Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стержневая категория, её приближённые понятия и антиподы

Поиск

Многоликую и загадочную красоту (лепоту) иногда выражают с помощью синонимов: великолепное, восхитительное, изумительное, изящное, грациозное, шикарное, симпатичное, прелестное, красное (площадь, город, гора, речь), блистательное, блестящее, хорошее (поступок, погода), пригожее, очаровательное. Присутствует она во всех сферах.

Бесспорно, она фиксируется во многом благодаря субъективным ощущениям созерцателя, его теоретической подготовленности. Не зря говорят: на вкус и цвет товарища нет. Каждый вправе «своё суждение иметь» и по-своему оценивает композицию, сюжет, идейность, концептуальность произведений, образы героев, качество исполнения авторского или режиссёрского замысла, актёрское мастерство и т. д., привлекательность, сопереживает.

Известно, что К. Маркс почитал Данте Алигьери и почти наизусть выучил «Божественную комедию». Он снисходительно судил о людях, но отрицательно отзывался о своём оппоненте, радикальном анархисте М. А. Бакунине, ратовавшим за абсолютную свободу, индивидуализм, отрицавшим государство и политическую борьбу. Превыше всего ставил идейную направленность В. И. Ленин. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» он перечитал за лето раз пять, несмотря на его малохудожественность. Стихи Н. А. Некрасова он знал наизусть. А после просмотра пьесы А. М. Горького «На дне» В. И. Ленин, любивший его как писателя, надолго перестал посещать театр, так как излишняя театральность постановки вызвала у него раздражение.

Идеалом мужской красоты для греков был силуэт обнажённого Аполлона. Славянские крестьяне ценили пышные формы, крепкие мускулы, здоровье, работоспособность, дворяне – стройность, роскошную одежду, защиту на дуэли оскорблённого достоинства, уплату карточных долгов. А. С. Пушкин считал жалким того, в ком совесть нечиста. Что кажется красивым одному, то другому – не совсем. Не зря столь распространённой стала безответная любовь.

Кубизм почитаемого П. Пикассо, т. е. изображение им предметного мира с помощью комбинаций куба, шара, цилиндра, конуса, Н. А. Бердяев назвал крахом искусства. Он также почувствовал бессилие в футуристической поэзии и литературе из-за разрыва слова и логоса, не одобрял то, что архитекторы сосредоточились на сооружении огромных вокзалов и гостиниц, что изобретение и совершенство автомобилей, самолётов и других машин заменяло прелесть женского тела. Если храм, дворец, деревенская усадьба представлялись статичными, рассчитанными на устойчивость жизни и медленный её темп, то в ХХ в. всё стало динамичным, разрушалось скоростью механического движения. Преодоление кризиса связывалось с всеславянской идеей, базирующейся на всечеловечности и бескорыстии. Всякое творение, по его разумению, должно быть продолжением божьего. Некоторые восхваляют «Чёрный квадрат» К. Малевича, а приверженцы классицизма равнодушно проходят мимо него.

При всём этом есть бесспорная красота, замечаемая либо всеми, либо многими. Зачаровывают седые туманы над излучинами реки среди пахнущего мёдом разнотравья, поднимающиеся с восходом солнца, багряные закаты над синим морем, искрящиеся за облаками снежные вершины гор над голубоватым Иссык-Кулем, на берегу которого цветут пурпурные розы и зреют яблоки, посеребрённый луной Севан, плантации разных цветов под Бахчисараем, цветение садов, рапса, гречихи, льна, люпина меж сосновых лесов, а также лугов, сплетающее своим разнообразием дивные ковры. Подобных картин множество. От них трудно оторвать взор. Поймать мгновенья и запечатлеть их стремятся фотографы и живописцы. А разве можно не любоваться красными маками, васильками, пионами? Лишены этого удовольствия только слепые или дальтоники. Но такая красота преходяща, зависит от погоды, от игры света, поры года, пробуждения или увядания деревьев, контрастности и оттенков красок. Происходит бесконечная смена неповторимых пейзажей.

В разных городах воздвигнуто много превосходных административных и жилых зданий, дворцов, театров, коттеджей, храмов, памятников. Лицезреть эти достопримечательности приезжают толпы туристов. Миллионы взрослых, обладающих слухом, посещают концерты популярных певцов, музыкантов.

Многие лучшие мужчины отличаются высотой, стройностью и крепостью телосложения, мускулатурой, короткой (иногда вьющейся) шевелюрой, басовитостью или баритональностью, умом, рациональностью, однотипностью костюмов, женщины – соразмерностью груди, бёдер, ног, тонкой талией, нежной кожей, румянцем щёк, длинными распущенными волосами или косой, фантазёрскими причёсками, грациозностью, экстравагантностью, высокой тембральностью голоса, модными, элегантными и яркими одеждами, парфюмерными запахами. Среди всех народов рождаются симпатичные дети. Из них самые привлекательные девушки выдвигаются на конкурсы красоты. Жюри удаётся найти согласие и отобрать мисс «королеву» города, региона. Не удивительно, что молодые люди стремятся приукрасить свой быт, место работы. Хорошими или красивыми могут быть и их поступки, полёт мысли. Но дети также взрослеют и стареют, утрачивают свой внешний вид, изменяют ценности и устремления.

Созревшие и внезапные идеи нередко оказываются плодотворными. Иногда оригинальная мысль, удачные рифмы, словосочетания, фразы, более точные термины, синонимы возникают в предсонной дремоте или во сне. Тогда учёные, поэты вскакивают, зажигают свет и записывают их, чтобы не забыть, испытывают радость от озарения. Прекрасными являются образный, экспрессивный, колоритный, мелодичный литературный язык, легко превращающийся в песни, арии, комбинационная игра в шахматы, в результате которой улучшается позиция, неожиданно выигрывается фигура или ставится неизбежный мат.

Похожие ощущения могут возникать и при обозрении возвышенного, т. е. безмерного, высокого, великого, колоссального, масштабного, грандиозного, могучего, и героического. Впечатляют сверкающие звёзды, причудливые облака, открывающиеся с вершины панорамы лесистых или заснеженных гор, зигзаги устрашающих молний в тёмной туче, стекающаяся с вулкана раскалённая лава, хотя она и сжигает всё на своём пути, плотина Днепрогэса, современные небоскрёбы, оды, гимны, мощные демонстрации. Трусливых и боязливых волнующееся бескрайнее море, горная крутизна отпугивают, пловцов и альпинистов – влекут. Бесстрашие ради покорения стихии вызывает уважение. Огромный сфинкс (фигура лежащего льва с чертами лица фараона), высеченный из скалы возле пирамиды Хефрена, должен был внушать египтянам страх. Это изваяние назвали отцом трепета, ужаса, ибо полагали, что в статуе живут злые духи. Теперь в это мало кто верит и кропотливый труд, мастерство каменотёсов изумляет любопытных туристов. Юный богатырь Давид изображён в скульптуре перед схваткой. Его расслабленные мышцы играют под кожей. В этом видится его потенциальное могущество, которому ещё предстоит раскрыться. Н. В. Гоголь называл Днепр и чудным, и величавым. Следует отличать истинное величие от ложного. Любовь оказывается сильнее мелких расчётов и побуждений.

За героизм чаще всего принимают решительные действия, требующие преодоления страха, исключительной храбрости, бескорыстия, даже самопожертвования ради спасения чужих жизней, дорогостоящей техники, победы над злом, торжества справедливости, прогрессивных идеалов, общественных интересов. В СССР к героизму относили и повседневный труд многодетной матери, шахтёра, сталевара, комбайнера, доярки, писателя, учёного и т. д., оказавшийся высокорезультативным. Герои награждаются и воспеваются. И не за красоту самих действий, а за целеустремлённые, добрые помыслы, благотворительность.

Антиподными категориями выступают безобразное, низменное, трагическое, комическое.

В безобразном воплощается уродливое, страшное, ужасное, отвратительное, мерзкое, порочное. В литературе и искусстве оно выражается в образах циклопа, минотавра, волосатого чёрта с хвостом, Мефистофеля, Бабы Яги, Кащея Бессмертного, лешего и прочей нечисти, Квазимодо (на фоне Эсмеральды), Собакевича и т. д., отрицательных персонажей. Оно связанно с болезнью, смертью, садизмом, дисгармонией (толстяков), безнравственностью, пошлостью, обманом, деградацией, хаосом, абсурдом и другим негативизмом, вызывает скверные эмоции, отвращение. Тем более никто не должен стремиться к низменному (чрезмерному негативному). В одном афоризме подмечено: в небольшом количестве вино полезно, но кто много его пьёт, тот им унижен.

Трагедия означает гибель, крушение надежд. Самодовольные богатые римляне испытывали восторг от добивания раненного гладиатора. Некоторые фашистские изверги с удовольствием наблюдали как в газовых камерах корчатся в предсмертных муках обречённые пленники. Но у нормальных людей смерть близких и даже незнакомых вызывает лишь потрясение, жалость, сострадание, скорбь. Некоторое исключение составляет круговорот жизни и смерти: проросшее зерно в земле превращается затем в стебель и колос, осенью деревья замирают, весной – пробуждаются, печаль по убитым в боях сменяется небывалой радостью, ликованием от победы. Память о погибших героях превращает их в бессмертных.

Комическими выглядят придурковатые, всякие недотёпы, неуклюжие, пустозвоны, разгильдяи, балагуры, курьёзные, забавные, неудачные, нелепые поступки. Они вызывают смех, который как отрицает что-либо, так и утверждает. Он является могучей критической силой. Применяются такие его формы, как сатира, сарказм, юмор, ирония, пародия, анекдот, шутка, эпиграф, карикатура, каламбур, улыбка. В смешном присутствует и частица безобразного.

Комизм присущ и некоторым творцам и их произведениям. Представитель пёстрого и хаотичного, лишённого логики дадизма М. Дюшан добавил «Джоконде» на репродукции усы и бороду и тем самым изуродовал её облик. Не восхищались посетители выставок различными коллажами в виде наклеенных на холст окурков, газет, опилок, звуками от ударов в ящики и банки, танцующими в мешках. Сюрреалист Андре Массон произвольно водил пером по бумаге, также наклеивал кусочки тканей, песок. Одна из картин Сальвадора Дали названа «Остатки автомобиля, давшие рождение слепой лошади, убивающей телефон».

Вскрыть комичность не абстрактного образа, а конкретного оппонента, противника – значит одержать первую победу. Не зря Гитлер так ненавидел Кукриниксов. Над недостатками других можно потешаться, прежде всего мстителям, но даже беззлобная, дружелюбная критика их, остроты не воспринимаются высмеиваемыми. Часто из-за них собеседники (даже заочные) ссорятся. Церковнослужители негативно относятся к комедии и к высмеиванию в жизни. Хотя они и помогают избавляться от многих недостатков, выделять ценное, но не доставляют приятных ощущений, радости критикуемым. Мало кто хочет быть смешным в глазах других.

Платон давным-давно предлагал не использовать в воспитании те произведения, в которых описываются войны, интриги и прочие коварства, излагаются религиозные мифологические представления, способные ослабить мужество будущих воинов, защитников государства и закона, в которых представлены в неблагоприятном свете герои, в т. ч. боги. Он был противником как трагедий, противоречащих идеалу счастливчиков, так и комедий, шуточно воспроизводящих людей безобразных. Поэт не должен творить вопреки справедливости, красоте и благу. Но теперешние мыслители бездоказательно заявляют, что все творения доставляют наслаждения (см. Ю. Борев. Эстетика. М., 2005, с. 72).

Безобразное, трагическое и комическое всесторонне раскрывают авторы художественных произведений, чтобы отразить полифонию, диалектику жизнедеятельности, более чётко обозначить на их фоне красоту. Но эти антитезы не имеют прямого отношения к эстетике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.01 с.)