Универсальность диалектического метода исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальность диалектического метода исследования



Метод есть способ достижения цели, определённым образом упорядоченная практическая, теоретическая, познавательная деятельность. Общенаучным, философским является диалектический метод исследования, использующий всю систему познавательных приёмов.

Наиболее абстрактной категорией, содержащей в себе в неявном виде другие категории, Г. Гегель признавал бытие. Оно послужило началом перехода к конкретному. Последовательность применённых понятий (качество, количество, мера, сущность, явление, действительность и т. д.) образовала ступени, ведущие к результату – идее. Диалектику он представил как саморазвитие абсолютной идеи.

Положительную оценку К. Маркс дал тому, что понятия были рассмотрены в их взаимосвязи, что одно снималось другим. Догматическое содержание системы Г. Гегеля – это перевёрнутый материализм. Она противоречила его методу, который требовалось поставить с головы на ноги. Ведь если всё подвергается отрицанию, то и его система должна быть снята.

Своё намерение выделить рациональное в гегелевской диалектике К. Маркс в полной мере не осуществил и не издал специальной книги, но зато он применил забытый диалектический метод для характеристики общественной жизни и всемирной истории, к фактам политической экономии, разработал и представил логику «Капитала».

Использование дедукции Ф. Энгельс допускал лишь на теоретическом уровне познания, когда в науке уже сложились основные понятия, на которые можно опираться. К. Маркс также подчёркивал роль абстракций, которые являются средством обнаружения в единичном существенного и специфического, раскрывают общее в особенном, позволяют выделить главное. С их помощью отыскивается необходимое и устойчивое. Но тогдашние экономисты допускали много путаницы и на возникший вопрос «С чего начать?» не находил чёткого ответа. В работе «К критике политической экономии» он пришёл к выводу об ошибочности приступать к анализу земельной собственности и ренты, населения и классов, из которых оно состоит, брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Заключение было таким: капитал является господствующей над всем экономической силой. Он и должен составлять как исходный, так и конечный пункт исследования. Расчленение его предмета должно быть таково:

1. Всеобщие абстрактные определения, которые более или менее подходят ко всем общественным формам.

2. Категории, которые составляют внутреннюю организацию буржуазного общества и на которых покоятся классы, т. е. капитал, наёмный труд, земельная собственность, а также город и деревня, обмен между классами, обращение, кредит.

3. Государство, налоги, государственный долг, кредит, население, колонии, эмиграция.

4. Международные условия производства, разделение труда, международный обмен, вывоз и ввоз, вексельный курс.

5. Мировой рынок и кризисы.

В «Капитале» просматривается логика, диалектика и теория познания, переход от абстрактного к конкретному, от простого к сложному: от товарного производства – к товарно-капиталисти-ческому, от получения абсолютной прибавочной стоимости – к относительной, от кооперации – к мануфактуре и крупной промышленности. В логическом отражено историческое. Анализ начат с самого обыденного, повседневно встречающегося – обмена товаров. Именно в товаре как продукте труда, имеющего двойственный характер, К. Маркс усмотрел экономическую «клеточку», в которой в зародыше проявляются все противоречия. Создание капитала начинается с образования потребительной и меновой стоимости, товарного фетишизма, обмена, обращения денег, получения прибавочной стоимости. Рабочие продают хозяевам средств производства свою силу, которая оплачивается ниже её стоимости. Разница между стоимостью товаров и выплаченной зарплатой присваивается работодателями.

В первом томе К. Маркс исследовал производство, во втором – обращение, в третьем – их вместе. Он не только вскрыл тайну первоначального накопления и сущность эксплуатации, но и показал превращение прибавочной стоимости в капитал, выявил противоречия капиталистического способа производства, обосновал теорию колонизации. Детальное, всестороннее и глубокое изучение капитализма, концепций позволило сделать обоснованные обобщения и выводы, прогнозы, дать потомкам цельное миросозерцание.

Сам К. Маркс отметил, что его метод резко отличается от гегелевского (см. т. 23, с. 21). Если для Г. Гегеля процесс мышления есть демиург действительного, то для него, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней. Он «показывает те пункты, где должно быть включено историческое рассмотрение предмета…» (т. 46, ч.1, с. 449), нацелен на активное совершенствование существующего (см. т. 23, с. 22).

Такую методологию, позволяющую приближаться к объективной истине, высоко оценил В. И. Ленин (см. т. 18, с. 146). При осмыслении развития он огромное значение придавал всесторонности и глубине анализа. Обобщения и выводы должны вытекать из всей суммы существующей информации. Нужно отбирать её и логически выстраивать в цепь событий, системно подходить к высказываниям и реальности. Только факты, взятые в их целом, в их связи, являются, по Ленину, доказательной вещью. Подлинно научную базу создают не отдельные примеры, а сводные данные, которые не могут быть отвергнуты.

Отрывочные и произвольно подобранные факты для обоснования теории развития общества В. И. Ленин назвал игрой в примеры, оправдывающей субъективизм. Он советовал брать всю их совокупность по затронутому вопросу, без единого исключения, чтобы вскрыть связь и взаимозависимость исторических явлений в их целом (см. т. 30, с. 351-353; «Ленинский сборник ХХХ», с. 303).

Диалектическая логика требует брать предмет, чтобы его охватить, изучить и знать, в его «самодвижении» и изменении; всестороннего учёта бесконечного количества его свойств, качеств, сторон, связей, соотношений и «опосредований» со всем остальным окружающим миром в их развитии, а не выдёргивание кусочка одного, кусочка другого. Мы никогда не достигнем этого полностью, но всесторонность, учёт всеобщей взаимосвязи предостережёт нас от ошибок и омертвления (см. т. 42, с. 286, 289-290).

Игнорирование этого принципа приводит к однобокому, неполному, искажённому знанию. Всесторонность предполагает умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, необходимое от случайного, использование данных статистики, документов, наблюдений. Системно-структурный подход при выяснении всего богатства содержания понятий заставляет включать самое главное, основные признаки, черты. Так, В. И. Ленин при определении империализма, государства, классов применял один и тот же приём: сначала приводил исходный признак, из которого затем выводил остальные, взаимосвязанные признаки, развёртывал их в систему. Каждое положение он рассматривал в связи с другими. Например, нации кроме обязательных признаков присущи и второстепенные черты, специфические виды жизнедеятельности, которые могут присутствовать и отсутствовать. Нация определяется по совокупности поэтапно видоизменяющихся нациообразующих атрибутов.

Логическое, воспроизводящее объект в главном, существенном, в выправленном, обобщённом виде, исключающем случайности, неразрывно с историческим, позволяющим изучить его во всех подробностях. Нельзя браться за частные вопросы, предварительно не решив общих. Исследование ведется от абстрактного к конкретному и обратно переходит от анализа реальности к теоретическим обобщениям и выводам. При этом, говоря словами Герцена, полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего, глядя назад, шагаем вперёд. Явления, обстоятельства, проблемы рассматриваются с точки зрения того, как они возникли, какие этапы в своём развитии прошли, каково их нынешнее состояние. Выявляются логика и закономерности развития.

Познающий «раздваивает» объект на противоположные стороны: внутреннее и внешнее, качество и количество, общее и единичное и т. д., устанавливает их связь, взаимообусловленность. Всеобщность единства и борьбы противоположностей распространяется и на познание, представляющее собой единство чувственного и рационального, эмпирического и абстрактного, анализа и синтеза.

Универсальный диалектический метод является надёжным инструментом исследования во всех науках. Его использование помогло Д. И. Менделееву обнаружить, что в рядах сродных химических элементов, расположенных по атомным весам, имеются различные пробелы, указывающие на то, что здесь должны быть ещё три новые элементы. Он наперёд описал общие химические свойства одного их них, назвал его экаалюминием; предсказал приблизительно его удельный и атомный вес и объём. Несколько лет спустя этот элемент был открыт.

Но нередко в противовес испытанному диалектическому методу применяются различные варианты системно-структурного подхода, выдвигается концепция равновесия, баланса сил, принижающая роль противоречий в развитии, прежде всего общества. Иногда диалектику «замечают» лишь в мышлении. Выдающихся успехов такие исследователи не достигли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.016 с.)