Спецзаказ состряпать для масс 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спецзаказ состряпать для масс



 

Капиталисты (предприниматели, олигархи как их теперь величают) всех времён и их прислужники презрительно прозывают рабочих, другие группы трудящихся быдлом и не заинтересованы в их всестороннем образовании и развитии, в том, чтобы они активно участвовали в создании культурных ценностей, особенно интеллектуальных, обществоведческих. Наоборот, они стараются удержать их в идейном порабощении. Именно поэтому поддерживают религию как испытанное наркотическое средство. Выходцам из трудящихся классов затрудняется доступ в вузы. Им дают, как правило, какой-то минимум естественнонаучных, технических знаний. Третируются и преследуются прогрессивно настроенные мыслители, даётся социальный заказ на разработку реакционных концепций и доктрин, на распространение антикультуры.

Французский социолог Г. Лебон ещё в конце XIX – начале XX в. предвещал наступление «эры масс», отождествляемых с толпой, и упадок культуры, так как индивид попадает под власть иррациональных эмоций и обезличивается, руководствуется чувствами и инстинктами и утрачивает благоразумие. Немецкий теолог Р. Гвардини также сделал заключение, что в техногенном обществе люди будто бы не могут саморазвиваться, что СМИ и образование стандартизируют повседневную жизнь и штампуют массы.

Бывший директор ЦРУ, один из организаторов «холодной войны» Аллен Даллес на Еврейском конгрессе в США цинично высказал намерение бросить все средства (золото, деньги, материальную мощь) на подкуп творцов, которые станут навязывать и прославлять хамство и наглость, низменные чувства, оболванивать и одурачивать людей, вдалбливать в их сознание культ секса, насилия и жестокости, садизма, предательства, сатанизма, чтобы тем самым посеять хаос, незаметно подменить их культурные ценности на фальшивые, уродливые. Преуспели в этом неблаговидном деле, в экспансии антикультурных произведений хозяева Голливуда. Весомый вклад внёс и мультимиллионер Джордж Сорос, который оказывал финансовую помощь в постсоветской России и в других бывших союзных республиках лишь тем, кто соглашался выполнять его рекомендации и спецзаказы, искажать в учебниках и монографиях исторические факты, охаивать опыт СССР и разжигать антикоммунистическую истерию.

Некоторые боятся противодействовать официальным установкам и вновь объявляют себя приверженцами чистого искусства, т. е. придают первостепенное значение форме, а не содержанию, игнорируют типичное, тенденции и закономерности, превозносят единичное и случайное, неизбежность судьбы. Остальные экономически и политически зависимые и не принципиальные «интеллигенты» выдерживают перед чиновниками и новоявленными олигархами позу «Чего изволите?» и покорно соглашаются быть апологетами капитализма и обозначенного подхода.

В угоду хозяевам они периодически пытаются обосновать тезис, что «низшие страты» якобы не в состоянии понять и оценить уникальные идеи, высокохудожественные произведения, изысканные вкусы правителей и утончённой интеллигенции, не развили потребности и эмоции, что им нужна лишь развлекательная, низкопробная, стандартизированная «массовая культура», доступная их восприятию. Народные массы рассматривают не как творцов культуры, а как объекты целенаправленного воздействия. Поэтому такое название части псевдокультуры для сограждан, возникшей в США, не может ассоциироваться с количеством потребителей. Книги многих писателей изданы огромными тиражами, но от этого их качество и высокое предназначение не снизились. То же самое можно сказать и о популярных фильмах и песнях. Более совершенные средства информации, распространённость тут ни при чём.

Писатели и художники самоустраняются от критического и реалистического отображения противоречивой, быстро изменяющейся действительности и рисуют виртуальные картины иллюзорного бытия. Героями изображают не борцов за справедливость, не создателей материальных и гуманитарных ценностей, а отрицательные персонажи. Их неудачную эстафету подхватили режиссёры и артисты, которые под прикрытием разглагольствований о демократии, раскрепощённости и ради зрелищности, коммерческого успеха пропагандируют вседозволенность, широко используют шоу-бизнес, эротику и даже порнографию, пикантные сцены любви, жаргон, вульгарные выражения и сквернословие, мощные усилители звучания. Нередко допускается неадекватное прочтение классических произведений при их экранизации или сценическом воплощении. В наушниках молодёжи гремит «рок» музыка, экстравагантные звукосочетания. Журналисты ограничивают выбор информации, гоняются за сенсациями, скандалами и сплетнями, подбирают, искажают и фальсифицируют факты и аргументы и тем самым добиваются требуемого эффекта – стереотипных представлений, контроля над поведением. Они – жертвы карнавальной эйфории, гипноза, манипулирования обыденным и массовым сознанием. Облагораживаются неинтеллектуальные супермены, хулиганы, преступники и разбойники, «воры в законе» и проститутки, стирается грань между добром и злом, нравственностью и пошлостью, снова входит в моду «спасительная» ложь и обман. Честь, совесть, достоинство, стыд, нравственный долг объявляются жалкими химерами.

Читателям, слушателям и зрителям преподносятся весьма посредственные произведения, телепрограммы, кинофильмы, неоригинальные танцевальные мелодии, невыразительные образы, в которых преобладает репродуктивное, отсутствует не только идейная и эстетическая ясность, но и элементарный вкус. Трудящихся пытаются отвлечь от раздумий, самопознания, анализа реалий, от борьбы за достойное место в обществе, превратить их в безмозглых баранов и мокрых куриц, удержать в покорном повиновении. Для этого и прививаются им цинизм и паразитизм, пьянство, наркомания, страх, дикие нравы, бесстыдство, извращения, звериные инстинкты, версии вместо истин, аполитичность, безыдейность, космополитизм, иллюзорность, безвкусица, пессимизм и пассивность, вульгарность, жестокость, другие пороки, которые не осуждаются[53]. Сам бывший министр культуры М. Швыдкой в своих телепередачах «Культурная революция» кощунственно разглагольствовал, что «без мата нет русского языка», что «секс – двигатель культуры», что современникам воспитание вредит, что «утечка мозгов полезна для России». Такие усилия думающие и честные исследователи отнесли к антикультурным[54].

Подобные суррогатные, антинародные и антигуманные произведения и спектакли, ориентированные на неподготовленную, эстетически нетребовательную молодёжь и недоучившихся и отсталых взрослых, придумываются не малоопытными самоучками, а профессионалами, сознательно выполняющими специальные заказы власть имущих, владельцев денежных мешков и СМИ. Их появление бизнесмены и халтурщики от литературы и искусства, отличающиеся нищетой философствования и безнравственностью, объясняют и оправдывают якобы стремлением удовлетворять растущие потребности масс во всевозможных развлечениях, в зрелищных мероприятиях, подобных боям гладиаторов, растерзанию преступников тиграми и львами, тем, что они отвечают их вкусам и запросам, содействуют отдыху и снижению агрессивности. Однако психологи и психотерапевты, социологи констатируют, что масштабный показ насилия, зверств, убийств, вампиров и чудовищ, катастроф, симпатичных и стройных интердевочек и сексрабынь, различных пороков, в том числе в фильмах про Фантомаса, Рембо и Терминатора, в телесериалах «Бандитский Петербург», «Барон», «Бригада», «Секс в большом городе» и им подобных, травмирует психику, приучает относиться к ужасам и бесстыдству как к чему-то обыденному и допустимому, может довести неуравновешенных до исступления и спровоцировать соответствующие действия, развращает невежественных и неустойчивых обывателей, уменьшает их совестливость, приумножает число преступников и путан, венерических больных, хитрых лицемеров, равнодушных. Просмотр детьми таких телепередач не поддается родительскому контролю и повышает их агрессивность, толкает их к правонарушениям, так как они более доверчивы, не отличают реальное от фантазии и игры, склонны к подражанию.

Писатель Юрий Бондарев в статье «Куда пришла Россия?», опубликованной в «Правде» за 8-11 февраля 2002 г., сделал верное заключение, что такая псевдокультура для масс ведёт к их растлению, умственному и физическому разврату, всплеску буйных эмоций и животных инстинктов.

Поощряется также мифотворчество: об авторитарности коммунизма, о неисчислимых и полностью безвинных жертвах сталинизма, о бесклассовой либеральной демократии, о неограниченных возможностях внедряемого рынка, который будто бы отрегулирует все социально-экономические отношения и приведёт к всеобщему процветанию, о советской империи, её нежизнеспособности и неизбежности и добровольности распада.

Повсеместно применяются «грязные» технологии для повышения имиджа политиков, должностных лиц, кандидатов в депутаты, губернаторы, для дискредитации соперников, гнусная и отвратительная реклама, фонограммы для извлечения кумирами денег из карманов обманутых поклонников. Культивируются прибыль, нажива, алчность, везение, покровительство, достижение успеха любой ценой, потребительство, тунеядство, бродяжничество.

Когда эти циничные приёмы манипуляции сознанием не помогают добиваться эрозии нравов, дегуманизации культуры, одурманивания и развращения подрастающих поколений, дирижирования их эмоциями, побуждениями и поведением, тогда наиболее реакционные круги прибегают к запрещению и сжиганию книг, к навязчивой пропаганде расизма, национализма и человеконенавистничества.

Но капиталистам и их апологета не удаётся навязать трудящимся и выразителям их интересов своих взглядов, вкусов. Они вырабатывают своё мировоззрение. Коренное преобразование общественного сознания, культуры им нужно для изменения самих себя[55]. Опыт подтверждает, что доступ к знаниям, к богатствам культуры открывается тогда, когда они берут в свои руки политическую власть, контролируют её. Так что противоборство будет продолжаться. И творцы высокой, т. е. подлинной, культуры, обеспокоенные за её будущность, разоблачают обнаглевших развратителей нравственно неустойчивых россиян и критикуют подрывников перспективы. Всё более осознается необходимость рецензирования произведений, возрождения художественных советов, возобновления государственных заказов, воздавать по заслугам. Свою лепту должны внести и законодатели.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.012 с.)