизма, но сами не попытались исправить положение. Категории и законы диалектики перечислены, но объясняются поверхностно, не исследуются их сущность и проявления. В. Д. Губин цитирует Евангелие от Матфея, Хайдеггера, считает душу частью сознания, которое всё порождает, заигрывает с религией, избегает диалектики, так как желает консервации сотворённого. Подобный подход считаю неправильным.

Абстрактно и слишком кратко упоминается о диалектике в учебнике под редакцией В. В. Миронова. Убеждённость в том, что без уяснения диалектики будущие специалисты в какой-то конкретной области знания не смогут мыслить масштабно, принимать взвешенные решения, и заставляет обратить на неё более пристальное внимание.

Обозначилось скептическое отношение к филосо­фии. Позитивисты объявляют единственным источником знания поло­жительные, т. е. частные, науки, якобы не нуждающиеся в абст­рактных рассуждениях и умозрительных конструкциях. Мно­гие принижают значение рационального познания, отдают при­оритет решению конкретных задач, причём благодаря инстинкту и ин­туиции.

Философы, не опирающиеся на научные достижения, отрыва­ются от реальности, преувеличивают абстракции. Но и ис­следова­тели, игнорирующие обобщения, диалектику, лишь одно­сторонне констатируют факты. Наука не может обойтись без ос­мысления полученных результатов, объяснения явлений и собы­тий, без рас­крытия их сущности и тенденций, вектора развития. При этом вы­зревает необходимость интеграции позитивного фи­лософского знания, системного и динамичного его изложения. Современники могут и обязаны правильно оценивать происходя­щее, особенно в политической и социально-экономической сферах жизнедеятельности, регулиро­вать свои взаимоотношения на основе разума.

Раньше достижения в различных отраслях культуры осмысливались и освещались в пределах искусствоведения, литературоведения, философии, социологии и других научных дисциплин. Но такой дифференцированный подход не позволял сформировать целостное представление о столь многообразном и сложном феномене. Поэтому и предпринимаются попытки систематизировать многовековый опыт и накопленное знание и всесторонне раскрыть тенденции и закономерности развития как мировой культуры, так и отечественной.

Слово «культурология» употребляется уже давно, но как концептуальная часть знания она продолжает находиться в стадии становления, несмотря на то, что монографий, учебников, лекций, пособий издано много. Авторы существенно расходятся во взглядах. Противоположно истолковываются как важнейшие понятия, так и сам культурный прогресс. Но наблюдается и их стремление к интеграции в процессе познания и изложении учебного материала, т. е. в отборе информации, фактов и аргументов, ценностей и их интерпретации.

Синтез и обобщение использованы и при подготовке первого теоретического раздела курса лекций по культуре. Сопоставляются различные мнения.

Публикуемые результаты подвижнических исследований и раздумий могут быть полезны как для студентов, так и для аспирантов и преподавателей, основой для сглаживания и преодоления разногласий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.021 с.)