III. Реализация диагностической функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Реализация диагностической функции



 

Реализация диагностической функции предполагает использование

 

разнообразных психологических и педагогических методик.

 

Педагогические методики отличаются от психологических тем, что

 

последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как

 

первые «определяют тенденции формирующихся характеристик».

 

Педагогические методики «влеплены» в воспитательный процесс. Их

 

проявление само по себе является воспитательным актом и составляет

 

одно из слагаемых воспитательной работы. С точки зрения

 

воспитательных целей эти методики могут служить средством

 

формирования ценностных ориентаций, моментом самосознания и

 

способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для

 

планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения

 

новых жизненных целей.

 

Педагогические методики просты, необъемны, технически

 

необременительные для воспитателя и экономны. Они интересны и

 

увлекательны для детей как по форме, так и по содержанию. Это

 

достоинство имеет свою отрицательную сторону: получаемые результаты

 

не всегда недостаточно глубоки и требуют уточнения.

Центральная идея педагогических методик – создание ситуации

 

«свободного выбора», в которой выявляются отношения.

 

Исследовательские методики – конкретная форма реализации того

 

или иного исследовательского метода для диагностики, определения

 

особенностей жизни учащихся, причин разнообразных педагогических

 

явлений. С их помощью классный руководитель может найти ответ на

 

конкретный более узкий, или более широкий вопрос, который ставит

 

перед ним его личная практика работы с детьми.

 

В каждой методике следует точно определить ведущие

 

исследовательские задачи и критерии, по которым данная методика

 

будет обрабатываться.

 

Подходы к классификации психопедагогических методов и методик

 

существуют самые разнообразные, так А.А. Бодалев и В.В. Столин

 

говорят об объективных и диалогических методах исследования

 

личности. К объективным они относят тесты, опросники, шкальные

 

техники. К диалогическим – беседы, интервью, диагностические игры,

 

проективные методики.

 

Н.Е. Щуркова, определяя «педагогические диагностики» как

 

способы тонкого исследования социально – психологических

 

характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры

 

замечает, что «любая диагностика фиксирует положение на данный миг

 

жизни и, значит, не может служить основанием для создания

 

личностной характеристики как чего – то статичного и устойчивого».

 

Она выделяет в качестве педагогических методик наблюдения, ситуации

 

поведенческого выбора, опросники, игры, сочинения, тесты.

 

К. Д. Радина сгруппировала методики по другому основанию –

 

отношению:

 

û Методики, выявляющие отношения к отдельным делам (степень

 

участия, активности, самостоятельности, отношения к товарищам,

 

эмоциональное состояние);

 

û Методики оценки дела (огонек – анализ дела, экспериментальная

 

беседа, методика ранжирования, сочинение заметок);

 

û Методики изучения коллектива (определение стадий развития

 

коллектива, цветопись, рисовально – символистическая методика,

 

игровые тесты, шкалирование, социометрия, методика определения

 

общественного статуса);

 

û Методики изучения индивидуального подхода к трудному

 

подростку (где используются незаконченные предложения и

 

вопросники).

 

Л. И. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович в своей книге для

 

учителя «Изучение личности учащихся и ученических коллективов»

 

предлагают следующую квалификацию:

 

û Пассивные (наблюдение, анализ продуктов) и активные

 

(анкетирование, тестирование, проектирование и др.);

 

û Одномоментные и длительные;

 

 

û Школьные и лабораторные.

 

 

Требования к педагогическим методикам

 

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению

 

к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели;

 

2. Исключение педагогического давления на производимый

 

выбор, как предварительного, так и последующего

 

оценочного;

3. Создание условий, максимально приближенных к

 

изолированности каждого испытуемого от влияния группы;

 

4. Сохранение анонимности полученных показателей и

 

соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями,

 

родителями и самими учениками;

 

5. Разнообразие методик и некоторая зависимость формы,

 

переключающая внимание испытуемого с назначения теста на

 

его форму;

 

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах),

 

производимая для каждой возрастной группы детей;

 

7. Предварительное планирование проведения методик на

 

определенный период времени - от фиксирования отправного

 

исходного начала до выявления результатов на момент

 

завершения работы с детьми.

 

Разумеется, опытный и чуткий педагог многое видит умным взором,

 

разгадывает добрым сердцем. В совместной деятельности ребенок

 

раскрывается, естественно проявляя свои отношения, отсюда важный

 

метод исследования – наблюдение педагога.

 

При проведении диагностических процедур педагог должен помнить:

 

- результаты обследования ни при каких условиях не должны

 

использоваться во вред ребенку;

 

- диагностика должна проводиться с согласия детей и родителей;

 

- родители могут знать результаты и выводы обследования детей;

 

- результаты диагностики без учета других факторов не могут служить

 

основанием для определения судьбы ребенка;

 

- диагностическая работа проводится педагогом в тесном сотрудничестве

 

с другими учителями, обеспечивая их необходимой информацией о

 

детях, с которыми они работают.

 

Ответы воспитанников позволят педагогу более точно уяснить, в

 

каких условиях, в каком психологическом состоянии пребывают его

 

подопечные, чтобы понять их проблемы и выстроить более

 

эффективную программу взаимодействия. Но при этом воспитатель

 

должен строго соблюдать правила обращения с данным инструментом,

 

так как он достаточно острый. Любое нарушение может больно

 

поразить психику детей, а отношения между классом и воспитателем

 

непоправимо испортить.

 

Вот эти правила:

Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей,

необходимо подготовить их к этому, создать, искреннюю,

доверительную атмосферу. Постороннему – психологу, заместителю

директора – необходимо согласовать процедуру опроса с классным

руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов.

Считать некорректными вопросы типа: «какую оценку ты бы

поставил своему классному руководителю?».

Необходимо убедить учащихся честно и искренне ответить на

вопросы.

Анкеты чаще всего следует делать анонимными (хотя надо

оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест

на смелость и мужество для самого ребенка).

Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать

типичные ответы и крайние суждения.

Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая

может ухудшить психологическое состояние учащегося или его

положение в классе, в семье (в особенности это касается тестов по

социометрии).

Беседуя по результатам анкетирования с учеником индивидуально,

следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя

усилия воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом

необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и

приемы работы над собой.

Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и

пополнять в процессе жизнедеятельности путем педагогических

наблюдений за поведением ребенка, а также учитывать мнение других

педагогов, родителей.

Обнаруженные индивидуальные особенности воспитанника следует

учитывать при организации мероприятий, одновременно давая ему

возможность победить свои слабости.

 

 

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов,

 

анкет, опросников должно делать их сильнее, обеспечивать новыми

 

знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведения,

 

снимать внутренние препятствия, комплексы и защиты.

 

Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников

 

является педагогическое наблюдение. Оно направлено на

 

систематическое их изучение в обычных условиях жизни и

 

деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только

 

наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков

 

важно выявлять причины.

 

В процессе наблюдения следует непросто констатировать факты, а

 

выявлять причины того или иного поведения и намечать пути наиболее

 

эффективного воздействия на каждого ученика с учетом его

 

особенностей. Большие трудности представляют наблюдения за

 

учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются

 

держаться в стороне от коллектива, не высказывают свое мнение.

 

Необходимо им давать интересные поручения, вовлекать в коллективную

 

деятельность, где наиболее полно раскрывается характер,

 

обнаруживаются склонности, навыки и привычки.

 

Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает

 

общественно-полезный труд. Некоторые дети проявляют торопливость,

 

неорганизованность, разбросанность, другие работают ритмично, без

 

спешки и аккуратно. Они трудятся с большим интересом и желанием,

 

другие - неохотно. Все это важно для того, чтобы правильно понять

 

ученика, найти пути его воспитания, а иногда и перевоспитания.

 

Более благоприятно наблюдать за учащимися во время внеклассной

 

работы. В совместной деятельности во внеурочное время ученики

 

полнее раскрывают свои интересы, склонности, черты характера.

 

Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за

 

поведением вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами

 

школы ведут себя по – иному. В классе они не нарушают дисциплину

 

и порядок, а на улице ведут себя негативно, проявляют, не уважение к

старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия на таких

 

учеников.

 

В процессе изучения у классного руководителя накапливается

 

информация по вопросам общего развития школьников (культура речи,

начитанность, посещение общественных мест и т.д.), идейно

 

политической направленности (отношение к политическим событиям,

участие в общественной жизни и работе класса и школы, отношение к

общественным поручениям, кому желает подражать, кумиры);

 

отношения к учебному труду и успеваемости ученика (мотивы обучения,

посещение учебных занятий, пропуски, опоздания без причин,

внимательность на уроках, систематичность выполнения домашних

заданий, самостоятельность выполнения учебного труда, успеваемость

по различным предметам, какие предметы любит, какие предметы

даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и

т.д.);

отношение школьника к физическому труду (самообслуживание, как

выполняет общественные поручения, связанные с физическим трудом,

какой труд предпочитает, проявления инициативы и

самостоятельности, каким трудом интересуется, посещение кружков,

секций); культурного уровня поведения (организованность на уроках,

вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и

склонности в области искусства, науки и техники); широту и

 

устойчивость интересов (какие кружки, организации, общества ученик

посещает, какой профессией интересуется, прилежание и

добросовестность)

Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные

 

графы. Можно эти данные записать в виде таблицы. (Приложение)

 

IY. Практические материалы

 

Примерная программа изучения школьника

 

1. Общие сведения о школьнике (возраст, здоровье).

2. Характеристика семейного воспитания (культурно – бытовые условия, взаимоотношения в семье).

3. Характеристика класса (актив, отношение к труду, успеваемость, дисциплина, межличностные отношения, симпатии, антипатии, дружба, товарищество, коллективизм, традиции класса)

4. Отношение школьника к коллективу, его авторитет в коллективе, общительность, понимание других людей, отношение к отрицательным социально – психологическим явлениям.

5. Направленность личности (личная, общественная или деловая направленность школьника; характеристика осознанных мотивов, наиболее ярко выраженные позитивные интересы, взгляды, убеждения; единство сознания и поведения, мечты, идеалы)

6. Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный; соотношение самооценки и уровня притязаний; оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критике).

7. Участие в различных видах деятельности (отношение школьника к учению; успеваемость и дисциплинированность; степень сформированности учебных навыков; отношение к труду; общественная активность; профессиональная ориентация и выбор профессии)

8. Характеристика познавательной деятельности(особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти; характеристика внимания; соотношение творческого и воссоздающего воображения; степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления; последовательность и доказательность в изложении своих мыслей; самостоятельность в суждениях и выводах; степень развития устной и письменной речи.

9. Особенности эмоционально – волевой сферы (характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия; развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических; глубина и устойчивость чувств; степень эмоциональной возбудимости школьника; волевые особенности; целеустремленность; самостоятельность и др).

10. Способности (общие и специальные)

11. Темперамент.

12. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению: активность, дисциплинированность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе; переживание успехов и неудач класса и школы; отношение к общественным мероприятиям; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду, товарищам, взрослым).

13. Педагогические выводы: указать возможные линии коррекции в воспитательной работе с данными учащимися как со стороны учителей, родителей, классного и школьного коллектива, так и самим школьником.

 

Классный руководитель может получить информацию о личности

 

ребенка, используя диагностические методики.

 

Предложенные методики изучения личности дадут результат, если

 

классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет

 

справедлив и непредвзят в оценке высказываний учащихся, будет

 

использовать полученные результаты неформально. Используя данные

 

методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым,

 

не только для учащихся, но и для родителей и для педагогического

 

коллектива школы в целом.

 

 

Мои социальные роли

 

Предложите учащимся ответить на 6 раз на один и тот же вопрос «Кто ты?» Ответ пишется сразу, когда учащийся не знает о следующем вопросе. Затем предложите воспитанникам написать сегодняшние поступки, которые они совершают в каждой из этих ролей. Проанализируйте, какие роли актуальны для детей, какая роль находится в центре их сознания, какая на периферии.

 

 

Что я люблю? Что не люблю?

 

Напишите 10 ответов на вопрос «Что я люблю?» и 10 - на вопрос «Что я больше всего не люблю?» В данной методике выделяются группы противоположных предпочтений. Ориентация на духовные ценности

(..% -?), материальные (..% -?), на созидание (..% -?), на индивидуальное благо (..% -?), на общественные (..% -?),. процентное соотношение групп – результат данной диагностики и предмет осмысления для классного руководителя.

 

Ранжирование

 

Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.

 

Умный друзья читать

Честный труд смотреть телевизор

Скромный знания гулять

Справедливый Родина веселиться, играть

Трудолюбивый деньги общаться с друзьями

Верный школа учиться

Ласковый человек помогать по хозяйству

Добрый природа заботится о животных

Предприимчивый здоровье играть с младшими

Общительный семья заниматься спортом

Веселый успех слушать музыку

Энергичный творчество возиться с техникой

 

 

Порядок обработки полученных данных.

Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.

Примерный вариант таблицы по методике ранжирования

 

Фамилия, либо № анкеты Полученные показатели
умный Честный Верный Добрый Веселый Трудолюбивый
1 2 3 Сумма баллов:   0 8 7 6 8 21 5 7 6 18 12 11 11 34

 

Аналогично обрабатываются методики ценностей, занятий.

Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:

 

Средний сумма баллов

рейтинг = количество опрашиваемых

наш пример: «Умный» 16: 3 = 5,3

Далее строите диаграмму, позволяющую увидеть приоритет ценностей.

 

Интересным может быть ранжирование личных местоимений. Даются местоимения Я, ОН, ОНА, ТЫ, ВЫ, ОНИ - их нужно расставить по порядку личной значимости.

 

 

Знаю ли тех, кого знаю.

 

Предложите воспитанникам написать имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записать достоинства каждого лица. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численные соотношения количества «знакомых» и количества «достоинств» укажет на эту меру.

 

 

Ассоциативный тест.

 

Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:

Школа мы

Учитель труд

Человек книга

Деньги класс

 

Время строго ограничено, а слов написать, как можно больше.

Проанализировав полученные данные, вы сможете достаточно быстро определить позитивные и негативные установки и отношения к предложенным понятиям. Слова, избираемые для данного теста, обозначают то явление, отношение к которому изучает педагог. В конечном счете оказывается, что учащийся пишет слова, несущие в себе одну и ту же ценность, что позволяет выявить ценностные ориентации, предпочтения.

 

 

Фантастический выбор

 

Эта методика требует игровой инструментовки педагогом. Классный руководитель производит апелляцию к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Учащиеся называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

- Приплыла к тебе Золотая Рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

- У тебя в руках Цветик – Семицветик. Отрывай мысленно лепестки. Чего бы ты попросил для себя?

- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

- Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь там жить всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

«Фантастический выбор» может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.

Математический обсчет, который делает педагог ни в коем случае не отрывается детям. Да он их и не интересует, они вполне удовлетворены содержанием красивого плаката.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.93.109 (0.144 с.)