I. Психологические особенности личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Психологические особенности личности



Изучение личности школьника

 

 

«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания, сколько необходимого для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют»

В. А. Сухомлинский.

 

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, со всеми его случайностями и во всем его величии, со всеми его будничными и мелкими нуждами и со всеми его великими и духовными требованиями»

К. Д. Ушинский.

II. Диагностическая функция

 

Диагноз – (греч. «распознание, определение») – термин медицинский,

 

им обозначают определение характера и сущности болезни.

 

«Диагноз» и «диагностика» входят в современную речь в своем

 

широком значении, далеко выйдя за границы медицинской сферы.

 

Сначала психология, а позже и педагогика ввели в профессиональный

 

терминологический аппарат данное понятие.

 

Педагогическая диагностика – это выявление характеристик

 

развивающейся личности с помощью специально подобранных методик,

 

позволяющих получить показатели характеристик одновременно.

 

Смысл и назначение деятельности современного классного

 

руководителя – помочь воспитаннику в его личностном развитии, тогда

 

сущность диагностической функции педагога, классного руководителя –

 

сосредоточена в слове понять. Чтобы понять ребенка, его особенности,

 

интересы, стремления, потребности, мотивы поступков, необходимо

 

изучать его индивидуально – психологические особенности, социальную

 

ситуацию развития и т.д. Диагностическая функция – изначальная и

 

особенно важная в деятельности воспитателя: каждому классному

 

руководителю необходимо

 

Изучать воспитанника чтобы знать, знать чтобы понять, понять чтобы помочь!

 

Классный руководитель периодически отслеживает динамику

 

личностного развития каждого школьника и воспитательного коллектива

 

Работая совместно с психологом, классный руководитель изучает,

выявляет, определяет:

 

û Индивидуально – психологические особенности учащихся (в том

 

числе половозрастные, физиологические), направленность личности.

 

Самооценку, тип, темперамент, форму личности, восприятие образа

 

«Я», интересы, мотивы, потребности, идеалы, ценности,

 

стремления, намерения ребенка, особенности характера;

 

û Социальный статус в семье, среде неформального общения,

 

классе, отношение воспитанника к статусу; достоинства личности,

 

референтных (авторитетных лиц);

 

û Состояние здоровья (физического, психического и социального),

 

особенностей памяти, внимания, мышления;

 

û Особенности и ситуацию семейного воспитания и микросоциума;

 

û Одаренность детей;

 

û Детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками

 

развития и др;

 

û Проблемное поле учащихся и причины его появления.

 

 

С коллективом группы, класса классный руководитель:

 

û Изучает межличностные отношения в классе, группе, особенности

 

взаимодействия детей;

 

û Выявляет уровень развития коллектива, его направленность,

 

интересы. Уровень нравственного развития учащихся в коллективе,

 

ценностно – ориентационное единство и ценностно – эмоциональное

 

единство.

 

Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика,

 

направленная на изучение индивидуально – психологических

 

особенностей школьника.

 

Психолого – педагогическая диагностика подразумевает

 

использование результатов диагностирования в целях корректировки

 

процесса обучения и воспитания.

 

При изучении учащихся необходимо руководствоваться рядом

 

принципов.

 

Прежде всего, принципом целостного изучения школьника, который

 

означает стремление понять своеобразие каждого воспитанника в целом,

 

отличать отдельные его черты, проникать в единство его внутреннего

 

психологического состояния, внешнего поведения и условий

 

деятельности в конкретный момент его жизни. Поскольку личность

 

формируется в деятельности, то и изучать школьника целесообразно в

 

ходе участия его в той или иной деятельности. При этом важно не

 

ограничиваться изучением ребенка в процессе учебной (на уроке,

 

факультативе, в предметном кружке и др.) и общественной

 

деятельности, а проследить его в максимально широком диапазоне

 

занятий, как коллективных, так и индивидуальных - от

 

самообслуживания дома и свободного общения во дворе до творческих

 

занятий.

 

Целостное представление о личности школьника складывается в том

 

случае, если изучать ее не эпизодически, а непрерывно. Только тогда

 

можно уловить многочисленные изменения, происходящие со

 

школьником.

 

Другим принципом изучения личности школьника является

 

сравнение успехов и недостатков с его личным опытом, а не с

опытом других учащихся. Различие темпераментов, физического

 

здоровья, предрасположение к тем или иным областям человеческих

 

знаний, отличия социальной микросферы, в которой живут разные дети,

 

накладывают отпечаток, структуру личности, темпы индивидуального

 

развития. Следовательно, сравнение школьника с товарищами по классу

 

не может привести к объективной и справедливой оценки его личности,

 

не может дать представление о постоянных, стержневых характеристик

 

растущего человека.

 

Еще одним важным принципом является принцип учета возрастных

 

особенностей школьников, поскольку не соотнесение некоторых

 

поступков воспитанников с их возрастом может привести к

 

принципиально неверному толкованию личности школьника,

 

совершившего эти поступки.

 

Изучение учащихся классным руководителем должно быть не

 

самоцелью, а фактором развития и коллектива. Уже сам факт активного

 

интереса педагога к внутреннему миру школьника может стать

 

стимулом возрастания интереса учащегося к самому себе,

 

совершенствования самосознания, активизации форм самовыражения в

 

коллективе.

 

Принципы изучения личности школьника реализуются в конкретных

 

методах.

 

Работать эффективно и качественно педагогу помогает знание

 

классного коллектива. Проводя изучение детского коллектива,

 

учитель решает следующие задачи: получение всесторонней информации

 

о развитии коллектива; педагогически обоснованная корректировка

 

педагогом содержания, форм, методов и стиля своей работы с

 

коллективом учащихся в соответствии с изменяющимся уровнем

 

развития коллектива.

 

В психолого – педагогической диагностике индивидуально –

 

психологических особенностей ученика и классного коллектива педагога

 

подстерегает опасность сделать ошибку в изучении личности школьника

 

и в результате этого дать неверные рекомендации, использовать

 

неадекватный метод педагогического воздействия.

 

Педагог, принимающий методы психолого – педагогической

 

диагностики, должен строго руководствоваться врачебным принципом:

 

Не навреди.

 

В связи с этим методы применяемые педагогом в изучении

 

школьников, должны отвечать критериям объективности, надежности,

достоверности.

 

Объективность педагогического измерения означает устранения

 

воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих

 

исследование. Для этого в первую очередь нужно добиваться, чтобы

 

поведение учеников, их учебная деятельность изучались и

 

регистрировались в максимально унифицированных условиях

 

(объективность проведения измерений). Затем при обработке разными

 

исследователями одного и того же материала наблюдений,

 

экспериментов, тестирования и т.п. должны получаться тождественные

 

результаты (объективность обработки данных и, наконец интерпретация

 

исследования должна быть свободна от личных пристрастий,

 

посторонних внешних воздействий.

 

Надежность метода исследования означает, что при повторении

 

исследования повторное измерение этим же методом дает те же самые

 

результаты при условии, что промежуток времени между

 

исследованиями явно не может сказаться на существенном изменении

 

измеряемого качества, а метод используется в тех же условиях.

 

Надежность метода проверяется также путем использования в целях

 

измерения какого – либо психологического феномена другой

 

апробированной психологической методики. При сопоставлении двух

 

исследований о надежности метода говорит достаточно высокий

 

коэффициент корреляции между их результатами.

 

Достоверность метода исследования непосредственно связана с

теоретическим пониманием исследователем того, что он измеряет, а в

 

связи с этим пригоден ли тот метод для измерения данного

 

психологического качества. Так, может ли быть изучено лидерство в

 

классе при помощи социометрической методики? Ошибочно думать, что

 

максимальное количество выборов, полученное учеником в ходе

 

социометрического опроса, является достаточным и необходимым

 

признаком его лидерской позиции в классе. Лидерство может быть

 

обнаружено только при изучении поведения школьников в системе

 

деловых отношений, в которые учащиеся включены на основе значимой

 

для них деятельности, поскольку при изучении детей в значимых

 

ситуациях, при организации коллективной творческой деятельности

 

лидер, как правило, возьмет на себя инициативу по организации,

 

распределению поручений, ответственности за начатое дело.

 

При изучении объекта воспитания педагог получает информацию

 

об уровне развития отдельных психологических функций (мышления,

 

внимания, памяти, темперамента, воли, эмоций), об уровне развития

 

личностных характеристик (мотивации, черт характера), о характере

 

взаимоотношений с окружающими и уровне развития коллектива класса.

 

Изучение учащихся и детского коллектива должно быть

 

целенаправленным и систематическим.

 

Для этого разрабатываются специальные программы изучения

 

школьника и детского коллектива. На основе специальных программ

 

классный руководитель составляет психолого- педагогические

 

характеристики школьника и ученического коллектива, которые являются

 

своеобразным способом хранения полученной информации.

 

Чтобы правильно воспитывать учеников, надо хорошо их знать,

 

глубоко проникнуть во внутренний мир, понимать их переживания и

 

мотивы поведения. Изучить то, чем живет школьник, каковы его

 

интересы и склонности, особенности воли, черты характера, темперамент.

 

А это, значит, найти более верный путь к сердцу, использовать

 

наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

 

 

Требования к педагогическим методикам

 

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению

 

к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели;

 

2. Исключение педагогического давления на производимый

 

выбор, как предварительного, так и последующего

 

оценочного;

3. Создание условий, максимально приближенных к

 

изолированности каждого испытуемого от влияния группы;

 

4. Сохранение анонимности полученных показателей и

 

соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями,

 

родителями и самими учениками;

 

5. Разнообразие методик и некоторая зависимость формы,

 

переключающая внимание испытуемого с назначения теста на

 

его форму;

 

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах),

 

производимая для каждой возрастной группы детей;

 

7. Предварительное планирование проведения методик на

 

определенный период времени - от фиксирования отправного

 

исходного начала до выявления результатов на момент

 

завершения работы с детьми.

 

Разумеется, опытный и чуткий педагог многое видит умным взором,

 

разгадывает добрым сердцем. В совместной деятельности ребенок

 

раскрывается, естественно проявляя свои отношения, отсюда важный

 

метод исследования – наблюдение педагога.

 

При проведении диагностических процедур педагог должен помнить:

 

- результаты обследования ни при каких условиях не должны

 

использоваться во вред ребенку;

 

- диагностика должна проводиться с согласия детей и родителей;

 

- родители могут знать результаты и выводы обследования детей;

 

- результаты диагностики без учета других факторов не могут служить

 

основанием для определения судьбы ребенка;

 

- диагностическая работа проводится педагогом в тесном сотрудничестве

 

с другими учителями, обеспечивая их необходимой информацией о

 

детях, с которыми они работают.

 

Ответы воспитанников позволят педагогу более точно уяснить, в

 

каких условиях, в каком психологическом состоянии пребывают его

 

подопечные, чтобы понять их проблемы и выстроить более

 

эффективную программу взаимодействия. Но при этом воспитатель

 

должен строго соблюдать правила обращения с данным инструментом,

 

так как он достаточно острый. Любое нарушение может больно

 

поразить психику детей, а отношения между классом и воспитателем

 

непоправимо испортить.

 

Вот эти правила:

Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей,

необходимо подготовить их к этому, создать, искреннюю,

доверительную атмосферу. Постороннему – психологу, заместителю

директора – необходимо согласовать процедуру опроса с классным

руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов.

Считать некорректными вопросы типа: «какую оценку ты бы

поставил своему классному руководителю?».

Необходимо убедить учащихся честно и искренне ответить на

вопросы.

Анкеты чаще всего следует делать анонимными (хотя надо

оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест

на смелость и мужество для самого ребенка).

Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать

типичные ответы и крайние суждения.

Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая

может ухудшить психологическое состояние учащегося или его

положение в классе, в семье (в особенности это касается тестов по

социометрии).

Беседуя по результатам анкетирования с учеником индивидуально,

следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя

усилия воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом

необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и

приемы работы над собой.

Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и

пополнять в процессе жизнедеятельности путем педагогических

наблюдений за поведением ребенка, а также учитывать мнение других

педагогов, родителей.

Обнаруженные индивидуальные особенности воспитанника следует

учитывать при организации мероприятий, одновременно давая ему

возможность победить свои слабости.

 

 

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов,

 

анкет, опросников должно делать их сильнее, обеспечивать новыми

 

знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведения,

 

снимать внутренние препятствия, комплексы и защиты.

 

Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников

 

является педагогическое наблюдение. Оно направлено на

 

систематическое их изучение в обычных условиях жизни и

 

деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только

 

наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков

 

важно выявлять причины.

 

В процессе наблюдения следует непросто констатировать факты, а

 

выявлять причины того или иного поведения и намечать пути наиболее

 

эффективного воздействия на каждого ученика с учетом его

 

особенностей. Большие трудности представляют наблюдения за

 

учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются

 

держаться в стороне от коллектива, не высказывают свое мнение.

 

Необходимо им давать интересные поручения, вовлекать в коллективную

 

деятельность, где наиболее полно раскрывается характер,

 

обнаруживаются склонности, навыки и привычки.

 

Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает

 

общественно-полезный труд. Некоторые дети проявляют торопливость,

 

неорганизованность, разбросанность, другие работают ритмично, без

 

спешки и аккуратно. Они трудятся с большим интересом и желанием,

 

другие - неохотно. Все это важно для того, чтобы правильно понять

 

ученика, найти пути его воспитания, а иногда и перевоспитания.

 

Более благоприятно наблюдать за учащимися во время внеклассной

 

работы. В совместной деятельности во внеурочное время ученики

 

полнее раскрывают свои интересы, склонности, черты характера.

 

Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за

 

поведением вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами

 

школы ведут себя по – иному. В классе они не нарушают дисциплину

 

и порядок, а на улице ведут себя негативно, проявляют, не уважение к

старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия на таких

 

учеников.

 

В процессе изучения у классного руководителя накапливается

 

информация по вопросам общего развития школьников (культура речи,

начитанность, посещение общественных мест и т.д.), идейно

 

политической направленности (отношение к политическим событиям,

участие в общественной жизни и работе класса и школы, отношение к

общественным поручениям, кому желает подражать, кумиры);

 

отношения к учебному труду и успеваемости ученика (мотивы обучения,

посещение учебных занятий, пропуски, опоздания без причин,

внимательность на уроках, систематичность выполнения домашних

заданий, самостоятельность выполнения учебного труда, успеваемость

по различным предметам, какие предметы любит, какие предметы

даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и

т.д.);

отношение школьника к физическому труду (самообслуживание, как

выполняет общественные поручения, связанные с физическим трудом,

какой труд предпочитает, проявления инициативы и

самостоятельности, каким трудом интересуется, посещение кружков,

секций); культурного уровня поведения (организованность на уроках,

вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и

склонности в области искусства, науки и техники); широту и

 

устойчивость интересов (какие кружки, организации, общества ученик

посещает, какой профессией интересуется, прилежание и

добросовестность)

Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные

 

графы. Можно эти данные записать в виде таблицы. (Приложение)

 

IY. Практические материалы

 

Примерная программа изучения школьника

 

1. Общие сведения о школьнике (возраст, здоровье).

2. Характеристика семейного воспитания (культурно – бытовые условия, взаимоотношения в семье).

3. Характеристика класса (актив, отношение к труду, успеваемость, дисциплина, межличностные отношения, симпатии, антипатии, дружба, товарищество, коллективизм, традиции класса)

4. Отношение школьника к коллективу, его авторитет в коллективе, общительность, понимание других людей, отношение к отрицательным социально – психологическим явлениям.

5. Направленность личности (личная, общественная или деловая направленность школьника; характеристика осознанных мотивов, наиболее ярко выраженные позитивные интересы, взгляды, убеждения; единство сознания и поведения, мечты, идеалы)

6. Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный; соотношение самооценки и уровня притязаний; оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критике).

7. Участие в различных видах деятельности (отношение школьника к учению; успеваемость и дисциплинированность; степень сформированности учебных навыков; отношение к труду; общественная активность; профессиональная ориентация и выбор профессии)

8. Характеристика познавательной деятельности(особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти; характеристика внимания; соотношение творческого и воссоздающего воображения; степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления; последовательность и доказательность в изложении своих мыслей; самостоятельность в суждениях и выводах; степень развития устной и письменной речи.

9. Особенности эмоционально – волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувств; степень эмоциональной возбудимости школьника; волевые особенности; целеустремленность; самостоятельность и др).

10. Способности (общие и специальные)

11. Темперамент.

12. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению: активность, дисциплинированность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе; переживание успехов и неудач класса и школы; отношение к общественным мероприятиям; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду, товарищам, взрослым).

13. Педагогические выводы: указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данными учащимися как со стороны учителей, родителей, классного и школьного коллектива, так и самим школьником.

 

Классный руководитель может получить информацию о личности

 

ребенка, используя диагностические методики.

 

Предложенные методики изучения личности дадут результат, если

 

классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет

 

справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет

 

использовать полученные результаты неформально. Используя данные

 

методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым,

 

не только для учащихся, но и для родителей и для педагогического

 

коллектива школы в целом.

 

 

Мои социальные роли

 

Предложите учащимся ответить на 6 раз на один и тот же вопрос «Кто ты?» Ответ пишется сразу, когда учащийся не знает о следующем вопросе. Затем предложите воспитанникам написать сегодняшние поступки, которые они совершают в каждой из этих ролей. Проанализируйте, какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, какая на периферии.

 

 

Что я люблю? Что не люблю?

 

Напишите 10 ответов на вопрос «Что я люблю?» и 10 - на вопрос «Что я больше всего не люблю?» В данной методике выделяются группы противоположных предпочтений. Ориентация на духовные ценности

(..% -?), материальные (..% -?), на созидание (..% -?), на индивидуальное благо (..% -?), на общественные (..% -?),. процентное соотношение групп – результат данной диагностики и предмет осмысления для классного руководителя.

 

Ранжирование

 

Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.

 

Умный друзья читать

Честный труд смотреть телевизор

Скромный знания гулять

Справедливый Родина веселиться, играть

Трудолюбивый деньги общаться с друзьями

Верный школа учиться

Ласковый человек помогать по хозяйству

Добрый природа заботится о животных

Предприимчивый здоровье играть с младшими

Общительный семья заниматься спортом

Веселый успех слушать музыку

Энергичный творчество возиться с техникой

 

 

Порядок обработки полученных данных.

Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.

Примерный вариант таблицы по методике ранжирования

 

Фамилия, либо № анкеты Полученные показатели
умный Честный Верный Добрый Веселый Трудолюбивый
1 2 3 Сумма баллов:   0 8 7 6 8 21 5 7 6 18 12 11 11 34

 

Аналогично обрабатываются методики ценностей, занятий.

Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:

 

Средний сумма баллов

рейтинг = количество опрашиваемых

наш пример: «Умный» 16: 3 = 5,3

Далее строите диаграмму, позволяющую увидеть приоритет ценностей.

 

Интересным может быть ранжирование личных местоимений. Даются местоимения Я, ОН, ОНА, ТЫ, ВЫ, ОНИ - их нужно расставить по порядку личной значимости.

 

 

Знаю ли тех, кого знаю.

 

Предложите воспитанникам написать имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записать достоинства каждого лица. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численные соотношения количества «знакомых» и количества «достоинств» укажет на эту меру.

 

 

Ассоциативный тест.

 

Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:

Школа мы

Учитель труд

Человек книга

Деньги класс

 

Время строго ограничено, а слов написать, как можно больше.

Проанализировав полученные данные, вы сможете достаточно быстро определить позитивные и негативные установки и отношения к предложенным понятиям. Слова, избираемые для данного теста, обозначают то явление, отношение к которому изучает педагог. В конечном счете оказывается, что учащийся пишет слова, несущие в себе одну и ту же ценность, что позволяет выявить ценностные ориентации, предпочтения.

 

 

Фантастический выбор

 

Эта методика требует игровой инструментовки педагогом. Классный руководитель производит апелляцию к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Учащиеся называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

- Приплыла к тебе Золотая Рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

- У тебя в руках Цветик – Семицветик. Отрывай мысленно лепестки. Чего бы ты попросил для себя?

- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

«Фантастический выбор» может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.

Математический обсчет, который делает педагог ни в коем случае не отрывается детям. Да он их и не интересует, они вполне удовлетворены содержанием красивого плаката.

 

 

Сферограмма

 

Метод сферограммы выявляет круг интересов и потребностей человека. Предлагается два вопроса. Первый: Чего бы ты хотел иметь больше всего на свете? Второй: Что бы ты стал с этим делать, если бы этого было у тебя слишком много? Возможно приложить ко второму вопросу варианты ответов, такие как: «продам», «спрячу – пригодится», «отдам» …

Обработка результатов принимает графическую четкую картину: секторы вычерченных концентрических кругов будут указывать на узкие или далекие сферы сопричастности детей к миру как таковому.

Сферографическим способом пользуется педагог неосознанно и в повседневной беседе с детьми, когда спрашивает: «А хотел бы это иметь много – много?» А потом: «И что же ты стал бы с этим делать?»

Если педагогу известны пристрастия детей, то он может варьировать вопросы: «Если бы у тебя было очень – очень много мороженого, то что с ним делать?» или «Если бы ты получил целый фургон футбольных мячей, то как бы ты им распорядился?»

Результаты проведенной сферограммы лучше всего сообщить детям. Однако при этом нельзя допускать сопутствующих оценок типа «молодцы» или «очень жаль». Такого рода оценки устранят в дальнейшем возможность использовать данную методику.

Вот как примерно выглядят обработанные результаты:

Каждая из этих цифр свидетельствует о количестве выбора близких или далеких сфер личностной заботы. (Методика может периодически повторятся).

______________________________________________________________

       
   
 
 


13%

20 21 15%

«Я» семь

29

товарищи другие

знакомые

 

 

Тест выборочного решения

 

Приведем в качестве примера из всех многочисленных вариантов такого рода тестирования тест – «размышление о жизненном опыте» и философский тест под названием «Это сладкое слово – «свобода». Названия с одной стороны скрывают исследовательские цели, а с другой - апеллируют к осмыслению школьником поведенческого опыта своей жизни в целом.

Данное тестирование естественно входит в школьную жизнь, если проводить его перед каникулами либо в начале четверти, либо по окончании учебного года – то есть в какие – то этапные моменты школьной жизни, тогда скрыта от детей исследовательская цель педагога.

Вот содержание этического теста.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

А) обойду не потревожив;

Б) отодвину и пройду;

В) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

А) ничего, какое мое дело?

Б) не знаю, как сложатся обстоятельства;

В) подойду, заговорю непременно.

3. Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

А) тороплюсь в школу (на работу);

Б) если попросят о помощи, не откажу;

В) звону по телефону «03», останавливаю прохожих.

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

А) предложу свою помощь;

Б) не вмешиваюсь в чужую жизнь;

В) если попросят я, конечно, помогу.

5. Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

А) выражаю сожаление, конечно;

Б) оборачиваюсь, предлагаю уступить;

В) не знаю, посмотрю как выглядит эта бабушка.

6. Узнаете, что непосредственно наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

А) очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами;

Б) ничего, жизнь вообще несправедлива;

В) вступлюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

А) они мои, раз я их нашел;

Б) завтра спрошу, кто потерял;

В) может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

А) на шпаргалки, конечно, или на везение;

Б) на усталость экзаменатора – авось пропустит;

В) на себя самого, на свои знания.

9. Вам предстоит выбирать профессию. Как будите это делать?

А) найду что – нибудь рядом с домом;

Б) поищу высокооплачиваемую работу;

В) выбирать стану творческую работу;

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

А) неизвестные красоты нашей страны;

Б) экзотические страны;

В) богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

А) поболтаюсь немного, потом видно будет;

Б) ухожу домой, конечно;

В) присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что делать?

А) соглашаюсь с благодарностью;

Б) сначала узнаю, сколько было таких случаев;

В) отказываюсь решительно.

13. Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

А) забываю про него, вспомню, если скажут;

Б) выполняю, разумеется;

В) ищу причины, чтобы дать отказ.

14. Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

А) да, непременно всем друзьям и знакомым;

Б) не знаю, скажу, если случай подвернется;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.235.89 (0.399 с.)