Профили: «Биология», «География», «Безопасность жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профили: «Биология», «География», «Безопасность жизнедеятельности»



Степень выпускника:

Бакалавр

 

Новосибирск 2011

 

СОСТАВИТЕЛЬ: Ряписова Алевтина Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент,

зав. кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН

___________________ А.Г. Ряписова

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН

(протокол № 1 от «30» августа 2011 г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Директор ИЕСЭН __________________ А.Е. Просенко

 

Начальник УМУ __________________ Е.В. Добровольская

 

 

Директор библиотеки __________________ Л.Н. Есина

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профессиональная производственная психолого-педагогическая практика студентов регламентируется ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» и СТО НГПУ 7.5-05/03-2012. Ее содержание ориентировано на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Цель практики – закрепление полученных психолого-педагогические знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в роли классного руководителя, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки студента и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Задачи психолого-педагогической практики определены ФГОС ВПО. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Место психолого-педагогической практики в структуре ООП бакалавриата.

Психолого-педагогическая является обязательной частью профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» и рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в университете с будущей практической деятельностью. Методическая подготовка студентов осуществляется на лекционных, семинарских занятиях учебных дисциплин профессиональной подготовки «Педагогика» и «Психология».

В соответствии с учебным планом производственная психолого-педагогическая практика на дневной форме обучения проводится в 5 семестре длительностью в две недели. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Учебная практика проводится в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Учебная практика предполагает отчет обучающегося об итогах практики и отзыв руководителя практики (приложение). Формой итогового контроля является зачет с дифференцированной отметкой (отлично, хорошо, удовлетворительно).

По итогам практики проводится конференция, составляются письменные отчеты студентов, прилагаются характеристики-отзывы от классного руководителя.

Требования к результатам обучения

Содержание профессиональной производственной психолого-педагогической практики студентов ориентировано на формирование следующих компетенций:

владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).

После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений:

- гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи; осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

- конструктивные – умение определять цели и задачи деятельности классного руководителя, умение составлять план деятельности на неделю, четверть с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы школы, организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.; организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития; осуществлять рефлексию способов и результатов своих профессиональных действий; эффективно взаимодействовать с педагогами школы и другими специалистами по вопросам воспитания и развития детей.

- коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством школы.

- организаторские – умение создавать оптимальные условия для воспитания и развития детей в условиях образовательной организации; умение организовать свой труд; умение организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов; умение организовать (спланировать и провести) мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера.

- информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования.

Производственная педагогическая практика предоставляет студентам условия, максимально приближенные к профессиональным условиям работы. При прохождении этой практики студенты знакомятся с различными видами образовательных учреждений (гимназиями, лицеями, негосударственными образовательными учреждениями и др.). Она обеспечивает вовлеченность субъекта в образовательный процесс и дает возможность реализовать все функциональные обязанности. В процессе такой практики студенты приобретают также умения и навыки работы с нормативными документами, составления планов, конспектов, сценариев. На данном этапе студент выполняет серию производственных заданий; формирует умения практически решать выявленную профессиональную проблему; работает в качестве стажера. Таким образом, он нацелен на гармонизацию основных функций бакалавра. Именно способность будущего профессионала гармонизировать в своей работе все основные виды общепрофессиональной деятельности служит важным показателем сформированности основных умений и навыков.

Таким образом в рамках психолого-педагогической практики в конкретных образовательных учреждениях г. Новосибирска реализуются технология формирования умений и навыков бакалавра взаимодействовать ссубъектами образовательного процессаитехнология гармонизации общепрофессиональных умений и навыков будущего бакалавра в профессиональной деятельности [3, СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 Организация и проведение профессиональных практик, приложение Е].

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В период производственной педагогической практики студент-практикант:

– выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, становясь членом коллектива учреждения;

– участвует в установочном и итоговом мероприятиях по практике на факультете/институте;

– участвует в установочном и итоговом мероприятиях по практике в организации;

– в период практики подчиняется правилам внутреннего распорядка организации (учреждения, предприятия), соблюдает правила техники безопасности, выполняет все распоряжения администрации организации и руководителей практики;

– посещает мероприятия других студентов, участвует в их обсуждении;

– изучает передовой опыт, овладевает передовыми технологиями, собирает практический материал для написания курсовой или дипломной работ;

– ведет документацию (составлять индивидуальный план прохождения практики, дневник, отчет и т.д.) в соответствии с учебно-методическими материалами;

– отчитывается о результатах своей работы на итоговых конференциях в учреждении и на факультете/институте, сдает групповому руководителю и преподавателям кафедр педагогики и психологии отчетную документацию [3, СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 Организация и проведение профессиональных практик, приложение М].

 

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Таблица

 

Задание Отчетность
  Примите участие в установочных конференциях по педагогической практике (в НГПУ и в ОУ) Дневник студента-практиканта: укажите тип ОУ (гимназия, лицей и др.) и его номер, район, адрес, телефон; фамилию, имя и отчество директора и зам. директора по воспитательной работе; фамилию, имя, отчество и квалификацию классного руководителя; номер и букву класса, список всех учащихся, сведения об их расположении в классе, расписание уроков и звонков. Поинтересуйтесь традициями школы и концепцией ее развития
  Характеристика образовательной среды образовательного учреждения, т.е. комплексный анализ всех образовательных воздействий в их специфическом проявлении и сочетании, характерном для конкретной школы Конспект: · особенности образовательного учреждения, в котором проходила практика, · развивающий эффект применяемых методов, средств, форм учебной и воспитательной работы с учащимися: – ориентация обучения на возрастные психологические новообразования; – организация обучения на основе ведущей деятельности; – применение активных (интерактивных) методов обучения; – реализация взаимосвязи с другими видами деятельности; · интерьер школы, соответствие материально-технического оснащения гигиеническим, психологическим и эстетическим нормам; · социально-психологический климат в образовательном учреждении
  Характеристика организационной структуры управления школой Схема организационной структуры управления (Совет образовательного учреждения, педагогический совет школы, попечительский совет, методическое объединение, кафедра, педагогический консилиум, секция классных руководителей и др.). Укажите, в каких формах организационно-управленческой деятельности Вы приняли участие в период практики
  Описание особенностей системы воспитательной работы школы. Анализ содержания планов школы и классного руководителя на период педпрактики. Содержание и форма работы с родителями учащихся в период практики Конспект: · изучение результатов диагностики воспитательного процесса при составлении плана; · ориентация на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; · соответствие планируемого содержания организационным формам. Анализ мероприятия по работе с родителями учащихся, в котором Вы приняли участие в период практики
  Проведите психолого-педагогическую диагностику учащихся класса, используя комплекс методов (наблюдение, беседу, анкетирование, опросники, графические методики, социометрию, тестирование, анализ продуктов деятельности и школьной документации) Психолого-педагогическая характеристика класса и конкретные рекомендации для учителя по работе с этим детским коллективом    
  Осуществите глубокое изучение личности одного учащегося, применяя комплекс методов психолого-педагогического исследования, проведите анализ полученных результатов Психолого-педагогическая характеристика личности подростка
  На основании интерпретации результатов педагогической диагностики составьте план своей работы на период педагогической практики План педагогической деятельности, включающий организационно-воспитательную, преподавательскую и коррекционно-развивающую работу с учащимися класса (согласованный с учителем, классным руководителем и групповым руководителем)
  Составьте психолого-педагогический анализ воспитательного дела, проведенного классным руководителем или студентом вашей группы Текст анализа воспитательного мероприятия (по предлагаемой схеме)
  Подготовьте и самостоятельно проведите одно или два (по согласованию с руководителем практики) внеурочных воспитательных дела Конспекты одного или двух внеурочных воспитательных мероприятий
  Посетите и проанализируйте уроки по Вашему профилю обучения, проведенные учителем-наставником или студентом вашей группы в средних и старших классах ОУ Протоколы уроков и тексты анализов уроков, составленные по предлагаемой схеме (их количество согласуйте с руководителем практики)
  Осуществите педагогическую рефлексию Опишите свои личностные особенности, склонности к педагогической деятельности, оцените свое психологическое состояние в процессе педпракти- ки. Выявите динамику, позитив- ные изменения в собственной теоретической и практической подготовке, развитии педагоги- ческих способностей, становле- нии профессиональной компе- тентности (что поняли, чему научились, в чем разочаровались, что открыли для себя и в себе)
  Подготовьте выступление на итоговой конференции по педагогической практике   Участие в итоговой конференции по педагогической практике
  Составьте отчет о педагогической практике в форме портфолио и сдайте его для контроля руководителю практики. К отчету прилагается характеристика студента-практиканта, которую составляет учитель-предметник или классный руководитель (в соответствии со СТО НГПУ 7.5-05/02-2009, Приложение Л, с. 39)   Отчет студента-практиканта в форме портфолио.     В характеристике оценивается отношение студента к педагогической деятельности, характер общения с учащимися и учителями, уровень сформированности педагогических умений, степень владения образовательной технологией, профессионально значимые качества личности студента

Приложение

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Бланк организации

Студент ГОУ ВПО НГПУ_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

_______________________________факультета/института, ____курса,

профиля обучения _______________________________ проходил (а)

производственную педагогическую практику в ___________________ ____________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

 

Студент проявил себя ________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практика оценивается (по 5-балльной шкале) ____________________

 

 

Руководитель организации _________________ ________________

(подпись) (И.О.Ф.)

МП

 

 

Руководители практики ___________________ ________________

(подпись) (И.О.Ф.)

 

___________________ ________________

(подпись) (И.О.Ф.)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.033 с.)