Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетика в системе философии и культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эстетика – специфическая часть философского знания. Невольно возникает вопрос: «Что подразумевается под столь загадочным названием?». Многовековый опыт показал, что дать однозначный ответ на него не так просто. Выявить её предмет исследования – значит определить сферу познания, проблемы и задачи. История осуществления этого сложного процесса свидетельствует, что долгое время эстетические идеи, концепции выдвигались и обосновывались философами. Многие аспекты затрагивались ещё в мифологических текстах, в произведениях древних поэтов, мыслителей, архитекторов и скульпторов. Изменявшуюся жизнедеятельность, накапливавшийся опыт пытались осмыслить и как-то отобразить в петроглифах (пещерных и наскальных рисунках), чтобы сохранить их для потомков. Обустраивались и приукрашивались жилища. Изготавливались посуда, статуэтки, скульптуры, инструменты для воспроизведения шумовых и ритмических звуков из камней, глины, дерева, костей мамонтов и других зверей. Применялись чёрная (из угля), белая (из мела), красная и жёлтая (из охры) краски. Свойства объектов познания и возникающие чувства выражались с помощью термина «прекрасное». Ещё во втором тысячелетии до н. э. египетские поэты превозносили красу богов, фараонов. Перед именем иногда добавляли приставку «нефер» (прекрасен, ная) – Нефер – нефру – Атон (прекрасен красотами Атон), Нефертити. Больших успехов добились живописцы и скульпторы. Пейзажные картины, портреты, изделия из золота, статуи, скульптурный бюст Нефертити и т. д. до сих пор поражают совершенством и красотой. В Древней Греции в процессе становления и развития литературы и искусства, обобщения художественной практики помимо красоты вводились в обиход и такие термины и понятия, как возвышенное, трагедия, комедия, красноречие, ритм, музыка, канон, символ, образ, знак и другие. Гомер усматривал красу и в телосложении, и в совершенстве предметов, и в нравственных поступках своих героев, а некоторые мыслители – даже в космосе. Античные творцы большое значение придавали также пропорциональности, гармоничности (стройной согласованности частей целого, их соразмерности, созвучности тонов, аккордов, согласию). Когда Пифагор вместе со своими учениками (акусматиками, догматически усваивавшими знания, и математиками, пытавшимися превратить прикладную науку в теоретическую) доказали всемирно известную теорему, то обнаружили несоизмеримость сторон треугольника и его диагонали. Этот вывод противоречил их взглядам на гармонию и пропорциональность. Было приказано сохранять теорему в тайне. Гиппас разгласил её и был изгнан за это из «Пифагорийского союза». Пифагор установил также зависимость тона от длины струны, числовое выражение музыкальных гармоний (октавы 1:2, квинты 2:3, кварты 3:4). Сократ предпочитал калокагатию, т. е. три добродетели: умеренность, храбрость, справедливость, которые могут совершать только благородные. Прекрасное он соотносил с целесообразностью, с духовностью. Паразитические сословия, не знавшие как проводить свободное время, требовали не только хлеба, но и зрелищ. Платон, мечтавший об идеальном государстве, упоминал о трутнях, советовал воспитывать средствами искусства новых людей, гармонизировать их отношения. Но творец, воспроизводящий реальность под властью вдохновения, не достигает в произведениях истинно прекрасного, поэтому Платон принижал его познавательные возможности. Прекрасное он находил в мире идей. Средством его постижения является не творчество, не восприятие произведений, а отвлечённое умозаключение, разумное созерцание. Аристотель в своей «Поэтике» пытался осмыслить словесное творчество. Он также анализировал возвышенность ораторской речи, считал, что наибольшее удовольствие, наслаждение люди получают от восприятия музыки, песнопения, скульптуры, живописи, трагедии, очищающей души от аффектов и страстей, поэтому высоко их оценивал, но полагал, что искусство подражает многообразной действительности, правдоподобно копирует её с помощью слов, звуков, красок и т. д. Удовольствие зависит от радости узнавания, изумления. Вид знакомого явления напрягает память, рождает сопоставление. Художник добывает невидимые смыслы. Для этого требуется много набросков, черновиков. Итоговое решение чаще всего воплощается в собирательном образе. Возникшее слово aisthesis означало ощущение, чувство. Оно способно вызывать подъём, волнение, любование при восприятии природы и художественных произведений. Закладывались традиции анализа. В Средневековье, в эпоху Возрождения появлялись новые виды искусства: романская, готическая, крестово-купольная, замковая и дворцовая архитектура, иконопись, портретная живопись, литургическое пение, хоралы, мистерии, представления скоморохов (самодеятельных актёров, акробатов, дрессировщиков, музыкантов, а также различные литературные жанры. Организовывались многодневные карнавалы, особые «праздники дураков», увеселительные ярмарки, в которых участвовали «великаны», карлики, уроды. Смех сопровождал все церемониалы. Такие мероприятия приобретали театрально-зрелищные игровые формы, соединяли искусство с жизнью. Религии отвергали радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, возвеличивали божественное, насаждали свои каноны. Здания готического стиля отличались устремлёнными ввысь линиями, стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывавшимися на своде. Но кроме этого они украшались кружевной резьбой по камню, рельефами, поясками, витражами, статуями, крестами, внутренней росписью на библейские сюжеты. За лёгкость и ажурность готику называли застывшей или безмолвной музыкой, симфонией в камне. На иконах изображались Христос, святые, мадонны. В фокусе находились глаза (зеркало души). Фигуры отрывались от земли, не должны были будить переживания, скорбь. Храмы воздействовали на верующих не столько своим обликом, сколько впечатляющим убранством. Творчество художников заменяло неграмотным «Библию», помогало приобщать их к Богу. Прекрасное рассматривалось как выражение Бога, его благодати. Рыцари ассоциировались со знатностью происхождения, верностью сеньёру, даме сердца, данному слову, храбростью, великодушием, честностью, стремлением к подвигам. В литературных произведениях такие герои побеждали тёмные силы. В лирической поэзии воспевалась воинская и девичья честь, верная любовь (среди мусульман культ девственности поддерживается до сих пор). Рационализм, расчётливость и смелость купцов, промышленно-финансовых предпринимателей, их жажда к обогащению, к испытанию радостей и наслаждению, вера в свои безграничные возможности противоречили аскетизму церковной морали, всяким регламентациям, требовали иного подхода ко всей жизнедеятельности. Набирали силу окрепшие ростки светской культуры. Обращённость к человеку обнаружилась в поэме Данте Алигьери «Комедия», в его сонетах, канцонах и балладах, объединённых в автобиографическом произведении «Новая жизнь», в философском трактате «Пир». В них мистическое преображение существующего сочеталось с психологическим проникновением в чувства, утверждалось, что для раскрытия божественной идеи необходимо понимание символического смысла текстов. Продолжил начатое дело Франческо Петрарка в сборнике «Книга песен». Джованни Боккаччо в «Декамероне» показал, что достоинство и благородство личности проявляется в её нравственности и доблестных делах, в уме и мужестве, трудолюбии. Поворот к гуманизму и реалистическому искусству, допускающему также заострение (в сатире), преувеличение (гипербола), преуменьшение (литота), деформацию (гротекс) явлений, смещение их масштабов и тем самым отступление от жизнеподобия, заметен в картинах Джотто ди Бондоне (в них применён синтез объёма и плоскости), Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи (в знаменитом портрете богатой горожанки Монны Лизы Джоконды изображён идеал женственности и обаяния), Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Тициана Вечеллио, Ян Ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Питера Пауэла Рубенса, Харменса ван Рейн Рембрандта и других живописцев, а также в «Похвале глупости» Эрзама Роттердамского, «Дон Кихоте» Мигеля Сервантеса, пьесах Вильгельма Шекспира. Соблюдение меры позволяло им не разрушать представлений о действительности, отрываться от неё, отождествлять её с воображением. Не игнорировались величие, красота природы. В ней они находили источник радости. Леонардо да Винчи («Трактат о живописи»), У. Хогарт («Анализ красоты») разрабатывали концепцию изобразительного искусства. Теоретик классицизма Н. Буало ратовал за предписание художникам канонов, правил, выведенных из философии и политики. Другие показывали особенности видов искусств, воплощавших в себе прекрасное, обобщали складывавшуюся художественную практику. Возникали и мысли о наличии дисгармонии. Первым ввёл в научный оборот слово «эстетика» немецкий просветитель А. Баумгартен в середине XVIII в. К обозначившемуся направлению исследований он отнёс красивое мышление, осмысление чувственного восприятия и познание красоты природы и всего искусства, т. е. того, что доставляет наслаждение созерцателю. И. Зульцер пытался обозначить и упорядочить основные понятия. И. Шиллер суть эстетического сводил к игре, в которой и создаётся высшая реальность. По мнению И. Канта, всё то, что немцы причислили к эстетике, другие народы называли критикой вкуса. Под вкусом он подразумевал субъективную способность судить о предмете (объекте) или о представлении о нём в зависимости от получаемого удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Прекрасное он отделял от приятного, характеризовал как бескорыстное наслаждение, как то, что всем нравится, как бесцельное целесообразное. Оценивать нужно не красоту, изображённую творцами, а восприятия искусства, отражающего в художественных образах действительность. Имелись в виду свободное созидание оригинального, произвол, практическая способность, проявляющаяся в навыках или мастерстве. Искусство противопоставлялось ремеслу. Произведения, в которых всё должно быть «соразмерно с идеей» и подчинено её выражению, должны быть образцами, эталоном для подражания. По Г. Гегелю, предмет эстетики – «царство прекрасного», т. е. философия изящного искусства. Оно понималось как чувственная видимость абсолютной идеи. Его последователь Ф. Фишер полагал, что красота субъективна и в природе отсутствует. Д. И. Писарев также считал, что она лишена объективности («Разрушение эстетики»,1865). Получалось, что она определяется глазами смотрящего, индивидуальными вкусами и пристрастиями. Мыслители, по В. Г. Белинскому, должны не предписывать искусству надуманные схемы и идеалы, а изучать красоту жизни и произведений, бичевать недостатки, выражать думы эпохи. Он симпатизировал реалистам, высоко оценивал те произведения, в которых сочеталась гражданственность, нравственность, художественность и правда. В магистерской диссертации и статьях Н. Г. Чернышевский обосновал принципы новой эстетики. В противовес идеалистам, придававшим значение вымыслам, безыдейности, категориям и формам произведений, а не их содержанию, правдивому отображению действительности, он отверг самоценность и бесцельность искусства и провозгласил: «прекрасное есть жизнь». В предмет эстетики он включил и объективные явления, которые влияют на понятия. Исходил он из того, что чем шире и глубже теория освещает связь эстетических представлений со взглядами на мир, тем выше поднимается воспроизводящее реалии искусство в своём развитии. Его особенности сводил к обобщению ситуаций в типических образах, к постижению смысла жизни, вынесению приговора устаревшему, отмирающему, улучшению нравов, созданию культурных ценностей. Бесстрастность, равнодушие и холодность творцов он расценивал как несовместимые с их воспитательной ролью, с их гражданским долгом быть поборником и пропагандистом высоких идеалов. Фотографирование не достигает этих целей. Нужно проницательно отбирать главное и существенное, понять или инстинктивно почувствовать характерное и запечатлеть. Суждения должны опираться на прогрессивные идеи. Анализ критиком произведений отличался исторической конкретностью, многогранностью и убедительностью. Заглавную роль отводили литературе и искусству К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что блестящая плеяда романтиков в ярких и красноречивых книгах раскрыла больше жизненной правды, истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые (см. т. 7, с. 280; т. 10, с. 648; т. 20, с. 345-347). Греческое искусство и эпос до сих пор доставляют нам художественное наслаждение и признаются нормой и недосягаемым образцом (см. т. 46, ч. I, с. 48). Искусство создаёт публику, способную наслаждаться красотой (см. т. 12, с. 718). Признавались также природные эстетические свойства: света, цвета, симметрии, пропорции, ритма, гармонии, всего того в многообразной действительности, что производит «поэтически-чувственный блеск» материи. Физическая красота присуща и человеку. Реальность отражается в зеркале созерцания, но существует независимо от него. При этом не отрицалась значимость идей в преобразовании природы. В «Капитале» К. Марке заметил: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых…архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове» (т. 23, с. 189). Получается идеально представляемый результат творческого труда, целесообразной воли. Отвергая утверждение махистов, что для материалистов мир мёртв, в нём нет звуков и красок, В. И. Ленин заявил, что их видение даёт богатую, многокрасочную картину. Народное искусство отражает её, объединяет чувства, мысли и волю масс. Восприятие культурных ценностей не бывает без чувств и эмоций, но не сводится к ним. Оно основывается на ощущениях, интеллекте, воображении. В современных учебниках наиболее известных авторов определения эстетики являются преимущественно близнецами, ибо представляют собой краткое или более развёрнутое пояснение стержневого слова «красота». Размышления о их сущности позволяют заключить: эстетика – это раздел философии, в пределах которого исследователи выделяют, интерпретируют и пропагандируют прекрасное в природе, людях и результатах их деятельности, в произведениях литературы и искусства, чтобы помочь энтузиастам преобразить и улучшить всё несовершенное бытие. Но, к сожалению, эта сложная процедура не исполняется. Чаще всего обозначенные границы эстетичности раздвигаются. К ней иногда относится всё, что связано с чувствами. Для студентов пишутся монографическим стилем, тяжеловесным языком толстые, словоблудные талмуды, но в них даже не пытаются запечатлеть и изучить прекрасное в действительности, перечислить и обосновать его критерии, грани, признаки. Вместо этого излагаются и сопоставляются высказывания о нём мыслителей всех времён и народов, рассуждения об искусстве (как кто его истолковывает), его видах, разъясняется смысл классицизма, романтизма, натурализма, реализма, символизма, авангардизма, экспрессионизма, кубизма, футуризма, модернизма, абстракционизма, дадизма и других направлений, что такое театр, талант, художественный образ, метод, стиль, знак, сигнал, признак и т. д. Грешит этим большинство специалистов, в том числе Ю. Б. Борев, В. В. Бычков, М. С. Каган, Н. И. Киященко, Л. А. Никитич. Тем самым допускается дублирование литературоведения и искусствоведения, что является излишним и малопродуктивным. Из подобных учебников трудно что-либо запомнить. Представления об эстетике нужны всем. Творцы культурных ценностей не могут надеяться только на интуицию, руководствоваться опытом предшественников, обойтись без специальных знаний, необходимых для самооценки. Результативное творчество немыслимо без впечатлений, памяти, воображения, вдохновения, врождённых способностей, таланта, гениальности, культурности, зоркости, вкуса, мастерства, высокой требовательности, упорства в достижении цели. Не менее они нужны читателям, зрителям, слушателям, конструкторам, столярам, модельерам и т. д. Развитое сознание, позволяющее развивать типизированные художественные образы, помогает глубже воспринимать произведения, окружающее, правильно оценивать их.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.012 с.) |